дело №2-561(1)/2022
УИД 64RS0034-01-2022-000812-80
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
30.06.2022 года п. Дубки
Саратовский районный суд Саратовской области в составе:
председательствующего судьи Передреевой Т.Е.,
при помощнике судьи Ребровой О.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Саратовского района Саратовской области в защиту интересов неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования «Город Саратов», Позднякову В.В. о признании недействительным договора аренды земельного участка, исключении из ЕГРН записи о праве аренды
установил:
прокурор Саратовского района обратился в суд с иском в защиту интересов неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования «Город Саратов», Позднякову В.В., в котором просит признать недействительным договор аренды земельного участка № с кадастровым номером №, заключенный 23.07.2021 года между Поздняковым В.В. и администрацией Саратовского муниципального района сроком на 20 лет, исключить из ЕГРН запись о праве аренды Позднякова В.В. на земельный участок с кадастровым номером №.
В обоснование требований указано, что земельный участок с кадастровым номером № на основании договора аренды от 23.07.2021г. № предоставлен а аренду Позднякову В.В. со ссылкой на ст. 17 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации». Прокурор полагает, что земельный участок предоставлен с нарушением норм действующего законодательства, поскольку первоочередное обеспечение земельными участками инвалидов и семей, имеющих в своем составе инвалидов, для индивидуального жилищного строительства, личного подсобного хозяйства является мерой социальной поддержки, направленной не на всех инвалидов и семей, имеющих в своем составе инвалидов, а на тех, относящихся к этой категории лиц, которые нуждаются в получении такой социальной поддержки как дополнительной гарантией реализации их жилищных прав, то есть на инвалидов и семей, имеющих в своем составе инвалидов, состоящих на жилищном учете или имеющих основания для постановки на жилищный учет. Достоверных данных о постановке на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилой площади Поздняков В.В. не представил при предоставлении земельного участка.
Представитель прокуратуры Саратовского района в судебном заседании исковые требования поддержал в полном объеме и просил их удовлетворить по основаниям, изложенным в иске.
Представитель ответчика - администрации муниципального образования «Город Саратов» в судебном заседании не возражал против удовлетворения исковых требований.
Ответчик Поздняков В.В. в судебное заседание не явился при надлежащем извещении.
Представитель ответчика Позднякова В.В. -Филиппов С.А. в судебном заседании возражал против удовлетворения заявленных требований, указав, что положения Земельного кодекса Российской Федерации и Федерального закона от 24 ноября 1995 г. № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» не содержат положений, предусматривающих зависимость предоставления земельных участков в аренду от нуждаемости заявителя в улучшении жилищных условий, в связи с этим, всем инвалидам и семьям, имеющим в своем составе инвалидов, предоставляется право на приобретение земельных участков для индивидуального жилищного строительства, личного подсобного хозяйства, садоводства без проведения торгов.
Представитель третьего лица департамента Саратовского района муниципального образования «Город Саратов» Рыжков Р.И. возражал против удовлетворения заявленных требований, указав, что предоставление земельного участка в аренду Позднякову В.В. было осуществлено в соответствии с действующим законодательством.
Представитель третьего лица комитета по управлению имуществом «Города Саратова» в судебном заседании не возражал против удовлетворения исковых требований.
3-е лицо Управление Росреестра по Саратовской области своих представителей в суд не направил, извещено надлежащим образом.
Выслушав стороны, показания свидетеля, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
Согласно ст.39.1 ЗК РФ земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются на основании: решения органа государственной власти или органа местного самоуправления в случае предоставления земельного участка в собственность бесплатно или в постоянное (бессрочное) пользование; договора купли-продажи в случае предоставления земельного участка в собственность за плату; договора аренды в случае предоставления земельного участка в аренду; договора безвозмездного пользования в случае предоставления земельного участка в безвозмездное пользование.
В соответствии со ст.39.2 ЗК РФ предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9 - 11 указанного Кодекса.
Порядок предоставления земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, в том числе в аренду без проведения торгов, регламентирован статьями 39.14 - 39.18 ЗК РФ.
Согласно ст.39.6 ЗК РФ договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается без проведения торгов в случае предоставления земельного участка гражданам, имеющим право на первоочередное или внеочередное приобретение земельных участков в соответствии с федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации.
Порядок предоставления в собственность, аренду, постоянное (бессрочное) пользование, безвозмездное пользование земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности без проведения торгов определен ст.39.14 ЗК РФ.
В соответствии с п.8 ст.39.14 ЗК РФ предоставление земельных участков гражданам для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства в границах населенного пункта, садоводства (за исключением случаев, если в соответствии с федеральными законами или законами субъекта Российской Федерации предусмотрено право отдельных категорий граждан на приобретение земельных участков для указанных целей в первоочередном или внеочередном порядке), гражданам и крестьянским (фермерским) хозяйствам для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности осуществляется с учетом особенностей, установленных ст.39.18 настоящего Кодекса.
Как следует из материалов дела, Поздняков В.В. является инвалидом третьей группы бессрочно.
03 июня 2021 года постановлением администрации Саратовского муниципального района Саратовской области №696 «О предварительном согласовании предоставления земельного участка» ответчику Позднякову В.В. было согласовано предварительное предоставление земельного участка площадью 1471 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, категории земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: для ведения личного подсобного хозяйства.
24.06.2021г. вышеуказанный земельный участок поставлен на кадастровый учет и ему был присвоен кадастровый №.
25.06.2021г. Поздняков В.В. обратился в администрацию Саратовского муниципального района Саратовской области с заявлением о предоставлении в аренду сроком на 20 лет земельного участка, площадью 1471 кв.м. с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес> для ведения личного подсобного хозяйства.
23.07.2021г. между Поздняковым В.В. и администрацией Саратовского муниципального района Саратовской области заключен договор аренды № спорного земельного участка.
Судом также установлено, что Поздняков В.В. зарегистрирован и проживает по адресу: <адрес> 27.01.1990г. по настоящее время.
Согласно сведениям, поступившим из администрации Кировского района муниципального образования «Город Саратов» Поздняков В.В. на учете в качестве нуждающегося в жилищный условиях не состоял и не состоит.
Конституция РФ, провозглашая Российскую Федерацию социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие каждого человека, возлагает на государство обязанность обеспечивать государственную поддержку инвалидов, развивать систему социальных служб, устанавливать государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты (ст.7) и, кроме того, предписывает органам государственной власти и органам местного самоуправления поощрять строительство, создавать условия для осуществления права на жилище (ч.2 ст.40).
К числу таких гарантий в жилищной сфере относятся положения ст.17 Федерального закона от 24.11.1995 №181-ФЗ "О социальной запрете инвалидов в Российской Федерации", закрепляющие право инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий, на обеспечение жилой площадью (ч.1); на первоочередное получение земельных участков для индивидуального жилищного строительства, ведения подсобного хозяйства, садоводства (ч.16).
В статье 17 Федерального закона от 24.11.1995 №181-ФЗ "О социальной запрете инвалидов в Российской Федерации", поименованной "Обеспечение инвалидов жильем", регламентируются способы реализации права инвалидов и их семей на улучшение жилищных условий.
Исходя из толкования во взаимосвязи ч.1 ст.17 указанного закона, согласно которой инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, принимаются на учет и обеспечиваются жилыми помещениями в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации, и ч.16 ст.17 этого же закона, право на первоочередное получение земельных участков для индивидуального жилищного строительства, подсобного хозяйства, садоводства с учетом цели использования земельного участка установлено в качестве меры, направленной на улучшение жилищных условий инвалидов и семей, имеющих в своем составе инвалидов; соответственно, указанное право ставится в зависимость от наличия нуждаемости соответствующей категории лиц в улучшении жилищных условий.
При этом предоставление гражданину земельного участка для строительства жилого дома является основанием для снятия его с учета в качестве нуждающегося в жилом помещении (п.5 ч.1 ст.6 ЖК РФ).
Как неоднократно указывал Конституционный Суд РФ, ч.14 ст.17 Федерального закона от 24.11.1995 №181-ФЗ "О социальной запрете инвалидов в Российской Федерации" (которая в связи с изменениями данной статьи согласно Федеральному закону от 29.12.2015 №399-ФЗ стала ее частью 16) принята в порядке реализации указанных конституционных требований и закрепляет для граждан-инвалидов гарантии в жилищной сфере (определение Конституционного Суда РФ от 20.11.2014 №2728-О, от 23.12.2014 №2963-О, от 23.04.2015 №772-О и от 19.07.2016 №1577-О).
Анализ приведенных норм позволяет сделать вывод, что одной из форм обеспечения инвалида, нуждающегося в улучшении жилищных условий, жилой площадью является реализация им права на первоочередное получение земельного участка для индивидуального жилищного строительства, для ведения личного подсобного хозяйства, садоводства.
Доводы представителя ответчика Позднякова В.В., что предусмотренное ч.16 ст.17 Федерального закона от 24.11.1995 №181-ФЗ "О социальной запрете инвалидов в Российской Федерации" право на предоставление земельного участка для ведения личного подсобного хозяйства в соответствии с видом разрешенного использования не связано с нуждаемостью в улучшении жилищных условий, основаны на неверном толковании норм права.
В силу п.2 ст.4 Федерального закона от 07.07.2003 №112-ФЗ "О личном подсобном хозяйстве" приусадебный земельный участок используется для производства сельскохозяйственной продукции, а также для возведения жилого дома, производственных, бытовых и иных зданий, строений, сооружений с соблюдением градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил и нормативов. Параметры жилого дома, возводимого на приусадебном земельном участке, должны соответствовать параметрам объекта индивидуального жилищного строительства, указанным в п.39 ст.1 ГрК РФ.
Соответственно, предоставление земельного участка для ведения личного подсобного хозяйства является одним из способов, указанных в ч.16 ст.17 Федерального закона от 24.11.1995 №181-ФЗ "О социальной запрете инвалидов в Российской Федерации", реализации права инвалидов и их семей на улучшение жилищных условий.
Таким образом, у администрации Саратовского муниципального района Саратовской области отсутствовали правовые основания для безвозмездной передачи в аренду спорного земельного участка.
Допущенные нарушения порядка предоставления земельного участка повлекли нарушение прав неопределенного круга лиц в области землепользования, что подтверждается показаниями свидетеля ФИО6, изъявившего желание на приобретение земельного участка и получившего отказ.
Постановлением Саратовской областной Думы от 23.12.2021 № «О преобразовании Саратовского района Саратовской области в административный район» Саратовский муниципальный район вошел в состав административно- территориальной единицы - город Саратов, в следствии чего полномочия по заключению и расторжению договоров аренды возложены на администрацию МО «Город Саратов».
Согласно ст. 166 ГК РФ сделка недействительна по основаниям, установленным законом, в силу признания ее таковой судом (оспоримая сделка) либо независимо от такого признания (ничтожная сделка).
Требование о признании оспоримой сделки недействительной может быть предъявлено стороной сделки или иным лицом, указанным в законе.
Требование о применении последствий недействительности ничтожной сделки вправе предъявить сторона сделки, а в предусмотренных законом случаях также иное лицо.
Частью 1 ст. 167 ГК РФ установлено, что недействительная сделка не влечет юридических последствий, за исключением тех, которые связаны с ее недействительностью, и недействительна с момента ее совершения.
Поскольку при предоставлении земельного участка были допущены нарушения норм земельного законодательства, повлекшие нарушение прав неопределенного круга лиц, суд приходит к выводу об удовлетворении требований истца и признании недействительным договор аренды земельного участка № от 23.07.2021г., заключенный между Поздняковым В.В. и администрацией Саратовского муниципального района Саратовской области в отношении земельного участка с кадастровым номером 64:32:014946:503.
Учитывая, что договор аренды земельного участка является недействительным, то требования истца об исключении из ЕГРН записи о праве аренды Позднякова В.В. на земельный участок с кадастровым номером № (как требование о применении последствий ничтожной сделки со ссылкой истца на ст.ст. 167,168 ГК РФ) также полежит удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
решил:
исковые заявления прокурора Саратовского района Саратовской области в защиту интересов неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования «Город Саратов», Позднякову В.В. о признании недействительным договора аренды земельного участка, исключении из ЕГРН записи о праве аренды удовлетворить.
Признать недействительным договор аренды земельного участка № от 23.07.2021г., заключенный между Поздняковым В.В. и администрацией Саратовского муниципального района Саратовской области в отношении земельного участка с кадастровым номером №
Исключить из ЕГРН запись о праве аренды Позднякова В.В. на земельный участок с кадастровым номером №.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Саратовский областной суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме путем подачи жалобы в Саратовский районный суд Саратовской области (06.07.2022 г.)
Судья:
УИД 64RS0034-01-2022-000812-80
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
30.06.2022 года п. Дубки
Саратовский районный суд Саратовской области в составе:
председательствующего судьи Передреевой Т.Е.,
при помощнике судьи Ребровой О.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Саратовского района Саратовской области в защиту интересов неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования «Город Саратов», Позднякову В.В. о признании недействительным договора аренды земельного участка, исключении из ЕГРН записи о праве аренды
установил:
прокурор Саратовского района обратился в суд с иском в защиту интересов неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования «Город Саратов», Позднякову В.В., в котором просит признать недействительным договор аренды земельного участка № с кадастровым номером №, заключенный 23.07.2021 года между Поздняковым В.В. и администрацией Саратовского муниципального района сроком на 20 лет, исключить из ЕГРН запись о праве аренды Позднякова В.В. на земельный участок с кадастровым номером №.
В обоснование требований указано, что земельный участок с кадастровым номером № на основании договора аренды от 23.07.2021г. № предоставлен а аренду Позднякову В.В. со ссылкой на ст. 17 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации». Прокурор полагает, что земельный участок предоставлен с нарушением норм действующего законодательства, поскольку первоочередное обеспечение земельными участками инвалидов и семей, имеющих в своем составе инвалидов, для индивидуального жилищного строительства, личного подсобного хозяйства является мерой социальной поддержки, направленной не на всех инвалидов и семей, имеющих в своем составе инвалидов, а на тех, относящихся к этой категории лиц, которые нуждаются в получении такой социальной поддержки как дополнительной гарантией реализации их жилищных прав, то есть на инвалидов и семей, имеющих в своем составе инвалидов, состоящих на жилищном учете или имеющих основания для постановки на жилищный учет. Достоверных данных о постановке на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилой площади Поздняков В.В. не представил при предоставлении земельного участка.
Представитель прокуратуры Саратовского района в судебном заседании исковые требования поддержал в полном объеме и просил их удовлетворить по основаниям, изложенным в иске.
Представитель ответчика - администрации муниципального образования «Город Саратов» в судебном заседании не возражал против удовлетворения исковых требований.
Ответчик Поздняков В.В. в судебное заседание не явился при надлежащем извещении.
Представитель ответчика Позднякова В.В. -Филиппов С.А. в судебном заседании возражал против удовлетворения заявленных требований, указав, что положения Земельного кодекса Российской Федерации и Федерального закона от 24 ноября 1995 г. № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» не содержат положений, предусматривающих зависимость предоставления земельных участков в аренду от нуждаемости заявителя в улучшении жилищных условий, в связи с этим, всем инвалидам и семьям, имеющим в своем составе инвалидов, предоставляется право на приобретение земельных участков для индивидуального жилищного строительства, личного подсобного хозяйства, садоводства без проведения торгов.
Представитель третьего лица департамента Саратовского района муниципального образования «Город Саратов» Рыжков Р.И. возражал против удовлетворения заявленных требований, указав, что предоставление земельного участка в аренду Позднякову В.В. было осуществлено в соответствии с действующим законодательством.
Представитель третьего лица комитета по управлению имуществом «Города Саратова» в судебном заседании не возражал против удовлетворения исковых требований.
3-е лицо Управление Росреестра по Саратовской области своих представителей в суд не направил, извещено надлежащим образом.
Выслушав стороны, показания свидетеля, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
Согласно ст.39.1 ЗК РФ земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются на основании: решения органа государственной власти или органа местного самоуправления в случае предоставления земельного участка в собственность бесплатно или в постоянное (бессрочное) пользование; договора купли-продажи в случае предоставления земельного участка в собственность за плату; договора аренды в случае предоставления земельного участка в аренду; договора безвозмездного пользования в случае предоставления земельного участка в безвозмездное пользование.
В соответствии со ст.39.2 ЗК РФ предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9 - 11 указанного Кодекса.
Порядок предоставления земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, в том числе в аренду без проведения торгов, регламентирован статьями 39.14 - 39.18 ЗК РФ.
Согласно ст.39.6 ЗК РФ договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается без проведения торгов в случае предоставления земельного участка гражданам, имеющим право на первоочередное или внеочередное приобретение земельных участков в соответствии с федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации.
Порядок предоставления в собственность, аренду, постоянное (бессрочное) пользование, безвозмездное пользование земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности без проведения торгов определен ст.39.14 ЗК РФ.
В соответствии с п.8 ст.39.14 ЗК РФ предоставление земельных участков гражданам для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства в границах населенного пункта, садоводства (за исключением случаев, если в соответствии с федеральными законами или законами субъекта Российской Федерации предусмотрено право отдельных категорий граждан на приобретение земельных участков для указанных целей в первоочередном или внеочередном порядке), гражданам и крестьянским (фермерским) хозяйствам для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности осуществляется с учетом особенностей, установленных ст.39.18 настоящего Кодекса.
Как следует из материалов дела, Поздняков В.В. является инвалидом третьей группы бессрочно.
03 июня 2021 года постановлением администрации Саратовского муниципального района Саратовской области №696 «О предварительном согласовании предоставления земельного участка» ответчику Позднякову В.В. было согласовано предварительное предоставление земельного участка площадью 1471 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, категории земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: для ведения личного подсобного хозяйства.
24.06.2021г. вышеуказанный земельный участок поставлен на кадастровый учет и ему был присвоен кадастровый №.
25.06.2021г. Поздняков В.В. обратился в администрацию Саратовского муниципального района Саратовской области с заявлением о предоставлении в аренду сроком на 20 лет земельного участка, площадью 1471 кв.м. с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес> для ведения личного подсобного хозяйства.
23.07.2021г. между Поздняковым В.В. и администрацией Саратовского муниципального района Саратовской области заключен договор аренды № спорного земельного участка.
Судом также установлено, что Поздняков В.В. зарегистрирован и проживает по адресу: <адрес> 27.01.1990г. по настоящее время.
Согласно сведениям, поступившим из администрации Кировского района муниципального образования «Город Саратов» Поздняков В.В. на учете в качестве нуждающегося в жилищный условиях не состоял и не состоит.
Конституция РФ, провозглашая Российскую Федерацию социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие каждого человека, возлагает на государство обязанность обеспечивать государственную поддержку инвалидов, развивать систему социальных служб, устанавливать государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты (ст.7) и, кроме того, предписывает органам государственной власти и органам местного самоуправления поощрять строительство, создавать условия для осуществления права на жилище (ч.2 ст.40).
К числу таких гарантий в жилищной сфере относятся положения ст.17 Федерального закона от 24.11.1995 №181-ФЗ "О социальной запрете инвалидов в Российской Федерации", закрепляющие право инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий, на обеспечение жилой площадью (ч.1); на первоочередное получение земельных участков для индивидуального жилищного строительства, ведения подсобного хозяйства, садоводства (ч.16).
В статье 17 Федерального закона от 24.11.1995 №181-ФЗ "О социальной запрете инвалидов в Российской Федерации", поименованной "Обеспечение инвалидов жильем", регламентируются способы реализации права инвалидов и их семей на улучшение жилищных условий.
Исходя из толкования во взаимосвязи ч.1 ст.17 указанного закона, согласно которой инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, принимаются на учет и обеспечиваются жилыми помещениями в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации, и ч.16 ст.17 этого же закона, право на первоочередное получение земельных участков для индивидуального жилищного строительства, подсобного хозяйства, садоводства с учетом цели использования земельного участка установлено в качестве меры, направленной на улучшение жилищных условий инвалидов и семей, имеющих в своем составе инвалидов; соответственно, указанное право ставится в зависимость от наличия нуждаемости соответствующей категории лиц в улучшении жилищных условий.
При этом предоставление гражданину земельного участка для строительства жилого дома является основанием для снятия его с учета в качестве нуждающегося в жилом помещении (п.5 ч.1 ст.6 ЖК РФ).
Как неоднократно указывал Конституционный Суд РФ, ч.14 ст.17 Федерального закона от 24.11.1995 №181-ФЗ "О социальной запрете инвалидов в Российской Федерации" (которая в связи с изменениями данной статьи согласно Федеральному закону от 29.12.2015 №399-ФЗ стала ее частью 16) принята в порядке реализации указанных конституционных требований и закрепляет для граждан-инвалидов гарантии в жилищной сфере (определение Конституционного Суда РФ от 20.11.2014 №2728-О, от 23.12.2014 №2963-О, от 23.04.2015 №772-О и от 19.07.2016 №1577-О).
Анализ приведенных норм позволяет сделать вывод, что одной из форм обеспечения инвалида, нуждающегося в улучшении жилищных условий, жилой площадью является реализация им права на первоочередное получение земельного участка для индивидуального жилищного строительства, для ведения личного подсобного хозяйства, садоводства.
Доводы представителя ответчика Позднякова В.В., что предусмотренное ч.16 ст.17 Федерального закона от 24.11.1995 №181-ФЗ "О социальной запрете инвалидов в Российской Федерации" право на предоставление земельного участка для ведения личного подсобного хозяйства в соответствии с видом разрешенного использования не связано с нуждаемостью в улучшении жилищных условий, основаны на неверном толковании норм права.
В силу п.2 ст.4 Федерального закона от 07.07.2003 №112-ФЗ "О личном подсобном хозяйстве" приусадебный земельный участок используется для производства сельскохозяйственной продукции, а также для возведения жилого дома, производственных, бытовых и иных зданий, строений, сооружений с соблюдением градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил и нормативов. Параметры жилого дома, возводимого на приусадебном земельном участке, должны соответствовать параметрам объекта индивидуального жилищного строительства, указанным в п.39 ст.1 ГрК РФ.
Соответственно, предоставление земельного участка для ведения личного подсобного хозяйства является одним из способов, указанных в ч.16 ст.17 Федерального закона от 24.11.1995 №181-ФЗ "О социальной запрете инвалидов в Российской Федерации", реализации права инвалидов и их семей на улучшение жилищных условий.
Таким образом, у администрации Саратовского муниципального района Саратовской области отсутствовали правовые основания для безвозмездной передачи в аренду спорного земельного участка.
Допущенные нарушения порядка предоставления земельного участка повлекли нарушение прав неопределенного круга лиц в области землепользования, что подтверждается показаниями свидетеля ФИО6, изъявившего желание на приобретение земельного участка и получившего отказ.
Постановлением Саратовской областной Думы от 23.12.2021 № «О преобразовании Саратовского района Саратовской области в административный район» Саратовский муниципальный район вошел в состав административно- территориальной единицы - город Саратов, в следствии чего полномочия по заключению и расторжению договоров аренды возложены на администрацию МО «Город Саратов».
Согласно ст. 166 ГК РФ сделка недействительна по основаниям, установленным законом, в силу признания ее таковой судом (оспоримая сделка) либо независимо от такого признания (ничтожная сделка).
Требование о признании оспоримой сделки недействительной может быть предъявлено стороной сделки или иным лицом, указанным в законе.
Требование о применении последствий недействительности ничтожной сделки вправе предъявить сторона сделки, а в предусмотренных законом случаях также иное лицо.
Частью 1 ст. 167 ГК РФ установлено, что недействительная сделка не влечет юридических последствий, за исключением тех, которые связаны с ее недействительностью, и недействительна с момента ее совершения.
Поскольку при предоставлении земельного участка были допущены нарушения норм земельного законодательства, повлекшие нарушение прав неопределенного круга лиц, суд приходит к выводу об удовлетворении требований истца и признании недействительным договор аренды земельного участка № от 23.07.2021г., заключенный между Поздняковым В.В. и администрацией Саратовского муниципального района Саратовской области в отношении земельного участка с кадастровым номером 64:32:014946:503.
Учитывая, что договор аренды земельного участка является недействительным, то требования истца об исключении из ЕГРН записи о праве аренды Позднякова В.В. на земельный участок с кадастровым номером № (как требование о применении последствий ничтожной сделки со ссылкой истца на ст.ст. 167,168 ГК РФ) также полежит удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
решил:
исковые заявления прокурора Саратовского района Саратовской области в защиту интересов неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования «Город Саратов», Позднякову В.В. о признании недействительным договора аренды земельного участка, исключении из ЕГРН записи о праве аренды удовлетворить.
Признать недействительным договор аренды земельного участка № от 23.07.2021г., заключенный между Поздняковым В.В. и администрацией Саратовского муниципального района Саратовской области в отношении земельного участка с кадастровым номером №
Исключить из ЕГРН запись о праве аренды Позднякова В.В. на земельный участок с кадастровым номером №.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Саратовский областной суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме путем подачи жалобы в Саратовский районный суд Саратовской области (06.07.2022 г.)
Судья: