
РЕШЕНРР•
Рменем Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации
п. Октябрьский 18 октября 2012 года
Октябрьский районный суд Пермского края в составе:
председательствующего СЃСѓРґСЊРё Таипова Р.Р .,
при секретаре Дильмухаметовой Х.Х.,
с участием заместителя прокурора Октябрьского района Пермского края Степовой С.Ю.,
истца Р¤РРћ3,
ответчика - представителя администрации Октябрьского муниципального района Пермского края Р¤РРћ7,
рассмотрев РІ открытом судебном заседании РІ помещении Октябрьского районного СЃСѓРґР° Пермского края гражданское дело РїРѕ РёСЃРєСѓ РїСЂРѕРєСѓСЂРѕСЂР° Октябрьского района Пермского края РІ защиту интересов Р¤РРћ4 Рє администрации Октябрьского муниципального района Пермского края Рѕ предоставлении РІРЅРµ очереди благоустроенного жилого помещения,
РЈ РЎ РўРђ Рќ Рћ Р’ Р Р›:
РџСЂРѕРєСѓСЂРѕСЂ Октябрьского района Пермского края обратился РІ СЃСѓРґ СЃ РёСЃРєРѕРј РІ защиту интересов Р¤РРћ4 Рє администрации Октябрьского муниципального района Пермского края Рѕ предоставлении РІРЅРµ очереди благоустроенного жилого помещения.
Р’ обоснование требований указал, что Р¤РРћ3 является лицом РёР· числа детей, оставшихся без попечения родителей, РІ СЃРІСЏР·Рё СЃ тем, что ее мать - Р¤РРћ1 решением Октябрьского районного СЃСѓРґР° РѕС‚ ДД.РњРњ.ГГГГ лишена родительских прав, отца Сѓ истца нет. Постановлением главы Октябрьского муниципального района РѕС‚ ДД.РњРњ.ГГГГ в„– была создана приемная семья Р¤РРћ2 Рё Р¤РРћ2 была назначена воспитателем приемной семьи, СЃ ней заключен РґРѕРіРѕРІРѕСЂ Рѕ передаче Р¤РРћ3 РІ приемную семью. Рстец состоит РІ СЃРїРёСЃРєРµ лиц РёР· числа детей СЃРёСЂРѕС‚ РїРѕ предоставлению жилого помещения РЅР° территории Октябрьского муниципального района. Согласно данным Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра Рё картографии РїРѕ Пермскому краю информация Рѕ правах РЅР° недвижимое имущество Р¤РРћ3 отсутствует. Какое-либо жилое помещение, Р·Р° которым Р·Р° Р¤РРћ3 сохранено право пользования отсутствует, РІ настоящее время РѕРЅР° проживает РїРѕ адресу: <адрес> муниципального района Пермского края.
Таким образом, Р¤РРћ3, являясь лицом РёР· числа детей-СЃРёСЂРѕС‚, РЅРµ имеет закрепленного или РёРЅРѕРіРѕ жилого помещения. Полагает, что Р¤РРћ3 имеет право РЅР° внеочередное получение жилого помещения площадью РЅРµ менее 33 РєРІ.Рј.
РџСЂРѕСЃРёС‚ обязать администрацию Октябрьского муниципального района Пермского края Р·Р° счет выделенных Правительством Пермского края денежных средств предоставить РІРЅРµ очереди Р¤РРћ3 РїРѕ РґРѕРіРѕРІРѕСЂСѓ социального найма благоустроенное жилое помещение, отвечающее установленным санитарным Рё техническим требованиям, РЅРµ РЅРёР¶Рµ установленных социальных РЅРѕСЂРј Рё общей площадью РЅР° РѕРґРЅРѕРіРѕ человека 33 РєРІ.Рј.
Р’ судебном заседании заместитель РїСЂРѕРєСѓСЂРѕСЂР° Р¤РРћ6 РЅР° РёСЃРєРµ настаивала Рё РїРѕ существу изложила РґРѕРІРѕРґС‹, содержащиеся РІ заявлении.
Рстец Р¤РРћ3 исковые требования РїСЂРѕРєСѓСЂРѕСЂР° поддержала РІ полном объеме Рё дополнила, что РЅР° момент лишения матери Р¤РРћ1 родительских прав РїРѕ решению Октябрьского районного СЃСѓРґР° Пермского края РѕРЅРё проживали РІ Рґ<адрес> РґРѕРјРµ сожителя матери. Отца Сѓ нее нет поэтому после лишения родительским прав матери, РѕРЅР° была передана РІ приемную семью Р¤РРћ2, сейчас проживает РІ <адрес> Сѓ СЂРѕРґРЅРѕРіРѕ РґСЏРґРё. Р’ 2010 РіРѕРґСѓ РѕРЅР° закончила Октябрьскую среднюю общеобразовательную школу в„–, РІ 2012 РіРѕРґСѓ ей исполнилось 18 лет. РќРё РѕРЅР°, РЅРё ее мать собственного жилья РЅРµ имеют. РџСЂРѕСЃРёС‚ предоставить ей жилое помещение РїРѕ РґРѕРіРѕРІРѕСЂСѓ социального найма как лицу, оставшемуся без попечения родителей.
Представитель ответчика - администрации Октябрьского муниципального района Пермского края Р¤РРћ7 РІ судебном заседании РёСЃРє РЅРµ признала, пояснила, что обеспечение детей СЃРёСЂРѕС‚ Рё детей, оставшихся без попечения родителей, Р° также лиц РёР· РёС… числа относится Рє расходным обязательствам субъекта Р Р¤. Р¤РРћ3 состоит РЅР° учете РІ администрации Октябрьского муниципального района РЅР° получение жилого помещения как лицо, оставшееся без попечения родителей, так как ее мать была лишена родительских прав РїРѕ решению Октябрьского районного СЃСѓРґР°, отца Сѓ истицы нет, закрепленного Р·Р° ней жилого помещения также РЅРµ имеется. Р’ этом Р¶Рµ СЃРїРёСЃРєРµ значится еще 232 человека данной категории, РёР· РЅРёС… 62 человека старше 18 лет. Р’ бюджете Октябрьского муниципального района Пермского края РІ настоящее время имеется 8143130 рублей, перечисленных РёР· федерального бюджета Рё бюджета Пермского края РЅР° обеспечение жильем детей-СЃРёСЂРѕС‚ Рё детей, оставшихся без попечения родителей, однако указанных денежных средств РЅРµ достаточно для приобретения жилых помещений всем указанным лицам, поскольку РІ настоящее время решается РІРѕРїСЂРѕСЃ Рѕ распределении РёР· указанной СЃСѓРјРјС‹ РїРѕСЂСЏРґРєР° 6,5 миллионов рублей РЅР° предоставление жилищных сертификатов РІ рамках реализации пилотного проекта РІ соответствии СЃ постановлением Правительства Пермского края в„–-Рї РѕС‚ ДД.РњРњ.ГГГГ. Оставшихся средств недостаточно для приобретения истице жилого помещения РїРѕ РґРѕРіРѕРІРѕСЂСѓ социального найма.
Заслушав объяснения лиц, участвующих в деле, изучив представленные письменные доказательства, суд считает, что исковые требования являются законными, обоснованными и подлежат удовлетворению.
В соответствии с п.1 ст.40 Конституции Российской Федерации, каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища.
Согласно ч.1 ст.57 ЖК РФ жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности, исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных частью 2 настоящей статьи.
В соответствии с п.2 ч.2 ст.57 ЖК РФ вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям - сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных учреждениях и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.
Согласно ст.8 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № - ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дети - сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных сил РФ, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.
Согласно п. 9 ч. 1 Закона Пермского края от ДД.ММ.ГГГГ №-ПК «О предоставлении жилых помещений государственного жилищного фонда Пермского края по договорам социального найма» право на получение жилых помещений государственного жилищного фонда Пермского края по договорам социального найма (далее - жилые помещения) имеют следующие категории граждан, признанных нуждающимися в жилых помещениях по установленным статьей 2 указанного Закона основаниям: дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.
Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ № - ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» связывает возникновение права на получение жилой площади вне очереди с наличием трех условий: наличие статуса ребенка - сироты либо ребенка, оставшегося без попечения родителей; отсутствие закрепленного жилого помещения; окончание пребывания в образовательных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации, или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.
Согласно представленных документов, истец Р¤РРћ3 является лицом РёР· числа детей, оставшихся без попечения родителей, поскольку её мать - Р¤РРћ1 была лишена родительских прав РїРѕ решению Октябрьского районного СЃСѓРґР° РѕС‚ ДД.РњРњ.ГГГГ, отца Сѓ истицы нет, что подтверждается копией свидетельства Рѕ рождении Рё копией решения СЃСѓРґР° РѕС‚ ДД.РњРњ.ГГГГ (Р».Рґ. 6,8-9,30).
Постановлением главы администрации Октябрьского района Пермской области РѕС‚ ДД.РњРњ.ГГГГ в„– была создана приемная семья Р¤РРћ2, воспитателем приемной семьи назначена СЃ ДД.РњРњ.ГГГГ Р¤РРћ2, РЅР° воспитание РІ приемную семью была передана Р¤РРћ4, ДД.РњРњ.ГГГГ РіРѕРґР° рождения (Р».Рґ.10).
Согласно постановления главы администрации <данные изъяты> сельского поселения Октябрьского муниципального района Пермского края РѕС‚ ДД.РњРњ.ГГГГ, Р¤РРћ3 была поставлена РЅР° учет РІ качестве детей - СЃРёСЂРѕС‚ Рё детей, оставшихся без попечения родителей Рё нуждающихся РІ жилом помещении (Р».Рґ.11).
Согласно СЃРїРёСЃРєР° лиц РёР· числа детей - СЃРёСЂРѕС‚ РїРѕ предоставлению жилья РІ 2012 РіРѕРґСѓ РЅР° территории Октябрьского муниципального района, РїРѕРґ в„–23 значится Р¤РРћ4, ДД.РњРњ.ГГГГ РіРѕРґР° рождения, дата постановки РЅР° учет - 2006 РіРѕРґ ( Р».Рґ. 15-21).
Согласно РєРѕРїРёРё аттестата Рѕ среднем общем образовании, Р¤РРћ4 РІ 2010 РіРѕРґСѓ окончила муниципальное общеобразовательное учреждение «Октябрьская средняя общеобразовательная школа в„–В» Октябрьского муниципального района Пермского края (Р».Рґ. 12-14).
Согласно сведений Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра Рё картографии РїРѕ Пермскому краю Р·Р° Р¤РРћ3, Р° также Р¤РРћ1 объектов недвижимости РЅРµ зарегистрировано (Р».Рґ.22,31).
РР· данных документов СЃСѓРґРѕРј установлено, что РЅР° момент постановки истца РЅР° учет РІ качестве нуждающегося РІ жилом помещении, Р¤РРћ3 являлась ребенком РёР· числа детей, оставшихся без попечения родителей, РЅРµ достигшей 18-летнего возраста, жилого помещения, РЅР° которое Р·Р° ней сохранено право пользования, РЅРµ имела РІ СЃРІСЏР·Рё СЃ его отсутствием. Р’ настоящее время Р¤РРћ3 зарегистрирована РїРѕ месту жительства Сѓ своего РґСЏРґРё РІ <адрес> Октябрьского муниципального района Пермского края.
Таким образом, СЃСѓРґ считает, что РІ соответствии СЃ С‡.2 СЃС‚.57 Р–Рљ Р Р¤, СЃС‚.8 ФЗ РѕС‚ ДД.РњРњ.ГГГГ в„– 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях РїРѕ социальной поддержке детей-СЃРёСЂРѕС‚ Рё детей, оставшихся без попечения родителей» Р¤РРћ3 имеет право РЅР° внеочередное предоставление жилой площади РЅРµ РЅРёР¶Рµ установленных социальных РЅРѕСЂРј.
Дополнительные гарантии прав детей - сирот на имущество и жилые помещения устанавливаются законодательством субъектов РФ и относятся к расходным обязательствам субъектов РФ.
В соответствии со ст. 6 Закона Пермской области от ДД.ММ.ГГГГ № «О мерах по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью в соответствии с федеральным законодательством и в порядке, установленном нормативным правовым актом губернатора области и Правительства Пермского края.
Указом губернатора Пермской области от ДД.ММ.ГГГГ N 170 утверждены Правила учета детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа, нуждающихся в жилом помещении.
Постановлением Правительства Пермского края от ДД.ММ.ГГГГ №-п утверждено Положение о порядке распределения и использования средств, предусмотренных на приобретение, строительство или реконструкцию жилья для детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей.
В силу п.1 Положения «О порядке распределения и использования средств, предусмотренных на приобретение и строительство жилья для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», (далее-Положение), утвержденного Постановлением Правительства Пермского края от ДД.ММ.ГГГГ №-п (в редакции Постановления Правительства Пермского края от ДД.ММ.ГГГГ), Положение определяет порядок, способ передачи, критерии распределения и использования средств краевого бюджета и субсидий из федерального бюджета (далее - средства, субсидии) на приобретение, строительство или реконструкцию жилья для детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), не имеющих закрепленного жилого помещения, состоящих на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
В соответствии с п.2 Положения, перечисление средств, субсидий бюджетам муниципальных районов, городских округов Пермского края осуществляется в пределах бюджетных ассигнований и лимитов бюджетных обязательств, утвержденных в установленном порядке органам местного самоуправления муниципальных районов, городских округов Пермского края на текущий финансовый год, на основании заявок Агентства по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству Пермского края (в настоящее время - Министерство жилищно-коммунального хозяйства Пермского края) платежными поручениями Министерства финансов Пермского края с лицевого счета бюджета Пермского края с кодом "02" (лицевого счета Агентства по строительству и ЖКХ, открытого в Министерстве финансов) на счет, открытый Управлению Федерального казначейства по Пермскому краю для учета поступлений и их распределения между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации, в целях последующего перечисления в установленном порядке в местные бюджеты.
В соответствии с п.8. Положения «О порядке распределения и использования средств, предусмотренных на приобретение и строительство жилья для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» органы местного самоуправления используют полученные средства, субсидии на приобретение, строительство и реконструкцию жилья…
Приобретенные жилые помещения предоставляются детям-сиротам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, на условиях договоров социального найма в порядке, установленном законодательством.
РСЃС…РѕРґСЏ РёР· анализа РЅРѕСЂРј материального права, регулирующих спорные правоотношения, РјРѕР¶РЅРѕ сделать вывод Рѕ том, что финансирование мероприятий РїРѕ дополнительным гарантиям РїРѕ социальной защите детей - СЃРёСЂРѕС‚ Рё детей, оставшихся без попечения родителей, РІ том числе Рё РїРѕ предоставлению жилых помещений осуществляется РёР· бюджета Пермского края.Непосредственное предоставление жилых помещений детям - сиротам Рё детям, оставшимся без попечения родителей, РІ РїРѕСЂСЏРґРєРµ СЃС‚.8 Федерального закона в„– 159-ФЗ, осуществляется органами местного самоуправления муниципальных образований Пермского края.
Таким образом, приобретение жилых помещений Рё РёС… последующее предоставление детям-сиротам РЅР° условиях РґРѕРіРѕРІРѕСЂРѕРІ социального найма осуществляется органами местного самоуправления муниципальных районов Р·Р° счет средств, ежегодно выделяемых РЅР° эти цели РёР· краевого бюджета. Р’ судебном заседании установлено Рё РЅРµ оспаривается представителем ответчика факт перечисления РІ 2012 РіРѕРґСѓ денежных средств Правительством Пермского края Рё наличие РёС… РІ бюджете администрации Октябрьского муниципального района РЅР° момент рассмотрения дела РІ СЃСѓРґРµ. Следовательно, именно администрация муниципального образования «Октябрьский муниципальный район» обязана приобрести Р·Р° счет средств бюджета Пермского края Рё предоставить жилое помещение РїРѕ РґРѕРіРѕРІРѕСЂСѓ социального найма Р¤РРћ3, поскольку Правительство Пермского края исполнило СЃРІРѕРё обязательства РІ части выделения целевых бюджетных средств Рё передачи полномочий РїРѕ предоставлению жилья детям-сиротам.
При этом, обеспечение вне очереди жилым помещением детей-сирот не может быть поставлено в зависимость от каких-либо условий, в том числе от своевременного и полного распределения Правительством Пермского края денежных средств на приобретение жилых помещений для детей-сирот, поэтому органы местного самоуправления должны исполнять свои полномочия по осуществлению переданных государственных полномочий независимо от каких-либо условий.
В этой связи доводы ответчика судом признаются несостоятельными и необоснованными.
Согласно ч.5 ст.57 ЖК РФ по договору социального найма жилое помещение должно предоставляться гражданам по месту их жительства (в черте соответствующего населенного пункта) общей площадью на одного человека не менее нормы предоставления.
В соответствии с ч.1 ст.50 ЖК РФ нормой предоставления площади жилого помещения по договору социального найма (далее - норма предоставления) является минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется размер общей площади жилого помещения, предоставляемого по договору социального найма.
Согласно ч.2 ст.50 ЖК РФ норма предоставления устанавливается органом местного самоуправления в зависимости от достигнутого в соответствующем муниципальном образовании уровня обеспеченности жилыми помещениями, предоставляемыми по договорам социального найма, и других факторов.
Согласно ч. 3 ст. 9 Закона Пермского края от ДД.ММ.ГГГГ N 255-ПК «О предоставлении жилых помещений государственного жилищного фонда Пермского края по договорам социального найма" норма предоставления площади жилого помещения по договору социального найма (если законами Пермского края не установлено иное) составляет: 33 кв. м - для одиноких граждан.
Пунктом 2 части 2 ст. 57 ЖК РФ предусмотрены права лиц, имеющих право на получение жилой площади, в том числе и во внеочередном порядке по установленным нормам. Аналогичные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на жилое помещение содержатся также и в региональном законодательстве, в частности, в Законе Пермского края от ДД.ММ.ГГГГ №-ПК «О предоставлении жилых помещений государственного жилищного фонда Пермского края по договорам социального найма».
Финансирование указанных расходов осуществляется в пределах средств, предусмотренных законом о бюджете Пермского края на соответствующий год отдельно по каждой из категорий граждан, указанных в статье 1 Закона.
РџСЂРё указанных обстоятельствах, СЃСѓРґ считает, что именно РЅР° администрацию муниципального образования «Октябрьский муниципальный район Пермского края» должна быть возложена обязанность РїРѕ предоставлению Р¤РРћ3 благоустроенного жилого помещения РїРѕ РґРѕРіРѕРІРѕСЂСѓ социального найма, отвечающего установленным санитарным Рё техническим требованиям РЅРµ РЅРёР¶Рµ установленных социальных РЅРѕСЂРј Рё общей площадью РЅР° РѕРґРЅРѕРіРѕ человека 33 РєРІ.Рј. Р·Р° счет средств, выделенных для этих целей РёР· бюджета Пермского края.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд
Р Р• РЁ Р Р›:
Обязать администрацию муниципального образования «Октябрьский муниципальный район Пермского края» приобрести Р·Р° счет выделенных Правительством Пермского края денежных средств благоустроенное жилое помещение, отвечающее установленным санитарным Рё техническим требованиям, РЅРµ РЅРёР¶Рµ установленных социальных РЅРѕСЂРј общей площадью РЅР° РѕРґРЅРѕРіРѕ человека 33 РєРІ.Рј. Рё предоставить РІРЅРµ очереди РїРѕ РґРѕРіРѕРІРѕСЂСѓ социального найма Р¤РРћ3, ДД.РњРњ.ГГГГ РіРѕРґР° рождения.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Пермский краевой суд через Октябрьский районный суд Пермского края в течение одного месяца со дня его вынесения.
Председательствующий: Р.Р . Таипов