Дело № 2-1666/2022
УИД 76RS0014-01-2022-00676-84
Изготовлено 11.04.2022 г.
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
город Ярославль |
06 апреля 2022 года |
Кировский районный суд города Ярославля в составе:
председательствующего судьи Бабиковой И.Н.,
при секретаре Юрьевой О.Ю.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Лещинского Дениса Евгеньевича к прокуратуре Ярославской области, Генеральной прокуратуре Российской Федерации о признании действий незаконными и компенсации морального вреда,
У С Т А Н О В И Л :
Лещинский Д.Е. обратился в суд с иском к прокуратуре Ярославской области, указал, что в январе 2022 года обратился в прокуратуру Ярославской области с жалобой на условия содержания в ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Ярославской области. Из ответа прокуратуры Ярославской области от 19.01.2022 г. он узнал, что его обращение перенаправлено в ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Ярославской области для рассмотрения. Считает это нарушением п.3 ст.8 Федерального закона № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации». Нарушением его прав ему причинен моральный вред. Истец просит признать незаконными действия прокуратуры Ярославской области в лице старшего помощника прокурора области по надзору за законностью исполнения уголовных наказаний С.В. Романова, выраженные в перенаправлении жалобы в ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Ярославской области, действия которого обжалуются; взыскать с Российской Федерации за счет средств казны Российской Федерации компенсацию морального вреда в размере 30 000 рублей.
К участию в деле в качестве соответчика привлечена Генеральная прокуратура Российской Федерации, в качестве третьих лиц - Министерство финансов Российской Федерации в лице УФК по Ярославской области, ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Ярославской области, УФСИН России по Ярославской области, старший помощник прокурора Ярославской области по надзору за законностью исполнения уголовных наказаний Романов С.В.
В судебном заседании истец Лещинский Д.Е., чье участие обеспечено посредством видеоконференц-связи, исковые требования полностью поддержал.
Представитель ответчиков прокуратуры Ярославской области и Генеральной прокуратуры Ярославской области Манокин А.О., действующий на основании доверенности, исковые требования не признал, подтвердил доводы письменных возражений на иск, суть которых сводится к отсутствию нарушений законодательства при рассмотрении обращения Лещинского Д.Е.; действия прокуратуры Ярославской области по направлению жалобы истца для рассмотрения по существу в УФСИН России по Ярославской области, т.е. в вышестоящий для ФКУ СИЗО-1 орган, являются правомерными.
Представители третьих лиц ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Ярославской области и УФСИН России по Ярославской области по доверенности Балясина О.М., Министерства финансов Российской Федерации Потапова Н.В. возражали против удовлетворения исковых требований, по мотивам, изложенным в письменных отзывах, приобщенных к делу.
Согласно отзыву Министерства финансов Российской Федерации на основании ст.ст.16, 1069 ГК РФ вред, причиненный в результате незаконных действий государственных органов, подлежит возмещению за счет средств соответствующей казны, от имени которой выступают соответствующие органы, если в соответствии с п.3 ст.125 ГК РФ эта обязанность не возложена на другой орган, юридическое лицо или гражданина. Согласно п.3 ст.158 БК РФ от имени казны РФ выступает главный распорядитель средств федерального бюджета, бюджета субъекта РФ, муниципального образования. Надлежащим ответчиком по делу о возмещении ущерба в порядке ст.1069 ГК РФ является главный распорядитель средств федерального бюджета. Кроме того, истцом не представлено достаточных доказательств причинения ему морального вреда.
В соответствии с письменными возражениями ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Ярославской области третье лицо просит признать иск необоснованным и отказать в его удовлетворении, при этом указало, что в период пребывания в СИЗО-1 Лещинского Д.Е. каких-либо жалоб от него на условия содержания не поступало.
Третье лицо Романов С.В. в суд не явился, просил о рассмотрении дела в его отсутствие, иск не признал.
Суд на основании ч.3 ст.167 ГПК РФ определил рассмотреть дело при имеющейся явке.
Выслушав стороны, представителей третьих лиц, исследовав письменные материалы гражданского дела, суд находит исковые требования не подлежащими удовлетворению.
Судом установлено, что 13.01.2022 г. в прокуратуру Ярославской области поступила жалоба Лещинского Д.Е. на условия его содержания в СИЗО-1 Ярославской области в период с сентября по декабрь 2019 года, суть которой сводилась к содержанию его в камере с курящими людьми, что причинило вред его здоровью.
19.01.2022 года Лещинскому Д.Е. старшим помощником прокурора области по надзору за законностью исполнения уголовных наказаний Романовым С.В. направлено уведомление о перенаправлении его жалобы для рассмотрения в УФСИН России по Ярославской области.
Жалоба направлена для рассмотрения в УФСИН России по Ярославской области.
21.02.2022 г. УФСИН России по Ярославской области дан ответ на жалобу Лещинского Д.Е.
Истец считает незаконным поручение рассмотрения его жалобы УФСИН России по Ярославской области- организации, которой подчинено ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Ярославской области.
Суд считает доводы истца необоснованными.
Согласно ст.10 Федерального закона от 17.01.1992 №2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» в органах прокуратуры в соответствии с их полномочиями разрешаются заявления, жалобы и иные обращения, содержащие сведения о нарушении законов. Поступающие в органы прокуратуры заявления и жалобы, иные обращения рассматриваются в порядке и сроки, которые установлены федеральным законодательством. Ответ на заявление, жалобу и иное обращение должен быть мотивированным. Если в удовлетворении заявления или жалобы отказано, заявителю должен быть разъяснен порядок обжалования принятого решения.
При этом, в силу требований п.2 ст.21, п.2 ст.26 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» органы прокуратуры не подменяют иные государственные органы и должностных лиц, которые осуществляют контроль за соблюдением прав и свобод человека и гражданина.
Порядок рассмотрения обращений граждан в органах прокуратуры Российской Федерации регламентирован Федеральным законом от 02.05.2006 №59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» и Инструкцией о порядке рассмотрения обращений и приема граждан в органах прокуратуры Российской Федерации, утвержденной приказом Генерального прокурора Российской Федерации от 30.01.2013 №45.
На основании ч.1 ст.8 Федерального закона «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» гражданин направляет письменное обращение непосредственно в тот государственный орган, орган местного самоуправления или тому должностному лицу, в компетенцию которых входит решение поставленных в обращении вопросов.
В соответствии с положениями ч.3 ст.8 указанного Федерального закона письменное обращение, содержащее вопросы, решение которых не входит в компетенцию данных государственного органа, органа местного самоуправления или должностного лица, направляется в течение семи дней со дня регистрации в соответствующий орган или соответствующему должностному лицу, в компетенцию которых входит решение поставленных в обращении вопросов, с уведомлением гражданина, направившего обращение, о переадресации обращения.
Пунктом 3.1 Инструкции о порядке рассмотрения обращений и приема граждан в органах прокуратуры Российской Федерации, утвержденной приказом Генпрокуратуры России от 30.01.2013 №45, установлено, что обращения, поступившие в органы прокуратуры Российской Федерации, подлежат обязательному рассмотрению. По результатам предварительного рассмотрения должно быть принято одно из следующих решений: о принятии к разрешению; об оставлении без разрешения; о передаче на разрешение в нижестоящие органы прокуратуры; о направлении в другие органы; о прекращении рассмотрения обращения; о приобщении к ранее поступившему обращению; о возврате заявителю.
Обращения, подлежащие разрешению другими органами и организациями, в течение 7 дней со дня регистрации направляются по принадлежности с одновременным извещением об этом заявителей и разъяснением принятого решения (п.3.5 Инструкции о порядке рассмотрения обращений и приема граждан в органах прокуратуры Российской Федерации).
Из смысла указанных норм следует, что на органах прокуратуры не лежит безусловной обязанности по рассмотрению обращений граждан, которые могут быть переадресованы для рассмотрения в иные органы.
При этом, в силу ч.6 ст.8 Федерального закона «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации», запрещается направлять жалобу на рассмотрение в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу, решение или действие (бездействие) которых обжалуется. Аналогичная норма содержится в Федеральном законе «О прокуратуре Российской Федерации», п.5 ст.10 которого запрещает пересылку жалобы в орган или должностному лицу, решения либо действия которых обжалуются.
Из материалов дела следует, что поступившее 13.01.2022 года в прокуратуру Ярославской области обращение Лещинского Д.Е. содержало доводы о нарушении его прав ненадлежащими условиями содержания в СИЗО-1.
В соответствии с Положением об Управлении Федеральной службы исполнения наказаний по Ярославской области, утвержденным приказом ФСИН России от 11.06.2015 №518 (приложение №78 к приказу), Управление Федеральной службы исполнения наказаний по Ярославской области является территориальным органом Федеральной службы исполнения наказаний, осуществляющим в пределах своих полномочий правоприменительные функции, функции по контролю и надзору в сфере исполнения уголовных наказаний в отношении осужденных, функции по содержанию лиц, подозреваемых либо обвиняемых в совершении преступлений, и подсудимых, находящихся под стражей, их охране и конвоированию, а также функции по контролю за поведением условно осужденных и осужденных, которым судом предоставлена отсрочка отбывания наказания, и по контролю за нахождением лиц, подозреваемых либо обвиняемых в совершении преступлений, в местах исполнения меры пресечения в виде домашнего ареста и за соблюдением ими наложенных судом запретов и (или) ограничений.
В соответствии с п.14 названного Положения основными задачами Управления являются, среди прочего, обеспечение охраны прав, свобод и законных интересов осужденных и лиц, содержащихся под стражей; правопорядка и законности в учреждениях, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы, принудительных работ, и в следственных изоляторах, безопасности содержащихся в них осужденных, лиц, содержащихся под стражей, а также работников уголовно-исполнительной системы, должностных лиц и граждан, находящихся на территориях этих учреждений и следственных изоляторов; создание осужденным и лицам, содержащимся под стражей, условий содержания, соответствующих нормам международного права, положениям международных договоров Российской Федерации и федеральных законов; руководство подведомственными учреждениями.
На основании п.15 раздела III Положения «Полномочия» Управление обеспечивает в соответствии с законодательством Российской Федерации: правопорядок и законность в подведомственных учреждениях, исполняющих наказания, и следственных изоляторах, а также безопасность лиц, находящихся на их территориях; условия содержания осужденных и лиц, содержащихся под стражей, в подведомственных учреждениях, исполняющих наказания, и следственных изоляторах. Управление осуществляет контроль деятельности подведомственных учреждений за соблюдением законности и обеспечением прав осужденных, лиц, содержащихся под стражей, и лиц, к которым применена мера пресечения в виде домашнего ареста.
Таким образом, разрешение доводов, содержащихся в поступившем 13.01.2022 года в прокуратуру Ярославской области обращении Лещинского Д.Е., относится к компетенции УФСИН России по Ярославской области. При этом факт направления указанного обращения для личного рассмотрения помощником прокурора области по надзору за законностью исполнения уголовных наказаний Романовым С.В. требования ч.6 ст.8 Федерального закона «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» и п.5 ст.10 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» на нарушает. 7-дневный срок для направления жалобы для рассмотрения в компетентный орган ответчиком соблюден.
В силу п.1 ст.1099 ГК РФ основания и размер компенсации гражданину морального вреда определяются правилами, предусмотренными главой 59 ГК РФ и ст.151 ГК РФ.
Условием наступления ответственности в виде обязанности выплатить компенсацию морального вреда, согласно п.1 ст.151, ст.1069 ГК РФ, ст.16 Федерального закона «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» является установление факта незаконности действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов.
В рассматриваемой ситуации решение старшего помощника прокурора области по надзору за законностью исполнения уголовных наказаний Романова С.В. о направлении обращения Лещинского Д.Е. для рассмотрения УФСИН России по Ярославской области являлось законным, права и законные интересы истца не нарушило.
При указанных обстоятельствах основания для удовлетворения искового заявления отсутствуют.
Руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд
решил:
Исковые требования Лещинского Дениса Евгеньевича оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Ярославский областной суд в течение одного месяца с момента изготовления мотивированного решения путем подачи апелляционной жалобы через Кировский районный суд г. Ярославля.
Судья |
И.Н.Бабикова |