УИД 34RS0008-01-2021-003915-61
Дело № 2а-2235/2021
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
13 сентября 2021 года город Волгоград
Краснооктябрьский районный суд г. Волгограда в составе председательствующего судьи Рогозиной В.А.,
при секретаре Мухамеджановой Г.А.,
с участием представителя административного истца Волгоградского транспортного прокурора Южной транспортной прокуратуры ФИО3, представителя административного ответчика администрации Волгограда ФИО4,
рассмотрев административное дело по административному исковому заявлению Волгоградского транспортного прокурора Южной транспортной прокуратуры в интересах неопределенного круга лиц к администрации <адрес> о признании незаконным бездействия, понуждении к исполнению федерального законодательства,
УСТАНОВИЛ:
Волгоградский транспортный прокурор Южной транспортной прокуратуры в интересах неопределенного круга лиц обратился с административным иском к администрации <адрес> о признании незаконным бездействия, понуждении к исполнению федерального законодательства.
В обоснование требований указал, что Волгоградской транспортной прокуратурой проведена проверка исполнения требований законодательства в части содержания и эксплуатации сооружения (путепровод), проходящего над железнодорожными путями в <адрес>. Согласно выписке из реестра муниципального имущества <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № путепровод через железнодорожные пути по <адрес> года постройки (далее - Путепровод), находится в собственности администрации <адрес>. По результатам проведенной 29-ДД.ММ.ГГГГ проверки установлено, что в нарушение ч. 1 ст. 6, ст. 7 Закона № 384-ФЗ, пунктов 3.1, 4.1, 6.1 Правил № Путепровод содержится и эксплуатируется в неудовлетворительном техническом состоянии, имеет следующие разрушения и дефекты: локальные разрушения бетона пролетных строений с оголением и коррозией конструктивной арматуры, разрыв стержней конструктивной арматуры в балках пролетных строений. Техническим отчетом обследования Путепровода, проведенным структурным подразделением Минтранса России - Волгоградским филиалом ФАУ «РОСДОРНИИ» в 2020 году, состояние Путепровода оценено как как непригодное для нормальной эксплуатации, предусмотрен комплекс ремонтных работ, необходимый для устранения выявленных дефектов и повреждений, дальнейшей безопасной эксплуатации Путепровода, включающий проведение ремонта бетонных поверхностей пролетных строений и ригелей опор, мостового полотна с заменой гидроизоляции, ремонта деформационных швов, замены опорных частей, тротуарных блоков и перильного ограждения. Информация о результатах технического обследования Путепровода с указанием на его неудовлетворительное техническое состояние МУ «Комдорстрой» для принятия мер по проведению ремонта направлялось собственнику - администрации <адрес>. Однако, указанные работы, предусмотренные техническим отчетом, составленным по результатам обследования Путепровода, до настоящего времени не произведены. Выявленные в ходе надзорных мероприятий дефекты и повреждения создают реальную угрозу жизни и здоровью людей, пользующихся как автомобильным, так и железнодорожным транспортом, которые могут привести к обрушению Путепровода или его частей на инфраструктуру железнодорожного транспорта, используемую, в том числе для пассажирских перевозок и перевозки опасных грузов. Техническое состояние Путепровода приводит к обрушению частей бетонных и защитных слоев пролетных строений Путепровода на железнодорожные пути общего пользования, что может привести к перебоям железнодорожного сообщения, повреждению подвижного состава, путевого хозяйства и иного имущества, сопровождающихся человеческими жертвами.
Просит признать незаконным бездействие администрации <адрес> в части не проведения ремонтных работ Путепровода. Обязать администрацию <адрес> произвести ремонт Путепровода в соответствии с проектной документацией в течение 1 года с момента вступления решения в законную силу путем планирования и реализации работ по ремонту бетонных поверхностей пролетных строений и ригелей опор, мостового полотна с заменой гидроизоляции, по ремонту деформационных швов, по замене опорных частей, тротуарных блоков и перильного ограждения
Впоследствии административный истец уточнил исковые требования и просит признать бездействие администрации <адрес> в части не проведения организации ремонтных работ путепровода через железнодорожные пути по <адрес> незаконным. Обязать администрацию <адрес> разработать проектную документацию на проведение ремонтных работ путепровода через железнодорожные пути по <адрес> в течении 6 месяцев с момента вступления решения в законную силу. Обязать администрацию <адрес> провести ремонт путепровода через железнодорожные пути по <адрес> в соответствии с разработанной проектной документацией в течение 1 года с момента вступления решения в законную силу.
Представитель административного истца Волгоградский транспортный прокурор Южной транспортной прокуратуры ФИО3, в судебном заседании поддержала требования административного иска.
Представитель ответчика администрации <адрес> ФИО4, действующий на основании доверенности, в судебном заседании возражал против удовлетворения заявленных требований.
Представители заинтересованных лиц Департамента городского хозяйства администрации Волгограда, МУ "Комдорстрой", МБУ "Северное", Департамента муниципального имущества Администрации Волгограда, в судебное заседание не явились, о дате и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, о причинах неявки суду не сообщил, заявлений не представили.
Суд, выслушав участников процесса, изучив материалы административного дела, считает административное исковое заявление подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
В порядке ч. 1 ст. 39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами. Административное исковое заявление в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина, являющегося субъектом административных и иных публичных правоотношений, может быть подано прокурором только в случае, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд.
Статьей 46 Конституции Российской Федерации предусмотрено, что решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.
На основании ч.4 ст.218 КАС РФ в случаях, предусмотренных КАС РФ, прокурор в пределах своей компетенции может обратиться в суд с административными исковыми заявлениями о признании незаконными решений, действий (бездействия) органов, организаций, лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в защиту прав, свобод и законных интересов иных лиц, если полагают, что оспариваемые решения, действия (бездействие) не соответствуют нормативному правовому акту, нарушают права, свободы и законные интересы граждан, организаций, иных лиц, создают препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Из смысла ст. 1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 17-ФЗ (ред. от ДД.ММ.ГГГГ) «О железнодорожном транспорте Российской Федерации» следует, что железнодорожный транспорт в Российской Федерации является составной частью единой транспортной системы Российской Федерации, который во взаимодействии с организациями других видов транспорта призван своевременно и качественно обеспечивать потребности физических лиц, юридических лиц и государства в перевозках, способствовать созданию условий для развития экономики и обеспечения единства экономического пространства на территории Российской Федерации.
Функционирование железнодорожного транспорта осуществляется, в том числе исходя из принципов устойчивости работы железнодорожного транспорта и безопасности, качества оказываемых услуг.
Нормами ч. 1 ст. 3 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 384-ФЗ (ред. от ДД.ММ.ГГГГ) «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» (далее – Закон № - ФЗ) установлено, что объектами технического регулирования являются здания и сооружения любого назначения.
В соответствии с п. 23 ст. 2 Закона № 384-ФЗ сооружение — это результат строительства, представляющий собой объемную, плоскостную или линейную строительную систему, имеющую наземную, надземную части, состоящую из несущих, ограждающих строительных конструкций, предназначенную для выполнения производственных процессов различного вида.
Из положений ст. 7 Закона № 384-ФЗ следует, что строительные конструкции должны обладать такой прочностью и устойчивостью, чтобы в процессе их эксплуатации не возникало угрозы причинения вреда жизни или здоровью людей, имуществу, окружающей среде, обусловленных разрушением отдельных несущих строительных конструкций или их частей, разрушением сооружений или их частей, деформацией строительных конструкций, повреждением сооружений и другими факторами.
Приказом Комитета Российской Федерации по муниципальному имуществу от ДД.ММ.ГГГГ № утверждены Правила эксплуатации городских искусственных сооружений (далее - Правила №), в силу п. 1.1 обязательные для применения всеми организациями и службами, эксплуатирующими мостовые сооружения с подходами к ним, водопропускные трубы, транспортные и пешеходные тоннели, наплавные мосты в городах, рабочих поселках, сельских районных центрах Российской Федерации.
Согласно п. 3.1 Правил № содержание мостового полотна мостов, путепроводов должно обеспечивать, помимо прочего сохранность гидроизоляции, надежное перекрытие деформационных швов и работу их конструкций.
В соответствии с п. 4.1 Правил № основными задачами содержания железобетонных, бетонных и каменных пролетных строений являются: предупреждение разрушения бетона, коррозии арматуры, появления недопустимых деформаций, проверка состояния всех элементов конструкций и работы опорных частей, а также своевременное устранение появившихся дефектов.
В судебном заседании установлено, что Волгоградской транспортной прокуратурой проведена проверка исполнения требований законодательства в части содержания и эксплуатации сооружения (путепровод), проходящего над железнодорожными путями в <адрес>.
По результатам проведенной 29-ДД.ММ.ГГГГ проверки установлено, что в нарушение ч. 1 ст. 6, ст. 7 Закона № 384-ФЗ, пунктов 3.1, 4.1, 6.1 Правил № Путепровод содержится и эксплуатируется в неудовлетворительном техническом состоянии, имеет следующие разрушения и дефекты:
- локальные разрушения бетона пролетных строений с оголением и коррозией конструктивной арматуры, разрыв стержней конструктивной арматуры в балках пролетных строений.
Техническим отчетом обследования Путепровода, проведенным структурным подразделением Минтранса России - Волгоградским филиалом ФАУ «РОСДОРНИИ» в 2020 году, состояние Путепровода оценено как как непригодное для нормальной эксплуатации, предусмотрен комплекс ремонтных работ, необходимый для устранения выявленных дефектов и повреждений, дальнейшей безопасной эксплуатации Путепровода, включающий проведение ремонта бетонных поверхностей пролетных строений и ригелей опор, мостового полотна с заменой гидроизоляции, ремонта деформационных швов, замены опорных частей, тротуарных блоков и перильного ограждения (л.д.24-47).
Информация о результатах технического обследования Путепровода с указанием на его неудовлетворительное техническое состояние МУ «Комдорстрой» для принятия мер по проведению ремонта направлялось собственнику - администрации <адрес> (л.д.10).
Указанные работы, предусмотренные техническим отчетом, составленным по результатам обследования Путепровода, до настоящего времени не произведены.
Согласно выписке из реестра муниципального имущества <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № путепровод через железнодорожные пути по <адрес> года постройки (далее - Путепровод), находится в собственности администрации <адрес>.
Согласно ч. 1 ст. 2 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 257-ФЗ (ред. от ДД.ММ.ГГГГ) «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее — Закон № 257-ФЗ) автомобильная дорога - это объект транспортной инфраструктуры, предназначенный для движения транспортных средств и включающий в себя, в том числе искусственные дорожные сооружения.
Частью 3 ст. 2 Закона № 257-ФЗ установлено, что путепроводы относятся к искусственным дорожным сооружениям.
В соответствии с ч. 1 ст. 34 Закона № 257-ФЗ дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения осуществляется за счет средств местных бюджетов.
Из смысла п. 5 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее - Закон № 131-ФЗ), к вопросам местного значения городского округа относится, в том числе, дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Частью 9 ст. 5 Закона № 257-ФЗ установлено, что автомобильными дорогами общего пользования местного значения городского и сельского поселений являются автомобильные дороги общего пользования в границах населенных пунктов поселения, за исключением автомобильных дорог общего пользования федерального, регионального или межмуниципального значения, частных автомобильных дорог.
На основании п. 5 ст. 5 Устава города — Героя Волгограда к вопросам местного значения городского округа Волгоград, в том числе относится дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения, что в совокупности устанавливает обязанность по содержанию, в том числе Путепровода.
Постановлением главы <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № утвержден перечень автомобильных дорог общего пользования местного значения, в который включена Дорога по <адрес>.
Нормами ст. 210 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что бремя содержания имущества несет его собственник, если иное не предусмотрено действующим законодательством или договором.
Выявленные в ходе надзорных мероприятий дефекты и повреждения создают реальную угрозу жизни и здоровью людей, пользующихся как автомобильным, так и железнодорожным транспортом, которые могут привести к обрушению Путепровода или его частей на инфраструктуру железнодорожного транспорта, используемую, в том числе для пассажирских перевозок и перевозки опасных грузов.
По железнодорожным путям, расположенным под указанным мостовым сооружением, ежесуточно проходит 11 пар пассажирских и 7 грузовых поездов.
Техническое состояние Путепровода приводит к обрушению частей бетонных и защитных слоев пролетных строений Путепровода на железнодорожные пути общего пользования, что может привести к перебоям железнодорожного сообщения, повреждению подвижного состава, путевого хозяйства и иного имущества, сопровождающихся человеческими жертвами.
Таким образом, администрация Волгограда обязана принимать меры по содержанию и эксплуатации сооружения (путепровод), проходящего над железнодорожными путями в <адрес>.
Таким образом, со стороны органа местного самоуправления администрации Волгограда - имеет место ненадлежащее исполнение обязанности, возложенной на нее нормативными правовыми и иными актами, определяющими полномочия должностных лиц.
На основании изложенного, администрация Волгограда нарушает права неопределенного круга лиц, определить число которых не представляется возможным вследствие постоянного свободного передвижения.
Руководствуясь вышеизложенным, суд приходит к выводу об удовлетворении административных исковых требований Волгоградского транспортного прокурора Южной транспортной прокуратуры в интересах неопределенного круга лиц к администрации Волгограда о признании незаконным бездействия в части непроведения организации ремонтных работ путепровода через железнодорожные пути по <адрес>.
В качестве восстановления нарушенного права неопределенного круга лиц, суд считает необходимым обязать администрацию Волгограда разработать проектную документацию на проведение ремонтных работ путепровода через железнодорожные пути по <адрес>. Обязать администрацию <адрес> провести ремонт путепровода через железнодорожные пути по <адрес> в соответствии с разработанной проектной документацией.
Волгоградский транспортный прокурор Южной транспортной прокуратуры в своем исковом заявлении просит обязать администрацию Волгограда разработать проектную документацию в течение 6 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу, а также обязать администрацию <адрес> провести ремонт путепровода в соответствии с разработанной проектной документацией в течении 1 года с момента вступления решения в законную силу.
Согласно п. 1 ст. 10 Кодекса административного судопроизводства РФ определено, что исполнение судебных актов по административным делам осуществляются в разумный срок.
При этом, обязывая администрацию Волгограда организовать выполнение работ по удовлетворённым требованиям административного истца, необходимо учитывать сроки выполнения мероприятий для добровольного исполнения решения суда.
Решением Волгоградской городской Думы от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении Положения о бюджетном процессе в Волгограде» установлена процедура внесения изменений в бюджет Волгограда (далее - Положение), в частности ст. 18 Положения определена процедура внесения изменений в бюджет Волгограда.
В виду того, что принятие бюджета муниципального образования городской округ город-герой Волгоград отнесено к исключительным полномочиям Волгоградской городской Думы, то и рассмотрение изменений его возможно лишь на заседаниях Волгоградской городской Думы (п. 2 ч. 1 ст. 24 Устава города/героя Волгограда, принятого постановлением Волгоградского горсовета народных депутатов от ДД.ММ.ГГГГ № (далее - Устав).
Пунктом 3 статьи 23 Устава регламентировано, что городская Дума решает вопросы, отнесенные к ее компетенции, на заседаниях городской Думы. Очередные заседания городской Думы созываются председателем городской Думы не реже одного раза в три месяца.
Ориентированные сроки проектных работ указаны в «СН 283-64 Временные нормы продолжительности проектирования», утвержденные государственным комитетом по делам строительства от ДД.ММ.ГГГГ и Приказе Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ №/пр от ДД.ММ.ГГГГ «Об установлении срока необходимого для выполнения инженерных изысканий, архитектурно-строительного проектирования» и будут составлять от 7 до 11 месяцев, (в зависимости от категории автомобильной дороги).
Согласно ч. 11. ст. 51 ГрК РФ уполномоченные на выдачу разрешений на строительство органы выдают разрешение на строительство в течение 7 рабочих дней (9 календарных дней) со дня получения заявления о выдаче разрешения на строительство.
Согласно п. 29 раздела 4 Постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ № «О порядке организации и проведения государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий» установлено, что срок проведения государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий не должен превышать 42 рабочих дня.
Также не обходимо учесть и сроки проведения конкурсных процедур, предусмотренных Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».
Ориентировочный срок проведения закупки в соответствии с требованиями Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» составляет 60 (шестьдесят) дней.
В порядке ст. 187 КАС РФ решение суда приводится в исполнение после вступления его в законную силу, за исключением случаев немедленного исполнения, в порядке, установленном федеральным законом. Суд вправе указать предельные сроки исполнения решения суда в соответствии с характером соответствующих требований.
В случае если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено. Решение суда, обязывающее организацию или коллегиальный орган совершить определенные действия (исполнить решение суда), не связанные с передачей имущества или денежных сумм, исполняется их руководителем в установленный срок.
Таким образом, учитывая изложенное, для организации выполнения указанных в иске работ исходя из объема последних, с учетом времени необходимого для внесения изменений в бюджет, суд считает возможным установить ответчику срок для устранения нарушений действующего законодательства в части содержания и эксплуатации сооружения (путепровод), проходящего над железнодорожными путями в <адрес>, а именно:
- обязать администрацию <адрес> разработать проектную документацию на проведение ремонтных работ путепровода через железнодорожные пути по <адрес> в течение 9 месяцев с момента вступления решения в законную силу;
- обязать администрацию <адрес> провести ремонт путепровода через железнодорожные пути по <адрес> в соответствии с разработанной проектной документацией в течение 1 года 6 месяцев с момента вступления решения в законную силу.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 175-180, 227 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
Административное исковое заявление по административному иску Волгоградского транспортного прокурора Южной транспортной прокуратуры в интересах неопределенного круга лиц к администрации <адрес> о признании незаконным бездействия, понуждении к исполнению федерального законодательства – удовлетворить.
Признать незаконным бездействие администрации Волгограда, выразившееся в непринятии мер по организации ремонтных работ путепровода через железнодорожные пути по <адрес>.
Обязать администрацию Волгограда организовать разработку проектной документации на проведение ремонтных работ путепровода через железнодорожные пути по <адрес> в течение 9 месяцев с момента вступления в законную силу настоящего решения суда.
Обязать администрацию Волгограда организовать проведение ремонтных работ путепровода через железнодорожные пути по <адрес> в соответствии с разработанной проектной документацией в течение 1 года 6 месяцев с момента вступления в законную силу настоящего решения суда.
Решение может быть обжаловано в Волгоградский суд через Краснооктябрьский районный суд Волгограда в течение одного месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Судья подпись Рогозина В.А.
Справка: мотивированный текст решения суда изготовлен 27 сентября 2021 года.
Судья подпись Рогозина В.А.