Дело № 2-29/2018

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

02 февраля 2018 года                                     п. Ибреси

Ибресинский районный суд Чувашской Республики в составе:

председательствующего судьи Николаева О.В.,

с участием помощника прокурора Ибресинского района Чувашской Республики Сорокина А.И.,                          

при секретаре Мещеряковой А.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению      прокурора Ибресинского района Чувашской Республики в интересах Мироновой Ольги Владиславовны к администрации Ибресинского района Чувашской Республики о признании бездействия незаконным и об обязании предоставить благоустроенное жилое помещение,

     установил:

Прокурор Ибресинского района Чувашской Республики обратился в суд с исковым заявлением в интересах Мироновой О.В. к администрации Ибресинского района Чувашской Республики о признании бездействия незаконным и об обязании предоставить Мироновой О.В. жилое помещение, площадью не ниже установленных социальных норм, благоустроенное, применительно к населенному пункту по месту её жительства, отвечающее санитарным и техническим требованиям. В обоснование исковых требований указал, что в ходе проведенной проверки исполнения указанной администрацией законодательства о социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, установлено, что Миронова О.В., закончившая обучение в образовательном учреждении, являющаяся лицом, из числа детей оставшихся без попечения родителей и состоящая на учете граждан, нуждающихся в жилом помещении, жильем не обеспечена. Мироновой О.В. принадлежит <данные изъяты> доля в праве общей долевой собственности на жилой дом, находящийся по <адрес>. Согласно техническому паспорту, жилая площадь указанного дома составляет 39,87 кв. м. Согласно постановлению главы <данные изъяты> учетная норма площади жилого помещения составляет в размере 12 кв. м. Следовательно на долю Мироновой О.В. приходится 9,9 кв. м. (39,87 кв. м. : 4), что составляет менее учетной нормы площади жилого помещения. Миронова О.В. в соответствии с действующим законодательством имеет право на жилое помещение, площадью не ниже установленных социальных норм, благоустроенное, применительно к населенному пункту по месту её жительства, отвечающее санитарным и техническим требованиям. Свое право на обращение в суд с данным иском прокурор обосновал нормами ч. 1 ст. 45 ГПК РФ.

Впоследствии прокурор Ибресинского района Чувашской Республики в интересах Мироновой О.В. подал в суд уточненное исковое заявление к администрации Ибресинского района Чувашской Республики, которым просил не обеспечение ответчиком жилым помещением Мироновой О.В. (бездействие) признать незаконным и обязать указанную администрацию предоставить Мироновой О.В. благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда, предназначенного для проживания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договору найма специализированного жилого помещения, не ниже установленных социальных норм, благоустроенное, отвечающее санитарным и техническим требованиям, мотивировав тем, что последняя обеспечена жильем площадью менее учетной нормы площади жилого помещения.

В судебном заседании помощник прокурора Ибресинского района Чувашской Республики Сорокин А.И. уточненные исковые требования поддержал по основаниям, изложенным в исковом заявлении.

Истец Миронова О.В. поддержала уточненные исковые требования и просила признать не обеспечение ответчиком её жилым помещением (бездействие) незаконным и обязать администрацию Ибресинского района Чувашской Республики обеспечить её благоустроенным жилым помещением специализированного жилищного фонда, предназначенного для проживания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договору найма специализированного жилого помещения, не ниже установленных социальных норм, отвечающим санитарным и техническим требованиям.

Представитель ответчика - администрации Ибресинского района Чувашской Республики Михайлова И.Н. исковое заявление не признала и пояснила, что Миронова О.В. имеет <данные изъяты> долю в праве общей долевой собственности на жилой дом, общей площадью 61,92 кв. м., находящийся по <адрес>. Следовательно на долю Мироновой О.В. приходится 15,47 кв. м. В указанном доме зарегистрировано пять человек. Поэтому на долю лиц зарегистрированных в этом доме приходится 12,38 кв. м., что превышает учетную норму площади жилого помещения, исходя из которого определяется уровень обеспеченности граждан общей площадью жилого помещения в целях принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях. При указанных обстоятельствах Миронова О.В. утратила право на обеспечение жилым помещением в порядке Федерального закона от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», поскольку на день рассмотрения судом данного спора истец обеспечена жилой площадью, которая превышает установленную норму.

Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора - Министерства финансов Чувашской Республики Волкова И.В., своевременно и надлежаще извещенная о времени и месте судебного разбирательства, на судебное заседание не явилась, представила отзыв на исковое заявление в котором указала, что предоставление жилого помещения является обязанностью муниципального образования и не противоречит положением статей 5 и 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» об отнесении расходов по предоставлению жилья детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, к расходным обязательствам субъекта Российской Федерации.

В соответствии со статьей 19 Федерального закона от 06 октября 2003 года            № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» полномочия органов местного самоуправления, установленные федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, по вопросам, не отнесенным в соответствии с настоящим Федеральным законом к вопросам местного значения, являются отдельными государственными полномочиями, передаваемыми для осуществления органам местного самоуправления.

Полномочия по предметам совместного ведения, отнесенные в соответствии с Федеральным законом от 06 октября 1999 года № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации, в силу прямого указания абзаца 3 части 1 статьи 85 Бюджетного кодекса Российской Федерации финансируются за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации.

Денежные средства на реализацию указанных положений ежегодно предусматриваются Министерством финансов Чувашской Республики в республиканском бюджете Чувашской Республики в виде субвенций бюджетам муниципальных районов и бюджетам городских округов.

В 2018 году Ибресинскому району Чувашской Республики на обеспечение благоустроенными жилыми помещениями специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей предусмотрено 3 714,5 тыс. рублей, в том числе за счет средств федерального бюджета - 0 рублей, республиканского бюджета Чувашской Республики - 3 714,5 тыс. рублей.

Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора - Министерства строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Чувашской Республики, своевременно и надлежаще извещенный о времени и месте судебного разбирательства, на судебное заседание не явился.

Выслушав пояснения участвующих в деле лиц, изучив письменные доказательства по делу, суд приходит к следующему.

В соответствии со ст. ст. 1, 2, 11 Гражданского кодекса РФ, неотчуждаемые права и свободы человека защищаются гражданским законодательством, которое основывается на необходимости обеспечения восстановления нарушенных прав, их судебной защиты.

Способы защиты жилищных прав определены в ст. 11 Жилищного кодекса РФ, согласно которой защита жилищных прав осуществляется, в том числе, путем признания жилищного права; восстановления положения, существовавшего до нарушения жилищного права, и пресечения действий, нарушающих это право или создающих угрозу его нарушения; иными способами, предусмотренными Жилищным кодексом РФ, другим федеральным законом.

Согласно части 1 статьи 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. Заявление в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина может быть подано прокурором только в случае, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд. Указанное ограничение не распространяется на заявление прокурора, основанием для которого является обращение к нему граждан о защите нарушенных или оспариваемых социальных прав, свобод и законных интересов в том числе в сфере обеспечения права на жилище в государственном и муниципальном жилищных фондах.

Данный иск подан в защиту жилищных прав истца, что соответствует требованиям ст. 45 ГПК РФ.

В силу статьи 40 Конституции РФ каждый имеет право на жилище. Органы государственной власти и органы местного самоуправления создают условия для осуществления права на жилище. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.

Меры социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в том числе дополнительные гарантии прав на жилое помещение, определены Жилищным кодексом РФ и Федеральным законом от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».

В силу статьи 1 Федерального закона от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» к лицам из числа детей-сирот и детей, оставшимися без попечения родителей признаются лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с настоящим Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке.

Согласно материалам дела мать Мироновой О.В. - ФИО1 умерла ДД.ММ.ГГГГ, отец истца - ФИО2 умер ДД.ММ.ГГГГ.

Как установлено судом и следует из материалов дела, Миронова О.В., ДД.ММ.ГГГГ рождения, относится к категории лиц из числа детей, оставшихся без попечения родителей.

Постановлением главы администрации <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ № ФИО3 назначена опекуном над Шведовой О.В., ДД.ММ.ГГГГ рождения.

Из копии диплома о начальном профессиональном образовании следует, что решением Государственной аттестационной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ Мироновой О.В. присвоена квалификация штукатур - 3 разряда, маляра 3 разряда, облицовщик-плиточник - 3 разряда по профессии мастер отделочных строительных работ с получением среднего полного образования.

Согласно копиям протокола заседания комиссии по жилищным вопросам администрации <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ и постановления администрации <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ № Миронова О.В. признана нуждающейся в жилом помещении и включена в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению благоустроенными жилыми помещениями специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.

Из копии списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению благоустроенными жилыми помещениями специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений по Ибресинскому району по состоянию на 01 января 2018 года следует, что Миронова О.В. в указанном списке значится 14.

В силу статьи 98.1 Жилищного кодекса РФ, жилые помещения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предназначены для проживания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

Согласно статье 99 Жилищного кодекса РФ специализированные жилые помещения предоставляются на основании решений собственников таких помещений (действующих от их имени уполномоченных органов государственной власти или уполномоченных органов местного самоуправления) или уполномоченных ими лиц по договорам найма специализированных жилых помещений, за исключением жилых помещений для социальной защиты отдельных категорий граждан, которые предоставляются по договорам безвозмездного пользования. Специализированные жилые помещения предоставляются по установленным Жилищным кодексом РФ основаниям гражданам, не обеспеченным жилыми помещениями в соответствующем населенном пункте.

На основании ч. 1 ст. 109.1. Жилищного кодекса РФ, вступившей в силу с              01 января 2013 года, предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

В соответствии с п. 1 ст. 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (в редакции Федерального закона от 29 февраля 2012 года        № 15-ФЗ) детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.

На основании статьи 4 Федерального закона от 29 февраля 2012 г. № 15-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» действие вышеприведенных положений статьи 8 Федерального закона от       21 декабря 1996 г. № 159-ФЗ распространяется на правоотношения, возникшие до дня вступления в силу этого федерального закона, в случае, если дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не реализовали принадлежащее им право на обеспечение жилыми помещениями до дня вступления в силу данного федерального закона (то есть до 1 января 2013 г.).

В силу п. 8 ст. 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение относятся к расходным обязательствам субъекта Российской Федерации.

Согласно п. 6 ч. 1 и ч. 2 ст. 18 Закона Чувашской Республики от 17 октября 2005 года № 42 «О регулировании жилищных отношений» к жилым помещениям специализированного жилищного фонда (далее - специализированные жилые помещения) относятся жилые помещения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

В качестве специализированных жилых помещений используются жилые помещения государственного жилищного фонда Чувашской Республики и муниципального жилищного фонда.

Статьей 23.1 указанного Закона предусмотрено, что жилые помещения для     детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предназначены для проживания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях, которые находятся на территории Чувашской Республики, признается невозможным, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений (далее также - жилые помещения) в порядке, установленном Кабинетом Министров Чувашской Республики. Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом настоящей части, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия.       Жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в абзацем первом настоящей части, ранее чем по достижении ими возраста 18 лет в случае: окончания их пребывания в организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в связи с завершением обучения; проживания их в семье опекуна (попечителя, приемной или патронатной семье), жилое помещение которого признано непригодным для проживания; признания органом опеки и попечительства возможным раздельного проживания попечителя с подопечным, достигшим возраста 16 лет, при условии, что это не отразится неблагоприятно на воспитании и защите прав и интересов подопечного. По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце первом настоящей части и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных организациях, организациях социального обслуживания, медицинских и иных организациях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении получения профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.             Проживание детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в ранее занимаемых жилых помещениях, нанимателями или членами семей нанимателей по договорам социального найма либо собственниками которых они являются, признается невозможным, если это противоречит интересам указанных лиц в связи с наличием одного из следующих обстоятельств:         1) проживание на любом законном основании в таких жилых помещениях лиц: лишенных родительских прав в отношении этих детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (при наличии вступившего в законную силу решения суда об отказе в принудительном обмене жилого помещения в соответствии с частью 3 статьи 72 Жилищного кодекса Российской Федерации);      страдающих тяжелой формой хронических заболеваний в соответствии с указанным в пункте 4 части 1 статьи 51 Жилищного кодекса Российской Федерации перечнем, при которой совместное проживание с ними в одной квартире невозможно; не являющихся членами семьи этих детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, имеющих самостоятельное право пользования жилым помещением;     бывших усыновителей этих детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, если усыновление отменено;           признанных в установленном порядке недееспособными или ограниченных в дееспособности;            имеющих не снятую или не погашенную судимость либо подвергающихся уголовному преследованию (за исключением лиц, уголовное преследование в отношении которых прекращено по реабилитирующим основаниям) за преступления против жизни и здоровья, свободы, чести и достоинства личности (за исключением незаконной госпитализации в медицинскую организацию, оказывающую психиатрическую помощь в стационарных условиях, клеветы), половой неприкосновенности и половой свободы личности, против семьи и несовершеннолетних, здоровья населения и общественной нравственности, а также против общественной безопасности;     больных хроническим алкоголизмом или наркоманией; 2) жилые помещения непригодны для постоянного проживания или не отвечают установленным для жилых помещений санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства Российской Федерации;      3) общая площадь жилого помещения, приходящаяся на одно лицо, проживающее в данном жилом помещении, менее учетной нормы площади жилого помещения, в том числе если такое уменьшение произойдет в результате вселения в данное жилое помещение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Порядок установления факта невозможности проживания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в ранее занимаемых жилых помещениях, нанимателями или членами семей нанимателей по договорам социального найма либо собственниками которых они являются, устанавливается Кабинетом Министров Чувашской Республики.

По договорам найма специализированных жилых помещений они предоставляются лицам, указанным в абзаце первом части 2 настоящей статьи, в виде жилых домов, квартир, благоустроенных применительно к условиям соответствующего населенного пункта, по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма, установленным на территории муниципального образования по месту предоставления жилого помещения.        Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом части 2 настоящей статьи, в границах муниципального района или городского округа, органы местного самоуправления которых включили указанных лиц в список. В случае отсутствия незаселенных жилых помещений в границах соответствующего муниципального района или городского округа указанным лицам с их письменного согласия предоставляются жилые помещения в другом муниципальном районе или городском округе Чувашской Республики.        Право на обеспечение жилыми помещениями по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящей статьей, сохраняется за лицами, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, до фактического обеспечения их жилыми помещениями.      Полномочия по обеспечению лиц, указанных в абзаце первом части 2 настоящей статьи, жилыми помещениями являются государственными полномочиями Чувашской Республики, и их реализация обеспечивается за счет средств республиканского бюджета Чувашской Республики.          Органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Чувашской Республики наделяются государственными полномочиями Чувашской Республики по обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда лиц, указанных в абзаце первом части 2 настоящей статьи, в соответствии с законом Чувашской Республики о наделении органов местного самоуправления в Чувашской Республике отдельными государственными полномочиями на неограниченный срок.

В соответствии с пунктом 1.2 Постановления Кабинета Министров Чувашской Республики от 25 июля 2013 года № 292 «Об утверждении Порядка предоставления благоустроенных жилых помещений специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» предоставление указанным в пункте 1.1 настоящего Порядка детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, специализированных жилых помещений осуществляется органами местного самоуправления муниципальных районов и городских округов, наделенными государственными полномочиями Чувашской Республики по обеспечению специализированными жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в соответствии с пунктом 10 части 1 статьи 1 Закона Чувашской Республики «О наделении органов местного самоуправления в Чувашской Республике отдельными государственными полномочиями».

Согласно пункту 10 части 1 статьи 1 Закона Чувашской Республики от 30 ноября 2006 года № 55 «О наделении органов местного самоуправления в Чувашской Республике отдельными государственными полномочиями» органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов наделяются на неограниченный срок следующими государственными полномочиями Чувашской Республики по обеспечению

благоустроенными жилыми помещениями специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в соответствии с частью 2 статьи 23.1 Закона Чувашской Республики от 17 октября 2005 года № 42 «О регулировании жилищных отношений».

Предоставление жилого помещения является обязанностью муниципального образования и не противоречит положениям статей 5 и 8 Федерального закона № 159-ФЗ об отнесении расходов по предоставлению жилья детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, к расходным обязательствам субъекта Российской Федерации.

В соответствии со статьей 19 Федерального закона от 06 октября 2003 года            № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» полномочия органов местного самоуправления, установленные федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, по вопросам, не отнесенным в соответствии с настоящим Федеральным законом к вопросам местного значения, являются отдельными государственными полномочиями, передаваемыми для осуществления органам местного самоуправления.

Полномочия по предметам совместного ведения, отнесенные в соответствии с Федеральным законом от 06 октября 1999 года № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации, в силу прямого указания абзаца 3 части 1 статьи 85 Бюджетного кодекса Российской Федерации финансируются за счет средств бюджетов Российской Федерации.

Денежные средства на реализацию указанных положений ежегодно предусматриваются Министерством финансов Чувашской Республики в республиканском бюджете Чувашской Республики в виде субвенций бюджетам муниципальных районов и бюджетам городских округов.

Из содержания приведенных правовых норм следует, что обязательным условием для предоставления жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, либо лицам из их числа является отсутствие у таких лиц жилых помещений на праве собственности либо на условиях социального найма, либо их обеспеченность жилым помещением менее учетной нормы.       Таким образом, обеспечение детей-сирот, не имевших закрепленного жилого помещения, осуществляется в соответствии с положениями жилищного законодательства, не любым гражданам из данной категории, а нуждающимся в жилом помещении.

Судом установлено, что Миронова О.В. является лицом, из числа детей оставшихся без попечения родителей, зарегистрирована по <адрес>.

Копией свидетельства о заключении брака подтверждается, что ФИО4 и Шведова О.В. ДД.ММ.ГГГГ заключили брак. После заключения брака мужу присвоена фамилия Миронов, а жене присвоена фамилия Миронова.

Из копии протокола комиссии по жилищным вопросам администрации <данные изъяты> от          ДД.ММ.ГГГГ дела следует, что по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ в жилом доме общей площадью 61,92 кв. м., находящемся по <адрес>, были зарегистрированы и проживали: Миронова О.В., ФИО4, ФИО5, ФИО6, ФИО7, ФИО8, ФИО8

Согласно справке администрации <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ в состав семьи Мироновой О.В., проживающей по вышеуказанному адресу входили: супруг - ФИО4, дети: ФИО9 и ФИО5

Из выписки из лицевого счета № из похозяйственной книги администрации <данные изъяты> по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ следует, что в жилом доме, находящемся по <адрес>, были зарегистрированы и проживали: Миронова О.В., ФИО4, ФИО5, ФИО9 и ФИО10

Согласно копии технического паспорта на жилой дом, находящийся по <адрес>, инвентарный №, 1988 года постройки, общая площадь указанного одноэтажного дома составляет 61,92 кв. м., в том числе жилая - 39,87 кв. м.

Копиями свидетельства о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ, свидетельства о праве на наследство по закону от ДД.ММ.ГГГГ, справки МУП «БТИ» <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ и выпиской из Единого государственного реестра недвижимости о правах отдельного лица на имевшиеся (имеющиеся) у него объекты недвижимого имущества от ДД.ММ.ГГГГ, выпиской из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости от ДД.ММ.ГГГГ подтверждается, что на основании свидетельства о праве на наследство по закону от ДД.ММ.ГГГГ Миронова О.В. имеет <данные изъяты> долю в праве общей долевой собственности на жилой дом, общей площадью 61,92 кв. м. по <адрес>.

Выписками из лицевого счета № из похозяйственной книги № администрации <данные изъяты> по состоянию на 17 и ДД.ММ.ГГГГ и адресными справками от ДД.ММ.ГГГГ подтверждается, что в жилом доме, находящемся по <адрес>, зарегистрированы и проживают: Миронова О.В., ФИО4, ФИО5, ФИО9 и ФИО10 Указанный дом на праве общей долевой собственности принадлежит Мироновой О.В. (<данные изъяты> доля в праве), ФИО11 (<данные изъяты> доли в праве) и ФИО7 (<данные изъяты> доля в праве).

Из выписки из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости следует, что жилой дом, общей площадью 61,9 кв. м., принадлежит на праве общей долевой собственности ФИО7 (доля в праве <данные изъяты> ), Мироновой О.В. (доля в праве <данные изъяты> ) и ФИО11 (доля в праве <данные изъяты> ).

Справкой администрации <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ № подтверждается, что Миронова О.В. зарегистрированная по <адрес>, имеет следующий состав семьи: супруг - ФИО4, дочь - ФИО5, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, ФИО9, ДД.ММ.ГГГГ года рождения.

Справкой администрации <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ № подтверждается, что ФИО11 зарегистрированная по <адрес>, имеет следующий состав семьи: дочь - ФИО12, ДД.ММ.ГГГГ года рождения.

Выпиской из лицевого счета № из похозяйственной книги № администрации <данные изъяты> по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ и адресной справкой от ДД.ММ.ГГГГ подтверждается, что в жилом доме общей площадью 91,14 кв. м., находящемся по <адрес>, зарегистрированы и проживают: ФИО13, ФИО11 и ФИО12

Справками администрации <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ № и № подтверждается, что Миронова О.В. и ФИО11 на учете в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий не состоят и малоимущими не признавались.

Адресной справкой от ДД.ММ.ГГГГ подтверждается, что с ДД.ММ.ГГГГ ФИО7 зарегистрирована по месту жительства по <адрес>.

В соответствии с п. 1 ст. 209 Гражданского кодекса РФ собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом.

В силу ч. 1 ст. 30 Жилищного кодекса РФ собственник жилого помещения осуществляет права владения, пользования и распоряжения принадлежащим ему на праве собственности жилым помещением в соответствии с его назначением и пределами его использования, которые установлены Жилищным кодексом РФ.

Согласно частям 1 и 2 статьи 31 Жилищного кодекса РФ к членам семьи собственника жилого помещения относятся проживающие совместно с данным собственником в принадлежащем ему жилом помещении его супруг, а также дети и родители данного собственника. Другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы и в исключительных случаях иные граждане могут быть признаны членами семьи собственника, если они вселены собственником в качестве членов своей семьи. Члены семьи собственника жилого помещения имеют право пользования данным жилым помещением наравне с его собственником, если иное не установлено соглашением между собственником и членами его семьи. Члены семьи собственника жилого помещения обязаны использовать данное жилое помещение по назначению, обеспечивать его сохранность.

Необходимым условием реализации права на жилище является признание гражданина нуждающимся в улучшении жилищных условий и принятие его на соответствующий учет.

В силу п. 2 ч. 1 ст. 51 Жилищного кодекса РФ гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы.

В соответствии со статьей 50 Жилищного кодекса РФ нормой предоставления площади жилого помещения по договору социального найма (далее - норма предоставления) является минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется размер общей площади жилого помещения, предоставляемого по договору социального найма.         Норма предоставления устанавливается органом местного самоуправления в зависимости от достигнутого в соответствующем муниципальном образовании уровня обеспеченности жилыми помещениями, предоставляемыми по договорам социального найма, и других факторов.         Учетной нормой площади жилого помещения (далее - учетная норма) является минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется уровень обеспеченности граждан общей площадью жилого помещения в целях их принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях.     Учетная норма устанавливается органом местного самоуправления. Размер такой нормы не может превышать размер нормы предоставления, установленной данным органом.

Согласно части 5 статьи 12 Закона Чувашской Республики от 17 октября 2005 года № 42 «О регулировании жилищных отношений» при определении общей площади жилого помещения, предоставляемого по договору социального найма гражданину, имеющему в собственности жилое помещение, учитывается площадь жилого помещения, находящегося у него в собственности.

Согласно копии постановления главы <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ № учетная норма площади жилого помещения для принятия на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях установлена в размере 12 квадратных метров общей площади жилого помещения на одного человека.

Норма предоставления жилья по договору социального найма на одного человека в размере 14 квадратных метров общей площади жилого помещения.

Согласно ч. 1 ст. 57 ЖК РФ жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением случаев, установленных ч. 2 ст. 57 ЖК РФ.         В соответствии с п. 2 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ (в редакции, действовавшей до 1 января 2013 г.) вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставлялись детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.             Согласно преамбуле Федерального закона от 21 декабря 1996 г. № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» данный Закон определяет общие принципы, содержание и меры социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Статьей 8 (абзац второй п. 1) указанного Федерального закона (в редакции, действовавшей до 1 января 2013 г.) было установлено, что дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.        Правилами предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на обеспечение жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), не имеющих закрепленного жилого помещения, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2009 г. N 1203 (в редакции, действовавшей до 1 января 2013 г.), предусматривалось предоставление и распределение из федерального бюджета таких субсидий только для обеспечения жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством). Таким образом, предоставление детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилых помещений во внеочередном порядке являлось льготой, которая носила адресный характер и была направлена на обеспечение органом исполнительной власти жилым помещением по договору социального найма именно указанной категории лиц.

Постановляя решение об отказе в удовлетворении исковых требований прокурора Ибресинского района Чувашской Республики, действующего в интересах Мироновой О.В., суд исходит из того, что с ДД.ММ.ГГГГ Миронова О.В. имеет <данные изъяты> долю в праве общей долевой собственности на жилой дом, общей площадью 61,92 кв. м. по <адрес>. Собственники указанного жилого дома, находящегося в общей долевой собственности ФИО11 (имеющая <данные изъяты> долю в праве) и ФИО7 (имеющая <данные изъяты> долю в праве) в упомянутом доме не зарегистрированы. Так, на <данные изъяты> долю Мироновой О.В. в жилом доме приходится (61,92 кв. м. : <данные изъяты> доля истицы) 15,48 кв. м., а с учетом того, что истица имеет следующий состав семьи: супруг - ФИО4, дочь - ФИО5, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, сын - ФИО9, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, которые также проживают в указанном жилом доме, то на семью истицы приходится (61,92 кв. м. : 4 человека) 15,48 кв. м. С учетом того, что с ДД.ММ.ГГГГ по указанному адресу по месту жительства зарегистрирована ФИО10 на каждого проживающего в этом доме приходится (61,92 кв. м. : 5 человек) 12, 38 кв. м.

Исходя из положений части 2 статьи 51 Жилищного кодекса РФ обеспеченность истицы общей площадью жилого помещения составляет 12,38 кв. м. (61,92 кв. м. : 5 человек), что составляет более учетной нормы, установленной по с. Климово Ибресинского района Чувашской Республики.

Из разъяснений, данных Верховным Судом Российской Федерации в Обзоре судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за четвертый квартал 2012 года, утвержденном Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 10 апреля 2013 года, так и с правовой позицией Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в его Определении от 13 января 2013 года № 36-О, предоставление детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилых помещений во внеочередном порядке являлось льготой, которая носила адресный характер и была направлена на обеспечение жилым помещением по договору социального найма именно указанной категории лиц.

Поскольку установление тех или иных льгот, а также определение круга лиц, на которых они распространяются, относится к прерогативе законодателя, поскольку расширение круга лиц, пользующихся льготой, также относится к компетенции законодателя.

Федеральным законодательством не предусмотрено распространение льготы по предоставлению благоустроенного жилого помещения специализированного жилищного фонда, предназначенного для проживания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договору найма специализированного жилого помещения на членов семей указанной категорий граждан, при предоставлении жилого помещения.

Законодательством Чувашской Республики также не установлены дополнительные гарантии права на жилое помещение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в том числе по обеспечению их жилыми помещениями с учетом членов их семей.

При указанных обстоятельствах Миронова О.В. утратила право на обеспечение жилым помещением в порядке Федерального закона от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», поскольку на день рассмотрения судом данного спора истец обеспечена жилой площадью, которая превышает установленную норму. В связи с чем суд приходит к выводу об отсутствии оснований для признания бездействия ответчика незаконным и об обязании администрации Ибресинского района Чувашской Республики предоставить истцу благоустроенное жилое помещение.

Руководствуясь ст. ст. 194-198, 199 ГПК РФ,

решил:

░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░-░░░░░ ░ ░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░ ░░ ░░░░░ ░░░░░-░░░░░ ░ ░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░ ░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░.

░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.

░░░░░       ░.░. ░░░░░░░░

░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ 05 ░░░░░░░ 2018 ░░░░.

Полный текст документа доступен по подписке.
490 ₽/мес.
первый месяц, далее 990₽/мес.
Купить подписку

2-29/2018

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Миронова Ольга Владиславовна
прокурор
Ответчики
Администрация Ибресинского района Чувашской Республики
Суд
Ибресинский районный суд Чувашии
Судья
Николаев Олег Васильевич
Дело на сайте суда
ibresinsky.chv.sudrf.ru
02.05.2020Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
02.05.2020Передача материалов судье
02.05.2020Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
02.05.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
02.05.2020Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
02.05.2020Судебное заседание
02.05.2020Судебное заседание
02.05.2020Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
02.05.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
02.05.2020Дело оформлено
02.05.2020Дело передано в архив
02.02.2018
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее