Судья Бузмакова О.В.
Дело 33-12324/303
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Судебная коллегия по гражданским делам Пермского краевого суда в составе:
Председательствующего Нечаевой Н.А.
Судей Мезениной М.В., Рубан О.Н.
При секретаре Анваровой О.Р.
Рассмотрела в открытом судебном заседании в г. Перми 12 января 2015 года гражданское дело по апелляционной жалобе Департамента образования администрации г. Перми на решение Ленинского районного суда г. Перми от 16 октября 2014 года, которым постановлено:
«иск прокурора Свердловского района г. Перми удовлетворить. Возложить на департамент образования администрации города Перми обязанность предоставить П., ***2012 года рождения, место в муниципальном дошкольном образовательном учреждении по месту проживания на территории города Перми в течение месяца со дня вступления решения суда в законную силу».
Заслушав доклад судьи Нечаевой Н.А., объяснения прокурора Бабушкиной О.В. об отсутствии оснований для отмены решения суда, изучив материалы дела, судебная коллегия
Установила:
Прокурор Свердловского района г. Перми в интересах несовершеннолетнего П. обратился в суд с иском к Департаменту образования администрации г. Перми о возложении обязанности предоставить несовершеннолетнему П. место в муниципальном дошкольном образовательном учреждении на территории города Перми по месту проживания в течение месяца со дня вступления решения суда.
Судом постановлено приведенное выше решение.
В апелляционной жалобе Департамент образования администрации г. Перми просит решение суда отменить. Указал, что действия органа местного самоуправления г. Перми по организации общедоступного бесплатного дошкольного образования полностью соответствуют рекомендациям Министерства образования и науки Российской Федерации. Предоставление места в муниципальном дошкольном образовательном учреждении конкретному ребенку нарушит гарантированное конституционное право на доступ к дошкольному образованию других детей; порядок определения детей в дошкольное образовательное учреждение не может быть установлен федеральным законодательством, поскольку относится к вопросам местного значения; превышение количества воспитанников в детских учреждениях города более установленных норм приведет к нарушению требований санитарно-эпидемиологических правил и нормативов; все финансовые полномочия по обеспечению гарантированного Конституцией Российской Федерации права на образование принадлежит органам государственной власти и субъектов Российской Федерации. Не обоснован вывод суда в части установления срока предоставления места в дошкольном образовательном учреждении. Данный срок установлен без учета реальной возможности исполнения судебного акта, без учета нарушения прав других детей, а также возраста ребенка, поскольку предоставление П. места в муниципальном дошкольном образовательном учреждении в установленный решением суда срок не представляется возможным. Департаментом образования до суда доведена информация о действиях органов местного самоуправления г. Перми по расширению муниципальной сети муниципальных дошкольных образовательных учреждений, что свидетельствует об отсутствии бездействия со стороны органов местного самоуправления.
Прокурор представил возражения относительно доводов апелляционной жалобы, в которых содержится просьба оставить решение суда без изменения.
Проверив законность и обоснованность постановленного судом решения в пределах доводов апелляционной жалобы (ч. 1 ст. 327.1. ГПК РФ), судебная коллегия не находит оснований для его отмены.
Установлено, что Пустовит А.М. и Пустовит Е.А. являются родителями П., ***2012 года рождения, данный ребенок зарегистрирован по адресу: **** (л.д. 8-9).
19.07.2014 г. Пустовит Е.А. обратилась в Прокуратуру Пермского края с заявлением о защите права на дошкольное образование несовершеннолетнего сына П., ***2012 года рождения (л.д. 6).
Ответом начальника отдела образования Свердловского района Департамента образования администрации города Перми СЭД-08-04-11-С-64 от 08.08.2014 г. заместителю прокурора Свердловского района г. Перми указано, что П., ***2012 года рождения состоит в регистре на получение места в детском саду, места в детских садах комплектуются по дате рождения ребенка, свободные места в дошкольных образовательных учреждениях отсутствуют, в связи с чем, место будет предоставлено в порядке очередности, а также с учетом права на внеочередное либо первоочередное предоставление места в МДОУ (л.д 10-11).
В соответствии со ст. 43 Конституции Российской Федерации каждому гражданину гарантируются общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях.
Таким образом, важнейшей функцией Российской Федерации, как социального государства, является обеспечение права каждого на образование, в том числе дошкольное.
Закрепляя право на общедоступное, бесплатное дошкольное образование в государственных или муниципальных учреждениях, Конституция Российской Федерации определяет обязанность государства и муниципальных образований предоставлять место в дошкольном детском учреждении, сохранять в достаточном количестве имеющиеся дошкольные образовательные учреждения и при необходимости расширять их.
В силу п. п. 13 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского округа относятся: организация предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования по основным общеобразовательным программам в муниципальных образовательных организациях (за исключением полномочий по финансовому обеспечению реализации основных общеобразовательных программ в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами), организация предоставления дополнительного образования детей в муниципальных образовательных организациях (за исключением дополнительного образования детей, финансовое обеспечение которого осуществляется органами государственной власти субъекта Российской Федерации), создание условий для осуществления присмотра и ухода за детьми, содержания детей в муниципальных образовательных организациях, а также организация отдыха детей в каникулярное время.
Аналогичное положение закреплено в ст. 9 Федерального закона от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании», вступившего в силу с 01 сентября 2013 года.
Следовательно, на органы местного самоуправления возложена обязанность по созданию сети дошкольных образовательных учреждений для воспитания детей дошкольного возраста, охраны и укрепления их физического и психического здоровья, развития индивидуальных способностей и необходимой коррекции нарушений развития этих детей в помощь семье.
Правовой позицией Конституционного Суда Российской Федерации, выраженной в Постановлении от 15 мая 2006 года № 5-П, определено, что каждый ребенок имеет равную с другими, не зависящую от социального происхождения, места жительства, а также иных обстоятельств, возможность развития личности, а равенство возможностей при получении образования предполагает равный доступ в существующие государственные или муниципальные образовательные учреждения. Закрепляя право на общедоступное, бесплатное дошкольное образование в государственных или муниципальных учреждениях, Конституция Российской Федерации определяет обязанность государства и муниципальных образований предоставлять место в дошкольном детском учреждении, сохранять в достаточном количестве имеющиеся дошкольные образовательные учреждения и при необходимости расширять их сеть. Государство и муниципальные образования, исходя из конституционного требования общедоступности дошкольного образования независимо от места жительства, обязаны сохранять в достаточном количестве имеющиеся дошкольные образовательные учреждения и при необходимости расширять их сеть. Недостаточность собственных доходных источников на уровне субъектов Российской Федерации или муниципальных образований обеспечивается посредством оказания финансовой помощи из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации в целях надлежащего исполнения ими установленных федеральным законодательством расходных обязательств. Органы местного самоуправления в случае недостаточности собственных денежных средств для возмещения расходов, связанных с содержанием детей в детских дошкольных учреждениях, вправе требовать возмещения соответствующих расходов за счет бюджета другого уровня.
Следовательно, возможность реализации детьми права на получение дошкольного образования не должна ставиться в зависимость от каких-либо дополнительных обстоятельств, не предусмотренных федеральным законодательством, нарушающих принцип равенства права на получение образования и носящих дискриминационный характер по отношению к тем или иным категориям субъектов этого права.
С учетом изложенного, не предоставление места в детском дошкольном учреждении при наличии волеизъявления правообладателя свидетельствует о нарушении конституционного принципа общедоступности дошкольного образования.
Департаментом образования администрации г. Перми обязанность по обеспечению несовершеннолетнего П. местом в муниципальном дошкольном образовательном учреждении не исполнена, чем нарушено конституционное право ребенка на бесплатное дошкольное образование.
Принимая решение об удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции пришел к правильному и обоснованному выводу о том, что орган местного самоуправления обязан обеспечить доступность дошкольного образования в той форме, которая избрана родителями ребенка, то есть в форме посещения им муниципального дошкольного учреждения. Указанная обязанность на момент рассмотрения дела не исполнена, поскольку родители несовершеннолетнего ребенка не получили путевку в детское дошкольное учреждение. Суд обоснованно указал на то, что ответчиком не представлены доказательства, подтверждающие принятие исчерпывающих мер по обеспечению несовершеннолетнему П. возможностью получения дошкольного образования в муниципальном дошкольном образовательном учреждении.
Доводы апелляционной жалобы ответчика о наличии очередности на предоставление мест в дошкольные образовательные учреждения, превышении предельных норм комплектования, нарушении прав других детей не могут быть приняты во внимание. Указанные обстоятельства не исключают возможности удовлетворения заявленных прокурором требований, поскольку установлено нарушение права несовершеннолетнего П. на получение общедоступного дошкольного образования. При решении вопросов организации предоставления дошкольного образования органы местного самоуправления должны учитывать соответствующую потребность в местах в дошкольных образовательных учреждениях, своевременно принимать меры к обеспечению равного права на получение дошкольного образования.
Доводы жалобы относительно установленного судом срока предоставления места ребенку в муниципальном дошкольном образовательном учреждении на территории города Перми касаются вопросов исполнения решения суда и не влияют на законность судебного решения.
Совокупности собранных по делу доказательств суд дал надлежащую оценку, выводы суда должным образом мотивированы, оснований для отмены решения суда не имеется.
Руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия
Определила:
Апелляционную жалобу Департамента образования администрации города Перми на решение Ленинского районного суда г. Перми от 16 октября 2014 года оставить без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи: