Дело № 2а-2985/2017
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
г. Пермь 01 декабря 2017 года
Орджоникидзевский районный суд г. Перми в составе:
председательствующего судьи Катаева О.Б.,
при секретаре Сухановой М.С.,
с участием представителя административного истца Лядовой Н.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по иску Манешиной Е. Ф. к Департаменту земельных отношений администрации г. Перми о признании решения незаконным, возложении обязанности,
У С Т А Н О В И Л:
Манешина Е.Ф. обратилась в суд с иском к Департаменту земельных отношений администрации г. Перми (далее – Департамент) о признании решения №... от (дата) об отказе в предоставлении в собственность Манешиной Е.Ф. земельного участка №..., площадью 743 кв.м., с кадастровым номером №..., расположенный по адресу: <АДРЕС> СНТ «Березка», незаконным, возложении обязанности осуществить за плату предоставление указанного земельного участка.
Требования мотивированы тем, что истец является членом СНТ «Березка» в <АДРЕС>, за ней закреплен земельный участок под №..., площадью 743 кв.м., с кадастровым номером №..., расположенный по адресу: <АДРЕС>, СНТ «Березка». С 1996 г. в поселке <АДРЕС> от Гайвинского лесничества Закамского лесхоза выделялись земельные участки под коллективные сады «Березка» в квартале 137, выдел 23 площадью 2,4 га. Распоряжением начальника Департамента от 10.12.2013 г. № 3121 СНТ «Березка» предоставлен в аренду земельный участок с кадастровым номером №..., площадью 27 239 кв.м., расположенный по адресу <АДРЕС>. Земельный участок с кадастровым номером №..., площадью 27 239 кв.м., расположенный по адресу <АДРЕС> (дата) был поставлен на кадастровый учет, сведения об объекте недвижимости имеет статус учтенный. Земельный участок, которым пользуется истец, образован и расположен в границах земельного участка №..., площадью 27 239 кв.м., имеет индивидуальный кадастровый номер №..., площадью 743 кв.м., сведения в государственный кадастр недвижимости внесены (дата) В настоящее время общий земельный участок используется членами СНТ «Березка» по договору аренды №... от (дата), членами садоводческого кооператива оплачивается арендная плата. (дата) истец обратилась с заявлением о предоставлении за плату земельного участка под №..., площадью 743 кв.м., с кадастровым номером №.... (дата) Департаментом был дан ответ о невозможности предоставления в собственность земельного участка по тем основаниям, что: «Площадь испрашиваемого земельного участка превышает его площадь, указанную в проекте межевания территории, в соответствии с которым такой земельный участок был образован, более чем на 10%, что является основанием для принятия решения об отказе в предоставлении земельного участка, согласно пункту 2.12.25 Регламента. Согласно проекту межевания территории в микрорайоне <АДРЕС>, утвержденному постановлением администрации города Перми от 28.12.2016 г. № 1180, образовано два земельных участка №... площадью 548 кв.м, 194 кв.м. При этом, земельный участок площадью 743 кв.м вышеуказанным проектом межевания территории не предусмотрен». Истец считает, данный отказ Департамента незаконным.
Истец Манешина Е.Ф. в судебное заседание не явилась, извещена. Представила заявление о рассмотрении дела в ее отсутствие, на требованиях настаивала.
Представитель истца в судебном заседании на требованиях настаивала по доводам, изложенным в исковом заявлении, дополнительно пояснила, что площадь земельных участков установлена проектом организации застройки еще до установленных предельных максимальных (минимальных) размерах земельных участков установленных решением Пермской городской Думы, проект межевания территории, на который ссылается административный ответчик не исполним, поскольку часть ранее сформированных земельных участков СНТ «Березка» уже предоставлена ответчиком в собственность членам СНТ.
Представитель ответчика Департамента в судебное заседание не явился, департамент извещен. Представлено заявление о проведении судебного заседания без участия представителя. В письменном отзыве просит в удовлетворении требований отказать.
Представитель заинтересованного лица СНТ «Березка» в судебное заседание не явился, товарищество извещалось о времени и месте судебного разбирательства надлежащим образом. Каких-либо ходатайств не заявлено.
Представитель Муниципального образования г. Пермь в лице администрации г. Перми не явился, извещен.
Выслушав представителя истца, исследовав представленные письменные доказательства, суд считает, что исковые требования подлежат удовлетворению.
В соответствии со ст. 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее КАС РФ) гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
Согласно ст. 226 КАС РФ, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет:
1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление;
2) соблюдены ли сроки обращения в суд;
3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:
а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия);
б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен;
в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами;
4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения (п. 9).
В случае, если по административным делам об оспаривании решений, действий (бездействия) органов, организаций, лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, федеральными законами ограничены основания для оспаривания таких решений, действий (бездействия) (в частности, в отношении некоторых решений, действий (бездействия) квалификационных коллегий судей и экзаменационных комиссий), суд выясняет обстоятельства, указанные в пунктах 1 и 2, подпунктах "а" и "б" пункта 3 части 9 настоящей статьи. Если установленные федеральными законами основания для оспаривания действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, не вошли в число этих обстоятельств, суд проверяет эти основания (п. 10).
Обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие) (п. 11).
В соответствии с ч. 2 ст. 15 Земельного Кодекса Российской Федерации (далее ЗК РФ), граждане и юридические лица имеют право на равный доступ к приобретению земельных участков в собственность. Земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут быть предоставлены в собственность граждан и юридических лиц, за исключением земельных участков, которые в соответствии с настоящим Кодексом, федеральными законами не могут находиться в частной собственности.
Пунктом 1 ст. 56 ЗК РФ установлено, что права на землю могут быть ограничены по основаниям, установленным настоящим Кодексом, федеральными законами.
Земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются, в том числе, на основании решения органа государственной власти или органа местного самоуправления в случае предоставления земельного участка в собственность бесплатно или в постоянное (бессрочное) пользование (ст. 39.1 ЗК РФ).
Согласно п. 3 ч. 2 ст. 39.3 Земельного кодекса РФ без проведения торгов осуществляется продажа земельных участков, образованных из земельного участка, предоставленного некоммерческой организации, созданной гражданами, для ведения садоводства, огородничества, дачного хозяйства (за исключением земельных участков, отнесенных к имуществу общего пользования), членам этой некоммерческой организации.
На основании п. 2.7 ст. 3 Федерального закона от 25.10.01. N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса РФ" до 31 декабря 2020 года члены садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения граждан имеют право независимо от даты вступления в члены указанного объединения приобрести земельный участок, предназначенный для ведения садоводства, огородничества или дачного хозяйства, без проведения торгов в собственность бесплатно, если такой земельный участок соответствует в совокупности следующим условиям:
земельный участок образован из земельного участка, предоставленного до дня вступления в силу настоящего Федерального закона для ведения садоводства, огородничества или дачного хозяйства указанному объединению либо иной организации, при которой было создано или организовано указанное объединение;
по решению общего собрания членов указанного объединения (собрания уполномоченных) о распределении земельных участков между членами указанного объединения либо на основании другого устанавливающего распределение земельных участков в указанном объединении документа земельный участок распределен данному члену указанного объединения;
земельный участок не является изъятым из оборота, ограниченным в обороте и в отношении земельного участка не принято решение о резервировании для государственных или муниципальных нужд.
В соответствии с п. 2.8 ст. 3 указанного Федерального закона в случае, предусмотренном пунктом 2.7 настоящей статьи, предоставление земельного участка в собственность гражданина осуществляется на основании решения исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления, предусмотренных ст. 39.2 Земельного кодекса РФ, на основании заявления гражданина или его представителя.
Согласно ст. 43 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее ГрК РФ), подготовка проекта межевания территории осуществляется применительно к территории, расположенной в границах одного или нескольких смежных элементов планировочной структуры, границах определенной правилами землепользования и застройки территориальной зоны и (или) границах установленной схемой территориального планирования муниципального района, генеральным планом поселения, городского округа функциональной зоны.
Подготовка проекта межевания территории осуществляется для:
1) определения местоположения границ образуемых и изменяемых земельных участков;
2) установления, изменения, отмены красных линий для застроенных территорий, в границах которых не планируется размещение новых объектов капитального строительства, а также для установления, изменения, отмены красных линий в связи с образованием и (или) изменением земельного участка, расположенного в границах территории, применительно к которой не предусматривается осуществление деятельности по комплексному и устойчивому развитию территории, при условии, что такие установление, изменение, отмена влекут за собой исключительно изменение границ территории общего пользования (ч. 2).
Проект межевания территории состоит из основной части, которая подлежит утверждению, и материалов по обоснованию этого проекта (ч. 3).
Основная часть проекта межевания территории включает в себя текстовую часть и чертежи межевания территории (ч. 4).
Текстовая часть проекта межевания территории включает в себя:
1) перечень и сведения о площади образуемых земельных участков, в том числе возможные способы их образования;
2) перечень и сведения о площади образуемых земельных участков, которые будут отнесены к территориям общего пользования или имуществу общего пользования, в том числе в отношении которых предполагаются резервирование и (или) изъятие для государственных или муниципальных нужд;
3) вид разрешенного использования образуемых земельных участков в соответствии с проектом планировки территории в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом (ч. 5).
На чертежах межевания территории отображаются:
1) границы планируемых (в случае, если подготовка проекта межевания территории осуществляется в составе проекта планировки территории) и существующих элементов планировочной структуры;
2) красные линии, утвержденные в составе проекта планировки территории, или красные линии, утверждаемые, изменяемые проектом межевания территории в соответствии с пунктом 2 части 2 настоящей статьи;
3) линии отступа от красных линий в целях определения мест допустимого размещения зданий, строений, сооружений;
4) границы образуемых и (или) изменяемых земельных участков, условные номера образуемых земельных участков, в том числе в отношении которых предполагаются их резервирование и (или) изъятие для государственных или муниципальных нужд;
5) границы зон действия публичных сервитутов (ч. 6).
Материалы по обоснованию проекта межевания территории включают в себя чертежи, на которых отображаются: 1) границы существующих земельных участков; 2) границы зон с особыми условиями использования территорий; 3) местоположение существующих объектов капитального строительства; 4) границы особо охраняемых природных территорий; 5) границы территорий объектов культурного наследия (ч. 7).
Подготовка проектов межевания территории осуществляется с учетом материалов и результатов инженерных изысканий в случаях, если выполнение таких инженерных изысканий для подготовки документации по планировке территории требуется в соответствии с настоящим Кодексом. В целях подготовки проекта межевания территории допускается использование материалов и результатов инженерных изысканий, полученных для подготовки проекта планировки данной территории, в течение не более чем пяти лет со дня их выполнения (ч. 8).
При подготовке проекта межевания территории определение местоположения границ образуемых и (или) изменяемых земельных участков осуществляется в соответствии с градостроительными регламентами и нормами отвода земельных участков для конкретных видов деятельности, иными требованиями к образуемым и (или) изменяемым земельным участкам, установленными федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, техническими регламентами, сводами правил (ч. 9).
В случае, если разработка проекта межевания территории осуществляется применительно к территории, в границах которой предусматривается образование земельных участков на основании утвержденной схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории, срок действия которой не истек, местоположение границ земельных участков в таком проекте межевания территории должно соответствовать местоположению границ земельных участков, образование которых предусмотрено данной схемой ( ч. 10).
В проекте межевания территории, подготовленном применительно к территории исторического поселения, учитываются элементы планировочной структуры, обеспечение сохранности которых предусмотрено законодательством об охране объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации (ч. 11).
В случае подготовки проекта межевания территории, расположенной в границах элемента или элементов планировочной структуры, утвержденных проектом планировки территории, в виде отдельного документа публичные слушания не проводятся, за исключением случая подготовки проекта межевания территории для установления, изменения, отмены красных линий в связи с образованием и (или) изменением земельного участка, расположенного в границах территории, в отношении которой не предусматривается осуществление деятельности по комплексному и устойчивому развитию территории, при условии, что такие установление, изменение красных линий влекут за собой изменение границ территории общего пользования (ч. 12).
В судебном заседании установлено, что (дата) начальником Департамента земельных отношений администрации г. Перми принято распоряжение №... о предоставлении садоводческому некоммерческому товариществу «Березка» в аренду на 4 года 11 месяцев земельного участка с кадастровым номером №... площадью 27 239 кв.м. для размещения садоводческого некоммерческого товарищества «Березка» в <АДРЕС> за счет земель населенных пунктов. Пунктом 4 указанного распоряжения определено, что членам садоводческого некоммерческого товарищества «Березка» не приступать к использованию садовых земельных участков до утверждения и выноса в натуру проекта организации и застройки территории садоводческого объединения.
(дата) между Департаментом (арендодатель) и СНТ «Березка» (арендатор) на основании распоряжения начальника Департамента от (дата) №... заключен договор аренды земельного участка для строительства, по которому арендатору передан во временное пользование земельный участок, имеющий кадастровый номер №..., площадью 27 239 кв.м., расположенный на землях населенных пунктов по адресу: <АДРЕС> для размещения садоводческого некоммерческого товарищества «Березка». Земельный участок расположен в территориальной зоне садовых и дачных участков (Р3).
(дата) внеочередным собранием членов СНТ «Березка» утвержден проект организации территории и распределения участков в садоводческом некоммерческом товариществе «Березка».
Манешина Е.Ф. является членом СНТ «Березка», решением общего собрания членов СНТ «Березка» за ней закреплен земельный участок под №..., площадью 743 кв.м., с кадастровым номером №....
Из кадастрового паспорта земельного участка с кадастровым номером №..., площадью 743 кв.м., расположенного по адресу: <АДРЕС>, СНТ «Березка» следует, что дата внесения номера в ГКН – (дата) Данный земельный участок образован из земельного участка с кадастровым номером №..., категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: садоводческое некоммерческое товарищество в <АДРЕС>. Характер сведений ГКН (статус записи о земельном участке)» указано, что сведения о земельном участке носят временный характер. Дата истечения временного характера сведений – (дата).
(дата) постановлением главы города Перми №... утвержден проект планировки территории в микрорайоне <АДРЕС>.
(дата) Манешина Е.Ф. обратилась с заявлением в Департамент о предоставлении земельного участка с кадастровым номером №..., площадью 743 кв.м, расположенного в СНТ «Березка», в собственность без проведения торгов.
Решением от (дата) за №... Департамент отказал в предоставлении в собственность указанного земельного участка, указав в качестве причин то, что площадь испрашиваемого земельного участка превышает его площадь, указанную в проекте межевания территории, в соответствии с которым такой земельный участок был образован, более чем на 10%, что является основанием для принятия решения об отказе в предоставлении земельного участка, согласно пункту 2.12.25 Регламента. Согласно экспликации образуемых и изменяемых земельных участок проекта межевания территории в <АДРЕС>, утвержденному постановлением администрации города Перми от 28.12.2016 г. № 1180, образовано три земельных участка №... площадью 548 кв.м, 194 кв.м. При этом, земельный участок площадью 743 кв.м вышеуказанным проектом межевания территории не предусмотрен.
Анализируя представленные сторонами доказательства в их совокупности, суд считает, что решение Департамента №... от (дата) об отказе в предоставлении в собственность Манешиной Е.Ф. земельного участка №..., площадью 743 кв.м., с кадастровым номером №..., расположенный по адресу: <АДРЕС>, СНТ «Березка» не может быть признано законным.
С указанием в решении Департамента земельных отношений администрации г. Перми о несоответствии испрашиваемого земельного участка предельным максимальным (минимальным) размерам, утвержденным Решением Пермского городской Думы от 25.08.2015 г. № 165 суд не может согласиться, поскольку земельный участок сформирован в 2014 году, до введения в действие ст. 52.6 Решения Пермской городской думы № 143 от 26.06.2007 г. «Об утверждении Правил землепользования и застройки г. Перми», которая закрепляет предельные минимальные и максимальные (600 кв.м.) размеры земельных участков для размещения садовых домов, дачных домов, летних сооружений, садоводства, овощеводства.
Довод административного ответчика о том, что испрашиваемый земельный участок не предусмотрен проектом межевания территории в <АДРЕС>, утвержденному постановлением администрации города Перми от 28.12.2016 г. № 1180 нельзя признать законным и обоснованным. Из представленных документов следует, что земельный участок №..., площадью 743 кв.м., расположенный в СНТ «Березка» поставлен на кадастровый учет в соответствии с проектом организации и застройки территории и распределения участков в СНТ «Березка» (дата), то есть еще до утверждения проекта межевания территории в микрорайоне Химики.
Манешина Е.Ф. является членом СНТ «Березка», в ее пользовании находится земельный участок №..., площадью 743 кв.м., спорный земельный участок находится в границах земельного участка, предоставленного СНТ «Березка».
Следовательно, требования административного истца следует удовлетворить, признать решение Департамента земельных отношений администрации г. Перми №... от (дата) об отказе в предоставлении в собственность Манешиной Е.Ф. земельного участка №..., площадью 743 кв.м., с кадастровым номером №..., расположенный по адресу: <АДРЕС>, СНТ «Березка», незаконным.
Поскольку в настоящее время все обстоятельства, необходимые для разрешения вопроса, не установлены, решение данного вопроса относится к компетенции Департамента земельных отношений администрации г. Перми, суд считает возможным обязать административного ответчика устранить нарушения прав Манешиной Е.Ф. путем повторного рассмотрения ее заявления.
В силу п. 1 ч. 3 ст. 227 КАС РФ в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу административный ответчик обязан сообщить об исполнении решения по административному делу в суд и административному истцу.
Руководствуясь ст. ст. 175 -179 КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Признать решение Департамента земельных отношений администрации г. Перми №... от (дата) об отказе в предоставлении в собственность Манешиной Е.Ф. земельного участка №..., площадью 743 кв.м., с кадастровым номером №..., расположенный по адресу: <АДРЕС> СНТ «Березка», незаконным.
Возложить обязанность на Департамент земельных отношений администрации г. Перми повторно рассмотреть заявление Манешиной Е. Ф. о предоставлении земельного участка №... площадью 743 кв.м., расположенного по адресу: <АДРЕС>, СНТ «Березка».
В течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу административный ответчик - Департамент земельных отношений администрации г. Перми обязан сообщить об исполнении решения по административному делу в суд и административному истцу.
Решение может быть обжаловано в Пермский краевой суд путем подачи жалобы через Орджоникидзевский районный суд г. Перми в течение месяца со дня составления мотивированного решения.
(Мотивированное решение составлено 06 декабря 2017 года)
<.....>
<.....> Судья Катаев О.Б.