Решение по делу № 2-691/2012 от 25.09.2012

Решение по гражданскому делу
Печать решения
Дело № 2-691/12

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

Рї. Октябрьский                                                                                                               18 октября 2012 РіРѕРґР°

Октябрьский районный суд Пермского края в составе:

председательствующего судьи Таипова Э.Р.,

при секретаре Дильмухаметовой Х.Х.,

с участием заместителя прокурора Октябрьского района Пермского края Степовой С.Ю.,

истца ФИО3,

ответчика - представителя администрации Октябрьского муниципального района Пермского края ФИО7,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Октябрьского районного суда Пермского края гражданское дело по иску прокурора Октябрьского района Пермского края в защиту интересов ФИО4 к администрации Октябрьского муниципального района Пермского края о предоставлении вне очереди благоустроенного жилого помещения,

У С ТА Н О В И Л:

Прокурор Октябрьского района Пермского края обратился в суд с иском в защиту интересов ФИО4 к администрации Октябрьского муниципального района Пермского края о предоставлении вне очереди благоустроенного жилого помещения.

В обоснование требований указал, что ФИО3 является лицом из числа детей, оставшихся без попечения родителей, в связи с тем, что ее мать - ФИО1 решением Октябрьского районного суда от ДД.ММ.ГГГГ лишена родительских прав, отца у истца нет. Постановлением главы Октябрьского муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ № была создана приемная семья ФИО2 и ФИО2 была назначена воспитателем приемной семьи, с ней заключен договор о передаче ФИО3 в приемную семью. Истец состоит в списке лиц из числа детей сирот по предоставлению жилого помещения на территории Октябрьского муниципального района. Согласно данным Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Пермскому краю информация о правах на недвижимое имущество ФИО3 отсутствует. Какое-либо жилое помещение, за которым за ФИО3 сохранено право пользования отсутствует, в настоящее время она проживает по адресу: <адрес> муниципального района Пермского края.

Таким образом, ФИО3, являясь лицом из числа детей-сирот, не имеет закрепленного или иного жилого помещения. Полагает, что ФИО3 имеет право на внеочередное получение жилого помещения площадью не менее 33 кв.м.

Просит обязать администрацию Октябрьского муниципального района Пермского края за счет выделенных Правительством Пермского края денежных средств предоставить вне очереди ФИО3 по договору социального найма благоустроенное жилое помещение, отвечающее установленным санитарным и техническим требованиям, не ниже установленных социальных норм и общей площадью на одного человека 33 кв.м.

В судебном заседании заместитель прокурора ФИО6 на иске настаивала и по существу изложила доводы, содержащиеся в заявлении.

Истец ФИО3 исковые требования прокурора поддержала в полном объеме и дополнила, что на момент лишения матери ФИО1 родительских прав по решению Октябрьского районного суда Пермского края они проживали в д<адрес> доме сожителя матери. Отца у нее нет поэтому после лишения родительским прав матери, она была передана в приемную семью ФИО2, сейчас проживает в <адрес> у родного дяди. В 2010 году она закончила Октябрьскую среднюю общеобразовательную школу №, в 2012 году ей исполнилось 18 лет. Ни она, ни ее мать собственного жилья не имеют. Просит предоставить ей жилое помещение по договору социального найма как лицу, оставшемуся без попечения родителей.

Представитель ответчика - администрации Октябрьского муниципального района Пермского края ФИО7 в судебном заседании иск не признала, пояснила, что обеспечение детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа относится к расходным обязательствам субъекта РФ. ФИО3 состоит на учете в администрации Октябрьского муниципального района на получение жилого помещения как лицо, оставшееся без попечения родителей, так как ее мать была лишена родительских прав по решению Октябрьского районного суда, отца у истицы нет, закрепленного за ней жилого помещения также не имеется. В этом же списке значится еще 232 человека данной категории, из них 62 человека старше 18 лет. В бюджете Октябрьского муниципального района Пермского края в настоящее время имеется 8143130 рублей, перечисленных из федерального бюджета и бюджета Пермского края на обеспечение жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, однако указанных денежных средств не достаточно для приобретения жилых помещений всем указанным лицам, поскольку в настоящее время решается вопрос о распределении из указанной суммы порядка 6,5 миллионов рублей на предоставление жилищных сертификатов в рамках реализации пилотного проекта в соответствии с постановлением Правительства Пермского края №-п от ДД.ММ.ГГГГ. Оставшихся средств недостаточно для приобретения истице жилого помещения по договору социального найма.

Заслушав объяснения лиц, участвующих в деле, изучив представленные письменные доказательства, суд считает, что исковые требования являются законными, обоснованными и подлежат удовлетворению.

В соответствии с п.1 ст.40 Конституции Российской Федерации, каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища.

Согласно ч.1 ст.57 ЖК РФ жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности, исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных частью 2 настоящей статьи.

В соответствии с п.2 ч.2 ст.57 ЖК РФ вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям - сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных учреждениях и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.

Согласно ст.8 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № - ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дети - сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных сил РФ, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.

Согласно п. 9 ч. 1 Закона Пермского края от ДД.ММ.ГГГГ №-ПК «О предоставлении жилых помещений государственного жилищного фонда Пермского края по договорам социального найма» право на получение жилых помещений государственного жилищного фонда Пермского края по договорам социального найма (далее - жилые помещения) имеют следующие категории граждан, признанных нуждающимися в жилых помещениях по установленным статьей 2 указанного Закона основаниям: дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.

Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ № - ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» связывает возникновение права на получение жилой площади вне очереди с наличием трех условий: наличие статуса ребенка - сироты либо ребенка, оставшегося без попечения родителей; отсутствие закрепленного жилого помещения; окончание пребывания в образовательных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации, или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.

Согласно представленных документов, истец ФИО3 является лицом из числа детей, оставшихся без попечения родителей, поскольку её мать - ФИО1 была лишена родительских прав по решению Октябрьского районного суда от ДД.ММ.ГГГГ, отца у истицы нет, что подтверждается копией свидетельства о рождении и копией решения суда от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 6,8-9,30).

Постановлением главы администрации Октябрьского района Пермской области от ДД.ММ.ГГГГ № была создана приемная семья ФИО2, воспитателем приемной семьи назначена с ДД.ММ.ГГГГ ФИО2, на воспитание в приемную семью была передана ФИО4, ДД.ММ.ГГГГ года рождения (л.д.10).

Согласно постановления главы администрации <данные изъяты> сельского поселения Октябрьского муниципального района Пермского края от ДД.ММ.ГГГГ, ФИО3 была поставлена на учет в качестве детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и нуждающихся в жилом помещении (л.д.11).

Согласно списка лиц из числа детей - сирот по предоставлению жилья в 2012 году на территории Октябрьского муниципального района, под №23 значится ФИО4, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, дата постановки на учет - 2006 год ( л.д. 15-21).

Согласно копии аттестата о среднем общем образовании, ФИО4 в 2010 году окончила муниципальное общеобразовательное учреждение «Октябрьская средняя общеобразовательная школа №» Октябрьского муниципального района Пермского края (л.д. 12-14).

Согласно сведений Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Пермскому краю за ФИО3, а также ФИО1 объектов недвижимости не зарегистрировано (л.д.22,31).

Из данных документов судом установлено, что на момент постановки истца на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, ФИО3 являлась ребенком из числа детей, оставшихся без попечения родителей, не достигшей 18-летнего возраста, жилого помещения, на которое за ней сохранено право пользования, не имела в связи с его отсутствием. В настоящее время ФИО3 зарегистрирована по месту жительства у своего дяди в <адрес> Октябрьского муниципального района Пермского края.

Таким образом, суд считает, что в соответствии с ч.2 ст.57 ЖК РФ, ст.8 ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» ФИО3 имеет право на внеочередное предоставление жилой площади не ниже установленных социальных норм.

Дополнительные гарантии прав детей - сирот на имущество и жилые помещения устанавливаются законодательством субъектов РФ и относятся к расходным обязательствам субъектов РФ.

В соответствии со ст. 6 Закона Пермской области от ДД.ММ.ГГГГ № «О мерах по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью в соответствии с федеральным законодательством и в порядке, установленном нормативным правовым актом губернатора области и Правительства Пермского края.

Указом губернатора Пермской области от ДД.ММ.ГГГГ N 170 утверждены Правила учета детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа, нуждающихся в жилом помещении.

Постановлением Правительства Пермского края от ДД.ММ.ГГГГ №-п утверждено Положение о порядке распределения и использования средств, предусмотренных на приобретение, строительство или реконструкцию жилья для детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей.

В силу п.1 Положения «О порядке распределения и использования средств, предусмотренных на приобретение и строительство жилья для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», (далее-Положение), утвержденного Постановлением Правительства Пермского края от ДД.ММ.ГГГГ №-п (в редакции Постановления Правительства Пермского края от ДД.ММ.ГГГГ), Положение определяет порядок, способ передачи, критерии распределения и использования средств краевого бюджета и субсидий из федерального бюджета (далее - средства, субсидии) на приобретение, строительство или реконструкцию жилья для детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), не имеющих закрепленного жилого помещения, состоящих на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях.

В соответствии с п.2 Положения, перечисление средств, субсидий бюджетам муниципальных районов, городских округов Пермского края осуществляется в пределах бюджетных ассигнований и лимитов бюджетных обязательств, утвержденных в установленном порядке органам местного самоуправления муниципальных районов, городских округов Пермского края на текущий финансовый год, на основании заявок Агентства по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству Пермского края (в настоящее время - Министерство жилищно-коммунального хозяйства Пермского края) платежными поручениями Министерства финансов Пермского края с лицевого счета бюджета Пермского края с кодом "02" (лицевого счета Агентства по строительству и ЖКХ, открытого в Министерстве финансов) на счет, открытый Управлению Федерального казначейства по Пермскому краю для учета поступлений и их распределения между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации, в целях последующего перечисления в установленном порядке в местные бюджеты.

В соответствии с п.8. Положения «О порядке распределения и использования средств, предусмотренных на приобретение и строительство жилья для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» органы местного самоуправления используют полученные средства, субсидии на приобретение, строительство и реконструкцию жилья…

Приобретенные жилые помещения предоставляются детям-сиротам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, на условиях договоров социального найма в порядке, установленном законодательством.

Исходя из анализа норм материального права, регулирующих спорные правоотношения, можно сделать вывод о том, что финансирование мероприятий по дополнительным гарантиям по социальной защите детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в том числе и по предоставлению жилых помещений осуществляется из бюджета Пермского края.Непосредственное предоставление жилых помещений детям - сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, в порядке ст.8 Федерального закона № 159-ФЗ, осуществляется органами местного самоуправления муниципальных образований Пермского края.

Таким образом, приобретение жилых помещений и их последующее предоставление детям-сиротам на условиях договоров социального найма осуществляется органами местного самоуправления муниципальных районов за счет средств, ежегодно выделяемых на эти цели из краевого бюджета. В судебном заседании установлено и не оспаривается представителем ответчика факт перечисления в 2012 году денежных средств Правительством Пермского края и наличие их в бюджете администрации Октябрьского муниципального района на момент рассмотрения дела в суде. Следовательно, именно администрация муниципального образования «Октябрьский муниципальный район» обязана приобрести за счет средств бюджета Пермского края и предоставить жилое помещение по договору социального найма ФИО3, поскольку Правительство Пермского края исполнило свои обязательства в части выделения целевых бюджетных средств и передачи полномочий по предоставлению жилья детям-сиротам.

При этом, обеспечение вне очереди жилым помещением детей-сирот не может быть поставлено в зависимость от каких-либо условий, в том числе от своевременного и полного распределения Правительством Пермского края денежных средств на приобретение жилых помещений для детей-сирот, поэтому органы местного самоуправления должны исполнять свои полномочия по осуществлению переданных государственных полномочий независимо от каких-либо условий.

В этой связи доводы ответчика судом признаются несостоятельными и необоснованными.

Согласно ч.5 ст.57 ЖК РФ по договору социального найма жилое помещение должно предоставляться гражданам по месту их жительства (в черте соответствующего населенного пункта) общей площадью на одного человека не менее нормы предоставления.

В соответствии с ч.1 ст.50 ЖК РФ нормой предоставления площади жилого помещения по договору социального найма (далее - норма предоставления) является минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется размер общей площади жилого помещения, предоставляемого по договору социального найма.

Согласно ч.2 ст.50 ЖК РФ норма предоставления устанавливается органом местного самоуправления в зависимости от достигнутого в соответствующем муниципальном образовании уровня обеспеченности жилыми помещениями, предоставляемыми по договорам социального найма, и других факторов.

Согласно ч. 3 ст. 9 Закона Пермского края от ДД.ММ.ГГГГ N 255-ПК «О предоставлении жилых помещений государственного жилищного фонда Пермского края по договорам социального найма" норма предоставления площади жилого помещения по договору социального найма (если законами Пермского края не установлено иное) составляет: 33 кв. м - для одиноких граждан.

Пунктом 2 части 2 ст. 57 ЖК РФ предусмотрены права лиц, имеющих право на получение жилой площади, в том числе и во внеочередном порядке по установленным нормам. Аналогичные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на жилое помещение содержатся также и в региональном законодательстве, в частности, в Законе Пермского края от ДД.ММ.ГГГГ №-ПК «О предоставлении жилых помещений государственного жилищного фонда Пермского края по договорам социального найма».

Финансирование указанных расходов осуществляется в пределах средств, предусмотренных законом о бюджете Пермского края на соответствующий год отдельно по каждой из категорий граждан, указанных в статье 1 Закона.

При указанных обстоятельствах, суд считает, что именно на администрацию муниципального образования «Октябрьский муниципальный район Пермского края» должна быть возложена обязанность по предоставлению ФИО3 благоустроенного жилого помещения по договору социального найма, отвечающего установленным санитарным и техническим требованиям не ниже установленных социальных норм и общей площадью на одного человека 33 кв.м. за счет средств, выделенных для этих целей из бюджета Пермского края.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Обязать администрацию муниципального образования «Октябрьский муниципальный район Пермского края» приобрести за счет выделенных Правительством Пермского края денежных средств благоустроенное жилое помещение, отвечающее установленным санитарным и техническим требованиям, не ниже установленных социальных норм общей площадью на одного человека 33 кв.м. и предоставить вне очереди по договору социального найма ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ года рождения.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Пермский краевой суд через Октябрьский районный суд Пермского края в течение одного месяца со дня его вынесения.

Председательствующий:                                                                     Р­.Р . Таипов

2-691/2012

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
прокуратура в интересах Нагимовой Розалии Альбертовны
Ответчики
Администрация
Суд
Октябрьский районный суд Пермского края
Дело на странице суда
oktyabr.perm.sudrf.ru
25.09.2012Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
25.09.2012Передача материалов судье
25.09.2012Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
25.09.2012Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
09.10.2012Подготовка дела (собеседование)
09.10.2012Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
18.10.2012Судебное заседание
18.10.2012Дело сдано в канцелярию
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее