Решение по делу № 2-74/2024 (2-519/2023;) от 22.12.2023

Дело №2-74/2024

37RS0017-01-2023-001004-29

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

24 апреля 2024 года

г.Родники

Родниковский районный суд Ивановской области в составе:

председательствующего судьи: Созиновой Н.А.

при секретаре: Ващенко М.Е.

с участием представителя истца Кочетова А.В., действующего на основании ордера и доверенности,

представителей ответчиков ФИО4, ФИО9 действующих на основании доверенностей,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску М.С.Е. к Областному бюджетному учреждению здравоохранения «Родниковская центральная больница», главному врачу Областного бюджетного учреждения здравоохранения «Родниковская центральная больница» ФИО13 о признании бездействия незаконным о признании незаконным бездействия, обязании произвести определенные действия, компенсации морального вреда,

установил:

Истица обратилась в суд с иском в котором, с учетом заявления, поданного в порядке ст.39 ГПК РФ (л.д.139-141,168), просит признать незаконным бездействие главного врача Областного бюджетного учреждения здравоохранения «Родниковская центральная больница» (ОБУЗ «Родниковская ЦРБ») по не включению М.С.Е. в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в реестр работников, имеющих право на получение специальной социальной выплаты в соответствии с Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ , ежемесячно с ДД.ММ.ГГГГ; обязании, главного врача Областного бюджетного учреждения здравоохранения «Родниковская центральная больница» (ОБУЗ «Родниковская ЦРБ»), установить М.С.Е. специальную социальную выплату в размере 8 000 рублей ежемесячно, в соответствии с подпунктом «д» пункта 3 Постановления Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ, путем внесения М.С.Е. в реестр работников, имеющих право на получение специальной социальной выплаты в соответствии с Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ , за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ; обязании главного врача Областного бюджетного учреждения здравоохранения «Родниковская центральная больница» (ОБУЗ «Родниковская ЦРБ»), направить в территориальный орган Фонд пенсионного и социального страхования Российской Федерации по <адрес>, корректирующие (уточненные) сведения об установлении М.С.Е. специальной социальной выплаты в размере 8 000 рублей, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, в соответствии с подпунктом «д» пункта 3 Постановления Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ. Взыскать с Областного бюджетного учреждения здравоохранения «Родниковская центральная больница» (ОБУЗ «Родниковская ЦРБ») в ее пользу компенсацию морального вреда в размере 50 000 рублей.

Исковые требования мотивированы тем, что истица работает в поликлиническом отделении Областного бюджетного учреждения здравоохранения «Родниковская центральная больница (ОБУЗ «Родниковская ЦРБ»), по специальности зубной врач протезист, в соответствии со штатным расписанием медицинского учреждения, имеет среднее медицинское образование.

Постановлением Правительства РФ от 31.12.2022 № 2568 (далее Постановление 2568) была установлена специальная социальная выплата отдельным категориям медицинских работников медицинских организаций, входящих в государственную и муниципальную системы здравоохранения и участвующих в базовой программе обязательного медицинского страхования либо территориальных программах обязательного медицинского страхования.

Между тем, не смотря на данное обстоятельство, специальную социальную выплату ей не выплачивают. Основанием для отказа в производстве выплаты, по мнению руководства медицинского учреждения, является оказание ею платных услуг по протезированию.

При этом руководство указывает, что зубопротезный кабинет, является структурным подразделением ОБУЗ «Родниковская ЦРБ» (что в принципе не основано в силу места нахождения зубопротезного кабинета).

Так же руководство указывает, что специальную социальную выплату производит ФСС, пенсионный фонд.

Считает действия по невыплате специальной социальной выплаты не законными по следующим основаниям. Истца работает в должности зубного врача протезиста, согласно штатного расписания ОБУЗ «Родниковская ЦРБ», является специалистом со средним медицинским образованием. Медицинское учреждение, где она работает, имеет статус районного лечебного учреждения, где медицинская помощь оказывается по территориально-участковому принципу, на основании полиса ОМС. Реализация медицинской помощи (услуг) гражданам по зубопротезированию, оказывается в соответствии с установленными стандартами оказания медицинской помощи населению, установленному как законодательством Российской Федерации, так и ведомственными приказами Министерства здравоохранения Российской Федерации.

При этом зубное протезирование оказывается как на платной основе (денежные средства от оказанных услуг поступают в соответствующий бюджет), так и за счет ассигнований областного бюджета (отдельным категориям граждан медицинская помощь оказывается бесплатно).

Полагает, что основными критериями наличия права у врача на получение специальной социальной выплаты, является место его работы медицинское учреждение отвечающие требованиям Постановления №2568 входящих в государственную и муниципальную систему здравоохранения и участвующее в реализации базовой программы обязательного медицинского страхования либо территориальных программ обязательного медицинского страхования, наличие должности (специальности) в штатном расписании лечебного учреждения.

Наименование занимаемой должности (за исключением главного врача, заместителя главного врача), специальность врача, оказание им платных услуг правового значения при назначении специальной социальной выплаты не имеет.

Полагает, что она, как специалист, относящийся к среднему медицинскому персоналу, согласно штатному расписанию лечебного учреждения, учитывая ее должность, ее должностную инструкцию (согласно Справочника), обладает правом на выплату ей специальной социальной помощи в рамках Постановления № 2568.

Истица М.С.Е. в судебное заседание не явилась, о времени и месте судебного заседания извещена в порядке гл.10 ГПК РФ. Ее интересы в судебном заседании представлял Кочетов А.В., действующий на основании ордера и доверенности, который в судебном заседании измененные исковые требования поддержал, по доводам, изложенным в исковом заявлении.

Ответчик главный врач Областного бюджетного учреждения здравоохранения «Родниковская центральная больница» Пономарёва М.А. в судебное заседание не явилась, о времени и месте судебного заседания извещена в порядке гл.10 ГПК РФ. Направила в адрес суда письменный отзыв на исковое заявление, который приобщен к материалам дела. Из отзыва следует, что с исковыми требованиями истца не согласна, поскольку истица оказывает медицинские услуги населению на платной основе по изготовлению зубных протезов, челюстно-лицевых протезов и ортодонтических аппаратов, а право на специальную социальную выплату имеют медицинские работники, участвующие в реализации базовой программы обязательного медицинского страхования (л.д.121-123, 162-167).

Представитель ответчиков ФИО4 в судебном заседании с требованиями истца не согласился, просил в удовлетворении требований отказать, поскольку истица оказывает медицинские услуги населению на платной основе по изготовлению зубных протезов, челюстно-лицевых протезов и ортодонтических аппаратов, а право на специальную социальную выплату имеют медицинские работники, участвующие в реализации базовой программы обязательного медицинского страхования. Более подробная позиция изложена в письменном отзыве на исковое заявление (л.д.35-38).

Представитель ответчика ОБУЗ «Родниковская ЦРБ» ФИО9 в судебном заседании возражала против исковых требований. Просила в удовлетворении требований отказать, так как М.С.Е. оказывает платные медицинские услуги, в реализации базовой программы обязательного медицинского страхования не участвует, в связи с чем к ней не применимо Постановление № 2568.

Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, Отделение Фонда пенсионного и социального страхования по Ивановской области (ОСФР по Ивановской области) ФИО5 в судебное заседание не явилась. Направила в адрес суда ходатайство о рассмотрении дела в отсутствии представителя. Ранее в судебном заседании возражала против удовлетворения исковых требований, поскольку зубопротезное отделение ОБУЗ «Родниковская ЦРБ» финансируется за счет средств пациентов и областного бюджета Ивановской области, в системе обязательного медицинского страхования не участвует, в соответствии с Постановлением № 2568 специальные социальные выплаты для медицинских работников, оказывающих не входящую в базовую программу обязательного медицинского страхования, должны устанавливаться за счет средств бюджета субъектов. Действия ОБУЗ «Родниковская ЦРБ» являются законными и правомерным, оснований для взыскания морального вреда отсутствуют. Более подробная позиция изложена в письменном отзыве, приобщенном к материалам дела (л.д.68-71,113).

Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, Территориальный фонд обязательного медицинского страхования Ивановской области (ТФОМС Ивановской области) в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания извещен в порядке гл.10 ГПК РФ. Направил в адрес суда письменные пояснения к исковому заявлению, которые приобщены к материалам дела. Указывает, что ТФОМС Ивановской области не участвует в реализации постановления №2568, в связи с чем решение, выносимое судом, не может повлиять на права и обязанности по отношению к одной из сторон (л.д.126).

Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания извещен в порядке гл.10 ГПК РФ. Направил в адрес суда письменный отзыв, из которого следует, что решение вопросов по определению права получения дополнительной государственной социальной поддержки в виде социальной выплаты, предусмотренной Постановлением № 2568, в том числе вопросов включения в реестр медицинских работников, имеющих право на получение специальной социальной выплаты, не относится к полномочиям Федерального фонда обязательного медицинского страхования в связи с чем просили рассмотреть дело в отсутствие представителя.

Изучив материалы дела, выслушав доводы лиц, участвующих в деле, суд приходит к следующему.

Выслушав лиц, участвующих в деле, изучив письменные материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии с абзацем 5 ч. 1 ст. 21 Трудового кодекса Российской Федерации (далее - ТК РФ) работник имеет право на своевременную и в полном объеме выплату заработной платы в соответствии со своей квалификацией, сложностью труда, количеством и качеством выполненной работы. Работодатель обязан выплачивать в полном размере причитающуюся работникам заработную плату в сроки, установленные в соответствии с данным Кодексом, коллективным договором, правилами внутреннего трудового распорядка, трудовыми договорами (абз. 7 ч. 2 ст. 22 ТК РФ).

Понятие заработной платы сформулировано в ч. 1 ст. 129 ТК РФ, согласно которой она определяется как вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты).

Постановлением Правительства РФ от 31 декабря 2022 г. № 2568 отдельным категориям медицинских работников медучреждений государственной системы здравоохранения, участвующих в программах ОМС с 1 января 2023 года установлена ежемесячная специальная социальная выплата.

В пункте 2 Постановления Правительства РФ от 31 декабря 2022 года № 2568 с 1 января 2023 г. установлена специальная социальная выплата следующим категориям медицинских работников (за исключением руководителей медицинских организаций и их заместителей, а также случаев внутреннего и внешнего совместительства) медицинских организаций, входящих в государственную и муниципальную системы здравоохранения и участвующих в реализации базовой программы обязательного медицинского страхования либо территориальных программ обязательного медицинского страхования, и медицинских организаций, входящих в государственную и муниципальную системы здравоохранения и расположенных на территориях Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Запорожской области и Херсонской области:

а) врачи центральных районных, районных и участковых больниц;

б) врачи, к которым обращаются (которых посещают) граждане по поводу заболеваний (состояний) или с профилактической целью, включая проведение исследований, работающие в медицинских организациях, оказывающих первичную медико-санитарную помощь по территориально-участковому принципу прикрепленному населению, а также осуществляющие диспансерное наблюдение граждан по основному заболеванию (состоянию);

в) врачи и медицинские работники с высшим (немедицинским) образованием, осуществляющие прижизненные гистологические и цитологические исследования по направлениям медицинских работников, указанных в подпунктах «а» и «б» настоящего пункта;

г) врачи станций (отделений) скорой медицинской помощи;

д) специалисты со средним медицинским образованием центральных районных, районных и участковых больниц;

е) специалисты со средним медицинским образованием, работающие с врачами, указанными в подпункте «б» настоящего пункта, а также оказывающие первичную медико-санитарную помощь по поводу заболеваний (состояний) или с профилактической целью, включая проведение исследований, по территориально-участковому принципу прикрепленному населению и (или) осуществляющие диспансерное наблюдение граждан по основному заболеванию (состоянию);

ж) фельдшеры и медицинские сестры станций (отделений) скорой медицинской помощи;

з) младший медицинский персонал центральных районных, районных и участковых больниц;

и) младший медицинский персонал медицинских организаций, оказывающих первичную медико-санитарную помощь гражданам по территориально-участковому принципу;

к) младший медицинский персонал станций (отделений) скорой медицинской помощи;

л) медицинские сестры (фельдшеры) по приему вызовов скорой медицинской помощи и передаче их выездным бригадам скорой медицинской помощи.

Приказом Минздрава России от 10.03.2023 N 99н утверждены Разъяснения по применению постановления Правительства Российской Федерации от 31.12.2022 N 2568 (далее - Разъяснения).

Согласно п. 3 Разъяснений, должности медицинских работников, претендующих на получение выплаты, должны соответствовать должностям, определенным в Номенклатуре должностей медицинских работников и фармацевтических работников, утвержденной Приказом Минздрава России от 20.12.2012 № 1183н.

Пунктом 4 Разъяснений установлено, что при осуществлении специальной социальной выплаты, в том числе учитывается, что специальная социальная выплата производится медицинским работникам:

- указанным в подпунктах «а», «д» и «з» пункта 2 постановления № 2568, работающим в центральных районных, районных и участковых больницах, являющихся как самостоятельными юридическими лицами, их филиалами, так и структурными подразделениями медицинских организаций;

- указанным в подпунктах «б», «е» и «и» пункта 2 постановления № 2568, работающим в медицинских организациях, оказывающих первичную медико-санитарную помощь по территориально-участковому принципу прикрепленному населению в амбулаторных условиях и в условиях дневного стационара, с учетом порядков оказания медицинской помощи, включая врачей акушеров-гинекологов в женских консультациях (в том числе созданных как структурные подразделения медицинских организаций);

- указанным в подпунктах «б» и «е» пункта 2 постановления № 2568 в случае осуществления ими диспансерного наблюдения по основному заболеванию (состоянию), включая врачей-онкологов онкологических диспансеров и больниц, врачей-кардиологов кардиологических диспансеров.

Судом установлено, что согласно трудовому договору от 30.12.2008 № 607 и дополнительным соглашениям к нему М.С.Е. принята на должность «врач-зубной» в районную поликлинику ОБУЗ «Родниковская ЦРБ».

Согласно записи в трудовой книжке М.С.Е. с ДД.ММ.ГГГГ переведена на должность зубного врача зубопротезного кабинета (л.д.31-34).

Согласно штатного расписания на 01.01.2023 года зубопротезный кабинет входит в отделение предпринимательской деятельности (л.д.29).

Из положения по оплате труда работников зубопротезного кабинета ОБУЗ «Родниковская ЦРБ» следует, что зубопротезный кабинет, являясь структурным подразделением лечебного учреждения (ОБУЗ «Родниковская ЦРБ», утвержденный приказом Департамента здравоохранения Ивановской области № 161 от 01.10.2020 «О внесении изменений в приложение к приказу Департамента здравоохранения Ивановской области от 02.07.2020 № 116 «Об утверждении структуры областного бюджетного учреждения здравоохранения «Родниковская центральная районная больница»), имеет основную цель более полное удовлетворение потребностей населения в ортопедической помощи. Оказание медицинских ортопедических услуг на платной основе является дополнительным источником дохода учреждения и своими задачами преследует привлечение дополнительных финансовых средств для материально-технического и социального развития учреждения, а также материального поощрения работников, занятых в сфере оказания услуг.

Согласно п. 2.1. Положения доход зубопротезного кабинета складывается из поступлений от физических лиц через финансово-кредитные учреждения, и по перечислениям на расчетный счет, открытый в УФК «Доходы от иной и приносящей доход деятельности» от юридических лиц.

Для расчета оплаты труда работников применяется сдельная оплата труда, за исключением должностей уборщиков служебных и производственных помещений. Суть сдельной оплаты труда заключается в том, что работники, принимающие участие в оказании платных зубопротезных услуг, получают заработную плату не повременно, на основании отработанного ими времени, а в зависимости от полученных доходов.

Приказом главного врача ОБУЗ «Родниковская ЦРБ» от 31.01.2023 №26/1 в структурных подразделениях утвержден перечень должностей медицинских работников, оказывающих медицинскую помощь в рамках территориальной программы обязательного медицинского страхования, и имеющих право на установление специальных социальных выплат, и максимальные месячные размеры специальных социальных выплат.

Согласно позиции работодателя, должность «зубной врач» зубопротезного кабинета в данный перечень не включен, поскольку зубопротезный кабинет оказывает медицинские услуги населению на платной основе, а право на специальную социальную выплату имеют медицинские работники, участвующие в реализации базовой программы обязательного медицинского страхования.

Полагая, что вправе претендовать на получение ежемесячной специальной социальной выплаты согласно п. п. «д» п. 3 постановления Правительства РФ от 31.12.2022 г. №2568, истица обратилась в суд с настоящим иском.

Между тем, постановлением Правительства РФ от 31 декабря 2022 года № 2568 ежемесячная специальная социальная выплата установлена отдельным категориям медицинских работников медучреждений государственной системы здравоохранения, участвующих в программах ОМС.

Согласно же штатному расписанию, утвержденному главным врачом ОБУЗ «Родниковская ЦРБ», должность «Зубной врач» зубопротезного кабинета медицинских отнесена к должностям, которая содержится за счет средств, поступивших от оказания услуг населению на платной основе, а не за счет ОМС. Соответственно, М.С.Е., занимая должность «Зубной врач» зубопротезного кабинета не участвуют в оказании медицинских услуг по программе ОМС, то есть выполняет трудовые функции, не связанные с оказанием медицинской помощи в рамках программы ОМС.

Анализируя установленные в суде обстоятельства с учетом представленных доказательств, а также учитывая вышеуказанные положения закона, суд приходит к выводу о том, что, поскольку «Зубной врач» зубопротезного кабинета не участвует в оказании медицинских услуг по программе ОМС, соответственно оснований для включения М.С.Е. в Реестр медицинских работников, имеющих право на получение указанной специальной социальной выплаты, не имеется.

Доводы представителя истца о том, что основными критериями наличия права у М.С.Е. на получение специальной социальной выплаты, является место ее работы, медицинское учреждение отвечающие требованиям Постановления №2568 входящих в государственную и муниципальную систему здравоохранения и участвующее в реализации базовой программы обязательного медицинского страхования либо территориальных программ обязательного медицинского страхования, наличие должности (специальности) в штатном расписании лечебного учреждения, а оказание ею платных услуг правового значения при назначении специальной социальной выплаты не имеет, основаны на не верном толковании постановления Правительства РФ от 31 декабря 2022 года № 2568, применительно к обстоятельствам настоящего спора, в связи, с чем судом отклоняются.

Поскольку требование о компенсации морального вреда производно от вышеуказанных требований, не имеется оснований и для взыскания с ответчика компенсации морального вреда.

На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194 - 199 ГПК РФ, суд

решил:

Исковые требования М.С.Е. к Областному бюджетному учреждению здравоохранения «Родниковская центральная больница», главному врачу Областного бюджетного учреждения здравоохранения «Родниковская центральная больница» ФИО12 о признании бездействия незаконным о признании незаконным бездействия, обязании произвести определенные действия, компенсации морального вреда оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Ивановский областной суд через Родниковский районный суд в течение месяца со дня изготовления его в окончательной форме.

Председательствующий Н.А.Созинова

Мотивированное решение изготовлено 17.05.2024 Н.А.Созинова

Дело №2-74/2024

37RS0017-01-2023-001004-29

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

24 апреля 2024 года

г.Родники

Родниковский районный суд Ивановской области в составе:

председательствующего судьи: Созиновой Н.А.

при секретаре: Ващенко М.Е.

с участием представителя истца Кочетова А.В., действующего на основании ордера и доверенности,

представителей ответчиков ФИО4, ФИО9 действующих на основании доверенностей,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску М.С.Е. к Областному бюджетному учреждению здравоохранения «Родниковская центральная больница», главному врачу Областного бюджетного учреждения здравоохранения «Родниковская центральная больница» ФИО13 о признании бездействия незаконным о признании незаконным бездействия, обязании произвести определенные действия, компенсации морального вреда,

установил:

Истица обратилась в суд с иском в котором, с учетом заявления, поданного в порядке ст.39 ГПК РФ (л.д.139-141,168), просит признать незаконным бездействие главного врача Областного бюджетного учреждения здравоохранения «Родниковская центральная больница» (ОБУЗ «Родниковская ЦРБ») по не включению М.С.Е. в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в реестр работников, имеющих право на получение специальной социальной выплаты в соответствии с Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ , ежемесячно с ДД.ММ.ГГГГ; обязании, главного врача Областного бюджетного учреждения здравоохранения «Родниковская центральная больница» (ОБУЗ «Родниковская ЦРБ»), установить М.С.Е. специальную социальную выплату в размере 8 000 рублей ежемесячно, в соответствии с подпунктом «д» пункта 3 Постановления Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ, путем внесения М.С.Е. в реестр работников, имеющих право на получение специальной социальной выплаты в соответствии с Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ , за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ; обязании главного врача Областного бюджетного учреждения здравоохранения «Родниковская центральная больница» (ОБУЗ «Родниковская ЦРБ»), направить в территориальный орган Фонд пенсионного и социального страхования Российской Федерации по <адрес>, корректирующие (уточненные) сведения об установлении М.С.Е. специальной социальной выплаты в размере 8 000 рублей, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, в соответствии с подпунктом «д» пункта 3 Постановления Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ. Взыскать с Областного бюджетного учреждения здравоохранения «Родниковская центральная больница» (ОБУЗ «Родниковская ЦРБ») в ее пользу компенсацию морального вреда в размере 50 000 рублей.

Исковые требования мотивированы тем, что истица работает в поликлиническом отделении Областного бюджетного учреждения здравоохранения «Родниковская центральная больница (ОБУЗ «Родниковская ЦРБ»), по специальности зубной врач протезист, в соответствии со штатным расписанием медицинского учреждения, имеет среднее медицинское образование.

Постановлением Правительства РФ от 31.12.2022 № 2568 (далее Постановление 2568) была установлена специальная социальная выплата отдельным категориям медицинских работников медицинских организаций, входящих в государственную и муниципальную системы здравоохранения и участвующих в базовой программе обязательного медицинского страхования либо территориальных программах обязательного медицинского страхования.

Между тем, не смотря на данное обстоятельство, специальную социальную выплату ей не выплачивают. Основанием для отказа в производстве выплаты, по мнению руководства медицинского учреждения, является оказание ею платных услуг по протезированию.

При этом руководство указывает, что зубопротезный кабинет, является структурным подразделением ОБУЗ «Родниковская ЦРБ» (что в принципе не основано в силу места нахождения зубопротезного кабинета).

Так же руководство указывает, что специальную социальную выплату производит ФСС, пенсионный фонд.

Считает действия по невыплате специальной социальной выплаты не законными по следующим основаниям. Истца работает в должности зубного врача протезиста, согласно штатного расписания ОБУЗ «Родниковская ЦРБ», является специалистом со средним медицинским образованием. Медицинское учреждение, где она работает, имеет статус районного лечебного учреждения, где медицинская помощь оказывается по территориально-участковому принципу, на основании полиса ОМС. Реализация медицинской помощи (услуг) гражданам по зубопротезированию, оказывается в соответствии с установленными стандартами оказания медицинской помощи населению, установленному как законодательством Российской Федерации, так и ведомственными приказами Министерства здравоохранения Российской Федерации.

При этом зубное протезирование оказывается как на платной основе (денежные средства от оказанных услуг поступают в соответствующий бюджет), так и за счет ассигнований областного бюджета (отдельным категориям граждан медицинская помощь оказывается бесплатно).

Полагает, что основными критериями наличия права у врача на получение специальной социальной выплаты, является место его работы медицинское учреждение отвечающие требованиям Постановления №2568 входящих в государственную и муниципальную систему здравоохранения и участвующее в реализации базовой программы обязательного медицинского страхования либо территориальных программ обязательного медицинского страхования, наличие должности (специальности) в штатном расписании лечебного учреждения.

Наименование занимаемой должности (за исключением главного врача, заместителя главного врача), специальность врача, оказание им платных услуг правового значения при назначении специальной социальной выплаты не имеет.

Полагает, что она, как специалист, относящийся к среднему медицинскому персоналу, согласно штатному расписанию лечебного учреждения, учитывая ее должность, ее должностную инструкцию (согласно Справочника), обладает правом на выплату ей специальной социальной помощи в рамках Постановления № 2568.

Истица М.С.Е. в судебное заседание не явилась, о времени и месте судебного заседания извещена в порядке гл.10 ГПК РФ. Ее интересы в судебном заседании представлял Кочетов А.В., действующий на основании ордера и доверенности, который в судебном заседании измененные исковые требования поддержал, по доводам, изложенным в исковом заявлении.

Ответчик главный врач Областного бюджетного учреждения здравоохранения «Родниковская центральная больница» Пономарёва М.А. в судебное заседание не явилась, о времени и месте судебного заседания извещена в порядке гл.10 ГПК РФ. Направила в адрес суда письменный отзыв на исковое заявление, который приобщен к материалам дела. Из отзыва следует, что с исковыми требованиями истца не согласна, поскольку истица оказывает медицинские услуги населению на платной основе по изготовлению зубных протезов, челюстно-лицевых протезов и ортодонтических аппаратов, а право на специальную социальную выплату имеют медицинские работники, участвующие в реализации базовой программы обязательного медицинского страхования (л.д.121-123, 162-167).

Представитель ответчиков ФИО4 в судебном заседании с требованиями истца не согласился, просил в удовлетворении требований отказать, поскольку истица оказывает медицинские услуги населению на платной основе по изготовлению зубных протезов, челюстно-лицевых протезов и ортодонтических аппаратов, а право на специальную социальную выплату имеют медицинские работники, участвующие в реализации базовой программы обязательного медицинского страхования. Более подробная позиция изложена в письменном отзыве на исковое заявление (л.д.35-38).

Представитель ответчика ОБУЗ «Родниковская ЦРБ» ФИО9 в судебном заседании возражала против исковых требований. Просила в удовлетворении требований отказать, так как М.С.Е. оказывает платные медицинские услуги, в реализации базовой программы обязательного медицинского страхования не участвует, в связи с чем к ней не применимо Постановление № 2568.

Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, Отделение Фонда пенсионного и социального страхования по Ивановской области (ОСФР по Ивановской области) ФИО5 в судебное заседание не явилась. Направила в адрес суда ходатайство о рассмотрении дела в отсутствии представителя. Ранее в судебном заседании возражала против удовлетворения исковых требований, поскольку зубопротезное отделение ОБУЗ «Родниковская ЦРБ» финансируется за счет средств пациентов и областного бюджета Ивановской области, в системе обязательного медицинского страхования не участвует, в соответствии с Постановлением № 2568 специальные социальные выплаты для медицинских работников, оказывающих не входящую в базовую программу обязательного медицинского страхования, должны устанавливаться за счет средств бюджета субъектов. Действия ОБУЗ «Родниковская ЦРБ» являются законными и правомерным, оснований для взыскания морального вреда отсутствуют. Более подробная позиция изложена в письменном отзыве, приобщенном к материалам дела (л.д.68-71,113).

Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, Территориальный фонд обязательного медицинского страхования Ивановской области (ТФОМС Ивановской области) в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания извещен в порядке гл.10 ГПК РФ. Направил в адрес суда письменные пояснения к исковому заявлению, которые приобщены к материалам дела. Указывает, что ТФОМС Ивановской области не участвует в реализации постановления №2568, в связи с чем решение, выносимое судом, не может повлиять на права и обязанности по отношению к одной из сторон (л.д.126).

Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания извещен в порядке гл.10 ГПК РФ. Направил в адрес суда письменный отзыв, из которого следует, что решение вопросов по определению права получения дополнительной государственной социальной поддержки в виде социальной выплаты, предусмотренной Постановлением № 2568, в том числе вопросов включения в реестр медицинских работников, имеющих право на получение специальной социальной выплаты, не относится к полномочиям Федерального фонда обязательного медицинского страхования в связи с чем просили рассмотреть дело в отсутствие представителя.

Изучив материалы дела, выслушав доводы лиц, участвующих в деле, суд приходит к следующему.

Выслушав лиц, участвующих в деле, изучив письменные материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии с абзацем 5 ч. 1 ст. 21 Трудового кодекса Российской Федерации (далее - ТК РФ) работник имеет право на своевременную и в полном объеме выплату заработной платы в соответствии со своей квалификацией, сложностью труда, количеством и качеством выполненной работы. Работодатель обязан выплачивать в полном размере причитающуюся работникам заработную плату в сроки, установленные в соответствии с данным Кодексом, коллективным договором, правилами внутреннего трудового распорядка, трудовыми договорами (абз. 7 ч. 2 ст. 22 ТК РФ).

Понятие заработной платы сформулировано в ч. 1 ст. 129 ТК РФ, согласно которой она определяется как вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты).

Постановлением Правительства РФ от 31 декабря 2022 г. № 2568 отдельным категориям медицинских работников медучреждений государственной системы здравоохранения, участвующих в программах ОМС с 1 января 2023 года установлена ежемесячная специальная социальная выплата.

В пункте 2 Постановления Правительства РФ от 31 декабря 2022 года № 2568 с 1 января 2023 г. установлена специальная социальная выплата следующим категориям медицинских работников (за исключением руководителей медицинских организаций и их заместителей, а также случаев внутреннего и внешнего совместительства) медицинских организаций, входящих в государственную и муниципальную системы здравоохранения и участвующих в реализации базовой программы обязательного медицинского страхования либо территориальных программ обязательного медицинского страхования, и медицинских организаций, входящих в государственную и муниципальную системы здравоохранения и расположенных на территориях Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Запорожской области и Херсонской области:

а) врачи центральных районных, районных и участковых больниц;

б) врачи, к которым обращаются (которых посещают) граждане по поводу заболеваний (состояний) или с профилактической целью, включая проведение исследований, работающие в медицинских организациях, оказывающих первичную медико-санитарную помощь по территориально-участковому принципу прикрепленному населению, а также осуществляющие диспансерное наблюдение граждан по основному заболеванию (состоянию);

в) врачи и медицинские работники с высшим (немедицинским) образованием, осуществляющие прижизненные гистологические и цитологические исследования по направлениям медицинских работников, указанных в подпунктах «а» и «б» настоящего пункта;

г) врачи станций (отделений) скорой медицинской помощи;

д) специалисты со средним медицинским образованием центральных районных, районных и участковых больниц;

е) специалисты со средним медицинским образованием, работающие с врачами, указанными в подпункте «б» настоящего пункта, а также оказывающие первичную медико-санитарную помощь по поводу заболеваний (состояний) или с профилактической целью, включая проведение исследований, по территориально-участковому принципу прикрепленному населению и (или) осуществляющие диспансерное наблюдение граждан по основному заболеванию (состоянию);

ж) фельдшеры и медицинские сестры станций (отделений) скорой медицинской помощи;

з) младший медицинский персонал центральных районных, районных и участковых больниц;

и) младший медицинский персонал медицинских организаций, оказывающих первичную медико-санитарную помощь гражданам по территориально-участковому принципу;

к) младший медицинский персонал станций (отделений) скорой медицинской помощи;

л) медицинские сестры (фельдшеры) по приему вызовов скорой медицинской помощи и передаче их выездным бригадам скорой медицинской помощи.

Приказом Минздрава России от 10.03.2023 N 99н утверждены Разъяснения по применению постановления Правительства Российской Федерации от 31.12.2022 N 2568 (далее - Разъяснения).

Согласно п. 3 Разъяснений, должности медицинских работников, претендующих на получение выплаты, должны соответствовать должностям, определенным в Номенклатуре должностей медицинских работников и фармацевтических работников, утвержденной Приказом Минздрава России от 20.12.2012 № 1183н.

Пунктом 4 Разъяснений установлено, что при осуществлении специальной социальной выплаты, в том числе учитывается, что специальная социальная выплата производится медицинским работникам:

- указанным в подпунктах «а», «д» и «з» пункта 2 постановления № 2568, работающим в центральных районных, районных и участковых больницах, являющихся как самостоятельными юридическими лицами, их филиалами, так и структурными подразделениями медицинских организаций;

- указанным в подпунктах «б», «е» и «и» пункта 2 постановления № 2568, работающим в медицинских организациях, оказывающих первичную медико-санитарную помощь по территориально-участковому принципу прикрепленному населению в амбулаторных условиях и в условиях дневного стационара, с учетом порядков оказания медицинской помощи, включая врачей акушеров-гинекологов в женских консультациях (в том числе созданных как структурные подразделения медицинских организаций);

- указанным в подпунктах «б» и «е» пункта 2 постановления № 2568 в случае осуществления ими диспансерного наблюдения по основному заболеванию (состоянию), включая врачей-онкологов онкологических диспансеров и больниц, врачей-кардиологов кардиологических диспансеров.

Судом установлено, что согласно трудовому договору от 30.12.2008 № 607 и дополнительным соглашениям к нему М.С.Е. принята на должность «врач-зубной» в районную поликлинику ОБУЗ «Родниковская ЦРБ».

Согласно записи в трудовой книжке М.С.Е. с ДД.ММ.ГГГГ переведена на должность зубного врача зубопротезного кабинета (л.д.31-34).

Согласно штатного расписания на 01.01.2023 года зубопротезный кабинет входит в отделение предпринимательской деятельности (л.д.29).

Из положения по оплате труда работников зубопротезного кабинета ОБУЗ «Родниковская ЦРБ» следует, что зубопротезный кабинет, являясь структурным подразделением лечебного учреждения (ОБУЗ «Родниковская ЦРБ», утвержденный приказом Департамента здравоохранения Ивановской области № 161 от 01.10.2020 «О внесении изменений в приложение к приказу Департамента здравоохранения Ивановской области от 02.07.2020 № 116 «Об утверждении структуры областного бюджетного учреждения здравоохранения «Родниковская центральная районная больница»), имеет основную цель более полное удовлетворение потребностей населения в ортопедической помощи. Оказание медицинских ортопедических услуг на платной основе является дополнительным источником дохода учреждения и своими задачами преследует привлечение дополнительных финансовых средств для материально-технического и социального развития учреждения, а также материального поощрения работников, занятых в сфере оказания услуг.

Согласно п. 2.1. Положения доход зубопротезного кабинета складывается из поступлений от физических лиц через финансово-кредитные учреждения, и по перечислениям на расчетный счет, открытый в УФК «Доходы от иной и приносящей доход деятельности» от юридических лиц.

Для расчета оплаты труда работников применяется сдельная оплата труда, за исключением должностей уборщиков служебных и производственных помещений. Суть сдельной оплаты труда заключается в том, что работники, принимающие участие в оказании платных зубопротезных услуг, получают заработную плату не повременно, на основании отработанного ими времени, а в зависимости от полученных доходов.

Приказом главного врача ОБУЗ «Родниковская ЦРБ» от 31.01.2023 №26/1 в структурных подразделениях утвержден перечень должностей медицинских работников, оказывающих медицинскую помощь в рамках территориальной программы обязательного медицинского страхования, и имеющих право на установление специальных социальных выплат, и максимальные месячные размеры специальных социальных выплат.

Согласно позиции работодателя, должность «зубной врач» зубопротезного кабинета в данный перечень не включен, поскольку зубопротезный кабинет оказывает медицинские услуги населению на платной основе, а право на специальную социальную выплату имеют медицинские работники, участвующие в реализации базовой программы обязательного медицинского страхования.

Полагая, что вправе претендовать на получение ежемесячной специальной социальной выплаты согласно п. п. «д» п. 3 постановления Правительства РФ от 31.12.2022 г. №2568, истица обратилась в суд с настоящим иском.

Между тем, постановлением Правительства РФ от 31 декабря 2022 года № 2568 ежемесячная специальная социальная выплата установлена отдельным категориям медицинских работников медучреждений государственной системы здравоохранения, участвующих в программах ОМС.

Согласно же штатному расписанию, утвержденному главным врачом ОБУЗ «Родниковская ЦРБ», должность «Зубной врач» зубопротезного кабинета медицинских отнесена к должностям, которая содержится за счет средств, поступивших от оказания услуг населению на платной основе, а не за счет ОМС. Соответственно, М.С.Е., занимая должность «Зубной врач» зубопротезного кабинета не участвуют в оказании медицинских услуг по программе ОМС, то есть выполняет трудовые функции, не связанные с оказанием медицинской помощи в рамках программы ОМС.

Анализируя установленные в суде обстоятельства с учетом представленных доказательств, а также учитывая вышеуказанные положения закона, суд приходит к выводу о том, что, поскольку «Зубной врач» зубопротезного кабинета не участвует в оказании медицинских услуг по программе ОМС, соответственно оснований для включения М.С.Е. в Реестр медицинских работников, имеющих право на получение указанной специальной социальной выплаты, не имеется.

Доводы представителя истца о том, что основными критериями наличия права у М.С.Е. на получение специальной социальной выплаты, является место ее работы, медицинское учреждение отвечающие требованиям Постановления №2568 входящих в государственную и муниципальную систему здравоохранения и участвующее в реализации базовой программы обязательного медицинского страхования либо территориальных программ обязательного медицинского страхования, наличие должности (специальности) в штатном расписании лечебного учреждения, а оказание ею платных услуг правового значения при назначении специальной социальной выплаты не имеет, основаны на не верном толковании постановления Правительства РФ от 31 декабря 2022 года № 2568, применительно к обстоятельствам настоящего спора, в связи, с чем судом отклоняются.

Поскольку требование о компенсации морального вреда производно от вышеуказанных требований, не имеется оснований и для взыскания с ответчика компенсации морального вреда.

На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194 - 199 ГПК РФ, суд

решил:

Исковые требования М.С.Е. к Областному бюджетному учреждению здравоохранения «Родниковская центральная больница», главному врачу Областного бюджетного учреждения здравоохранения «Родниковская центральная больница» ФИО12 о признании бездействия незаконным о признании незаконным бездействия, обязании произвести определенные действия, компенсации морального вреда оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Ивановский областной суд через Родниковский районный суд в течение месяца со дня изготовления его в окончательной форме.

Председательствующий Н.А.Созинова

Мотивированное решение изготовлено 17.05.2024 Н.А.Созинова

2-74/2024 (2-519/2023;)

Категория:
Гражданские
Истцы
Морохова Светлана Евгеньевна
Ответчики
ОБУЗ "Родниковская ЦРБ"
главный врач ОБУЗ "Родниковская ЦРБ" Пономарева Марина Анатольевна
Другие
Софронов Олег Андреевич
управление фонда пенсионного и социального страхования по Ивановской области
Федеральный фонд обязательног медицинского страховаания
Территориальный фонд обязательного медицинского страхования Ивановской области
Кочетов Александр Витальевич
Зубкова Надежда Николаевна
Суд
Родниковский районный суд Ивановской области
Судья
Созинова Наталья Алексеевна
Дело на странице суда
rodnikovsky.iwn.sudrf.ru
22.12.2023Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
22.12.2023Передача материалов судье
27.12.2023Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
27.12.2023Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
27.12.2023Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
18.01.2024Судебное заседание
09.02.2024Судебное заседание
19.02.2024Судебное заседание
06.03.2024Судебное заседание
18.03.2024Судебное заседание
09.04.2024Судебное заседание
24.04.2024Судебное заседание
17.05.2024Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
28.06.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
28.06.2024Дело оформлено
24.04.2024
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее