Решение по делу № 2-4475/2024 от 16.09.2024

УИД 59RS0004-01-2024-007953-95

Дело № 2-4475/2024 Мотивированное решение изготовлено 26.11.2024 г.

        

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

12 ноября 2024 года

Ленинский районный суд г. Перми в составе:

председательствующего судьи Рожковой И.П.,

при секретаре Баженовой В.Р.,

с участием представителя истца Вшивцева Д.А.,

представителя ответчика МАОУ «Гимназия № 17» г. Перми Петровой О.Г.,

представителя ответчика администрации г.Перми и третьего лица департамента образования администрации г.Перми Степановой М.П.,

представителя третьего лица департамента образования администрации г.Перми Домбалян А.М.,

представителя третьего лица 1 Отдела надзорной деятельности и профилактической работы по городу Перми управления надзорной деятельности и профилактической работы ГУ МЧС России по Пермскому краю Базанова В.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску заместителя прокурора города Перми, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к муниципальному автономному общеобразовательному учреждению «Гимназия № 17» города Перми, администрации города Перми о возложении обязанности,

установил:

заместитель прокурора города Перми в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с исковым заявлением к МАОУ «Гимназия № 17» г. Перми, администрации г.Перми, просит возложить обязанность на МАОУ «Гимназия № 17» г. Перми в течение 10 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу устранить выявленные нарушения требований пожарной безопасности: установить в помещениях объекты защиты не менее трех аналоговых пожарных извещателя для формирования команды управления системы противопожарной защиты (автоматики); обязать муниципальное образование «Город Пермь» в лице администрации города Перми осуществить финансирование мероприятий МАОУ «Гимназия № 17» г. Перми по устранению нарушений требований пожарной безопасности в течение трех месяцев со дня вступления решения суда в законную силу (л.д. 3-6).

В обоснование заявленных требований указано, что прокуратурой города Перми в июне 2024 года с привлечением ОНДиПР по Свердловскому району и п. Новые Ляды проведена проверка устранения МАОУ «Гимназия № 17» г. Перми нарушений требований пожарной безопасности по предписанию 1 Отдела надзорной деятельности и профилактической работы по городу Перми, срок устранения нарушений по которому истек. 26.02.2021 МАОУ «Гимназия № 17» г. Перми 1 Отделом надзорной деятельности и профилактической работы по городу Перми выдано предписание об устранении нарушений требований пожарной безопасности на объектах защиты и по предотвращению угрозы возникновения пожара. Проведенной в июне 2024 года с привлечением ОНДиПР по Свердловскому району и п. Новые Ляды проверкой установлено, что МАОУ «Гимназия № 17» г. Перми, расположенное по адресу: г.Пермь, ул. Ленина, 31, устранены не все нарушения требований пожарной безопасности по предписанию. Выявлены следующие нарушения требований пожарной безопасности в МАОУ «Гимназия № 17» г. Перми: в помещениях объекта защиты установлено по два аналоговых пожарных извещателя. При этом для формирования команды управления систем противопожарной защиты (автоматики) в защищаемом помещении или защищаемой зоне должно быть не менее 3-х, чем нарушены положения ст. 83 Федерального закона от 22.07.2008 № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности; п. 14.3 СП 5.13130.2009. В соответствии с Уставом МАОУ «Гимназия № 17» г. Перми собственником имущества является муниципальное образование «Город Пермь» в лице администрации города Перми. Полномочия и функции учредителя от имени муниципального образования «Город Пермь» осуществляет администрация г.Перми. Отдельные полномочия и функции учредителя осуществляет департамент образования администрации г.Перми. МАОУ «Гимназия № 17» г. Перми должно соблюдать требования законодательства о пожарной безопасности, выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны. Обязательными для исполнения являются предписания об устранении нарушений требований пожарной безопасности и по предотвращению угрозы возникновения пожара на объектах защиты, вынесенные органами МЧС России. Поскольку администрация г.Перми является главным распорядителем средств бюджета муниципального образования, выступает учредителем МАОУ «Гимназия № 17» г. Перми, непосредственно управляет имуществом, находящимся в муниципальной собственности муниципального образования «Город Пермь», возложение на администрацию г.Перми обязанности по обеспечению финансирования названных мероприятий не противоречит действующему законодательству и соответствует компетенции администрации г.Перми.

Представитель истца в судебном заседании настаивала на исковых требованиях.

Представитель ответчика - МАОУ «Гимназия № 17» г. Перми в судебном заседании поддержала доводы, изложенные в письменном отзыве на исковое заявление (л.д. 47-50).

Представители ответчика - администрации г.Перми и третьего лица департамента образования администрации г.Перми в судебном заседании с исковыми требованиями не согласились по доводам, изложенным в письменных возражениях на исковое заявление (л.д. 69-71, 72-74).

Представитель третьего лица - 1 Отдела надзорной деятельности и профилактической работы по городу Перми управления надзорной деятельности и профилактической работы ГУ МЧС России по Пермскому краю в судебном заседании исковые требования поддержал.

Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд находит иск подлежащим частичному удовлетворению, в силу следующего.

Согласно части 1 статьи 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

В соответствии с пунктом 2 части 6, частью 7 статьи 28 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» определено, что образовательная организация обязана осуществлять свою деятельность в соответствии с законодательством об образовании, в том числе создавать безопасные условия обучения, воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации; несет ответственность в установленном законодательством Российской Федерации порядке за жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации.

К компетенции образовательной организации относятся создание необходимых условий для охраны здоровья, обучающихся и работников (пункт 15 часть 3 статьи 28 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»).

Статьей 41 Федерального закона от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» определено, что охрана здоровья обучающихся включает в себя обеспечение безопасности обучающихся во время пребывания в организации, осуществляющей образовательную деятельность. Организация охраны здоровья обучающихся (за исключением оказания первичной медико-санитарной помощи, прохождения периодических медицинских осмотров и диспансеризации) в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, осуществляется этими организациями.

В соответствии со ст.1 Федерального закона от 21.12.1994 №69-ФЗ «О пожарной безопасности», пожарная безопасность - состояние защищенности личности, имущества, общества и государства от пожаров.

Федеральным законом от 22 июля 2008 года N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" (далее - Закон N 123-ФЗ) определены основные положения технического регулирования в области пожарной безопасности и установлены общие требования пожарной безопасности к объектам защиты (продукции), в том числе к зданиям и сооружениям, производственным объектам, пожарно-технической продукции и продукции общего назначения.

Требования к системам автоматического пожаротушения и пожарной сигнализации установлены в статье 83 Закона N 123-ФЗ.

Из материалов дела следует, что МАОУ «Гимназия № 17» г. Перми является образовательной организацией, осуществляет деятельность в здании, расположенном по адресу: <Адрес>.

ДД.ММ.ГГГГ 1 Отделом надзорной деятельности и профилактической работы по городу Перми МАОУ «Гимназия № 17» г. Перми выдано предписание об устранении нарушений требований пожарной безопасности, о проведении мероприятий по обеспечению пожарной безопасности на объектах защиты и по предотвращению угрозы возникновения пожара, в соответствии с пунктом 10 которого в срок до ДД.ММ.ГГГГ необходимо обеспечить оборудование помещений извещателями АПС в соответствии с требованиями (не менее 3-х), тогда как в помещениях объекта защиты установлено по два аналоговых пожарных извещателя. При этом для формирования команды управления систем противопожарной защиты (автоматики) в защищаемом помещении или защищаемой зоне должно быть не менее 3-х, чем нарушены положения ст. 83 Федерального закона от 22.07.2008 № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности»; п. 14.3 СП 5.13130.2009 (л.д. 17-20).

В ходе проверки, проведенной прокуратурой г.Перми в июне 2024 года с привлечением ОНДиПР по Свердловскому району и п.Новые Ляды установлено, что данное нарушение требований пожарной безопасности МАОУ «Гимназия № 17» г. Перми не устранено (л.д. 42-44).

Доказательств устранения вышеуказанного нарушения по состоянию на дату рассмотрения настоящего гражданского дела в силу ст.56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации не представлено.

Между тем, МАОУ «Гимназия № 17» г. Перми должно соблюдать требования законодательства о пожарной безопасности, выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны. Обязательными для исполнения являются предписания об устранении нарушений требований пожарной безопасности и по предотвращению угрозы возникновения пожара на объектах защиты, вынесенные органами МЧС России.

Оценив представленные сторонами доказательства в соответствии с требованиями ст.67 ГПК РФ, принимая во внимание, что принятие мер пожарной безопасности является необходимым условием реализации содержания конституционных и иных прав, свобод и законных интересов человека и гражданина, в частности права на личную безопасность, при том, что особое значение данные меры приобретают в условиях пребывания в учреждении несовершеннолетних детей и работников учреждения во время образовательного процесса, суд приходит к выводу об удовлетворении исковых требований заместителя прокурора г.Перми и наличии правовых основания для возложения на МАОУ «Гимназия № 17» г. Перми обязанности установить в помещениях объекта защиты не менее трех аналоговых пожарных извещателя для формирования команды управления систем противопожарной защиты (автоматики).

В соответствии с ч.2 ст.206 ГПК РФ в случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.

Заявленный истцом срок исполнения решения суд признает разумным и обоснованным, с учетом продолжительности и характера установленных нарушений действующего законодательства. Каких-либо доказательств наличия объективной невозможности исполнения решения суда в указанный срок в ходе рассмотрения дела не представлено.

Также суд отмечает, что в случае возникновения объективных препятствий, уважительных причин невозможности исполнения решения суда в указанный срок – в течение 10 месяцев с даты вступления решения суда в законную силу, впоследствии ответчик имеет право обратиться в суд с заявлением о предоставлении отсрочки (рассрочки) исполнения решения суда.

В соответствии с пунктом 7 статьи 49 Устава города Перми, принятого решением Пермской городской Думы от 25.08.2015 №150, администрация города осуществляет исполнительно-распорядительные полномочия по вопросам местного значения города Перми, в том числе владеет, пользуется и распоряжается имуществом, находящимся в муниципальной собственности, в порядке, определенном Думой.

Как указано в статье 53 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее по тексту - Федеральный закон № 131-ФЗ) формирование расходов местных бюджетов осуществляется в соответствии с расходными обязательствами муниципальных образований, устанавливаемыми и исполняемыми органами местного самоуправления данных муниципальных образований в соответствии с требованиями Бюджетного кодекса Российской Федерации. Исполнение расходных обязательств муниципальных образований осуществляется за счет средств соответствующих местных бюджетов в соответствии с требованиями Бюджетного кодекса Российской Федерации.

Пунктом 2 статьи 53 Федерального закона № 131-ФЗ предусмотрено, что органы местного самоуправления самостоятельно определяют размеры и другие нормативы расходов местных бюджетов на решение вопросов местного значения.

Согласно статьям 28 и 31 Бюджетного кодекса Российской Федерации одним из принципов бюджетной системы Российской Федерации является самостоятельность бюджетов, который означает право органов государственной власти и органов местного самоуправления в соответствии с настоящим Кодексом самостоятельно определять формы и направления расходования средств бюджетов.

Учитывая изложенные правовые нормы, понуждение администрации г.Перми к выделению финансирования является ограничением права главного распорядителя средств местного бюджета, предусмотренных на содержание муниципальных образований, и реализацию возложенных на него функций, на самостоятельное решение вопросов, отнесенных к компетенции данного органа, и нарушает установленный статьей 10 Конституции Российской Федерации принцип разделения властей. Возложение на Администрацию г.Перми такой обязанности является вмешательством в административно-хозяйственную деятельность органов местного самоуправления.

На основании изложенного, правовые основания для удовлетворения исковых требований заместителя прокурора г.Перми о возложении на администрацию г. Перми обязанности осуществить финансирование мероприятий МАОУ «Гимназия № 17» г. Перми по устранению нарушений требований пожарной безопасности в течение трех месяцев со дня вступления решения суда в законную силу отсутствуют.

Руководствуясь ст. ст. 194 – 199 ГПК РФ, суд

    

решил:

возложить на муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Гимназия №17» города Перми (ИНН 5902291822, ОГРН 1025900526376) обязанность в течение 10 месяцев с даты вступления решения суда в законную силу устранить выявленные нарушения требований пожарной безопасности: установить в помещениях объекта защиты не менее трех аналоговых пожарных извещателя для формирования команды управления систем противопожарной защиты (автоматики).

В удовлетворении исковых требований заместителя прокурора города Перми, заявленных к администрации города Перми (ИНН 5902290635, ОГРН 1025900532460) отказать.

На решение суда может быть подана апелляционная жалоба в Пермский краевой суд через Ленинский районный суд г. Перми в течение месяца со дня изготовления решения в окончательной форме.

Председательствующий:     И.П.Рожкова

2-4475/2024

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Прокурор города Перми
Ответчики
МАОУ "Гимназия № 17" г. Перми
Администрация города Перми
Другие
Департамент образования администрации г. Перми
1 Отдел надзорной деятельности и профилактической работы по городу Перми
Суд
Ленинский районный суд г. Перми
Судья
Рожкова И.П.
Дело на странице суда
lenin.perm.sudrf.ru
16.09.2024Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
17.09.2024Передача материалов судье
23.09.2024Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
23.09.2024Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
23.09.2024Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
17.10.2024Предварительное судебное заседание
12.11.2024Судебное заседание
26.11.2024Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
29.11.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
12.11.2024
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее