Дело № 2-314/2018
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
30 октября 2018 года с. Петропавловское
Петропавловский районный суд Алтайского края в составе:
председательствующего судьи Шкурупий Е.А.,
при секретаре Горшковой Ю.В.,
с участием истца Переваловой А.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Переваловой ФИО7, действующей в своих интересах и интересах <данные изъяты> к Администрации Петропавловского района Алтайского края об установлении факта, имеющего юридическое значение, о признании пострадавшими в результате паводка в марте 2018 года, признании права на получение единовременной материальной помощи, возложении обязанности включить в списки граждан, нуждающихся в оказании единовременной материальной помощи,
У С Т А Н О В И Л:
Истец Перевалова А.В., действующая в своих интересах и интересах <данные изъяты> А.Д. обратилась в суд с иском к Администрации Петропавловского района Алтайского края об установлении факта постоянного проживания с 23.03.2018 по 31.03.2018 в домовладении, пострадавшем в результате чрезвычайной ситуации в марте 2018 года, признании пострадавшими в результате чрезвычайной ситуации - паводка, вызванного сильными дождями, прошедшими в марте 2018 года на территории Алтайского края, признании права на получение единовременной материальной помощи, выплачиваемой за счет средств резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий, возложении обязанности по включению в список граждан, нуждающихся в оказании единовременной материальной помощи в результате чрезвычайной ситуации на территории Алтайского края в результате паводка, вызванного сильными дождями, прошедшими в марте 2018 года на территории Алтайского края.
В обосновании требований указала, что в марте 2018 года на территории Петропавловского района Алтайского края произошла чрезвычайная ситуация, связанная с подтоплением домовладений паводковыми водами. Истцы с января 2017 года проживают в жилом доме, расположенном по адресу: <адрес>, пер. Речной, <адрес> А, данное домовладение попало в зону подтопления в марте 2018 года. Согласно постановлению Администрации Петропавловского района от ДД.ММ.ГГГГ № "Об утверждении списков населенных пунктов, улиц и домов, попавших в зону подтопления в марте 2018 года на территории Петропавловского района Алтайского края", домовладение, расположенное по адресу: <адрес>,. Зеленый Дол, пер. Речной, <адрес> А включено в зону затопления, таким образом, истцы являются пострадавшими в результате чрезвычайной ситуации.
Однако, документально подтвердить факт постоянного проживания в вышеуказанном жилом помещении, оказавшемся в зоне подтопления, истцы не имеют возможности.
В результате подъема уровня реки Ануй, находящейся в 500 метрах от домовладения, в котором проживают истцы, земельный участок и жилой дом были подтоплены речной водой. В ограде усадьбы дома стояла вода высотой до 70 см., были затоплены хозяйственные постройки, намокли уголь, дрова, была затоплена баня. Вода в ограде домовладения стояла несколько дней, из-за чего была ограничена возможность выхода из дома, не было возможности сходить в магазин за продуктами питания.
В августе 2018 года истец Перевалова А.В. обратилась в межведомственную комиссию по оценке ущерба Администрации Петропавловского района Алтайского края о включении её и несовершеннолетнего Перевалова А.Д. в список граждан, нуждающихся в получении единовременной материальной помощи.
В связи со снятием ДД.ММ.ГГГГ на территории Алтайского края режима чрезвычайной ситуации, обусловленной паводковой обстановкой на территории Алтайского края, комиссия лишена возможности принимать какое-либо решение, касаемое включения граждан в списки лиц, нуждающихся в единовременной материальной помощи в результате чрезвычайной ситуации.
С данными обстоятельствами истец не согласна, поскольку в результате чрезвычайной ситуации, произошедшей на территории муниципального образования Петропавловский район Алтайского края в марте 2018 года, были нарушены условия жизнедеятельности её и несовершеннолетнего Перевалова А.Д.
Истец Перевалова А.В. в судебном заседании на заявленных исковых требованиях настаивала по доводам, изложенным в исковом заявлении. Дополнительно пояснила, что она с сыном Переваловым А.Д. с января 2017 года фактически проживает по пер. Речной, <адрес>А <адрес>, регистрации по указанному адресу не имеет, так как в <адрес> (по прописке) имеет возможность получать более качественную медицинскую помощь. В период паводка, домовладение по пер. Речной, 5А в <адрес>, было затоплено речной водой, с находящейся в 500 метрах от жилого дома реки Ануй, вода в ограде домовладения стояла долго, несколько дней она и её несовершеннолетний сын не имели возможности выйти с территории домовладения, в том числе в магазин за продуктами питания, так как уровень воды во дворе достигал высоты около 60 см., дом фактически был отрезан от дороги, так как находится в низине, которая была заполнена водой высотой около метра. Несколько дней в доме отсутствовало электричество, в детском саду, который посещает <данные изъяты> А.Д., был организован пункт временного размещения эвакуированных граждан. На протяжении двух месяцев после наводнения, семья истца, вынуждена была переправляться на лодке от своего домовладения до дороги, так как вода в низине долгое время не уходила. Совместно проживающий с ней Полулях Л.Г. и Полулях С.А. получили соответствующие выплаты, в связи с отсутствием регистрации, истцу и её несовершеннолетнему сын было отказано в единовременной материальной помощи.
<данные изъяты>В.
Представитель ответчика Администрации Петропавловского района Алтайского края в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, до судебного заседания представили отзыв на исковое заявление, в котором просит принять решение на усмотрении суда.
Представители третьих лиц Администрации Зеленодольского сельсовета Петропавловского района Алтайского края, Управления социальной защиты населения по Петропавловскому району и Министерства труда и социальной защиты Алтайского края в судебное заседание не явились, извещены надлежаще. От начальника Управления социальной защиты населения по Петропавловскому району поступило заявление о рассмотрения дела без их участия. От главы Администрации Зеленодольского сельсовета Петропавловского района поступило заявление о рассмотрении дела без участия представителя, в котором не возражает в удовлетворении заявленных требований. От временно исполняющего обязанности министра Министерства труда и социальной защиты Алтайского края поступил отзыв на исковое заявление.
На основании ст.167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд счел возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся представителей ответчика Администрации Петропавловского района Алтайского края, представителей третьих лиц: Администрации Зеленодольского сельсовета Петропавловского района Алтайского края, Управления социальной защиты населения по Петропавловскому району, Министерства труда и социальной защиты Алтайского края, извещенных о рассмотрении дела надлежащим образом.
Суд, выслушав пояснения истца, допросив свидетелей, изучив письменные доводы Министерства труда и социальной защиты Алтайского края, письменный отзыв Администрации Петропавловского района Алтайского края, исследовав представленные письменные доказательства, приходит к следующим выводам.
В судебном заседании установлено, что собственником жилого <адрес>А, распложенного по переулку Речной в <адрес> является ФИО5, что подтверждается выпиской из ЕГРН.
Согласно информации Администрации Зеленодольского сельсовета <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ истцы Перевалова А.В., Перевалов А.Д. с января 2017 года по настоящее время фактически проживают по адресу: <адрес>, пер. Речной, <адрес>А.
Как усматривается из информацией МО МВД России «Петропавловский» истцы в период паводка и до паводка проживали по адресу: <адрес>, пер. Речной, <адрес>А.
Опрошенные в ходе рассмотрения дела свидетели ФИО5 (собственник домовладения) и ФИО6 также подтвердили факт проживания Переваловой А.В. и несовершеннолетнего <данные изъяты>. в домовладении, расположенном по адресу: <адрес>, пер. Речной, <адрес>А.
За последние три года Перевалова А.В. регулярно получает на свое имя почтовые отправления (посылки, легкие пакеты, заказные письма), доставка осуществляется по месту фактического проживания: <адрес>, что следует из ответа на запрос суда, поступившего от начальника ОПС Зеленый Дол.
Как следует из справки МБОУ «Зеленодольская средняя общеобразовательная школа», Перевалов А.Д., ДД.ММ.ГГГГ года рождения посещает структурное подразделение «Зеленодольский детский сад «Березка».
Таким образом, суд считает, что в ходе рассмотрения дела, факт постоянного проживания с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ Переваловой А.В. и Перевалова А.Д. в домовладении, пострадавшем в результате чрезвычайной ситуации в марте 2018 года, расположенном по адресу: <адрес>, пер. Речной, <адрес>А, нашел свое подтверждение.
Постановлением Администрации Петропавловского района Алтайского края от ДД.ММ.ГГГГ № на территории муниципального образования Петропавловский район введен режим чрезвычайной ситуации, в связи с повышением уровня талых вод.
Режим чрезвычайной ситуации и ликвидации ее последствий введен на территории Алтайского края постановлением Администрации Алтайского края № от ДД.ММ.ГГГГ.
В силу ст. 18 Федерального Закона «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» от 21.12.1994 № 68-ФЗ (далее – Закон) граждане Российской Федерации имеют право, в том числе, на возмещение ущерба, причиненного их здоровью и имуществу вследствие чрезвычайных ситуаций.
Чрезвычайная ситуация - это обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей (ст.1 Федерального Закона от 21.12.1994 № 68-ФЗ).
В соответствии с п. 2 ст. 18 вышеуказанного Закона порядок и условия, виды и размеры компенсаций и социальных гарантий, предоставляемых гражданам Российской Федерации в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи, устанавливаются законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Согласно подп. «л» п. 1 ст. 11 указанного Закона органы государственной власти субъектов Российской Федерации принимают решения об осуществлении единовременных денежных выплат гражданам Российской Федерации в случаях возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, включая определение случаев осуществления единовременных денежных выплат, а также круга лиц, которым указанные выплаты будут осуществлены.
Аналогичные положения закреплены в Законе Алтайского края от 17.03.1998 №15-ЗС «О защите населения и территории Алтайского края от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» (далее-Закон Алтайского края).
На основании ст. 25 закона Алтайского края граждане, проживающие и пребывающие на территории края, имеют право на защиту жизни, здоровья и личного имущества в случае возникновения чрезвычайных ситуаций; на возмещение ущерба, причиненного их здоровью и имуществу, вследствие чрезвычайных ситуаций.
Постановлением Правительства РФ от 15.02.2014 года № 110 (в редакции от 30.05.2018 года) утверждены Правила выделения бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий (далее-Правила), которые устанавливают порядок выделения бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий на финансовое обеспечение мер по ликвидации чрезвычайных ситуаций федерального, межрегионального и регионального характера.
Постановлением Правительства РФ от 30.05.2018 № 627 внесен ряд изменений в Правила.
В соответствии с п. 2 Правил, бюджетные ассигнования из резервного фонда выделяются федеральным органам исполнительной власти и органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации для частичного покрытия расходов на финансовое обеспечение мероприятий, связанных с ликвидацией чрезвычайных ситуаций, в частности на оказание гражданам единовременной материальной помощи в размере 10 тыс. рублей на человека (подп. «г»).
В соответствии с п. 2(1) Правил, выделение бюджетных ассигнований из резервного фонда на финансовое обеспечение мероприятий, предусмотренных подпунктом "г" пункта 2 настоящих Правил, осуществляется при одновременном выполнении на день введения режима чрезвычайной ситуации для соответствующих органов управления и сил единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций следующих условий:
постоянное проживание гражданина в жилом помещении, которое попало в зону чрезвычайной ситуации и в котором он зарегистрирован по месту жительства;
нарушение условий жизнедеятельности гражданина в результате воздействия поражающих факторов источника чрезвычайной ситуации;
На основании распоряжения Правительства РФ от 24.05.2018 г. № 969-р выделены Правительству Алтайского края из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий для частичного покрытия расходов на финансовое обеспечение мероприятий, связанных с ликвидацией последствий паводка, вызванного сильными дождями, прошедшими с 23 по 31 марта 2018 г. на территории Алтайского края, бюджетные ассигнования.
Администрацией Алтайского края разработан Порядок осуществления единовременных денежных выплат гражданам в связи с возникновением чрезвычайной ситуации на территории Алтайского края в результате паводка, вызванного сильными дождями, прошедшими с 23 по 31 марта 2018 года на территории Алтайского края, утвержденный Постановлением №179 от 25.05.2018 (далее - Порядок).
Данный Порядок предусматривает:
а) оказание гражданам единовременной материальной помощи в размере 10 тыс. рублей на человека.
Согласно п. 1.2 Порядка, единовременные денежные выплаты, предоставляются за счет средств, полученных из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий.
Из утвержденного Порядка следует, что получателями единовременной материальной помощи являются граждане, нуждающиеся в получении денежных выплат в результате чрезвычайной ситуации. К категории нуждающихся в получении денежных выплат относятся граждане, проживающие в жилых помещениях, попавших в зону затопления в результате чрезвычайной ситуации (п.2.1). Денежные выплаты предоставляются гражданину один раз по месту жительства в зоне затопления, подтвержденному регистрацией. При отсутствии регистрации по месту жительства факт постоянного проживания гражданина по конкретному адресу в целях получения денежных выплат устанавливается в судебном порядке (п.2.2.). Единовременная материальная помощь предоставляется на основании списков граждан, нуждающихся в оказании единовременной материальной помощи в результате чрезвычайной ситуации (п. 2.3.). Списки граждан, указанных п.2.3 настоящего порядка, формируются межведомственными комиссиями, создаваемыми в муниципальных районах, пострадавших в результате чрезвычайной ситуации и оформляются в соответствии с Правилами выделения бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства РФ по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий, утвержденным постановлением Правительства РФ от 15.02.2014 № 110 «О выделении бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства РФ по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий». Указанные списки утверждаются руководителями межведомственных комиссиями или их заместителями (п.д.2.5). Основанием для отказа в предоставлении денежных выплат является: отсутствие одного или несколько документов, предусмотренных п.2.9 Порядка; недостоверность предоставленных документов или содержания в заявлении или документах сведений; предоставление гражданину денежной выплаты по аналогичному основанию; отсутствие сведений о гражданине в списках, указанных в пунктах 2.3, 2.4 Порядка (п. 2.11).
Таким образом, для включения в списки граждан, которые имеют право на получение вышеуказанной единовременной материальной помощи в связи с наводнением в марте 2018 года на территории Петропавловского района Алтайского края необходимо наличие одновременно следующих условий:
-постоянно проживать в жилом помещении, которое находилось в зоне затопления, где были нарушены условия жизнедеятельности гражданина, в результате воздействия поражающих факторов источника чрезвычайной ситуации.
Постановлением Администрации Петропавловского района Алтайского края от ДД.ММ.ГГГГ (в редакции от ДД.ММ.ГГГГ №) были утверждены границы и зоны затопления в границах муниципального района, образовавшихся в результате паводка в марте 2018 года, согласно которому домовладение, расположенное по пер. Речной, <адрес>А <адрес>, в котором истцы проживали на момент наводнения, вошло в зону затопления.
Постановлением Правительства Алтайского края от 06.08.2018 № 311 режим чрезвычайной ситуации, обусловленный паводковой обстановкой, на территории <адрес> был отменен.
Акт обследования домовладения Администрации Зеленодольского сельсовета Петропавловского района Алтайского края составлен ДД.ММ.ГГГГ, из которого усматривается, что домовладение, в котором проживают истцы было подтоплено: затоплено крыльцо, гараж, подвал.
Как следует из информации начальника Петропавловского РЭС (МРСК Сибири «Алтайэнерго»), в период паводка в марте 2018 года по аварийной заявке была отключена ВЛ 10 кВ Л-42-4 «Ануйский», в связи с чем, в <адрес> отсутствовало электроснабжение в период с 27 по 28 марта.
Как следует из информации Зеленодольского сельсовета Петропавловского района Алтайского края, предоставленной по запросу суда, домовладение, расположенное по пер. Речной, 5А в <адрес> фактически подверглось затоплению: крыльцо, Гараж, подвал.
В период паводка с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ структурное подразделение «Зеленодольский детский сад «Березка» не осуществлял прием воспитанников, так как в здании детского сада был организован пункт временного размещения эвакуированных граждан, что подтверждается соответствующей справкой.
Опрошенные в ходе рассмотрения дела свидетели ФИО5 и ФИО6 также указали, что домовладение, расположенное по адресу: <адрес>, пер. Речной, <адрес>А было подтоплено водой, в связи с чем им была выплачена единовременная материальная помощь, истец и её несовершеннолетний сын данную выплату не получили, так как у них отсутствовала регистрации по месту проживания. Вода пришла на территорию домовладения с реки Ануй, которая находится буквально в 500 метрах от жилого дома, в связи с тем, что дом фактически находится в самой низкой части улицы, вся вода стекала к их усадьбе, таким образом, выйти из домовладения возможности ни они, ни истцы не имели, уровень воды на протяжении нескольких дней был очень высоким, эвакуироваться отказались, так как дома были маленькие дети, с которыми в пункте временного размещения находиться было очень тяжело. Электричество в жилом доме отсутствовало несколько дней, питаться было очень проблематично, кроме того, находящиеся в погребе овощи пришли в негодность, произошло намокание угля, дрова уплыли, в связи с чем отапливать жилое помещение было крайне тяжело.
Из предоставленных в материалы дела фототаблиц от ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ усматривается, что территория домовладения истцов была затоплена, уровень воды высокий.
Таким образом, из пояснений истца, свидетелей, письменных сведений, фототаблиц, установлено, что жилое помещение, в котором Перевалова А.В. и Перевалов А.Д. фактически проживали в период паводка в марте 2018 года, попало в зону чрезвычайной ситуации- наводнение, земельный участок, расположенный по пер. Речной, 5А в <адрес>, в период паводка, полностью был покрыт водой, были затоплены надворные постройки, уголь, погреб, гараж, а также крыльцо жилого дома.
В судебном заседании установлено, что во время чрезвычайной ситуации в марте 2018 года, в результате паводка были нарушены условия жизнедеятельности истцов, в течении двух суток они были лишены возможности посетить магазины для приобретения питьевой воды и продуктов, не имели возможности свободно передвигаться по участку, отапливать жилье, в доме два дня отсутствовало электричество.
Условия, предусмотренные п.2(1) Постановления Правительства РФ от 15.02.2014 года №110 (в ред. от 30.05.2018 года) «О выделении бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства РФ по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий» соблюдены.
При таких обстоятельствах, с учетом включения комиссией домовладения, где фактически проживали истицы, в зону затопления, суд полагает заявленные требования правомерными и подлежащими удовлетворению в полном объеме.
Руководствуясь ст. ст. 194 - 199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, районный суд,
Р Е Ш И Л:
Исковые требования Переваловой ФИО8, действующей в своих интересах и интересах ФИО9 Дмитриевича к Администрации Петропавловского района Алтайского края об установлении факта, имеющего юридическое значение, о признании пострадавшими в результате паводка в марте 2018 года, признании права на получение единовременной материальной помощи, возложении обязанности включить в списки граждан, нуждающихся в оказании единовременной материальной помощи удовлетворить.
Установить факт постоянного проживания с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ Переваловой ФИО10, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженки <адрес> края, Перевалова Алексея ФИО11, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженца <адрес> края в домовладении, пострадавшем в результате чрезвычайной ситуации в марте 2018 года, расположенном по адресу: <адрес>, пер. Речной, <адрес>А.
Признать за Переваловой ФИО12, Переваловым ФИО13 право на получение единовременной материальной помощи, выплачиваемой за счет средств резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий, в размере 10000 рублей 00 копеек на человека в соответствии с подпунктом «г» пункта 2 Правил выделения бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 15.02.2014 № 110 «О выделении бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий».
Обязать Администрацию Петропавловского района Алтайского края включить Перевалову ФИО14, Перевалова ФИО15 в список граждан, нуждающихся в оказании единовременной материальной помощи в результате чрезвычайной ситуации на территории Алтайского края в результате паводка, вызванного сильными дождями, прошедшими с 23 по 31 марта 2018 года на территории Алтайского края, с целью получения выплат за счет средств резервного фонда правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 15.02.2014 № 110 «О выделении бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий».
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Алтайский краевой суд через Петропавловский районный суд в течение месяца.
Судья Е.А. Шкурупий
Решение суда в окончательной форме принято 02 ноября 2018 года.