Решение по делу № 33а-6169/2020 от 22.09.2020

Судья Волынская Н.В. № 2а-571/2020 11 ноября 2020 года

Докладчик Лобанова Н.В. № 33а-6169/2020 город Архангельск

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судебная коллегия по административным делам Архангельского областного суда в составе:

председательствующего Лобановой Н.В.,

судей Калашниковой А.В., Харлова А.С.,

при секретаре Мироненко М.С.

рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу администрации Няндомского муниципального района Архангельской области на решение Няндомского районного суда Архангельской области от 3 августа 2020 года по административному делу по административному исковому заявлению прокурора Няндомского района Архангельской области в защиту прав и законных интересов Некрасовой Т.М. к администрации Няндомского муниципального района Архангельской области, межведомственной комиссии о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции на территории муниципального образования «Няндомский муниципальный район» о признании незаконным бездействия, выразившегося в не организации рассмотрения заявления и не рассмотрения заявления в отношении многоквартирного дома, возложении обязанности по организации рассмотрения и рассмотрению заявления.

Заслушав доклад судьи Лобановой Н.В., судебная коллегия

установила:

прокурор Няндомского района Архангельской области в защиту прав и законных интересов Некрасовой Т.М. обратился в суд с административным иском, в котором, с учетом уточнения заявленных требований, просил признать незаконными бездействие администрации Няндомского муниципального района Архангельской области, выразившееся в не организации рассмотрения заявления Некрасовой Т.М. от 23 сентября 2019 года, бездействие межведомственной комиссии о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции на территории муниципального образования «Няндомский муниципальный район» (далее по тексту также – межведомственная комиссия), выразившееся в не рассмотрении заявления Некрасовой Т.М. от 23 сентября 2019 года, возложении обязанности по организации рассмотрения и рассмотрению данного заявления.

В обоснование административного иска указано на результаты прокурорской проверки, в ходе которой установлено следующее. Решением Няндомского районного суда Архангельской области от 5 октября 2017 года на межведомственную комиссию возложена обязанность составить заключение по итогам рассмотрения заявления Некрасовой Т.М. от 15 февраля 2017 года. Во исполнение этого судебного постановления межведомственной комиссией составлено заключение об отсутствии оснований для признания многоквартирного дома <адрес> аварийным и подлежащим сносу. Вместе с тем, такой вывод сделан без привлечения специализированной организации. Не согласившись с данным заключением, Некрасова Т.М. 23 сентября 2019 года повторно обратилась в межведомственную комиссию с заявлением, к которому приложила необходимые для его рассмотрения документы, в том числе, заключение специализированной организации по результатам обследования многоквартирного жилого дома. Вместе с тем, в ходе прокурорской проверки выявлено, что это заявление до настоящего времени не рассмотрено, в связи с чем прокуратурой Няндомского района Архангельской области 17 декабря 2019 года внесено представление с требованием обеспечить рассмотрение заявления в установленные сроки. Каких-либо мер во исполнение этого представления административными ответчиками не принято. Изложенное свидетельствует о том, что административные ответчики неправомерно бездействуют, так как заявление Некрасовой Т.М. не рассматривается по существу более 8 месяцев.

В судебном заседании участвовавший в деле прокурор Мумладзе Н.З., административный истец Некрасова Т.М. на удовлетворении административного иска настаивали по изложенным основаниям.

Представитель административного ответчика администрации Няндомского муниципального района Архангельской области, заинтересованного лица комитета по управлению муниципальным имуществом и земельными ресурсами администрации Няндомского муниципального района Архангельской области Макарова С.А., возражая против удовлетворения заявленных требований, пояснила, что организация работы межведомственной комиссии возложена не на администрацию Няндомского муниципального района Архангельской области, а на управление строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства администрации Няндомского муниципального района Архангельской области. Рассмотрение вопросов о признании многоквартирного дома непригодным для проживания, аварийным и подлежащим сносу относится к исключительной компетенции межведомственной комиссии, которая вправе назначить дополнительные обследования здания.

Дело рассмотрено в отсутствие административного ответчика межведомственной комиссии о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции на территории муниципального образования «Няндомский муниципальный район», заинтересованного лица управления строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства администрации Няндомского муниципального района, извещенных о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом.

Решением Няндомского районного суда Архангельской области от 3 августа 2020 года административный иск удовлетворен в полном объеме.

С этим судебным постановлением не согласилась административный ответчик администрация Няндомского муниципального района Архангельской области. В апелляционной жалобе просит решение суда отменить в части, принять новое решение об отказе в удовлетворении требований, заявленных к администрации Няндомского муниципального района Архангельской области, ссылаясь на то, что является ненадлежащим административным ответчиком по делу.

В обоснование апелляционной жалобы указывает на необоснованность выводов суда о бездействии администрации муниципального образования Няндомского муниципального района Архангельской области, поскольку названным органом местного самоуправления сформирована межведомственная комиссия, утвержден Административный регламент предоставления муниципальной услуги «Принятие решений о признании помещений жилыми помещениями, жилых помещений непригодными (пригодными) для проживания, многоквартирных домов аварийными и подлежащими сносу или реконструкции, на территории муниципальных образований «Няндомское», «Мокшинское» и «Шалакушское». Оказание данной муниципальной услуги относится к исключительной компетенции указанной межведомственной комиссии, организацию деятельности которой осуществляет управление строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства администрации Няндомского муниципального района, имеющее статус юридического лица.

Заслушав участвующего в деле прокурора Васильева С.В., возражавшего против удовлетворения апелляционной жалобы, изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия полагает обжалуемое судебное постановление не подлежащим отмене по следующим основаниям.

В соответствии с частью 4 статьи 15 Жилищного кодекса Российской Федерации жилое помещение может быть признано непригодным для проживания, многоквартирный дом может быть признан аварийным и подлежащим сносу или реконструкции по основаниям и в порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 января 2006 года № 47 утверждено Положение о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, садового дома жилым домом и жилого дома садовым домом (далее по тексту также – Положение № 47).

Согласно пункту 7 Положения № 47 оценка и обследование помещения в целях признания его жилым помещением, жилого помещения пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома в целях признания его аварийным и подлежащим сносу или реконструкции осуществляются межведомственной комиссией, создаваемой в этих целях органом местного самоуправления (за исключением случаев, предусмотренных пунктом 7(1) Положения), и проводятся на предмет соответствия указанных помещений и дома установленным в настоящем Положении требованиям. В состав комиссии включаются представители этого органа местного самоуправления. Председателем комиссии назначается должностное лицо указанного органа местного самоуправления.

В соответствии с пунктом 42 Положения № 47 межведомственная комиссия на основании заявления собственника помещения, федерального органа исполнительной власти, осуществляющего полномочия собственника в отношении оцениваемого имущества, правообладателя или гражданина (нанимателя), проводит оценку соответствия помещения установленным в настоящем Положении требованиям и принимает одно из решений, предусмотренных пунктом 47 Положения.

Постановлением администрации муниципального образования «Няндомский муниципальный район» от 18 марта 2015 года (с последующими изменениями и дополнениями) сформирована межведомственная комиссия о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции на территории муниципального образования «Няндомский муниципальный район», утвержден ее состав.

Постановлением администрации муниципального образования «Нндомский муниципальный район» от 9 октября 2017 года утвержден Административного регламента предоставлении муниципальной услуги «Принятие решений о признании помещений жилыми помещениями, жилых помещений непригодными (пригодными) для проживания, многоквартирных домов аварийными и подлежащими сносу или реконструкции на территории муниципальных образований «Няндомское», «Мошинское» и «Шалакушское» (далее по тексту также – Административный регламент).

В соответствии с пунктом 13 Административного регламента срок принятия межведомственной комиссией решения в виде заключения составляет 30 дней с даты регистрации заявления, а в случае принятия решения о проведении дополнительного обследования помещения (многоквартирного дома) – 60 дней.

Результатом предоставления муниципальной услуги является направление заявителю заключения о признании помещения жилым помещением или жилого помещения непригодным (пригодным) для проживания (пункт 12 Административного регламента).

Как установлено в ходе судебного разбирательства, Некрасова Т.М. 23 сентября 2019 года обратилась в межведомственную комиссию о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции на территории муниципального образования «Няндомский муниципальный район» с заявлением о предоставлении муниципальной услуги «Принятие решений о признании помещений жилыми помещениями, жилых помещений непригодными (пригодными) для проживания, многоквартирных домов аварийными и подлежащими сносу или реконструкции на территории муниципальных образований «Няндомское», «Мошинское» и «Шалакушское», в котором просила признать многоквартирный жилой дом по адресу: <адрес>, аварийным и подлежащим сносу. Одновременно с заявлением представила составленное по результатам обследования этого здания 28 августа 2019 года заключение № 5209 специализированной организации – общества с ограниченной ответственностью «<данные изъяты>».

Письмом от 16 января 2020 года управление строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства администрации муниципального образования «Няндомский муниципальный район» сообщило Некрасовой Т.М. о необходимости оценки достоверности представленного заключения.

На дату рассмотрения дела решения по заявлению Некрасовой Т.М., предусмотренного пунктом 47 Положения № 47, уполномоченным органом не принято.

При таких обстоятельствах суд первой инстанции правомерно признал незаконным бездействие межведомственной комиссии о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции на территории муниципального образования «Няндомский муниципальный район» и администрации Няндомского муниципального района Архангельской области, возложив на административных ответчиков обязанность в установленный пунктом 46 Положения № 47, пунктом 13 Административного регламента срок устранить допущенные нарушения прав административного истца Некрасовой Т.М.

Приведенные в апелляционной жалобе доводы о том, что администрация Няндомского муниципального района Архангельской области является ненадлежащим административным ответчиком по предъявленным требованиям, судебной коллегией отклоняются.

В силу статьи 36 устава муниципального образования «Няндомский муниципальный район», принятого решением Собрания депутатов муниципального образования «Няндомский муниципальный район» от 21 февраля 2013 года № 129 (с последующими изменениями и дополнениями), администрация Няндомского муниципального района Архангельской области – орган местного самоуправления, осуществляющий исполнительно-распорядительные функции, обладающий правами юридического лица, структуру которого составляют глава Няндомского района, его первый заместитель (заместители), отраслевые (функциональные) и территориальные органы администрации.

Управление строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства администрации Няндомского муниципального района Архангельской области в силу пунктов 1 и 4 Положения об управлении строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства администрации Няндомского муниципального района Архангельской области, утвержденного решением собрания депутатов муниципального образования «Няндомский муниципальный район» от 7 декабря 2015 года № 92, входит в структуру администрации Няндомского муниципального района Архангельской области, является ее отраслевым органом, находится в непосредственном подчинении первого заместителя главы муниципального образования «Няндомский муниципальный район».

Создание такого управления и наделение его правами юридического лица не освобождает администрацию Няндомского муниципального района Архангельской области от обязанности осуществлять контроль за надлежащим исполнением данным отраслевым органом делегированных им функций, как это предусмотрено разделом IV Административного регламента, как и от принятия всего комплекса мер, направленных на решение вопросов местного значения, предусмотренных пунктом 6 части 1 статьи 14 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», в том числе, в силу положений третьего абзаца части 2 статьи 34 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» - на территории городского поселения «Няндомское».

Представленными суду материалами с достоверностью подтверждается, что деятельность как межведомственной комиссии, так и управления строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства администрации Няндомского муниципального района Архангельской области по рассмотрению поступившего от Некрасовой Т.М. 23 сентября 2019 года заявления является очевидно неэффективной, предусмотренные законодательством сроки рассмотрения такого заявления, в том числе, с учетом необходимости получения дополнительных материалов, не соблюдаются.

В целях устранения указанных нарушений прокурором Няндомского района Архангельской области 17 декабря 2019 года в адрес главы Няндомского муниципального района Архангельской области, возглавляющем в силу статьи 36 устава муниципального образования «Няндомский муниципальный район» администрацию Няндомского муниципального района Архангельской области, внесено представление об устранении нарушений закона при предоставлении указанной муниципальной услуги. Вместе с тем, в материалы дела не представлено сведений о том, что администрацией Няндомского муниципального района Архангельской области по результатам рассмотрения данного акта прокурорского реагирования на выявленные нарушения закона запланированы и проведены контрольные мероприятия, направленные на их устранение, в том числе, в рамках процедур, предусмотренных разделом IV Административного регламента.

С учетом изложенного, выводы суда первой инстанции о неправомерном бездействии администрации Няндомского муниципального района Архангельской области следует признать правильными, а приведенные в апелляционной жалобе доводы об обратном – несостоятельными.

Поскольку обстоятельства, имеющие значение для дела, судом первой инстанции определены верно, оценка исследованных доказательств произведена в соответствии с требованиями процессуального закона, материальный закон применен верно, существенных нарушений норм процессуального права не допущено, оснований для отмены вынесенного судом решения не имеется.

Руководствуясь статьей 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

решение Няндомского районного суда Архангельской области от 3 августа 2020 года оставить без изменения, апелляционную жалобу администрации Няндомского муниципального района Архангельской области – без удовлетворения.

Кассационные жалоба, представление могут быть поданы через суд первой инстанции, принявший решение, в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения в Третий кассационный суд общей юрисдикции, а затем – в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации.

Председательствующий                              Н.В. Лобанова

Судьи                                      А.В. Калашникова

                                     А.С. Харлов

33а-6169/2020

Категория:
Гражданские
Истцы
Некрасова Татьяна Михайловна
Прокурора Няндомского района Архангельской области
Ответчики
Администрация Няндомского муниципального района Архангельской области
Межведомственная комиссия по признанию помещений жилыми помещениями, жилых помещений непригодными для проживания. многоквартирных домов аварийными и подлежащими сносу или реконструкции на территории МО Няндомский муниципальный район
Другие
Комитет по управлению муниципальным имуществом и земельными ресурсами администрации Няндомского муниципального района Архангельской области
Управление строительства, архитектуры и ЖКХ администрации МО Няндомский муниципальный район
Суд
Архангельский областной суд
Судья
Лобанова Наталья Валерьевна
Дело на странице суда
oblsud.arh.sudrf.ru
23.09.2020Передача дела судье
11.11.2020Судебное заседание
13.11.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
16.11.2020Передано в экспедицию
11.11.2020
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее