Решение по делу № 2-5200/2014 от 16.10.2014

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

08 декабря 2014 года г. Чехов

Чеховский городской суд Московской области в составе:

председательствующего судьи Геберт Н.В.

с участием адвоката Сахарова В.Г.

при секретаре Ермаковой А.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Мазур Д.Е,, Мазур Е.Д., Мазур Э.М,, Мазур Е.А, об оспаривании действий (бездействия) ОУФМС России по Московской области по Чеховскому муниципальному району,

УСТАНОВИЛ:

Мазур Д.Е., Мазур Е.Д., Мазур Э.М., Мазур Е.А. обратились в суд с заявлением в порядке ст. 254 ГПК РФ о признании незаконным отказа ОУФМС России по Московской области по Чеховскому муниципальному району в их регистрации по месту жительства и об обязании зарегистрировать их по месту жительства по адресу: <адрес>, на основании ордера на служебное жилое помещение от ДД.ММ.ГГГГ года, выданного Мазур Дмитрию Евгеньевичу на семью из четырех человек.

В судебном заседании заявители, Мазур Д.Е., действующий также по доверенности в интересах Мазур Э.М., данное заявление поддержали и пояснили, что ФИО12, как военнослужащему, проходившему военную службу в закрытом военном городке Чехов-3, было предоставлено служебное жилое помещение на семью из четырех человек по адресу: Московская <адрес>, и был выдан ордер установленного образца на служебное жилое помещение от ДД.ММ.ГГГГ года. В указанное служебное жилое помещение Мазур Д.Е. со своей семьей вселился в установленный срок на основании ордера, и они там постоянно были зарегистрированы с ДД.ММ.ГГГГ года. ДД.ММ.ГГГГ все заявители были сняты с регистрационного учета по собственным заявлениям, в связи с распределением Мазур Е.А., с семьей из четырех человек, как действующей военнослужащей, в то время Мазур Д.Е. уже был уволен в запас, другого жилого помещения по адресу: Московская область, <адрес>. Однако в последующем указанная квартира была перераспределена и предоставлена другим лицам. Данное решение она оспаривала, однако решением 235 гарнизонного военного суда от ДД.ММ.ГГГГ ей в удовлетворении требований было отказано. Они все в связи с вышеуказанными обстоятельствами с целью зарегистрироваться снова по постоянному месту жительства по указанному адресу обратились в ОУФМС России по Московской области по Чеховскому муниципальному району с соответствующими заявлениями с приложением копии ордера на служебное жилое помещение от ДД.ММ.ГГГГ и паспортов. Однако письменным уведомлением № 44/М-2 за подписью и.о. зам. Начальника ОУФМС России по Московской области по Чеховскому муниципальному району ФИО13 всем заявителям было отказано в регистрации по месту жительства со ссылкой на то, что, так как Мазур Е.А. является военнослужащей, документом, являющимся основанием для вселения в жилое помещение, будет являться договор найма жилого помещения. Считали данные действия органа государственной власти незаконными.

В судебном заседании представитель заинтересованного лица в/ч 25801-А по доверенности ФИО14 разрешение настоящих требований оставила на усмотрение суда. При этом пояснила, что данная семья заявителей проживает в служебной квартире по вышеуказанному адресу с 2001 года. В настоящее время заявитель Мазур Е.А. является военнослужащей в/ч 25801. В настоящее время оснований для заключения с Мазур Е.А. договора найма служебного жилого помещения по вышеназванному адресу не имеется, так как вышеуказанное жилое помещение было предоставлено ее супругу Мазур Д.Е., на период прохождения военной службы.

Представитель заинтересованного лица ОУФМС России по Московской области по Чеховскому муниципальному району, надлежащим образом извещенный судом о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явился, сведений об уважительности причин своей неявки суду не представил, о рассмотрении дела в его отсутствие не просил.

При таких обстоятельствах, суд в соответствии со ст. 256 ГПК РФ счел возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившегося заинтересованного лица.

Представитель заинтересованного лица 1-го отдела ФГКУ «Западное региональное управление жилищного обеспечения» Минобороны РФ, в судебное заседание не явился, хотя надлежащим образом был извещен судом о времени и месте рассмотрения дела, уважительных причин своей неявки суду не представил, о рассмотрении дела в его отсутствие не просил.

В связи с чем, суд в соответствии со ст. 256 ГПК РФ счел возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившегося заинтересованного лица.

Заслушав пояснения заявителей, представителя заявителя Мазур Д.Е. адвоката ФИО10, представителя заинтересованного лица, исследовав материалы дела, суд находит заявленные требования подлежащими удовлетворению.

В соответствии со ст.ст. 254, 255 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы. Гражданин, организация вправе обратиться непосредственно в суд или в вышестоящий в порядке подчиненности орган государственной власти, орган местного самоуправления, к должностному лицу, государственному или муниципальному служащему.

К решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых: нарушены права и свободы гражданина; созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод; на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.

В соответствии с п. 17 Административного регламента предоставления Федеральной миграционной службе государственной услуги по регистрационному учету граждан Российской Федерации по месту пребывания и месту жительства в пределах Российской Федерации (утвержденного Приказом ФМС России от ДД.ММ.ГГГГ № 208) для регистрации по месту жительства гражданин предоставляет лицам ответственным за регистрацию: документ, удостоверяющий личность; заявление о регистрации по месту жительства по форме N 6 (приложение N 6 к Регламенту); документ, являющийся основанием для вселения в жилое помещение (заявление лица, предоставившего гражданину жилое помещение, договор, свидетельство о государственной регистрации права (права собственности на жилое помещение, решение суда о признании права пользования жилым помещением либо иной документ или его надлежащим образом заверенная копия, подтверждающая наличие права пользования жилым помещением). Для регистрации достаточно предоставления одного из перечисленных документов.

Как видно из материалов дела заявители ДД.ММ.ГГГГ обратились в ОУФМС России по Московской области по Чеховскому муниципальному району с заявлениями о регистрации по месту жительства по адресу: Московская область, <адрес>-3, <адрес>, к которым они приложили копию ордера на служебное жилое помещение от ДД.ММ.ГГГГ и копии паспортов (л.д. 16, 17, 18, 19).

Из ответа ОУФМС России по Московской области по Чеховскому муниципальному району от ДД.ММ.ГГГГ № 44/М-2 на имя заявителей следует, что в данном случае Мазур Е.А. является военнослужащей, и документом, являющимся основанием для их вселения в указанное жилое помещение будет являться договор найма служебного жилого помещения, и в случае предоставления исчерпывающего перечня документов, необходимых в соответствии с нормативными правовыми актами для предоставления государственной услуги по предоставлению регистрации по месту жительства и по месту пребывания, должностному лицу, ответственному за регистрацию, заявление будет рассмотрено отделом УФМС России по Московской области по Чеховскому муниципальному району в срок, предусмотренный Административным регламентом предоставления Федеральной миграционной службой услуги по регистрационному учету граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации (л.д. 20-21).

Частью 1 статьи 40 Конституции РФ гарантировано, что каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища.

Согласно п. 16 Правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации утвержденными Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ года, гражданин, изменивший место жительства, обязан не позднее 7 дней со дня прибытия на новое место жительства обратиться к должностным лицам, ответственным за регистрацию, и представить: документ, удостоверяющий личность; заявление установленной формы о регистрации по месту жительства; документ, являющийся в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации основанием для вселения в жилое помещение.

Статьей 6 Закона РФ от ДД.ММ.ГГГГ «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» предусмотрено, что гражданин Российской Федерации, изменивший место жительства, обязан не позднее семи дней со дня прибытия на новое место жительства обратиться к должностному лицу, ответственному за регистрацию, с заявлением по установленной форме. При этом предъявляются: паспорт или иной заменяющий его документ, удостоверяющий личность гражданина; документ, являющийся основанием для вселения гражданина в жилое помещение (ордер, договор, заявление лица, предоставившего гражданину жилое помещение, или иной документ), или его надлежаще заверенная копия. Орган регистрационного учета обязан зарегистрировать гражданина по месту жительства не позднее трех дней со дня предъявления им документов (подачи им заявления и документов в форме электронных документов) на регистрацию.

Судом установлено, что вышеуказанное жилое помещение по адресу: Московская область, <адрес>-3, <адрес>, было предоставлено в 2001 года на основании ордера на служебное жилое помещени6е от ДД.ММ.ГГГГ заявителю Мазур Д.Е., как военнослужащему, проходившему военную службу в закрытом военном городке <адрес>-3, на семью из четырех человек: ему, его супруге Мазур Е.А., сыну – Мазур Д.Е. и матери Мазур Э.М. (л.д. 25).

Установлено, что ДД.ММ.ГГГГ все заявители были сняты с регистрационного учета по данному месту жительства по собственным заявлениям в связи с распределением Мазур Е.А. с семьей из четырех человек, как действующей военнослужащей, другого жилого помещения по адресу: Московская область, <адрес> согласно извещению 1-го отдела ФГКУ «Западное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны РФ от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 10), однако решением начальника 1-го отдела ФГКУ «Западное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны РФ от ДД.ММ.ГГГГ № 1/ТС/486/о Мазур Е.А. и членам ее семьи было отказано в предоставлении указанного жилого помещения.

Как усматривается из решения 235 гарнизонного военного суда от ДД.ММ.ГГГГ года, вступившего в законную силу ДД.ММ.ГГГГ года, данным решением суда от ДД.ММ.ГГГГ Мазур Е.А. было отказано в удовлетворении заявления об оспаривании действий (бездействия) начальника 1-го отдела ФГКУ «Западное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны РФ, связанных с отказом Мазур Е.А. в заключении договора социального найма жилого помещения по адресу: Московская область, <адрес>.

В соответствии с п. 41 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 02.07.2009 года № 14 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при применении жилищного кодекса Российской Федерации», при применении положений Жилищного кодекса Российской Федерации о договоре найма специализированных жилых помещений судам надлежит учитывать следующее: а) к специализированным жилым помещениям, которые могут быть объектом договора найма, относятся: служебные жилые помещения, жилые помещения в общежитиях, жилые помещения маневренного фонда, жилые помещения фонда для временного поселения вынужденных переселенцев, жилые помещения фонда для временного поселения лиц, признанных беженцами, жилые помещения в домах системы социального обслуживания граждан. В качестве специализированных жилых помещений используются жилые помещения государственного и муниципального жилищных фондов (часть 2 статьи 92 ЖК РФ). Исчерпывающий перечень, назначение специализированных жилых помещений и категории граждан, для временного проживания которых они предназначены, определены статьями 92 - 98 ЖК РФ.

Использование жилого помещения в качестве специализированного жилого помещения, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами, допускается только после отнесения его к специализированному жилищному фонду решением органа, осуществляющего управление государственным или муниципальным жилищным фондом, в соответствии с установленным порядком и требованиями (часть 2 статьи 90 ЖК РФ), которые в настоящее время определены Правилами отнесения жилого помещения к специализированному жилищному фонду, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 26 января 2006 г. № 42.

Вопрос о том, является ли конкретное жилое помещение специализированным (в частности, служебным, общежитием, жильем для временного поселения вынужденных переселенцев или лиц, признанных беженцами), решается, в силу статьи 5 Вводного закона, исходя из положений законодательства, действовавшего на момент предоставления данного жилого помещения; б) после 1 марта 2005 года основанием заключения договора найма конкретного специализированного жилого помещения, дающего право на вселение и проживание в жилом помещении, является, согласно статье 99 ЖК РФ, решение собственника такого жилого помещения или действующего от его имени уполномоченного органа государственной власти или уполномоченного органа местного самоуправления либо иного уполномоченного им лица (например, администрации государственного унитарного предприятия, государственного или муниципального учреждения) о предоставлении гражданину, не обеспеченному жилым помещением в соответствующем населенном пункте, специализированного жилого помещения. Типовые договоры найма специализированных жилых помещений утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 26 января 2006 г. № 42.
В то же время необходимо иметь в виду, что по действующему до 1 марта 2005 года законодательству основанием для вселения в служебное жилое помещение и заключения договора найма служебного жилого помещения являлся установленной формы ордер (статьи 47, 105 ЖК РСФСР).

В соответствии со ст. 47 ЖК РСФСР ордер является единственным основанием для вселения в предоставленное жилое помещение.

Как установлено судом, вышеназванный ордер на служебное жилое помещение от ДД.ММ.ГГГГ года, выданный Мазур Д.Е. на вселение со своей семьей в жилое помещение по месту жительства по адресу: Московская область, <адрес>, недействительным не признавался, никем не отменялся, и данный ордер является основанием для вселения заявителей в указанное выше жилое помещение.

Как следует из правовой позиции Конституционного суда РФ, отраженной в Постановлении Постановление Конституционного Суда РФ от 02 февраля 1998 г. N 4-П «По делу о проверке конституционности пунктов 10, 12 и 21 Правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 июля 1995 г. N 713», согласно Закону Российской Федерации «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» органы регистрационного учета уполномочены лишь удостоверить акт свободного волеизъявления гражданина при выборе им места пребывания и жительства. Именно поэтому регистрационный учет не может носить разрешительного характера и не должен приводить к ограничению конституционного права гражданина выбирать место пребывания и жительства.

Таким образом, регистрация в том смысле, в каком это не противоречит Конституции Российской Федерации, является лишь предусмотренным федеральным законом способом учета граждан в пределах Российской Федерации, носящим уведомительный характер и отражающим факт нахождения гражданина по месту пребывания или жительства.

Регистрация гражданина по месту жительства, согласно части первой статьи 6 Закона Российской Федерации «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации», производится при предъявлении им должностному лицу, ответственному за регистрацию, паспорта или иного заменяющего его документа, удостоверяющего личность гражданина, и документа, являющегося основанием для вселения гражданина в жилое помещение (ордера, договора, заявления лица, предоставившего гражданину жилое помещение, или иного документа), или его надлежаще заверенной копии.

Указанные документы являются подтверждением добросовестного использования гражданином своих прав и добросовестного исполнения им обязанностей, связанных с регистрацией в конкретном жилом помещении. Это соответствует требованию статьи 17 (часть 3) Конституции Российской Федерации, согласно которой осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц.

Кроме того, данных о том, что проживание заявителей Мазур Д.Е., Мазур Е.Д., Мазур Э.М. и Мазур Е.А. в жилом помещении по адресу: Московская область, <адрес>, нарушает чьи-то права, что кто-либо иной претендует на данное жилое помещение, или о том, что собственник жилого дома предъявлял к ним требования о выселении, суду не представлено.

Из вышеназванного Постановления Конституционного Суда РФ также следует, что « Закон Российской Федерации «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» возложил на Правительство Российской Федерации обязанность утвердить Правила регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации (часть четвертая статьи 3). Исходя из буквального толкования данной нормы, законодатель уполномочил Правительство Российской Федерации разработать только порядок регистрации и снятия граждан с регистрационного учета, не предоставив ему права на установление оснований отказа в регистрации. Такие основания отсутствуют и в самом Законе. В нем исчерпывающе сформулированы лишь условия, при которых допускаются ограничения прав граждан на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации (статья 8). Следовательно, Правительство Российской Федерации при утверждении Правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации вышло за пределы полномочий, предоставленных ему Конституцией Российской Федерации и федеральными законами, чем нарушило статью 115 Конституции Российской Федерации».

Судом установлено, что Мазур Д.Е., Мазур Е.Д., Мазур Э.М. и Мазур Е.А. вселились в спорную квартиру не самовольно, а на законном основании - ордера, выданного в период действующего жилищного Кодекса РСФСР, который являлся тогда единственным основанием для вселения в предоставленное жилое помещение (статья 47 ЖК РСФСР), и они длительное время, более 14 лет постоянно там проживают.

Ордер указан в Законе «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» одним из оснований регистрации гражданина по месту жительства (статья 6 Закона), и то, что это основание не упоминается в Правилах регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, на которые ссылается ОУФМС России по Московской области по Чеховскому муниципальному району в своем отказе, не может служить основанием для отказа гражданина в его регистрации по месту жительства.

При таких обстоятельствах, доводы и.о. начальника отдела ОУФМС России по Московской области по Чеховскому муниципальному району о том, что предоставленный заявителями ордер на вышеуказанное жилое помещение не является документом, являющимся основанием для регистрации гражданина в указанном жилом помещении, суд считает необоснованными и противоречащими требованиям вышеуказанного закона.

Таким образом, суд приходит к выводу о том, что оспариваемые действия и.о. начальника отдела УФМС России по Московской области по Чеховскому муниципальному району об отказе в регистрации Мазур Д.Е., Мазур Е.Д., Мазур Э.М. и Мазур Е.А. по месту жительства по адресу: Московская область, <адрес>, являются незаконными, ущемляющими права заявителей быть зарегистрированным по месту своего законного проживания, в связи с чем заявление Мазур Д.Е., Мазур Е.Д., Мазур Э.М. и Мазур Е.А. подлежит удовлетворению.

В силу положений ч. 1 ст. 258 ГПК РФ суд, признав заявление обоснованным, принимает решение об обязанности соответствующего органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего устранить в полном объеме допущенное нарушение прав и свобод гражданина или препятствие к осуществлению гражданином его прав и свобод.

В соответствии со статьей 2 ГПК РФ задачами гражданского судопроизводства является правильное и своевременное рассмотрение и разрешение гражданских дел в целях защиты нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и интересов Российской Федерации. Гражданское судопроизводство должно способствовать укреплению законности и правопорядка, предупреждению правонарушений, формированию уважительного отношения к закону и суду.

В силу ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Согласно ст. 57 ГПК РФ доказательства представляются сторонами и другими лицами, участвующими в деле. Суд вправе предложить им предоставить дополнительные доказательства. В случае, если предоставление необходимых доказательств для этих лиц затруднительно, суд по ходатайству оказывает содействие в собирание и истребовании доказательств.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 47 ЖК РСФСР, ст.ст. 2, 56, 57, 67, 167, 194-198, 247, 254-258 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Заявление Мазур Д.Е., Мазур Е.Д., Мазур Э.М., Мазур Е.А. об оспаривании действий (бездействия) ОУФМС России по Московской области по Чеховскому муниципальному району – удовлетворить.

Признать незаконным решение ОУФМС России по Московской области по Чеховскому муниципальному району от ДД.ММ.ГГГГ № 44/М-2 об отказе Мазур Д.Е., Мазур Е.Д., Мазур Э.М. и ФИО7 в регистрации по месту жительства по адресу: Московская область, <адрес>.

Обязать ОУФМС России по Московской области по Чеховскому муниципальному району зарегистрировать Мазур Д.Е., Мазур Е.Д., Мазур Э.М. и Мазур Е.А. по месту жительства по адресу: Московская область, <адрес>.

Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Московский областной суд через Чеховский городской суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Председательствующий: Н.В. Геберт

Мотивированное решение суда в окончательной форме изготовлено ДД.ММ.ГГГГ года

2-5200/2014

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
МАЗУР Е.Д.
МАЗУР Д.Е.
МАЗУР Э.М.
МАЗУР Е.А.
Другие
ОУФМС РОССИИ ПО МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ ПО ЧЕХОВСКОМУ МУНИЦИПАЛЬНОМУ РАЙОНУ
Суд
Чеховский городской суд Московской области
Дело на странице суда
chehov.mo.sudrf.ru
16.10.2014Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
16.10.2014Передача материалов судье
17.10.2014Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
17.10.2014Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
17.10.2014Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
12.11.2014Предварительное судебное заседание
08.12.2014Судебное заседание
08.12.2014Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
15.01.2015Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
08.12.2014
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее