Судья Полякова В.В. № 33-2931/2022
10RS0011-01-2022-006916-51
2-3621/2022
ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ КАРЕЛИЯ
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
20 сентября 2022 года г. Петрозаводск
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Карелия в составе:
председательствующего судьи Тарасовой Р.П.,
судей Гудковой Г.В., Курчавовой Н.Л.
при ведении протокола помощником судьи Головановой А.Е.
рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу истца на решение Петрозаводского городского суда Республики Карелия от 28 июня 2022 года по исковому заявлению Сергеевой Т. В. к Государственному учреждению – Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Республики Карелия о включении периода службы в стаж, назначении досрочной страховой пенсии по старости.
Заслушав доклад председательствующего, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Сергеева Т.В. обратилась в суд с иском по тем основаниям, что решением ответчика от 19.04.2021 ей было отказано в назначении досрочной страховой пенсии по старости по причине недостаточности стажа работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера. При этом в специальный стаж истца ответчик не учел периоды прохождения военной службы по контракту в г. Оленегорске Мурманской области с 23.07.1991 по 31.12.1994. Истец с решением ответчика не согласилась, в связи с чем, уточнив исковые требования, просила обязать ответчика учесть ей в стаж работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, периоды прохождения военной службы с 23.07.1991 по 31.12.1994; обязать ответчика назначить ей досрочную страховую пенсию по старости с 26.02.2021; взыскать расходы по уплате госпошлины в сумме 300 руб.
Решением Петрозаводского городского суда Республики Карелия от 28.06.2022 в удовлетворении исковых требований отказано.
С решением суда не согласен истец. В апелляционной жалобе просит его отменить, принять новое решение об удовлетворении исковых требований. В обоснование доводов жалобы ссылается на то, что п. 2 ч. 1 ст. 32 ФЗ от ХХ.ХХ.ХХ № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» в качестве дополнительных гарантий для женщин, родивших двух или более детей, осуществлявших трудовую деятельность в местностях с особыми климатическими условиями, предоставляется возможность назначения досрочной пенсии при достижения ими возраста 50 лет, если они имеют страховой стаж не менее 20 лет и проработали не менее 12 календарных лет в районах Крайнего Севера либо не менее 17 календарных лет в приравненных к ним местностях. При этом законодатель, признавая равенство периодов трудовой деятельности и военной службы в части включения данных периодов в страховой стаж, в то же время ставит в неравное положение женщин, имеющих двух и более детей, осуществлявших трудовую деятельность и женщин, имеющих двух и более детей, которые исполняли обязанности военной службы в местностях с особыми климатическими условиями, поскольку не допускает включения периодов военной службы в стаж работы в местностях с особыми климатическими условиями. Полагает, что такой предусмотренный законодательством порядок не является обоснованным и нарушает принцип равенства прав граждан, а также право граждан на социальное обеспечение.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции истец Сергеева Т.В. доводы апелляционной жалобы поддержала.
Иные участвующие в деле лица в судебное заседание не явились, надлежаще извещены о времени и месте рассмотрения дела.
Заслушав объяснения Сергеевой Т.В., изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность решения суда в пределах доводов жалобы в соответствии сост. 327.1 ГПКРФ, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
В соответствии со ст. 8 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» (далее по тексту ФЗ № 400-ФЗ) право на страховую пенсию по старости имеют женщины, достигшие возраста 60 лет при наличии не менее 15 лет страхового стажа.
На основании п.2 ч.1 ст. 32 ФЗ № 400-ФЗ страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 21, женщинам, родившим двух и более детей, достигшим возраста 50 лет, если они имеют страховой стаж не менее 20 лет и проработали не менее 12 календарных лет в районах Крайнего Севера либо не менее 17 календарных лет в приравненных к ним местностях. При этом суммирование периодов работы в районах Крайнего Севера и периодов работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, не предусмотрено.
В соответствии с п. 1 ст. 11 ФЗ № 400-ФЗ в страховой стаж включаются периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории РФ гражданами РФ, застрахованными в соответствии с ФЗ от 15.12.2001 № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в РФ», при условии, что за эти периоды начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд РФ.
В силу п. 4 ст. 30 ФЗ № 400-ФЗ периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу ФЗ № 400-ФЗ, могут исчисляться с применением правил исчисления, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности).
Согласно п.3 Постановления № 665 от 16.07.2014 «О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение, исчисление периодов работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии с ФЗ № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», осуществляется с применением Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со ст.ст. 27 и 28 ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002 года № 516.
На основании ст. ст. 10, 11 Федерального закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» в страховой стаж наравне с периодами работы и (или) иной деятельности, которые предусмотрены статьей 10 настоящего Федерального закона, засчитывается период прохождения военной службы, а также другой приравненной к ней службы, предусмотренной законом Российской Федерации «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, государственной противопожарной службе, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей».
Включение в стаж работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях периодов военной службы, а также другой приравненной к ней службы ФЗ № 400-ФЗ, ФЗ № 173-ФЗ и Правилами № 516 не предусмотрено.
С 01.01.1992 года действовал (до 01.01.2002) Закон Российской Федерации от 20.11.1990 № 340-1 «О государственных пенсиях в Российской Федерации». В соответствии со ст. 90 указанного Закона служба в составе Вооруженных Сил Российской Федерации и иных созданных в соответствии с законодательством Российской Федерации воинских формирований, Объединенных Вооруженных Сил Содружества Независимых Государств, Вооруженных Сил бывшего СССР, в органах внутренних дел, органах внешней разведки, органах контрразведки Российской Федерации, министерствах и ведомствах Российской Федерации, в которых законом предусмотрена военная служба, бывших органах государственной безопасности Российской Федерации, а также органах государственной безопасности и внутренних дел бывшего СССР (в том числе в период, когда эти органы именовались по другому), пребывание в партизанских отрядах в период гражданской и Великой Отечественной войн включаются в общий трудовой стаж наравне с работой, перечисленной в статье 89 Закона. Статьей 14 данного Закона (пенсия в связи с работой в районах Крайнего Севера) также не предусмотрена возможность включения периодов военной службы и другой приравненной к ней службы в стаж работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, необходимый для определения права на данную пенсию.
Законом СССР от 14.07.1956 года «О государственных пенсиях» (действовал до 01.01.1992 года) и Положением о порядке назначения и выплаты государственных пенсий, утвержденным постановлением Совмина СССР от 03.08.1972 года № 590, также не предусмотрено включение периода военной службы в стаж работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях.
В соответствии с п.1 ч.1 ст. 12 ФЗ № 400-ФЗ в страховой стаж наравне с периодами работы и (или) иной деятельности, которые предусмотрены статьей 11 настоящего Федерального закона, засчитывается период прохождения военной службы, а также другой приравненной к ней службы, предусмотренной Законом Российской Федерации от 12.02.1993 № 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службы, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, органах принудительного исполнения Российской Федерации, и их семей».
Материалами дела подтверждается, что Сергеева Т.В., ХХ.ХХ.ХХ года рождения, 26.01.2021 года обратилась в ГУ ОПФ РФ в РК с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 32 ФЗ № 400-ФЗ. Решением ответчика от 19.04.2021 №№ в установлении пенсии Сергеевой Т.В. отказано в связи с недостаточным стажей работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера. Ответчиком установлено, что страховой стаж истца составляет 23 года 04 месяца 20дней при требуемом стаже 20 лет; стаж работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, составляет 10 лет 10 месяцев 15 дней при требуемом 17 лет; требуемая величина индивидуального пенсионного коэффициента установлена. Период военной службы с 23.07.1991 по 31.12.1994 учтен в страховой стаж.
Согласно архивной справки Федерального государственного казенного учреждения «Центральный архив Министерства обороны Российской Федерации» № № от 12.10.2020 года приказом командира войсковой части 36226 от 23.07.1991 года № № Сергеева Т.В. (Сидорова Т.В.), призванная Петрозаводским ГВК для прохождения службы, с 23 июля 1991 года зачислена в списки личного состава части и все виды обеспечения, присвоено воинское звание «рядовой», назначена и вступила в исполнение должности оператора (РС) радиотехнической батареи 8 подразделения. Военная служба по контракту проходила в г. Оленегорске Мурманской области.
В силу указанных норм и установленных обстоятельств суд первой инстанции пришел к выводу о том, что период военной службы истца по контракту правильно учтен ответчиком в страховой стаж для исчисления расчетного пенсионного капитала застрахованного лица, но не подлежит включению в специальный стаж – стаж работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, – при определении права на досрочную страховую пенсию.
Судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции, изложенными в решении, и полагает, что решение суда соответствует требованиям закона и собранным по делу доказательствам.
Доводы апелляционной жалобы истца сводятся к несогласию с нормами законодательства о пенсионном обеспечении. Исходя из системного толкования норм права, определяющих порядок сохранения прав военнослужащих и сотрудников правоохранительных органов в случае оставления ими службы до приобретения права на пенсию за выслугу лет, периоды прохождения военной и приравненной к ней службы подлежат включению в страховой стаж, но не подлежат включению в специальный стаж, в том числе в стаж работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях при определении права на назначение досрочной пенсии.
Статьей 2 ФЗ № 400-ФЗ определено, что законодательство Российской Федерации о страховых пенсиях состоит из настоящего Федерального закона, Федерального закона от 16 июля 1999 года № 165-ФЗ « Об основах обязательного социального страхования», Федерального закона от 15 декабря 2001 года № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», Федерального закона от 01 апреля 1996 года № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования». В случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, Правительство Российской Федерации определяет порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии и правила установления указанных пенсий отдельным категориям граждан. В целях единообразного применения настоящего Федерального закона могут издаваться соответствующие разъяснения в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации
Порядок назначения, перерасчета, перевода с одного вида пенсии на другой и порядок выплаты пенсий, финансируемых за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, регулируется Федеральным законом от 15 декабря 2001 года № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации», Законом Российской Федерации от 12 февраля 1993 года № 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, государственной противопожарной службе, органах по надзору за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, органах принудительного исполнения Российской Федерации, и их семей».
С учетом изложенного оснований для отмены решения суда по доводам апелляционной жалобы не имеется.
Руководствуясь ст. ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Петрозаводского городского суда Республики Карелия от 28 июня 2022 года по настоящему делу оставить без изменения, апелляционную жалобу истца – без удовлетворения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия.
Вступившие в законную силу судебные акты могут быть обжалованы в кассационном порядке в течение трех месяцев со дня их вступления в законную силу в Третий кассационный суд общей юрисдикции через суд первой инстанции, принявший решение.
Председательствующий
Судьи