Дело № 2а-200/2019
УИД 45RS0001-01-2019-000246-74
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Альменевский районный суд Курганской области
в составе председательствующего судьи Речкиной Т.А.
при секретаре Жусуповой И.В.
рассмотрел в открытом судебном заседании в с. Альменево Курганской области 19 декабря 2019 года административное дело по административному исковому заявлению Савинкиной Н.П. к Администрации Альменевского района Курганской области, отделу архитектуры и градостроительства Администрации Альменевского района Курганской области о признании незаконным отказа в рассмотрении уведомления о планируемом строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства от 17 октября 2019 г., возложении обязанности повторно рассмотреть уведомление
УСТАНОВИЛ:
Савинкина Н.П. обратилась в суд с административным исковым заявлением к Администрации Альменевского района Курганской области, отделу архитектуры и градостроительства Администрации Альменевского района Курганской области о признании незаконным отказа в рассмотрении уведомления о планируемом строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства от 17 октября 2019 г., возложении обязанности повторно рассмотреть уведомление. В обоснование заявленных требований указывает, что подала в отдел архитектуры и градостроительства администрации Альменевского района Курганской области уведомление о планируемом строительстве жилого дома на земельном участке с кадастровым номером №, расположенном по адресу: <адрес>. Процедура и порядок подачи уведомления, предусмотренный ст. 51.1 Градостроительного кодекса Российской Федерации с ее стороны соблюдены. Администрацией Альменевского района в рассмотрении указанного уведомления ей отказано, поскольку дом уже построен, о чем ей направлен ответ от 21 октября 2019 г. № 1042. С отказом она не согласна, поскольку основания для отказа в рассмотрении уведомления Градостроительным кодексом Российской Федерации не предусмотрены. Право собственности на земельный участок, на котором расположен дом зарегистрировано в надлежащем порядке, дом построен в строгом соответствии с законодательством, незаконной постройкой не признан. Полагает, что действиями Администрации Альменевского района нарушены ее права и законные интересы.
В судебное заседание административный истец Савинкина Н.П. не явилась, в телефонограмме просила административное дело рассмотреть в ее отсутствие, требования поддерживает в полном объеме.
В предыдущем судебном заседании административный истец Савинкина Н.П. административные исковые требования поддержала в полном объеме, показала, что в 1989 г. ее мать ФИО9 приобрела в собственность жилой дом по адресу: <адрес>, какие-либо правоустанавливающие документы на жилой дом отсутствуют. В 1996 г. приусадебный участок был передан ФИО10 в собственность, о чем имеется свидетельство на право собственности на землю. В 2012 г. ФИО11. умерла. После ее смерти в наследство вступил муж ФИО12 В апреле 2019 г. административный истец приобрела у ФИО13 земельный участок по договору купли-продажи. В настоящее время проживает в доме, расположенном на данном земельном участке, планирует возвести пристрой к дому. Целью подачи в отдел архитектуры и градостроительства Администрации Альменевского района уведомления о планируемом строительстве фактически является регистрация права собственности на существующий жилой дом.
Представитель административного ответчика Администрации Альменевского района Курганской области Ибатуллин Р.Ф. в судебном заседании с административными исковыми требованиями не согласился, повторил доводы, изложенные в возражении на административное исковое заявление.
В возражении на административное исковое заявление представитель административного ответчика указал, что в соответствии с требованиями ст. 51.1 Градостроительного кодекса Российской Федерации предусмотрено направление застройщиками в орган, уполномоченный на выдачу разрешений на строительство, уведомления о планируемых строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома. получение застройщиком уведомления о соответствии указанных в уведомлении параметров установленным требованиям либо не направление уведомления о несоответствии, считается согласованием органами, уполномоченными на выдачу разрешения на строительство, и дает право застройщику осуществлять строительство или реконструкцию объекта индивидуального жилищного строительства, в соответствии с параметрами, указанными в уведомлении, в течение 10 лет со дня получения уведомления. В связи с этим, при наличии на земельном участке простроенного индивидуального жилого дома, ранее введенного в эксплуатацию, в отношении которого направлено уведомление о планируемом строительстве, право на строительство данного объекта недвижимого имущества у застройщика не возникает, иначе теряется смысл согласования данного уведомления в порядке, предусмотренном ст. 51.1 Градостроительного кодекса Российской Федерации. Действие ч. 1 указанной статьи не распространяется на жилые дома, оконченные строительством и введенные в эксплуатацию. При подаче административным истцом в Администрацию Альменевского района уведомления о планируемом строительстве выявлено наличие на земельном участке жилого дома, введенного в эксплуатацию в 1996 г., на момент подачи уведомления жилой дом использовался по назначению. Направление административному истцу ответа от 21 октября 2019 г. №1042 не является возвращением уведомления без рассмотрения в порядке ч. 6 ст.51.1 Градостроительного кодекса Российской Федерации. Указывает, что ст. 51.1 Градостроительного кодекса Российской Федерации направлена на реализацию целей строительства, а не постановку на кадастровый учет и регистрацию права собственности уже оконченного строительством жилого дома. А именно эта цель преследовалась административным истцом при направлении уведомления. Полагает, что административным истцом выбран неправильный способ защиты нарушенного права. Просит в удовлетворении заявленных требований отказать.
Представитель административного ответчика отдела архитектуры и градостроительства администрации Альменевского района Курганской области в судебное заседание не явился, надлежащим образом извещался о времени и месте судебного заседания.
Представитель заинтересованного лица Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Курганской области в судебное заседание не явился, в заявлении просит дело рассмотреть без его участия, решение оставляет на усмотрение суда.
В силу ч. 6 ст. 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд считает возможным рассмотреть административное дело в отсутствие неявившихся лиц, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания.
Заслушав лиц, участвующих в деле, исследовав представленные документы и доказательства, суд приходит к следующим выводам.
В силу ч. 1 ст. 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Как следует из материалов дела, Савинкиной Н.П. на основании договора-купли продажи от 18 апреля 2019 г. на праве собственности принадлежит земельный участок с кадастровым номером №, площадью 2000 кв.м., категория земель – земли населенных пунктов, вид разрешенного использования – для ведения личного подсобного хозяйства, расположенный по адресу: <адрес>.
17 октября 2019 г. Савинкина Н.П. обратилась в Администрацию Альменевского района Курганской области с уведомлением о планируемых строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома, указав в уведомлении сведения о вышеуказанном земельном участке, сведения об объекте капитального строительства – объект индивидуального жилищного строительства, цель подачи уведомления – строительство.
21 октября 2019 г. Администрацией Альменевского района Курганской области Савинкиной Н.П. дан ответ, из которого следует, что только в случае осуществления строительства или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства застройщик имеет право подать в орган местного самоуправления уведомление. Индивидуальный жилой дом, расположенный по адресу: <адрес> на момент подачи уведомления уже построен и эксплуатируется. Согласно выписке из ГИС ЖКХ год ввода дома в эксплуатацию – 1996.
Допрошенная в судебном заседании свидетель ФИО14. показала, что Савинкина Н.А. обратилась в отдел архитектуры и градостроительства Администрации Альменевского района Курганской области с уведомлением о планируемом строительстве объекта индивидуального жилищного строительства. При обращении Савинкина Н.А. пояснила, что целью ее является регистрация права собственности на уже находящийся на земельном участке дом. В ходе проведения проверки соответствия указанных в уведомлении о планируемом строительстве параметров объекта индивидуального жилищного строительства предельным параметрам разрешенного строительства, допустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства в соответствии с разрешенным использованием земельного участка, установлено, что по данным Государственной информационной системы жилищно-коммунального хозяйства (ГИС ЖКХ) дом по указанному адресу значится введенным в эксплуатацию. Сведения в ГИС ЖКХ вносятся по данным, представляемым сельсоветами. Савинкиной Н.П. дан соответствующий ответ.
Разрешая требования административного истца, суд не находит оснований для их удовлетворения, исходя из следующего.
С 4 августа 2018 г. вступил в силу Федеральный закон от 3 августа 2018 г. №340-ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 340-ФЗ), которым введен уведомительный порядок строительства объектов индивидуального жилищного строительства взамен ранее действовавшего разрешительного порядка.
С 4 августа 2018 г. утратили силу части 9 - 9.2 ст. 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации, предусматривающие обязанность по получению разрешения на строительство объекта индивидуального жилищного строительства.
Согласно п. 1.1 ч. 17 ст. 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации (в редакции Федерального закона от 03.08.2018 № 340-ФЗ) выдача разрешения на строительство не требуется в случае строительства, реконструкции объектов индивидуального жилищного строительства.
Разрешение на ввод объекта в эксплуатацию не требуется в случае, если в соответствии с ч. 17 ст. 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации для строительства или реконструкции объекта не требуется выдача разрешения на строительство (ч. 15 ст. 55 Градостроительного кодекса Российской Федерации в редакции Федерального закона № 340-ФЗ).
Указанные положения закона относятся к объектам индивидуального жилищного строительства, создаваемых или созданных на земельных участках, предназначенных для индивидуального жилищного строительства, или на земельных участках, расположенных в границах населенного пункта и предназначенных для ведения личного подсобного хозяйства (на приусадебном земельном участке).
Соответствующие разъяснения приведены в письме Минэкономразвития России от 7 ноября 2018 № 32363-ВА/Д23и «О применении положений Федерального закона от 13 июля 2015 г. № 218-ФЗ и Федерального закона от 3 августа 2018 г. №340-ФЗ в части кадастрового учета и государственной регистрации прав на объекты индивидуального жилищного строительства и садовые дома».
Одновременно названным Федеральным законом № 340-ФЗ Градостроительный кодекс Российской Федерации дополнен статьей 51.1, согласно которой застройщик в целях строительства объекта индивидуального жилищного строительства подает в уполномоченный на выдачу разрешений на строительство орган уведомление о планируемом строительстве объекта индивидуального жилищного строительства с документами, а уполномоченный орган проводит проверку названных документов и после чего направляет застройщику уведомление о соответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве параметров объекта индивидуального жилищного строительства либо о несоответствии параметрам объекта индивидуального жилищного строительства; ч. 16 ст. 55, согласно которой после окончания строительства объекта индивидуального жилищного строительства застройщик в срок не позднее одного месяца со дня окончания строительства объекта индивидуального жилищного строительства подает в уполномоченный на выдачу разрешения на строительство орган уведомление об окончании строительства объекта индивидуального жилищного строительства с документами, а уполномоченный орган проводит проверку документов и направляет застройщику уведомление о соответствии построенных или реконструированных объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома требованиям законодательства о градостроительной деятельности либо о несоответствии их требованиям законодательства о градостроительной деятельности с указанием всех оснований для направления такого уведомления.
Статьей 51.1 Градостроительного кодекса Российской Федерации, введенной в Федеральным законом № 340-ФЗ, предусмотрено, что в целях строительства или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома застройщик подает на бумажном носителе посредством личного обращения в уполномоченные на выдачу разрешений на строительство федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления, уведомление о планируемых строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома (далее также - уведомление о планируемом строительстве), содержащее следующие сведения: фамилия, имя, отчество (при наличии), место жительства застройщика, реквизиты документа, удостоверяющего личность (для физического лица); наименование и место нахождения застройщика (для юридического лица), а также государственный регистрационный номер записи о государственной регистрации юридического лица в едином государственном реестре юридических лиц и идентификационный номер налогоплательщика, за исключением случая, если заявителем является иностранное юридическое лицо; кадастровый номер земельного участка (при его наличии), адрес или описание местоположения земельного участка; сведения о праве застройщика на земельный участок, а также сведения о наличии прав иных лиц на земельный участок (при наличии таких лиц); сведения о виде разрешенного использования земельного участка и объекта капитального строительства (объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома); сведения о планируемых параметрах объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома, в целях строительства или реконструкции которых подано уведомление о планируемом строительстве, в том числе об отступах от границ земельного участка; сведения о том, что объект индивидуального жилищного строительства или садовый дом не предназначен для раздела на самостоятельные объекты недвижимости; почтовый адрес и (или) адрес электронной почты для связи с застройщиком; способ направления застройщику уведомлений, предусмотренных пунктом 2 части 7 и пунктом 3 части 8 настоящей статьи.
В свою очередь, в силу ч. 7 ст. 51.1 Градостроительного кодекса Российской Федерации уполномоченные на выдачу разрешений на строительство федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления в течение семи рабочих дней со дня поступления уведомления о планируемом строительстве, за исключением случая, предусмотренного частью 8 настоящей статьи: проводит проверку соответствия указанных в уведомлении о планируемом строительстве параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома предельным параметрам разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, установленным правилами землепользования и застройки, документацией по планировке территории, и обязательным требованиям к параметрам объектов капитального строительства, установленным настоящим Кодексом, другими федеральными законами и действующим на дату поступления уведомления о планируемом строительстве, а также допустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома в соответствии с разрешенным использованием земельного участка и ограничениями, установленными в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации; направляет застройщику способом, определенным им в уведомлении о планируемом строительстве, уведомление о соответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и допустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке либо о несоответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и (или) недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке.
Вместе с тем согласно положениям ч. 5 ст. 16 Федерального закона от 3 августа 2018 г. № 340-ФЗ (в ред. Федерального закона от 02 августа 2019 № 267-ФЗ), случае если строительство (реконструкция) объекта индивидуального жилищного строительства на земельном участке, предназначенном для индивидуального жилищного строительства или для ведения личного подсобного хозяйства, в границах населенного пункта начато до получения в установленном порядке разрешения на строительство и до вступления в силу Федерального закона № 340-ФЗ, правообладатель такого земельного участка вправе до 1 марта 2012 г. направить в уполномоченные на выдачу разрешений на строительство федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления предусмотренное ч.1 ст. 51.1 Градостроительного кодекса Российской Федерации уведомление о планируемых строительстве или реконструкции на соответствующем земельном участке объекта индивидуального жилищного строительства. Рассмотрение такого уведомления осуществляется в порядке, предусмотренном статьей 51.1 Градостроительного кодекса Российской Федерации, по завершении строительства правообладателем земельного участка направляется предусмотренное ч. 16 ст. 55 Градостроительного кодекса Российской Федерации уведомление об окончании строительства или реконструкции, а рассмотрение такого уведомления осуществляется в порядке, установленном частями 17 - 21 статьи 55 Градостроительного кодекса. В данном случае получение разрешения на строительство и разрешения на ввод объекта в эксплуатацию не требуется.
Исходя из положений вышеназванных норм следует, что действующее правовое регулирование позволяет осуществить государственный кадастровый учет и государственную регистрацию прав на жилые дома, строительство которых начато (в том числе, начато и завершено) до дня вступления в силу Федерального Закона от 3 августа 2018 г. № 340-ФЗ, без разрешения на строительство, при условии подачи до 1 марта 2021 г. соответствующего уведомления в уполномоченный орган.
Вместе с тем, как установлено в судебном заседании из пояснений административного истца, указанный жилой дом приобретен еще матерью административного истца ФИО15
В Государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства имеются сведения о вводе в эксплуатацию в 1996 г. жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>.
По данным похозяйственной книги Казенского сельсовета Альменевского района за период с 1997 г. по 2018 г., справок Администрации Казенского сельсовета Альменевского района, ФИО16. проживала по адресу: <адрес> с 1997 г. по день смерти 28 декабря 2012 г., вместе с ней проживал муж ФИО17 С 14 июня 2013 г. по данному адресу зарегистрирована также Савинкина Н.П.
28 декабря 2012 г. ФИО18 умерла.
Из материалов наследственного дела № 63/2018, заведенного нотариусом Альменевского нотариального округа Курганской области следует, что наследство после смерти ФИО19. принял муж ФИО20., в том числе в виде земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>.
По договору купли – продажи от 18 апреля 2019 г. ФИО21. продал Савинкиной Н.П. земельный участок по указанному адресу.
Таким образом, в судебном заседании установлено, что Савинкина Н.П. приобрела земельный участок, на котором уже расположен жилой дом, право собственности на который Савинкина Н.П. желает зарегистрировать за собой.
В силу положений ч. 1 ст. 51.1 Градостроительного кодекса Российской Федерации, уведомление о планируемых строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства подается застройщиком, под которым исходя из содержания п. 16 ч. 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации понимается лицо, обеспечивающее на принадлежащем ему земельном участке строительство, реконструкцию, капитальный ремонт, снос объектов капитального строительства, а также выполнение инженерных изысканий, подготовку проектной документации для их строительства, реконструкции, капитального ремонта.
Таким образом, действия административных ответчиков незаконными не являются.
Оснований для удовлетворения административного иска не имеется, так как отсутствует совокупность условий для удовлетворения иска, предусмотренная п. 1 ч.2 ст. 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации. Права административного истца не нарушены.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-180, 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении административного искового заявления Савинкиной Натальи Павловны к Администрации Альменевского района Курганской области, отделу архитектуры и градостроительства Администрации Альменевского района Курганской области о признании незаконным отказа в рассмотрении уведомления о планируемом строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства от 17 октября 2019 г., возложении обязанности повторно рассмотреть уведомление, отказать.
Решение может быть обжаловано в Курганский областной суд в течение одного месяца со дня принятия решения в окончательной форме, путем подачи апелляционной жалобы (представления) через Альменевский районный суд.
Мотивированное решение изготовлено 23 декабря 2019 года.
Судья Т.А. Речкина