РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
43RS0026-01-2023-001464-59 Дело № 2-143/2024
13 февраля 2024 года г. Омутнинск, Кировская область
Омутнинский районный суд Кировской области в составе:
председательствующего судьи Хариной О.В.,
при секретаре Воробьевой К.А.,
с участием истца Власовой С.Г., представителя ответчика Фоминых Е.В., представителя третьего лица Бисеровой М.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Власовой С.Г. к муниципальному бюджетному учреждению дополнительного образования «Детская школа искусств» пгт.Восточный Омутнинского района Кировской области о взыскании недоначисленных и невыплаченных денежных средств, компенсации морального вреда,
УСТАНОВИЛ:
Власова С.Г. обратилась в суд с иском к муниципальному бюджетному учреждению дополнительного образования «Детская школа искусств» пгт. Восточный Омутнинского района Кировской области (далее также МБУ ДО ДШИ-2), указав в его основании, что она работает в данном учреждении в должности преподавателя по классу фортепиано, имеет первую квалификационную категорию. Дополнительным соглашением №25 от 24.07.2019 к трудовому договору от 01.09.2003 №4 по должности преподавателя определен порядок установления постоянных стимулирующих выплат: за стаж работы, производимый в виде стимулирующей процентной надбавки к окладу, на который принят работник – 5%, дополнительным соглашением №29 от 09.01.2020 к трудовому договору от 01.09.2003 №4 по должности преподавателя определен порядок установления постоянной стимулирующей выплаты за наличие первой квалификационной категории - в виде повышающего коэффициента к окладу, на который принят работник – 0,01%. Указанные выплаты производятся только на 18 часов учебной нагрузки в нарушение Единых рекомендаций, утвержденных решением Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений. Считает, что порядок начисления стимулирующих выплат на ставку в 18 часов, а не на весь объем фактической нагрузки в период с 01.04.2019 по 31.05.2023 был нарушен. Нарушение работодателем в течение длительного времени трудовых прав, поставило истца в затруднительное материальное положение, данные обстоятельства вызвали чувства отчаяния, неопределенности и тревоги. Истцом были испытаны нравственные и моральные страдания, сильные переживания из-за того, что значительное снижение выплат в течение длительного времени принижает и обесценивает многолетний, профессиональный труд, ухудшает условия жизни истца и его семьи. Просит взыскать с МБУ ДО ДШИ-2 пгт.Восточный Омутнинского района Кировской области недоначисленную и невыплаченную заработную плату за период: с 01.04.2019 по 31.12.2019 за 9 месяцев в размере ДАННЫЕ ИЗЪЯТЫ рубль ДАННЫЕ ИЗЪЯТЫ копеек, с 01.01.2020 по 31.12.2020 за 12 месяцев в размере ДАННЫЕ ИЗЪЯТЫ рублей ДАННЫЕ ИЗЪЯТЫ копеек, с 01.01.2021 по 31.12.2021 за 9 месяцев в размере ДАННЫЕ ИЗЪЯТЫ рубля ДАННЫЕ ИЗЪЯТЫ копейки, с 01.01.2022 по 31.12.2022 за 10 месяцев в размере ДАННЫЕ ИЗЪЯТЫ рубля ДАННЫЕ ИЗЪЯТЫ копеек, с 01.01.2023 по 31.08.2023 за 6 месяцев в размере ДАННЫЕ ИЗЪЯТЫ рубль ДАННЫЕ ИЗЪЯТЫ копеек, всего в размере ДАННЫЕ ИЗЪЯТЫ рублей ДАННЫЕ ИЗЪЯТЫ копейки, а также произвести компенсацию морального вреда в размере ДАННЫЕ ИЗЪЯТЫ рублей.
13.02.2024 Власова С.Г. уточнила исковые требования, согласившись с контрасчетом, предоставленным ответчиком, просила взыскать с МБУ ДО ДШИ-2 пгт.Восточный Омутнинского района Кировской области недоначисленную и невыплаченную заработную плату за период: с 01.04.2019 по 31.12.2019 за 9 месяцев в размере ДАННЫЕ ИЗЪЯТЫ рублей ДАННЫЕ ИЗЪЯТЫ копеек, с 01.01.2020 по 31.12.2020 за 12 месяцев в размере ДАННЫЕ ИЗЪЯТЫ рубль ДАННЫЕ ИЗЪЯТЫ копейки, с 01.01.2021 по 31.12.2021 за 9 месяцев в размере ДАННЫЕ ИЗЪЯТЫ рублей ДАННЫЕ ИЗЪЯТЫ копеек, с 01.01.2022 по 31.12.2022 за 10 месяцев в размере ДАННЫЕ ИЗЪЯТЫ рубля ДАННЫЕ ИЗЪЯТЫ копеек, с 01.01.2023 по 31.08.2023 за 6 месяцев в размере ДАННЫЕ ИЗЪЯТЫ рубля ДАННЫЕ ИЗЪЯТЫ копейки, всего в размере ДАННЫЕ ИЗЪЯТЫ рубль ДАННЫЕ ИЗЪЯТЫ копеек.
Истец Власова С.Г. в судебном заседании уточненные исковые требования, доводы, изложенные в иске поддержала, пояснила, что требования о взыскании компенсации морального вреда также поддерживает, дополнительно пояснила, что поздно узнала о том, что заработная плата начислялась неправильно, решила обратиться в суд после того, как другие педагоги стали обращаться в суд с исками о взыскании недоначисленной заработной платы. С дополнительными соглашениями к трудовому договору при подписании знакомилась, копии получала.
Представитель ответчика Фоминых Е.В. в судебном заседании поддержала доводы, изложенные в возражениях, в которых указала, что заработная плата истцу начислялась в срок и в соответствии с нормативными документами, регламентирующими начисление труда в учреждении, уровень заработной платы придерживается в пределах средств фонда оплаты труда ответчика. Истцом не представлено доказательств, подтверждающих наличие обстоятельств, дающих право на компенсацию морального вреда. Заявила о пропуске истцом срока исковой давности для обращения в суд.
Представитель третьего лица администрации муниципального образования Омутнинский муниципальный район Кировской области Бисерова М.В. в судебном заседании возражала против удовлетворения исковых требований, полагала, что срок исковой давности пропущен.
Заслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав письменные материалы дела, суд пришел к следующему.
Бюджетным учреждением признается некоммерческая организация, созданная Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием для выполнения работ, оказания услуг в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий соответственно органов государственной власти (государственных органов), органов публичной власти федеральной территории или органов местного самоуправления в сферах науки, образования, здравоохранения, культуры, социальной защиты, занятости населения, физической культуры и спорта, а также в иных сферах (ст.9.2 БК РФ).
Работник имеет право на своевременную и в полном объеме выплату заработной платы в соответствии со своей квалификацией, количеством и качеством выполненной работы (абзац 5 ч. 1 ст. 21 ТК РФ).
Этому праву работника в силу абзаца седьмого части 2 статьи 22 ТК РФ корреспондирует обязанность работодателя выплачивать в полном размере причитающуюся работнику заработную плату в установленные законом или трудовым договором сроки и соблюдать трудовое законодательство, локальные нормативные акты, условия коллективного договора и трудового договора.
Частью 1 ст. 135 ТК РФ определено, что заработная плата работнику устанавливается трудовым договором в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда.
Системы оплаты труда, включая размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), доплат и надбавок компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, системы доплат и надбавок стимулирующего характера и системы премирования, устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права (ч. 2 ст. 135 ТК РФ).
Согласно ч. 4, 5 ст. 135 ТК РФ локальные нормативные акты, устанавливающие системы оплаты труда, принимаются работодателем с учетом мнения представительного органа работников (часть 4). Условия оплаты труда, определенные трудовым договором, не могут быть ухудшены по сравнению с установленными трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами.
Работодатель в случаях, предусмотренных Трудовым кодексом Российской Федерации, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, коллективным договором, соглашениями, перед принятием решения направляет проект локального нормативного акта и обоснование по нему в выборный орган первичной профсоюзной организации, представляющий интересы всех или большинства работников (ч. 1 ст.372 ТК РФ).
Частью 1 ст. 8 Трудового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что работодатели, за исключением работодателей - физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями, принимают локальные нормативные акты, содержащие нормы трудового права, в пределах своей компетенции в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективными договорами, соглашениями.
Нормы локальных нормативных актов, ухудшающие положение работников по сравнению с установленным трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, а также локальные нормативные акты, принятые без соблюдения установленного статьей 372 Трудового кодекса Российской Федерации порядка учета мнения представительного органа работников, не подлежат применению. В таких случаях применяются трудовое законодательство и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права, коллективный договор, соглашения (ч. 4 ст. 8 ТК РФ).
В соответствии со ст. 72 ТК РФ изменение определенных сторонами условий трудового договора, в том числе перевод на другую работу, допускается только по соглашению сторон трудового договора, за исключением случаев, предусмотренных Трудовым кодексом Российской Федерации. Соглашение об изменении определенных сторонами условий трудового договора заключается в письменной форме.
Частью 1 ст.74 ТК РФ установлено, что в случае, когда по причинам, связанным с изменением организационных или технологических условий труда (изменения в технике и технологии производства, структурная реорганизация производства, другие причины), определенные сторонами условия трудового договора не могут быть сохранены, допускается их изменение по инициативе работодателя, за исключением изменения трудовой функции работника.
Согласно ч. 2 ст.74 ТК РФ о предстоящих изменениях определенных сторонами условий трудового договора, а также о причинах, вызвавших необходимость таких изменений, работодатель обязан уведомить работника в письменной форме не позднее чем за два месяца, если иное не предусмотрено указанным кодексом.
Изменения определенных сторонами условий трудового договора, вводимые в соответствии со ст. 74 ТК РФ, не должны ухудшать положение работника по сравнению с установленным коллективным договором, соглашениями (ч. 8 ст.74 ТК РФ).
Российская трехсторонняя комиссия по регулированию социально-трудовых отношений ежегодно до внесения в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации проекта федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период разрабатывает единые рекомендации по установлению на федеральном, региональном и местном уровнях систем оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений. Указанные рекомендации учитываются Правительством Российской Федерации, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления при определении объемов финансового обеспечения деятельности государственных и муниципальных учреждений, в том числе в сфере здравоохранения, образования, науки, культуры. Если стороны Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений не достигли соглашения, указанные рекомендации утверждаются Правительством Российской Федерации, а мнение сторон Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений доводится до субъектов Российской Федерации Правительством Российской Федерации.
Локальные нормативные акты, устанавливающие системы оплаты труда, принимаются работодателем с учетом мнения представительного органа работников.
Условия оплаты труда, определенные коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, не могут быть ухудшены по сравнению с установленными трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.
Согласно ст. 144 ТК РФ, системы оплаты труда (в том числе тарифные системы оплаты труда) работников государственных и муниципальных учреждений устанавливаются: в муниципальных учреждениях - коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.
Системы оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений устанавливаются с учетом единого тарифно-квалификационного справочника работ и профессий рабочих, единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих или профессиональных стандартов, а также с учетом государственных гарантий по оплате труда, рекомендаций Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений (часть третья статьи 135 настоящего Кодекса) и мнения соответствующих профсоюзов (объединений профсоюзов) и объединений работодателей.
Особенности формирования оплаты труда работникам учреждений образования изложены в п. 36 Единых рекомендаций по установлению на федеральном, региональном и местном уровнях систем оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений на 2023 год, (далее – Единые рекомендации), утверждённых решением Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений от 23.12.2022, протокол №11.
В системах оплаты труда педагогических работников, поименованных в пунктах 2.3 - 2.8 приложения 1 к приказу Минобрнауки России от 22.12.2014 №1601 «О продолжительности рабочего времени (нормах часов педагогической работы за ставку заработной платы) педагогических работников и о порядке определения учебной нагрузки педагогических работников, оговариваемой в трудовом договоре», выполняющих с их письменного согласия педагогическую или учебную (преподавательскую) работу сверх установленной нормы часов в неделю (в год) за ставку заработной платы либо ниже установленной нормы часов в неделю (в год) за ставку заработной платы, в целях обеспечения равной оплаты за труд равной ценности педагогических работников предусматривать следующий порядок исчисления заработной платы за весь объем педагогической или учебной (преподавательской) работы: применение повышающих коэффициентов и (или) повышений, устанавливаемых в процентах (в абсолютных величинах) при оплате труда педагогических работников, для которых установлены нормы часов учебной (преподавательской) или педагогической работы за ставку заработной платы, за наличие квалификационных категорий, и по другим основаниям, следует осуществлять путем умножения размера заработной платы, исчисленного за фактический объем учебной нагрузки и (или) фактический объем педагогической работы из размеров ставок заработной платы, предусмотренных по каждому квалификационному уровню ПКГ, на величину повышающих коэффициентов и (или) повышений, установленных в процентах (в абсолютных величинах).
Аналогичные нормы, определяющие порядок начисления стимулирующих выплат на весь объем фактической нагрузки, содержатся в Единых рекомендациях, утверждённых решением Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений на 2019, 2020, 2021, 2022 годы.
Как следует из Методических рекомендаций по формированию системы оплаты труда работников общеобразовательных организаций, утвержденных письмом Минобрнауки России от 29.12.2017 № ВП-1992/02 (далее – Методические рекомендации), выплата повышающего коэффициента к окладу за квалификационную категорию, и выплата за стаж непрерывной работы, квалификационную категорию отнесены к выплатам стимулирующего характера.
В соответствии с абз. 1 п. 1.4 Методических рекомендаций заработная плата работников организации (без учета премий и иных стимулирующих выплат) при изменении (совершенствовании) условий оплаты труда в соответствии с настоящими Методическими рекомендациями не может быть меньше заработной платы (без учета премий и иных стимулирующих выплат), выплачиваемой на момент ее изменения, при условии сохранения объема должностных обязанностей работников и выполнения ими работ той же квалификации.
Согласно ст. 129 ТК РФ, раскрывающей содержание основных понятий, используемых при регулировании оплаты труда, заработной платой (оплатой труда работника) признается вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты); тарифной ставкой - фиксированный размер оплаты труда работника за выполнение нормы труда определенной сложности (квалификации) за единицу времени без учета компенсационных, стимулирующих и социальных выплат; окладом (должностным окладом) - фиксированный размер оплаты труда работника за исполнение трудовых (должностных) обязанностей определенной сложности за календарный месяц без учета компенсационных, стимулирующих и социальных выплат.
В судебном заседании установлено, что постановлением администрации МО Омутнинский муниципальный район Кировской области от 14.06.2019 №482 утверждено Примерное положение об оплате труда работников муниципальных учреждений культуры, подведомственных Управлению культуры администрации МО Омутнинский муниципальный район Кировской области, согласно п.3.1.1.3 которого установлен рекомендуемый размер оклада педагогического работника 4 квалификационного уровня 9 800 руб.; пунктом 6.2 указанного положения, выплаты стимулирующего характера устанавливаются в процентах и (или) в виде повышающего коэффициента к окладам (должностным окладам), выплаты стимулирующего характера устанавливаются приказами руководителей учреждений в пределах фонда оплаты труда. Выплата за стаж непрерывной работы производится в виде стимулирующей процентной надбавки к окладу, на который принят работник, в зависимости от стажа работы работника соответствующего профиля в организациях культуры. Установлены рекомендуемые размеры стимулирующих выплат, в частности при непрерывной работе свыше 10 лет - до 15%. Выплата за наличие квалификационной категории применяется к должностному окладу и устанавливается всем работникам в виде повышающего коэффициента, при наличии высшей квалификационной категории - до 0,15, при наличии первой квалификационной категории – до 0,10 (л.д. 197-208).
Постановлением администрации МО Омутнинский муниципальный район Кировской области от 11.07.2019 №571 внесены изменения в «Примерное положение об оплате труда работников муниципальных учреждений культуры, подведомственных Управлению культуры администрации МО Омутнинский муниципальный район Кировской области», рекомендуемые размеры стимулирующей выплаты за стаж непрерывной работы свыше 10 лет в процентах к окладу устанавливаются в размере до 15% (л.д. 196).
Постановлением администрации МО Омутнинский муниципальный район Кировской области от 20.09.2023 №574 внесены изменения в «Примерное положение об оплате труда работников муниципальных учреждений культуры, подведомственных Управлению культуры администрации МО Омутнинский муниципальный район Кировской области», установлено, что выплата за стаж непрерывной работы производится в виде стимулирующей процентной надбавки к фактическому объему учебной нагрузки, выплата за наличие квалификационной устанавливается в виде повышающего коэффициента к фактическому объему учебной нагрузки (л.д. 183-185).
Приказом МБУ ДО ДШИ-2 пгт.Восточный Омутнинского района Кировской области № 36 от 02.06.2009 утверждено Положение «Об оплате труда работников муниципального бюджетного учреждения дополнительного образования «Детская школа искусств» пгт. Восточный Омутнинского района Кировской области», приказом № 38 от 09.04.2019, в Положение внесены изменения, установлен размер окладов педагогических работников 4 квалификационного уровня - 9 800 руб., размеры стимулирующих выплат в процентах к окладу за стаж непрерывной работы свыше 10 лет - 5%; установлены размеры повышающих коэффициентов, на который принят работник при наличии первой квалификационной категории – 1,01 (л.д. 98-103).
Приказом МБУ ДО ДШИ-2 пгт. Восточный Омутнинского района Кировской области № 76 от 12.07.2019 на основании постановлений администрации Омутнинского района Кировской области № 482 от 14.06.2019, №571 от 11.07.2019 утверждено Положение «Об оплате труда работников муниципального бюджетного учреждения дополнительного образования «Детская школа искусств» пгт. Восточный Омутнинского района Кировской области», согласно пункта 5.1 указанного положения, выплаты стимулирующего характера устанавливаются в процентах и (или) в виде повышающего коэффициента к окладам (должностным окладам), ставкам заработной платы и (или) в абсолютных размерах. Выплата за стаж непрерывной работы производится в виде стимулирующей процентной надбавки к окладу, на который принят работник, при непрерывной работе свыше 10 лет - 5%. Выплата за наличие квалификационной категории применяется к должностному окладу и устанавливается в виде повышающего коэффициента, при наличии первой квалификационной категории – 1,01 (л.д. 131-137).
Приказом МБУ ДО ДШИ-2 пгт. Восточный Омутнинского района Кировской области № 70 от 27.09.2023 утверждено Положение «Об оплате труда работников муниципального бюджетного учреждения дополнительного образования «Детская школа искусств» пгт. Восточный Омутнинского района Кировской области» в новой редакции, установлено, что выплата за стаж непрерывной работы производится в виде стимулирующей процентной надбавки к фактическому объему учебной нагрузки, выплата за наличие квалификационной категории устанавливается в виде повышающего коэффициента к фактическому объему учебной нагрузки.
Согласно выписке из приказа от 16.08.1982 Власова С.Г. принята преподавателем по классу фортепиано в Восточную ДМШ с ДАТА ИЗЪЯТА(л.д. 87).
ДАТА ИЗЪЯТА между «Детской школой искусств п. Восточный» и Власовой С.Г. был заключён трудовой договор *** согласно п. 1.2-1.4 договора Власова С.Г. была принята на должность преподавателя по классу фортепиано в МУДО.«Детская школа искусств п. Восточный» с ДАТА ИЗЪЯТА. Согласно разделу 5 «Оплата труда», заработная плата состоит из фиксированной (оклада) и переменной (премий) частей (л.д.9-10).
ДАТА ИЗЪЯТА Власова С.Г уведомлена об изменении определенных сторонами условий трудового договора с ДАТА ИЗЪЯТА
Согласно дополнительным соглашениям от ДАТА ИЗЪЯТА №24, от ДАТА ИЗЪЯТА №25, к трудовому договору от ДАТА ИЗЪЯТА №4, раздел 5 «Оплата труда» трудового договора установлен в новой редакции, ставка заработной платы – 9 800 рублей в месяц, стимулирующая выплата за стаж непрерывной работы, начисляемая на оклад, свыше 10 лет – 5%.
ДАТА ИЗЪЯТА между Власовой С.Г. и МБУ ДО ДШИ-2 пгт. Восточный Омутнинского района Кировской области, заключено дополнительное соглашение №29 к трудовому договору от ДАТА ИЗЪЯТА №4, которым установлено, что постоянные стимулирующие выплаты, начисляемые к окладу, составляют за стаж непрерывной работы свыше 10 лет – 5%, за наличие первой квалификационной категории – в виде повышающего коэффициента – 0,01 (л.д. 14)
Согласно выписке из приказа *** л/с от ДАТА ИЗЪЯТА трудовой договор от ДАТА ИЗЪЯТА с Власовой С.Г. на основании п. 3 ч. 1 ст. 77 ТК РФ прекращен (л.д. 17).
ДАТА ИЗЪЯТА между МБУ ДО ДШИ-2 пгт. Восточный Омутнинского района Кировской области и Власовой С.Г. заключён трудовой договор *** согласно п. 1.1-1.2, 2.2 которого с ДАТА ИЗЪЯТА Власова С.Г. принята преподавателем. Согласно разделу 7 «Оплата труда», заработная плата состоит из ставки заработной платы (оклада) и выплат, в том числе стимулирующего характера (за стаж и наличие квалификационной категории). При заключении трудового договора Власова С.Г. была ознакомлена с Положением об оплате труда, Положением о стимулирующих выплатах (л.д.18-19, 89).
Согласно выписке из приказа *** л/с от ДАТА ИЗЪЯТА трудовой договор от ДАТА ИЗЪЯТА с Власовой С.Г. на основании п. 3 ч. 1 ст. 77 ТК РФ с ДАТА ИЗЪЯТА прекращен (л.д. 21).
ДАТА ИЗЪЯТА между МБУ ДО ДШИ-2 пгт. Восточный Омутнинского района Кировской области и Власовой С.Г. заключён трудовой договор №10, согласно п. 1.1-1.2, 2.2 которого с ДАТА ИЗЪЯТА Власова С.Г. принята преподавателем. Согласно разделу 7 «Оплата труда», заработная плата состоит из ставки заработной платы (оклада) и выплат, в том числе стимулирующего характера (за стаж и наличие квалификационной категории). При заключении трудового договора Власова С.Г. была ознакомлена с Положением об оплате труда, Положением о стимулирующих выплатах (л.д.22-23,93).
Согласно выписке из приказа *** л/с от ДАТА ИЗЪЯТА трудовой договор от ДАТА ИЗЪЯТА с Власовой С.Г. на основании п. 3 ч. 1 ст. 77 ТК РФ ДАТА ИЗЪЯТА прекращен (л.д. 26).
ДАТА ИЗЪЯТА между МБУ ДО ДШИ-2 пгт. Восточный Омутнинского района Кировской области и Власовой С.Г. заключён трудовой договор *** согласно п. 1.1-1.2, 2.2 которого с ДАТА ИЗЪЯТА Власова С.Г. принята преподавателем. Согласно разделу 7 «Оплата труда», заработная плата состоит из ставки заработной платы (оклада) и выплат, в том числе стимулирующего характера (за стаж и наличие квалификационной категории). При заключении трудового договора Власова С.Г. была ознакомлена с Положением об оплате труда, Положением о стимулирующих выплатах (л.д.27-28, 95).
В соответствии с дополнительным соглашением *** от ДАТА ИЗЪЯТА к трудовому договору от ДАТА ИЗЪЯТА *** стимулирующие выплаты производятся в процентах к фактическому объему учебной нагрузки: за стаж свыше 10 лет – 5%, за наличие первой квалификационной категории – в виде повышающего коэффициента – 0,01 (л.д. 29)
Согласно выписке из приказа от 31.10.2013 департамента образования Кировской области, выписке из распоряжения министерства образования Кировской области от 30.12.2019 Власовой С.Г. установлена первая квалификационная категория (л.д. 30).
Согласно п. 7.4 трудового договора №10 от 01.09.2023 заработная плата работнику выплачивается не реже, чем каждые полмесяца, а именно: первая часть выплачивается 27 числа месяца, за который она начисляется, вторая часть – 12 числа месяца, следующего за отработанным.
Разрешая требования истца о несогласии с порядком начисления стимулирующих выплат, а именно, осуществления работодателем их начисления на оклад, составляющий 18 часов, а не на весь объем фактической нагрузки, который, согласно материалам дела составляла: за апрель-июнь, август 2019 года – 31 учебный час в неделю, за сентябрь-декабрь 2019 года - 36,5 учебных часов в неделю; за январь-июнь, август 2020 года – 36,5 учебных часов в неделю, за сентябрь-декабрь 2020 года – 35,5 учебных часов в неделю; за январь-май 2021 года – 31,5 учебных часов в неделю, за сентябрь-декабрь 2021 года – 34 учебных часа в неделю; за январь-июнь 2022 года – 34 учебных часов в неделю, сентябрь 2022 года – 29,5 учебных часов в неделю, за октябрь-декабрь 2022 года – 34,5 учебных часов в неделю; за январь-июнь 2023 года – 35,5 учебных часов в неделю, суд приходит к следующему.
Как уже указывалось выше, системы оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений устанавливаются с учетом, в том числе, рекомендаций Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений.
Как следует из п. 36 рекомендаций определение размеров выплат стимулирующего характера педагогическим работникам, для которых установлены нормы часов учебной (преподавательской) или педагогической работы за ставку заработной платы, за наличие квалификационных категорий, следует осуществлять с учетом фактического объема учебной нагрузки, при наличии у работников права на применение повышающих коэффициентов и (или) повышений, установленных в процентах (в абсолютных величинах) по нескольким основаниям, их величины по каждому основанию определять отдельно без учета других повышающих коэффициентов и (или) повышений, установленных в процентах (в абсолютных величинах), которые затем суммировать и применять путем умножения образовавшейся величины на размер заработной платы, исчисленный за фактический объем учебной нагрузки и (или) педагогической работы. Порядок оплаты труда преподавателей исходя из фактического объема учебной нагрузки, также урегулирован методическими рекомендациями, утвержденными Миноборнауки России 29.12.2017 №ВП—1992/02, приказом Миноборнауки от 22.12.2014 №1601 «О продолжительности рабочего времени (нормах часов педагогической работы за ставку заработной платы) педагогических работников и о порядке определения учебной нагрузки педагогических работников, оговариваемой в трудовом договоре.
С учетом вышеуказанных требований трудового законодательства, положений Единых рекомендаций, находит требования истца обоснованными.
Истцом представлены расчеты взыскиваемых сумм, ответчиком, в свою очередь, представлены контрасчеты.
Проверив представленные расчеты, суд приходит к выводу о необходимости положить в основу решения суда контрасчет ответчика, поскольку он является математически верным, произведен с учетом количества часов отработанных Власовой С.Г. в каждом из периодов и установленного трудовым договором оклада. С представленными ответчиком контррасчетами истец согласилась.
Ответчиком МБУ ДО ДШИ-2 пгт. Восточный Омутнинского района Кировской области заявлено о пропуске Власовой С.Г. срока исковой давности для обращения в суд.
Частью 1 ст. 46 Конституции Российской Федерации установлено, что каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод.
Сроки обращения работника в суд за разрешением индивидуального трудового спора установлены ст. 392 ТК РФ.
В соответствии с ч. 1 ст. 392 ТК РФ работник имеет право обратиться в суд за разрешением индивидуального трудового спора в течение трех месяцев со дня, когда он узнал или должен был узнать о нарушении своего права, а по спорам об увольнении - в течение одного месяца со дня вручения ему копии приказа об увольнении либо со дня выдачи трудовой книжки.
Согласно ч. 2 ст. 392 Трудового кодекса Российской Федерации за разрешением индивидуального трудового спора о невыплате или неполной выплате заработной платы и других выплат, причитающихся работнику, он имеет право обратиться в суд в течение одного года со дня установленного срока выплаты указанных сумм, в том числе в случае невыплаты или неполной выплаты заработной платы и других выплат, причитающихся работнику при увольнении.
Как указано в определении Конституционного Суда РФ от 30.06.2020 № 1435 закрепление в части второй статьи 392 Трудового кодекса Российской Федерации (введенной в действие подпунктом «а» пункта 4 статьи 2 Федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам повышения ответственности работодателей за нарушения законодательства в части, касающейся оплаты труда») более продолжительного по сравнению с предусмотренным частью первой данной статьи срока для обращения в суд за разрешением индивидуального трудового спора о невыплате или неполной выплате заработной платы и других выплат, причитающихся работнику, является гарантией реализации права работников на своевременную и в полном размере выплату заработной платы.
Из Постановления Конституционного Суда РФ от 25 октября 2018 года № 38-П следует, что до вступления в силу Федерального закона от 3 июля 2016 года №272-ФЗ требования о выплате денежной компенсации за неиспользованный отпуск при увольнении могли быть предъявлены в суд на основании части первой статьи 392 Трудового кодекса Российской Федерации не позднее трех месяцев со дня увольнения, поскольку именно в этот день работник, как правило, и должен был узнать о нарушении своего права, если соответствующая компенсация не была ему выплачена работодателем непосредственно при увольнении. В настоящее время на такие случаи распространяется специальный процессуальный срок, определенный частью второй той же статьи, который составляет один год со дня установленного срока выплаты соответствующих денежных сумм.
По трудовым договорам, предусматривающим ежемесячную выплату заработной платы, срок обращения в суд по искам о неполной выплате зарплаты исчисляется по каждой выплате и заканчивается по истечении года со дня, когда выплата должна быть произведена.
Между тем, в п. 16 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29.05.2018 № 15 «О применении судами законодательства, регулирующего труд работников, работающих у работодателей - физических лиц и у работодателей - субъектов малого предпринимательства, которые отнесены к микропредприятиям» прямо указано, что об уважительности причин пропуска срока на обращение в суд за разрешением индивидуального трудового спора может свидетельствовать своевременное обращение работника с письменным заявлением о нарушении его трудовых прав в органы прокуратуры и (или) в государственную инспекцию труда, которыми в отношении работодателя было принято соответствующее решение об устранении нарушений трудовых прав работника, вследствие чего у работника возникли правомерные ожидания, что его права будут восстановлены во внесудебном порядке.
Из разъяснений, данных п. 5 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 17.03.2004 № 2 «О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации», также следует, что в качестве уважительных причин пропуска срока обращения в суд могут расцениваться обстоятельства, препятствовавшие данному работнику своевременно обратиться с иском в суд за разрешением индивидуального трудового спора.
Обращаясь в прокуратуру или в трудовую инспекцию, работник тем самым выражает несогласие с действиями работодателя, и реализует право на защиту трудовых прав в установленном законом порядке. То обстоятельство, что в связи с обращением работника предусмотренные законом меры реагирования были приняты, однако требования государственных органов не были выполнены работодателем, подтверждает, что ранее, этот работник не обращался в суд по уважительным причинам.
С исковым заявлением в Омутнинский районный суд Власова С.Г. обратилась 28.11.2023.
Уважительных причин пропуска срока исковой давности истцом, которые могли бы служить основанием для его восстановления, истцом не представлено. Доводы истца о том, что о нарушении своих прав она ранее не знала, узнала только в 2023 году, когда другие педагоги стали обращаться с исками в суд, а до этого полностью доверяла бухгалтерии и не знала, что не доплачивают денежные средства, при получении заработной платы ошибочно полагала о правильном начислении работодателем полагающихся выплат, не являются уважительной причиной пропуска срока исковой давности.
Истец была своевременно ознакомлена, ей были вручены копии, как уведомления об изменении условий трудового договора, так и дополнительного соглашения к трудовому договору, кроме того, трудовые договоры от ДАТА ИЗЪЯТА, ДАТА ИЗЪЯТА ДАТА ИЗЪЯТА были заключены Власовой С.Г. на условиях, предложенных работодателем, она была ознакомлена с Положением об оплате труда, так и с Положением о стимулирующих выплатах, то есть как размер, так и порядок начисления стимулирующих выплат был доведен до истца и был ей известен.
Согласно представленным материалам дела, спор заявлен относительно не начисленных сумм, соответственно срок исковой давности начинает течь с 13 числа месяца, следующего за отработанным, таким образом, срок исковой давности не будет пропущен по периоду с 01.11.2022 по 29.08.2023, по периодам: с 01.04.2019 по 31.12.2019, с 01.01.2020 по 31.12.2020, с 01.01.2021 по 31.12.2021, с 01.01.2022 по 31.10.2022, срок исковой давности истцом пропущен.
На основании изложенного, суд приходит к выводу о частичном удовлетворении требований истца и взыскании с МБУ ДО ДШИ-2 пгт. Восточный Омутнинского района Кировской области недоначисленной и невыплаченной заработной платы за период с ДАТА ИЗЪЯТА по ДАТА ИЗЪЯТА - ДАННЫЕ ИЗЪЯТЫ руб.
В силу ст. 237 ТК РФ моральный вред, причиненный работнику неправомерными действиями или бездействием работодателя, возмещается работнику в денежной форме в размерах, определяемых соглашением сторон трудового договора. В случае возникновения спора факт причинения работнику морального вреда и размеры его возмещения определяются судом независимо от подлежащего возмещению имущественного ущерба.
В соответствии со ст. 151 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину другие нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда
Согласно ст. 1101 ГК РФ компенсация морального вреда осуществляется в денежной форме. Размер компенсации морального вреда определяется судом в зависимости от характера причиненных потерпевшему физических и нравственных страданий, в также степени вины причинителя вреда в случаях, когда вина является основанием возмещения вреда. При определении размера компенсации морального вреда должны учитываться требования разумности и справедливости. Характер физических и нравственных страданий оценивается судом с учетом фактических обстоятельств, при которых был причинен моральный вред, и индивидуальных особенностей потерпевшего.
Как следует из разъяснений, изложенных в п. 63 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 17.03.2004 №2 «О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации», суд в силу статей 21 (абзац четырнадцатый части первой) и 237 Кодекса вправе удовлетворить требование работника о компенсации морального вреда, причиненного ему любыми неправомерными действиями или бездействием работодателя, в том числе и при нарушении его имущественных прав (например, при задержке выплаты заработной платы). Размер компенсации морального вреда определяется судом исходя из конкретных обстоятельств каждого дела с учетом объема и характера, причиненных работнику нравственных или физических страданий, степени вины работодателя, иных заслуживающих внимания обстоятельств, а также требований разумности и справедливости.
Исходя из вышеуказанных правовых норм и установленных обстоятельств нарушения трудовых прав истца, суд приходит к выводу о наличии оснований к удовлетворению требований Власовой С.Г. о взыскании компенсации морального вреда.
При определении размера компенсации морального вреда суд учитывает фактические обстоятельства нарушения ответчиком прав истца, при которых был причинен моральный вред, объем и характер причиненных ей физических и нравственных страданий, индивидуальные особенности истца, длительность нарушения трудовых прав, а также требования разумности и справедливости, и считает соответствующим понесенным истцом нравственным страданиям, размер компенсации морального вреда в ДАННЫЕ ИЗЪЯТЫ руб.
При таких обстоятельствах, исходя из установленных фактических обстоятельств дела, суд находит требования истца Власовой С.Г. подлежащими частичному удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
исковые требования Власовой С.Г. удовлетворить частично.
Взыскать с муниципального бюджетного учреждения дополнительного образования «Детская школа искусств» пгт.Восточный Омутнинского района Кировской области (ДАННЫЕ ИЗЪЯТЫ) в пользу Власовой С.Г. (ДАННЫЕ ИЗЪЯТЫ) недоначисленную и невыплаченную заработную плату за период с ДАТА ИЗЪЯТА по ДАТА ИЗЪЯТА в сумме ДАННЫЕ ИЗЪЯТЫ рублей ДАННЫЕ ИЗЪЯТЫ копейки, компенсацию морального вреда в сумме ДАННЫЕ ИЗЪЯТЫ руб.
В удовлетворении остальной части требований отказать.
На решение суда может быть подана апелляционная жалоба в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме в Кировский областной суд через Омутнинский районный суд Кировской области.
Мотивированное решение составлено 16.02.2024.
Судья О.В. Харина