Дело № 2-6192/2018
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Сыктывкарский городской суд РК
в составе председательствующего судьи Сухоруковой С.М.
при секретаре Хориной Я.А.
с участием представителя истца Заведеевой Е.В.
представителей ответчиков Ефремова М.П., Шелупановой К.А., Нанинец А.Л.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Сыктывкаре ** ** ** года гражданское дело по иску Москалёва В.М. к Министерству здравоохранения Республики Коми, ГБУЗ РК «...», ГБУЗ РК «...», ГБУЗ РК «...» об обязании оборудовать пандусом лечебно-диагностический корпус №..., специальными кроватями для инвалидов-колясочников лечебные учреждения ГБУЗ РК «...», ГБУЗ РК «...», взыскании ущерба, компенсации морального вреда,
УСТАНОВИЛ:
Москалёв В.М. обратился в суд с иском к Министерству здравоохранения Республики Коми о защите прав потребителя.
В обоснование заявленных требований указано, что истец в ** ** ** года обратился за медицинской помощью к участковому терапевту, который назначил ему ФГС на ** ** **, при этом эффективного лечения все это время он не получал. ** ** ** выявлено кровотечение в органах пищеварения и в этот же день его госпитализировали в СГБ №.... При нахождении в стационаре он испытывал дискомфорт и физические страдания в связи отсутствием условий для инвалидов-колясочников. В связи с досрочной выпиской был направлен на прием к гастроэнтерологу по адресу .... ** ** ** приехав к учреждению попасть в него он не смог, в связи с тем, что здание не приспособлено для людей с ограниченными возможностями, на просьбы вызвать санитаров и занести в здание, истцу было отказано. Таким образом, консультация гастроэнтеролога проводилась заочно, без присутствия истца. Так же ** ** ** после приема гастроэнтеролога, были выписаны лекарства, для прохождения курса лечения. Москалёв В.Н. обратился в ГБУЗ РК «...» за выпиской бесплатных рецептов, в чем ему было отказано, т.к. в списках таких лекарств нет, в просьбе о постановке на лист ожидания, также был получен отказ. В связи с этим, истец не получает квалифицированную помощь на протяжении длительного времени, что ставит его жизнь под угрозу, в связи с чем причиняется моральный вред. На устные просьбы, ответчик не реагирует.
В дальнейшем Москалёв В.М. неоднократно уточнял исковые требования, согласно последним уточнениям Москалев просит оборудовать Лечебно-диагностический центр №... расположенный по адресу: ..., ... специализированным входом для лиц с ограниченными возможностями согласно СНиП 35-01-2001, взыскать с Министерства здравоохранения РК 19331,10 руб. в возмещение затрат на лекарства, взыскать солидарно с Министерства здравоохранения Республики Коми, ГБУЗ РК «...», ГБУЗ РК «... №...», ГБУЗ РК «...» компенсацию морального вреда в размере 100000 рублей, обязать ГБУЗ РК «... №...», ГБУЗ РК «...» оборудовать специальными кроватями для инвалидов-колясочников лечебные учреждения согласно ГОСТ Р 54736-2011 и ГОСТ Р ИСО 9999-2014 согласно Приказа Минсоцтруда РФ от ** ** ** №... "Об утверждении примерных положений о многопрофильных реабилитационных центрах для инвалидов и детей-инвалидов, а также примерных перечней оборудования, необходимого для предоставления услуг по социальной и профессиональной реабилитации и абилитации инвалидов и детей инвалидов".
Судом к участию в деле в качестве третьих лиц привлечены ГУП «...», СКЖХ «...».
В судебном заседании представитель истца на удовлетворении уточненных требований настаивала.
Представитель Министерства здравоохранения РК с иском не согласилась по доводам, изложенным в отзыве.
Представители ГБУЗ РК «... ...», ГБУЗ РК «... №...» с иском не согласились.
Представитель ГБУЗ РК «...» в судебное заседание не явился, в судебном заседании ** ** ** с иском не согласился по доводам, изложенным в отзыве.
Представители ГУП «...», СКЖХ «...» в судебное заседание не явились, просили рассмотреть дело без своего участия.
Выслушав мнение явившихся, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст.ст. 2, 20, 38 Конституции РФ человек, его права и обязанности являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод гражданина – обязанность государства. Каждый имеет право на жизнь. Каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности и в других случаях, предусмотренных законом.
Статьей 17 Конституции Российской Федерации в Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с Конституцией РФ.
В соответствии со статьей 18 Конституции Российской Федерации, права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими, они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием.
В силу части 1 статьи 27 Конституции Российской Федерации каждый, кто находится на территории Российской Федерации, имеет право свободно передвигаться, выбирать место пребывания и проживания.
Судом установлено, что Москалев В.М., ** ** ** г.р. является инвалидом первой группы, инвалидом-колясочником.
В период времени с ** ** ** по ** ** ** Москалев В.М. находился на стационарном лечении в ГБУЗ РК «... №...» с диагнозом: .... .... Поступил с .... Сопутствующие диагнозы: .... Выписан по просьбе пациента в связи с невозможностью пребывания – отсутствие кроватей для инвалидов.
После выписки рекомендовано лечение у врача терапевта и врача гастроэнтеролога по месту регистрации.
Москалев В.М. обслуживается в ГБУЗ «...».
Для продолжения лечения Москалеву В.М. ГБУЗ «...» выдан талончик на посещение ** ** ** врача-гастроэнторолога по адресу: ..., ....
При посещении врача-гастроэнторолога по адресу: ..., ... оказалось, что вход в указанное здание не оборудован пандусом для маломобильных групп населения, что привело к невозможности осуществления приема.
Как пояснил в судебном заседании представитель ГБУЗ «...» так как в программе не указано, что Москалев В.М. является инвалидом-колясочником, ему ошибочно выдали направление на посещение врача-гастроэнторолога адресу: ..., .... По состоянию на ** ** **. Москалеву В.М. оказана медицинская помощь – прием врача гастроэнторолога на дому 24.07.2018г.
В период времени с ** ** ** по ** ** ** Москалев В.М. находился на стационарном лечении во втором хирургическом отделении ГБУЗ РК «... ...». Поступил по экстренным показаниям с диагнозом: .... Выписан на амбулаторное лечение по собственному желанию.
Как пояснила представитель истца в судебном заседании основанием для выписки из лечебных учреждений послужило невозможность нахождения в лечебных учреждениях по причине невозможности пребывания из-за отсутствия специальных кроватей для инвалидов-колясочников, так как Москалев в связи со своими заболеваниями может спать лишь в полусидящем положении.
Как следует из пояснений представителей ГБУЗ РК «... №...», ГБУЗ РК «...» и не отрицается представителем истца, лечебными учреждениями была оказана медицинская помощь в полном соответствии с действующим законодательством.
Согласно ст. 2 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" медицинская помощь - комплекс мероприятий, направленных на поддержание и (или) восстановление здоровья и включающих в себя предоставление медицинских услуг; медицинская услуга - медицинское вмешательство или комплекс медицинских вмешательств, направленных на профилактику, диагностику и лечение заболеваний, медицинскую реабилитацию и имеющих самостоятельное законченное значение; профилактика - комплекс мероприятий, направленных на сохранение и укрепление здоровья и включающих в себя формирование здорового образа жизни, предупреждение возникновения и (или) распространения заболеваний, их раннее выявление, выявление причин и условий их возникновения и развития, а также направленных на устранение вредного влияния на здоровье человека факторов среды его обитания; лечение - комплекс медицинских вмешательств, выполняемых по назначению медицинского работника, целью которых является устранение или облегчение проявлений заболевания или заболеваний либо состояний пациента, восстановление или улучшение его здоровья, трудоспособности и качества жизни.
В соответствии со ст. 32 ФЗ "Об основах здоровья граждан в Российской Федерации", Медицинская помощь оказывается медицинскими организациями и классифицируется по видам, условиям и форме оказания такой помощи.
К видам медицинской помощи относятся: первичная медико-санитарная помощь; специализированная, в том числе высокотехнологичная, медицинская помощь; скорая, в том числе скорая специализированная, медицинская помощь; паллиативная медицинская помощь.
Формами оказания медицинской помощи являются экстренная - медицинская помощь, оказываемая при внезапных острых заболеваниях, состояниях, обострении хронических заболеваний, представляющих угрозу жизни пациента; неотложная - медицинская помощь, оказываемая при внезапных острых заболеваниях, состояниях, обострении хронических заболеваний без явных признаков угрозы жизни пациента; плановая - медицинская помощь, которая оказывается при проведении профилактических мероприятий, при заболеваниях и состояниях, не сопровождающихся угрозой жизни пациента, не требующих экстренной и неотложной медицинской помощи, и отсрочка оказания которой на определенное время не повлечет за собой ухудшение состояния пациента, угрозу его жизни и здоровью.
Приказом Минздрава России от 12.11.2012 N 907н "Об утверждении Порядка оказания медицинской помощи взрослому населению по профилю "урология", Приказом Минздравсоцразвития России от 15.05.2012 N 543н "Об утверждении Положения об организации оказания первичной медико-санитарной помощи взрослому населению" не предусмотрено оснащение ГБУЗ РК «... №...», ГБУЗ РК «...» кроватями для инвалидов-колясочников.
Истец просит обязать ГБУЗ РК «... №...», ГБУЗ РК «...» оборудовать специальными кроватями для инвалидов-колясочников лечебные учреждения согласно ГОСТ Р 54736-2011 и ГОСТ Р ИСО 9999-2014 согласно Приказа Минсоцтруда РФ от 23.04.2018 № 275 "Об утверждении примерных положений о многопрофильных реабилитационных центрах для инвалидов и детей-инвалидов, а также примерных перечней оборудования, необходимого для предоставления услуг по социальной и профессиональной реабилитации и абилитации инвалидов и детей инвалидов".
Согласно указанному Приказу Примерное положение регулирует деятельность многопрофильного реабилитационного центра для инвалидов (далее - многопрофильный центр), являющегося специализированной реабилитационной и абилитационной организацией, функционирующей в системе исполнительных органов государственной власти, органов местного самоуправления. Многопрофильный центр реализует мероприятия по различным направлениям реабилитации и абилитации.
Учитывая, что ГБУЗ РК «... №...», ГБУЗ РК «...» являются многопрофильными лечебно-медицинскими учреждениями, а не многопрофильными реабилитационными центрами для инвалидов, положения Приказа Минсоцтруда РФ от 23.04.2018 № 275 "Об утверждении примерных положений о многопрофильных реабилитационных центрах для инвалидов и детей-инвалидов, а также примерных перечней оборудования, необходимого для предоставления услуг по социальной и профессиональной реабилитации и абилитации инвалидов и детей инвалидов" к данным учреждениям не применимы.
Кроме того, в силу п. 9 ч. 5 ст. 19 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" пациент имеет право на возмещение вреда, причиненного здоровью при оказании ему медицинской помощи.
В силу частей 2 и 3 ст. 98 приведенного Закона медицинские организации, медицинские работники и фармацевтические работники несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации за нарушение прав в сфере охраны здоровья, причинение вреда жизни и (или) здоровью при оказании гражданам медицинской помощи. Вред, причиненный жизни и (или) здоровью граждан при оказании им медицинской помощи, возмещается медицинскими организациями в объеме и порядке, установленных законодательством Российской Федерации.
В соответствии со ст. 151 ГК РФ - если гражданину причинен моральный вред (физические и нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину другие нематериальные блага, а также в случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежных компенсаций указанного вреда.
Таким образом, для возложения на ответчика ответственности по компенсации истцу морального вреда, предусмотренного ст. 151 ГК РФ, необходимо наличие доказанности совокупности следующих условий: факта наступления вреда, наличия причинно-следственной связи между противоправными действиями (бездействием) причинителя вреда и наступившими последствиями, размер причиненного вреда и наличия вины причинителя вреда.
В силу п. 2 ст. 1064 ГК РФ, лицо, причинившее вред, освобождается от возмещения вреда, если докажет, что вред причинен не по его вине. Законом может быть предусмотрено возмещение вреда и при отсутствии вины причинителя, а также обязанность возмещения вреда может быть возложена на лицо, не являющееся причинителем вреда.
Согласно п. 1 ст. 1068 ГК РФ юридическое лицо либо гражданин возмещает вред, причиненный его работником при исполнении трудовых (служебных, должностных) обязанностей.
Согласно разъяснениям, содержащимся в постановлении Пленума Верховного Суда РФ N 1 от 26 января 2010 г. "О применении судами гражданского законодательства, регулирующего отношения по обязательствам вследствие причинения вреда жизни или здоровью гражданина", по общему правилу, установленному п. 1 и п. 2 ст. 1064 ГК РФ, ответственность за причинение вреда возлагается на лицо, причинившее вред, если оно не докажет отсутствие своей вины.
Установленная ст. 1064 ГК РФ презумпция вины причинителя вреда предполагает, что доказательства отсутствия его вины должен представить сам ответчик. Обязанность доказывания противоправного характера действий ответчика и наличие причинно-следственной связи между ними и негативными последствиями возложена на лицо, требующее возмещение причиненного ему вреда.
В силу ст. ст. 55 и 56 ГПК РФ доказательствами по делу являются полученные в предусмотренном законом порядке сведения о фактах, на основе которых суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения сторон, а также иных обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения и разрешения дела. Доказательства, полученные с нарушением закона, не имеют юридической силы и не могут быть положены в основу решения суда. Каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
В материалах дела не усматривается доказательств наличия необходимой совокупности условий для возложения на ответчиков ГБУЗ РК «... №...», ГБУЗ РК «...» обязанности по компенсации морального вреда.
Сами по себе претензии истца на ненадлежащего качества госпитализацию и лечение, без наступления в результате этого каких-либо негативных последствий, не могут явиться основанием для возмещения морального вреда, так как физические и нравственные страдания могут повлечь именно последствия лечения. Факт наступления каких-либо вредных последствий в результате проведенных врачами ГБУЗ РК «... №...», ГБУЗ РК «...», ГБУЗ «...» госпитализации и лечения не установлен.
Рассматривая требования истца о взыскании расходов на лечение суд приходит к следующему.
Статьей 4 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» установлено, что основными принципами охраны здоровья являются соблюдение прав граждан в сфере охраны здоровья и обеспечение связанных с этими правами государственных гарантий, приоритет интересов пациента при оказании медицинской помощи, социальная защищенность граждан в случае утраты здоровья, приоритет охраны здоровья детей, ответственность органов государственной власти и органов местного самоуправления, должностных лиц организаций за обеспечение прав граждан в сфере охраны здоровья, доступность и качество медицинской помощи, недопустимость отказа в оказании медицинской помощи, соблюдение врачебной тайны, приоритет профилактики в сфере охраны здоровья.
Из положений ст. 10 Закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" следует, что доступность и качество медицинской помощи обеспечиваются, в том числе, предоставлением медицинской организацией гарантированного объема медицинской помощи в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи
Постановлением Правительства РФ от 30.07.1994 N 890 "О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшении обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения" утвержден перечень групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства и изделия медицинского назначения отпускаются по рецептам врачей бесплатно, согласно которого инвалидам 1 группы все лекарственные средства отпускаются бесплатно.
В силу п. 4 Постановления Правительства РФ № 890 на органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации возложено осуществление мер по контролю за наличием в аптечных учреждениях независимо от форм собственности лекарственных, профилактических и диагностических средств и изделий медицинского назначения, вошедших в обязательный ассортиментный перечень. При отсутствии в аптечных учреждениях лекарственных, профилактических и диагностических средств и изделий медицинского назначения, входящих в обязательный ассортиментный перечень, - принимать соответствующие меры, своевременное обеспечение оплаты лекарственных средств и изделий медицинского назначения, отпускаемых в установленном порядке населению по рецептам врачей бесплатно или со скидкой.
В соответствии с Положением о Министерстве здравоохранения Республики Коми, утвержденного Постановлением Правительства РК от 05.07.2012 N 283, Министерство здравоохранения Республики Коми является органом исполнительной власти Республики Коми, исполняющим функции по формированию и реализации государственной политики, нормативному правовому регулированию и управлению в сфере охраны здоровья граждан на территории Республики Коми, фармацевтической деятельности, предоставлению государственных услуг в сфере охраны здоровья.
В целях реализации задач Министерство исполняет функции главного распорядителя и получателя бюджетных средств в части средств, предусмотренных в республиканском бюджете Республики Коми на финансовое обеспечение деятельности Министерства и реализацию возложенных на него функций, а также в части средств на финансовое обеспечение деятельности медицинских организаций, подведомственных Министерству.
Согласно Приказа Минздрава России от 11.07.2017 N 403н "Об утверждении правил отпуска лекарственных препаратов для медицинского применения, в том числе иммунобиологических лекарственных препаратов, аптечными организациями, индивидуальными предпринимателями, имеющими лицензию на фармацевтическую деятельность" в случае отсутствия у субъекта розничной торговли лекарственного препарата, указанного в рецепте, при обращении лица к субъекту розничной торговли рецепт принимается на обслуживание в следующие сроки: рецепт на лекарственный препарат, входящий в минимальный ассортимент лекарственных препаратов для медицинского применения, необходимых для оказания медицинской помощи, обслуживается в течение пяти рабочих дней со дня обращения лица к субъекту розничной торговли; рецепт на лекарственный препарат, отпускаемый бесплатно или со скидкой и не вошедший в минимальный ассортимент лекарственных препаратов для медицинского применения, необходимых для оказания медицинской помощи, обслуживается в течение десяти рабочих дней со дня обращения лица к субъекту розничной торговли.
Судом установлено, что Москалев В.М. обладает правом на получение государственной социальной помощи, в состав которой включено и обеспечение необходимыми лекарственными средствами по рецепту врача, имеет право на бесплатное лекарственное обеспечение в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 30.07.1994 N 890 «О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшении обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения».
** ** **. Москалев В.М. обратился в УПФР по г. Сыктывкару с заявлением об отказе от получения социальной услуги, предусмотренной п. 1 ч. 1 ст. 6.2 Федерального закона "О государственной социальной помощи", в связи с чем Москалеву В.М. начислялась сумма направляемая на оплату набора социальных услуг.
Как следует из материалов дела, Москалев В.М. обеспечивается лекарственными препаратами по льготным рецептам в рамках Постановления Правительства РФ от 30.07.1994 N 890 «О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшении обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения», сведений о не обеспечении Москалева В.М. лекарственными препаратами по выписанным рецептам, материалы дела не содержат, следовательно оснований для взыскания с Министерства здравоохранения расходов на оплату лекарственных средств у суда не имеется.
Кроме того, судом принимается во внимание, что предоставленные истцом чеки на приобретение лекарственных средств не подтверждены рецептами.
Также истцом в нарушении ст. 56 ГПК РФ не предоставлены доказательства, подтверждающие отказ на выписку бесплатных рецептов на препараты Тонсулазин и Омис.
В соответствии с ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" Правительство Российской Федерации, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления и организации независимо от организационно-правовых форм создают условия инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, спортивным сооружениям, местам отдыха, культурно-зрелищным и другим учреждениям).
В силу ч. 1 ст. 12 Федерального закона от 30.12.2009 N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений" жилые здания, объекты инженерной, транспортной и социальной инфраструктур должны быть спроектированы и построены таким образом, чтобы обеспечивалась их доступность для инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения.
Нормативное закрепление требования доступности зданий и сооружений - объектов социальной инфраструктуры для инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения заключается, в том числе, в оборудовании в указанных зданиях и сооружениях пандусов. Конкретные параметры доступности зданий и сооружений для инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения указаны в строительных нормах и правилах, в частности СНиП 35-01-2001 "Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения" (приняты Постановлением Госстроя РФ от 16 июля 2001 г. N 73).
В силу ч. 1 ст. 209 ГК РФ собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом.
Собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором (ст. 210 ГК РФ).
Социальная защита инвалидов относится к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации (ст. 72 пункт "ж" ч. 1 Конституции РФ). Органы местного самоуправления в силу конституционного предназначения местного самоуправления как наиболее приближенного к населению уровня власти в пределах своих полномочий участвуют в деятельности по обеспечению инвалидам, проживающим на территории соответствующих муниципальных образований, равных с другими гражданами возможностей в реализации их прав и свобод, предусмотренных Конституцией Российской Федерации (ст. ст. 2, 7, 18 и 19).
Вытекающая из норм федерального законодательства публичная обязанность по обеспечению доступности зданий и сооружений для инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения возлагается, в частности, на собственников зданий и сооружений.
Из материалов дела видно, что расположенное по адресу: ..., ... здание находится в республиканской собственности, в котором расположен объект социальной инфраструктуры – Лечебно-диагностический центр №... ГБУЗ РК «...», занимающее указанный объект недвижимости на праве оперативного управления.
Санитарные нормы и правила 35-01-2001 «Доступность здания и сооружений для маломобильных групп населения», утвержденные постановлением Государственного комитета Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от 16 июля 2001 года № 73, в части общих требований к зданиям, сооружениям и их участкам также предусматривают, что лестницы должны дублироваться пандусами, а при необходимости - другими средствами подъема.
Судом установлено, что вход в указанное здание в нарушение требований действующего закона не оборудован пандусом, а также поручнями в соответствии со СНиП 35-01-2001, что нарушает права инвалидов.
Федеральным законом от 24 ноября 1995 г. № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» в статье 2 предусмотрено право инвалидов на социальную защиту - систему гарантированных государством экономических, правовых мер и мер социальной поддержки, обеспечивающих инвалидам условия для преодоления, замещения (компенсации) ограничений жизнедеятельности и направленных на создание им равных с другими гражданами возможностей участия в жизни общества.
Вытекающая из норм федерального законодательства публичная обязанность по обеспечению доступности зданий и сооружений для инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения возлагается, в частности, на собственников зданий и сооружений.
При этом доводы Министерства здравоохранения РК о необходимости возложения обязанности по оборудованию входа в здание специальными приспособлениями для доступа инвалидов непосредственно на лечебное учреждение, которое расположено в данном здании на праве оперативного управления, судом не принимаются во внимание, поскольку обязанность по несению бремени содержания имущества, в том числе по обеспечению доступности зданий и сооружений для инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения возлагается в силу прямого указания закона именно на собственников объекта социальной инфраструктуры. Исполнение указанной обязанности не ставится в зависимость от реализации последним полномочий собственника, в том числе в виде предоставления объекта недвижимости в титульное владение иным организациям (включая временную передачу объекта недвижимости учреждению здравоохранения на праве оперативного управления).
Суд не может принять во внимание довод представителя ГБУЗ «...» о том, что учреждение имеет 13 обособленных структурных подразделений, принадлежащих на праве оперативного управления, из них 4 обеспечивают беспрепятственный доступ для маломобильных групп населения.
Таким образом, суд полагает необходимым возложить на ответчика Министерство здравоохранения РК обязанность оборудовать вход в Лечебно-диагностический центр №... ГБУЗ РК «...», расположенный по адресу: ..., пандусом и поручнями с учетом требований СНиП 35-01-2001 «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения».
Суд полагает разумным заявленный истцом срок – шесть месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.
В силу статьи 151 Гражданского кодекса РФ если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда.
Согласно статье 1101 Гражданского кодекса РФ компенсация морального вреда осуществляется в денежной форме.
Размер компенсации морального вреда определяется судом в зависимости от характера причиненных потерпевшему физических и нравственных страданий, а также степени вины причинителя вреда в случаях, когда вина является основанием возмещения вреда. При определении размера компенсации вреда должны учитываться требования разумности и справедливости.
Учитывая, что ответчик Министерство здравоохранения РК и ГБУЗ «...» допустили нарушение прав истца, что повлекло необходимость обращения за судебной защитой, принимая во внимание обстоятельства причинения морального вреда и индивидуальные особенности потерпевшего, его возраст, степень нравственных страданий, суд полагает, что отвечать требованиям разумности и справедливости будет компенсация морального вреда в размере 5000 рублей.
Руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Москалёва В.М. удовлетворить частично.
Обязать Министерство здравоохранения РК оборудовать специальными приспособлениями – пандусом и ограждениями с поручнями для беспрепятственного доступа маломобильных групп населения крыльцо входа в здание лечебно-диагностического корпуса №... ГБУЗ РК «...», расположенного по адресу: ..., ... с учетом требований СНиП 35-01-2001 «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения» в течении шести месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.
Взыскать с ГБУЗ РК «Центральная поликлиника ...», Министерства здравоохранения РК в пользу Москалёва В.М. компенсацию морального вреда в размере 5000 рублей.
В удовлетворении остальных требований отказать.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Верховный Суд Республики Коми через Сыктывкарский городской суд Республики Коми в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Председательствующий С.М. Сухорукова
...
...
Председательствующий С.М. Сухорукова