Дело №12-895/2021
Р Е Ш Е Н И Е
по жалобе по делу об административном правонарушении
г. Йошкар-Ола 22 сентября 2021 года
Судья Йошкар-Олинского городского суда Республики Марий Эл Касаткина Т.Н., рассмотрев жалобу Министерства здравоохранения Республики Марий Эл на постановление №0234/01, вынесенное заместителем старшего судебного пристава Межрайонного ОСП по исполнению особых исполнительных производств УФССП по РМЭ 27 июля 2021 года,
УСТАНОВИЛ:
Постановлением №0234/01 от 27 июля 2021 года, вынесенным зам. старшего судебного пристава Межрайонного ОСП по исполнению особых исполнительных производств УФССП России по РМЭ, Министерство здравоохранения Республики Марий Эл признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.17.15 КоАП РФ, назначено наказание в виде административного штрафа в размере 30000 рублей.
Не согласившись с данным постановлением, и.о. министра здравоохранения Республики Марий Эл Б.Т.А. обратилась в суд с жалобой, в которой просила постановление отменить, производство по делу прекратить в связи с отсутствием состава административного правонарушения. В обоснование жалобы указано, что министерством здравоохранения республики предпринимаются все необходимые и возможные действия для исполнения решения Йошкар-Олинского городского суда Республики Марий Эл по делу №2-2463/2021 от 10 июня 2021 г. и исполнительного документа. Согласно решению суда на министерство возложена обязанность по организации бесплатного обеспечения истца лекарственным препаратом. Вместе с тем, в силу подпункта 21 п.2 ст.14 Федерального закона от 21.11.2011 №323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (Федеральный закон №323-ФЗ) организация обеспечения лиц, больных муковисцидозом, лекарственными препаратами относится к полномочиям федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения. Федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения, является Министерство здравоохранения Российской Федерации. Согласно п.9.2 ст.83 Федерального закона №323-ФЗ обеспечение лиц, больных муковисцидозом, лекарственными препаратами осуществляется за счет бюджетных ассигнований, предусмотренных в федеральном бюджете уполномоченному федеральному органу исполнительной власти. Уполномоченным федеральным органом исполнительной власти является Министерство здравоохранения Российской Федерации. При этом в соответствии с подпунктами 17, 27, 28 пункта - Положения о Министерстве здравоохранения Республики Марий Эл, утвержденного постановлением Правительства Республики Марий Эл от 17.04.2019 №111 (Положение), Министерство выполняет следующие функции:
осуществляет ведение регионального сегмента Федерального регистра лиц, больных гемофилией, муковисцидозом, гипофизарным нанизмом, болезнью Гоше, злокачественными новообразованиями лимфоидной, кроветворной и родственных им тканей, рассеянным склерозом, гемолитико-уремическим синдромом, юношеским артритом с системным началом, мукополисахаридозом I, II и VI типов, апластической анемией неуточненной, наследственным дефицитом факторов II (фибриногена), VII (лабильного) X (Стюарта-Прауэра), лиц после трансплантации органов и (или) тканей, и своевременное представление сведений, содержащихся в нем, в уполномоченный федеральный орган исполнительной власти в порядке, установленном Правительством Российской Федерации;
представляет в Министерство здравоохранения Российской Федерации заявки на поставку лекарственных препаратов для обеспечения лиц, больных гемофилией, муковиецидозом, гипофизарным нанизмом, болезнью Гоше, злокачественными новообразованиями лимфоидной, кроветворной и родственных им тканей, рассеянным склерозом, гемолитико-уремическим синдромом, юношеским артритом с системным началом, мукополисахаридозом I, II и VI типов, апластической анемией неуточненной, наследственным дефицитом факторов II (фибриногена), VII (лабильного) X (Стюарта-Прауэра), лиц после трансплантации органов и (или) тканей, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации;
выступает уполномоченным органом исполнительной власти Республики Марий Эл по приему лекарственных препаратов для обеспечения лиц, больных гемофилией, муковисцидозом, гипофизарным нанизмом, болезнью Гоше, злокачественными новообразованиями лимфоидной, кроветворной и родственных им тканей, рассеянным склерозом, гемолитико-уремическим синдромом, юношеским артритом с системным началом, мукополисахаридозом I, II и VI типов, апластической анемией неуточненной, наследственным дефицитом факторов II (фибриногена), VII (лабильного) X (Стюарта-Прауэра), лиц после трансплантации органов и (или) тканей.
22 июня 2021 года ввиду неясности решения суда министерство обратилось в Йошкар-Олинский городской суд с ходатайством о разъяснении резолютивной части решения суда. 28 июня 2021 года Йошкар-Олинским городским судом вынесено определение об отказе в удовлетворении заявления Министерства о разъяснении решения суда, т.к. решение суда является ясным и полным, не содержит неясностей и двояких толкований норм, мотивировочная часть содержит подробное изложение норм, регулирующих порядок организации бесплатным обеспечение лекарственными препаратами. Министерство считает решение Йошкар-Олинского городского суда по делу №2-2463/2021 от 10 июня 2021 года незаконным и необоснованным, принятым с нарушением норм материального права. По делу направлена апелляционная жалоба на решение от 28 июня 2021 года №5652. Сведения о направлении ходатайства и подачи апелляционной жалобы на решение министерством доведено до судебного пристава-исполнителя (письмо от 28 июня 2021 г. №5706). В течение суток с момента получения постановления о возбуждении исполнительного производства № от 15 июня 2021 г. (получено 16 июня 2021 г. вх. №4628) Министерством предприняты действия, направленные на исполнение решения, в части организации обеспечения З.Р.А. лекарственным препаратом. 16 июня 2021 г. в Министерство финансов Республики Марий Эл о дополнительном финансировании для приобретения незарегистрированного лекарственного препарата <иные данные> для З.Р.А. 16 июня 2021 г. направлено письмо №5389 в Министерство здравоохранения Российской Федерации об обеспечении З.Р.А. незарегистрированным лекарственным препаратом <иные данные> за счет средств федерального бюджета на основании решения суда. 20 июля 2021 г. Министерством судебному приставу-исполнителю направлено письмо №6509, содержащее сведения о начале проведения процедуры закупки лекарственного препарата (запросы коммерческих предложений и коммерческие предложения). Закупка товаров, работ, услуги для обеспечения государственных нужд включает в себя совокупность действий, осуществляемых в установленном Законом о контрактной системе порядке. Нормы Закона о контрактной системе в сфере закупок имеют императивный характер, нарушение указанных норм ведет к наступлению административной и уголовной ответственности. Дата публикации извещения и документации 21 июля 2021 г., 22 июля 2021 г. министерством судебному приставу-исполнителю направлено письмо №6574, содержащее сведения об обеспеченности З.Р.А. лекарственными препаратами в соответствии со стандартами и клиническими рекомендациями. Заявитель считает, что министерством предпринимаются все необходимые и возможные действия для исполнения требований, содержащихся в исполнительном документе, следовательно, состав административного правонарушения отсутствует.
В суде защитник Министерства здравоохранения Республики Марий Эл С.П.А. (доверенность № от 09.06.2021) жалобу поддержала, просила ее удовлетворить по изложенным в ней доводам.
Законный представитель Министерства здравоохранения Республики Марий Эл, заинтересованное лицо З.Р.А., представитель административного органа, надлежаще извещенные, в суд не явились, заявлений, ходатайств об отложении рассмотрения жалобы не поступило, считаю возможным рассмотреть дело в отсутствие указанных лиц.
Выслушав защитника, изучив доводы жалобы, материалы административного дела, материалы исполнительного производства, прихожу к следующему.
В соответствии со ст.30.6 КоАП РФ судья, вышестоящее должностное лицо не связаны доводами жалобы и проверяют дело в полном объеме.
Исходя из требований ст.6 Федерального конституционного закона от 31 декабря 1996 г. N1 «О судебной системе Российской Федерации», вступившие в законную силу постановления федеральных судов, мировых судей и судов субъектов Российской Федерации, а также их законные распоряжения, требования, поручения, вызовы и другие обращения являются обязательными для всех без исключения органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, других физических и юридических лиц и подлежат неукоснительному исполнению на всей территории Российской Федерации. Неисполнение постановления суда, а равно иное проявление неуважения к суду влекут ответственность, предусмотренную федеральным законом.
Статьей 5 Федерального закона от 02 октября 2007 года N229-ФЗ «Об исполнительном производстве» определено, что принудительное исполнение судебных актов, актов других органов и должностных лиц в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, возлагается на Федеральную службу судебных приставов и ее территориальные органы. Непосредственное осуществление функций по принудительному исполнению судебных актов, актов других органов и должностных лиц возлагается на судебных приставов-исполнителей структурных подразделений Федеральной службы судебных приставов и судебных приставов-исполнителей структурных подразделений территориальных органов Федеральной службы судебных приставов. Полномочия судебных приставов-исполнителей определяются настоящим Федеральным законом, Федеральным законом «О судебных приставах» и иными федеральными законами.
В соответствии со ст.30 ч.10 Федерального закона от 02.10.2007 N229-ФЗ «Об исполнительном производстве», если исполнительный документ подлежит немедленному исполнению, то он после поступления в подразделение судебных приставов немедленно передается судебному приставу-исполнителю, чьи полномочия распространяются на территорию, где должно быть произведено исполнение, а в случае его отсутствия - другому судебному приставу-исполнителю. Решение о возбуждении исполнительного производства либо об отказе в возбуждении исполнительного производства судебный пристав-исполнитель должен принять в течение одних суток с момента поступления исполнительного документа в подразделение судебных приставов.
Частью 1 статьи 12 Федерального закона от 21.07.1997 N118-ФЗ «Об органах принудительного исполнения Российской Федерации» установлено, что в процессе принудительного исполнения судебных актов и актов других органов, предусмотренных федеральным законом об исполнительном производстве, судебный пристав-исполнитель принимает меры по своевременному, полному и правильному исполнению исполнительных документов.
Согласно правовой позиции, изложенной в Постановлении Конституционного Суда РФ от 30.07.2001 N13-П, полномочием налагать взыскание в виде штрафных санкций на должника в случае неисполнения исполнительного документа в срок, установленный для его добровольного исполнения, наделен судебный пристав-исполнитель.
Указанное полномочие судебного пристава-исполнителя направлено на обеспечение установленного публично-правового порядка принудительного исполнения судебных и иных актов и воплощает конституционно значимый публично-правовой интерес государства и общества в осуществлении эффективного правосудия в целях защиты и восстановления нарушенных прав.
В соответствии с ч.1 ст.105 Федерального закона от 02.10.2007 229-ФЗ в случаях неисполнения должником требований, содержащихся в исполнительном документе, в срок, установленный для добровольного исполнения, а также неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства судебный пристав-исполнитель выносит постановление о взыскании исполнительского сбора и устанавливает должнику новый срок для исполнения.
Согласно части 2 указанной статьи при неисполнении должником требований, содержащихся в исполнительном документе, без уважительных причин во вновь установленный срок судебный пристав-исполнитель составляет в отношении должника протокол об административном правонарушении в соответствии с КоАП РФ и устанавливает новый срок для исполнения.
Согласно ст.113 Федерального закона от 02.10.2007 №229-ФЗ в случае нарушения законодательства Российской Федерации об исполнительном производстве виновное лицо подвергается административной или уголовной ответственности в соответствии с законодательством РФ.
Часть 1 статьи 17.15 КоАП РФ предусматривает ответственность за неисполнение должником содержащихся в исполнительном документе требований неимущественного характера в срок, установленный судебным приставом-исполнителем после вынесения постановления о взыскании исполнительского сбора, и влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей.
Объективную сторону данного правонарушения составляет неисполнение должником содержащихся в исполнительном документе требований неимущественного характера в срок, установленный судебным приставом-исполнителем после вынесения постановления о взыскании исполнительского сбора.
Как следует из материалов дела, на основании решения Йошкар-Олинского городского суда выдан исполнительный лист от 10 июня 2021 года №, в котором указано о немедленном исполнении.
15 июня 2021 года возбуждено исполнительное производство №, должнику установлен срок для добровольного исполнения требования.
В отношении Министерства здравоохранения Республики Марий Эл 01 июля 2021 года вынесено постановление о взыскании исполнительского сбора в размере 50000 рублей.
14 июля 2021 года Министерству здравоохранения Республики Марий Эл вручено постановление о совершении должником обязательных действий и установлен срок для исполнения требований, содержащихся в исполнительном документе, до 20 июля 2021 года.
На 20 июля 2021 года решение суда должником Министерства здравоохранения Республики Марий Эл в срок, установленный судебным приставом, не исполнено, не организовано бесплатное обеспечение З.Р.А. лекарственным препаратом <иные данные>, назначенным по жизненным показаниям, указанным в консилиуме от 16.11.2020 ФГБУ «НИИ Пульмонологии» ФМБА России, на постоянной основе до отмены препарата.
Требования, содержащиеся в исполнительном документе, в срок для добровольного исполнения должником Министерством здравоохранения Республики Марий Эл не исполнены.
В соответствии с ч.2 ст.2.1 КоАП РФ, юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства, касающиеся установления вины в деянии Министерства здравоохранения Республики Марий Эл, и учитывая, что Министерство не представило в материалы дела доказательства, подтверждающие отсутствие у него возможности для исполнения решения суда и принятие им всех зависящих от него мер для исполнения в установленный срок, прихожу к выводу о доказанности вины юридического лица во вменяемом ему правонарушении.
В соответствии со ст.26.2 КоАП РФ, доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела. Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными законодательством, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами.
Вывод о доказанности вины Министерства здравоохранения Республики Марий Эл основан на собранных по делу доказательствах (протокол №0234/01 об административном правонарушении от 20 июля 2021 года; исполнительный лист № от 10.06.2021; постановление о возбуждении исполнительного производства от 15 июня 2021 года; постановление о совершении должником обязательных действий от 14 июля 2021 года и другими представленными доказательствами), оцененными должностным лицом в совокупности с другими материалами дела об административном правонарушении по правилам ст.26.11 КоАП РФ.
Указанные заявителем причины, препятствующие исполнению требований исполнительного документа, уважительными не являются, поскольку под уважительными причинами необходимо понимать чрезвычайные, объективно непредотвратимые обстоятельства и другие непредвиденные, непреодолимые препятствия, находящиеся вне контроля должника, при соблюдении им той степени заботливости и осмотрительности, какая требовалась от него в целях надлежащего исполнения требований исполнительного документа (Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 30.07.2001 N13-П).
Данное правонарушение посягает на институт судебной власти, принципы обеспечения эффективности судебного решения, реального и своевременного восстановления нарушенных прав, изложенные доводы жалобы не влекут отмену постановления должностного лица.
В данном случае у судебного пристава-исполнителя имелись все основания для привлечения Министерства здравоохранения Республики Марий Эл к административной ответственности, предусмотренной ч.1 ст.17.15 КоАП РФ.
Довод жалобы о недостаточном финансировании не является основанием, исключающим административную ответственность министерства в совершении вмененного административного правонарушения.
Утверждение заявителя об освобождении министерства от уплаты исполнительского сбора (со ссылкой на определение Йошкар-Олинского городского суда от 21.07.2021) не ставит под сомнение законность и обоснованность состоявшегося по делу акта административного органа.
Административная ответственность по ч.1 ст.17.15 КоАП РФ наступает за неисполнение должником содержащихся в исполнительном документе требований неимущественного характера в срок, установленный судебным приставом-исполнителем после вынесения постановления о взыскании исполнительского сбора. Такое постановление в рассматриваемом случае было вынесено. В срок, установленный судебным приставом-исполнителем после вынесения этого постановления, министерством не исполнены требования, содержащиеся в исполнительном документе, что образует состав указанного административного правонарушения. Данных об отмене постановления о взыскании исполнительского сбора как незаконного не имеется. Освобождение только от уплаты исполнительского сбора не является основанием для освобождения Министерства здравоохранения РМЭ от административной ответственности, установленной указанной нормой.
Изложенные выше выводы судом приняты в соответствии с правовой позицией Верховного Суда РФ, изложенной в постановлении от 06.12.2018 №46-АД18-20.
Довод заявителя об отсутствии состава административного правонарушения суд находит несостоятельным, поскольку он направлен на переоценку установленных по делу фактических обстоятельств, основан на неправильном толковании норм права и противоречит вышеизложенному.
Доводы жалобы о несогласии с судебным решением от 10.06.2021, на основании которого выдан исполнительный лист № от 10.06.2021, не являются основанием для отмены обжалуемого постановления, а также не являются предметом рассмотрения в рамках настоящего дела об административном правонарушении.
Каких-либо неустранимых сомнений, которые должны быть истолкованы в пользу Министерства здравоохранения Республики Марий Эл, по делу не усматривается.
Вместе с этим, считаю необходимым исследовать вопрос о возможности применения при рассмотрении указанного дела об административном правонарушении статьи 2.9 КоАП РФ.
В соответствии со ст.2.9 КоАП РФ судья, может освободить лицо, совершившее административное правонарушение от административной ответственности и ограничиться устным замечанием при малозначительности совершенного административного правонарушения.
Согласно Постановлению Конституционного Суда Российской Федерации от 14 февраля 2013 г. N4-П возможность освобождения от административной ответственности при малозначительности административного правонарушения (статья 2.9 КоАП РФ) допустима лишь в исключительных случаях, поскольку иное способствовало бы формированию атмосферы безнаказанности, и было бы несовместимо с принципом неотвратимости ответственности правонарушителя.
Как разъяснено в пункте 21 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 года N5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях», малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий, не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.
Такие обстоятельства, как, например, личность и имущественное положение привлекаемого к ответственности лица, добровольное устранение последствий правонарушения, возмещение причиненного ущерба, не являются обстоятельствами, характеризующими малозначительность правонарушения. Они в силу частей 2 и 3 ст.4.1 КоАП РФ учитываются при назначении административного наказания.
Исходя их приведенных правовых позиций Верховного Суда РФ и Конституционного Суда РФ для признания административного правонарушения малозначительным необходимо установление фактов не только отсутствия причинения им существенного вреда или угрозы его причинения, но и установление фактов, свидетельствующих о том, что правонарушение было обусловлено исключительными обстоятельствами, влияющими на степень ответственности лица, виновного в его совершении.
Учитывая, что правонарушение, совершенное Министерством здравоохранения РМЭ посягает на общественные отношения, складывающиеся в конечном итоге в процессе исполнения судебного решения, по которому выдан исполнительный лист, являющихся обязательными для всех без исключения органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, граждан, организаций (ст.6 Федерального конституционного закона от 31 декабря 1996 года N1-ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации», ч.8 ст.5 Федерального конституционного закона от 7 февраля 2011 года N1-ФКЗ «О судах общей юрисдикции в Российской Федерации»), а также важность охраняемых государством этих отношений, исходя из фактических обстоятельств дела, целей и общих правил наказания, не нахожу оснований для признания правонарушения малозначительным и освобождения заявителя от административной ответственности.
С учетом изложенного привлечение Министерства здравоохранения Республики Марий Эл к административной ответственности является законным и обоснованным, наказание назначено минимальное в пределах санкции указанной статьи, оснований для отмены или изменения обжалуемого постановления не имеется.
На основании вышеизложенного, руководствуясь ст.30.6, 30.7, 30.9 КоАП РФ,
Р Е Ш И Л:
Постановление №0234/01 от 22 июля 2021 года, которым Министерство здравоохранения Республики Марий Эл признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.17.15 КоАП РФ, оставить без изменения, а жалобу Министерства здравоохранения Республики Марий Эл – без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Марий Эл в течение десяти суток со дня вручения или получения копии решения.
Судья - Т.Н. Касаткина