Дело №2-1733/2024
УИД №60RS0001-01-2024-001342-80
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
18 июня 2024 года г. Псков
Псковский городской суд Псковской области в составе:
председательствующего судьи Жбановой О.В.,
при помощнике Мирончук Т.А.,
с участием:
представителя истца Ивановой Е.А.,
представителей третьих лиц Кулик Е.В., Шульженко А.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Комитета по охране объектов культурного наследия Псковской области к Павлову А.А. об изъятии объекта культурного наследия для организации продажи с публичных торгов,
УСТАНОВИЛ:
Комитет по охране объектов культурного наследия Псковской области (далее – Комитет) обратился в суд с иском к Павлову А.А. об изъятии объекта культурного наследия регионального значения ** (далее – Памятник) для организации продажи с публичных торгов.
На основании ст. 43 ГПК РФ к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора на стороне истца, привлечены Комитет по управлению государственным имуществом Псковской области, УФССП России по Псковской области, КУМИ г. Пскова.
В обоснование заявленных требований указано, что Павлову А.А. на праве собственности принадлежит здание с КН **, являющееся объектом культурного наследия регионального значения «**, в отношении которого в ЕГРН отсутствуют сведения о зарегистрированных правах. Памятник включен в Единый государственный реестр объектов культурного наследия Российской Федерации с присвоением реестрового номера **, в отношении него выдано Охранное обязательство от 22.09.2017 № 355, которое вместе с актом технического состояния, содержащим виды и сроки проведения работ по сохранению Памятника, были получены Павловым А.А. 12.10.2017. По истечении указанных сроков Комитетом 29.10.2019 проведены контрольно-надзорные мероприятия по контролю за состоянием Памятника, в результате которых установлено, что обязанности по организации и проведению работ, необходимых для сохранения Памятника и создания нормальных условий для его использования, ответчиком не исполнялись, меры по предотвращению дальнейшего разрушения памятника не принимались, в связи с чем собственнику выдано предписание со сроком его исполнения до 31.03.2020. Решением Псковского городского суда Псковской области от 09.06.2021 по гражданскому делу №** Павлов А.А. был обязан обеспечить проведение в отношении Памятника первоочередных противоаварийных и консервационных работ в порядке и на условиях предусмотренных статьей 45 Федерального закона от 25.06.2002 № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации», разработку научно-проектной документации на проведение в отношении объекта культурного наследия работ по реставрации и приспособлению для современного использования, а также проведение работ по уборке мусора и удалению самосевной растительности на территории объекта культурного наследия. До настоящего времени первоочередные противоаварийные и консервационные работы ответчиком не проведены, проектная документация в Комитет на согласование не представлена, государственная историко-культурная экспертиза не проведена, в связи с чем приступить к проведению работ по сохранению памятника невозможно. В связи с неисполнением Павловым А.А. обязанности по сохранению памятника, предусмотренной п. 1 ст. 47.3 Федерального закона от 25.06.2002 № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации», истец на основании ст.54 названного закона обратился в суд с вышеуказанным иском.
В судебном заседании представитель истца Иванова Е.А. исковые требования полностью поддержала.
Ответчик Павлов А.А. и его представитель Толоконников О.М. в судебное заседание не явились, о дате, месте и времени судебного заседания извещены надлежащим образом, в удовлетворении их ходатайств об отложении судебного разбирательства протокольным определением от 18.06.2024 отказано. В предыдущих судебных заседаниях и в письменных возражениях указали, что с иском не согласны, поскольку завершение проектирования в соответствии с заданием ОКН №** не представляется возможным по независящим от ответчика причинам, поскольку отсутствует договор аренды земельного участка, на котором расположен Памятник, как следствие, не представляется возможным выполнение градостроительного плана земельного участка. Во исполнение обязанностей, предусмотренных ст.ст. 45, 47.3 Федерального закона от 25.06.2002 № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» и решения суда от 09.07.2021 №** ответчик несет расходы по содержанию Памятника и поддержанию его в надлежащем техническом, санитарном и противопожарном состоянии (устроен каркас по стропилам и выполнена обрешётка для укладки водо-паронепроницаемым материалом, кирпичная кладка закрыта от внешних атмосферных воздействий, оконные проемы закрыты, заключены договоры с ООО «Модулор» на проведение обмерных работ и исходно разрешительной документации и с ООО «Псковгражданпроект» на выполнение проектных работ, вырублены деревья на здании, произведен покос кустарника). В 2022 году на указанные выше работы ответчиком затрачено 619 000 рублей, в 2023 – 1 538 000 рублей. В настоящее время территория и Памятник находятся в удовлетворительном состоянии, территория огорожена, ведется круглосуточное наблюдение за объектом.
В удовлетворении ходатайства стороны ответчика о назначении комплексной (комиссионной) судебной негосударственной строительно-технической и историко-культурной экспертизы спорного объекта культурного наследия протокольным определением от 18.06.2024 отказано, ввиду отсутствия процессуальной необходимости, учитывая предмет и основания иска. Кроме того факты, для установления которых ответчик просил назначить экспертизу, уже установлены иным способом и не требуют экспертной проверки.
Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора на стороне истца, Комитета по управлению государственным имуществом Псковской области Кулик Е.В. исковые требования поддержала.
Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора на стороне истца, КУМИ г. Пскова Шульженко А.Н. исковые требования поддержала, но указала, что КУМИ не является органом, уполномоченным на распоряжение объектом в случае удовлетворения иска.
Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора на стороне истца, УФССП России по Псковской области в судебное заседание не явился, о дате, месте и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом, позицию по иску не представил, в связи с чем дело рассмотрено в его отсутствие.
Выслушав участвующих в деле лиц и изучив их письменные позиции по делу, исследовав материалы гражданского дела №** по иску Комитета по охране объектов культурного наследия Псковской области к Павлову А.А. об обязании обеспечить проведение работ по сохранению объекта культурного наследия и материалы рассматриваемого гражданского дела, суд приходит к выводу об удовлетворении исковых требований по следующим основаниям.
В соответствии с п. 3 ст. 44 Конституции Российской Федерации каждый обязан заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории и культуры.
Федеральным законом от 25.06.2002 N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" (далее - Федерального закона от 25.06.2002 N 73-ФЗ) регулируется отношения в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации и направлен на реализацию конституционного права каждого на доступ к культурным ценностям и конституционной обязанности каждого заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории и культуры, а также на реализацию прав народов и иных этнических общностей в Российской Федерации на сохранение и развитие своей культурно-национальной самобытности, защиту, восстановление и сохранение историко-культурной среды обитания, защиту и сохранение источников информации о зарождении и развитии культуры.
Объекты культурного наследия (памятники истории и культуры) народов Российской Федерации представляют собой уникальную ценность для всего многонационального народа Российской Федерации и являются неотъемлемой частью всемирного культурного наследия.
В Российской Федерации гарантируется сохранность объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации в интересах настоящего и будущего поколений многонационального народа Российской Федерации.
Государственная охрана объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) является одной из приоритетных задач органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления.
Согласно ст. 1 Федерального закона от 25.06.2002 N 73-ФЗ предметами регулирования настоящего Федерального закона являются: отношения, возникающие в области сохранения, использования и популяризации объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации; особенности владения, пользования и распоряжения объектами культурного наследия (памятниками истории и культуры) народов Российской Федерации как особым видом недвижимого имущества; порядок формирования и ведения единого государственного реестра объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации; общие принципы государственной охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации.
В силу ч. 3 ст. 2 Федерального закона от 25.06.2002 N 73-ФЗ имущественные отношения, возникающие при сохранении, использовании, популяризации и государственной охране объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, регулируются гражданским законодательством Российской Федерации с учетом особенностей, установленных настоящим Федеральным законом.
В соответствии со статьями 10 и 11 Федерального закона от 25.06.2002 N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" осуществляется государственный надзор за состоянием, содержанием, сохранением, использованием и государственной охраной объектов культурного наследия и контроль за их исполнением.
Уполномоченным органом в области охраны объектов культурного наследия на территории Псковской области является Комитет по охране объектов культурного наследия Псковской области, полномочия которого определены Положением, утвержденным постановлением Администрации Псковской области от 01.11.2013 № 510.
Согласно пункту 1.1 Положения Комитет является органом исполнительной власти области, осуществляющим государственно-властные полномочия исполнительно-распорядительного характера в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации на территории Псковской области.
Среди прочих полномочий, Комитет осуществляет региональный государственный надзор за состоянием, содержанием, сохранением, использованием, популяризацией и государственной охраной объектов культурного наследия регионального значения, объектов культурного наследия местного (муниципального) значения, выявленных объектов культурного наследия, устанавливает порядок выдачи задания и его форму на осуществление мероприятий по контролю за состоянием объектов культурного наследия и систематическому наблюдению в отношении объектов культурного наследия регионального значения, выявленных объектов культурного наследия (пункты 3.4, 3.59 Положения).
Согласно ст. 33 Федерального закона от 25.06.2002 N 73-ФЗ объекты культурного наследия, включенные в реестр, выявленные объекты культурного наследия подлежат государственной охране в целях предотвращения их повреждения, разрушения или уничтожения, изменения облика и интерьера (в случае, если интерьер объекта культурного наследия относится к его предмету охраны), нарушения установленного порядка их использования, незаконного перемещения и предотвращения других действий, могущих причинить вред объектам культурного наследия, а также в целях их защиты от неблагоприятного воздействия окружающей среды и от иных негативных воздействий.
В соответствии с п. 1 и п. 2 ст. 48 Федерального закона от 25.06.2002 N 73-ФЗ установлено, что объекты культурного наследия независимо от категории их историко-культурного значения могут находиться в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, муниципальной собственности, частной собственности, а также в иных формах собственности, если иной порядок не установлен федеральным законом.
Особенности владения, пользования и распоряжения объектом культурного наследия, включенным в реестр, и выявленным объектом культурного наследия определяются настоящим Федеральным законом, гражданским законодательством Российской Федерации, градостроительным законодательством Российской Федерации, земельным законодательством Российской Федерации.
В соответствии с ч. 1 ст. 40 Федерального закона от 25.06.2002 N 73-ФЗ под сохранением объекта культурного наследия признаются меры, направленные на обеспечение физической сохранности и сохранение историко-культурной ценности объекта культурного наследия, предусматривающие консервацию, ремонт, реставрацию, приспособление объекта культурного наследия для современного использования и включающие в себя научно-исследовательские, изыскательские, проектные и производственные работы, научное руководство проведением работ по сохранению объекта культурного наследия, технический и авторский надзор за проведением этих работ.
Статья 41 Федерального закона от 25.06.2002 N 73-ФЗ предусматривает консервацию объекта культурного наследия, которая представляет собой научно-исследовательские, изыскательские, проектные и производственные работы, в том числе комплекс противоаварийных работ по защите объекта культурного наследия, которому угрожает быстрое разрушение, проводимые в целях предотвращения ухудшения состояния объекта культурного наследия без изменения дошедшего до настоящего времени облика указанного объекта культурного наследия и без изменения предмета охраны объекта культурного наследия.
В соответствии со статьей 42 указанного Закона сохранение объекта культурного наследия - это меры, направленные на обеспечение физической сохранности и сохранение историко-культурной ценности объекта культурного наследия.
В соответствии с частью 1 статьи 45 Федерального закона № 73-ФЗ работы по сохранению объекта культурного наследия, включенного в реестр, или выявленного объекта культурного наследия проводятся на основании задания на проведение указанных работ, разрешения на проведение указанных работ, выданных органом охраны объектов культурного наследия, указанным в пункте 2 настоящей статьи, проектной документации на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия, включенного в реестр, или выявленного объекта культурного наследия, согласованной соответствующим органом охраны объектов культурного наследия, указанным в пункте 2 настоящей статьи, а также при условии осуществления технического, авторского надзора и государственного контроля (надзора) в области охраны объектов культурного наследия за их проведением.
Согласно ст. 47.2 Федерального закона от 25.06.2002 N 73-ФЗ требования к сохранению объекта культурного наследия, включенного в реестр, должны предусматривать консервацию, ремонт, реставрацию объекта культурного наследия, приспособление объекта культурного наследия для современного использования либо сочетание указанных мер.
В соответствии со ст. 47.3 Федерального закона от 25.06.2002 N 73-ФЗ при содержании и использовании объекта культурного наследия, включенного в реестр, в целях поддержания в надлежащем техническом состоянии без ухудшения физического состояния и (или) изменения предмета охраны данного объекта культурного наследия собственник объекта культурного наследия обязан: осуществлять расходы на содержание объекта культурного наследия и поддержание его в надлежащем техническом, санитарном и противопожарном состоянии; не проводить работы, изменяющие предмет охраны объекта культурного наследия либо ухудшающие условия, необходимые для сохранности объекта культурного наследия; обеспечивать сохранность и неизменность облика выявленного объекта культурного наследия; незамедлительно извещать соответствующий орган охраны объектов культурного наследия обо всех известных ему повреждениях, авариях или об иных обстоятельствах, причинивших вред объекту культурного наследия, включая объект археологического наследия, земельному участку в границах территории объекта культурного наследия либо земельному участку, в границах которого располагается объект археологического наследия, или угрожающих причинением такого вреда, и безотлагательно принимать меры по предотвращению дальнейшего разрушения, в том числе проводить противоаварийные работы в порядке, установленном для проведения работ по сохранению объекта культурного наследия; не допускать ухудшения состояния территории объекта культурного наследия, включенного в реестр, поддерживать территорию объекта культурного наследия в благоустроенном состоянии.
Согласно п. 1 ст. 54 Федерального закона от 25.06.2002 N 73-ФЗ в случае, если собственник объекта культурного наследия, включенного в реестр, выявленного объекта культурного наследия либо земельного участка, в пределах которого располагается объект археологического наследия, не выполняет требований к сохранению такого объекта или совершает действия, угрожающие сохранности данного объекта и влекущие утрату им своего значения, в суд с иском об изъятии у собственника бесхозяйственно содержимого объекта культурного наследия, включенного в реестр, выявленного объекта культурного наследия либо земельного участка, в пределах которого располагается объект археологического наследия, обращаются: федеральный орган охраны объектов культурного наследия - в отношении отдельных объектов культурного наследия федерального значения; региональный орган охраны объектов культурного наследия в отношении объектов культурного наследия регионального значения, объектов культурного наследия местного (муниципального) значения, выявленных объектов культурного наследия.
В случае принятия судом решения об изъятии объекта культурного наследия, включенного в реестр, либо земельного участка, в пределах которого располагается объект археологического наследия, у собственника, содержащего данный объект либо данный земельный участок ненадлежащим образом, по представлению федерального органа охраны объектов культурного наследия, либо органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченного в области охраны объектов культурного наследия, либо органа местного самоуправления соответствующий орган по управлению государственным или муниципальным имуществом выкупает данный объект либо данный земельный участок или организует их продажу с публичных торгов.
По правилу подпункта 4 пункта 2 статьи 235 Гражданского кодекса Российской Федерации принудительное изъятие у собственника имущества не допускается, кроме случаев, когда по основаниям, предусмотренным законом, производится выкуп бесхозяйственно содержимых культурных ценностей, домашних животных (статьи 240 и 241 Кодекса).
Собственнику объекта культурного наследия возмещается стоимость выкупленного объекта в порядке, установленном ГК РФ.
Согласно ст. 240 ГК РФ стоимость культурных ценностей, возмещаемая собственнику при их выкупе, определяется в размере, установленном соглашением сторон, а в случае спора - судом. При продаже с публичных торгов собственнику передается вырученная от продажи сумма за вычетом расходов на проведение торгов, а также стоимости восстановительных работ в отношении объекта культурного наследия, или стоимости мероприятий, необходимых для сохранения объекта археологического наследия, указанных в статье 40 Федерального закона от 25 июня 2002 года N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации".
Применительно к вышеизложенному, в предмет доказывания по настоящему делу входит установление обстоятельств, являющихся основанием для принудительного изъятия спорного объекта из законного владения ответчика по причине несоблюдения последним мер, способствующих сохранению физического состояния памятника, что исключает угрозу полной утраты объекта культурного наследия. Основанием для прекращения права собственности на объект культурного наследия является не только его разрушение, но фактические действия его собственника, в результате которых объект утрачивает свое культурное значение. Для изъятия объекта культурного наследия действия либо бездействие собственника должно носить системный, длящийся виновный характер, подтверждающие бесхозяйственное содержание объекта культурного наследия.
Судом установлено, что Павлов А.А. с 08.09.2009 по 05.09.2011, с 22.09.2014 по 09.07.2015, с 20.01.2017 по настоящее время является собственником объекта недвижимого имущества с кадастровым номером **, входящего в состав объекта культурного наследия регионального значения ** (т. 1 л.д. 91,105-107,108-114,72-78,79).
Здание находится на территории земельного участка с КН **, государственная собственность на который не разграничена (л.д.115-116).
На основании договора №88 аренды земельного участка от 25.11.2009 Павлов А.А. являлся арендатором земельного участка с КН ** сроком по 25.11.2014 (т. 1 л.д. 80-84,85-86, т. 2 л.д. 155-160).
На основании акта государственной историко-культурной экспертизы от 01.06.2016, Приказом Комитета №** утвержден предмет охраны объекта культурного наследия регионального значения «**., расположенного по адресу: ** и Приказом Комитета от 20.09.2016 № 417 Памятник включен в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации в качестве объекта культурного наследия регионального значения, утверждены его границы и режим использования территории (т. 1 л.д. 17-20, 21-26, т. 2 л.д. 34-35, т. 3 л.д. 77-82).
На основании приказа Министерства культуры РФ от 12.10.2017 №114838-р Памятник зарегистрирован в государственном реестре объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российский Федерации, ему присвоен регистрационный номер **т. 1 л.д. 16).
Актом технического состояния объекта культурного наследия от 18.09.2017 на основании постановления Правительства Российской Федерации от 29 июня 2015 года N 646 установлено, что объект находится в неудовлетворительном аварийном состоянии: утрата крыши - 2007 г., фундамент имеет деформации, состояние стен неудовлетворительное, декор второго этажа утрачен в 1970-х годах, оконные проемы сохранились фрагментально, состояние внутренних архитектурно-конструктивных элементов – неудовлетворительное, большая часть перекрытий обрушалась, вследствие многолетнего существования памятника без покрытия, сохранившаяся часть перекрытия находится в аварийном состоянии, состояние внутренних стен неудовлетворительное, полы разобраны, их остатки поражены гнилью, закладные дверные и оконные колоды сохранились частично, поражены гнилью, дверные полотна и оконные переплеты утрачены, лестницы утрачены, электричество отсутствует, территория при доме захламлена, заросла травой и кустарником. В целях сохранения объекта культурного наследия Павлову А.А. указано на необходимость проведения работ и их сроки (т. 1 л.д.33-42).
Приказом Комитета от 22.09.2017 № 335 в отношении Памятника утверждено Охранное обязательство (т. 1 л.д. 17,18-32).
Акт от 18.09.2017 и Охранное обязательство получены Павловым А.А. 12.10.2017 (т.1 л.д. 43-44).
В пункте 14 Охранного обязательства установлено, что лицо (лица), указанные в пункте 11 статьи 47.6 Федерального закона об объектах культурного наследия обязано обеспечить финансирование и организацию проведения научно-исследовательских, изыскательских, проектных работ, консервации, ремонта, реставрации и иных работ, направленных на обеспечение физической сохранности объекта культурного наследия и сохранение предмета охраны объекта культурного наследия в порядке, установленном Федеральным законом «Об объектах культурного наследия».
Пунктом 17 Охранного обязательства на собственника Памятника возложена обязанность поддерживать надлежащее техническое состояние без ухудшения физического состояния и (или) изменения Памятника.
27.09.2017 Павлову А.А. выдано задание №49-Р3 на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия (т. 2 л.д. 36-41).
20.12.2017 между Павловым А.А. и ООО «Модулор» заключен договор на проведение работ по сохранению спорного объекта культурного наследия и согласованию их с Комитетом, срок исполнения – 6 месяцев с момента получения авансового платежа (т. 2 л.д. 42- 45,46).
В целях государственного надзора в области охраны объектов культурного наследия в октябре 2019 года Комитетом проведена проверка состояния Памятника, по результатам которой составлен отчет о проведении мероприятия по контролю за состоянием объекта культурного наследия от 29.10.2019, согласно которому выявлены нарушения ответчиком требований Федерального закона об объектах культурного наследия, условий Охранного обязательства от 22.09.2017 № 335, а именно: первоочередные противоаварийные и консервационные работы не проведены; работы по разработке научно-проектной документации по реставрации и приспособлению памятника для своевременного использования не проведены; не исполнены обязанности по осуществлению расходов на содержание Памятника и поддержание его в надлежащем техническом, санитарном и противопожарном состоянии, по поддержанию территории Памятника в благоустроенном состоянии (т. 1 л.д. 45-62).
09.10.2019 в адрес УГХ Администрации г. Пскова Комитетом по делам гражданской обороны и предупреждению чрезвычайных ситуаций направлено сообщение о разрушении стены заброшенного здания и угрозы ее падения по адресу ул. Советская, д. 46 г. Пскова (т. 1 л.д. 92).
10.10.2019 Контрольным управлением Администрации г. Пскова в адрес Комитета направлено сообщение о необходимости проведения проверки на основании поступившего 09.10.2019 сообщения (т. 1 л.д. 93).
В целях устранения выявленных нарушений п. 11 ст. 47.6, п.1, подп. 11 п.2 ст. 33, п.п. 1 и 3 ст.27, подп. 1,7,8 п.1 ст. 47.3 Федерального закона от 25.06.2002 N 73-ФЗ и подп.3 п. 25, п.12, подп. 10 п. 25 Охранного обязательства Павлову А.А. выдано предписание от 29.10.2019 № 57, содержащее, в том числе, требования по выполнению мероприятий по обеспечению проведения в отношении Памятника первоочередных противоаварийных и консервационных работ; обеспечению разработки научно-проектной документации на проведение в отношении Памятника, работ по реставрации и приспособлению для современного использования и направлении документации на согласование; по обеспечению проведения работ по уборке мусора и удалению самосевной растительности на территории Памятника (т.1 л.д. 63-65).
Указанное предписание получено Павловым А.А. 17.11.2019 и в установленные в предписании сроки нарушения не устранены (т.1 л.д. 66-68,69,70).
Ввиду неисполнения предписания, Павлов А.А. постановлением Псковского городского суда Псковской области от 31.01.2020 по делу №5-39/2020 привлечен к административной ответственности по части 1 статьи 7.13 Кодекса РФ об административных правонарушениях (том 1 л.д. 39-41 дела №2-179/2021).
Ответчиком в подтверждение своих доводов по содержанию Памятника представлены документы, что в 2019 году ООО «Модулор» выполнена проектная документация (т. 2 л.д. 48-97).
Комитетом в адрес ООО «Модулор» 31.01.2020 сообщено о невозможности принятие на согласование документов, поскольку у Общества отсутствует лицензия на осуществление деятельности по сохранению объекта культурного наследия (т. 2 л.д. 98-102).
02.03.2020 между Павловым А.А. и ООО «Модулор» заключен договор на совершение юридических действий по объекту культурного наследия (т. 2 л.д. 103-105,106).
24.04.2020 МП г. Пскова «ПТС» ООО «Модулор» выданы технические условия на подключение к тепловым сетям объекта (т. 2 л.д. 109-117).
07.05.2020 ООО «Модулор» МКУ г. Пскова «Специализированная служба» выданы технические условия на проектирование и строительство «реставрации здания с приспособлением под апартаменты (отель) и кафе» по ** (л.д. 108 т. 2).
19.05.2020 УГХ Администрации г. Пскова ООО «Модулор» выданы технические условия на благоустройство прилегающей территории (т. 2 л.д. 118-122).
20.05.2020 ПАО «МРСК Северо-Запада» выданы технические условия на подключение к электрическим сетям (т. 2 л.д. 129-130).
26.05.2020 МП г. Пскова «Горводоканал» выданы технические условия на подключение к централизованным системам водоснабжения и водоотведения г. Пскова (т. 2 л.д. 131-136).
08.06.2020 ОАО «Псковская ГТС» выданы технические условия на телефонизацию объекта (т. 2 л.д. 137-138,139-142).
Срок вышеуказанных технических заданий в настоящее время истек, работы в соответствии с техническими условиями на объекте не выполнены.
22.05.2020 ООО «Модулор» Комитетом сообщено о согласии на вывоз бытового мусора с территории памятника и разъяснен порядок вывоза разрушенных конструкций Памятников (т. 2 л.д. 143-144).
На основании заявления Павлова А.А., 19.01.2021 ему выдано задание №2-Р3 на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия (т. 1 л.д. 198-121,122,123-124, т. 2 л.д. 145-147).
11.06.2021 между Павловым А.А. и ООО «Модулор» заключен договор №11-06/ПСД/2021 на выполнение работ по реставрации (т. 2 л.д. 171-181).
Во исполнение указанного договора, в 2021 году ООО «Модулор» выполнен проект внесения изменений в предмет охраны объекта культурного наследия (т. 2 л.д. 182-197), в 2022 году – выполнена проектная документация по первоочередным противоаварийным и консервационным работам и по реставрации и приспособлению для современного использования (т. 2 л.д. 198-252).
13.05.2021 Комитет отказал ответчику в согласовании проекта ООО «Модулор» внесения изменений в предмет охраны объекта культурного наследия, поскольку техническое состояние объекта (его отдельных элементов) и условия его содержания и эксплуатации не влияют на состав предмета охраны объекта культурного наследия, его снос запрещён (т. 4 л.д. 26).
Вступившим в законную силу 17.08.2021 решением Псковского городского суда Псковской области от 09.06.2021 по гражданскому делу №2-179/2021 Павлов А.А. был обязан обеспечить: проведение в отношении Памятника первоочередных противоаварийных и консервационных работ в порядке и на условиях предусмотренных статьей 45 Федерального закона от 25.06.2002 № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» в течение 1 года с момента вступления решения суда в законную силу; разработку научно-проектной документации на проведение в отношении объекта культурного наследия работ по реставрации и приспособлению для современного использования и направить документацию на согласование Комитета по охране объектов культурного наследия Псковской области способом, позволяющим подтвердить направление и получение комитетом такой документации, в течение 15 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу; проведение работ по уборке мусора и удалению самосевной растительности на территории объекта культурного наследия регионального значения в течение 1 месяца с момента вступления решения суда в законную силу (т. 1 л.д. 94-101).
Согласно ч. 2 и ч. 3 ст. 13 ГПК РФ, вступившие в законную силу судебные постановления являются обязательными для всех без исключения органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, граждан, организаций и подлежат неукоснительному исполнению на всей адрес. Неисполнение судебного постановления влечет за собой ответственность, предусмотренную федеральным законом.
21.11.2022 Павлов А.А. во исполнение вышеуказанного решения суда направил в адрес Комитета документы по проведению в отношении объекта культурного наследия первоочередных противоаварийных и консервационных работ и научно-проектную документацию на проведение в отношении объекта работ по реставрации и приспособлению для современного использования (т. 1 л.д. 131).
Комитетом в адрес Павлова А.А. 30.11.2022 направлено сообщение о том, что проектную документацию на проведение первоочередных противоаварийных и консервационных мероприятий на объекте необходимо представить в составе комплекта документов для получения разрешения на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия в силу подп. 3 п. 10 Административного регламента предоставления Комитетом соответствующей государственной услуги (л.д. 132-133 т. 1, т. 3 л.д. 92-93).
Ввиду неисполнения решения суда Комитетом 30.03.2023 в адрес Павлова А.А. направлена претензия о необходимости исполнения решения суда и принятии мер по сохранности объекта культурного наследия, а в случае неисполнения данных обязанностей Комитет обратится в суд с иском в порядке ст. 54 Закона №73-ФЗ, которая получена адресатом 04.04.2023 (т. 1 л.д. 128-129, 130).
17.05.2023 в адрес Комитета Павловым А.А. направлены уведомление и документы о том, что во исполнение решения суда им проведены работы по уборке мусора и удалению самосевной растительности, завершение работ над проектной документацией согласного заключенному с ООО «Модулор» договору от 09.12.2022 планируется к сентябрю 2023 года (т. 3 л.д. 88,89-92).
Определением Псковского городского суда Псковской области от 27.09.2023 Павлову А.А. отказано в предоставлении отсрочки исполнения решения суда от 09.06.2021 по делу №2-179/2021 сроком до 01.09.2024 по тем основаниям, что Павловым А.А. не представлено убедительных доказательств, подтверждающих исключительные обстоятельства, затрудняющие исполнение судебного акта, а также свидетельствующих о намерении исполнить судебное решение в срок, на который должник просит предоставить отсрочку (т. 1 л.д. 102-104).
23.12.2023 между ОАО Институт «Псковгражданпроект» и Павловым А.А. заключен договор №** на выполнение научно-исследовательских и проектных работ по сохранению Памятника, срок исполнения – 7 месяцев (т. 3 л.д. 5-14,15,16).
В результате проведенной Комитетом 23.05.2024 выездной проверки выявлены нарушения обязательных требований в области охраны объектов культурного наследия, установленных ст. 45 Закона №73-ФЗ, заключающиеся в проведении работ по консервации Памятника без разрешения государственного органа охраны объектов культурного наследия, о чем составлен акт выездной проверки №2 от 23.05.2024 и проведена фотофиксация (т. 3 л.д. 73-76,83-87).
30.05.2024 в отношении Павлова А.А. Комитетом составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ст. 7.14 КоАП РФ (т. 4 л.д. 31-33).
До настоящего времени научно-проектная документация в адрес истца ответчиком не предоставлена, за разрешением на проведение первоочередных противоаварийных и консервационных работ в комплекте с проектной документацией ответчик в Комитет не обращался, обратного в материалах дела не имеется.
В соответствии со ст. 56 ГПК РФ, содержание которой следует рассматривать в контексте с положениями п. 3 ст. 123 Конституции Российской Федерации и ст. 12 ГПК РФ, закрепляющих принцип состязательности гражданского судопроизводства и принцип равноправия сторон, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Вместе с тем доводы ответчика и представленные в их подтверждение документы о том, что им предпринимаются меры по содержанию Памятника и поддержанию его в надлежащем техническом, санитарном и противопожарном состоянии судом отклоняются, поскольку ответчик, владея объектом культурного наследия, в силу профессиональной деятельности и наличии в собственности иных объектов культурного наследия на территории г. Пскова и имея представление о значимости данного объекта, виде и характере необходимых первоочередных работ, осознавая наличие обременения владения охранными обязательствами, не предпринял в соответствии с требованиями законодательства об объектах культурного наследия реальных и надлежащих мер по физическому сохранению Памятника, должной организации и разработки научно-проектной документации, ее согласования с уполномоченным органом, учитывая, что соответствующие разъяснения о необходимых документах и порядке проведения и предоставления документации Павлову А.А. были неоднократно разъяснены истцом.
Из материалов дела следует, что ответчик с 2017 года фактически бездействовал, каких-либо реальных мер к сохранению объекта культурного наследия систематически не принимал, что подтверждается неоднократными требованиями в адрес Павлова А.А. в связи с неисполнением им решения суда и привлечением его к административной ответственности.
Доказательств, что ответчик, действуя добросовестно и разумно, предпринимал до обращения истца в суд с настоящим иском все зависящие от него меры, направленные на исполнение принятых на себя охранных обязательств по сохранению объекта культурного наследия, а также выполнял срочные противоаварийные и консервационные мероприятия, восстановительные и реставрационные работы в соответствии с требованиями Федерального закона от 25.06.2002 № 73-Ф3, в материалах дела не имеется.
Проведенные ответчиком в ходе рассмотрения дела работы по консервации Памятника осуществлены с нарушением обязательных требований Федерального закона от 25.06.2002 № 73-Ф3 и, по мнению суда, в целях создания видимости исполнения обязательств, поскольку ответчику достоверно известен порядок их проведения.
Работы по расчистке внутреннего объема Памятника от самосевной растительности, вырубке деревьев не относятся к работам по сохранению объекта культурного наследия. При этом выполнение данных работ не были приняты судом во внимание при отказе в предоставлении отсрочки исполнения решения суда от 09.06.2021, поскольку данные работы не подтверждают исполнение решения в указанной части в порядке и на условиях предусмотренных статьей 36 Федерального закона от 25.06.2002 № 73-Ф3 «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации».
Факт заключения 23.12.2023 договора с ООО «Псковгражданпроект» на выполнение научно-исследовательских и проектных работ по сохранению Памятника также не свидетельствует о предпринятых ответчиком необходимых и реальных мерах для сохранения Памятника. При этом, данный договор заключен после получения ответчиком претензии истца об обращении в суд с иском в порядке ст. 54 Закона №73-ФЗ.
Приобретение ответчиком спорного здания в аварином состоянии не исключает его обязанности исполнить условия Охранного обязательства по сохранению объекта культурного наследия.
Отклоняя доводы стороны ответчика об отсутствии права аренды ответчика на земельный участок, на территории которого расположен спорный объект культурного наследия, и, как следствие, невозможность проведения работ по сохранению объекта культурного наследия, суд учитывает, что указанные обстоятельства не являются объективной причиной, препятствующей соблюдению собственником объекта культурного наследия всех требований законодательства по его содержанию и охране.
В судебном порядке с требованиями об оспаривании приказов КУГИ Псковской области об отказе в предоставлении земельного участка с КН ** в аренду (т. 2 л.д.161,162,163-165,166-167,168,169), об оспаривании предписаний истца ответчик до поступления в суд указанного иска не обращался, т.е. не предпринимал всех возможных мер, необходимых для исполнения задания на проведение работ по сохранению объекта от 19.01.2021.
Заключение специалиста ООО «ИКБ «Эксперт» №** (т. 3 л.д. 95-152) о рыночной стоимости спорного объекта суд не оценивает, поскольку оно не является доказательством по делу. Положениями абзацев 4, 5, 6 пункта 1 статьи 54 Закона N 73-ФЗ установлено, что определение способа изъятия объекта культурного наследия производится на стадии исполнения решения суда органом по управлению государственным или муниципальным имуществом на основании представления федерального либо регионального органа охраны объектов культурного наследия. В результате выкупа объекта либо его продажи с публичных торгов собственнику объекта выплачиваются денежные средства, составляющие либо его выкупную стоимость, либо вырученную от продажи сумму, за вычетом расходов на проведение торгов. В отсутствие согласия сторон о цене или иных существенных условиях соглашения, соответствующий спор может быть разрешен в судебном порядке.
В совокупности изложенного, разрешая заявленный спор и признавая исковые требования правомерными, суд, руководствуясь положениями статей 33, 40, 41, 42, 43, 45, 54 Федерального закона от 25.06.2002 N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации", статьи 240 Гражданского кодекса Российской Федерации, оценив в совокупности собранные по делу доказательства по правилам статей 12, 56, 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, приходит к выводу о наличии оснований, предусмотренных п. 1 ст. 54 Федерального закона от 25.06.2002 N 73-ФЗ, для изъятия у ответчика объекта культурного наследия для организации продажи недвижимости с публичных торгов в порядке, установленном пунктом 1 статьи 54 Федерального закона от 25.06.2002 № 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации", поскольку ответчик на протяжении длительного времени не выполняет обязанности по сохранению объекта культурного наследия, находящегося в его собственности, не предпринимает реальных мер, направленных на приведение памятника в надлежащее техническое, санитарное и противопожарное состояние, не проводит надлежащим образом в соответствии с действующим законодательством первоочередные противоаварийные и консервационные работы, не осуществляет в соответствии с действующим законодательством разработку научно-проектной документации на проведение в отношении Памятника работ по реставрации и приспособлению для современного использования, вследствие чего объект находится в аварийном (неудовлетворительном) состоянии, разрушается, утрачивает свое историческое и культурное значение, что со стороны ответчика является грубым нарушением законодательства об объектах культурного наследия.
На основании ст. 103 ГПК РФ издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход бюджета, за счет средств которого они были возмещены, а государственная пошлина - в соответствующий бюджет согласно нормативам отчислений, установленным бюджетным законодательством Российской Федерации.
Таким образом, в силу ст. 103 ГПК РФ с ответчика в доход Муниципального образования «Город Псков» подлежат взысканию судебные расходы, от уплаты которых истец был освобожден, в сумме 300 рублей.
Руководствуясь ст. ст. 194, 197-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
исковые требования Комитета по охране объектов культурного наследия Псковской области к Павлову А.А. об изъятии объекта культурного наследия для организации продажи с публичных торгов удовлетворить.
Изъять из собственности Павлова А.А. (СНИЛС **) объект культурного наследия регионального значения ** для организации продажи с публичных торгов.
Взыскать с Павлова А.А. (СНИЛС **) в доход Муниципального образования «Город Псков» государственную пошлину в размере 300 (Триста) рублей.
Решение может быть обжаловано в Псковский областной суд через Псковский городской суд Псковской области в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Судья О.В. Жбанова
Решение в окончательной форме изготовлено 25 июня 2024 года.