Решение по делу № 2-4470/2019 от 02.10.2019

Дело № 2-4470/2019

55RS0007-01-2019-005412-13

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

30 декабря 2019 г.                                         г. Омск

Центральный районный суд города Омска в составе председательствующего судьи Мезенцевой О.П., при секретаре судебного заседания Бурьян Н.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Розанова ВВ к Администрации г. Омска, Департаменту городского хозяйства Администрации г. Омска о возложении обязанности по проведению капитального ремонта многоквартирного дома,

Установил:

Розанов В.В. обратился в суд с названным иском, ссылаясь на то, что является собственником жилого помещения – <адрес>. Данный дом сдан в эксплуатацию в 1973 г., находится в неудовлетворительном состоянии – требует капитального ремонта, в частности, капитального ремонта требуют: кровля, ограждающие конструкции, балконы и другие конструктивные элементы, инженерные сети, подвальное помещение и другое.

В соответствии с Ведомственными строительными нормами ВСН 58-88 (р) «Положение об организации и проведении реконструкции, ремонта и технического обслуживания жилых зданий, объектов коммунального и социально-культурного назначения», продолжительность эффективной эксплуатации данного вида домов – т.е. межремонтный период – составляет 15-20 лет, в то время, как дому уже 46 лет, капитальный ремонт не делался ни разу, хотя на момент первой приватизации помещения дому было 20 лет.

Обязанность провести капитальный ремонт возникла у Администрации г. Омска до 01.03.2005 г.. Длительный период права и обязанности собственника дома несла именно Администрация г. Омска. Дом был включен в реестр муниципальной собственности г. Омска в 1991 году. С этого периода по 2007 г. дом находился в хозяйственном ведении муниципальных предприятий жилищного хозяйства г. Омска, в т.ч. 2000 г. в хозяйственном ведении МУП г. Омска «Жилищное хозяйство Советского административного округа». Следовательно, в период с 1992 г. по 2007 г. собственники отдельных помещений дома, в том числе и истец, не вступили в права собственников общего имущества дома, не могли владеть, распоряжаться и пользоваться в полной мере общим имуществом дома, и, соответственно, не могли нести ответственность за техническое состояние общего имущества дома.

Неудовлетворительное состояние дома подтверждается техническим отчетом обследования жилого дома по адресу: г. Омск, ул. Бархатовой, д. 6а, подготовленный ООО «Архбюро-91» от января 2019 г.

Просил возложить обязанность на Администрацию г. Омска произвести в срок до 30.11.2020 г. капитальный ремонт общего имущества собственников помещений многоквартирного дома, расположенного по адресу: г. Омск, ул. Бархатовой, 6а в соответствии с требованиями приложения № 8 к Правилам и нормам технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденным постановлением Государственного комитета Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от 27.09.2003 г. № 170 «Об утверждении правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда» в определенном Администрацией г. Омска порядке за счет средств бюджета г. Омска, а также возместить истцу судебные расходы по оплате государственной пошлины в размере 400 рублей и технического обследования дома в размере 20 300 рублей.

В порядке ст. 39 ГПК РФ истец в уточнил заявленные исковые требования (от 11.12.2019 г. л.д. 52 том 2; от 18.12.2019 г.), просил возложить обязанность на Администрацию г. Омска осуществить финансирование проведения работ по капитальному ремонту общего имущества многоквартирного жилого дома № 6а по ул. Бархатовой в городе Омске в части следующих элементов: внутридомовых инженерных систем (трубопровод горячей воды из газовых черных труб; трубопровод холодной воды из газовых черных труб; центральное отопление (открытая схема); электрооборудование – сеть дежурного освещения); ремонт подвальных помещений, относящихся к общему имуществу в многоквартирных домах (ремонт отмостки; окраска стен водными составами); ремонт фасада (система водоотвода; герметизирование стыков панелей наружных стен; наружная отделка – окраска цоколя) путем перечисления денежных средств на специальный счет дома в АО «Россельхозбанк», а также взыскать с Администрации г. Омска в пользу Розанова В.В. судебные расходы по оплате государственной пошлины в размере 300 рублей, по оплате услуг специалиста 20 300 рублей.

Судом, при подготовке дела к судебному разбирательству, к участию в деле в порядке ст. 43 ГПК РФ привлечен Региональный фонд капитального ремонта многоквартирных домов Омской области.

В судебном заседании истец Розанов В.В. полностью поддержал уточненные исковые требования, просил удовлетворить.

Представитель истца Лихачев А.В. (по устному ходатайству), а также представитель третьего лица ООО Управляющая компания «Уют-Центр» (по доверенности, л.д. 205 том 2), в судебном заседании полностью поддержал уточненные исковые требования, просил удовлетворить.

В судебном заседании представитель ответчика Администрации города Омска, Департамента городского хозяйства Администрации г. Омска - Трегубенко А.И, действующая по доверенности, в судебном заседании не возражала против удовлетворения уточненных исковых требований.

Третье лицо Региональный фонд капитального ремонта многоквартирных домов в судебное заседание своего представителя не направил, извещен надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела.

Суд счел возможным рассмотреть дело при данной явке.

Выслушав участников процесса, исследовав материалы гражданского дела, оценив представленные доказательства в их совокупности, суд приходит к следующему.

Судом установлено, что истец Розанов В.В. является на основании свидетельства о государственной регистрации права 55 АА № 694493 от 10.09.2004 г. собственником 1/2 доли в праве общей долевой собственности на квартиру, расположенную по адресу: г. Омск, ул. Бархатовой, 6а, кв. 40, общей площадью 44,40 кв.м. на основании договора безвозмездной передаче жилого помещения в собственность граждан в порядке приватизации от 24.06.2004 г. (л.д. 185 том 1). Истец постоянно зарегистрирован в указанном жилом помещении и фактически проживает в нем.

В материалы дела представлена копия протокола общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме в форме совместного присутствия № 02/2019 от 22.08.2019 г. (л.д. 13-15, 16-17, 18-30 том 1), согласно которому, собственниками помещений в указанном доме принято решение о наделении истца полномочиями на обращение в суд с иском к ответчику о проведении капитального ремонта общего имущества многоквартирного дома с наделением правом передоверия (передачи полномочий другому лицу).

Из технического паспорта на жилой дом № 6а по улице Бархатовой в городе Омске видно, что дом 1973 года постройки, число этажей – 5, общая полезная площадь дома 3378,3 кв.м., в том числе жилой площади 2336,5 кв.м. Имеется: фундамент из железо-бетонных блоков, стены крупнопанельные, перегородки гипсолитовые, перекрытия – железобетонные плиты, крыша шиферная, полы дощатые окрашенные, окна заводской работы, окрашены (л.д. 185-124 том 1).

Согласно ст. 681 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) капитальный ремонт сданного внаем жилого помещения является обязанностью наймодателя, если иное не установлено договором найма жилого помещения.

В соответствии со ст. 128 Жилищного кодекса РСФСР (далее по тексту – ЖК РСФСР), действовавшего до 01.03.2005 г., граждане, имеющие в личной собственности жилой дом, квартиру, обязаны обеспечивать его сохранность, производить за свой счет текущий и капитальный ремонт, содержать в порядке придомовую территорию.

Статьей 141 ЖК РСФСР, действовавшей до 01.03.2005 г., было определено, что наймодатель обязан своевременно производить ремонт жилых домов, обеспечивать бесперебойную работу инженерного оборудования домов и жилых помещений, надлежащее содержание подъездов, других мест общего пользования домов и придомовой территории.

Аналогичные правила были прописаны в п.п. «б» п. 16 Правил пользования жилыми помещениями, содержания жилого дома и придомовой территории в РСФСР, утвержденных постановлением СМ СССР от 25.09.1985 г. № 415, утративших силу в связи с изданием постановления Правительства Российской Федерации от 21.01.2006 г. № 25.

В силу ст. 39 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ), действующего с 01.03.2005 г., собственники помещений в многоквартирном доме несут бремя расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 г. № 491 утверждены Правила содержания общего имущества в многоквартирном доме (далее - Правила).

Пунктом 13 Правил определено, что осмотры общего имущества в зависимости от способа управления многоквартирным домом проводятся собственниками помещений, лицами, привлекаемыми собственниками помещений на основании договора для проведения строительно-технической экспертизы, или ответственными лицами, являющимися должностными лицами органов управления товарищества собственников жилья, жилищного, жилищно-строительного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива (далее - ответственные лица) или управляющей организацией, а при непосредственном управлении многоквартирным домом - лицами, оказывающими услуги и (или) выполняющими работы.

Результаты осмотра общего имущества оформляются актом осмотра, который является основанием для принятия собственниками помещений или ответственными лицами решения о соответствии или несоответствии проверяемого общего имущества (элементов общего имущества) требованиям законодательства Российской Федерации, требованиям обеспечения безопасности граждан, а также о мерах (мероприятиях), необходимых для устранения выявленных дефектов (неисправностей, повреждений) (п. 14 Правил).

Текущий ремонт общего имущества проводится по решению общего собрания собственников помещений для предупреждения преждевременного износа и поддержания эксплуатационных показателей и работоспособности, устранения повреждений и неисправностей общего имущества или его отдельных элементов (без замены ограждающих несущих конструкций, лифтов) (п. 18 Правил).

Капитальный ремонт общего имущества проводится по решению общего собрания собственников помещений для устранения физического износа или разрушения, поддержания и восстановления исправности и эксплуатационных показателей, в случае нарушения (опасности нарушения) установленных предельно допустимых характеристик надежности и безопасности, а также при необходимости замены соответствующих элементов общего имущества (в том числе ограждающих несущих конструкций многоквартирного дома, лифтов и другого оборудования) (п. 21 Правил).

Собственники помещений обязаны нести бремя расходов на содержание общего имущества соразмерно своим долям в праве общей собственности на это имущество (п. 28 Правил).

Как следует из материалов дела, в 2019 году ООО «Архбюро 91» по заказу Плаксина Б.С. проведено обследование жилого дома, расположенного по адресу: г. Омск, ул. Бархатовой, д. 6а № 136-18-ТО (л.д. 36-184 том 1).

Из вышеуказанного заключения видно, что проведенное обследование технического состояния несущих и ограждающих строительных конструкций, а также инженерных систем общего пользования в многоквартирном доме позволяет оценить наличие или отсутствие аварийности отдельных конструкций, определить степень износа и ремонтопригодность изношенных элементов здания, назначить перечень ремонтно-восстановительных работ в составе капитального ремонта и выдать рекомендации по их выполнению.

С целью восстановления прочностных характеристик дефектных конструкций необходимо провести ремонтно-восстановительные работы по специально разработанному проекту на капитальный ремонт, выполненному проектной организацией, имеющей свидетельство СРО на выполнение такой проектной документации.

При условии устранения выявленных дефектов и повреждений выполнения мероприятий, указанных в пп. 9.2.5-9.2.8 настоящего отчета, общее техническое состояние обследованных конструкций и здания в целом будет соответствовать – работоспособному техническому состоянию.

В пункте 9.2.5 указано, что для восстановления работоспособности строительных конструкций необходимо проведение следующих мероприятий: устранить причины замачивания бетона фундаментных ростверков протечками инженерных коммуникаций путем их ремонта; выполнить восстановление поврежденных участков защитного слоя бетона элементов каркаса, внутренних стен и лестниц в помещении тех. подполья (колонны, прогоны, плиты перекрытия, диаграммы жесткости, стеновые панели, лестничные марши и площадки) с предварительной очисткой арматурных элементов и закладных деталей от продуктов коррозии с последующей их обработкой антикоррозионными составами на основании рекомендаций таблицы 9.2.5.1; прогон тех. подполья в осях Б-В/22 усилить путем подведения разгружающих стальные прокатных уголков. Сечение элементов усиления принимается на стадии разработки проектной документации; поперечные трещины в плитах перекрытия над тех. подпольем заделать ремонтным цементно-песчаным раствором с добавлением 50 % Кальматрона; плиты перекрытия над тех. подпольем, имеющие диагональные трещины, усилить путем установки разгружающих балок из прокатного металла. Сечение элементов усиления принимается на стадии разработки проектной документации. Плиты, требующие усиления, указаны в приложении Е; восстановить поврежденные и утраченные участки бетона наружных стеновых панелей; произвести повсеместный ремонт межпанельных швов наружных стен (в том числе заполненных монтажной пеной), включающий предварительную расчистку полости от старого раствора и пакли с последующим устройством герметизирующей заделки; восстановить заполнение разрушительных швов между цокольными и карнизными панелями специальными ремонтными составами; выполнить усиление приопорной части диафрагм жесткости и внутренних стеновых панелей при помощи стальных прокатных элементов. Панели и диафрагмы, требующие усиление, указаны в приложении Е; осуществить ремонт внутренней отделки помещений лестничных клеток на основании предварительно разработанных архитектурно-проектных решений; выполнить ремонт железобетонных ступеней при помощи тиксотропной смеси ВАЙТМИКС RT 10 (с тонкодисперсным наполнителем) – для боковых поверхностей и наливной смеси ВАЙТМИКС RF 40 – для горизонтальных. До начала нанесения смеси необходимо выполнить ряд подготовительных работ: очистить поверхность основания от старых покрытий и ослабленного бетона, нанести на поверхность насечки глубиной до 3 мм, прогрунтовать основание составом ВАЙТМИКС RT, который повышает адгезию ремонтной смеси к существующему бетону основания; выполнить работы по закреплению существующих поврежденных решеток ограждения лестничных площадок и маршей или замену на новые; восстановить поврежденные и утраченные участки бетона кромок балконных плит специальными ремонтными составами с предварительной очисткой арматурных сеток от продуктов коррозии с последующей их обработкой антикоррозионными составами; выполнить демонтаж существующих козырьков над входами в подъезды и последующее устройство новых металлических козырьков с покрытием из стального оцинкованного профилированного листа; выполнить полную замену существующей стропильной системы крыши и кровельного покрытия по специально разработанному проекту, отвечающему требованиям действующих строительных норм и правил. Помимо этого предусмотреть замену существующей утепляющей засыпки, утратившей за продолжительный срок эксплуатации свои теплозащитные качества, на новый эффективный чердачный утеплитель; выполнить замену элементов заполнения существующих люков для прохода в чердачное пространство, обеспечивающих ограничение доступа посторонних людей; произвести замену существующих деревянных окон лестничных клеток на новые заполнения из ПВХ-профилей, отвечающих современным теплозащитным требованиям; осуществить замену деревянных дверей в местах общего пользования; выполнить устройство новой отмостки по периметру здания с толщиной асфальтового/бетонного покрытия не менее 40 мм и устройством по периметру бортика из бордюрного камня.

В пункте 9.2.6 указано, что для обеспечения надежности инженерных сетей и оборудования, а также создания условий для эффективной эксплуатации на следующий межремонтный период, необходимо выполнить замену элементов инженерных коммуникаций общего пользования по следующему перечню: система отопления (замена элементов инженерной сети отопления (магистрали, стояки, подводки от стояков к радиаторам отопления и радиаторов отопления в помещениях тех. подполья и подъездах); установка запорно-регулирующей арматуры на стояках, а именно балансировочных клапанов и спускных кранов; замена элеваторного теплового узла на автоматизированный с приборами учета и регулированием отпуска тепла; выполнить тепловую изоляцию стояков и магистральных трубопроводов); система холодного и горячего водоснабжения (частичная замена и ремонт элементов инженерных сетей холодного и горячего водоснабжения (общедомовые водоразборные узлы на подаче, магистрали, стояки, горизонтальные отводы до водоразборного крана, полотенцесушители, инженерное оборудование и запорная арматура, трубопроводы для полива насаждений); монтаж водомерного узла с установкой приборов учета водопотребления и фильтров; устройство тепловой изоляции трубопроводов горячего и холодного водоснабжения); система водоотведения (частичная замена элементов инженерной сети канализации (чугунные внутридомовые стояки, подводки к внутренним сантехническим приборам и существующая арматура на полипропиленовых); замена канализационного выпуска до первого колодца; замена фановых стояков из асбестовых труб; ремонт стыковых узлов полипропиленовых труб, имеющих следы разгерметизации и протечек; установка спусковых клапанов); система вентиляции (замена существующих вентиляционных шахт в чердачном помещении на утепленные короба, толщину теплоизоляции которых принимать в соответствии с рекомендациями; выполнить очистку вертикальных каналов); система электроснабжения (полная замена инженерной сети электроснабжения (питающие кабели и провода внутри здания, в том числе лестничных клеток, вводный шкаф, вводно-распределительное устройство, аппаратура защиты, контроля и управления, этажные щитки, осветительные установки в помещениях общего пользования и на фасадах дома); установка трех общедомовых приборов учета потребления электроэнергии – вводного, поквартирного и на коммунальное освещение; выполнить повторное заземление на вводе ВРУ и систем уравнивания потенциалов).

В пункте 9.2.7 помимо ремонтно-восстановительных мероприятий рекомендуется обеспечить осуществление уборки строительного мусора, захламляющего помещение чердака и тех. подполья, для создания свободных проходов в рамках обеспечения противопожарной безопасности.

В пункте 9.2.8 указано, что также помимо вышеперечисленных мероприятий рекомендуется выполнить благоустройство дворовых территорий (асфальтирование, озеленение, оборудование детских и хозяйственно-бытовых площадок).

Без проведения мероприятий по капитальному ремонту безопасная эксплуатация многоквартирного дома и сохранность имущества жильцов не может быть гарантирована. Существует наличие угрозы безопасности здоровью граждан, сохранности общего имущества в многоквартирном доме и имущества граждан, поскольку в обследуемом здании выявлены конструкции, имеющие такое техническое состояние как аварийное (крыши и кровли) и недопустимое (подъездные козырьки).

Зафиксированные дефекты и повреждения в выше отмененных конструкциях здания указываются на значительное снижение несущей способности, поскольку как внезапное обрушение стропильных конструкций, так и возможный отказ опорных элементов козырька за счет прогрессирующего характера разрушения ввиду постоянного негативного воздействия внешней среды несет в себе угрозу внезапного обрушения, угрозу жизни и здоровья жителей здания и пребывающих в непосредственной близости людей, и в соответствии с Федеральным законом № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности здания и сооружений» находятся в предельном состоянии строительных конструкций – состояние строительных конструкций здания или сооружения, за пределами которого дальнейшая эксплуатация здания или сооружения опасна, недопустима, затруднена или нецелесообразна либо восстановление работоспособного состояния здания или сооружения невозможно или нецелесообразно.

Оценив представленные истцом доказательства по правилам ст. 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее – ГПК РФ), суд приходит к выводу о том, что на момент передачи квартир в собственность граждан, то есть на момент возникновения долевой собственности, указанный жилой дом требовал капитального ремонта не в полном объеме.

Приложением № 3 к Положению «Об организации и проведении реконструкции, ремонта и технического обслуживания жилых зданий, объектов коммунального и социально-культурного назначения (ВСН 58-88 (р)», утвержденному приказом Госкомархитектуры от 23.11.1988 г. № 312, действующему в настоящее время, определена минимальная продолжительность эффективной эксплуатации элементов жилых зданий до проведения капитального ремонта.

Так, согласно положениям Ведомственных строительных норм ВСН 58-88 (р) «Положение об организации и проведении реконструкции, ремонта и технического обслуживания зданий, объектов коммунального и социально-культурного назначения» продолжительность эксплуатации указанного здания до постановки на капитальный ремонт составляет 15-20 лет (приложение № 2).

При этом в Приложении № 3 к названному Положению ВСН 58-88 (р) предусмотрена минимальная продолжительность эффективной эксплуатации элементов зданий и объектов, используемая в указанном выше техническом заключении и применяемая согласно ГОСТ Р 53778-2010 года «Здания и сооружения. Правила обследования и мониторинга технического состояния» (утв. приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 25.03.2010 г. № 37-ст).

Из материалов дела следует, что дом № 6а по ул. Бархатовой в г. Омске возведен в 1973 году (л.д. 120 том 1), капитальный ремонт дома не проводился.

В ответ на запрос суда от 27.11.2019 г. Региональный фонд капитального ремонта многоквартирных домов сообщил, что с сентября 2014 г. по январь 2018 г. собственники многоквартирного дома, расположенного по адресу: г. Омск, ул. Бархатовой, д. 6а формировали фонд капитального ремонта на общем счете. 20.07.2017 г. собственниками помещений в многоквартирном доме на общем собрании принято решение об изменении способа формирования фонда капитального ремонта с общего счета на специальном счете, владельцем которого определили регионального оператора. На основании протокола общего собрания № 02/2017 от 20.07.2017 г. региональным оператором 21.01.2018 г. открыт специальный счет в АО «Россельхозбанк» в целях формирования фонда капитального ремонта общего имущества собственниками помещений в многоквартирном доме. Таким образом, в случае формирования фонда капитального ремонта на специальном счете собственники помещений самостоятельно несут ответственность за определение стоимости работ по капитальному ремонту, выбор подрядной организации, осуществляющий такой ремонт, а также контроль за выполнением капитального ремонта. К функциям регионального оператора как владельца специального счета относится своевременное открытие специального счета и распоряжение средствами на основании решения общего собрания собственников в многоквартирном доме. Информацией или документами о решении собственников помещений в многоквартирном доме о проведении капитального ремонта, выборе подрядной организации и т.п. Фонд не располагает.

Размер средств, направленных региональным оператором на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме, расположенном по адресу: г. Омск, ул. Бархатовой, д. 6а за период с 01.01.2018 г. по 06.12.2019 г. составил 0,00 рублей (л.д. 63-64).

Администрацией г. Омска, Департаментом городского хозяйства Администрации г. Омска в письме от 27.11.2019 г. № 01-11/5986 указано, что судебное решение об обязании Администрации г. Омска произвести капитальный ремонт общего имущества многоквартирного дома 6а по улице Бархатовой не выносилось. За счет средств бюджета г. Омска капитальный ремонт многоквартирного дома 6а по улице Бархатовой не проводился. Информация о проведении ранее иных ремонтных работ в указанном многоквартирном доме в Департаменте городского хозяйства Администрации г. Омска отсутствует (л.д. 69).

В соответствии со ст. 16 Закона Российской Федерации от 04 июля 1991 года № 1541-1 «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» (далее - Закон РФ «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации») приватизация занимаемых гражданами жилых помещений в домах, требующих капитального ремонта, осуществляется в соответствии с настоящим Законом. При этом за бывшим наймодателем сохраняется обязанность производить капитальный ремонт дома в соответствии с нормами содержания, эксплуатации и ремонта жилищного фонда.

По смыслу приведённых норм за гражданами сохраняется не только право на приватизацию жилых помещений, но и право требовать проведения капитального ремонта от бывшего наймодателя при приватизации жилых помещений в домах, которые на момент приватизации требовали проведения такого ремонта, но данная обязанность наймодателем исполнена не была.

Согласно Конституции Российской Федерации в Российской Федерации признаются и защищаются равным образом частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности (ч. 2 ст. 8), право частной собственности охраняется законом и каждому гарантируется право иметь имущество в собственности, владеть, пользоваться и распоряжаться им как единолично, так и совместно с другими лицами (ч. 1, 2 ст. 35).

В соответствии со ст. 217 ГК РФ имущество, находящееся в государственной или муниципальной собственности, может быть передано его собственником в собственность граждан и юридических лиц в порядке, предусмотренном законами о приватизации государственного и муниципального имущества.

Исходя из положений ст. 235 ГК РФ приватизация является основанием для прекращения права государственной и муниципальной собственности на имущество, и, соответственно, основанием возникновения права собственности граждан.

Статьи 289, 290 ГК РФ предусматривают, что собственнику квартиры в многоквартирном доме наряду с принадлежащим ему помещением, занимаемым под квартиру, принадлежит также доля в праве собственности на общее имущество дома. При этом собственникам квартир в многоквартирном доме принадлежат на праве общей долевой собственности общие помещения дома, его несущие конструкции, механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование за пределами или внутри квартиры, обслуживающее более одной квартиры.

Данные положения также закреплены в ч. 1 ст. 36 ЖК РФ, согласно которой собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности общее имущество в многоквартирном доме, которым указанные лица владеют, пользуются и в установленных настоящим Кодексом и гражданским законодательством пределах, распоряжаются общим имуществом в многоквартирном доме (ч. 2 ст. 36 ЖК РФ).

Объекты общего имущества многоквартирного дома указаны в ст. 36 ЖК РФ, к ним относятся: помещения в данном доме, не являющиеся частями квартир и предназначенные для обслуживания более одного помещения в данном доме, в том числе: межквартирные лестничные площадки, лестницы, лифты, лифтовые и иные шахты, коридоры, технические этажи, чердаки, подвалы, в которых имеются инженерные коммуникации, иное обслуживающее более одного помещения в данном доме оборудование (технические подвалы); иные помещения в данном доме, не принадлежащие отдельным собственникам и предназначенные для удовлетворения социально-бытовых потребностей собственников помещений в данном доме, включая помещения, предназначенные для организации их досуга, культурного развития, детского творчества, занятий физической культурой и спортом и подобных мероприятий; крыши, ограждающие несущие и ненесущие конструкции данного дома, механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование, находящееся в данном доме за пределами или внутри помещений и обслуживающее более одного помещения.

Таким образом, общее имущество дома - это комплекс недвижимого имущества, которое предназначено для обслуживания, использования и доступа к помещениям. Доля в праве общей собственности на общее имущество многоквартирного дома следует судьбе помещения в доме.

Собственники жилых помещений не могут произвести выдел в натуре и разделить общее имущество между собственниками жилых помещений, в связи с этим доля обязательных расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме, бремя которых несет собственник помещения в таком доме, определяется долей в праве общей собственности на общее имущество в таком доме указанного собственника (ч. 2 ст. 39 ЖК РФ).

С 01 марта 2005 года введен в действие ЖК РФ, ст. 158 которого предусматривает, что собственник помещения в многоквартирном доме обязан нести расходы на содержание принадлежащего ему помещения, а также участвовать в расходах на содержание общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения.

Норма, возлагающая на собственника обязанность по содержанию принадлежащего ему имущества, содержится также в ст. 210 ГК РФ.

Следовательно, бремя содержания жилого помещения и общего имущества многоквартирного дома, отвечающего требованиям безопасности и комфортного проживания граждан, целиком лежит на собственниках помещений дома.

Учитывая указанные нормы закона, период приватизации жилых помещений, суд полагает, что ссылку на положения ст. 16 Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» следует принять во внимание только во взаимосвязи с приведенными положениями названных норм права.

Исходя из системного толкования ст. 16 вышеназванного Закона, ст. 158 ЖК РФ, ст. 128 ЖК РСФСР и ст. 210 ГК РФ следует, что обязанность по производству последующих капитальных ремонтов лежит на собственниках жилых помещений, в том числе, и на гражданах, приватизировавших жилые помещения.

Кроме этого, бремя содержания должны нести не только собственники, но и юридические лица, которым помещения в доме принадлежат на ином вещном праве (хозяйственное ведение или оперативное управление). При этом несение расходов на пользование общим имуществом не связано с наличием каких-либо дополнительных условий, так как обязанность несения расходов возникает в силу закона (ч. 3 ст. 158 ЖК РФ).

При этом суд полагает, что переход прав и обязанностей в отношении передаваемого жилищного фонда, предполагает, в том числе, и переход обязанности по проведению капитального ремонта дома в соответствии с нормами содержания, эксплуатации и ремонта жилищного фонда.

Таким образом, часть бремени собственников жилых помещений в многоквартирном доме по содержанию дома путем своевременного проведения капитального ремонта может быть возложена и на бывших наймодателей.

Для того, чтобы возложить на Администрацию г. Омска обязанность по финансированию требуемого капитального ремонта в полном объеме, истец должен представить доказательства, что только на бывшем наймодателе - Администрации г. Омска лежала обязанность по производству капитального ремонта общего имущества многоквартирного дома в полном объеме.

Согласно данным, предоставленным БУ Омской области «Омский центр кадастровой оценки и технической документации», первая приватизация квартир в доме № 6а по ул. Бархатовой в г. Омске была произведена в 1993 году (л.д. 1-51 том 2, л.д. 70-201 том 2).

В материалы дела истцом в порядке ст. 56 ГПК РФ не представлены доказательства возникновения у Администрации г. Омска, как бывшего наймодателя, обязанности по проведению капитального ремонта дома в полном объеме до начала приватизации жильцами помещений дома.

Правилами содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 г. № 491, (далее - Правила) предусмотрено, что содержание общего имущества включает в себя капитальный ремонт (подп. «з» п. 11). При этом общее имущество должно содержаться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, в том числе, о техническом регулировании, в состоянии, обеспечивающем соблюдение характеристик надежности и безопасности многоквартирного дома, а также безопасность для жизни и здоровья граждан.

Согласно вышеуказанным Правилам, к капитальному ремонту отнесено оборудование дома системами холодного и горячего водоснабжения, канализации, газоснабжения с присоединением к существующим магистральным сетям при расстоянии от ввода до точки подключения к магистралям до 150 м, полная замена существующих систем центрального отопления, горячего и холодного водоснабжения (в т.ч. с обязательным применением модернизированных отопительных приборов и трубопроводов из пластика, металлопластика и т.д. и запретом на установку стальных труб).

Собственники помещений вправе самостоятельно совершать действия по содержанию и ремонту общего имущества, за исключением действий, указанных в подпункте «д. 1» пункта 11 настоящих Правил, или привлекать иных лиц для оказания услуг и выполнения работ по содержанию и ремонту общего имущества (далее соответственно - услуги, работы) с учетом выбранного способа управления многоквартирным домом (п. 12 Правил).

Таким образом, в силу приведенных норм Правил непосредственно все собственники помещений дома, обязаны осуществлять в установленном порядке капитальный ремонт общего имущества данного многоквартирного дома.

В силу ч. 1 ст. 2 Федерального закона № 185-ФЗ от 21.07.2007 г. «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» капитальный ремонт многоквартирного дома - это проведение предусмотренных настоящим Федеральным законом работ по устранению неисправностей изношенных конструктивных элементов общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, в том числе по их восстановлению или замене, в целях улучшения эксплуатационных характеристик общего имущества в многоквартирном доме.

К видам работ по капитальному ремонту многоквартирных домов в соответствии с ч. 3 ст. 15 указанного Закона относится, в том числе, ремонт внутридомовых инженерных систем электро-, тепло-, газо-, водоснабжения, водоотведения, узлов управления (тепловой энергии, горячей и холодной воды, электрической энергии, газа), ремонт крыш, ремонт подвальных помещений, относящихся к общему имуществу в многоквартирных домах, утепление и ремонт фасадов.

Согласно п. 3 ч. 1 ст. 167 ЖК РФ органы государственной власти субъекта Российской Федерации принимают нормативные правовые акты, которые направлены на обеспечение своевременного проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории субъекта Российской Федерации, и которыми: создается региональный оператор, решается вопрос о формировании его имущества, утверждаются учредительные документы регионального оператора, устанавливается порядок деятельности регионального оператора, порядок назначения на конкурсной основе руководителя регионального оператора.

В Омской области функции регионального оператора возложены на некоммерческую организацию «Региональный фонд капитального ремонта многоквартирных домов» (далее – Фонд), действующего на основании Устава от 24.07.2019 г. № 79, согласно которому, Фонд является специализированной некоммерческой организацией – юридическим лицом, созданным в организационно-правовой форме фонда в соответствии с распоряжением Правительства Омской области от 12.12.2012 г. № 196-рп «О создании некоммерческой организации «Региональный фонд капитального ремонта многоквартирных домов», осуществляющей деятельность, направленную на обеспечение проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Омской области, - региональным оператором.

Статья 182 ЖК РФ предусматривает, что региональный оператор обеспечивает проведение капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме, собственники помещений в котором формируют фонд капитального ремонта на счете регионального оператора, в объеме и в сроки, которые предусмотрены региональной программой капитального ремонта, и финансирование капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме, в том числе в случае недостаточности средств фонда капитального ремонта, за счет средств, полученных за счет платежей собственников помещений в других многоквартирных домах, формирующих фонды капитального ремонта на счете, счетах регионального оператора, за счет субсидий, полученных из бюджета субъекта Российской Федерации и (или) местного бюджета, за счет иных не запрещенных законом средств.

Региональный оператор в целях обеспечения оказания услуг и (или) выполнения работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме обязан: 1) в сроки, предусмотренные ч. 3 ст. 189 ЖК РФ, подготовить и направить собственникам помещений в многоквартирном доме предложения о сроке начала капитального ремонта, необходимом перечне и об объеме услуг и (или) работ, их стоимости, о порядке и об источниках финансирования капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме и другие предложения, связанные с проведением такого капитального ремонта; 2) обеспечить подготовку задания на оказание услуг и (или) выполнение работ по капитальному ремонту и при необходимости подготовку проектной документации на проведение капитального ремонта, утвердить проектную документацию, нести ответственность за ее качество и соответствие требованиям технических регламентов, стандартов и других нормативных документов; 3) привлечь для оказания услуг и (или) выполнения работ по капитальному ремонту подрядные организации, заключить с ними от своего имени соответствующие договоры, предусматривающие, в том числе установление гарантийного срока на оказанные услуги и (или) выполненные работы продолжительностью не менее пяти лет с момента подписания соответствующего акта приемки оказанных услуг и (или) выполненных работ, а также обязательства подрядных организаций по устранению выявленных нарушений в разумный срок, за свой счет и своими силами; 4) контролировать качество и сроки оказания услуг и (или) выполнения работ подрядными организациями и соответствие таких услуг и (или) работ требованиям проектной документации; 5) осуществлять приемку оказанных услуг и (или) выполненных работ, в том числе обеспечить создание соответствующих комиссий с участием представителей органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, ответственных за реализацию региональных программ капитального ремонта и (или) краткосрочных планов их реализации, лиц, осуществляющих управление данным многоквартирным домом, и представителей собственников помещений в многоквартирном доме; 6) в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, перечислять денежные средства в размере фонда капитального ремонта на специальный счет или выплачивать собственникам помещений в многоквартирном доме денежные средства, соответствующие долям указанных собственников в фонде капитального ремонта; 7) аккумулировать взносы на капитальный ремонт, уплачиваемые собственниками помещений в многоквартирном доме; 8) вести учет средств, поступивших на счет регионального оператора в виде взносов на капитальный ремонт, отдельно в отношении средств каждого собственника помещений в многоквартирном доме, а также с соблюдением иных требований, установленных настоящим Кодексом, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации; 9) представлять своими силами или силами третьих лиц собственнику платежные документы для уплаты взносов на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме по адресу нахождения помещения в многоквартирном доме, за капитальный ремонт общего имущества в котором вносится взнос; 10) разместить на своем официальном сайте информацию о правах и об обязанностях собственников помещений в многоквартирном доме и регионального оператора, возникающих в связи с исполнением требований настоящего Кодекса, нормативных правовых актов субъекта Российской Федерации, об организации проведения капитального ремонта, а также иные сведения, перечень которых определяется федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере жилищно-коммунального хозяйства; 11) нести ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за качество оказанных услуг и (или) выполненных работ в течение не менее пяти лет с момента подписания соответствующего акта приемки оказанных услуг и (или) выполненных работ, в том числе за несвоевременное и ненадлежащее устранение выявленных нарушений; 12) исполнять иные обязанности, предусмотренные настоящим Кодексом, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.

Для выполнения работ, требующих наличия выданного саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к работам, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, региональный оператор обязан привлечь к выполнению таких работ индивидуального предпринимателя или юридическое лицо, имеющих соответствующее свидетельство о допуске к таким работам.

Региональный оператор перед собственниками помещений в многоквартирном доме, формирующими фонд капитального ремонта на счете регионального оператора, несет ответственность за последствия неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательств по проведению капитального ремонта подрядными организациями, привлеченными региональным оператором.

Согласно ст. 183 ЖК РФ, региональный оператор ведет учет средств, поступивших на счет, счета регионального оператора в виде взносов на капитальный ремонт собственников помещений в многоквартирных домах, формирующих фонды капитального ремонта на счете, счетах регионального оператора (далее - система учета фондов капитального ремонта). Такой учет ведется отдельно в отношении средств каждого собственника помещений в многоквартирном доме. Ведение такого учета может осуществляться в электронной форме.

Согласно ч. 1 ст. 161 ЖК РФ управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, ФИО1 вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме. Правительство Российской Федерации устанавливает стандарты и правила деятельности по управлению многоквартирными домами.

Как видно из материалов дела, протоколом № 1/2015 от 25.01.2015 г. внеочередного общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме № 6а по ул. Бархатовой в г. Омске, собственниками помещений в указанном доме принято решение о заключении договора управления с ООО «Уют-Центр» (л.д. 215-227 том 2).

В соответствии с ч. 1 ст. 162 ЖК РФ договор управления многоквартирным домом заключается с управляющей организацией, которой предоставлена лицензия на осуществление деятельности по управлению многоквартирными домами в соответствии с требованиями настоящего Кодекса, в письменной форме или в электронной форме с использованием системы путем составления одного документа, подписанного сторонами.

25.01.2015 г. между собственниками помещений многоквартирного дома, расположенного по адресу: г. Омск, ул. Бархатовой, д. 6а и ООО «Уют-Центр» заключен договор управления многоквартирным домом (л.д. 215-227 том 2).

Статьями 170 и 174 ЖК РФ предусмотрены источники формирования фонда капитального ремонта общего имущества многоквартирного дома, а также определен порядок использования его средств. При этом за счет средств фонда капитального ремонта в пределах суммы, сформированной исходя из минимального размера взноса на капитальный ремонт, может осуществляться только финансирование работ, предусмотренных ч. 1 ст. 166 ЖК РФ, и работ, предусмотренных нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации.

Согласно ч. 1 ст. 166 ЖК РФ перечень услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме, оказание и (или) выполнение которых финансируются за счет средств фонда капитального ремонта, который сформирован исходя из минимального размера взноса на капитальный ремонт, установленного нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, включает в себя: 1) ремонт внутридомовых инженерных систем электро-, тепло-, газо-, водоснабжения, водоотведения; 2) ремонт или замену лифтового оборудования, признанного непригодным для эксплуатации, ремонт лифтовых шахт; 3) ремонт крыши; 4) ремонт подвальных помещений, относящихся к общему имуществу в многоквартирном доме; 5) ремонт фасада; 6) ремонт фундамента многоквартирного дома.

Согласно ч. 1 ст. 169 ЖК РФ, собственники помещений в многоквартирном доме обязаны уплачивать ежемесячные взносы на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи, частью 8 статьи 170 и частью 4 статьи 181 настоящего Кодекса, в размере, установленном в соответствии с частью 8.1 статьи 156 настоящего Кодекса, или, если соответствующее решение принято общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме, в большем размере.

В соответствии с ч. 3 ст. 170 ЖК РФ собственники помещений в многоквартирном доме вправе выбрать один из следующих способов формирования фонда капитального ремонта: 1) перечисление взносов на капитальный ремонт на специальный счет в целях формирования фонда капитального ремонта в виде денежных средств, находящихся на специальном счете (далее - формирование фонда капитального ремонта на специальном счете); 2) перечисление взносов на капитальный ремонт на счет регионального оператора в целях формирования фонда капитального ремонта в виде обязательственных прав собственников помещений в многоквартирном доме в отношении регионального оператора (далее - формирование фонда капитального ремонта на счете регионального оператора).

Как видно из протокола внеочередного общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме по адресу: г. Омск, ул. Бархатовой, д. 6а № 02/2017 от 20.07.2017 г., проведенного в форме очного голосования, собственниками дома принято решение об изменении способа формирования фонда капитального ремонта со счета регионального оператора на специальный счет в кредитной организации – АО «Россельхозбанк», ежемесячный взнос на капитальный ремонт установлен в размере 6 рублей 70 копеек (л.д. 60-62 том 2).

Частью 5.1 ст. 189 ЖК РФ предусмотрено, что в случае формирования фонда капитального ремонта на специальном счете решением общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме о проведении капитального ремонта общего имущества в этом многоквартирном доме должны быть определены или утверждены: 1) перечень услуг и (или) работ по капитальному ремонту; 2) предельно допустимая стоимость услуг и (или) работ по капитальному ремонту; 3) сроки проведения капитального ремонта; 4) источники финансирования капитального ремонта; 5) лицо, которое от имени всех собственников помещений в многоквартирном доме уполномочено участвовать в приемке оказанных услуг и (или) выполненных работ по капитальному ремонту, в том числе подписывать соответствующие акты.

При этом, согласно ч. 7 ст. 189 ЖК РФ в случае, если капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме, собственники помещений в котором формируют фонд капитального ремонта на специальном счете, не проведен в срок, предусмотренный региональной программой капитального ремонта, и при этом в соответствии с порядком установления необходимости проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме требуется оказание какого-либо вида услуг и (или) выполнение какого-либо вида работ, предусмотренных для этого многоквартирного дома региональной программой капитального ремонта, орган местного самоуправления в течение одного месяца со дня получения соответствующего уведомления принимает решение о формировании фонда капитального ремонта на счете регионального оператора и направляет такое решение владельцу специального счета. Владелец специального счета обязан перечислить средства, находящиеся на специальном счете, на счет регионального оператора в течение одного месяца с момента получения такого решения органа местного самоуправления. Не проведение капитального ремонта в установленный региональной программой срок является обязательным условием возникновения указанной обязанности у органов местного самоуправления.

Порядок установления необходимости проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме, расположенных на территории Омской области в соответствии с постановлением Правительства Омской области от 09.06.2015 г. № 142-п применяется в следующих случаях: 1) установление в целях реализации ч. 4 ст. 181 ЖК РФ необходимости повторного выполнения отдельных работ (услуг) по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме, расположенном на территории Омской области (далее - многоквартирный дом), при вынесении общим собранием собственников помещений в данном многоквартирном доме, формирующих фонд капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме (далее - фонд капитального ремонта) на счете, счетах специализированной некоммерческой организации, которая осуществляет деятельность, направленную на обеспечение проведения капитального ремонта (далее - региональный оператор), решения о зачете стоимости ранее оказанных услуг и (или) проведенных работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме, принятого в соответствии со статьей 8 Закона Омской области «Об организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Омской области» (далее - решение собственников о зачете стоимости); 2) установление в целях реализации части 7 статьи 189 Жилищного кодекса Российской Федерации необходимости проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме, собственники помещений в котором формируют фонд капитального ремонта на специальном счете, предназначенном для перечисления средств на проведение капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме (далее - капитальный ремонт) и открытом в кредитной организации, если в срок, предусмотренный региональной программой капитального ремонта, капитальный ремонт в данном многоквартирном доме не проведен.

Вместе с тем, Федеральным законом от 20.12.2017 г. № 399-ФЗ Жилищный кодекс Российской Федерации был дополнен статьей 190.1, устанавливающей особенности организации капитального ремонта многоквартирных домов, в которых требовалось проведение такого ремонта на дату приватизации первого жилого помещения, а в статью 16 Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» было внесено уточнение в виде отсылки к жилищному законодательству Российской Федерации в части установления порядка проведения капитального ремонта указанных многоквартирных домов бывшим наймодателем.

Таким образом, в настоящее время законодательно установлен новый механизм реализации обязанности бывшего наймодателя по выполнению капитального ремонта переданного в собственность гражданам (приватизации), в том числе общего имущества многоквартирного дома.

Так, в соответствии с частью 1 ст. 190.1 ЖК РФ в случае, если до даты приватизации первого жилого помещения в многоквартирном доме такой многоквартирный дом был включен в перспективный и (или) годовой план капитального ремонта жилищного фонда в соответствии с нормами о порядке разработки планов капитального ремонта жилищного фонда, действовавшими на указанную дату, но капитальный ремонт на дату приватизации первого жилого помещения проведен не был, и при условии, что капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме после даты приватизации первого жилого помещения до даты включения такого многоквартирного дома в региональную программу капитального ремонта не проводился за счет средств федерального бюджета, средств бюджета субъекта Российской Федерации, местного бюджета, капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме в соответствии с требованиями настоящей статьи проводит орган государственной власти или орган местного самоуправления, уполномоченные на дату приватизации первого жилого помещения в многоквартирном доме выступать соответственно от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования в качестве собственника жилого помещения государственного или муниципального жилищного фонда, являвшиеся наймодателем (далее - бывший наймодатель). В случае, если за счет средств соответствующих бюджетов проведен капитальный ремонт только отдельных элементов общего имущества в многоквартирном доме, обязанность бывшего наймодателя по проведению капитального ремонта распространяется на те элементы общего имущества в многоквартирном доме, капитальный ремонт которых не был проведен.

Перечень услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме, которые требовалось провести на дату приватизации первого жилого помещения в таком доме в соответствии с нормами содержания, эксплуатации и ремонта жилищного фонда, действовавшими на указанную дату, определяется бывшим наймодателем в порядке, установленном субъектом Российской Федерации, из числа установленных частью 1 статьи 166 настоящего Кодекса. Стоимость услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме определяется исходя из предельной стоимости услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме, определенной нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации в соответствии с требованиями части 4 статьи 190 настоящего Кодекса. Срок проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме определяется в соответствии с региональной программой капитального ремонта (ч. 2).

Проведение бывшим наймодателем капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме осуществляется путем финансирования за счет средств федерального бюджета, средств бюджета субъекта Российской Федерации, местного бюджета оказания услуг и (или) выполнения работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме. Указанное финансирование производится с учетом способа формирования фонда капитального ремонта путем перечисления средств в объеме, определенном в соответствии с частью 2 настоящей статьи, на счет регионального оператора либо на специальный счет в порядке и на условиях, предусмотренных соответственно федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации, муниципальными правовыми актами (ч. 3).

Обязательство бывшего наймодателя по проведению капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме не освобождает собственников помещений в многоквартирном доме от уплаты взносов на капитальный ремонт. Средства фонда капитального ремонта, формируемого собственниками помещений в многоквартирном доме, используются на проведение капитального ремонта общего имущества в этом многоквартирном доме в соответствии с региональной программой капитального ремонта (ч. 4).

Собственники помещений в многоквартирном доме должны быть проинформированы в порядке, установленном субъектом Российской Федерации, об исполнении бывшим наймодателем обязанности по проведению капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме, а также о положениях части 4 настоящей статьи (ч. 5).

Собственники помещений в многоквартирном доме участвуют в принятии работ, выполненных в рамках исполнения обязанности бывшего наймодателя по проведению капитального ремонта в соответствии с настоящей статьей, в порядке, предусмотренном для принятия работ по проведению капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме в соответствии с региональной программой капитального ремонта. Лицо, которое от имени всех собственников помещений в многоквартирном доме уполномочено участвовать в приемке оказанных услуг и (или) выполненных работ по проведению капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме, в том числе подписывать соответствующие акты, определяется решением общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме (ч. 6).

На основании изложенного, обсуждая доводы истца, согласие с уточненными исковыми требованиями ответчика, суд приходит к выводу о том, что требования истца подлежат удовлетворению.

Согласно ст.ст. 14, 19 ЖК РФ муниципальный жилищный фонд - совокупность жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальным образованиям. К компетенции органов местного самоуправления в области жилищных отношений относится, в том числе и осуществление контроля за использованием и сохранностью муниципального жилищного фонда, соответствием жилых помещений данного фонда установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства. Аналогичные полномочия исполнительного органа местного самоуправления - Администрации города Омска предусмотрены и пунктом 6 ч. 1 ст. 9 Решения Омского Городского совета от 20.09.1995 г. № 92 «Об Уставе города Омска» - к вопросам местного значения муниципального образования город Омск относятся: обеспечение проживающих в городе Омске и нуждающихся в жилых помещениях малоимущих граждан жилыми помещениями, организации строительства и содержания муниципального жилищного фонда, создание условий для жилищного строительства, осуществление муниципального жилищного контроля, а также иных полномочий органов местного самоуправления в соответствии с жилищным законодательством.

В соответствии со ст. 14 ЖК РФ, на органы местного самоуправления возложено осуществление муниципального жилищного контроля, а так же утверждение порядка и перечня случаев оказания на возвратной и (или) безвозвратной основе за счет средств местного бюджета дополнительной помощи при возникновении неотложной необходимости в проведении капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах.

В силу общего принципа гражданского законодательства о несении собственником бремени содержания принадлежащего ему имущества Жилищный кодекс Российской Федерации устанавливает для всех собственников жилых помещений в многоквартирном доме обязанность не только нести расходы на содержание принадлежащих им помещений, но и участвовать в расходах на содержание общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество (часть 3 статьи 30, часть 1 статьи 39, часть 1 статьи 158); при этом доля обязательных расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме, бремя которых несет собственник помещения в таком доме, определяется его долей в праве общей собственности на общее имущество в данном доме, а соответствующая доля собственника помещения в многоквартирном доме, в свою очередь, пропорциональна размеру общей площади принадлежащего ему помещения в этом доме (часть 1 статьи 37, часть 2 статьи 39).

Правовой режим общей собственности на общее имущество в многоквартирном доме, равно как и обязанность ее участников нести расходы на содержание такого имущества были законодательно установлены и до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации.

В частности, Закон РФ «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» в первоначальной редакции предусматривал, что собственники приватизированных жилых помещений в доме государственного или муниципального жилищного фонда являются совладельцами инженерного оборудования и мест общего пользования дома (часть вторая статьи 3); обслуживание и ремонт приватизированных жилых помещений осуществляются с обязательным соблюдением единых правил и норм эксплуатации и ремонта жилищного фонда за счет средств их собственников (статья 21); собственники жилых помещений в частично приватизированных домах участвуют в расходах, связанных с обслуживанием и ремонтом инженерного оборудования, мест общего пользования дома и содержанием придомовой территории, соразмерно занимаемой ими площади в этом доме (часть вторая статьи 24).

Таким образом, исходя из анализа действующих норм права ЖК РФ, суд приходит к выводу, что органы государственной власти субъектов отвечают за выполнение региональных программ капитального ремонта общего имущества многоквартирного дома.

Статьей 6 Федерального закона от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» установлено, что в ведении муниципальных образований находятся вопросы местного значения, к которым, в том числе, относятся владение, пользование, распоряжение муниципальной собственностью; содержание и использование муниципального жилищного фонда.

Ведомственные строительные нормы 58-88 (р) являются обязательными для всех организаций, учреждений и предприятий, осуществляющих реконструкцию, капитальный и текущий ремонт, техническое обслуживание зданий. При планировании работ по капитальному ремонту периодичность их проведения может приниматься в соответствии с рекомендуемыми приложениями, в которых установлена минимальная продолжительность эффективной эксплуатации многоквартирных домов, а также отдельных элементов многоквартирных домов, то есть такой срок эксплуатации, по истечении которого необходимо проведение капитального ремонта. Сроки проведения капитального ремонта зданий, объектов или их элементов должны определяться, с учетом рекомендуемых сроков минимальной продолжительности эффективной эксплуатации, их истечение является основанием для оценки стояния конструктивных элементов здания, принятия соответствующих мер к планированию ремонтных работ и устранению имеющихся недостатков, поскольку предполагается, что по истечении данных сроков такие работы необходимы.

Из Приложения № 3 ВСН 58-88 (р) следует, что продолжительность эксплуатации до капитального ремонта (замены) покрытия крыш (кровли) из рулонных материалов (в 3-4 слоя) составляет 10 лет, стропил и обрешетки (деревянные) составляет 50 лет, утепляющих слоев, совмещенных бесчердачных крыш вентилируемых (невентилируемых) (из керамзита или шлака) составляет 40 лет, покрытий крыш (кровля) из асбестоцементных листов и волнистого шифера – 30 лет, шахты и короба на чердаке: из шлакобетонных плит - 60 лет, из деревянных щитов, обитых кровельным железом по войлоку – 40 лет, приставных вентиляционных вытяжных каналов: из гипсовых и шлакобетонных плит – 30 лет, из деревянных щитов, оштукатуренных по тканой металлической сетке – 20 лет, трубопроводов канализации: чугунных – 40 лет, керамических - 60 лет, пластмассовых – 60 лет, радиаторов чугунных (стальных) при схемах: закрытых – 40 (30) лет, открытых – 30 (15) лет, конвекторов – 30 лет, оконных и балконных заполнений (деревянные переплеты)- 40 лет, (металлические переплеты) - 50 лет.

С учетом проведенной экспертизы, года возведения здания - 1973 год, периода возникновения долевой собственности - 1993 год, а также параметров, указанных в Приложении № 3 к Положению ВСН 58-88 (р), предусматривающих минимальную продолжительность эксплуатации элементов здания, используемых в представленном техническом заключении путем указания «периодов минимальной продолжительности эксплуатации элементов жилого здания до капитального ремонта» и «фактического срока службы элементов жилого здания», суд приходит к выводу, что на ответчика – Администрацию г. Омска необходимо возложить обязанность по финансированию капитального ремонта в объеме тех элементов здания, фактический срок эксплуатации которых превысил предусмотренные ВСН 58-88 (р) периоды эксплуатации на момент первой приватизации квартир, то есть, в данном случае превысил 20 лет, с учетом положений ст. 166 ЖК РФ, во взаимосвязи со ст.ст. 190, 190.1 ЖК РФ.

Таким образом, с учетом представленных сторонами доказательств, суд приходит к выводу о необходимости проведения капитального ремонта общего имущества собственников помещений указанного дома в части следующих элементов: внутридомовых инженерных систем (трубопровод горячей воды из газовых черных труб; трубопровод холодной воды из газовых черных труб; центральное отопление (открытая схема); электрооборудование – сеть дежурного освещения); ремонт подвальных помещений, относящихся к общему имуществу в многоквартирных домах (ремонт отмостки; окраска стен водными составами); ремонт фасада (система водоотвода; герметизирование стыков панелей наружных стен; наружная отделка – окраска цоколя).

В соответствии со ст. 84 ГПК РФ судебные расходы состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением дела.

Согласно статье 94 ГПК РФ к издержкам, связанным с рассмотрением дела, относятся, в том числе расходы на оплату услуг специалиста.

В силу требований ч. 1 статьи 98 ГПК РФ предусмотрено, что стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, за исключением случаев, предусмотренных частью второй статьи 96 настоящего Кодекса. В случае, если иск удовлетворен частично, указанные в настоящей статье судебные расходы присуждаются истцу пропорционально размеру удовлетворенных судом исковых требований, а ответчику пропорционально той части исковых требований, в которой истцу отказано.

Гражданское процессуальное законодательство исходит из того, что критерием присуждения судебных расходов является вывод суда о правомерности или неправомерности заявленного истцом требования, в связи с чем управомоченной на возмещение таких расходов будет являться сторона, в пользу которой состоялось решение суда. Соответственно, возмещает понесенные судебные расходы проигравшая по делу сторона (Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 21 января 2016 года № 1 «О некоторых вопросах применения законодательства о возмещении издержек, связанных с рассмотрением дела»).

Из материалов дела следует, что 19.12.2018 г. за проведение судебной экспертизы ООО «АрхБюро91» истцом оплачено 20 300 рублей, что подтверждается приходными кассовыми ордерами № 5734 от 19.12.2018 г. и № 5733 от 19.12.2018 г. (л.д. 10, 11, 12 том 1).

Заключение эксперта принято судом в качестве допустимого доказательства и положено в основу настоящего решения. Ходатайств и заявлений о чрезмерном размере указанных расходов сторонами суду не заявлено, судом таких обстоятельств не установлено.

В связи с изложенным, расходы по оплате услуг ООО «АрхБюро91» по составлению экспертного заключения подлежат взысканию с Администрации г. Омска в пользу Розанова В.В. с учетом положений ст. ст. 88, 94, 98 ГПК РФ.

Также с учетом приведенных положений закона, с Администрации г. Омска в пользу истца Розанова В.В. подлежат взысканию расходы по оплате государственной пошлины в размере 300 рублей (л.д. 3 т.1), понесенные истцом при обращении с настоящим иском в суд.

Руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Обязать Администрацию города Омска осуществить финансирование проведения работ по капитальному ремонту общего имущества многоквартирного жилого дома № 6А по ул. Бархатовой в городе Омске в части следующих элементов:

Внутридомовых инженерных систем:

- трубопровод горячей воды из газовых черных труб;

- трубопровод холодной воды из газовых черных труб;

- центральное отопление (открытая схема);

- электрооборудование –сеть дежурного освещения.

Ремонт подвальных помещений, относящихся к общему имуществу в многоквартирных домах:

- ремонт отмостки;

- окраска стен водными составами.

Ремонт фасада:

- система водоотвода;

- герметизирование стыков панелей наружных стен;

- наружная отделка – окраска цоколя.

путем перечисления денежных средств на специальный счет АО «Россельхозбанк».

Взыскать с Администрации г. Омска в пользу Розанова ВВ судебные расходы по оплате государственной пошлины в размере 300 рублей, по оплате услуг специалиста 20 300 рублей.

Решение может быть обжаловано в Омский областной суд через Центральный районный суд города Омска в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья                                                         Мезенцева О.П.

Мотивированное решение изготовлено 09.01.2020 г.

2-4470/2019

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Розанов Владимир Валерьевич
Ответчики
Департамент городского хозяйства Администрации г. Омска
Администрация г. Омска
Другие
ООО Управляющая компания "Уют-Центр"
Региональный фонд капитального ремонта многоквартирных домов Омской области
Кирьянко Леонид Валентинович
Лихачев Александр Владимирович
Суд
Центральный районный суд г. Омск
Судья
Мезенцева Оксана Петровна
Дело на сайте суда
centralcourt.oms.sudrf.ru
17.06.2020Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
17.06.2020Передача материалов судье
17.06.2020Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
17.06.2020Рассмотрение исправленных материалов, поступивших в суд
17.06.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
17.06.2020Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
17.06.2020Судебное заседание
28.11.2019Судебное заседание
04.12.2019Судебное заседание
11.12.2019Судебное заседание
18.12.2019Судебное заседание
27.12.2019Судебное заседание
10.01.2020Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
20.01.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
30.12.2019
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее