2а-43902017
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
город Уфа 01 декабря 2017 года
Ленинский районный суд г. Уфы Республики Башкортостан в составе председательствующего судьи Гималетдинова А.М.,
при секретаре судебного заседания Суфиевой А.К.,
с участием представителя административного истца Гаспаряна В.Б. – Сафуанова Ш.М.,
представителя административного ответчика МВД по Республике Башкорстан – Гарипова А.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Гаспаряна В.Б. к МВД по Республике Башкортостан об оспаривании решения о запрете въезда на территорию Российской Федерации,
УСТАНОВИЛ:
Гаспяран В.Б. обратился в суд с административным исковым заявлением к МВД по Республике Башкортостан об оспаривании решения о запрете въезда на территорию Российской Федерации.
Административный иск мотивирован следующим. Гаспарян В.Б. в период своего предыдущего пребывания в Российской Федерации привлекался к административной ответственности по ч. 1.1 ст. 18.8 КоАП РФ, в связи с чем уполномоченным органом было принято решение о запрете въезда в Российскую Федерацию.
О наличии данного решения, принятого уполномоченным органом – Управлением по вопросам миграции МВД по Республике Башкортостан, заявитель узнал ДД.ММ.ГГГГ, когда хотел приобрести авиабилет в Российскую Федерацию.
Данное решение нарушает права и свободы административного истца.
У заявителя есть супруга ФИО6, являющаяся гражданкой Российской Федерации, постоянно проживающая в Российской Федерации.
Административный истец считает, что оспариваемое решение уполномоченного органа несоразмерно тяжести совершенного им административного проступка, не соответствует конституционно закрепленным целям, не может быть признано пропорциональным преследуемой социально значимой, законной цели и не оправданной крайней социальной необходимостью.
Административный истец просит суд признать незаконным решение о запрете на въезд на территорию Российской Федерации.
Административный истец Гаспарян В.Б., извещенный о дате и месте рассмотрения настоящего административного дела, в суд не явился, суду представил заявление о рассмотрении дела без его участия.
Представитель административного истца Гаспаряна В.Б. – Сафуанов Ш.М. требования поддержал, просил суд удовлетворить административный иск по доводам, изложенным в нем.
Представитель административного ответчика МВД по Республике Башкорстан – Гарипов А.А. в иске просил отказать, поскольку нарушений в действиях МВД по Республике Башкорстан не имеется.
На основании ч. 6 ст. 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд определил рассмотреть дело при имеющейся явки в отсутствии административного истца.
Выслушав доводы участвующих в деле лиц, исследовав материалы дела и оценив доказательства в их совокупности, суд приходит к следующему.
Согласно ст. 45 Конституции Российской Федерации государственная защита прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации гарантируется. Каждый вправе защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом.
Согласно статье 46 Конституции Российской Федерации решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.
Согласно ч. 4 ст. 4 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации иностранные граждане, лица без гражданства, иностранные и международные организации (далее также - иностранные лица) имеют право обращаться в суды за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов в сфере административных и иных публичных правоотношений, основанных на властном подчинении одной стороны другой. Иностранные лица пользуются процессуальными правами и выполняют процессуальные обязанности наравне с российскими гражданами и организациями, за исключением случаев, прямо предусмотренных настоящим Кодексом.
В соответствии с ч. 1 ст. 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Частями 9, 11 ст. 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации установлено, что если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет:
1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление;
2) соблюдены ли сроки обращения в суд;
3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:
а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия);
б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен;
в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами;
4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
Обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).
Судом при рассмотрении дела установлено, что Гаспарян В.Б., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, является гражданином <данные изъяты>.
Постановлением судьи Калининского районного суда г. Уфы от ДД.ММ.ГГГГ Гаспарян В.Б. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1.1 ст. 18.8 Кодекса РФ об административных правонарушениях, и ему назначено наказание в виде административного штрафа с административным выдворением за пределы Российской Федерации.
Ч. 1 ст. 18.8 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за нарушение иностранным гражданином или лицом без гражданства режима пребывания (проживания) в Российской Федерации, выразившееся в отсутствии документов, подтверждающих право на пребывание (проживание) в Российской Федерации, или в случае утраты таких документов в неподаче заявления об их утрате в соответствующий орган либо в уклонении от выезда из Российской Федерации по истечении определенного срока пребывания, если эти действия не содержат признаков уголовно наказуемого деяния.
Доказательства отмены постановления о назначении административного наказания или их обжалования административным истцом не представлены.
Согласно ч. 3 ст. 64 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации вступившее в законную силу постановление суда по делу об административном правонарушении является обязательным для суда, рассматривающего административное дело об административно-правовых последствиях действий лица, в отношении которого вынесено постановление суда по вопросам о том, имели ли место определенные действия и совершены ли они этим лицом.
ДД.ММ.ГГГГ заместителем начальника УФМС России по Республике Башкортостан в отношении Гаспарян В.Б. оформлено представление о неразрешении въезда на территорию Российской Федерации сроком до ДД.ММ.ГГГГ.
Согласно ст. 21 Конституции РФ достоинство личности охраняется государством. Ничто не может быть основанием для его умаления. Никто не должен подвергаться пыткам, насилию, другому жестокому или унижающему человеческое достоинство обращению или наказанию. Никто не может быть без добровольного согласия подвергнут медицинским, научным или иным опытам.
Права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием (ст. 18 Конституции РФ).
Право каждого, кто законно находится на территории Российской Федерации, свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства закреплено в ч. 1 ст. 27 Конституции РФ.
Частью второй названной статьи установлено, что каждый может свободно выезжать за пределы Российской Федерации. Гражданин Российской Федерации имеет право беспрепятственно возвращаться в Российскую Федерацию.
Иностранные граждане и лица без гражданства пользуются в Российской Федерации правами и несут обязанности наравне с гражданами Российской Федерации, кроме случаев, установленных федеральным законом или международным договором Российской Федерации (ч. 3 ст. 62 Конституции Российской Федерации).
Согласно ст. 24 Федерального закона от 15 августа 1996 года № 114-ФЗ "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию" иностранным гражданам и лицам без гражданства въезд в Российскую Федерацию и выезд из Российской Федерации могут быть не разрешены по основаниям, предусмотренным настоящим Федеральным законом.
В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 27 указанного Закона, въезд в Российскую Федерацию иностранному гражданину или лицу без гражданства не разрешается в случае, если в отношении иностранного гражданина или лица без гражданства вынесено решение об административном выдворении за пределы Российской Федерации в течение пяти лет со дня административного выдворения за пределы Российской Федерации.
Реализация миграционным органом своих полномочий в отношении Гаспаряна В.Б. соответствовала охраняемым законом целям, поскольку была обусловлена противоправным поведением административного истца.
Судом установлено, что между административным истцом Гаспаряном В.Б. и гражданской Российской Федерации ФИО13 зарегистрирован брак.
Допрошенный в зале судебного заседания по ходатайству представителя административного истца свидетель ФИО6 суду пояснила, что состоит в браке с Гаспарян В.Б., совместных детей нет, Гаспарян В.Б. зарегистрирован в г. Ереван.
Допрошенный в зале судебного заседания по ходатайству представителя административного истца свидетель ФИО9 суду пояснила, что Гаспарян В.Б. и ФИО6 знакомы с 2012 года, с 2014 года начали проживать совместно у ФИО6
Между тем, оснований для применения в отношении Гаспаряна В.Б. статьи 8 Конвенции о защите прав человека и основанных свобод суд не установил.
Доводы административного истца о наличии супруги, граждански Российской Федерации, не влекут в безусловном порядке признание решения о неразрешении въезда нарушающим право на уважение личной и семейной жизни заявителя, поскольку оно принято с учетом степени общественной опасности деяний иностранного гражданина, с соблюдением вытекающих из Конституции Российской Федерации требований справедливости, соразмерности и не противоречит правовой позиции, изложенной в Определении Конституционного Суда Российской Федерации от 2 марта 2006 года № 55-О "По жалобе гражданина Грузии Тодуа Кахабера на нарушение его конституционных прав пунктом 7 статьи 7 Федерального закона "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации".
Кроме того, Конвенция о защите прав человека и основных свобод не гарантирует иностранным гражданам и лицам без гражданства право въезжать в определенную страну и проживать на ее территории и не быть высланными. Однако лежащая на государствах-участниках ответственность за обеспечение публичного порядка обязывает их контролировать въезд в страну при соблюдении баланса интересов права на уважение личной и семейной жизни (статья 8 Конвенции) и правомерной цели принимаемых государством решений.
Факт регистрации брака Гаспарян В.Б. с гражданкой Российской Федерации, а также проживание супруги на территории Российской Федерации не может быть расценен как достаточное доказательство, подтверждающее несоразмерное вмешательство государства в личную и семейную жизнь административного истца и не свидетельствует о нарушении ст. 8 Конвенции о защите прав человека и основных свобод, поскольку не освобождает административного истца от соблюдения законов Российской Федерации и от ответственности за их неисполнение. При этом судом учтено, что правовые ограничения носят временный характер, место жительства супругов избрано добровольно, невозможность совместного проживания в стране гражданской принадлежности административного истца ничем не подтверждена.
С учетом изложенного, суд приходит к выводу, что реализация миграционным органом своих полномочий не была произвольной и оправдана крайней необходимостью защиты интересов государства (правопорядка) от противоправного поведения Гаспаряна В.Б. в области миграционного законодательства Российской Федерации. Решение о неразрешении въезда в Российскую Федерацию сроком до ДД.ММ.ГГГГ является адекватной мерой государственного реагирования, отвечает принципам пропорциональности и соразмерности и принято с учетом характера и степени общественной опасности совершенного административным истцом нарушения, выразившегося в несоблюдении режима пребывания в Российской Федерации, исходя из интересов общества, необходимости охраны государственной безопасности и публичного (общественного) порядка, имеющих в данном случае приоритет перед семейными отношениями административного истца.
Административный истец, будучи иностранным гражданином, не мог не быть осведомлен о правилах пребывания иностранных граждан в Российской Федерации, сознательно нарушил закон, тем самым осознанно не проявил заботу о благополучии своей семьи.
Правовые ограничения, вытекающие из неразрешения въезда в Российскую Федерацию, носят временный характер и не влекут за собой запрет на проживание в Российской Федерации по истечении установленного срока.
Таким образом, учитывая вышеизложенные, суд считает, что представление от ДД.ММ.ГГГГ о неразрешении въезда в Российскую Федерацию, принятое в отношении гражданина <данные изъяты> Гаспаряна В.Б., вынесены законно и обоснованно.
С учетом изложенного, суд не находит оснований для удовлетворения административного искового заявления Гаспаряна В.Б.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении административного искового заявления Гаспаряна В.Б. к МВД по Республике Башкортостан об оспаривании представления УФМС России по Республике Башкортостан о неразрешении въезда в Российскую Федерацию в отношении гражданина Республики Армения Гаспаряна В.Б. от ДД.ММ.ГГГГ - отказать.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Башкортостан в течение месяца путем подачи апелляционной жалобы через Ленинский районный суд <адрес>.
Председательствующий А.М. Гималетдинов