РЕШЕНИЕ
г. Шадринск Курганской области 27 февраля 2024 года
ул. Луначарского, 10
Судья Шадринского районного суда Курганской области Шибаева Марина Борисовна,
рассмотрев жалобу Зиновьева С.В. на постановление заместителя начальника полиции МО МВД России «Шадринский» Ч.И.В. № от 13 декабря 2023 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 20.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
установил:
постановлением заместителя начальника полиции МО МВД России «Шадринский» Ч.И.В. № от 13.12.2023 Зиновьев С.В. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 20.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ), с назначением наказания в виде штрафа в размере 500 рублей.
Не согласившись с указанным постановлением, Зиновьев обратился с жалобой в суд, в которой просит постановление отменить, мотивируя тем, что в протоколе об административном правонарушении не указана дата, время и места рассмотрения протокола, на рассмотрение протокола об административном правонарушении он доставлен не был, при этом он находился в камере дежурной части, ознакомиться с материалами дела и выразить возражения не имел возможности. С изложенными в протоколе об административном правонарушении обстоятельствами он не согласен, считает, что вина его не доказана, просит отменить постановление.
При рассмотрении дела Зиновьев на доводах жалобы настаивал, пояснил, что его задержали сотрудники полиции 12.12.2023, о месте и времени рассмотрения протокола об административном правонарушении 13.12.2023 его не извещали, при рассмотрении дела он не присутствовал, хотя и находился в это время в камере дежурной части МО МВД России «Шадринский».
Допрошенный в качестве свидетеля должностное лицо, вынесшее постановление по делу об административном правонарушении, Ч.И.В. пояснил, что Зиновьев присутствовал при рассмотрении протокола об административном правонарушении 13.12.2023. Поскольку на момент рассмотрения он был задержан и находился в СПСЗЛ, то уведомление о месте и времени рассмотрения дела ему не вручалось. Бланк постановления формируется автоматически, инспектором ГИАЗ вносится лишь дата, фабула и санкция. Каких-либо записей о доставлении Зиновьева в его кабинет из дежурной части не имеется.
Свидетель Л. пояснила, что присутствовала при рассмотрении протокола об административном правонарушении в отношении Зиновьева 13.12.2023, который был доставлен сотрудниками ППС из СПСЗЛ дежурной части.
Свидетель Г. пояснил, что был задержан вместе с Зиновьевым 12.12.2023. За время нахождения в СПСЗЛ МО МВД России «Шадринский» Зиновьева неоднократно куда-то выводили, но зачем, ему не известно.
Свидетель К. пояснил, что доставлял Зиновьева 13.12.2023 на рассмотрение протокола об административном правонарушении к заместителю начальника полиции МО МВД России «Шадринский» Чумакову И.В. и присутствовал при рассмотрении. При этом, никаких отметок в журнале учета задержанных лиц им не вносилось. Это не предусмотрено инструкцией, поскольку доставление производилось в здании МО МВО России «Шадринский» из дежурной части в кабинет заместителя начальника полиции МО МВД России «Шадринский».
Свидетель Б. пояснил, что он проводил задержание Зиновьева 12.12.2023 и оформлял материал об административном правонарушении. После задержания Зиновьев был помещен в СПСЗЛ дежурной части, где находился двое суток.
Заслушав Зиновьева, свидетелей, исследовав материалы дела об административном правонарушении, прихожу к следующему.
В соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 30.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ) постановление по делу об административном правонарушении, вынесенное должностным лицом, может быть обжаловано в вышестоящий орган, вышестоящему должностному лицу либо в районный суд по месту рассмотрения дела.
В силу ст. 30.6 КоАП РФ при рассмотрении жалобы по делу об административном правонарушении проверяется на основании имеющихся и дополнительно представленных материалов законность и обоснованность вынесенного постановления.
Предусмотренный Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях порядок рассмотрения дел об административных правонарушениях подразумевает обязательное создание лицами, рассматривающими дело, условий, необходимых для осуществления права на защиту лицом, привлекаемым к административной ответственности.
В силу статьи 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом.
Частью 1 статьи 26.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях определено, что доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Из материалов дела следует, что дело возбуждено должностным лицом в порядке, предусмотренном п. 3 ч. 4 ст. 28.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, путем составления протокола об административном правонарушении по факту обнаружения достаточных данных, указывающих на наличие события правонарушения.
Как следует из обжалуемого постановления, основанием для привлечения Зиновьева к административной ответственности послужило то обстоятельство, что он 12.12.2023 в 10 час. 00 мин., находясь в общественном месте в магазине «Красное и Белое», расположенного по адресу: Курганская область, г. Шадринск, ул. Степана Разина, д. 27, размахивал руками, вел себя вызывающе, в присутствии граждан выражался грубой нецензурной бранью, мешал работе продавцов, на замечания граждан не реагировал, тем самым нарушал общественный порядок и выражал явное неуважение к обществу, совершил мелкое хулиганство, на просьбы граждан прекратить свои хулиганские действия не реагировал, тем самым, совершил административное правонарушение, предусмотренное ч. 1 ст. 20.1 КоАП РФ.
Согласно ч. 1 ст. 20.1 КоАП РФ мелкое хулиганство, то есть нарушение общественного порядка, выражающее явное неуважение к обществу, сопровождающееся нецензурной бранью в общественных местах, оскорбительным приставанием к гражданам, а равно уничтожением или повреждением чужого имущества, влечет наложение административного штрафа в размере от пятисот до одной тысячи рублей или административный арест на срок до пятнадцати суток.
В доказательство виновности Зиновьева в совершении вмененного ему административного правонарушения представлены: протокол об административном правонарушении № 000782486 от 12.12.2023, рапорт, справка, письменные объяснения свидетелей, протокол о направлении на медицинское освидетельствование на состояние опьянения, акт медицинского освидетельствования № 1986 от 12.12.2023.
Частью 2 статьи 25.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлено, что дело об административном правонарушении рассматривается с участием лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении. В отсутствие указанного лица дело может быть рассмотрено лишь в случаях, предусмотренных частью 3 статьи 28.6 данного Кодекса, либо если имеются данные о надлежащем извещении лица о месте и времени рассмотрения дела и если от лица не поступило ходатайство об отложении рассмотрения дела либо если такое ходатайство оставлено без удовлетворения.
Согласно ч. 1 ст. 29.7 КоАП РФ при рассмотрении дела об административном правонарушении:
1) объявляется, кто рассматривает дело, какое дело подлежит рассмотрению, кто и на основании какого закона привлекается к административной ответственности;
2) устанавливается факт явки физического лица, или законного представителя физического лица, или законного представителя юридического лица, в отношении которых ведется производство по делу об административном правонарушении, за исключением случаев, предусмотренных частью 3 статьи 28.6 настоящего Кодекса, а также иных лиц, участвующих в рассмотрении дела;
3) проверяются полномочия законных представителей физического или юридического лица, защитника и представителя;
4) выясняется, извещены ли участники производства по делу в установленном порядке, выясняются причины неявки участников производства по делу, и принимается решение о рассмотрении дела в отсутствие указанных лиц либо об отложении рассмотрения дела;
5) разъясняются лицам, участвующим в рассмотрении дела, их права и обязанности;
6) рассматриваются заявленные отводы и ходатайства.
При рассмотрении дела об административном правонарушении оглашается протокол об административном правонарушении, а при необходимости и иные материалы дела. Заслушиваются объяснения физического лица или законного представителя юридического лица, в отношении которых ведется производство по делу об административном правонарушении, показания других лиц, участвующих в производстве по делу, пояснения специалиста и заключение эксперта, исследуются иные доказательства, а в случае участия прокурора в рассмотрении дела заслушивается его заключение (ч. 2 ст. 29.7 КоАП РФ).
По результатам рассмотрения дела об административном правонарушении может быть вынесено постановление (ч. 1 ст. 29.9 КоАП РФ).
Исходя из положений части 1 статьи 1.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях обеспечение законности при применении мер административного принуждения предполагает не только наличие законных оснований для применения административного наказания, но и соблюдение установленного законом порядка привлечения лица к административной ответственности.
Зиновьев в жалобе и при ее рассмотрении утверждал, что не присутствовал при рассмотрении протокола об административном правонарушении, о дате, времени и месте рассмотрения протокола не уведомлен надлежащим образом.
Из пояснений должностного лица, вынесшего постановление по делу об административном правонарушении, Ч.И.В., сотрудников полиции Л., К., допрошенных в качестве свидетелей, следует, что Зиновьев 13.12.2023 присутствовал лично при рассмотрении протокола об административном правонарушении.
Однако, в протоколе об административном правонарушении № от 12.12.2023 дата, время и место рассмотрения протокола не указаны.
Иных сведений об извещении Зиновьева о месте и времени рассмотрения дела об административном правонарушении материалы дела не содержат.
Из постановления заместителя начальника полиции МО МВД России «Шадринский» Ч.И.В. № от 13.12.2023 также не усматривается, что дело об административном правонарушении рассмотрено с участием Зиновьева, поскольку из его содержания не представляется возможным определить, присутствовал ли Зиновьев при рассмотрении дела, какие объяснения по существу давал он при этом либо отказался от дачи объяснений, какие доказательства исследованы при рассмотрении дела.
Факт получения Зиновьевым постановления не свидетельствует о рассмотрении протокола с его участием.
Из пояснений должностного лица, вынесшего постановление по делу об административном правонарушении, Ч.И.В. следует, что каких-либо записей о направлении Зиновьева из дежурной части на рассмотрение протокола об административном правонарушении в книге учета лиц, доставленных в дежурную часть МО МВД России «Шадринский», не имеется (приложение № 3 к Наставлению о порядке исполнения обязанностей и реализации прав полиции в дежурной части территориального органа МВД России после доставления граждан, утвержденному Приказом МВД России от 30.04.2012 № 389).
Допущенные административным органом при производстве по делу об административном правонарушении нарушения являются существенными, не позволившими всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело, и поэтому в силу п. 4 ч. 1 ст. 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях влекут отмену постановления.
Вместе с тем направление дела на новое рассмотрение невозможно, так как истек установленный ст. 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях срок давности привлечения к административной ответственности за правонарушение, предусмотренное ч. 1 ст. 20.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
С учетом изложенного, постановление подлежит отмене, а производство по делу - прекращению на основании п. 6 ч. 1 ст. 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в связи с истечением срока давности привлечения к административной ответственности.
Руководствуясь ст. 30.6, 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
решил:
жалобу Зиновьева С.В. удовлетворить.
Постановление заместителя начальника полиции МО МВД России «Шадринский» Ч.И.В. № от 13 декабря 2023 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 20.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Зиновьева С.В. отменить.
Производство по делу об административном правонарушении прекратить на основании п. 6 ч. 1 ст. 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в связи с истечением сроков давности привлечения к административной ответственности.
Решение суда может быть обжаловано в Курганский областной суд в течение 10 суток со дня вручения или получения копии решения через Шадринский районный суд Курганской области.
Судья М.Б. Шибаева