Решение по делу № 2-1165/2019 от 14.11.2019

Дело 2-1165/2019

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

27 декабря 2019 года                                                                                          г. Северобайкальск

Северобайкальский городской суд Республики Бурятия в составе судьи Атрашкевич В.В., при секретаре Шилкиной А.С. рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Северобайкальского межрайонного природоохранного прокурора в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц к Администрации МО «Северо-Байкальский район» о признании недействительным образование земельного участка, снятии земельного участка с кадастрового учета

УСТАНОВИЛ:

Северобайкальский межрайонный природоохранный прокурор обратился в суд в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц, указывая в обоснование требований, что в ходе осуществления надзорной деятельности за соблюдением законов в области охраны окружающей среды и природопользовании установлены неправомерные факты предоставления администрацией МО «Северо-Байкальский район» земельных участков, расположенных на землях лесного фонда.

05.07.2017 г. осуществлена постановка на государственный кадастровый учет земельного участка площадью <данные изъяты> кв.м., расположенного в местности Баргунда Северо-Байкальского района с видом разрешенного использования – под пастбище из категории земель сельскохозяйственного назначения, присвоен кадастровый . Участок образован в соответствии со схемой расположения, утвержденной распоряжением главы Администрации МО «Северо-Байкальский район» от 19.04.2017 г. № 190. По договору аренды № 563 от 29.12.2017 г. земельный участок был предоставлен Терентьеву А.В.

Между тем, установлено, что указанный земельный участок частично расположен на землях государственного лесного фонда и постановка его на кадастровый учет с присвоением иной категории земель, чем земли лесного фонда, дальнейшее предоставление в аренду земельного участка является неправомерным. Согласно заключения Бурятского фиала ФГБУ «Рослесинфорг» площадь пересечения земельного участка с границами лесного фонда составила <данные изъяты> кв.м. участок пересекает часть выделов квартала и часть выделов квартала Байкальского участкового лесничества Северо-Байкальского участкового лесничества Республики Бурятия. В соответствии с договором аренды лесного участка № от 07.12.2020 г. лесной участок, расположенный в кварталах Байкальского участкового лесничества Северо-Байкальского лесничества, площадью <данные изъяты> га. предоставлен в аренду эвенкийской семейно-родовой общине «ТОКИ».

В отсутствие полномочий и права по распоряжению лесным участком, находящимся в федеральной собственности, администрацией МО «Северо-Байкальский район» заключен договор аренды земельного участка № 563 от 29.12.2017 г. в связи с чем в силу ч.2 ст. 168 ГК РФ сделка является ничтожной, так как нарушает требования закона и при этом посягает на публичные интересы, права и охраняемые законом интересы третьих лиц.

Просил суд

- признать недействительным образование земельного участка с кадастровым номером , площадью <данные изъяты> кв.м., расположенного по адресу <адрес>;

- истребовать из незаконного владения Терентьева А.В. часть земельного (лесного) участка площадью <данные изъяты> кв.м., расположенного в местности <данные изъяты> в части выделов квартала и части выделов квартала Байкальского участкового лесничества Северо-Байкальского лесничества;

- снять с государственного кадастрового учета земельный участок с кадастровым номером

    Определением суда от 27 декабря 2019 г. производство по делу по требованиям прокурора к Терентьеву А.В. об истребовании части земельного (лесного участка) из незаконного владения прекращено в связи с отказом истца от иска.

В судебное заседание представитель ответчика Администрации МО «Северо-Байкальский район», представители третьих лиц    филиал ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Росреестра» по Республике Бурятия, МТУ Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Иркутской области, Республике Бурятия и в Забайкальском крае, Эвенкийской семейно-родовой общины «ТОКИ» не явились, извещены надлежащим образом.

В соответствии со ст. 167 ГПК РФ, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся участников процесса.

В судебном заседании заместитель Северобайкальского межрайонного природоохранного прокурора Денисова Н.В. исковые требования о признании незаконным образование земельного участка поддержала, снятии участка с кадастрового учета поддержала по изложены в иске доводам.

Представитель третьего лица – Республиканского агентства лесного хозяйства по доверенности Кузина С.Н. ранее участвовавшая в рассмотрении дела полагала заявленные исковые требования обоснованными.

В представленном ранее возражении на иск представитель ответчика - Администрации МО «Северо-Байкальский район» по доверенности Горбачева Ж.В. просила отказать в его удовлетворении, указывая, что граница Байкальского участкового лесничества Северо-Байкальского лесничества Республики Бурятия в соответствии с земельным законодательством не была установлена на момент образования земельного участка и не установлена в настоящее время. В кадастровом паспорте какие-либо сведения о пересечении границ земель лесного фонда и МО «Северо-Байкальский район» отсутствуют. В лесном кодексе отсутствует понятие лесоустроительная проектная документация. Кадастровые работы в отношении лесного фонда не производились, в связи с чем, выявить наложение на спорный участок, границы которого определены в соответствии с требованием закона о кадастре, невозможно. В момент предоставления земельного участка и в настоящее время администрация не располагала сведениями границах Байкальского участкового лесничества. Заключение Рослесинфорг является ненадлежащим доказательством,

Исследовав материалы дела, выслушав участников процесса, суд считает исковые требования подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

Лицо, считающее свои права нарушенными, может избрать любой из указанных в статье 12 Гражданского кодекса Российской Федерации способов защиты, либо иной, предусмотренный законом, который обеспечит восстановление этих прав. Выбор способа защиты нарушенного права должен соответствовать характеру нарушенного права.

В соответствии с ч.ч.1,3,8 ст. 11.2 ЗК РФ земельные участки образуются при разделе, объединении, перераспределении земельных участков или выделе из земельных участков, а также из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности.

Целевым назначением и разрешенным использованием образуемых земельных участков признаются целевое назначение и разрешенное использование земельных участков, из которых при разделе, объединении, перераспределении или выделе образуются земельные участки, за исключением случаев, установленных федеральными законами. Споры об образовании земельных участков рассматриваются в судебном порядке.

В силу ст. 11.3 ЗК РФ образование земельных участков из земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии в том числе с утвержденная схема расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории, которая предусмотрена статьей 11.10 настоящего Кодекса.

Согласно ч.7 ст. 11.9 ЗК РФ не допускается образование земельного участка, границы которого пересекают границы территориальных зон, лесничеств, лесопарков, за исключением земельного участка, образуемого для проведения работ по геологическому изучению недр, разработки месторождений полезных ископаемых, размещения линейных объектов, гидротехнических сооружений, а также водохранилищ, иных искусственных водных объектов.

В соответствии со ст. 64 ЗК РФ земельные споры рассматриваются в судебном порядке.

В силу ст. 70 ЗК РФ Государственный кадастровый учет земельных участков осуществляется в порядке, установленном Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости".

Из материалов дела, пояснений участников процесса судом установлено, что распоряжением главы Администрации МО «Северо-Байкальский район» 190 от 19 апреля 2017 г. была утверждена схема расположения земельного участка в кадастровом квартале площадью <данные изъяты> кв.м., местоположение участка <адрес>, <адрес>.

На основании утвержденной Распоряжением №190 от 19.04.2017 г. схемы, межевого плана 05 июля 2017 г. указанный выше земельный участок был поставлен на кадастровый учет с присвоением ему кадастрового номера

В дальнейшем спорный земельный участок был предоставлен в аренду Терентьеву А.В. по договору аренды от 29.12.2017 г., сроком на 3 года по 28 декабря 2020 г. вид разрешенного использования – пастбище. Указанный договор прошел регистрацию в Управлении росреестра по РБ 06 февраля 2018 г.

На основании соглашения от 05 декабря 2019 года, заключенного между Администрацией МО «Северо-Байкальский район» и Терентьевым А.В. ранее заключенный договор аренды от 29.12.2017 г. был расторгнут, право аренды Терентьева А.В. в отношении земельного участка в ЕГРН погашено 20.12.2019 г.

Статьей 3 Федерального закона от 4 декабря 2006 г. № 201-ФЗ «О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации» предусмотрено, что земли лесного фонда находятся в федеральной собственности.

Согласно ст. 8 Лесного кодекса Российской Федерации, действующего в настоящий момент, лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности. Формы собственности на лесные участки в составе земель лесных категорий определяются в соответствии с земельным законодательством.

Таким образом, право собственности Российской Федерации на земли лесного фонда признано в силу закона, а не в силу осуществления самой процедуры государственной регистрации такого права.

Границы земель лесного фонда лесных участков, их площадь, иные количественные и качественные характеристики, целевое назначение и вид разрешенного использования определяются в лесоустроительной проектной документации (части 1, 3 статьи 6, статьи 7, 67 - 69 Лесного кодекса Российской Федерации).

Таким образом, отнесение земельного участка к землям лесного фонда осуществляется на основе разработанной в отношении такого участка лесоустроительной проектной документации

Согласно статье 7 Лесного кодекса Российской Федерации лесным участком является земельный участок, который расположен в границах лесничеств, лесопарков и образован в соответствии с требованиями земельного законодательства и данного кодекса.

В соответствии с частями 2 и 5 статьи 23 Лесного кодекса Российской Федерации земли лесного фонда состоят из лесничеств и лесопарков, количество и границы которых устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

Согласно абзацу второму пункта 2 статьи 27 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки, отнесенные к землям, ограниченным в обороте, не предоставляются в частную собственность, за исключением случаев, установленных федеральными законами.

Ограничиваются в обороте находящиеся в государственной или муниципальной собственности земельные участки из состава земель лесного фонда (подпункт 2 пункта 5 статьи 27 Земельного кодекса Российской Федерации).

Из указанного следует, что лесные участки из земель лесного фонда, в силу прямого указания закона, находятся исключительно в федеральной собственности и не могут быть переданы в собственность граждан или юридических лиц.

Согласно свидетельства о государственной регистрации права от 11.01.2014 г. право собственности на лесной участок категории земель лесного фонда – защитные леса, ценные леса, резервные леса, площадью <данные изъяты> га., с кадастровым номером местоположением <адрес> зарегистрировано за Российской Федерацией.

Из исследованных в судебном заседании заключения <данные изъяты> установлено, что спорный земельный участок с кадастровым номером в пределах своих границ имеет пересечение (наложение) с землями лесного фонда <данные изъяты> кв.м.

Как следует из представленных документов заключения <данные изъяты> были изготовлены с использованием материалов лесоустроительного планшета указанной территории.

Оценивая указанные заключения, суд приходит к следующему.

Как установлено в судебном заседании границы лесного участка площадью <данные изъяты> га., с кадастровым номером местоположением <адрес>, в силу требований кадастрового законодательства не установлены.

Между тем пунктом 1 статьи 4.2 Федерального закона от 4 декабря 2006 г. № 201-ФЗ «О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации» предусмотрено, что лесные участки в составе земель лесного фонда, сведения о которых внесены в государственный лесной реестр до 1 января 2017 г., признаются ранее учтенными объектами недвижимости.

Кадастровый учет лесных участков до 1 января 2017 г. осуществлялся в соответствии с Федеральным законом от 24 июля 2007 г. № 221-ФЗ «О кадастровой деятельности», согласно положениям части 6 статьи 47 которого участки лесного фонда, государственный кадастровый учет которых не осуществлялся, но вещные права на которые и их ограничения, в том числе аренда, зарегистрированы в соответствии с Федеральным законом «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», признаются ранее учтенными объектами недвижимости. План участка лесного фонда, а также документ, содержащий описание участка лесного фонда и удостоверенный соответствующим органом, осуществляющим государственный учет участков лесного фонда, признается юридически действительным. Лесной участок соответствует участку лесного фонда.

Таким образом, указанный выше лесной участок в силу закона считается поставленным на государственный кадастровый учет, однако распознать его территорию на основе данных государственного кадастра недвижимости не представляется возможным.

В таком случае земельный участок признается государственным лесным фондом по материалам лесоустройства.

Документами, подтверждающими отнесение земельного участка к землям лесного фонда, помимо свидетельства о государственной регистрации права собственности Российской Федерации, является информация из государственного лесного реестра в виде надлежаще заверенных выписок из таксационных описаний, копий лесоустроительных планшетов, планов лесных насаждений, карт-схем лесничеств, являющихся первичными источниками информации об отнесении земельного участка к лесному фонду.

Согласно пунктам 2.5.1, 2.5.2 Устава <данные изъяты>, утвержденного Приказом Федерального агентства лесного хозяйства от 03.12.2018 г. филиалы и представительства ФГБУ «Рослесинфорг» являются его обособленными подразделениями и не являются юридическими лицами, а также действуют на основании положений, утверждаемых директором ФГБУ «Рослесинфорг» по согласованию с Федеральным агентством лесного хозяйства.

Согласно пункту 3.3.58 Устава учреждение вправе оказывать органам государственной власти, органам местного самоуправления, юридическим и физическим лицам услуги по подготовке заключений о пересечениях границ земель лесного фонда с границами земель иных категорий.

Согласно пункту 3.3.60 Устава учреждение вправе оказывать услуги по подготовке документов, необходимых для государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав на объекты кадастровых работ.

Учитывая изложенное, приникая во внимание, что при подготовке заключения ФГБУ «Рослесинфорг» использовались материалы лесоустройства, которые имелись, в том числе и на момент образования спорного земельного участка, суд приходит к выводу, что указанное заключение являются надлежащим доказательством, подтверждающими факт наложения образованного в 2017 году спорного земельного участка с кадастровым номером 03:17:230106:3 и нахождения части земельного участка на землях государственного лесного фонда как на момент его образования, так и в настоящее время.

В связи с тем, что земли лесного фонда, находящиеся в собственности Российской Федерации не поставлены на кадастровый учет, исследованные в судебном заседании документы, являются единственным существующим документальным описанием границ лесного участка, в связи с изложенным доводы предстателя Администрации МО «Северо-Байкальский район» Горбачевой Ж.В. суд считает не обоснованными.

В связи с изложенным, суд приходит к выводу, что образование спорного земельного участка площадью <данные изъяты> кв.м., расположенного в местности <адрес> с кадастровым номером произведено Администрацией МО «Северо-Байкальский район» незаконно.

Федеральный закон от 13.07.2015 N 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» предусматривает следующие случаи аннулирования и исключения внесенных в государственный кадастр недвижимости сведений о земельных участках.

В соответствии с ч. 15 ст. 41 Закона если в течение пяти лет со дня государственного кадастрового учета земельного участка, указанного в части 14 настоящей статьи, не осуществлена государственная регистрация права собственности Российской Федерации, права собственности субъекта Российской Федерации, права муниципальной собственности, права частной собственности, постоянного (бессрочного) пользования, безвозмездного пользования, аренды, доверительного управления, орган регистрации прав снимает такой земельный участок с государственного кадастрового учета,

В силу ч.7 ст. 72 Закона временный характер сведений государственного кадастра недвижимости об образованных объектах недвижимости, предусмотренный статьей 24 Федерального закона от 24 июля 2007 года N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (в редакции, действовавшей до 1 января 2017 года), сохраняется до момента государственной регистрации права на такой объект недвижимости либо до момента государственной регистрации аренды, если объектом недвижимости является земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, но не позднее 1 марта 2022 года.

Таким образом, с учетом установленных по делу обстоятельств, суд приходит к выводу, что спорный земельный участок в настоящем случае подлежит снятию с кадастрового учета только по решению суда. Необходимость снятия его с кадастрового учета обусловлена пересечением его границ с границами лесного фонда, что препятствует Российской Федерации в распоряжении принадлежащими лесными участками.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194, 198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

    Исковые требования Северобайкальского межрайонного природоохранного прокурора удовлетворить.

     Признать недействительным образование земельного участка с кадастровым номером , площадью <данные изъяты> кв.м., расположенного по адресу: <адрес>

Снять с государственного кадастрового учета земельный участок с кадастровым номером 03:17:230106:3

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Бурятия путем подачи апелляционной жалобы через Северобайкальский городской суд Республики Бурятия в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Решение принято в мотивированной форме 30 декабря 2019 г.

Судья                                     В.В.Атрашкевич

УИД 04RS0020-01-2019-001484-64

ф

2-1165/2019

Категория:
Гражданские
Истцы
Северобайкальская межрайонная природоохранная прокуратура
Ответчики
администрация МО "Северо-Байкальский район"
Терентьев Александр Владимирович
Другие
Эвенкийская семейно-родовая община коренного малочисленного народа "Токи" МО "Северо-Байкальский район"
Межрегиональное Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Иркутской области, Республике Бурятия и в Забайкальском крае
филиал ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Росреестра" по РБ
Республиканское агентство лесного хозяйства
Суд
Северобайкальский городской суд Республики Бурятия
Судья
Атрашкевич Владимир Валерьевич
Дело на странице суда
severobaikalsky.bur.sudrf.ru
14.11.2019Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
14.11.2019Передача материалов судье
15.11.2019Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
18.11.2019Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
18.11.2019Подготовка дела (собеседование)
28.11.2019Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
28.11.2019Судебное заседание
17.12.2019Судебное заседание
27.12.2019Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
14.01.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее