дело №2А-173/19
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
11 июня 2019 года город Саратов
Фрунзенский районный суд города Саратова в составе:
председательствующего судьи Анненковой Т.С.,
при секретаре Чижове Н.В.,
с участием представителя административного ответчика Романычевой Н.В., представителя заинтересованного лица Серебрякова А.П.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Невейницына С.В. к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Саратовской области о признании незаконным решения об исправлении технической ошибки и аннулировании записей в Едином государственном реестре недвижимости,
установил:
Невейницын С.В. обратился с административным исковым заявлением к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Саратовской области о признании незаконным решения об исправлении технической ошибки и аннулировании записей в Едином государственном реестре недвижимости.
В обосновании требований ссылается на то, что Невейницыну С.В. на праве собственности принадлежат следующие земельные участки:
- земельный участок с кадастровым номером № площадью 165000 кв.м, расположенный по адресу: РФ, Саратовская область, <адрес>, категория - земли сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования - для сельскохозяйственного производства. Указанный земельный участок поставлен на государственный кадастровый учет 26.10.2017 года на основании заявления о постановке на государственный кадастровый учет объекта недвижимости и представленного межевого плана от 09.10.2017 года, подготовленного кадастровым инженером ФИО15, в результате выполнения кадастровых работ в связи с образованием земельного участка путем выдела доли (долей) в праве общей собственности на земельный участок с кадастровым номером №. Основанием для формирования межевого плана послужил проект межевания земельного участка от 09.10.2017, извещение о месте и порядке ознакомления с проектом межевания указанного земельного участка было опубликовано газете «Регион 64» от 06.07.2017 № 95 (4114). Кадастровым инженером было составлено заключение об отсутствии возражений относительно размеров и местоположения границ, выделяемого в счет земельной доли земельного участка из состава единого землепользования с кадастровым номером №.
- земельный участок с кадастровым номером № площадью 577500 кв.м, расположенный по адресу: Саратовская область, <адрес>, категория - земли сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования - для сельскохозяйственного производства. Указанный земельный участок поставлен на государственный кадастровый учет 18.09.2017 года на основании заявления о постановке на государственный кадастровый учет объекта недвижимости и представленного межевого плана от 04.09.2017 года, подготовленного кадастровым инженером ФИО15, в результате выполнения кадастровых работ в связи с образованием земельного участка путем выдела доли (долей) в праве общей собственности на земельный участок с кадастровым номером №. Основанием для формирования межевого плана послужил проект межевания земельного участка от 01.09.2017, извещение о месте и порядке ознакомления с проектом межевания указанного земельного участка было опубликовано в газете «Регион 64» от 06.07.2017 № 95 (4114). Кадастровым инженером было составлено заключение об отсутствии возражений относительно размеров и местоположения границ, выделяемого в счет земельной доли земельного участка из состава единого землепользования с кадастровым номером №.
Таким образом, указанные земельные участки поставлены на кадастровый учет в соответствии с действующим законодательством РФ и зарегистрированы в Едином государственном реестре недвижимости в установленном порядке. На момент регистрации земельных участков с кадастровыми номерами № и № в ЕГРН, никакие другие земельные участки в границах земельных участков с кадастровыми номерами № и № на кадастровый учет поставлены не были.
04.10.2017 года был заключен договор купли-продажи земельного участка № № между Невейницыным С.В. и ФИО4, ФИО5, ФИО6, ФИО16, предметом которого являлась передача в собственность Невейницыну С.В. земельного участка с кадастровым номером №. Право собственности на указанный земельный участок зарегистрировано в Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Саратовской области 06.10.2017 года (регистрационный номер №).
03.11.2017 года был заключен договор купли-продажи недвижимого имущества между Невейницыным С.В. и ФИО17, предметом которого являлась передача в собственность Невейницыну С.В. земельного участка с кадастровым номером №. Право собственности на указанный земельный участок зарегистрировано в Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Саратовской области 14.11.2017 года (регистрационный номер №.
16.11.2018 года Невейницын С.В. получено определение Базарно-Карабулакского районного суда Саратовской области «О подготовке дела к судебному разбирательству» от 02.11.2018 года, к которому было приложено исковое заявление Бессчетновой В.И., Мироновой М.В., Менкина А.Л., Менкиной Т.Н., Королевой Н.М. к Невейницыну С.В. Гутынину А.И. о признании отсутствующим права собственности на земельный участок, о признании недействительным результата межевания и снятии с государственного кадастрового учета земельного участка, к которому были приложены, в том числе: уведомление об исправлении технической ошибки в записях Единого государственного реестра недвижимости от Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Саратовской области № 64/18-8306 от 04.05.2018 года и письмо от ФФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Саратовской области № 4367 от 04.06.2018 года.
Согласно Уведомлению об исправлении технической ошибки в записях Единого государственного реестра недвижимости № 64/18-8306 от 04.05.2018 года, на основании решения государственного регистратора от 04.05.2018 года № 64/18-8306 была исправлена техническая ошибка в сведениях Единого государственного реестра недвижимости о земельном участке с кадастровым номером №, расположенном по адресу: Саратовская область, <адрес>, на расстоянии 1,8 км.
В соответствии с письмом ФФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Саратовской области № 4367 от 04.06.2018 года, земельный участок с кадастровым номером № (статус - ранее учтенный) площадью 853619 кв.м., расположен по адресу: Саратовская область, <адрес>, на расстоянии 1,8 км, вид разрешенного использования - для сельскохозяйственного производства, категория - земли сельскохозяйственного назначения.
При проверке сведений, содержащихся в ЕГРН и материалов реестрового дела земельного участка была выявлена техническая ошибка в отношении местоположения границ земельного участка с кадастровым номером №.
04.05.2018 на основании документов реестрового дела земельного участка, а именно описания земельного участка от 22.02.2008, подготовленного ООО «<данные изъяты>, была исправлена техническая ошибка в отношении местоположения границ земельного участка, при этом было выявлено пресечение границ земельного участка с кадастровым номером № с границами земельных участков № (контур 1), №, №, №.
Административный истец считает, что таким образом Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Саратовской области незаконно, в нарушение частей 3 и 4 ст. 61 ФЗ от 13 июля 2015 г. № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», была исправлена реестровая ошибка в отношении границ земельного участка с кадастровым номером №, в результате чего были нарушены права Невейницына С.В. как собственника земельных участков с кадастровыми номерами №, №, поскольку в настоящее время собственниками земельного участка с кадастровым номером № предъявлены исковые требования к Невейницыну С.В. о признании отсутствующим права собственности на земельные участки с кадастровыми номерами №, №.
В случае удовлетворения заявленных исковых требований, в Едином государственном реестре недвижимости будет прекращено право собственности Невейницына С.В. на земельные участки с кадастровыми номерами №, №.
Кроме того, выбранный третьими лицами способ защиты права при подаче иска о признании отсутствующим права собственности Невейницына С.В. на земельные участки с кадастровыми номерами №, №, не позволит вернуть Невейницыну С.В. денежные средства за приобретение указанных земельных участков.
На основании изложенного административный истец просил суд признать решение Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Саратовской области от 04.05.2018 года № 64/18-8306 незаконным, обязать Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Саратовской области аннулировать запись в Едином государственном реестре недвижимости о регистрации земельного участка с кадастровым номером №, внесенную на основании решения Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Саратовской области от 04.05.2018 года № 64/18-8306.
В ходе рассмотрения дела 10.06.2019 года в адрес суда поступило заявление об уточнении административных исковых требований в котором административный истец просил суд признать бездействие Управления Росреестра по Саратовской области в виде неисправления в период с 28.10.2016 года по 26.10.2017 года ошибки в Едином государственном реестре недвижимости местоположения земельного участка с кадастровым номером № незаконным.
Определением Фрунзенского районного суда г. Саратова от 11.06.2019 года, вынесенным в протокольной форме, в принятии заявления об уточнении административных исковых требований было отказано, поскольку в уточненном иске были изменены как основание, так и предмет иска, что противоречит нормам ч. 1 ст. 46 КАС РФ. Административному истцу разъяснено, что он не лишен возможности обратиться в суд с самостоятельным административным исковым заявлением с целью разрешения своих дополнительно возникших требований.
Кроме того 10.06.2019 года в суд поступило заявление административного истца Невейницына С.В., в которых он отказывается от первоначально заявленных требований, поскольку им подано заявление об изменении требований.
Определениями Фрунзенского районного суда г. Саратова от 11.06.2019 года, в принятии от административного истца заявления об отказе от административного искового заявления к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Саратовской области о признании незаконным решения об исправлении технической ошибки и аннулировании записей в Едином государственном реестре недвижимости отказано, поскольку в заявлении об отказе от административного иска Невейницын С.В. не указал, что ему известны положения статьи 195 КАС РФ, регулирующие порядок и последствия прекращения производства по делу.
В судебном заседании представитель административного ответчика Романычева Н.В., действующая на основании доверенности №49 от 07.05.2019 года и представитель заинтересованного лица ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Саратовской области Серебряков А.П., действующий на основании доверенности №16 от 20.02.2019 года, возражали против удовлетворения требований административного истца, ссылаясь на то, что оспариваемое решение принято в соответствии с требованиями закона и в установленном им порядке, с соблюдением компетенции и при наличии к этому предусмотренных законом оснований.
Административный истец Невейницын С.В. в судебное заседание не явился, о времени и месте его проведения извещен надлежащим образом, причины неявки неизвестны, ходатайств об отложении от них не поступало.
Заинтересованные лица – Бессчетнова В.И., Миронова М.В., Менкин А.Л., Менкина Т.Н., Королева Н.М. в судебное заседание не явились, о времени и месте его проведения извещены надлежащим образом, представили письменный отзыв на административное исковое заявление, в котором просят в удовлетворении требований Невейницына С.В. отказать.
Заинтересованное лицо – Гутынин А.И. в судебное заседание не явился, о времени и месте его проведения извещен надлежащим образом, причины неявки неизвестны, ходатайств об отложении от них не поступало.
Суд счел возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц, участвующих в деле.
Выслушав представителя административного ответчика и заинтересованного лица, исследовав материалы административного дела, оценив представленные доказательства в их совокупности, приходит к следующим выводам.
В силу положений статьи 46 Конституции РФ граждане и организации вправе обращаться в суд за защитой своих прав, свобод и охраняемых законом интересов.
В соответствии с ч. 1 ст. 4 КАС РФ каждому заинтересованному лицу гарантируется право на обращение в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов.
Согласно ч. 2 ст. 62 КАС РФ обязанность доказывания законности оспариваемых нормативных правовых актов, актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами, решений, действий (бездействия) органов, организаций и должностных лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, возлагается на соответствующие орган, организацию и должностное лицо.
В соответствии с частью 1 статьи 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Частями 9, 11 статьи 226 КАС РФ установлено, что если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: 1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; 2) соблюдены ли сроки обращения в суд; 3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; 4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
Обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 названной статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 статьи 226 КАС РФ, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).
Федеральным законом от 13.07.2015 года № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» (далее по тексту ФЗ от 13.07.2015 года № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости») установлено, что: к компетенции органов по государственной регистрации относится проверка действительности поданных заявителем документов и наличия соответствующих прав у подготовившего документ лица или органа власти (пункт 3 статьи 9); при осуществлении государственной регистрации прав проводится правовая экспертиза документов и проверка законности сделки, установление отсутствия противоречий между заявляемыми правами и уже зарегистрированными правами на данный объект недвижимого имущества, а также других оснований для отказа или приостановления государственной регистрации прав (пункт 1 статьи 13); органом, осуществляющим государственную регистрацию прав, осуществляется проверка юридической силы представленных на государственную регистрацию прав правоустанавливающих документов (пункт 1 статьи 17).
В соответствии с частью 6 статьи 72 ФЗ от 13.07.2015 года № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» со дня вступления в силу настоящего Федерального закона сведения Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним и сведения государственного кадастра недвижимости считаются сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости и не требующими дополнительного подтверждения, в том числе указанными в статье 4 настоящего Федерального закона участниками отношений, возникающих при осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав.
Административным регламентом Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по предоставлению государственной услуги по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, утвержденным Приказом Минэкономразвития России от 09.12.2014 года N 789 (действующим на момент спорных отношений), установлено, что при правовой экспертизе документов, проверке законности сделки, юридической силы правоустанавливающих документов устанавливается отсутствие противоречий между заявляемыми правами и уже зарегистрированными правами на объект недвижимого имущества, проверяется действительность поданных заявителем документов, наличие прав у подготовившего документ лица или органа власти, а также устанавливается отсутствие других оснований для приостановления или отказа в государственной регистрации прав (статьи 9, 13, 17 Закона «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним».
Государственная регистрация носит публичный характер: государство в лице регистрирующего органа (государственного регистратора) проверяет законность действий субъектов гражданского оборота и, только убедившись в этом, регистрирует их права.
Земельный участок с кадастровым номером №, площадью 853619 кв.м., расположенный по адресу: Саратовская область, <адрес>, на расстоянии 1,8 км, вид разрешенного использования - для сельскохозяйственного производства, категория - земли сельскохозяйственного назначения, поставлен на государственный кадастровый учет 23.01.2008 года, сведения о местоположении границ внесены на основании Описания земельного участка от 22.02.2008 года, подготовленного ООО <данные изъяты> (предыдущие земельные участки с кадастровым номером №, №).
При проверке сведений, содержащихся в ЕГРН, и материалов реестрового дела земельного участка с кадастровым номером № была выявлена техническая ошибка в отношении местоположения границ указанного земельного участка, в частности в связи с образованием земельных участков с кадастровыми номерами №, № путем их выдела из земельного участка с кадастровым номером №, при внесении в автоматизированную информационную систему государственного кадастра недвижимости изменений в части характеристик преобразованного земельного участка с кадастровым номером № (в части площади и местоположения его границ) была допущена техническая ошибка при указании кадастрового района, в котором расположен данный земельный участок.
04.05.2018 года на основании документов реестрового дела земельного участка, а именно: описания земельного участка от 22.02.2008, подготовленного ООО <данные изъяты> выявленная техническая ошибка была исправлена государственным регистратором в части местоположения границ указанного земельного участка.
В соответствии с частью 1 статьи 61 Закона орган регистрации прав в течение трех рабочих дней со дня исправления технической ошибки в записях уведомляет соответствующих участников отношений, возникающих при государственной регистрации прав, об исправлении технической ошибки в записях.
04.05.2018 года правообладатели земельного участка с кадастровым номером №, в отношении которого была исправлена техническая ошибка, были надлежащим образом уведомлены (уведомление об исправлении технической ошибки в записях ЕГРН от 04.05.2018 № 64/18-8306).
Невейницын С.В. не является правообладателем земельного участка, в отношении которого была исправлена техническая ошибка, соответственно в его адрес уведомление не подлежало направлению.
Многоконтурный земельный участок с кадастровым номером № площадью 165000 кв.м, расположен по адресу: Российская Федерация, Саратовская область, №, категория - земли сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования - для сельскохозяйственного производства. Указанный земельный участок поставлен на государственный кадастровый учет 16.11.2017 на основании заявления о постановке на государственный кадастровый учет объекта недвижимости и представленного межевого плана от 10.11.2017 года, а подготовленного кадастровым инженером ФИО15, в результате выполнения кадастровых работ в связи с образованием земельного участка (земельных участков) путем выдела доли (долей) в праве общей собственности на земельный участок с кадастровым номером №. Основанием для формирования межевого плана послужил проект межевания земельного участка от 10.11.2017 года, извещение о месте и порядке ознакомления с проектом межевания указанного земельного участка было опубликовано в газете «Регион 64» от 06.07.2017 № 95 (4114). Кадастровым инженером было составлено заключение об отсутствии возражений относительно размеров и местоположения границ, выделяемого в счет земельной доли земельного участка из состава единого землепользования с кадастровым номером №. При постановке на кадастровый учет вышеуказанного земельного участка был соблюден порядок согласования проекта межевания земельного участка с участниками долевой собственности.
Земельный участок с кадастровым номером № площадью 165000 кв.м, расположен по адресу: РФ, Саратовская область, <адрес>, категория - земли сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования - для сельскохозяйственного производства. Указанный земельный участок поставлен на государственный кадастровый учет 26.10.2017 на основании заявления о постановке на государственный кадастровый учет объекта недвижимости и представленного межевого плана от 09.10.2017, подготовленного кадастровым инженером ФИО15, в результате выполнения кадастровых работ в связи с образованием земельного участка (земельных участков) путем выдела доли (долей) в праве общей собственности на земельный участок с кадастровым номером №. Основанием для формирования межевого плана послужил проект межевания земельного участка от 09.10.2017, извещение о месте и порядке ознакомления с проектом межевания указанного земельного участка было опубликовано газете «Регион 64» от 06.07.2017 № 95 (4114). Кадастровым инженером было составлено заключение об отсутствии возражений относительно размеров и местоположения границ, выделяемого в счет земельной доли земельного участка из состава единого землепользования с кадастровым номером №. Проект межевания утвержден представителем по доверенности собственника земельной доли (в соответствии с пунктом 5 статьи 13.1, пунктом 4 статьи 13 Закона об обороте).
При постановке на кадастровый учет вышеуказанного земельного участка был соблюден порядок согласования проекта межевания земельного участка с участниками долевой собственности.
Земельный участок с кадастровым номером № площадью 577500 кв.м, расположен по адресу: Саратовская область, <адрес>, категория - земли сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования - для сельскохозяйственного производства. Указанный земельный участок поставлен на государственный кадастровый учет 18.09.2017 на основании заявления о постановке на государственный кадастровый учет объекта недвижимости и представленного межевого плана от 04.09.2017, подготовленного кадастровым инженером ФИО15, в результате выполнения кадастровых работ в связи с образованием земельного участка (земельных участков) путем выдела доли (долей) в праве общей собственности на земельный участок с кадастровым номером №. Основанием для формирования межевого плана послужил проект межевания земельного участка от 01.09.2017, извещение о месте и порядке ознакомления с проектом межевания указанного земельного участка было опубликовано в газете «Регион 64» от 06.07.2017 № 95 (4114). Кадастровым инженером было составлено заключение об отсутствии возражений относительно размеров и местоположения границ, выделяемого в счет земельной доли земельного участка из состава единого землепользования с кадастровым номером №. Проект межевания утвержден собственниками земельных долей и представителем по доверенности собственника земельной доли (в соответствии с пунктом 5 статьи 13.1, пунктом 4 статьи 13 Закона об обороте).
При постановке на кадастровый учет вышеуказанного земельного участка был соблюден порядок согласования проекта межевания земельного участка с участниками долевой собственности.
Земельный участок с кадастровым номером № площадью 110000 кв.м, расположен по адресу: Саратовская область, <адрес>, категория - земли сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования - для сельскохозяйственного Л производства. Указанный земельный участок поставлен на государственный кадастровый учет 20.11.2005, сведения о местоположении границ внесены в соответствии с описанием земельных участков от 05.12.2005, подготовленного ООО <данные изъяты>
При проведении проверки на наличие технической ошибки в ЕГРН относительно местоположения земельных участков № (контур 1), №, №, № установлено, что техническая ошибка в ЕГРН отсутствует, местоположение границ земельных участков, пересекающих границы земельного участка с кадастровым номером №, соответствует сведениям о местоположении их границ, содержащимся в материалах реестровых дел земельных участков.
В соответствии с частью 1 статьи 13 ГК РФ, Постановлением Пленума Верховного Суда РФ № 6, Пленума ВАС РФ № 8 от 01.07.1996, статьей 226 КАС РФ для удовлетворения требований о признании недействительными ненормативных правовых актов и незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, необходимо наличие двух обязательных условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя.
Административным истцом не указана ни одна специальная норма закона, в соответствии с которой административный ответчик при вынесении решения нарушил бы права и законные интересы заявителя. Регистратор является незаинтересованным лицом и, при исполнении возложенных на него функций, действует в рамках закона.
В отношении требования об аннулировании в Едином государственном реестре недвижимости записи о регистрации земельного участка, отмечаем, что положения Закона о регистрации № 218-ФЗ свидетельствуют о том, что исключение (аннулирование) какой-либо записи из ЕГРН является нарушением системы, по которой указанные записи вносятся и, соответственно, должно расцениваться как нарушение Закона о регистрации № 218-ФЗ.
Вместе с тем, основаниями для государственной регистрации наличия, возникновения, прекращения, перехода, ограничения (обременения) прав на недвижимое имущество и снятия их с кадастрового учета, являются в том числе, и вступившие в законную силу судебные акты (ч. 5 п. 2 ст. 14 Закона о регистрации № 218-ФЗ).
Согласно разъяснениям, данным в пункте 52 постановления Пленума Верховного Суда РФ № 10, Пленума ВАС РФ № 22 от 29.04.2010 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав» оспаривание зарегистрированного права на недвижимое имущество осуществляется путем предъявления исков, решения по которым являются основанием для внесения записи в ЕГРП. В частности, если в резолютивной части судебного акта решен вопрос о наличии или отсутствии права либо обременения недвижимого имущества, о возврате имущества во владение его собственника, о применении последствий недействительности сделки в виде возврата недвижимого имущества одной из сторон сделки, то такие решения являются основанием для внесения записи в ЕГРП.
В то же время решение суда о признании сделки недействительной, которым не применены последствия ее недействительности, не является основанием для внесения записи в ЕГРП.
В случаях, когда запись в ЕГРП нарушает право истца, которое не может быть защищено путем признания права или истребования имущества из чужого незаконного владения (право собственности на один и тот же объект недвижимости зарегистрировано за разными лицами, право собственности на движимое имущество зарегистрировано как на недвижимое имущество, ипотека или иное обременение прекратились), оспаривание зарегистрированного права или обременения может быть осуществлено путем предъявления иска о признании права или обременения отсутствующими.
Кроме того, в случае выявления пересечения границ, связанных с наличием ошибок в местоположении границ смежных земельных участков, такие ошибки могут являться реестровыми ошибками.
Реестровой ошибкой согласно части 3 статьи 61 ФЗ от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» является ошибка, содержащаяся в межевом плане, техническом плане, карте-плане территории или акте обследования, возникшая вследствие ошибки, допущенной лицом, выполнившим кадастровые работы, или ошибка, содержащаяся в документах, направленных или представленных в орган регистрации прав иными лицами и (или) органами в порядке информационного взаимодействия, а также в ином порядке, установленном Законом о регистрации.
Реестровая ошибка подлежит исправлению по решению государственного регистратора прав в течение пяти рабочих дней со дня получения документов, в том числе в порядке информационного взаимодействия, свидетельствующих о наличии реестровых ошибок и содержащих необходимые для их исправления сведения, либо на основании вступившего в законную силу решения суда об исправлении реестровой ошибки.
Исходя из положений пункта 7 части 2 статьи 14 ФЗ от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» одним из документов, необходимых для уточнения границ земельного участка является межевой план земельного участка, форма и требования к оформлению которого, установлены Приказом Минэкономразвития России от 08.12.2015 № 921. Межевой план готовится кадастровым инженером на основании заключаемого в соответствии с требованиями гражданского законодательства и Федерального закона от 24.07.2007 № 221-ФЗ «О кадастровой деятельности» договора подряда на выполнение кадастровых работ. В случае выявления реестровой ошибки в межевом плане должно содержаться заключение кадастрового инженера; в случае, если в ходе кадастровых работ выявлены ошибки (пересечения, несовпадения, разрывы), в местоположении ранее установленных границ смежных земельных участков, в разделе должны быть приведены предложения кадастрового инженера по устранению выявленных ошибок, в том числе результаты необходимых измерений.
Кроме того, согласно положениям части 2 статьи 43 ФЗ от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», если при государственном кадастровом учете изменений (в том числе, связанном с уточнением местоположения границ земельного участка) требуется внесение изменений в сведения, содержащиеся в ЕГРН, о смежных с ним земельных участках, орган регистрации прав одновременно с осуществлением государственного кадастрового учета изменений вносит соответствующие изменения в сведения, содержащиеся в ЕГРН, о местоположении границ (частей границ) и площади указанных смежных земельных участков. При этом представление дополнительных заявлений о государственном кадастровом учете изменений в сведениях, содержащихся в ЕГРН, в отношении указанных смежных земельных участков не требуется. В указанном случае местоположение границ земельных участков считается согласованным только при наличии в акте согласования местоположения границ личных подписей всех заинтересованных лиц или их представителей.
Исправление реестровой ошибки осуществляется в случае, если такое исправление не влечет за собой прекращение, возникновение, переход зарегистрированного права на объект недвижимости.
В соответствии с ч.2 ст. 64 КАС РФ обстоятельства, установленные вступившим в законную силу решением суда по ранее рассмотренному им гражданскому или административному делу либо по делу, рассмотренному ранее арбитражным судом, не доказываются вновь и не подлежат оспариванию при рассмотрении судом другого административного дела, в котором участвуют лица, в отношении которых установлены эти обстоятельства, или лица, относящиеся к категории лиц, в отношении которой установлены эти обстоятельства.
Решением Базарно-Карабулакского районного суда Саратовской области от 10.04.2019 года по делу №2-3-2/2019 по иску Бессчетновой В.И., Мироновой М.В., Менкина А.Л., Менкиной Т.Н., Королевой Н.М. к Невейницыну С.В., Гутынину А.И., ФИО32, ФИО33, ФИО34, ФИО35, ФИО36, администрации Новобурасского муниципального района Саратовской области о признании отсутствующим права собственности на земельный участок, о признании недействительными результатов межевания и снятии земельного участка с государственного кадастрового учета постановлено: «Признать отсутствующим право собственности Гутынина А.И. на многоконтурный земельный участок с кадастровым номером № из земель сельскохозяйственного назначения для сельскохозяйственного производства площадью 165000 кв.м., расположенный по адресу: Саратовская область, <адрес>.
Признать недействительными результаты межевания, содержащиеся в межевом плане от 10 ноября 2017 года земельного участка с кадастровым номером. № из земель сельскохозяйственного назначения для сельскохозяйственного производства площадью 165000 кв.м., расположенного по адресу: Саратовская область, <адрес>.
Снять земельный участок с кадастровым номером № из земель сельскохозяйственного назначения для сельскохозяйственного производства площадью 165000 кв.м., расположенного по адресу: Саратовская область, <адрес> с государственного кадастрового учета.
Признать отсутствующим право собственности Невейницына С.В. на. земельный участок с кадастровым номером № из земель сельскохозяйственного назначения для сельскохозяйственного производства площадью 165000 кв.м., расположенный по адресу: Саратовская область, <адрес>.
Признать недействительными результаты межевания, содержащиеся в межевом плане от 09 октября 2017 года земельного участка с кадастровым номером № из земель сельскохозяйственного назначения для сельскохозяйственного производства площадью 165000 кв.м., расположенного по адресу: Саратовская область, <адрес>.
Снять земельный участок с кадастровым номером № из земель сельскохозяйственного назначения для сельскохозяйственного производства площадью 165000 кв.м., расположенного по адресу: Саратовская область, <адрес> с государственного кадастровогр учета.
Признать отсутствующим право собственности Невейницына С.В. на земельный участок с кадастровым номером № из земель сельскохозяйственного назначения для сельскохозяйственного производства площадью 577500 кв.м., расположенный по адресу: Саратовская область, <адрес>.
Признать недействительными результаты межевания, содержащиеся в межевом плане от 04 сентября 2017 года земельного участка с кадастровым номером № из земель сельскохозяйственного назначения для сельскохозяйственного производства площадью 577500 кв.м., расположенного по адресу: Саратовская область, <адрес>.
Снять земельный участок с кадастровым номером № из земель сельскохозяйственного назначения для сельскохозяйственного производства площадью 577500 кв.м., расположенного по адресу: Саратовская область, <адрес> с государственного кадастрового учета.
Согласно заключению экспертизы от 25.03.2019 №96, проведенной по указанному выше гражданскому делу ООО <данные изъяты>, причиной наложения земельных участков послужило то, что в период с 11.11.2014 до 27.10.2016 года неустановленное лицо изменило координаты и переместило земельный участок с кадастровым номером № в другой кадастровый регион - Республику Башкортостан. 03.05.2018 специалисты Росреестра обнаружили данный факт, квалифицировали его как техническую ошибку и 04.05.2018 вернули земельному участку с кадастровым номером № первоначальное положение. В период, когда у земельного участка с кадастровым номером № по сведениям ЕГРН было изменено местоположение, были проведены кадастровые работы по образованию земельных участков с кадастровыми номерами №; № и №. Кадастровый инженер, выполнявший кадастровые работы, определил их местоположение на месте фактического расположения земельного участка с кадастровым номером №. При этом эксперт не усмотрел кадастровой (реестровой) ошибки в землеустроительной документации, подготовленной землеустроителем, формировавшего землеустроительное дело земельного участка с кадастровым номером №.
Указанным решением установлено, что кадастровый инженер, подготовивший проекты межевания и выполнивший кадастровые работы по образованию земельных участков с кадастровыми номерами №, №, №, проверил наличие размещения на данной территории земельных участков только по сведениям ЕГРН и принял решение о возможности проведения кадастровых работ по формированию земельных участков именно на данной территории. В случае использования землеустроительной документации из государственного фонда данных, кадастровый инженер имел бы возможность установить, что на данной территории расположен другой земельный участок с кадастровым номером № и данная территория не является территорией, входящей в земельный участок с кадастровым номером № (единое землепользование).
Таким образом, межевание земельных участков с кадастровыми номерами №, № и № путем выдела их в счет земельных долей в праве общей долевой собственности на земельный участок с кадастровым номером № (единое землепользование) произведено на территории, не входящей в состав земельного участка с кадастровым номером № что в силу ст. 61 Федерального закона от 13.07.2015 года №218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» является реестровой ошибкой в определении местоположения земельного участка.
Кроме того, в силу положений статьи 219 КАС РФ, если настоящим Кодексом не установлены иные сроки обращения с административным исковым заявлением в суд, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.
Пропуск установленного срока обращения в суд не является основанием для отказа в принятии административного искового заявления к производству суда. Причины пропуска срока обращения в суд выясняются в предварительном судебном заседании или судебном заседании.
Пропуск срока обращения в суд без уважительной причины, а также невозможность восстановления пропущенного (в том числе по уважительной причине) срока обращения в суд является основанием для отказа в удовлетворении административного иска.
В обоснование своих доводов о пропуске пропущенного процессуального срока административный истец ссылается на то, что оспариваемое ими решение Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Саратовской области от 04.05.2018 года № 64/18-8306 в виде уведомления об исправлении технической ошибки в записях ЕГРН было получено им только 16.11.2019 года вместе с определением Базарно-Карабулакского суда Саратовской области о подготовке дела в судебном разбирательству.
Действительно судом установлено, что Невейницыну С.В. данное уведомление не направлялось, поскольку оно направлялось только правообладателя земельного участка- Бессчетновой В.И., Мироновой М.В., Королевой Н.М., Менкиной Т.Н., то есть тем лицам права которых могли быть затронуты данным решением.
Несмотря на то, что 04.05.2018 года была исправлена техническая ошибка в отношении земельного участка с кадастровым номером №, правообладателем которого Невейницын С.В. не является, суд полагает, что в данном случае пропущенный процессуальный на подачу административного искового заявления может быть восстановлен.
Вместе с тем, оценив собранные по делу доказательства в их совокупности по правилам статьи 84 КАС РФ, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении требований Невейницына С.В., поскольку нарушение его прав не установлено, решение Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Саратовской области от 04.05.2018 года № 64/18-8306 принято в соответствии с требованиями закона, в установленном порядке, с соблюдением компетенции и при наличии к этому предусмотренных законом оснований, оснований для аннулирования записи в Едином государственном реестре недвижимости о регистрации земельного участка с кадастровым номером №, внесенной на основании оспариваемого решения не имеется.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 175, 178-180, 219, 290 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
в удовлетворении административного искового заявления инспекции Невейницына С.В. к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Саратовской области о признании незаконным решения об исправлении технической ошибки и аннулировании записей в Едином государственном реестре недвижимости – отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Саратовский областной суд в течение месяца путем подачи апелляционной жалобы через Фрунзенский районный суд города Саратова.
Срок составления мотивированного решения – 17 июня 2019 года.
Судья Анненкова Т.С.