Дело № 2-61/2019
42RS0001-01-2018-001975-87
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Анжеро-Судженский городской суд Кемеровской области
в составе председательствующего Гурьяновой В.И.,
при секретаре Семёновой И.Г.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Анжеро-Судженске
30 мая 2019 года
гражданское дело по иску Алексеенко ФИО10 к Администрации Анжеро-Судженского городского округа о включении в список граждан, подлежащих переселению из ветхого жилья, ставшего непригодным для проживания в результате ведения горных работ, предоставлении социальной выплаты,
УСТАНОВИЛ:
Истец Алексеенко Н.Н. обратились в суд с иском к администрации Анжеро-Судженского городского округа о включении в список граждан, подлежащих переселению из ветхого жилья, ставшего непригодным для проживания в результате ведения горных работ, предоставлении социальной выплаты. Свои требования мотивировала тем, что истец на основании свидетельства о праве на наследство по закону от <дата> является собственником ? доли в праве собственности на жилой дом, общей площадью 61 кв.м., расположенный по адресу: <адрес>. Кроме истца, собственником ? доли в праве собственности на данный жилой дом, является ФИО9, на основании свидетельства о праве на наследство по закону от <дата>. Указанные обстоятельства подтверждаются свидетельствами о государственной регистрации за ними права собственности от <дата>. В настоящее время в указанном жилом помещении зарегистрирована и фактически проживает только истец. Это единственное и постоянное место жительства Алексеенко Н.Н. Другого жилья в собственности у нее нет. На устное обращение истца по вопросу предоставления жилья взамен принадлежащей Алексеенко Н.Н. на праве собственности ? доли жилого дома, ставшего непригодным для проживания в результате ведения горных работ, ответчиком указано, что согласно заключению СФ ОАО «ВНИМИ» <адрес> к сносу не подлежит, так как отнесен к жилым домам, не подработанным горными работами или построенным на ранее подработанной территории. Пояснили, что год строительства дома – 1927г., но в 1982г. был произведен его капитальный ремонт, год последней подработки горными работами в месте расположения дома – 1971г. Истец считает, что действия Администрации АСГО незаконны и необоснованны и нарушают права Алексеенко Н.Н. на жилище по следующим основаниям. Согласно акту оценочной комиссии БТИ г. Анжеро-Судженска от 2018г., общая площадь вышеуказанного жилого дома 61,0 кв.м., жилая 51,4 кв.м., процент износа по дому составляет 65% по состоянию на 2018г. Из справки БТИ г. Анжеро-Судженска от <дата>. следует, что указанный жилой дом построен в 1927г., процент износа составляет 65%, капитальный ремонт в доме не производился.
Просила суд обязать Администрацию Анжеро-Судженского городского округа включить ее Алексеенко ФИО11, <дата> года рождения, проживающую по адресу: <адрес>, в список граждан, подлежащих переселению из ветхого жилья, ставшего непригодным для проживания в результате ведения горных работ ликвидированной шахтой «Анжерская» по критериям безопасности, и предоставить истцу социальную выплату из расчета 33кв.м. на одиноко проживающего гражданина, для приобретения жилья за счет средств, предусмотренных на реализацию программ местного развития и обеспечения занятости для шахтерских городов и поселков, из расчета средней рыночной стоимости одного квадратного метра жилья на дату фактического предоставления социальной выплаты.
Истец Алексеенко Н.Н., в судебном заседании на исковых требованиях настаивала, полностью поддержала доводы, изложенные в исковом заявлении.
Представитель истца Руденко А.В., допущенный для участия в рассмотрении гражданского дела в порядке ст. 53 ГПК РФ, в судебном заседании пояснил, что поскольку <адрес> является ветхим, согласно заключению ВНИМИ находится на горном отводе и подлежит расселению, истец имеет право на предоставление социальной выплаты, для приобретения жилья за счет средств, предусмотренных на реализацию программ местного развития и обеспечение занятости для шахтерских городов и поселков, из расчета средней рыночной стоимости одного квадратного метра жилья на дату фактического предоставления социальной выплаты. Истец была вселена в дом по <адрес>, в качестве члена семьи своего супруга ФИО5 в 1988 году, они купили этот дом по договору купли-продажи, в дальнейшем после смерти супруга она и их дочь унаследовали данный дом. Истец с 1988 года по настоящее время фактически проживает в доме, никуда из него не выезжала, иного жилья не имеет.
Представитель ответчика администрации Анжеро-Судженского городского округа – Килина Е.В., действующая на основании доверенности от <дата>, исковые требования не признала, суду пояснила, что истцу было отказано во включение в списки в связи с тем, что согласно заключению ВНИМИ от <дата>. дом расселению не подлежит. Экспертное заключение от <дата>., а также факт проживания истца в доме на момент принятия решения о ликвидации шахты не оспаривала.
Представитель третьего лица Министерства энергетики РФ в судебное заседание не явился, о месте и времени рассмотрения спора извещен надлежаще, о причинах неявки суду не сообщил.
Третье лицо ФИО9 в судебное заседание не явилась, о месте и времени рассмотрения спора извещена надлежаще.
Заслушав стороны, показания свидетелей, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему:
Согласно ст.40 Конституции РФ каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища. Органы государственной власти и местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище.
Согласно ст.2 Жилищного Кодекса РФ органы государственной власти и органы местного самоуправления в пределах своей компетенции обеспечивают по ликвидации особо убыточных и неперспективных угольных (сланцевых) шахт и разрезов указанными документами, в частности, предусмотрено содействие гражданам в приобретении жилья взамен сносимого ветхого жилья, ставшего в результате ведения горных работ на ликвидируемых шахтах непригодным для проживания по критериям безопасности.
Постановлением Правительства РФ от 03.09.1998 года № 1026 были внесены изменения и дополнения в указанное выше Постановление, при этом в нем указано, что независимо от объема предоставленных средств господдержки их получатели не освобождаются от ответственности и обязанностей, предусмотренных законодательством РФ по реализации мероприятий условия для осуществления гражданами права на жилище, в том числе… используют бюджетные средства и иные не запрещенные законодательством источники денежных средств для улучшения жилищных условий граждан,… в установленном порядке предоставляют гражданам жилые помещения по договорам социального найма или договорам найма жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда…
03.12.1997 года Правительством РФ было принято Постановление № 1523 «О государственном финансировании мероприятий по реструктуризации угольной промышленности» (утратившее силу с 01.01.2005 года), которым утверждено Положение и Перечень мероприятий по реструктуризации угольной промышленности, финансируемых за счет средств государственной поддержки, которыми предусмотрены, в том числе, затраты, связанные со сносом, реконструкцией… жилищного фонда в связи с ликвидацией шахт. В качестве мероприятий реструктуризации угольной промышленности.
Согласно федеральному закону от 20.06.1996 года № 81-ФЗ «О государственном регулировании в области добычи…угля…» финансирование мероприятий по реструктуризации угольной промышленности осуществляется за счет средств федерального бюджета.
При этом, Приказом Министерства энергетики РФ от 19 июня 2002г. N 185 утверждено Положение о формировании и реализации программ местного развития и обеспечения занятости для шахтерских городов и поселков, финансируемых за счет средств государственной поддержки угольной отрасли, которым в п. 10.5 предусмотрено содействие переселению граждан из неперспективных шахтерских городов и поселков с предоставлением помощи непосредственно переселяемым гражданам. В п. 10.5.7 данного Положения указано, что для расчета размера предоставляемой безвозмездной субсидии социальная норма площади жилья принимается в размере 33 кв. метра общей площади для одиноких граждан, 42 кв. метра общей площади – на семью из 2-х человек и 18 кв. метров - на одного члена семьи, состоящей из 3-х и более человек, что предусмотрено Указом Президента РФ от 28 апреля 1997г. N 425, согласно которому федеральный стандарт социальной нормы площади жилья определяется исходя из следующих норм обеспеченности населения жильем: 18 кв. метров общей площади жилья на одного члена семьи, состоящей из трех и более человек, 42 кв. метра - на семью из двух человек, 33 кв. метра - на одиноко проживающих граждан.
В качестве мероприятий по реструктуризации угольной промышленности, утвержденных постановлением Правительства РФ от 03.12.1997 года № 1523 (утратившим силу с 01.01.2005 года) и постановлением Правительства РФ от 24.12.2004 года № 840 (с последующими изменениями), предусмотрены снос ветхого жилищного фонда, ставшего в результате ведения горных работ на ликвидируемых угольных (сланцевых) шахтах непригодным для проживания по критериям безопасности и содействие гражданам в приобретении (строительстве) жилья взамен сносимого ветхого жилья, ставшего в результате ведения горных работ на ликвидируемых угольных (сланцевых) шахтах непригодным для проживания по критериям безопасности.
В соответствии с п. 8 Правил Предоставления межбюджетных трансфертов на реализацию программ местного развития и обеспечение занятости для шахтерских городов и поселков, утвержденных постановлением Правительств РФ от 13.07.2005 года № 428, с последующими изменениями и дополнениями, содействие переселяемым из ветхого жилья гражданам в приобретении (строительстве) жилья взамен сносимого, а также выезжающим гражданам - в приобретении (строительстве) жилья по новому месту жительства осуществляется в форме предоставления социальных выплат. Социальные выплаты предоставляются на основании составленных на день принятия решений о ликвидации организаций угольной промышленности и ежегодно уточняемых списков граждан, подлежащих переселению, утвержденных органами местного самоуправления шахтерских городов и поселков и согласованных с Министерством энергетики Российской Федерации.
Судом установлено, что жилой дом, расположенный по адресу: <адрес>, принадлежит Алексеенко Н.Н. ? доля в праве общедолевой собственности и ее дочери ФИО9 ? доля в праве общедолевой собственности.
Согласно свидетельству о праве на наследство по закону от <дата>. после смерти ФИО5 унаследовали по 1/2 доли в праве собственности на жилой дом, находящийся по адресу: <адрес>, Алексеенко Н.Н. (жена) и ФИО9 (дочь).
ФИО5 жилой дом принадлежал на праве собственности на основании договора купли-продажи дома от 19.07.1988г.
Согласно сведениям, предоставленным Филиалом № 1 БТИ г. Анжеро-Судженска от <дата> № капитального ремонта по адресу <адрес>, уд. Правды, 51 не производилось, год постройки жилого <адрес>. На 2018 год процент износа составляет 65%.
Согласно Выписки из ЕГРН от <дата> Алексеенко Н.Н. на праве общедолевой собственности принадлежит ? доля в праве на квартиру, расположенную по адресу: <адрес>. Иного недвижимого имущества за истцом не значится.
Свидетель ФИО7 в судебном заседании суду пояснила, что с Алексеенко Н.Н. проживает по соседству. Она переехала в свой дом в 2004 году, ФИО2 уже проживала в доме по <адрес>, лет 20 вместе с мужем. Потом муж истца умер. Истец живет в доме до настоящего времени.
Свидетель ФИО8 в судебном заседании суду пояснила, что она проживает по соседству с Алексеенко Н.Н., знает ее семью с 1988 года как они купили дом по <адрес> и переехали в него. Истец из дома никогда никуда не выезжала, всегда проживала в доме, сначала с мужем и ребенком, потом муж умер, сейчас проживает в доме одна. Часто бывает в гостях у истца.
Суд, проверяя наличие права на данное жилое помещение, постоянное проживание истцов в данном жилом доме на дату принятия решения о ликвидации предприятия угольной промышленности исходит из следующего:
Решением внеочередного общего собрания акционеров ОАО «Шахта «Анжерская» от <дата> принято решение о ликвидации шахты, создана ликвидационная комиссия.
Из протокола № заседания ликвидационной комиссии ОАО «Шахта «Анжерская» от <дата> следует, что комиссия постановила: на основании телеграммы ГУРШ о прекращении финансирования по статье "Обеспечение жизнедеятельности предприятия в период ликвидации", в связи с передачей ответственности и средств государственной поддержки угольной отрасли от ликвидируемых организаций угольной промышленности органам самоуправления с целью выполнения работ по реконструкции и замене объектов социальной инфраструктуры, пострадавших в связи с ликвидацией шахт, сносу ветхого жилого фонда, содействию гражданам в приобретении жилья в замен сносимого ветхого и передачей прав получателя средств государственной поддержки ГУРШ для продолжения работ по ликвидации последствий вредного влияния от ведения горных работ ликвидируемых шахт обратится в арбитражный суд с заявлением о признании несостоятельности (банкротстве) ОАО "Шахта "Анжерская".
Решением Арбитражного суда от <дата> ОАО «Шахта «Анжерская» признано несостоятельным (банкротом).
Согласно выписке из Единого государственного реестра юридических лиц, выданной <дата> МРИ ФНС России №9 по Кемеровской области ОАО «Шахта «Анжерская» прекратило деятельность <дата>.
Исследуя указанные выше доказательства, суд приходит к выводу, что моментом принятия решения о ликвидации шахты является день принятия внеочередным общим собранием акционеров ОАО «Шахта «Анжерская» решения о ликвидации шахты - <дата>.
Разрешая требования истца о включении в список граждан, подлежащих переселению из жилья, ставшего непригодным для проживания в результате ведения горных работ ОАО «Шахта «Анжерская», оценивая доводы и возражения сторон, представленные доказательства в их совокупности по правилам ст. 67 ГПК РФ, суд приходит к выводу о наличии законных оснований к их удовлетворению в части.
Согласно заключению №/з СФ АО ВНИМИ от <дата>, процент износа <адрес>, расположенного по <адрес> составляет 65%. Техническое состояние жилого дома находится в причинно-следственной связи с ведением горных работ ликвидированной шахты «Анжерская». Рекомендуется к сносу, как ставший непригодным для проживания по критериям безопасности в результате ведения горных работ ликвидированной шахты «Анжерская», так как суммарные горизонтальные деформации земной поверхности превышают допустимые значения и жилое строение относится к категории ветхих.
Таким образом, суд считает установленным, что жилой <адрес>, расположен на горном отводе шахты «Анжерская» и в результате ведения горных работ пришел в непригодное для проживания состояние и подлежит сносу. На момент составления указанного заключения СФ ОАО ВНИМИ за истцом иного жилья в собственности, кроме спорного дома, не имеется.
Анализируя представленные суду доказательства в их взаимосвязи и совокупности, суд приходит к выводу, что требования истца подлежат удовлетворению, поскольку как установлено судом на момент принятия решения о ликвидации шахты «Анжерская», Алексеенко Н.Н. фактически проживала в <адрес> в качестве члена семьи собственника – ее супруга ФИО5, в настоящее время является собственником доли дома на основании свидетельства о праве на наследство по закону. Данный дом является единственным и постоянным местом жительства истца, иного жилья в собственности она не имеет, что подтверждается выпиской из Росреестра от <дата> и справкой БТИ от <дата>. В случае сноса указанного жилого помещения она нуждается в социальной помощи государства в целях приобретения иного жилья.
Поскольку, формирование, уточнение списков, установление очередности предоставления социальных выплат является исключительным правом органа местного самоуправления, в соответствии с п. 8 Правил предоставления межбюджетных трансфертов на реализацию программ местного развития и обеспечение занятости для шахтерских городов и поселков, утвержденных постановлением Правительства РФ от 13.07.2005 года № 428 – Администрации Анжеро-Судженского городского округа - ответчика по данному делу, суд приходит к выводу, что исковые требования истца к администрации Анжеро-Судженского городского округа о включении в список граждан на приобретение жилья взамен сносимого, ставшего ветхим в результате ведения горных работ подлежат удовлетворению.
Согласно п.10 Правил Предоставления межбюджетных трансфертов на реализацию программ местного развития и обеспечение занятости для шахтерских городов и поселков, утвержденных постановлением Правительств РФ от 13.07.2005 года № 428, норма общей площади жилого помещения, применяемая при расчете размера социальной выплаты, составляет:
(в ред. Постановления Правительства РФ от 14.11.2007 N 778)
33 кв. метра - для одиноких граждан; 42 кв. метра - на семью из 2 человек;
18 кв. метров - на каждого члена семьи, состоящей из 3 человек и более.
Поскольку Правила Предоставления межбюджетных трансфертов на реализацию программ местного развития и обеспечение занятости для шахтерских городов и поселков, утвержденных постановлением Правительств РФ от 13.07.2005 года № 428, не содержат условий по очередности предоставления социальной выплаты гражданам, иными законодательными актами данный порядок также не установлен, суд считает, что предоставление социальной выплаты истцу не может быть поставлено в зависимость от наличия иных граждан в списках и иных условий, в том числе от объема финансирования.
Суд обязывает Администрацию Анжеро-Судженского городского округа включить истца, в список граждан, подлежащих переселению из ветхого жилья, ставшего непригодным для проживания в результате ведения горных работ ликвидированной шахтой «Анжерская» и предоставить ей социальную выплату из расчета 33 кв.метров, как для одинокого граждана, для приобретения жилья за счет средств, предусмотренных на реализацию программ местного развития и обеспечения занятости для шахтерских городов и поселков из расчета средней рыночной стоимости одного квадратного метра жилья на дату фактического предоставления социальной выплаты.
Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Алексеенко ФИО12 к Администрации Анжеро-Судженского городского округа о включении в список граждан, подлежащих переселению из ветхого жилья, ставшего непригодным для проживания в результате ведения горных работ, предоставлении социальной выплаты, удовлетворить.
Обязать Администрацию Анжеро-Судженского городского округа, находящуюся по адресу: <адрес>, включить Алексеенко ФИО13, <дата> года рождения, уроженку <адрес>, в список граждан, подлежащих переселению из ветхого жилья, признанного непригодным для проживания по критериям безопасности в результате ведения горных работ на ликвидированной шахте «Анжерская».
Предоставить Алексеенко ФИО14, подлежащей переселению из ветхого жилья, признанного непригодным для проживания по критериям безопасности в результате ведения горных работ на ликвидированной шахте «Анжерская», социальную выплату из расчета 33 кв.метров, для одиноких граждан, для приобретения жилья за счет средств, предусмотренных на реализацию программ местного развития и обеспечения занятости для шахтерских городов и поселков из расчета средней рыночной стоимости одного квадратного метра жилья на дату фактического предоставления социальной выплаты.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Кемеровский областной суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Председательствующий:
Решение в мотивированной форме изготовлено 04.06.2019.