РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
09 января 2024 года город Петрозаводск
Прионежский районный суд Республики Карелия в составе:
председательствующего судьи И.С. Леккеревой,
при секретаре О.В. Альмададха,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Лоскутова Алексея Евгеньевича к Министерству имущественных и земельных отношений Республики Карелия, Министерству природных ресурсов и экологии Республики Карелия об исключении сведений из государственного лесного реестра, признании незаконным решения,
установил:
Лоскутов А.Е. обратился в суд с административным иском по тем основаниям, что Министерство имущественных и земельных отношений РК, рассмотрев заявления Лоскутова А.Е. №№, № от хх.хх.хх г. об утверждении схем земельных участков для целей использования - пчеловодство, приняло решение от хх.хх.хх г. № об отказе в утверждении схем, по тем основаниям, что предполагаемые к образованию земельные участки частично располагаются на землях лесного фонда, истец с эти не согласен, поскольку земли, из которых предполагается образовать земельные участки относятся к землям сельскохозяйственного назначения. В связи с чем истец просил признать незаконным решение Министерства имущественных и земельных отношений изложенное в письме № от хх.хх.хх г. об отказе в удовлетворении его заявлений от хх.хх.хх г. №, № об утверждении схем расположения земельных участков; возложить обязанность на административного ответчика в течение тридцати дней с момента вступления решения суда в законную силу повторно рассмотреть заявление Лоскутова А.Е., и в случае отсутствия иных оснований для отказа принять распоряжение об утверждении схем земельных участков на кадастровом плане территории.
В ходе рассмотрения дела истец заявленные требования уточнил, указал, что предполагаемы к образованию земельные участки частично пересекают земли лесного фонда, сведения о составе и границах которых содержатся в государственном лесном реестре при составлении схемы земельного участка на кадастровом плане территории кадастровым инженером были учтены сведения о земельном участке с кадастровым номером №, категория земель - земли лесного фонда, разрешенное использование - для ведения лесного хозяйства, и о земельном участке с кадастровым номером №, категория - земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование пчеловодство, а также графические материалы Генерального плана и Правил землепользования и застройки ... сельского поселения, согласно которому участки, предполагаемые к образованию, находятся в зоне СХ-1. Зона сельскохозяйственного использования, сельхозугодья. Учитывая сведения ЕГРН, Генерального плана и Правил землепользования и застройки ... сельского поселения, истец полагает, что сведения о частичном расположении предполагаемых к образованию земельных участков в границах лесного фонда являются ошибочными.
В связи с чем, истец просил обязать Министерство природных ресурсов и экологии Республики Карелия в течение одного месяца со дня вступления решения су да в законную силу исключить сведения из государственного лесного реестра о частичном нахождении в составе земель лесного фонда земель, отнесенных к категории «Земли сельскохозяйственного назначения» на территории которых предполагается образовать. земельные участки, имеющие следующий каталог координат характерных точек границ (система МСК-I0):
Обозначение характерных точек границ |
Координаты, м |
|
Х |
у |
|
... |
... |
... |
... |
... |
... |
... |
... |
... |
... |
... |
... |
... |
... |
... |
... |
... |
... |
... |
... |
... |
... |
... |
... |
... |
... |
... |
... |
... |
... |
и
Обозначение характерных точек |
Координаты, м |
|
границ |
Х |
у |
... |
... |
... |
... |
... |
... |
... |
... |
... |
... |
... |
... |
... |
... |
... |
... |
... |
... |
... |
... |
... |
... |
... |
... |
... |
... |
... |
... |
... |
... |
... |
... |
... |
... |
... |
... |
... |
... |
... |
... |
... |
... |
... |
... |
... |
... |
... |
... |
... |
... |
... |
... |
... |
... |
... |
... |
... |
... |
... |
... |
... |
... |
... |
... |
... |
... |
... |
... |
... |
... |
... |
... |
... |
... |
... |
... |
... |
... |
... |
... |
... |
... |
... |
... |
... |
... |
... |
Признать незаконным решение Министерства имущественных и земельных отношений Республики Карелия, изложенное в тексте письма от хх.хх.хх г. исх. № об отказе в удовлетворении заявления Лоскутова Алексея Евгеньевича от хх.хх.хх г. №; обязать Министерство имущественных и земельных отношений Республики Карелия в течение тридцати дней с момента вступления решения суда в законную силу повторно рассмотреть заявление Лоскутова Алексея Евгеньевича от хх.хх.хх г. №, и в случае отсутствия иных оснований для отказа принять распоряжение об утверждении схемы земельного участка на кадастровом плане территории, приложенной к тексту данного заявления.
В ходе рассмотрения дела судом вынесено определение от хх.хх.хх г. о переходе к рассмотрению дела по правилам гражданского судопроизводства.
Стороны, другие лица, участвующие в деле в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом.
Суд, изучив письменные материалы, дела приходит к следующему.
Порядок предоставления земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов определяется положениями статьи 39.16, 39.17 Земельного кодекса Российской Федерации.
Как следует из содержания подпункта 2 пункта 5 статьи 27 Земельного кодекса Российской Федерации, земельные участки из состава земель лесного фонда являются ограниченными в обороте.
В соответствии с пунктом 1 статьи 101 Земельного кодекса Российской Федерации к землям лесного фонда относятся лесные земли и нелесные земли, состав которых устанавливается лесным законодательством.
Лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности (ст. 8 Лесного кодекса РФ).
При этом, как указано в части 4 статьи 6.1 Лесного кодекса Российской Федерации, границы земель лесного фонда определяются границами лесничеств.
Согласно части 4 статьи 23 Лесного кодекса Российской Федерации, в редакции закона, действовавшего в период возникших между сторонами спорных отношений, обязательным приложением к решению о создании лесничеств, участковых лесничеств является текстовое и графическое описание местоположения границ лесничеств, участковых лесничеств, подготовленное в соответствии со статьей 68.1 данного Кодекса.
При этом информация о границах лесного фонда, составе земель иных категорий, на которых расположены леса, содержится в государственном лесном реестре (пункт 1 части 2 статьи 91 Лесного кодекса Российской Федерации).
Пунктом 1 статьи 4.2 Федерального закона от 4 декабря 2006 года N 201-ФЗ "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации" предусмотрено, что государственный учет лесных участков в составе земель лесного фонда включает в себя действия уполномоченных органов по внесению в государственный лесной реестр сведений, подтверждающих существование таких земельных участков с характеристиками, соответствующими части 1 статьи 69 Лесного кодекса Российской Федерации. Указанные сведения в графической и текстовой форме воспроизводятся в плане лесного участка, который заверяется органом государственной власти, осуществляющим ведение государственного лесного реестра (пункт 3 статьи 4.1).
Судом установлено, что по заявлениям Лоскутова №, № от хх.хх.хх г. о предварительном согласовании предоставления земельных участков в аренду для целей использования - пчеловодство в соответствии со схемой земельного участка на кадастровом плане территории Министерством имущественных и земельных отношений РК хх.хх.хх г. было принято решение об отказе в предварительном согласовании предоставления участка, поскольку Министерством было выявлено, что предполагаемый к образованию участок совпадает с местоположением ранее учтенного земельного участка с кадастровым номером №, входящего в состав единого землепользования с кадастровым номером №, отнесенного к категории земель лесного фонда в границах ... лесничества (по материалам лесоустройства) ... участкового лесничества Прионежского лесничества. Указанная информация была подтверждена Министерством природных ресурсов и экологии РК.
По сведениям администрации Прионежского муниципального района образуемые земельные участки площадью ... кв.м. и ... кв.м. согласно действующим Генеральному плану и Правилам землепользования и застройки ... сельского поселения расположены в функциональной зоне СХ-1 «Зона сельскохозяйственных угодий» и территориальной зоне СХ1 «Зона сельскохозяйственного использования, сельхозугодья». Согласно данным публичной кадастровой карты Росреестра указанные участки примыкают к земельному участку с кадастровым номером №, имеющему категорию - земли лесного фонда и вид разрешенного использования - для ведения лесного хозяйства. На основании сведении ЕГРН для данного земельного участка в действующих Генеральном плане и Правилах землепользования и застройки ... сельского поселения установлены функциональная и территориальная зона Р3 «Зона лесов». По мнению администрации района, сведения о землях лесного фонда в ЕГРН могут не совпадать со сведениями Государственного лесного реестра.
Таким образом, из материалов дела следует, что образуемые земельные участки по материалам ГЛР частично располагаются на землях лесного фонда ... лесничества (по материалам лесоустройства) ... участкового лесничества Прионежского лесничества. Границы названного лесничества определены приказом Федерального агентства лесного хозяйства от хх.хх.хх г. №, в настоящее время внесены в ЕГРН.
При таких обстоятельствах, спорный земельный участок не может быть предоставлен ответчиком в аренду истцу для испрашиваемых целей, поскольку ответчик не наделен полномочиями по предоставлению земельных участков, находящихся в федеральной собственности.
Наличие в ЕГРН, Правилах землепользования и застройки поселения и Генеральном плане поселения сведений об отнесении спорного земельного участка к иной категории земель не изменяет его истинного целевого назначения - земли лесного фонда и правовой принадлежности к Российской Федерации.
Так, абзацем 7 статьи 5 Федерального закона от 29 июля 2017 года № 280-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях устранения противоречий в сведениях государственных реестров и установления принадлежности земельного участка к определенной категории земель" определено, что в случае, если в соответствии со сведениями, содержащимися в государственном лесном реестре, лесном плане субъекта Российской Федерации, земельный участок относится к категории земель лесного фонда, а в соответствии со сведениями Единого государственного реестра недвижимости, правоустанавливающими или правоудостоверяющими документами на земельные участки этот земельный участок отнесен к иной категории земель, принадлежность земельного участка к определенной категории земель определяется в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, либо в соответствии со сведениями, указанными в правоустанавливающих или правоудостоверяющих документах на земельные участки, при отсутствии таких сведений в Едином государственном реестре недвижимости, за исключением случаев, предусмотренных частью 6 настоящей статьи. Правила данной части применяются в случае, если права правообладателя или предыдущих правообладателей на земельный участок возникли до 1 января 2016 года.
В рассматриваемом случае оснований принимать в качестве приоритетных сведения ЕГРН перед сведениями лесного реестра не установлено.
При таких обстоятельствах суд не находит оснований для признания незаконным решения Министерства имущественных и земельных отношений, изложенного в письме № от хх.хх.хх г. об отказе в удовлетворении его заявлений от хх.хх.хх г. №, № об утверждении схем расположения земельных участков; возложения обязанности на Министерство имущественных и земельных отношений РК повторно рассмотреть заявление Лоскутова А.Е., а также для возложения на ответчика Министерство природных ресурсов и экологии Республики Карелия исключить сведения из государственного лесного реестра о частичном нахождении в составе земель лесного фонда земель, отнесенных к категории «Земли сельскохозяйственного назначения».
Истцом также заявлены требования о признании незаконным решения Министерства имущественных и земельных отношений Республики Карелия, изложенного в тексте письма от хх.хх.хх г. исх. № об отказе в удовлетворении заявления Лоскутова А.Е. от хх.хх.хх г. №; возложении обязанности на Министерство имущественных и земельных отношений Республики Карелия повторно рассмотреть заявление Лоскутова А.Е. от хх.хх.хх г. №, и в случае отсутствия иных оснований для отказа принять распоряжение об утверждении схемы земельного участка на кадастровом плане территории, приложенной к тексту данного заявления.
Между тем, решением Прионежского районного суда от хх.хх.хх г., вступившим в законную силу, административное исковое заявление Лоскутова А.Е. удовлетворено, суд признал решение Министерства имущественных и земельных отношений Республики Карелия, выраженное в письме от хх.хх.хх г. № об отказе в предварительном согласовании предоставления в аренду земельного участка незаконным, обязал Министерство имущественных и земельных отношений Республики Карелия повторно в течение 30 дней со дня поступления вступившего в законную силу настоящего решения суда, рассмотреть заявление Лоскутова А.Е. от хх.хх.хх г., и при отсутствии иных оснований для отказа, принять решение об утверждении схемы земельного участка на кадастровом плане территории.
В этой части производство по делу прекращено на основании абз. 3 ст. 220 ГПК РФ, о чем вынесено судом определение от хх.хх.хх г.
Руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд
решил:
исковые требования Лоскутова Алексея Евгеньевича к Министерству имущественных и земельных отношений Республики Карелия, Министерству природных ресурсов и экологии Республики Карелия оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Карелия через Прионежский районный суд в течение одного месяца со дня вынесения решения в окончательной форме.
Судья И.С. Леккерева
Мотивированное решение составлено 19 января 2024 года.