ТРЕТИЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ
10RS0004-01-2021-000398-75
№88-16364/20201
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
город Санкт-Петербург 6 октября 2020 года
Судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Александровой Ю.К.,
судей Шевчук Т.В., Рогожина Н.А.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело №2-312/2021 по иску Нестеровой Зинаиды Ивановны к администрации Кончезерского сельского поселения, Нестерову Сергею Борисовичу, Нестерову Алексею Борисовичу, Нестерову Юрию Борисовичу о признании права собственности на наследственное имущество
по кассационной жалобе Нестеровой Зинаиды Ивановны на решение Кондопожского городского суда Республики Карелия от 12 апреля 2021 года, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда Республики Карелия от 1 июля 2021 года.
Заслушав доклад судьи Третьего кассационного суда общей юрисдикции Александрову Ю.К., судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Нестерова З.И. обратилась в суд с иском администрации Кончезерского сельского поселения, Нестерову С.Б., Нестерову А.Б., Нестерову Ю.Б. о признании права собственности на наследственное имущество.
В обосновании иска указано, что 04.11.1995 умер её супруг ФИО1, после смерти которого открылось наследство, состоящее в том числе из земельного участка с кадастровым номером №, площадью 300 кв.м., расположенного в <адрес>. На земельном участке расположен жилой дом, который истец приняла в порядке наследования после смерти супруга. При этом земельный участок нотариусом в состав наследства включен не был, поскольку из документов не следует его предоставление наследодателю на праве собственности. Нестерова З.И. просила включить спорный земельный участок в состав наследства после смерти супруга и признать за нею право собственности на данный объект.
Решением Кондопожского городского суда Республики Карелия от 12 апреля 2021 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда Республики Карелия от 1 июля 2021 года, в удовлетворении иска отказано.
В кассационной жалобе Нестерова З.И. просит об отмене названных судебных актов как незаконных, указывает о неправильном применении норм материального права, выражает несогласие с оценкой доказательств, подтверждающих предоставлении участка наследодателю.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения дела в кассационном порядке, в судебное заседание суда кассационной инстанции не явились.
Судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции, руководствуясь частью 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц, участвующих в деле.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции находит жалобу подлежащей удовлетворению.
В соответствии с частью 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Неправильным применением норм материального права, в частности, является неприменение закона, подлежащего применению (пункт 1 части 2 статьи 379.7 ГПК РФ).
Нарушение или неправильное применение норм процессуального права является основанием для отмены или изменения судебных постановлений, если это нарушение привело или могло привести к принятию неправильных судебных постановлений (часть 3 статьи 379.7 ГПК РФ).
Такие нарушения норм материального и процессуального права допущены судами при рассмотрении настоящего дела в части разрешения спора о разделе наследственного имущества.
Разрешая исковые требования, суд первой инстанции, ссылаясь на положения статей 218, 1112, 1181 Гражданского кодекса Российской Федерации и установленные обстоятельства, пришел к выводу об установлении факта предоставления 13.07.1988 наследодателю ФИО1 спорного земельного участка в личное пользование, при этом указанное право не является тождественным праву собственности, либо праву пожизненного наследуемого владения. Вопреки разъяснениям, содержащимся в пункте 74 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29.05.2012 №9 «О судебной практике по делам о наследовании» материалы дела не содержат документов, подтверждающих, что наследодатель обратился в установленном законом порядке в целях реализации права, предусмотренного пунктом 9.1 (абзацы первый и третий) статьи 3 Федерального закона «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» зарегистрировать право собственности на земельный участок.
Суд апелляционной инстанции согласился с выводами суда.
В кассационной жалобе истец, в частности, приводит довод об ошибочности выводов судов обеих инстанций, поскольку в похозяйственной книге Кончезерского сельского Совета народных депутатов, лицевой счет №4 не указано право, на котором ФИО1 предоставлен земельный участок, следовательно, в силу положений ст.9 Федерального закона от 25.10.2001 №137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» в настоящее время следует считать его предоставленным ФИО1 на праве собственности.
Судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции находит, что обжалуемые судебные акты приняты с нарушением норм действующего законодательства, и согласиться с ними нельзя по следующим основаниям.
В соответствии со статьей 3 Федерального закона от 25.10.2001 г. N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" права на землю, не предусмотренные Земельным кодексом Российской Федерации, подлежат переоформлению со дня введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации. Право постоянного (бессрочного) пользования находящимися в государственной или муниципальной собственности земельными участками, возникшее у граждан или юридических лиц до дня введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации, сохраняется. Оформление в собственность граждан земельных участков, ранее предоставленных им в постоянное (бессрочное) пользование, пожизненное наследуемое владение, в установленных земельным законодательством случаях, сроком не ограничивается (п. 3). Гражданин Российской Федерации вправе приобрести бесплатно в собственность земельный участок, который находится в его фактическом пользовании, если на таком земельном участке расположен жилой дом, право собственности на который возникло у гражданина до дня введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации либо после дня введения его в действие, при условии, что право собственности на жилой дом перешло к гражданину в порядке наследования и право собственности наследодателя на жилой дом возникло до дня введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации (п. 4).
В соответствии с п. 9.1 ст. 3 Федерального закона от 25.10.2001 г. N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", если земельный участок предоставлен до введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального гаражного или индивидуального жилищного строительства на праве пожизненного наследуемого владения или постоянного (бессрочного) пользования, гражданин, обладающий таким земельным участком на таком праве, вправе зарегистрировать право собственности на такой земельный участок, за исключением случаев, если в соответствии с федеральным законом такой земельный участок не может предоставляться в частную собственность.
Граждане, к которым перешли в порядке наследования или по иным основаниям права собственности на здания, строения и (или) сооружения, расположенные на земельных участках, указанных в настоящем пункте и находящихся в государственной или муниципальной собственности, вправе зарегистрировать права собственности на такие земельные участки, за исключением случаев, если в соответствии с федеральным законом такие земельные участки не могут предоставляться в частную собственность.
Права на объекты недвижимости, возникшие до дня вступления в силу Федерального закона от 21 июля 1997 года N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (далее - Закон N 122-ФЗ), признаются юридически действительными при отсутствии их государственной регистрации в ЕГРН. Государственная регистрация таких прав в ЕГРН проводится по желанию их обладателей (пункт 1 статьи 69 Закона N 218-ФЗ).
В силу пункта 2 статьи 25.2 Федерального закона от 21 июля 1997 г. N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" основанием для государственной регистрации права собственности гражданина на земельный участок является, в том числе, выдаваемая органом местного самоуправления выписка из похозяйственной книги о наличии у такого гражданина права на данный земельный участок.
Обязательность ведения похозяйственных книг Советами народных депутатов по установленным формам была предусмотрена Законом РСФСР от 19 июля 1968 г. "О поселковом, сельском Совете народных депутатов РСФСР".
Ведение похозяйственных книг администрациями сельских (поселковых Советов) поселений регламентировано частью 7 статьи 11 Закона РСФСР от 19 июля 1968 года «О поселковом, сельском Совете народных депутатов РСФСР», статьей 8 Федерального закона от 7 июля 2003 года №112-ФЗ «О личном подсобном хозяйстве», Указаниями по ведению похозяйственных книг, утвержденными постановлением Госкомитета СССР от 25 мая 1990 года №69.
Постановлением Госкомстата СССР от 25 мая 1990 г. N 69 были утверждены Указания по ведению похозяйственного учета в сельских Советах народных депутатов, согласно которым похозяйственные книги являются документами первичного учета хозяйств, в которые по установленным формам предусматривалось внесение сведений обо всех постоянно проживающих на территории поселений гражданах и сведений о находящихся в их личном пользовании земельных участках, учет их личных подсобных хозяйств.
В соответствии с пунктом 39 Указаний в разделе IV «А» «Земля, находящаяся в личном пользовании хозяйства» по каждому хозяйству записывается вся земельная площадь, предоставленная хозяйству в установленном порядке под приусадебный участок, служебный земельный надел, а также предоставленная крестьянским хозяйствам.
В соответствии с пунктом 24 Порядка ведения хозяйственных книг, утвержденного Приказом Минсельхоза РФ N 345 от 11 октября 2010 г., заполняя сведения о правах на землю следует указывать номер документа, подтверждающего право на земельный участок, его категорию и размер.
Согласно названной Форме, в выписку из похозяйственной книги вносятся реквизиты документа, на основании которого внесена запись о наличии у гражданина права на земельный участок, при наличии таких сведений в похозяйственной книге.
Следовательно, выписка из похозяйственной книги является, в соответствии с указанными нормами, документом, дающим основание для государственной регистрации права собственности на ранее учтенный земельный участок даже в том случае, когда в ней не указан вид права, на котором предоставлен земельный участок, и документ-основание такого предоставления.
С учетом изложенного, отсутствие сведений в выписке из похозяйственной книги относительно того, на каком праве принадлежал ФИО1 спорный земельный участок (на праве собственности, на праве постоянного (бессрочного) пользования), не является само по себе основанием для отказе в иске.
В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 49 Федерального закона от 13 июля 2015 года №218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» государственная регистрация права собственности гражданина на земельный участок, предоставленный до дня введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации для ведения личного подсобного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального гаражного или индивидуального жилищного строительства на праве собственности, пожизненного наследуемого владения или постоянного (бессрочного) пользования либо если в акте, свидетельстве или другом документе, устанавливающих или удостоверяющих право гражданина на указанный земельный участок, не указано право, на котором предоставлен указанный земельный участок, или невозможно определить вид этого права, осуществляется на основании выдаваемой органом местного самоуправления выписки из похозяйственной книги о наличии у такого гражданина права на указанный земельный участок (в случае, если этот земельный участок предоставлен для ведения личного подсобного хозяйства).
В соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 49 Федерального закона от 13 июля 2015 года №218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» государственная регистрация права собственности гражданина на указанный в части 1 настоящей статьи земельный участок в случае, если к такому гражданину перешло в порядке наследования или по иным основаниям право собственности на расположенное на этом земельном участке здание (строение) или сооружение, осуществляется в соответствии с положениями настоящей статьи. При этом вместо документа, устанавливающего или удостоверяющего право такого гражданина на этот земельный участок, в качестве основания осуществления государственной регистрации права собственности такого гражданина на этот земельный участок может быть представлено свидетельство о праве на наследство либо иной документ, устанавливающий или удостоверяющий право собственности такого гражданина на указанное здание (строение) или сооружение.
Абзацем 2 пункта 2 статьи 218 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что в случае смерти гражданина право собственности на принадлежавшее ему имущество переходит по наследству к другим лицам в соответствии с завещанием или законом.
Согласно пункту 1 статьи 1112 Гражданского кодекса Российской Федерации в состав наследства входят принадлежавшие наследодателю на день открытия наследства вещи, иное имущество, в том числе имущественные права и обязанности.
В соответствии с разъяснениями в абзацем 2 пункта 82 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 мая 2012 г. N 9 "О судебной практике по делам о наследовании" суд вправе признать за наследниками право собственности в порядке наследования на земельный участок, предоставленный до введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального гаражного или индивидуального жилищного строительства на праве постоянного (бессрочного) пользования, при условии, что наследодатель обратился в установленном порядке в целях реализации предусмотренного пунктом 9.1 (абзацы первый и третий) статьи 3 Федерального закона от 25 октября 2001 г. N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" за регистрацией права собственности на такой земельный участок (за исключением случаев, если в соответствии с федеральным законом такой земельный участок не может предоставляться в частную собственность).
Судами из выданной главой Кончезерского сельского поселения 21.02.2012 выписки из похозяйственной книги учета домовладений хозяев за 1980-1998 годы установлено, что ФИО1 владел земельным участком общей площадью 300 кв.м, расположенным в <адрес> <адрес>, предоставленным ему для ведения личного подсобного хозяйства (вид права не определен).
В соответствии с приказом директора совхоза «Кончезерский» от 13.08.1988 № 244 за ФИО1, имеющим на праве личной собственности дом, был закреплён земельный участок в д. Викшица, площадью 0,06 га, в том числе под строением 0,01 га, у дома 0,03 га.
При этом согласно ответу Администрации Кончезерского сельского поселений за ФИО1 числится на праве личной собственности земельный участок площадью 0,06 га, состоящий из 2 частей, в дер Викшица, закрепленный на основании приказа совхоза «Кончезерский».
Решением Кондопожского городского суда Республики Карелия от 02.04.2019 в состав наследства после смерти ФИО1 включён жилой дом по адресу: <адрес>, 1980 года постройки, кадастровый №, площадью 24 кв.м. За Нестеровой З.И. признано право собственности на указанный жилой дом в порядке наследования.
Участок сформирован, поставлен на кадастровый учет.
Оценка указанным доказательствам с учетом положений статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судом дана не была.
При рассмотрении спора ответчики, в том числе администрация Кончезерского сельского поселения, возражений на иск не представили, факт предоставления земельного участка и его размер не оспорили.
Судом первой инстанции при рассмотрении требований истца вышеизложенное учтено не было.
Судом апелляционной инстанции ошибка суда первой инстанции в применении норм материального и процессуального права при разрешении спора исправлена не была, что привело к принятию ошибочного судебного постановления.
Учитывая, что повторное рассмотрение дела в суде апелляционной инстанции предполагает проверку и оценку фактических обстоятельств дела и их юридическую квалификацию в пределах доводов апелляционных жалобы, представления и в рамках тех требований, которые уже были предметом рассмотрения в суде первой инстанции, а также принимая во внимание необходимость соблюдения разумных сроков судопроизводства (статья 6.1 ГПК РФ), судебная коллегия Третьего кассационного суда общей юрисдикции считает необходимым отменить апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда Республики Карелия от 1 июля 2021 года и направить дело на новое рассмотрение в суд апелляционной инстанции.
При новом рассмотрении дела суду следует учесть изложенное и разрешить спор в соответствии с требованиями закона.
Руководствуясь статьями 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции
определила:
апелляционное определение Верховного суда Республики Карелия от 1 июля 2021 года отменить, направить дело на новое рассмотрение в суд апелляционной инстанции.
Председательствующий
судьи