Решение по делу № 2-373/2022 (2-3650/2021; 2-12367/2020;) от 10.12.2020

К делу № 2-373/2022

Решение

Именем Российской Федерации

14 июня 2022 года                                                                        г. Краснодар

Прикубанский районный суд г. Краснодара в составе:

председательствующего судьи Ермолова Г.Н.,

секретаря судебного заседания Щегольковой М.М.,

помощника судьи Авдеевой Н.А.,

рассмотрел в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Васянкиной Натальи Юрьевны к Васюк Анне о признании недействительными результатов межевания земельного участка, снятии с земельного участка с государственного кадастрового учета, установлении границ земельного участка,

Установил:

Васянкина Н.Ю. обратилась в районный суд с исковым заявлением к Васюк А. о признании недействительными результатов межевания земельного участка с кадастровым номером , по адресу: <адрес>, с/т «Сад Кубани», <адрес>, снятии с земельного участка с государственного кадастрового учета с кадастровым номером , по адресу: <адрес>, с/т «Сад Кубани», <адрес>, установлении границ земельного участка с кадастровым номером , по адресу: <адрес>, с/т «Сад Кубани», <адрес>, свои требования мотивировала тем, что ей на праве собственности, принадлежит земельный участок с кадастровым номером , расположенный по адресу: <адрес>, с/т «Сад Кубани», <адрес>. Границы земельного участка не были установлены в соответствии с земельным законодательством. Для приведения землеустроительной документации в соответствии с требованиями земельного законодательства, истцом были заказаны работы по проведению межевых работ земельного участка с кадастровым номером , в результате проведения которых было выявлено наложение границ со смежным земельным участком с кадастровым номером , расположенным по адресу: <адрес>, с/т «Сад Кубани», <адрес>. Истец полагает, что при постановке земельного участка ответчика на государственный кадастровый учет была допущена реестровая ошибка. В досудебном порядке спор разрешить не удалось. Просит суд восстановить нарушенные права.

Представитель истца в судебном заседании настаивал на удовлетворении заявленных требований.

Ответчик в судебное заседание не явился, хотя о рассмотрении дела был извещен.

Представители третьих лиц ФГБУ «ФКП Росреестра» и Администрации муниципального образования город Краснодар в судебное заседание не явился, хотя о рассмотрении дела был извещен.

Представитель третьего лица Управления Росреестра по Краснодарскому краю в судебное заседание не явился, хотя о рассмотрении дела был извещен.

Исследовав материалы дела, выслушав мнение сторон, оценив представленные доказательства с учетом требований закона об относимости, допустимости и достоверности, а также их значимости для правильного разрешения заявленных требований, суд приходит к следующему.

В соответствии с ч. 1 ст. 46 Конституции РФ каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод.

Согласно ч. 1 ст. 11 ГПК РФ защиту нарушенных или оспоренных гражданских прав осуществляет в соответствии с подведомственностью дел, установленной процессуальным законодательством, суд.

В соответствии с ч. 1 ст. 60 Земельного кодекса РФ нарушенное право на земельный участок может быть восстановлено в случаях, предусмотренных федеральными законами.

Действия, нарушающие права на землю граждан и юридических лиц или создающих угрозу их нарушения могут быть пресечены путем восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения (ч. 2 ст. 60 ЗК РФ).

Согласно ч. 1 ст. 64 Земельного кодекса РФ, земельные споры рассматриваются в судебном порядке.

В силу ст. 304 ГК РФ, собственник может требовать устранения всяких нарушений его права, хотя бы эти нарушения и не были соединены с лишением владения.

В соответствии с правовой позицией, изложенной в Постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в постановлении от 29.04.2010 года № 10/22 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав» к искам о правах на недвижимое имущество относятся, в частности, иски об установлении границ земельного участка, а решение суда, которым установлены границы земельного участка, является основанием для изменения сведений о данном земельном участке в государственном кадастре недвижимости.

В соответствии с п. 6 ст. 11.9 Земельного кодекса РФ образование земельных участков не должно приводить к вклиниванию, вкрапливанию, изломанности границ, чересполосице, невозможности размещения объектов недвижимости и другим препятствующим рациональному использованию и охране земель недостаткам, а также нарушать требования, установленные настоящим Кодексом, другими федеральными законами.

В судебном заседании установлено, что истцу Васянкиной Н.Ю. на основании постановления Администрации муниципального образования <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ на праве собственности принадлежит земельный участок, площадью 614 кв.м., с кадастровым номером , расположенный по адресу: <адрес>, с/т «Сад Кубани», <адрес>, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ. Согласно данным ЕГРН земельный участок был поставлен на государственный кадастровый учет ДД.ММ.ГГГГ. Одновременно содержатся сведения о том, что граница земельного участка не установлена в соответствии с требованиями земельного законодательства.

В 2020 году кадастровому инженеру Романенко А.Н. было заказано землеустроительное дело на земельный участок по адресу: <адрес>, с/т «Сад Кубани», <адрес>. В результате межевания произведено описание границ земельного участка и установлено наложение на смежный земельный участок с кадастровым номером .

Смежный земельный участок с кадастровым номером , расположенный по адресу: <адрес>, с/т «Сад Кубани», <адрес>, принадлежит на праве собственности Васюк А. Граница земельного участка Васюк А. установлена в соответствии с земельным законодательством. Из предоставленного землеустроительного дела следует, что Васянкина Н.Ю. ДД.ММ.ГГГГ согласовала Васюк А. межевой план по установлению границ земельного участка с кадастровым номером , расположенный по адресу: <адрес>, с/т «Сад Кубани», <адрес>.

У сторон возник спор относительно наличия реестровой ошибки в координатах земельного участка ответчика.

Суд не обладает специальными познаниями и оборудованием для установления границ земельных участков на местности. Для разрешения спора по существу судом была назначена судебная землеустроительная экспертиза.

Согласно заключения эксперта ООО «Краевая Оценочная Компания» от ДД.ММ.ГГГГ, экспертом установлены фактические границы и площадь земельных участков с кадастровыми номерами и . Площадь и границы земельного участка с кадастровым номером , не соответствует землеотводным документам. Эксперт установил наложение границ спорных участков в координатах.

В соответствии с ч. 1 ст. 67 ГПК РФ, суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств.

Частями 2 и 3 ст. 67 ГПК РФ определено, что никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы, суд оценивает относимость, допустимость и достоверность каждого доказательства в отдельности, а так же достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности.

Оснований ставить под сомнение выводы данного заключения у суда не имеется. Данные выводы также подтверждаются совокупностью представленных и исследованных в судебном заседании вышеперечисленных доказательств.

С учетом изложенного следует, что между сторонами не только спор относительно устранения реестровой ошибки, допущенной при постановке на кадастровый учет земельного участка сторон, но и межевой спор относительно расположения фактической границы смежных земельных участков. Исковые требования в части определения границы земельных участков сторонами не заявлено, однако, указывается на несоответствие данных предоставленных для постановки земельных участков на кадастровый учет правоустанавливающим (землеотводным) документам, эксперт также указывается на установку забора не в соответствии с правоустанавливающими документами.

Экспертиза для суда является одним из доказательств по делу, которое подлежит оценке судом с учетом предоставленных по делу материалов.

С учетом вышеописанного суд приходит к выводу об отсутствии сомнений в правильности экспертных исследований. Так эксперт не описывает причины увеличения площади участка истца относительно землеотводных и правоустанавливающих документов.

Суд не имеет возможности признать надлежащим доказательством заключение кадастрового инженера Романенко А.Н., предоставленное Васянкиной Н.Ю., поскольку кадастровый инженер не был предупрежден судом об уголовной ответственности за дачу заведомо ложного заключения по ст. 307 УК РФ, стороны о проведении исследований не извещались, неизвестен объем документов предоставленных на исследование, в связи с чем, данное заключением не может быть положено в основу принимаемого судом решения.

С учетом изложенного, налицо факт наложения границ спорных земельных участков при воспроизведении их в графическом формате с учетом существующего забора. Однако, очевидно, что граница между спорными участками (забор) не соответствует землеотводным документам сторон. Суд полагает невозможным в настоящее время определить имеется ли реестровая ошибка с данных участков в ГКН, поскольку необходимо разрешить вопрос относительно фактических границ между участками на местности. Требований об определении фактической границы и верных координат спорных земельных участков сторонами суду не заявлялось.

В соответствии со ст. 56 ГПК РФ, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

В соответствии с ч. 4 ст. 1 Федерального закона № 221-ФЗ от 24.07.2007 года «О кадастровой деятельности» кадастровой деятельностью являются выполнение работ в отношении недвижимого имущества в соответствии с установленными федеральным законом требованиями, в результате которых обеспечивается подготовка документов, содержащих необходимые для осуществления государственного кадастрового учета недвижимого имущества (далее - кадастровый учет) сведения о таком недвижимом имуществе (далее - кадастровые работы), и оказание услуг в установленных федеральным законом случаях. Специальным правом на осуществление кадастровой деятельности обладает лицо, указанное в статье 29 настоящего Федерального закона (далее - кадастровый инженер).

Кадастровые работы выполняются в отношении земельных участков, зданий, сооружений, помещений, объектов незавершенного строительства (далее также - объекты недвижимости), частей земельных участков, зданий, сооружений, помещений, а также иных объектов недвижимости, подлежащих в соответствии с федеральным законом кадастровому учету (ч. 4.1 ст. 1 ФЗ № 221-ФЗ).

В случаях, установленных настоящим Федеральным законом, при выполнении кадастровых работ кадастровыми инженерами определяются координаты характерных точек границ земельного участка (части земельного участка), координаты характерных точек контура здания, сооружения, частей таких объектов недвижимости, координаты характерных точек контура объекта незавершенного строительства, осуществляется обработка результатов определения таких координат, в ходе которой определяется площадь объектов недвижимости и осуществляется описание местоположения объектов недвижимости, проводится согласование местоположения границ земельного участка. В случае, установленном настоящим Федеральным законом, при выполнении кадастровых работ кадастровыми инженерами может быть дополнительно установлено местоположение здания, сооружения или объекта незавершенного строительства на земельном участке посредством пространственного описания конструктивных элементов здания, сооружения или объекта незавершенного строительства, в том числе с учетом высоты или глубины таких конструктивных элементов (ч. 4.2 ст. 1 ФЗ № 221-ФЗ).

Согласно ст. 37 Федерального закона № 221-ФЗ от 24.07.2007 года «О кадастровой деятельности» результатом кадастровых работ кадастрового инженера - индивидуального предпринимателя, указанного в статье 32 настоящего Федерального закона, или работника юридического лица, указанного в статье 33 настоящего Федерального закона, является межевой план, технический план или акт обследования.

В межевых планах сторон какие-либо сведения, обосновывающие наложение земельных участков сторон, отсутствуют.

В соответствии с «Методическими рекомендациями по проведению межевания объектов землеустройства», Приказом Минэкономразвития России от 24.11.2008 года «Об утверждении формы межевого плана и требований к его подготовке, примерной формы извещения о проведении собрания о согласовании местоположения границ земельных участков» межевание объекта землеустройства должно включать в себя следующие работы: предварительные работы, предназначенные для сбора всех требующихся документов; обследование и оценку пунктов геодезической сети, опорной межевой сети, а также опорных знаков для межевания; составление проекта межевания; уведомление пользователей, собственников или владельцев участков о проведении межевых работ; согласование, а также закрепления на местности специальных межевых знаков, обозначающих границы участков; должна быть проведена сдача пунктов ОМС на наблюдение за их сохранностью; правильное определение площади участка; должен быть составлен чертеж земельного участка; создание межевого дела, а также его сдачу в архив.

Как следует из ст. 22 Федеральный закон от 13.07.2015 года № 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" межевой план представляет собой документ, который составлен на основе кадастрового плана соответствующей территории или выписки из Единого государственного реестра недвижимости о соответствующем земельном участке и в котором воспроизведены определенные сведения, внесенные в Единый государственный реестр недвижимости, и указаны сведения об образуемых земельном участке или земельных участках, либо о части или частях земельного участка, либо новые необходимые для внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведения о земельном участке или земельных участках.

Если в соответствии со статьей 39 настоящего Федерального закона местоположение границ земельных участков подлежит обязательному согласованию, межевой план должен содержать сведения о проведении такого согласования.

В силу положений ст. 39 ФЗ от 24.07.2007 года № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости», местоположение границ земельных участков подлежит в установленном настоящим Федеральным законом порядке обязательному согласованию (далее - согласование местоположения границ) с лицами, указанными в части 3 настоящей статьи (далее - заинтересованные лица), в случае, если в результате кадастровых работ уточнено местоположение границ земельного участка, в отношении которого выполнялись соответствующие кадастровые работы, или уточнено местоположение границ смежных с ним земельных участков, сведения о которых внесены в государственный кадастр недвижимости.

Предметом указанного в части 1 настоящей статьи согласования с заинтересованным лицом при выполнении кадастровых работ является определение местоположения границы такого земельного участка, одновременно являющейся границей другого принадлежащего этому заинтересованному лицу земельного участка. Заинтересованное лицо не вправе представлять возражения относительно местоположения частей границ, не являющихся одновременно частями границ принадлежащего ему земельного участка, или согласовывать местоположение границ на возмездной основе. Согласование местоположения границ проводится с лицами, обладающими смежными земельными участками на праве: 1) собственности (за исключением случаев, если такие смежные земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставлены гражданам в пожизненное наследуемое владение, постоянное (бессрочное) пользование либо юридическим лицам, не являющимся государственными или муниципальными учреждениями либо казенными предприятиями, в постоянное (бессрочное) пользование); 2) пожизненного наследуемого владения; 3) постоянного (бессрочного) пользования (за исключением случаев, если такие смежные земельные участки предоставлены государственным или муниципальным учреждениям, казенным предприятиям, органам государственной власти или органам местного самоуправления в постоянное (бессрочное) пользование); 4) аренды (если такие смежные земельные участки находятся в государственной или муниципальной собственности и соответствующий договор аренды заключен на срок более чем пять лет).

В соответствии с п. 7 ст. 39 ФЗ от 24.07.2007 года № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» согласование местоположения границ по выбору кадастрового инженера проводится посредством проведения собрания заинтересованных лиц или согласования в индивидуальном порядке с заинтересованным лицом. Согласование местоположения границ посредством проведения собрания заинтересованных лиц без установления границ земельных участков на местности осуществляется на территории населенного пункта, в границах которого расположены соответствующие земельные участки или который является ближайшим населенным пунктом к месту расположения соответствующих земельных участков, если иное место не определено кадастровым инженером по согласованию с заинтересованными лицами.

Таким образом, анализ вышеприведенных норм свидетельствует о том, что законодатель определил порядок согласования кадастровым инженером границ земельного участка посредствам собрания заинтересованных лиц или согласования в индивидуальном порядке с заинтересованным лицом. Возможность согласования границ земельного участка по средствам публикации в средствах соответствующего муниципального образования закон допускает лишь в случае отсутствия иной возможности извещения собственника смежного земельного участка о месте проведения собрания заинтересованных лиц.

Более того, невозможно признать недействительными данные ответчика изложенные в межевом плане, поскольку после разрешения земельного спора указанный вопрос о наложении границ смежных участков может быть снят, а порядок согласования межевого плана в данном случае нарушен не был. Более того, истец пишет о наложении в нескольких точках, а просит аннулировать полностью каталог координат, даже в той части которая не оспаривается.

Восстановление нарушенных прав сторон в данном случае возможно только путем внесения изменений в существующие координаты и точки земельных участков, принадлежащих сторонам, внесенных в Единый государственный реестр недвижимости на основании межевых планов, подготовленных в 2005 и 2011 годах, после разрешения спора о фактической границе между спорными земельными участками.

В соответствии с ч. 10 ст. 22 Федерального закона от 13.07.2015 года № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», при уточнении границ земельного участка их местоположение определяется исходя из сведений, содержащихся в документе, подтверждающем право на земельный участок, или при отсутствии такого документа исходя из сведений, содержащихся в документах, определявших местоположение границ земельного участка при его образовании. В случае отсутствия в документах сведений о местоположении границ земельного участка их местоположение определяется в соответствии с утвержденным в установленном законодательством о градостроительной деятельности порядке проектом межевания территории. При отсутствии в утвержденном проекте межевания территории сведений о таком земельном участке его границами являются границы, существующие на местности пятнадцать и более лет и закрепленные с использованием природных объектов или объектов искусственного происхождения, позволяющих определить местоположение границ земельного участка.

В соответствии с ч. 3 ст. 61 Федерального закона от 13.07.2015 года № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», воспроизведенная в Едином государственном реестре недвижимости ошибка, содержащаяся в межевом плане, техническом плане, карте-плане территории или акте обследования, возникшая вследствие ошибки, допущенной лицом, выполнившим кадастровые работы, или ошибка, содержащаяся в документах, направленных или представленных в орган регистрации прав иными лицами и (или) органами в порядке информационного взаимодействия, а также в ином порядке, установленном настоящим Федеральным законом (далее - реестровая ошибка), подлежит исправлению по решению государственного регистратора прав в течение пяти рабочих дней со дня получения документов, в том числе в порядке информационного взаимодействия, свидетельствующих о наличии реестровых ошибок и содержащих необходимые для их исправления сведения, либо на основании вступившего в законную силу решения суда об исправлении реестровой ошибки. Исправление реестровой ошибки осуществляется в случае, если такое исправление не влечет за собой прекращение, возникновение, переход зарегистрированного права на объект недвижимости.

В случаях, если существуют основания полагать, что исправление технической ошибки в записях и реестровой ошибки может причинить вред или нарушить законные интересы правообладателей или третьих лиц, которые полагались на соответствующие записи, содержащиеся в Едином государственном реестре недвижимости, такое исправление производится только по решению суда. В суд с заявлением об исправлении технической ошибки в записях и реестровой ошибки также вправе обратиться орган регистрации прав (ч. 4 ст. 61 Федерального закона от 13.07.2015 года № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости»).

В силу части 3 статьи 61 Федерального закона от 13 июля 2015 года № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» реестровая ошибка, подлежит исправлению по решению государственного регистратора прав в течение пяти рабочих дней со дня получения документов, в том числе, в порядке информационного взаимодействия, свидетельствующих о наличии реестровых ошибок и содержащих необходимые для их исправления сведения, либо на основании вступившего в законную силу решения суда об исправлении реестровой ошибки. Исправление реестровой ошибки осуществляется в случае, если такое исправление не влечет за собой прекращение, возникновение, переход зарегистрированного права на объект недвижимости.

Орган регистрации прав при обнаружении реестровой ошибки в описании местоположения границ земельных участков принимает решение о необходимости устранения такой ошибки, которое должно содержать дату выявления такой ошибки, ее описание с обоснованием квалификации соответствующих сведений как ошибочных, а также указание, в чем состоит необходимость исправления такой ошибки. Орган регистрации прав не позднее рабочего дня, следующего за днем принятия данного решения, направляет его заинтересованным лицам или в соответствующие органы для исправления такой ошибки. Суд по требованию любого лица или любого органа, в том числе органа регистрации прав, вправе принять решение об исправлении реестровой ошибки в описании местоположения границ земельных участков (часть 6 статьи 61 Закона).

Согласно п. 4 ст. 11.9 Земельного кодекса Российской Федерации не допускается образование земельных участков, если их образование приводит к невозможности разрешенного использования расположенных на таких земельных участках объектов недвижимости. Образование земельных участков не должно приводить к вклиниванию, вкрапливанию, изломанности границ, чересполосице, невозможности размещения объектов недвижимости и другим препятствующим рациональному использованию и охране земель недостаткам, а также нарушать требования, установленные настоящим Кодексом, другими федеральными законами (п. 6 ст. 11.9 Земельного кодекса Российской Федерации).

Учитывая вышеизложенное, суд приходит к выводу о том, что исковые требования Васянкиной Натальи Юрьевны к Васюк Анне о признании недействительными результатов межевания земельного участка, снятии с земельного участка с государственного кадастрового учета, установлении границ земельного участка не подлежат удовлетворению.

На основании вышеизложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

Решил:

Васянкиной Наталье Юрьевне в удовлетворении исковых требований к Васюк Анне о признании недействительными результатов межевания земельного участка, снятии с земельного участка с государственного кадастрового учета, установлении границ земельного участка, отказать.

Решение может быть обжаловано в Краснодарский краевой суд в апелляционном порядке через Прикубанский районный суд г. Краснодара в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Председательствующий –

2-373/2022 (2-3650/2021; 2-12367/2020;)

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Васянкина Наталья Юрьевна
Ответчики
Васюк Анна
Суд
Прикубанский районный суд г. Краснодара
Судья
Ермолов Георгий Николаевич
Дело на сайте суда
krasnodar-prikubansky.krd.sudrf.ru
10.12.2020Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
10.12.2020Передача материалов судье
14.12.2020Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
14.12.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
14.12.2020Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
04.02.2021Судебное заседание
23.03.2021Судебное заседание
21.04.2021Судебное заседание
09.12.2021Производство по делу возобновлено
20.12.2021Судебное заседание
14.02.2022Судебное заседание
14.03.2022Судебное заседание
13.04.2022Судебное заседание
30.05.2022Судебное заседание
14.06.2022Судебное заседание
14.06.2022Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
23.09.2022Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
23.09.2022Дело оформлено
11.01.2023Дело передано в архив
13.01.2023Регистрация ходатайства/заявления лица, участвующего в деле
13.01.2023Изучение поступившего ходатайства/заявления
16.01.2023Судебное заседание
01.03.2023Дело сдано в архив после рассмотрения ходатайства/заявления/вопроса
14.06.2022
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее