Решение по делу № 2-387/2021 от 20.08.2021

Дело

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОСИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

20 сентября 2021 года                                                                           город Обоянь

Обоянский районный суд Курской области в составе:

председательствующего – судьи ФИО3.,

при секретаре ФИО1,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску и.о. прокурора Обоянского района Курской области, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к МБОУ «Обоянская СОШ № 3» и Администрации Обоянского района Курской области об обязании обеспечить объект охраной,

УСТАНОВИЛ:

И.о. прокурора Обоянского района Курской области, действуя в интересах неопределенного круга лиц, обратился с иском к МБОУ «Обоянская СОШ № 3» и Администрации Обоянского района Курской области и просит обязать ответчиков обеспечить объекты (территории) образовательного учреждения, расположенные по адресу: <адрес>, сотрудниками частных охранных организаций или подразделениями вневедомственной охраны федеральных органов исполнительной власти, имеющих право на создание ведомственной охраны.

В обоснование своих требований истец ссылается на то, что прокуратурой Обоянского района Курской области была проведена проверка соблюдения требований законодательства об обеспечении безопасности детей в образовательных учреждениях и выявлены нарушения требований законодательства в указанной сфере.

Объекту МБОУ «Обоянская СОШ № 3» присвоена третья категория опасности. Однако, в нарушение действующих норм законодательства по безопасности и, несмотря на отнесение образовательного учреждения к третьей категории опасности, охрана данного объекта сотрудниками частных охранных организаций или подразделениями вневедомственной охраны федеральных органов исполнительной власти, имеющих право на создание ведомственной охраны, не осуществляется, договор на физическую охрану объекта (территории) с указанными организациями (подразделениями) не заключался.

Вышеизложенное свидетельствует о невыполнении требований антитеррористического законодательства, что нарушает права неопределённого круга лиц, в том числе учащихся данного образовательного учреждения, в связи с чем непринятие мер по организации антитеррористической защищенности руководством образовательного учреждения может повлечь нарушение прав учащихся и иных граждан, находящихся в данном образовательном учреждении, на защиту их жизни и здоровья при террористических актах и в случаях возникновения чрезвычайных ситуаций. Учитывая, что индивидуализировать круг лиц, чьи права нарушены или могут быть нарушены, невозможно, прокурор в соответствии с ч. 1 ст. 45 ГПК РФ, действуя в интересах неопределенного круга лиц, обратился с данным иском.

Прокурор Обоянского района в суд не явился, о рассмотрении дела уведомлен надлежащим образом. В заявлении, направленном в суд, просил дело рассмотреть в его отсутствие, исковые требования поддержал.

Представитель ответчика - МБОУ «Обоянская СОШ № 3», будучи уведомленным о рассмотрении дела надлежащим образом, в суд не явился, просил дела о рассмотрении дела в его отсутствие, исковые требования признал.

Представитель ответчика - Администрации Обоянского района, о рассмотрении дела уведомлен надлежащим образом, просил дело рассмотреть в его отсутствие, против удовлетворения исковых требований не возражал.

Представитель третьего лица - Управления образования Администрации Обоянского района Курской области, о рассмотрении дела уведомлен надлежащим образом, просил дело рассмотреть без его участия, исковые требования признал.

В соответствии с положениями ст. 167 ГПК РФ, суд счел возможным рассмотреть дело в отсутствие сторон.

Исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.

В статье 2 Конституции РФ закреплено, что человек, его права и свободы являются высшей ценностью.

Федеральным законом от 6 марта 2006 года N 35-ФЗ «О противодействии терроризму» (далее - Федеральный закон N 35-ФЗ) определены основные принципы противодействия терроризму, правовые и организационные основы профилактики проявлений терроризма.

В силу п. 7 ст. 2, ч. 3.1 ст. 5 Федерального закона N 35-ФЗ одним из основных принципов противодействия терроризму является приоритет мер его предупреждения, в целях осуществления которых юридические лица обеспечивают выполнение требований антитеррористической защищенности в отношении объектов, находящихся в их собственности или принадлежащих им на ином законном основании.

Согласно пп. "а" и "б" п. 4 и п. 6 ч. 1 ст. 3 Федерального закона N 35-ФЗ противодействие терроризму - это деятельность органов государственной власти и органов местного самоуправления, а также физических и юридических лиц по предупреждению терроризма, в том числе по выявлению и последующему устранению причин и условий, способствующих совершению террористических актов (профилактика терроризма); антитеррористическая защищенность объекта (территории) - это состояние защищенности здания, строения, сооружения, иного объекта, места массового пребывания людей, препятствующее совершению террористического акта. При этом под местом массового пребывания людей понимается территория общего пользования поселения или городского округа, либо специально отведенная территория за их пределами, либо место общего пользования в здании, строении, сооружении, объекте, на которых при определенных условиях может одновременно находиться более пятидесяти человек.

Органы местного самоуправления при решении вопросов местного значения по участию профилактике терроризма, а также в минимизации и (или) ликвидации последствий его проявлений обеспечивают выполнение требований к антитеррористической защищенности объектов, находящихся в муниципальной собственности или в ведении органов местного самоуправления; осуществляют иные полномочия по решению вопросов местного значения и участию в профилактике терроризма, а также в минимизации и (или) ликвидации последствий его проявлений (пп. 4, 6 ч. 1 ст. 5.2 Федерального закона N 35-ФЗ).

В соответствии с п. 4 ч. 2 ст. 5 Федерального закона N 35-ФЗ Правительство Российской Федерации устанавливает обязательные для выполнения требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий), категории объектов (территорий), порядок разработки указанных требований и контроля за их выполнением, порядок разработки и форму паспорт безопасности таких объектов (территорий) (за исключением объектов транспортной инфраструктуры, транспортных средств и объектов топливно-энергетического комплекса).

Во исполнение вышеуказанных положений Закона Правительством Российской Федерации принято Постановление от 7 октября 2017 года N 1235 «Об утверждении требований антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства образования и науки Российской Федерации и объектов (территории), относящихся к сфере деятельности Министерства образования и науки Российской Федерации, и формы паспорта безопасности этих объектов (территорий)», которым установлены обязательные для выполнения организационные инженерно-технические, правовые и иные мероприятия по обеспечению антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства образования и науки Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства образования и науки Российской Федерации.

В соответствии с пп. "а" п. 23 указанного Постановления Правительства Российской Федерации в отношении объектов (территорий) второй категории опасности (к которым относятся школы и детские сады) дополнительно к мероприятиям, предусмотренным пунктом 22 настоящих требований, осуществляются следующие мероприятия: обеспечение охраны объектов (территорий) сотрудниками частных охранных организаций или подразделениями ведомственной охраны федеральных органов исполнительной власти, имеющих право на создание ведомственной охраны.

В силу пункта 6.1 части 1 статьи 15 Федерального закона от 6 октября 2003 года «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения муниципального района относится участие в профилактике терроризма и экстремизма, а также в минимизации и (или) ликвидации последствий проявлена терроризма и экстремизма на территории муниципального района. В частности, участие в профилактике терроризма и экстремизма выражается в обеспечении антитеррористической защищенности зданий и сооружений, в которых размещены муниципальные учреждения образования.

В соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 17 названного Закона в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления муниципальных районов обладают полномочиями финансированию муниципальных учреждений.

Исходя из содержания п. 8 ч. 1 ст. 41 Федерального закона от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», охрана здоровья обучающихся включает в себя обеспечение безопасности обучающихся во время пребывания в образовательном учреждении.

В силу пп. 2 п. 15 ч. 3 ст. 28 указанного Закона к компетенции образовательной организации в установленной сфере деятельности относится создание необходимых условий для охраны и укрепления здоровья, организации питания обучающихся и работников образовательной организации, а также материально-техническое обеспечение образовательной деятельности, оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями, в том числе в соответствии с федеральными государственными требованиями, образовательными стандартами.

Судом установлено, что МБОУ «Обоянская СОШ № 3» на основании лицензии (серия <данные изъяты> ), выданной ДД.ММ.ГГГГ Комитетом образования и науки Курской области, осуществляет образовательную деятельность (л.д. 20-22).

Согласно Уставу, утвержденному постановлением Администрации Обоянского района Курской области от ДД.ММ.ГГГГ МБОУ «Обоянская СОШ № 3» является бюджетным учреждением, учредителем и собственником имущества которого является муниципальный район «Обоянский район». Функции и полномочия учредителя осуществляет Управление образования Администрации Обоянского района Курской области (л.д. 10-17). Учреждение в своей деятельности руководствуется Конституцией Российской Федерации, федеральным законодательством Российской Федерации, иными нормативно правовыми актами Российской Федерации; имеет статус юридического лица; самостоятельно в осуществлении образовательной, научной, административной и финансово-хозяйственной деятельности, имеет самостоятельный баланс.

Из паспорта безопасности МБОУ «Обоянская СОШ № 3» за ДД.ММ.ГГГГ год, утвержденного главой Обоянского района и согласованного с начальником УФСБ России по Курской области, начальником ГУ МЧС России по Курской области и врио начальника Управления Федеральной службы войск национальной гвардии РФ по Курской области видно, что по результатам обследования и категорирования комиссией объекту (МБОУ «Обоянская СОШ № 3») присвоена третья категория опасности (л.д. 18-19).

Из системного толкования содержания постановления Правительства Российской Федерации от 07 октября 2017 года N 1235 следует, что антитеррористическая защищенность объектов (территорий) обеспечивается путем осуществления комплекса мер, направленных на воспрепятствование неправомерному проникновению на объекты (территории); на выявление потенциальных нарушителей установленных на объектах (территориях) пропускного и внутриобъектового режимов и (или) признаков подготовки или совершения террористического акта; на пресечение попыток совершения террористических актов на объектах (территориях) (пункт 17).

Применительно к школам и детским садам указанные цели не могут быть достигнуты без личного присутствия сотрудников охранных организаций на территории данных учреждений, чем и обусловлено включение в постановление Правительства Российской Федерации от 07 октября 2017 года N 1235 подпункта "а" пункта 23, признающего такое присутствие обязательным.

В связи с требованиями законодательства МБОУ «Обоянская СОШ № 3» должно быть обеспечено охраной объекта сотрудниками частных охранных организаций или подразделениями вневедомственной охраны федеральных органов исполнительной власти, имеющих право на создание ведомственной охраны.

Однако, в нарушение вышеуказанных норм законодательства в области безопасности, в том числе антитеррористической, охрана объектов (территории) МБОУ «Обоянская СОШ № 3» не осуществляется, что подтверждается ответом начальника Управления образования Администрации Обоянского района (л.д. 31).

При этом отсутствие охраны объектов (территории) образовательного учреждения сотрудниками частных охранных организаций или подразделениями вневедомственной охраны федеральных органов исполнительной власти, имеющих право на создание ведомственной охраны, свидетельствует о несоблюдении и неисполнении ответчиками требований действующего законодательства в области антитеррористической защищённости, что может повлечь неблагоприятные последствия, связанные с причинением вреда жизни и здоровью граждан, создать опасность для неопределённого круга лиц, в том числе несовершеннолетних учащихся.

Суд, учитывая баланс интересов сторон, принимая во внимание социальную значимость данного вопроса, считает возможным при таких обстоятельствах исковые требования удовлетворить, возложив на МБОУ «Обоянская СОШ » и Администрацию Обоянского района Курской области обязанность обеспечить охрану объектов (территории) МБОУ «Обоянская СОШ № 3», расположенного по адресу: <адрес>, сотрудниками частных охранных организаций или подразделениями вневедомственной охраны федеральных органов исполнительной власти, имеющих право на создание ведомственной охраны.

В соответствии со ст.206 ГПК РФ при вынесении решения, обязывающего ответчика совершить определенные действия, суд указывает в решении срок для их совершения.

Определяя срок для совершения действий по устранению выявленных нарушений, учитывая то, что для устранения вышеуказанных нарушений потребуются бюджетные средства, суд считает разумным и достаточным установить шестимесячный срок со дня вступления решения в законную силу.

Суд полагает на основании ст. 333.36 НК РФ госпошлину с ответчиков не взыскивать.

На основании изложенного и руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Обязать МБОУ «Обоянская СОШ № 3» и администрацию Обоянского района Курской области обеспечить охрану объектов (территории) МБОУ «Обоянская СОШ № 3», расположенного по адресу: <адрес>, сотрудниками частных охранных организаций или подразделениями вневедомственной охраны федеральных органов исполнительной власти, имеющих право на создание ведомственной охраны, в течение 6 месяцев со дня вступления решения в законную силу.

Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Курский областной суд через Обоянский районный суд Курской области в течение месяца со дня вынесения.

Председательствующий                                                            ФИО4

2-387/2021

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
И.о. прокурора Обоянского района Курской области
Ответчики
МБОУ "Обоянская СОШ №3"
Администрация Обоянского района
Другие
Управление образования Администрации Обоянского района
Суд
Обоянский районный суд Курской области
Судья
Елизарова Светлана Александровна
Дело на сайте суда
oboyansky.krs.sudrf.ru
20.08.2021Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
20.08.2021Передача материалов судье
24.08.2021Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
24.08.2021Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
07.09.2021Подготовка дела (собеседование)
07.09.2021Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
20.09.2021Судебное заседание
20.09.2021
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее