Дело № 3а-633/2018
120а
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
город Красноярск 24 декабря 2018 г.
Красноярский краевой суд в составе судьи Малякина А.В., при секретаре Анеховой Я.В., |
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Мкртчяна Жана Агасовича об установлении кадастровой стоимости нежилых помещений в размере их рыночной стоимости,
установил:
Мкртчян Ж.А. обратился в Красноярский краевой суд с административным исковым заявлением об установлении кадастровой стоимости нежилых помещений с кадастровыми номерами 24:50:№:439, 24:50:№:424, 24:50:№:145, 24:50:№:423 равной их рыночной стоимости.
В обоснование заявленных требований административный истец сослался на то, что кадастровая стоимость вышеуказанных помещений, принадлежащих ему на праве собственности, значительно превышает их рыночную стоимость, а это влечёт взимание завышенного нотариального тарифа, уплачиваемого при удостоверении сделки по отчуждению данных объектов недвижимости.
В судебное заседание административный истец, а также представители административных ответчиков и заинтересованных лиц не явились. О времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом. Суд посчитал возможным в соответствии с частью 4 статьи 247 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации рассмотреть дело в их отсутствие.
Выслушав объяснения представителя Мкртчяна Ж.А. – Салий А.С., поддержавшей заявленное требование, изучив материалы дела, Красноярский краевой суд находит административный иск подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с Федеральным законом от 29 июля 1998 г. № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» кадастровая стоимость объектов недвижимости может быть установлена как в результате проведения государственной кадастровой оценки, так и в результате рассмотрения споров о результатах определения кадастровой стоимости (часть 3 статьи 3). Результаты определения кадастровой стоимости нежилого здания могут быть оспорены физическими лицами в случае, если такие результаты затрагивают права и обязанности данных лиц, в суде или комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости (часть 2 статьи 24.18). Установление в отношении нежилого здания его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость, является основанием для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости (абзац 3 части 11 статьи 24.18).
Как видно из материалов дела, Мкртчяну Ж.А. и Мкртчян А.Е. на праве общей совместной собственности принадлежат нежилые помещения с кадастровыми номерами 24:50:№:439 (помещение № 14), 24:50:№:424 (помещение № 3), 24:50:№:145 (помещение № 5), 24:50:№:423 (помещение № 6), расположенные по адресу: Красноярский край, г. Красноярск, <адрес>
По сведениям Единого государственного реестра недвижимости кадастровая стоимость помещения № 14 по состоянию на 7 октября 2014 г. составляет 77 096 058 рублей 81 копейку; помещения № 3 по состоянию на 16 августа 2011 г. – 12 370 367 рублей 81 копейку; помещения № 5 по состоянию на 8 октября 2014 г. – 13 537 858 рублей 39 копеек; помещения № 6 по состоянию на 30 октября 2014 г. – 13 138 625 рублей 27 копеек.
Из отчётов оценщика от 11 июля 2018 г. № 31-4/2018, № 31-1/2018, № 31-2/2018, 31-3/2018 усматривается, что рыночная стоимость указанных помещений составляет 18 391 000 рублей, 2 783 000 рублей, 3 053 000 рублей и 3 051 000 рублей соответственно.
Данные отчёты соответствует требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности. Оснований не согласиться с выводами оценщика не имеется. Доказательств, опровергающих эти выводы, административными ответчиками и заинтересованными лицами не представлено.
В соответствии с предварительным договором купли-продажи от 25 июня 2018 г. Мкртчян Ж.А. и Мкртчян А.Е. обязуются продать нежилые помещения с кадастровыми номерами 24:50:№:439, 24:50:№:424, 24:50:№:145, 24:50:№:423 по цене 18 424 600 рублей, 2 782 400 рублей, 3 001 350 рублей, 3 047 550 рублей.
Учитывая, что оговоренная сторонами цена сделки во много раз ниже кадастровой стоимости помещений, при нотариальном удостоверении договора стороны обязаны будут оплатить нотариальный тариф, исчисленный исходя из кадастровой стоимости недвижимого имущества (часть 2 статьи 22.1 Основ законодательства Российской Федерации о нотариате). Следовательно, внесённые в Единый государственный реестр недвижимости сведения о кадастровой стоимости нежилых помещений, не соответствующие их действительной рыночной стоимости, нарушают права административного истца, подлежащие восстановлению путём установления кадастровой стоимости данных объектов в размере их рыночной стоимости.
С административным исковым заявлением в части оспаривания кадастровой стоимости нежилого помещения с кадастровым номером 24:50:№:424 Мкртчян Ж.А. обратился с пропуском предусмотренного частью 3 статьи 245 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации пятилетнего срока со дня внесения в государственный кадастр недвижимости оспариваемых результатов определения кадастровой стоимости.
Между тем, положения части 1 статьи 24.12 Федерального закона от 29 июля 1998 г. № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», предусматривающие обязательность проведения государственной кадастровой оценки не реже чем один раз в течение пяти лет с даты, по состоянию на которую была проведена государственная кадастровая оценка, утратили свою силу в связи с принятием Федерального закона от 3 июля 2016 г. № 360-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации». До принятия Федерального закона № 360-ФЗ административный истец мог рассчитывать на своевременное проведение очередной государственной кадастровой оценки земель населённых пунктов Красноярского края, однако в настоящее время проведение такой оценки отложено на неопределённый срок.
С учётом приведённых выше обстоятельств, причины пропуска административным истцом срока на обращение в суд следует признать уважительными, поэтому этот срок подлежит восстановлению.
Руководствуясь статьями 175 – 180, 249 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Красноярский краевой суд
решил:
административное исковое заявление Мкртчяна Ж.А. удовлетворить.
Установить кадастровую стоимость нежилых помещений, расположенных по адресу: Красноярский край, г. Красноярск, <адрес>, равной рыночной стоимости, определенной на дату, по состоянию на которую установлена их кадастровая стоимость, а именно:
- помещения № 14 с кадастровым номером 24:50:№:439 в размере
18 391 000 рублей по состоянию на 7 октября 2014 г.;
- помещения № 3 с кадастровым номером 24:50:№:424 в размере
2 783 000 рублей по состоянию на 16 августа 2011 г.;
- помещения № 5 с кадастровым номером 24:50:№:145 в размере
3 053 000 рублей по состоянию на 8 октября 2014 г.;
- помещения № 6 с кадастровым номером 24:50:№:423 в размере
3 051 000 рублей по состоянию на 30 октября 2014 года.
Датой подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости указанных нежилых помещений считать 3 сентября 2018 года.
Решение может быть обжаловано в апелляционную инстанцию Красноярского краевого суда в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Судья Красноярского краевого суда |
А.В. Малякин |