31RS0020-01-2023-006739-81 Дело №2-231/2024
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
16 января 2024 года г. Старый Оскол
Старооскольский городской суд Белгородской области в составе:
председательствующего судьи Уваровой А.М.,
при секретаре судебного заседания Злобиной Н.В.,
с участием истца Мухиной Н.В., представителя ответчика Новиковой Г.Е. по доверенности от 01.09.2023,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Мухиной Натальи Владимировны к отделению фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Белгородской области об обязании включить период нахождения в отпуске по уходу за ребенком, в стаж работы в местности, приравненной к районам Крайнего Севера, произвести перерасчет пенсии,
установил:
Мухина Н.В. обратилась в суд с иском к отделению фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Белгородской области об обязании включить период нахождения в отпуске по уходу за ребенком, в стаж работы в местности, приравненной к районам Крайнего Севера, произвести перерасчет пенсии.
С учетом заявления в порядке ст.39 ГПК РФ истец просит обязать отделение фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Белгородской области включить период отпуска по уходу за ребенком до полутора лет с 7.09.1989 по 13.01.1991 в стаж работы в районах Крайнего Севера для установления повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости в соотвествии с ч.4 ст.17 Федерального закона от 28.12.2013 №400-ФЗ «О страховых пенсиях».
Обязать отделение фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Белгородской области произвести перерасчет пенсии с учетом установления повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости в соотвествии с ч.4 ст.17 Федерального закона от 28.12.2013 №400-ФЗ «О страховых пенсиях» с 1.09.2023.
В обоснование иска указала, что является получателем пенсии по старости с 3.10.2015 на льготных условиях по достижении 50 лет. Истец считает, что отпуск по уходу за ребенком с 7.09.1989 по 13.01.1991 подлежит включению в стаж работы в районах Крайнего Севера при установлении права на повышение фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости в соответствии с частью 4 статьи 17 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях». С учетом спорного периода ее северный стаж дает право на указанное повышение фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости в сумме, равной 50 % суммы установленной фиксированной выплаты к страховой пенсии.
В судебном заседании истец Мухина Н.В. требования поддержала по основаниям, изложенным в иске.
Представитель ответчика Новикова Г.Е. просила отказать в удовлетворении иска.
Исследовав в судебном заседании обстоятельства по представленным сторонами доказательствам, суд признает заявленные требования обоснованными и подлежащими удовлетворению.
Основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии определены Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях».
Согласно пункту 2 части 1 статьи 32 Федерального закона «О страховых пенсиях» страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 женщинам, родившим двух и более детей, достигшим возраста 50 лет, если они имеют страховой стаж не менее 20 лет и проработали не менее 12 календарных лет в районах Крайнего Севера либо не менее 17 календарных лет в приравненных к ним местностях.
В пункте 6 статьи 3 Федерального закона «О страховых пенсиях» дано понятие фиксированной выплаты к страховой пенсии - это обеспечение лиц, имеющих право на назначение страховой пенсии в соответствии с Федеральным законом «О страховых пенсиях», устанавливаемое в виде выплаты в фиксированном размере к страховой пенсии.
Согласно части 1 статьи 16 Федерального закона «О страховых пенсиях» фиксированная выплата к страховой пенсии по старости лицам устанавливается в сумме 4982,90 руб. в месяц.
Частью 4 статьи 17 Федерального закона «О страховых пенсиях» предусмотрено, что лицам, проработавшим не менее 15 календарных лет в районах Крайнего Севера и имеющим страховой стаж не менее 25 лет у мужчин или не менее 20 лет у женщин, устанавливается повышение фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости и к страховой пенсии по инвалидности в сумме, равной 50 процентам суммы установленной фиксированной выплаты к соответствующей страховой пенсии, предусмотренной частями 1 и 2 статьи 16 настоящего Федерального закона.
Таким образом, условием для назначения повышенных размеров фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости является наличие у женщин страхового стажа 20 лет и стажа работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, не менее 15 лет.
Согласно ч. 8 ст. 13 Федерального закона «О страховых пенсиях», при исчислении страхового стажа в целях определения права на страховую пенсию периоды работы и (или) иной деятельности, которые имели место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона и засчитывались в трудовой стаж при назначении пенсии в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения работы (деятельности), могут включаться в указанный стаж с применением правил подсчета соответствующего стажа, предусмотренных указанным законодательством (в том числе с учетом льготного порядка исчисления стажа), по выбору застрахованного лица.
До введения в действие Закона Российской Федерации от 25.09.1992 г. № 3543-1 «О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде РСФСР» статья 167 КЗоТ РСФСР предусматривала включение периода нахождения в отпуске по уходу за ребенком в стаж работы по специальности для назначения пенсии по выслуге лет.
Постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 22.01.1981 г. «О мерах по усилению государственной помощи семьям, имеющим детей» были установлены частично оплачиваемый отпуск по уходу за ребенком до достижения им возраста одного года и дополнительный отпуск без сохранения заработной платы по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет.
С принятием Закона Российской Федерации от 25.09.1992 г. № 3543-1 «О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде РСФСР» (вступил в силу 6 октября 1992 года) период нахождения женщины в отпуске по уходу за ребенком перестал включаться в стаж работы по специальности в случае назначения пенсии на льготных условиях.
В пункте 27 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11.12.2012 г. № 30 «О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии» разъяснено, что при разрешении споров, возникших в связи с включением женщинам в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, периода нахождения их в отпуске по уходу за ребенком, судам следует исходить из того, что если указанный период имел место до 6 октября 1992 года (времени вступления в силу Закона Российской Федерации от 25 сентября 1992 года № 3543-1 «О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде Российской Федерации», с принятием которого период нахождения в отпуске по уходу за ребенком не включается в специальный стаж работы в случае назначения пенсии на льготных условиях), то он подлежит включению в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости. Необходимо учитывать, что если отпуск по уходу за ребенком начался до 6 октября 1992 года, то период нахождения в данном отпуске подлежит включению в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, независимо от момента его окончания (до или после этой даты).
Исходя из приведенных выше нормативных актов с учетом разъяснений, изложенных в Постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11 декабря 2012 года № 30, период нахождения женщины в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет подлежал зачету в общий и непрерывный стаж, а также в специальный стаж работы по специальности в соответствии со статьей 167 КЗоТ РСФСР до внесения изменений в данную норму закона, то есть до 6 октября 1992 года.
Из материалов дела следует, что 3.10.2015, по достижении возраста 50 лет, Мухиной Н.В. назначена досрочная трудовая пенсия по старости в соотвествии с п.6 ч.1 ст.32 Федерального закона от 28.12.2013 №400-ФЗ «О страховых пенсиях».
На дату назначения пенсии страховой стаж составляет 26 лет 10 месяцев 13 дней, общий трудовой стаж на 1.01.2002 составляет 13 лет 5 месяцев 17 дней, стаж для валоризации до 1.01.1991 («советский стаж») 2 года 5 месяцев 16 дней, стаж работы в районах Крайнего Севера 15 лет 6 месяцев 1 день.
Пенсионным органом специальный стаж для расчета фиксированной выплаты (МКС) определен 14 лет 3 месяца. Для определения права в целях установления повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии, период отпуска по уходу за ребенком не включен.
На основании уточняющей справки от 23.10.2015, выданной филиалом «Кольский» ОАО «Территориальная генерирующая компания №1», Мухина Н.В. находилась в отпуске по уходу за ребенком с 7.09.1989 по 13.01.1991.
Поскольку отпуск по уходу за ребенком был предоставлен в период действия прежней редакции статьи 167 Кодекса законов о труде РСФСР, до 6 октября 1992 г., в соответствии с ранее действовавшим законодательством Мухина Н.В. имела право на включение периода отпуска по уходу за ребенком во все виды стажей (общий и специальный), в связи с чем, с учетом положений части 2 статьи 6, части 4 статьи 15, части 1 статьи 17, статей 18, 19, части 1 статьи 55 Конституции Российской Федерации, предполагающих правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения, необходимых для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в том, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано, спорный период отпуска по уходу за ребенком подлежал включению в стаж работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, для установления повышенной фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости.
С учетом определенного пенсионным органом специального стажа для расчета фиксированной выплаты (МКС) 14 лет 3 месяца и включения периода отпуска по уходу за ребенком с 7.09.1989 по 13.01.1991 – 1 год 4 месяца 6 дней, специальный стаж Мухиной Н.В. для расчета фиксированной выплаты (МКС) составит 15 лет 7 месяцев 6 дней.
Таким образом, истец обладает необходимым выработанным стажем работы в местности, приравненной к районам Крайнего Севера, для установления повышенной фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости в соответствии с частью 4 статьи 17 Федерального закона «О страховых пенсиях».
В соответствии со ст. 23 Федерального закона «О страховых пенсиях» перерасчет размера страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии, за исключением случаев, предусмотренных частями 4 и 5 настоящей статьи, производится с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором принято заявление пенсионера о перерасчете размера страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии в сторону увеличения.
С заявлением о перерасчете размера фиксированной выплаты к страховой пенсии Мухина Н.В. обратилась в августе 2023 года, в связи с чем, перерасчет пенсии с учетом установления повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости подлежит с 1.09.2023.
Руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ,
решил:
иск Мухиной Натальи Владимировны (паспорт №) к отделению фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Белгородской области (ИНН 3123004716, ОГРН 1023101648228) об обязании включить период нахождения в отпуске по уходу за ребенком, в стаж работы в местности, приравненной к районам Крайнего Севера, произвести перерасчет пенсии удовлетворить.
Обязать отделение фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Белгородской области включить Мухиной Наталье Владимировне период отпуска по уходу за ребенком до полутора лет с 7.09.1989 по 13.01.1991 в стаж работы в районах Крайнего Севера для установления повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости в соотвествии с ч.4 ст.17 Федерального закона от 28.12.2013 №400-ФЗ «О страховых пенсиях».
Обязать отделение фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Белгородской области произвести перерасчет пенсии с учетом установления повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости в соотвествии с ч.4 ст.17 Федерального закона от 28.12.2013 №400-ФЗ «О страховых пенсиях» с 1.09.2023.
Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по гражданским делам Белгородского областного суда путем подачи апелляционной жалобы через Старооскольский городской суд Белгородской области в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья А.М. Уварова
Решение принято в окончательной форме 23.01.2024