Решение по делу № 33-7909/2021 от 06.08.2021

Судья: Буланая А.А.                                                             Дело № 33-7909/2021

Докладчик: Долматова Н.И.                                                                 (2-99/2021)

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

2 ноября 2021 года                              г. Кемерово

Судебная коллегия по гражданским делам Кемеровского областного суда в составе: председательствующего Акининой Е.В.,

и судей: Слепцовой Е.В., Долматовой Н.И.,

при секретаре Шустеровой П.Е.,

заслушала в открытом судебном заседании по докладу судьи Долматовой Н.И. дело по апелляционной жалобе Рамзиной Нелли Владимировны

на решение Центрального районного суда г. Прокопьевска Кемеровской области от 10 июня 2021 года

по делу по иску Рамзиной Нелли Владимировны к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Прокопьевске Кемеровской области-Кузбасса (межрайонное) о признании незаконным решения об отказе в назначении досрочной страховой пенсии по старости, возложении обязанности включения в специальный стаж периодов работы, назначении пенсии, взыскании судебных расходов,

УСТАНОВИЛА:

Рамзина Н.В. обратилась в суд с иском к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Прокопьевске Кемеровской области-Кузбасса (межрайонное) (далее – УПФР в г. Прокопьевске Кемеровской области-Кузбасса (межрайонное)) о признании незаконным решения об отказе в назначении досрочной страховой пенсии по старости, возложении обязанности включения в специальный стаж периодов работы, назначении пенсии, взыскании судебных расходов. Требования мотивированы тем, что 8 сентября 2020 года истец обратилась в пенсионный фонд с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях». Решением УПРФ от 23 сентября 2020 года истцу отказано в установлении досрочной страховой пенсии по старости в связи с тем, что работодателем некорректно представлены сведения об условиях ее работы, а также в связи с тем, что в Списке № 2 1956 года отсутствует должность, в которой работала истец с 10 августа 1988 года по 21 октября 2005 года. С указанным решением истец не согласна, считает, что в специальный стаж подлежат включению периоды: отпуск по беременности и родам с 15 января 1991 года по 2 июня 1991 года, отпуск по уходу за ребенком до полутора лет с 3 июня 1991 года по 23 сентября 1992 года, отпуск по уходу за ребенком до трех лет с 24 сентября 1992 года по 23 марта 1994 года; нахождение на курсах усовершенствования с сохранением средней заработной платы с 16 ноября 1998 года по 16 декабря 1998 года, с 9 октября 1995 года по 10 ноября 1995 года, с 15 ноября 2004 года по 15 декабря 2004 года.

С учетом уточненных требований истец просила признать решение Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Прокопьевске Кемеровской области (межрайонное) от 23 сентября 2020 года об отказе в назначении досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» незаконным; обязать ответчика включить в специальный стаж следующие периоды: работы с 10 августа 1988 года по 14 января 1991 года, с 24 марта 1994 года по 08 октября 1995 года, с 11 ноября 1995 года по 15 ноября 1998 года, с 17 декабря 1998 года по 14 ноября 2004 года, с 16 декабря 2004 года по 21 октября 2005 года в должности медицинской сестры в онкологическом отделении Прокопьевской Центральной городской больницы, Городской больницы № 1 г. Прокопьевска, Стационарном объединении ГТМО г. Прокопьевска, МУЗ «Городская больница № 1»; нахождения в отпуске по беременности и родам с 15 января 1991 года по 2 июня 1991 года; нахождения в отпуске по уходу за ребенком до полутора лет с 3 июня 1991 года по 23 сентября 1992 года; нахождения в отпуске по уходу за ребенком до трех лет с 24 сентября 1992 года по 23 марта 1994 года; нахождения на курсах усовершенствования с сохранением средней заработной платы с 9 октября 1995 года по 10 ноября 1995 года, с 16 ноября 1998 года по 16 декабря 1998 года, с 15 ноября 2004 года по 15 декабря 2004 года; обязать ответчика назначить досрочную страховую пенсию по старости в соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» с 8 сентября 2020 года; взыскать с ответчика расходы по уплате государственной пошлины в размере 300 рублей.

Истец Рамзина Н.В., ее представитель Горячев Р.Р., действующий на основании доверенности, в судебном заседании суда первой инстанции иск поддержали.

Представитель ответчика Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Прокопьевске Кемеровской области-Кузбасса (межрайонное) Баранов Е.С., действующий на основании доверенности, в суде первой инстанции иск не признал.

Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, ГАУЗ «Прокопьевская городская больница» в судебное заседание суда первой инстанции не явился.

Решением Центрального районного суда г. Прокопьевска Кемеровской области от 10 июня 2021 года постановлено:

В удовлетворении исковых требований Рамзиной Нелли Владимировны к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Прокопьевске Кемеровской области-Кузбасса (межрайонное) о признании незаконным решения об отказе в назначении досрочной страховой пенсии по старости отказать в полном объеме.

В апелляционной жалобе истец Рамзина Н.В. просит решение суда отменить, принять по делу новое решение. Указывает, что суд необоснованно не принял во внимание документы, из которых следует, что она получала надбавку к заработной плате за работу с опасными для здоровья и тяжелыми условиями труда. Более того, в судебном заседании представитель работодателя неоднократно указывал на наличие ее права на досрочную страховую пенсию в связи с соответствием работы по Списку № 2, код позиции 2260000ж и на постоянный характер занятости лечением пациентов с применением химиопрепаратов. Считает, что вывод эксперта о несоответствии характера ее работы по причине отсутствия структурно выделенного кабинета химиотерапии, не может являться достоверным о обоснованным, поскольку ни суд, ни эксперт не учли, что ранее действовавшим законодательством не была предусмотрена необходимость структурного выделения кабинета химиотерапии в онкологических отделениях. Ссылка суда на информацию, имеющуюся в наблюдательном деле о том, что сотрудники онкологического отделения имеют право на назначение пенсии исключительно в связи с лечебной деятельностью, является необоснованной, т.к. отсутствие в наблюдательном деле той или иной информации не может являться основанием для отказа в удовлетворении исковых требований. Суд необоснованно не принял во внимание представленные карты специальной оценки условий труда. Считает, что экспертом не были соблюдены требования п. 24 Приказа Министерства труда и социальной защиты РФ от 12 августа 2014 года № 5499Н относительно предоставляемых ей дополнительных компенсаций в период работы. Эксперт не дал оценки расчетным документам по выплате ее заработной платы в «Онкологии» с надбавкой 15 процентов, характеристики условий труда, не обосновал причину отнесения таких сестринских манипуляций как «введение препаратов, зарядка инфузаторов и контроль за их работой, уход за катетерами» к основополагающим критериям для установления несоответствия характера работы ее характеру работы, предусмотренной Списком № 2.

Лица, участвующие в деле, в суд апелляционной инстанции не явились, о дне и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом, об уважительности причин неявки до начала судебного заседания не сообщили, в материалах дела имеются доказательства надлежащего извещения о времени и месте рассмотрения дела судом апелляционной инстанции, не просили об отложении судебного заседания, в связи с чем судебная коллегия, с учетом мнения представителя истца, определила рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц на основании п. 3 ст. 167, ст. 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.

В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель истца Горячев Р.Р. просил решение суда отменить, принять по делу новое решение об удовлетворении заявленных требований.

Заслушав представителя истца, изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив в соответствии с частью 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации законность и обоснованность решения исходя из доводов, изложенных в апелляционной жалобе, судебная коллегия приходит к следующему.

Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, истец Рамзина Н.В. 8 сентября 2020 года обратилась в УПФР в г. Прокопьевске Кемеровской области-Кузбасса (межрайонное) с заявлением об установлении досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» (т. 1 л.д. 37-39).

Решением УПФР в г. Прокопьевске Кемеровской области-Кузбасса (межрайонное) от 23 сентября 2020 года Рамзиной Н.В. отказано в установлении досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» в связи с отсутствием требуемого специального стажа, при требуемом специальном стаже 10 лет, специальный стаж по Списку № 2 у истца отсутствует. С учетом сведений индивидуального (персонифицированного) учета, ответчик не усмотрел оснований для зачета в специальный стаж по Списку № 2 следующего периода работы: с 10 августа 1988 года по 2 октября 2005 года - медицинской сестрой в онкологическом отделении Прокопьевской Центральной городской больницы, Городской больницы № 1 г. Прокопьевска, МУЗ «Городская больница № 1», МБУЗ «Городская больница № 1», МУЗ «Городская больница № 1», в МБУЗ «Городская больница № 1», в ГБУЗ КО «Прокопьевская городская больница № 1», в ГАУЗ КО «Прокопьевская городская больница № 1», ГАУЗ «Прокопьевская городская больница», так как документально не подтверждена занятость в отделениях и кабинетах химиотерапии онкологических, гематологических учреждений (подразделений). Индивидуальные сведения в графе «особые условия труда» представлены работодателем на общих основаниях (т. 1 л.д. 14).

Разрешая спор суд первой инстанции пришел к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения исковых требований Рамзиной Н.В. в полном объеме, при этом суд исходил из того, что отсутствуют доказательства, подтверждающие характер и условия работы истца в спорные периоды в тяжелых условиях труда.

Судебная коллегия не может согласиться с указанными выводами суда первой инстанции по нижеизложенным основаниям.

Основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии установлены Федеральным законом от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», вступившим в силу с 1 января 2015 года.

По общему правилу право на страховую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 65 лет, и женщины, достигшие возраста 60 лет (часть 1 статьи 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях»).

Порядок и условия сохранения права на досрочное назначение страховой пенсии определены статьей 30 названного Федерального закона.

В соответствии со статьей 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» основанием для досрочного назначения страховой пенсии по старости лицам, имеющим право на такую пенсию, является работа определенной продолжительности в опасных, вредных, тяжелых и иных неблагоприятных условиях труда.

Пунктом 2 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» определено, что страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 названного Закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30, мужчинам по достижении возраста 55 лет и женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали на работах с тяжелыми условиями труда соответственно не менее 12 лет и 6 месяцев и 10 лет и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 лет и 20 лет. В случае, если указанные лица проработали на перечисленных работах не менее половины установленного срока и имеют требуемую продолжительность страхового стажа, страховая пенсия им назначается с уменьшением возраста, предусмотренного статьей 8 названного Закона, на один год за каждые 2 года и 6 месяцев такой работы мужчинам и за каждые 2 года такой работы женщинам.

Частью 2 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» установлено, что списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 данной статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.

Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу этого федерального закона, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающей право на досрочное назначение пенсии (часть 3 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях»).

Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу названного федерального закона, могут исчисляться с применением правил, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности) (часть 4 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях»).

В целях реализации положений статьи 30 указанного Закона Правительством Российской Федерации принято Постановление от 16 июля 2014 года № 665 «О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочной пенсионное обеспечение».

В соответствии с подпунктом «б» пункта 1 данного Постановления при определении стажа в целях досрочного назначения страховой пенсии по старости лицам, работавшим на работах с тяжелыми условиями труда, применяется, в том числе Список № 2 производств, работ, профессий и показателей с вредными и тяжелыми условиями труда, занятость в которых дает право на пенсию по возрасту (по старости) на льготных условиях, утвержденный Постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 года № 10 «Об утверждении списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих право на льготное пенсионное обеспечение».

Право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости по Списку № 2 производств, работ, профессий, должностей и показателей с вредными и тяжелыми условиями труда, занятость в которых дает право на пенсию по возрасту (по старости) на льготных условиях, утвержденному Постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 года № 10, согласно разделу «XXIV Учреждения здравоохранения и социального обеспечения» подразделу 22600000-1754б «Работники, непосредственно обслуживающие больных» предоставлено среднему медицинскому персоналу в отделениях и кабинетах химиотерапии онкологических учреждений (подразделений) (код 22600000ж).

Письмом Минтруда России от 20 октября 1992 года № 2010-РБ разъяснено, что врачам, младшему и среднему медперсоналу гематологических учреждений (подразделений), постоянно занятым лечением химиопрепаратами опухолей системы крови, льготные пенсии следует назначать по Списку № 2, разделу XXIV.

Согласно абзацу 1 пункта 4 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002 года № 516, в стаж работы, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, если иное не предусмотрено настоящими Правилами или иными нормативными правовыми актами, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.

Под полным рабочим днем понимается выполнение работы в условиях труда, предусмотренных списками, не менее 80 процентов рабочего времени. При этом в указанное время включается время выполнения подготовительных и вспомогательных работ, а у работников, выполняющих работу при помощи машин и механизмов, также время выполнения ремонтных работ текущего характера и работ по технической эксплуатации оборудования. В указанное время может включаться время выполнения работ, производимых вне рабочего места с целью обеспечения основных трудовых функций. Если работники в связи с сокращением объемов производства работали в режиме неполной рабочей недели, но выполняли в течение полного рабочего дня работы, дающие право на пенсию в связи с особыми условиями труда, то специальный трудовой стаж, дающий право на пенсию в связи с особыми условиями труда, исчисляется им по фактически отработанному времени (пункт 5 Разъяснений Министерства труда Российской Федерации от 22 мая 1996 года № 5 «О порядке применения Списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих в соответствии со статьями 12, 78 и 78.1 Закона РСФСР «О государственных пенсиях в РСФСР» право на пенсию по старости в связи с особыми условиями труда и на пенсию за выслугу лет», утвержденных Постановлением Министерства труда Российской Федерации от 22 мая 1996 года № 29).

Приказом Минздравсоцразвития Российской Федерации от 31 марта 2011 года № 258н утвержден Порядок подтверждения периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, согласно которому подтверждению подлежат периоды следующих работ: работы с тяжелыми условиями труда.

Периоды работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, подтверждаются: до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 1 апреля 1996 года № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» документами, выдаваемыми работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами; после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 1 апреля 1996 года № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» - на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета (пункт 3 Порядка).

В случаях, когда необходимы данные о характере работы и других факторах (показателях), определяющих право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, установленные для отдельных видов работ (деятельности), для подтверждения периодов работы принимаются справки, а также иные документы, выдаваемые работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами.

Справки выдаются на основании документов соответствующего периода времени, когда выполнялась работа, из которых можно установить период работы в определенной профессии и должности и (или) на конкретных работах (в условиях), дающих право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости (пункт 4 Порядка).

Условия и порядок подтверждения страхового стажа, в том числе для назначения досрочной страховой пенсии по старости, определены статьей 14 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях».

При подсчете страхового стажа периоды, которые предусмотрены статьями 11 и 12 этого закона, до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 1 апреля 1996 года № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования», подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета за указанный период и (или) документов, выдаваемых работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами в порядке, установленном законодательством Российской Федерации (часть 1 статьи 14 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях»).

Согласно записям в трудовой книжке серии АТ-IV , Рамзина Н.В. с 10 августа 1988 года на основании приказа № 2321 от 8 августа 1988 года принята в Прокопьевскую центральную городскую больницу на должность медицинской сестры в урологическое отделение, в этот же день 10 августа 1988 года переведена в онкологическое отделение на должность медицинской сестры на основании приказа от 8 августа 1988 года № 2328. Прокопьевская центральная городская больница с 1 января 1989 года на основании приказа от 31 декабря 1988 года № 304 от переименована в стационарное объединение ГТМО г. Прокопьевска, которое с 1 июня 1999 года переименовано в МУЗ «Городская больница № 1» г. Прокопьевска согласно приказу от 7 мая 1999 года № 50. С 21 октября 2005 года истец уволена по собственному желанию на основании приказа работодателя от 21 октября 2005 года № 1000 ЛС.

Факт работы истца в спорные периоды медицинской сестрой в онкологическом отделении не оспаривается сторонами и подтверждается имеющимися в материалах дела первичными документами, а именно приказами по стационарному объединению ГТМО г. Прокопьевска - приказ от 5 июня 1991 года № 1016 (т. 1 л.д. 58), приказ от 2 октября 1992 года № 2410 (т. л.д. 59), приказ от 28 сентября 1995 года № 1735 (т. 1 л.д. 60, 205), приказ от 11 ноября 1998 года № 1419 (т. л.д. 61), приказы МУЗ «Городская больница № 1» - приказ от 16 ноября 2004 года № 1022 «О направлении работника в командировку» (т. 1 л.д. 62, 204), приказ от 21 октября 2005 года № 1000 ЛС «О прекращении действия трудового договора с работником» (т. 1 л.д. 63), расчетными листками (т. 1 л.д. 64-97).

Согласно штатным расписаниям медицинского персонала по городской больнице № 1 г. Прокопьевска на 1989-1991 годы (т. 1 л.д. 172-178), 1993 год (т. 1 л.д. 179-180), штатным расписаниям стационарного объединения ГТМО г. Прокопьевска на 1994 год (т. 1 л.д. 181 том 1), на 1996 - 1999 годы (т. 1 л.д. 182-190) предусмотрено отделение онкологии со штатными единицами среднего медицинского персонала: старшая медицинская сестра, медицинская сестра постовая, медицинская сестра процедурного кабинета, медицинская сестра перевязочного кабинета, медицинская сестра операционная, медицинская сестра индивидуального поста.

Согласно штатным расписаниям муниципального учреждения здравоохранения «Городская больница № 1» на 2000 - 2003 годы (т. 1 л.д. 191-201 том 1), 2005 год (т. 1 л.д. 202-203) в структуре муниципального учреждения здравоохранения «Городская больница № 1» предусмотрено онкологическое отделение со штатными единицами среднего медицинского персонала: старшая медицинская сестра, медицинская сестра палатная, медицинская сестра процедурная, медицинская сестра перевязочная, операционная медицинская сестра, медицинская сестра для организации индивидуального ухода за тяжелобольными.

Согласно справке ГАУЗ «Прокопьевская городская больница», архив штатного расписания отделения Онкология ГАУЗ «Прокопьевская городская больница» за 1998, 1992, 1995, 2004 года не сохранился (т. 1 л.д. 171 справка).

В вышеуказанных штатных расписаниях не предусмотрено наличие отделения или кабинета химиотерапии.

Из справки от 2 сентября 2020 года № 365 (т. 1 л.д. 18), выданной ГАУЗ «Прокопьевская городская больница», усматривается, что должность медицинской сестры относится к среднему медицинскому персоналу на основании штатного расписания, онкологическое отделение относится к отделению хирургического профиля. Период работы с 10 августа 1988 года по 21 октября 2005 года Рамзина Н.В. работала полный рабочий день на полную ставку за исключением следующих периодов: с 15 января 1991 года по 2 июня 1991 года получала пособие по беременности и родам, с 3 июня 1991 года по 23 сентября 1992 года находилась в частично оплачиваемом отпуске по уходу за ребенком до полутора лет (приказ от 5 июня 1991 года № 1016), с 24 сентября 1992 года по 23 марта 1994 года находилась в отпуске по уходу за ребенком до трех лет (приказ от 2 октября 1992 года № 2410), с 16 ноября 1998 года по 16 декабря 1998 года, с 9 октября 1995 года по 10 ноября 1995 года, с 15 ноября 2004 года по 15 декабря 2004 года находилась на курсах усовершенствования с сохранением средней заработной платы (приказ от 11 ноября 1988 года № 1419, приказ от 28 сентября 1995 года № 1735, приказ от 16 ноября 2004 года № 1022).

Кроме того, в данной справке указано, что с 18 ноября 1988 года Прокопьевская Центральная городская больница переименована в Городскую больницу № 1 г. Прокопьевска, приказ от 18 ноября 1988 года № 203. С 1 января 1989 года Городская больница № 1 г. Прокопьевска вошла в состав Стационарного объединения ГТМО г. Прокопьевска, приказ от 30 декабря 1988 года № 304, с 1 июня 1999 года переименовано в муниципальное учреждение здравоохранения «Городская больница № 1», приказ от 7 мая 1999 года № 50. С 1 января 2012 года тип муниципального учреждения изменен на муниципальное бюджетное учреждение здравоохранения «Городская больница № 1», приказ от 26 декабря 2011 года № 1399, которое в последующем реорганизовано в форме присоединения муниципального бюджетного учреждения здравоохранения «Городская инфекционная больница» на основании распоряжения администрации г. Прокопьевска от 17 февраля 2016 года № 339-р. С 1 января 2017 года переименована в государственное бюджетное учреждение здравоохранения Кемеровской области «Прокопьевская городская больница № 1» на основании распоряжения Коллегии Администрации Кемеровской области от 16 декабря 2016 года № 615-р, с 28 мая 2019 года переименовано в государственное автономное учреждение здравоохранения Кемеровской области «Прокопьевская городская больница № 1» согласно распоряжению Коллегии Администрации Кемеровской области от 17 апреля 2019 года № 240-р, с 17 июля 2020 года реорганизовано в форме слияния в государственное автономное учреждение здравоохранения «Прокопьевская городская больница», о чем принято распоряжение Правительства Кемеровской области-Кузбасса от 31 октября 2019 года № 667-р.

Согласно характеристике условий труда медицинской сестры онкологического отделения, выданной 28 августа 2020 года ГАУЗ «Прокопьевская городская больница», в функциональные обязанности Рамзиной Н.В., работавшей медицинской сестрой в онкологическом отделении МУЗ «Городская больница № 1» с 1988 года по 2005 год, входило: оказание неотложной доврачебной медицинской помощи; выполнение назначений лечащего врача, транспортировка больных на процедуры и обследования; осуществление ухода и наблюдение за больными; прием дежурств, проверка медицинского оборудования, инструментария и медикаментов. Вредные факторы, влияющие на медицинскую сестру онкологического отделения в процессе работы: цитостатики, антибиотики, аллергены, спирты, компоненты крови, инфицированный материал, световая среда, ультрафиолетовое излучение, физические перегрузки (т. 1 л.д. 19).

В соответствии с заключением № 62 от 21 сентября 2021 года государственной экспертизы условий труда, проведенной Министерством труда и занятости Кузбасса, исследование, проведенное в рамках государственной экспертизы условий труда, характер работы и условия труда Рамзиной Нелли Владимировны в периоды работы с 10 августа 1988 года по 14 января 1991 года, с 24 марта 1994 года по 8 октября 1995 года, с 11 ноября 1995 года по 15 ноября 1998 года, с 17 декабря 1998 года по 14 ноября 2004 года, с 16 декабря 2004 года по 21 октября 2005 года в должности медицинской сестры в онкологическом отделении Прокопьевской Центральной городской больницы, Городской больницы № 1 г. Прокопьевска, Стационарном объединении ГТМО г. Прокопьевска, МУЗ «Городская больница № 1» соответствуют характеру работ и условиям труда в должности, предусмотренной Списком № 2 производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих право на льготное пенсионное обеспечение, утвержденным постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 года № 10, раздел XXIV. Учреждения здравоохранения и социального обеспечения, позиция 2260000ж - средний медицинский персонал в отделениях и кабинетах химиотерапии онкологических учреждений (подразделений) непосредственно обслуживающих больных (т. 2 л.д.141-146).

Данное заключение мотивировано тем, что химиотерапия является особым методом лечения онкологических заболеваний при котором в организм больного вводится противоопухолевые препараты, нарушающие развитие истинных опухолей и гемобластозов. Цитостатики относятся к противоопухолевым препаратам. Из Руководства для медицинского персонала по безопасному обращению с противоопухолевыми препаратами следует, что цитостатики чрезвычайно токсичны, могут испаряться при комнатной температуре, их пары и аэрозоли могут проникать в организм медицинских работников. После применения большая часть цитостатиков выводится через кожу пациентов. Физиологические выделения онкологических пациентов расцениваются как опасный материал. Загрязнено цитостатиками и постельное белье пациентов. Условия труда для медицинского персонала, проводящего химеотерапию с использованием цитостатиков, относят к 3.4 классу вредности. Из Приказа Минздрав СССР от 25 апреля 1986 года № 590 «О мерах по дальнейшему улучшению профилактики, ранней диагностики и лечения злокачественных новообразований» следует, что лечение химиотерапевтическими препаратами возможно как в условиях стационара (диспансер, больница), так и амбулаторно (кабинет, отделение поликлиники). В данном приказе не содержалось требование о выделении в составе онкологического отделения стационара больницы отдельного кабинета химеотерапии. Рамзина Н.В. в спорные периоды в качестве среднего медицинского персонала непосредственно обслуживала больных в онкологическом отделении, где основным методом лечения является длительное применение больших доз химиотерапевтических препаратов (цитостатиков), при этом количество пациентов, находящихся на лечении в палате, соответствовало требованиям, установленным для процедурного кабинета, входящего в состав кабинет амбулаторной химеотерапии.

У судебной коллегии отсутствуют основания сомневаться в достоверности выводов указанной экспертизы, так как эксперт, проводивший экспертизу, предупрежден об уголовной ответственности по ст. 307 Уголовного кодекса Российской Федерации, выводы эксперта последовательны, сделаны на основании имеющихся в материалах дела первичных документах, с учетом их совокупности. Иных доказательств, опровергающих вышеназванные выводы эксперта, в материалах дела не имеется и лицами, участвующими в деле, представлен не были.

С учетом совокупности вышеуказанных первичных документов, справок, представленных работодателем истца, уточняющих характер и условия труда истца, заключения государственной экспертизы условий труда от 21 сентября 2021 года, судебная коллегия приходит к выводу, что решение ответчика об отказе истцу о включении в специальный стаж, дающий право на досрочную пенсию по старости, предусмотренную п. 2 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», периодов работы с 10 августа 1988 года по 14 января 1991 года, с 24 марта 1994 года по 08 октября 1995 года, с 11 ноября 1995 года по 15 ноября 1998 года, с 17 декабря 1998 года по 14 ноября 2004 года, с 16 декабря 2004 года по 21 октября 2005 года в должности медицинской сестры в онкологическом отделении Прокопьевской Центральной городской больницы, Городской больницы № 1 г. Прокопьевска, Стационарном объединении ГТМО г. Прокопьевска, МУЗ «Городская больница № 1» является необоснованным и противоречащим материалам дела, так как характер работ и условиям труда Рамзиной Н.В. с спорные периоды времени соответствовали должности, предусмотренной Списком № 2 производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих право на льготное пенсионное обеспечение, утвержденным постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 года № 10, раздел XXIV. Учреждения здравоохранения и социального обеспечения, позиция 2260000ж - средний медицинский персонал в отделениях и кабинетах химиотерапии онкологических учреждений (подразделений) непосредственно обслуживающих больных. Следовательно, вышеуказанный период работы истца подлежит включению в специальный стаж, дающий право на назначение досрочной пенсии по старости на основании п. 1 ч. 1 ст. 30 Федерального закона «О страховых пенсиях».

Необоснованным судебная коллегия находит также решение пенсионного органа об отказе во включении в специальный стаж периода нахождения истицы в отпуске по уходу за ребенком до полутора лет с 3 июня 1991 года по 23 сентября 1992 года, нахождения в отпуске по уходу за ребенком до трех лет с 24 сентября 1992 года по 23 марта 1994 года по нижеизложенным основаниям.

Право на включение указанного периода в стаж работы по специальности возникло у истца до внесения изменений в законодательство, а именно вступления в силу Закона Российской Федерации от 25 сентября 1992 года № 3543-1 «О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде РСФСР», в связи с чем период нахождения Рамзиной Н.В. в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет подлежит включению в стаж работы, дающей право на назначение досрочной трудовой пенсии, независимо от времени ее обращения за назначением пенсии.

Конституция Российской Федерации в соответствии с целями социального государства (часть 1 статьи 7) гарантирует каждому социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (часть 1 статьи 39). Важнейшим элементом социального обеспечения, основное содержание которого - предоставление человеку средств к существованию, является пенсионное обеспечение. Государственные пенсии в соответствии со статьей 39 (часть 2) Конституции Российской Федерации устанавливаются законом.

Как было указано выше в соответствии с ч. 3 ст. 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу данного Федерального закона, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающий право на досрочное назначение пенсии. Согласно ч. 4 ст. 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу указанного Федерального закона, могут исчисляться с применением правил исчисления, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности).

До введения в действие Закона Российской Федерации от 25 сентября 1992 года N 3543-1 «О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде РСФСР» ст. 167 КЗоТ РСФСР предусматривала включение периода нахождения в отпуске по уходу за ребенком в стаж работы по специальности для назначения пенсии по выслуге лет.

Постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 22 января 1981 года «О мерах по усилению государственной помощи семьям, имеющим детей», были установлены частично оплачиваемый отпуск по уходу за ребенком до достижения им возраста одного года и дополнительный отпуск без сохранения заработной платы по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет.

В соответствии с пунктом 2 Постановления Совета Министров СССР и ВЦСПС от 22 августа 1989 года № 677 «Об увеличении продолжительности отпусков женщинам, имеющим малолетних детей» с 1 декабря 1989 года повсеместно продолжительность дополнительного отпуска без сохранения заработной платы по уходу за ребенком была увеличена до достижения им возраста трех лет. Указанный дополнительный отпуск подлежал зачету в общий и непрерывный стаж, а также в стаж работы по специальности.

Впоследствии право женщин, имеющих малолетних детей оформить отпуск по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет, было предусмотрено Законом СССР от 22 мая 1990 года № 1501-1 «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты СССР по вопросам, касающимся женщин, семьи и детства», которым были внесены изменения в Основы законодательства Союза ССР и союзных республик о труде, утвержденные Законом СССР от 15 июля 1970 года; статья 71 Основ была изложена в новой редакции и предусматривала предоставление женщине частично оплачиваемого отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста 1,5 лет и дополнительного отпуска без сохранения заработной платы по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет.

С принятием Закона Российской Федерации от 25 сентября 1992 года № 3543-1 «О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде РСФСР» (вступил в силу 6 октября 1992 года) период нахождения женщины в отпуске по уходу за ребенком перестал включаться в стаж работы по специальности в случае назначения пенсии на льготных условиях. Данным Законом статья 167 КЗоТ РФ была изложена в новой редакции.

Таким образом, исходя из смысла приведенных выше законодательных актов, период нахождения женщины в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет подлежал зачету в общий и непрерывный стаж, а также в специальный стаж работы по специальности в соответствии со статьей 167 КЗоТ РФ до внесения изменений в данную норму Закона, то есть до 6 октября 1992 года.

Как следует из разъяснений, содержащихся в пункте 27 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11 декабря 2012 года № 30 «О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии» при разрешении споров, возникших в связи с включением женщинам в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, периода нахождения их в отпуске по уходу за ребенком, судам следует исходить из того, что если указанный период имел место до 6 октября 1992 года (времени вступления в силу Закона Российской Федерации от 25 сентября 1992 года № 3543-I «О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде Российской Федерации», с принятием которого период нахождения в отпуске по уходу за ребенком не включается в специальный стаж работы в случае назначения пенсии на льготных условиях), то он подлежит включению в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости.

Необходимо учитывать, что если отпуск по уходу за ребенком начался до 6 октября 1992 года, то период нахождения в данном отпуске подлежит включению в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, независимо от момента его окончания (до или после этой даты).

Руководствуясь приведенными правовыми нормами, установив, что отпуск по уходу за ребенком был предоставлен истцу до 6 октября 1992 года, а именно с 24 сентября 1992 года, судебная коллегия приходит к выводу о наличии оснований для его включения в стаж, дающий право на досрочную страховую пенсию по старости.

Также, судебная коллегия, руководствуясь положениями ст. 187 Трудового кодекса Российской Федерации, согласно которой при направлении работодателем работника для повышения квалификации с отрывом от работы за ним сохраняются место работы (должность) и средняя заработная плата по основному месту работы, считает обоснованными требования истца и в части включения в льготный стаж периодов нахождения на курсах повышения квалификации с периодов нахождения на курсах усовершенствования с сохранением средней заработной платы с 16 ноября 1998 года по 16 декабря 1998 года, с 9 октября 1995 года по 10 ноября 1995 года, с 15 ноября 2004 года по 15 декабря 2004 года.

Поскольку, с учетом включения в специальный стаж Рамзиной Н.В. всех вышеуказанных спорных периодов работы, отпусков по уходу за ребенком и повышения квалификации, необходимый для назначения досрочной страховой пенсии по старости на основании п. 2 ч. 1 ст. 30 Федерального закона «О страховых пенсиях», общий стаж истца на работах с тяжелыми условиями составил 17 лет 2 месяца 11 дней, что более предусмотренных законом необходимых 10 лет, достижения истцом 9 августа 2020 года 50-летнего возраста, истец имеет право на назначение досрочной страховой пенсии по старости с 8 сентября 2020 года, что является датой подачи Рамзиной Н.В. заявления о назначении пенсии.

На основании вышеизложенного, с учетом совокупности имеющихся в деле доказательств, в связи с допущенными судом первой инстанции нарушениями норм материального права, а также в связи с неправильным определением судом обстоятельств, имеющих значение для дела, судебная коллегия приходит к выводу об отмене решения суда с принятием по делу нового решения об удовлетворении заявленных исковых требований в полном объеме.

Руководствуясь ч. 1 ст. 327.1, ст. ст. 328, 329 Гражданского процессуального Кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

Решение Центрального районного суда г. Прокопьевска Кемеровской области от 10 июня 2021 года отменить.

Принять по делу новое решение.

Признать незаконным решение Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Прокопьевске Кемеровской области (межрайонное) от 23 сентября 2020 года об отказе в назначении досрочной страховой пенсии по старости Рамзиной Нелли Владимировны.

Обязать Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Прокопьевске Кемеровской области (межрайонное) включить в специальный стаж, дающий право на досрочную пенсию по старости, предусмотренную п. 2 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», Рамзиной Нелле Владимировне периоды работы: с 10 августа 1988 года по 14 января 1991 года, с 24 марта 1994 года по 8 октября 1995 года, с 11 ноября 1995 года по 15 ноября 1998 года, с 17 декабря 1998 года по 14 ноября 2004 года, с 16 декабря 2004 года по 21 октября 2005 года в должности медицинской сестры в онкологическом отделении Прокопьевской Центральной городской больницы, Городской больницы № 1 г. Прокопьевска, Стационарном объединении ГТМО г. Прокопьевска, МУЗ «Городская больница № 1»; нахождения в отпуске по беременности и родам в период с 15 января 1991 года по 2 июня 1991 года; нахождения в отпуске по уходу за ребенком до полутора лет в период с 3 июня 1991 года по 23 сентября 1992 года; нахождения в отпуске по уходу за ребенком до трех лет в период с 24 сентября 1992 года по 23 марта 1994 года; нахождения на курсах усовершенствования с сохранением средней заработной платы с 9 октября 1995 года по 10 ноября 1995 года, с 16 ноября 1998 года по 16 декабря 1998 года, с 15 ноября 2004 года по 15 декабря 2004 года.

Обязать Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Прокопьевске Кемеровской области (межрайонное) назначить Рамзиной Нелле Владимировне досрочную страховую пенсию по старости в соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» с 8 сентября 2020 года.

Взыскать с Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Прокопьевске Кемеровской области (межрайонное) в пользу Рамзиной Нелли Владимировны расходы по уплате государственной пошлины в размере 300 рублей.

Апелляционную жалобу Рамзиной Нелли Владимировны удовлетворить.

Председательствующий                         Е.В. Акинина

Судьи                                Е.В. Слепцова

Н.И. Долматова

Мотивированное апелляционное определение изготовлено 2 ноября 2021 года.

33-7909/2021

Категория:
Гражданские
Истцы
Рамзина Нелля Владимировна
Ответчики
ГУ-УПФ РФ в г.Прокопьевске (межрайонное)
Другие
ГАУЗ Прокопьевская городская больница
Суд
Кемеровский областной суд
Судья
Долматова Надежда Ивановна
Дело на сайте суда
oblsud.kmr.sudrf.ru
11.08.2021Передача дела судье
07.09.2021Судебное заседание
01.11.2021Производство по делу возобновлено
02.11.2021Судебное заседание
09.11.2021Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
16.11.2021Передано в экспедицию
02.11.2021
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее