Учет № 121а
А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
29 октября 2019 года город Казань
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Татарстан в составе
председательствующего судьи Шакуровой Н.К.,
судей Гафиятуллина Ш.Ш., Моисеевой Н.Н.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Сахабутдиновой Р.М.
рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи Шакуровой Н.К. административное дело по апелляционной жалобе Кабинета Министров Республики Татарстан на решение Верховного Суда Республики Татарстан от 2 июля 2019 года, которым частично удовлетворено административное исковое заявление общества с ограниченной ответственностью «Промышленный парк Коламбия» и постановлено определить кадастровую стоимость земельного участка (категория земель: земли населенных пунктов; разрешенное использование: производственные и промышленные предприятия II, III, IV классов опасности: производственные здания), площадью 113807квадратных метров с кадастровым номером ...., расположенного по адресу: <адрес>, в размере 153411836рублей по состоянию на 27 июня 2014 года.
Указанные сведения о кадастровой стоимости, установленной данным решением суда, применяются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с 1 января календарного года, в котором административным истцом подано заявление о пересмотре кадастровой стоимости, то есть с 1 января 2018 года, а также учитываются при определении налоговой базы начиная с даты начала применения для целей налогообложения кадастровой стоимости, являющейся предметом оспаривания, то есть с 1 января 2015 года, на период до даты внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведений о кадастровой стоимости, установленной в результате проведения очередной государственной кадастровой оценки.
Датой подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости считать 20 декабря 2018 года.
В удовлетворении административного искового заявления общества с ограниченной ответственностью «Промышленный парк Коламбия» к Исполнительному комитету муниципального образования «город Казань» Республики Татарстан об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости земельного участка отказать.
В удовлетворении административного искового заявления общества с ограниченной ответственностью «Промышленный парк Коламбия» к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Татарстан о возложении обязанности внести в Единый государственный реестр недвижимости сведения о вновь установленной кадастровой стоимости земельного участка отказать.
Проверив материалы административного дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия
установила:
общество с ограниченной ответственностью «Промышленный парк Коламбия» (далее – ООО «Промышленный парк Коламбия») обратилось в суд с административным исковым заявлением об определении кадастровой стоимости земельного участка равной ее рыночной стоимости.
В обоснование требований указало, что является арендатором земельного участка (категория земель: земли населенных пунктов; разрешенное использование: производственные и промышленные предприятия II, III, IV классов опасности: производственные здания), площадью 113 807 квадратных метров с кадастровым номером ...., расположенного по адресу: <адрес>, поставленного на государственный кадастровый учет 27 июня 2014 года.
Кадастровая стоимость данного земельного участка определена по состоянию на 27 июня 2014 года в соответствии с пунктом 2.1.3 Методических указаний по определению кадастровой стоимости вновь образуемых земельных участков и существующих земельных участков в случаях изменений категории земель, вида разрешенного использования или уточнения площади земельного участка, утвержденных Приказом Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации от 12 августа 2006 года № 222, на основании постановления Кабинета Министров Республики Татарстан от 25 ноября 2013 года № 927 «Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земельных участков в составе земель населенного пункта города Казани» и составляет 333507999 рублей 29 копеек.
Полагая данную стоимость явно завышенной, ООО «Промышленный парк Коламбия» обратилось в суд с административным исковым заявлением, в котором просило установить кадастровую стоимость вышеуказанного земельного участка в размере 153070 000 рублей, равной его рыночной стоимости по состоянию на 27 июня 2014 года.
В суде первой инстанции представитель административного истца –Фахрутдинов И.М. заявленные требования уточнил, просил установить кадастровую стоимость спорного земельного участка в размере 153411836 рублей, равной его рыночной стоимости согласно заключению судебной экспертизы.
Судом первой инстанции принято решение о частичном удовлетворении административного иска в вышеприведенной формулировке.
В апелляционной жалобе Кабинет Министров Республики Татарстан просит решение суда отменить, полагая, что самостоятельным основанием для отказа в удовлетворении заявленных требований являлось то обстоятельство, что представленный административным истцом отчет по определению рыночной стоимости земельного участка составлен с нарушением требований законодательства об оценочной деятельности. При этом экспертное заключение, которое суд положил в основу решения, по мнению административного ответчика, также составлено с нарушениями требований законов об экспертной и оценочной деятельности, которые являются существенными и влияющими на итоговую величину определяемой стоимости земельного участка.
Судебная коллегия приходит к следующему.
Порядок производства по делам об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости установлен главой 25 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, согласно части 1 статьи 245 которой юридические лица и граждане вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости в случае, если результатами определения кадастровой стоимости затронуты их права и обязанности.
В соответствии с частью 1 статьи 24.18 Федерального закона «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены юридическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, в суде или комиссии.
Пунктами 2 и 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 данной статьи (пункт 2).
В случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости (пункт 3).
Одним из оснований для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости в силу статьи 24.18 Федерального закона «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» является установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
Из материалов дела следует, что административным истцом суду представлен отчет от 5 декабря 2018 года № 11158 об оценке рыночной стоимости земельного участка, подготовленный ЗАО «НКК «СЭНК» по инициативе административного истца, согласно которому по состоянию на 27 июня 2014 года рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером .... составила 153070 000 рублей.
Представитель Кабинета Министров Республики Татарстан с указанным отчетом не согласился, представил замечания, в которых указал на допущенные, по его мнению, нарушения требований законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности, федеральных стандартов оценки, других актов уполномоченного федерального органа, осуществляющего функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности, а также методологии оценочной деятельности.
Определением Верховного Суда Республики Татарстан от 17 апреля 2019 года по ходатайству представителя административного ответчика для установления соответствия отчета от 5 декабря 2018 года № 11158 об оценке рыночной стоимости земельного участка, составленного ЗАО «НКК «СЭНК» по инициативе ООО «Промышленный парк Коламбия», требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности, по делу была назначена судебная экспертиза, производство которой поручено эксперту ООО «Ди энд Эл Оценка» Желновой Л.М.
Согласно заключению эксперта от 27 мая 2019 года № 3а-361/2019/РН представленный административным истцом отчет от 5декабря 2018 года № 11158 об оценке рыночной стоимости объекта недвижимости не соответствует требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности, рыночная стоимость спорного объекта недвижимости, которая согласно отчету по состоянию на 27 июня 2014 года составила 153070 000 рублей, определена неправильно.
Отвечая на поставленный судом вопрос, эксперт определил рыночную стоимость объекта недвижимости с кадастровым номером .... по состоянию на 27 июня 2014 года в размере 153411836 рублей.
Как следует из разъяснений, данных в пункте 24 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 года №28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости», суд на основании имеющихся в деле доказательств вправе установить рыночную стоимость в ином размере, чем указано в заявлении об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости, в том числе при наличии возражений заявителя относительно представленных доказательств об иной рыночной стоимости объекта недвижимости.
Судебная коллегия, изучив заключение эксперта № 3а-361/2019/РН, приходит к выводу о его соответствии требованиям статьи 82 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, а также требованиям законодательства Российской Федерации об экспертной и оценочной деятельности.
Пунктом 2 части 1 статьи 248 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации установлено, что основанием для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
Учитывая изложенное, решение суда первой инстанции следует признать законным и обоснованным.
Доводы апелляционной жалобы о нарушении экспертом требований об экспертной и оценочной деятельности несостоятельны, поскольку итоговое суждение о рыночной стоимости оцениваемого объекта сделано экспертом на основе исчерпывающего анализа ценностных характеристик и расчетных показателей, выводы экспертом были сделаны в рамках его профессиональных знаний, при том, что представителем административного ответчика не представлено сведений о наличии у него соответствующих специальных познаний.
Новых данных, опровергающих выводы суда первой инстанции и нуждающихся в дополнительной проверке, апелляционная жалоба не содержит.
Руководствуясь статьями 177, 309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Верховного Суда Республики Татарстан от 2 июля 2019года по данному делу оставить без изменения, апелляционную жалобу Кабинета Министров Республики Татарстан – без удовлетворения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в шестимесячный срок в кассационном порядке.
Председательствующий
Судьи