22RS0068-01-2022-006649-53
Дело № 2-5819/2022
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
26 октября 2022 года г. Барнаул
Центральный районный суд г.Барнаула Алтайского края в составе:
председательствующего: Наконечниковой И.В.
при секретаре: Крощенко И.К.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску прокурора Центрального района города Барнаула в интересах Гауцель Марины Хрестьяновны, действующей в интересах несовершеннолетнего Никулина Артема Максимовича, к КГКУ «Управление социальной защиты населения по городу Барнаулу» о возложении обязанности назначить ежемесячное пособие на ребенка,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Центрального района города Барнаула в интересах Гауцель М. Х., действующей в интересах несовершеннолетнего Никулина Артема Максимовича, обратился в суд с настоящим иском к КГКУ «Управление социальной защиты населения по городу Барнаулу», с учетом уточнения просит:
признать незаконными распоряжение об отказе Гауцель М.Х. в назначении ежемесячной выплаты на детей в возрасте от 3 до 7 лет от 19.05.2021, распоряжение об отказе в назначении ежемесячной выплаты на детей в возрасте от 3 до 7 лет от 21.07.2021г., распоряжение от 16.12.2021 об отказе в назначении ежемесячной выплаты на детей в возрасте от 3 до 7 лет;
обязать ответчика назначить и выплатить Гауцель М.Х. ежемесячную денежную выплату на ребенка Никулина Артёма Максимовича, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, на основании заявления от 21.04.2021 №, заявления от 14.06.2021 №, заявления от 22.11.2021 №.
В обоснование иска указано, что 21.04.2021 в КГКУ «Управление социальной защиты населения по городу Барнаулу» (далее по тексту -УСЗН по г. Барнаулу) через ЕПГУ поступило заявление Гауцель М.Х. о назначении ежемесячной выплаты на детей в возрасте от 3 до 7 лет, по результатам рассмотрения которого распоряжением от 19.05.2021 было отказано на основании пп.ж. п.3.9 Положения в связи с наличием в собственности у заявителя земельного участка, суммарная площадь которого превышает 0,25 гектара и получением в порядке межведомственного информационного взаимодействия сведений из Росрестра, о наличии в собственности у Гауцель М.Х. земельного участка для ведения личного подсобного хозяйства, расположенного по адресу: ...., площадью 0,27 гектара, что превышает установленную норму имущественной обеспеченности семьи.
По аналогичному основанию Гауцель М.Х. отказано 21.07.2021 и 16.12.2021 УСЗН по г. Барнаулу по ее заявлению от 14.06.2021 и заявлению от 22.11.2021.
Однако законодателем не ставится в зависимость от места жительства заявителя размер принадлежащего ему ( члену семьи) земельного участка, который находится в собственности.
Поскольку Гауцель М.Х. имеет земельный участок на территории сельского поселения, размер которого не превышает 1 гектар, орган социальной защиты неправомерно отказал Гауцель М.Х. в предоставлении государственной услуги со ссылкой на пп. «ж» п.3.9 Положения.
Представитель процессуального истца Овчинникова С.В. в судебном заседании на удовлетворении исковых требований с учетом уточнения настаивала по доводам иска.
Представитель ответчика КГКУ «Управление социальной защиты населения по городу Барнаулу» Тамарян Е.А. в судебном заседании возражала против удовлетворения исковых требований в полном объеме по доводам, изложенным в письменном отзыве на иск.
Представитель третьего лица Министерства социальной защиты по Алтайскому краю в судебное заседание не явился, в письменном отзыве на иск возражал против удовлетворения исковых требований в полном объеме.
Материальный истец Гауцель М.Х., действующая в интересах несовершеннолетнего, в судебное заседание не явилась, извещена.
На основании ст.167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд полагает возможным рассмотреть дело при данной явке.
Суд, выслушав участников процесса, исследовав представленные доказательства, приходит к следующим выводам.
Судом установлено, что Гауцель М.Х. является матерью несовершеннолетнего Никулина Артёма Максимовича, ДД.ММ.ГГГГ года рождения.
21.04.2021 Гауцель М.Х. обратилась к ответчику с заявлением о назначении ежемесячной денежной выплаты на детей в возрасте от 3 до 7 лет на ребенка Никулина Артёма Максимовича.
19.05.2021 ответчиком принято распоряжение об отказе Гауцель М.Х. в предоставлении государственной услуги по основанию, предусмотренному подп. «ж» п.3.9 Положения о назначении и осуществлении ежемесячной денежной выплаты на ребенка в возрасте от 3 до 7 лет, утвержденного Указом Губернатора Алтайского края от 09.04.2020 №54 ( наличие в собственности у заявителя земельного участка, суммарная площадь которого превышает 0,25 гектара).
14.06.2021 Гауцель М.Х. повторно обратилась к ответчику с заявлением о назначении ежемесячной денежной выплаты на детей в возрасте от 3 до 7 лет на ребенка Никулина Артёма Максимовича.
21.07.2021 ответчиком принято распоряжение об отказе Гауцель М.Х. в предоставлении государственной услуги по основанию, предусмотренному подп. «ж» п.3.9 Положения о назначении и осуществлении ежемесячной денежной выплаты на ребенка в возрасте от 3 до 7 лет, утвержденного Указом Губернатора Алтайского края от 09.04.2020 №54 ( наличие в собственности у заявителя земельного участка, суммарная площадь которого превышает 0,25 гектара).
22.11.2021 Гауцель М.Х. повторно обратилась к ответчику с заявлением о назначении ежемесячной денежной выплаты на детей в возрасте от 3 до 7 лет на ребенка Никулина Артёма Максимовича.
16.12.2021 ответчиком принято распоряжение об отказе Гауцель М.Х. в предоставлении государственной услуги по основанию, предусмотренному подп. «ж» п.3.9 Положения о назначении и осуществлении ежемесячной денежной выплаты на ребенка в возрасте от 3 до 7 лет, утвержденного Указом Губернатора Алтайского края от 09.04.2020 №54 (наличие в собственности у заявителя земельного участка, суммарная площадь которого превышает 0,25 гектара).
Таким образом, в качестве основания для отказа в назначении истцу оспариваемой денежной выплаты УСЗН по г. Барнаулу ссылалось на требования пп. «ж» п.3.9 Положения.
В соответствии со ст. 3 ФЗ от 19 мая 1995 года N 81-ФЗ "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей" пособие на ребенка является видом государственного пособия, порядок назначения и выплаты которого устанавливаются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
В силу положений п. 2 ст. 26.3 ФЗ от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" решение вопросов социальной поддержки и социального обслуживания семей, имеющих детей (в том числе многодетных семей, одиноких родителей), относится к полномочиям органов государственной власти субъекта РФ по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта РФ (за исключением субвенций из федерального бюджета).
Указом Президента Российской Федерации от 20 марта 2020 года N 199 "О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей" установлена с 1 января 2020 года ежемесячная денежная выплата на ребенка в возрасте от трех до семи лет включительно (далее - ежемесячная выплата), предоставляемая в порядке и на условиях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации (пункт 1).
Ежемесячная выплата предоставляется, в случае если размер среднедушевого дохода семьи не превышает величину прожиточного минимума на душу населения, установленную в субъекте Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом от 24 октября 1997 года N 134-ФЗ "О прожиточном минимуме в Российской Федерации" за второй квартал года, предшествующего году обращения за назначением ежемесячной выплаты (подпункт "а" пункта 3 Указа).
Во исполнение пункта 4 Указа Президента Российской Федерации от 20 марта 2020 года N 199 "О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей" Постановлением Правительства Российской Федерации от 31 марта 2020 года N 384 утверждены "Основные требования к порядку назначения и осуществления ежемесячной денежной выплаты на ребенка в возрасте от 3 до 7 лет включительно, примерный перечень документов (сведений), необходимых для назначения указанной ежемесячной выплаты, и типовой формы заявления о ее назначении" (далее по тексту - Основные требования).
Согласно пункту 1 Основных требований, они применяются органами государственной власти субъектов Российской Федерации при установлении порядка и условий назначения ежемесячной денежной выплаты на ребенка в возрасте от 3 до 7 лет включительно, а также при установлении требований к имущественной обеспеченности семей для определения их нуждаемости при назначении ежемесячной выплаты.
В силу п. 16 Основных требований, решение об отказе в назначении ежемесячной выплаты принимается в следующих случаях: наличие в собственности у заявителя и членов его семьи: земельных участков (за исключением находящихся в общей долевой собственности земельных участков и земель сельскохозяйственного назначения, оборот которых регулируется Федеральным законом "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения", земельных участков, предоставленных многодетной семье уполномоченным органом субъекта Российской Федерации или муниципального образования в рамках предоставления мер социальной поддержки, земельных участков, предоставленных в соответствии с Федеральным законом "Об особенностях предоставления гражданам земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и расположенных на территориях субъектов Российской Федерации, входящих в состав Дальневосточного федерального округа, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"), суммарная площадь которых превышает 0,25 гектара, а для территории сельских поселений или межселенных территорий - 1 гектар;
Вопросы предоставления ежемесячной денежной выплаты на ребенка в возрасте от 3 до 7 лет включительно на территории края регулируются Положением о назначении и осуществлении ежемесячной денежной выплаты на ребенка в возрасте от 3 до 7 лет включительно, утвержденным указом Губернатора Алтайского края от 9 апреля 2020 года №54 (далее - Положение), принятым в рамках реализации Указа Президента РФ от 20 марта 2020 года №199 «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей» и в соответствии с постановлением Правительства РФ от 31 марта 2020 года №384 «Об утверждении основных требований к порядку назначения и осуществления ежемесячной денежной выплаты на ребенка в возрасте от 3 до 7 лет включительно, примерного перечня документов (сведений), необходимых для назначения указанной ежемесячной выплаты, и типовой формы заявления о ее назначении».
В соответствии с п. 2.2 Положения ежемесячная выплата назначается и осуществляется одному из родителей или иному законному представителю ребенка - гражданину Российской Федерации, проживающему (пребывающему) на территории Алтайского края (далее - "заявитель"), на каждого рожденного, принятого под опеку совместно проживающего с ним ребенка, являющегося гражданином Российской Федерации, в возрасте от 3 до 7 лет включительно в семьях, нуждающихся в социальной поддержке.
Ежемесячная выплата назначается и выплачивается органом социальной защиты населения по месту жительства (пребывания) гражданина. Проживание на территории Алтайского края по месту жительства или по месту пребывания подтверждается документом, удостоверяющим личность, содержащим сведения о месте жительства, свидетельством о регистрации по месту пребывания или решением суда.Согласно пп. «ж» п.3.9 Положения основаниями для отказа в назначении или перерасчете ежемесячной выплаты являются наличие в собственности у заявителя и членов его семьи земельных участков (за исключением находящихся в общей долевой собственности земельных участков и земель сельскохозяйственного назначения, оборот которых регулируется Федеральным законом от 24 июля 2002 года N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения"; земельных участков, предоставленных многодетной семье уполномоченным органом субъекта Российской Федерации или муниципального образования в рамках предоставления мер социальной поддержки; земельных участков, предоставленных в соответствии с Федеральным законом от 1 мая 2016 года N 119-ФЗ "Об особенностях предоставления гражданам земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и расположенных на территориях субъектов Российской Федерации, входящих в состав Дальневосточного федерального округа, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"); суммарная площадь которых превышает 0,25 гектара, а для территории сельских поселений или межселенных территорий - 1 гектар.
Согласно выписки ЕГРН от 23.04.2021 Гауцель М.Х. принадлежит земельный участок, расположенный по адресу: ...., площадью 2702+/-18 кв.м. (дата регистрации права собственности- 15.03.2017).
Таким образом, из представленных документов следует, что у материального истца на территории сельского поселения имеется земельный участок, суммарная площадь которого превышает 0,25 гектара.
Постановлением Правительства №68 от 28 января 2022 года внесены изменения в п. «з» ст. 16 Постановление Правительства РФ №384 от 31 марта 2020 года, согласно которого основаниями для отказа в назначении или перерасчете ежемесячной выплаты являются наличие в собственности у заявителя и членов его семьи земельных участков (за исключением земельных участков, находящихся в общей долевой собственности, земель сельскохозяйственного назначения, оборот которых регулируется Федеральным законом "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения", земельных участков, которые предоставлены уполномоченным органом субъекта Российской Федерации или муниципального образования в рамках государственной социальной поддержки многодетной семьи или стоимость приобретения которых в полном объеме оплачена за счет денежных средств, предоставленных в рамках целевой государственной социальной поддержки на приобретение недвижимого имущества, и земельных участков, предоставленных в соответствии с Федеральным законом "Об особенностях предоставления гражданам земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и расположенных в Арктической зоне Российской Федерации и на других территориях Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"), суммарная площадь которых определяется по месту жительства (пребывания) заявителя или месту его фактического проживания в случае отсутствия подтвержденного места жительства (пребывания) и не должна превышать 0,25 гектара, а для территории сельских поселений или межселенных территорий - 1 гектар.
Суд отмечает, что по смыслу приведенного выше правового регулирования назначение оспариваемой выплаты имеет своей целью социальную поддержку семей, имеющих детей в возрасте от 3 до 7 лет, исходя в числе прочего из критериев нуждаемости в такой помощи со стороны государства.
Критерий нуждаемости в оспариваемом Положении (пп. «ж» п.3.9), что следует из его буквального толкования, определялся законодателем исходя из места жительства заявителя (члена его семьи), то есть обладание земельным участком должно быть по месту жительства истца. Если исходить из места положения самого земельного участка, то следует учитывать его площадь.
Законодатель фактически установил, что по общему правилу наличие в собственности у заявителя или членов его семьи земельных участков суммарной площадью более 0,25 га (для городского поселения) свидетельствует о такой степени его материальной обеспеченности, которая исключает нуждаемость в оспариваемой мере социальной поддержки. Но при этом в названном пункте Положения сделана оговорка, что в случае нахождения принадлежащего заявителю (члену семьи) земельного в сельской местности или на межселенных территориях, достаточной обеспеченностью, исключающей возможность получения денежной выплаты, является размер земельного участка, превышающий один гектар.
Поскольку в данном случае земельный участок, имеющийся в собственности материального истца, находится на территории села и не превышает площадь 1 гектара, а Гауцель М.Х. проживает в г.Барнауле, где не обеспечена земельным участком, то суд приходит к выводу о необоснованных отказах ответчиком в назначении истцу оспариваемой денежной выплаты по такому основанию.
Таким образом, по месту жительства в г.Барнауле у Гауцель М.Х. отсутствуют земельные участки во владении. Площадь земельного участка в собственности в сельской местности не превышает норму обеспеченности.
Таким образом, орган социальной защиты неправомерно отказал Гауцель М.Х. в предоставлении государственной услуги со ссылкой на пп. ж п. 3.9 вышеуказанного Положения.
Из приведенных нормативных положений Конституции Российской Федерации,
федерального законодательства и законодательства Алтайского края следует, что в Российской Федерации обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, особая забота со стороны государства направлена на принятие мер по поддержанию материального благополучия семей с детьми. Предоставление некоторых видов государственной социальной поддержки семьям, имеющим детей, обусловлено тем, что по независящим от членов семьи причинам их среднедушевой доход ниже регионального прожиточного минимума. Так, Указом Президента Российской Федерации от 20 марта 2020 г. N 199 "О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих: детей" в целях повышения доходов семей, имеющих детей, с 1 января 2020 г. установлена ежемесячная денежная выплата на ребенка в возрасте от 3 до 7 лет включительно, которая предоставляется в случае, если среднедушевой доход семьи не превышает величину прожиточного минимума на душу населения, установленную в субъекте Российской Федерации.
Изданными Правительством Российской Федерации во исполнение названного указа Основными требованиями к порядку назначения и осуществления ежемесячной денежной выплаты на ребенка в возрасте от 3 до 7 лет включительно определено, что основанием для отказа в назначении или перерасчете ежемесячной выплаты является наличие в собственности у заявителя и членов его семьи земельных участков, суммарная площадь которых превышает 0,25 гектара, а для территории сельских поселений или межселенных территорий - 1 гектар. Аналогичные основания для отказа в назначении и осуществления ежемесячной денежной выплаты на ребенка в возрасте от 3 до 7 лет включительно содержатся и в нормативноправовых актах Алтайского края, регулирующих спорные отношения и действующих на дату возникновения спорных отношений.
Как неоднократно указывал Конституционный Суд Российской Федерации, преобразование отношений в той или иной сфере жизнедеятельности не может осуществляться вопреки нашедшему отражение в статье 4 Гражданского кодекса Российской Федерации общему (основному) принципу действия закона во времени, который имеет целью обеспечение правовой определенности и стабильности законодательного регулирования в России как правовом государстве (статья 1, часть 1, Конституции Российской Федерации) и означает, что действие закона распространяется на отношения, права и обязанности, возникшие после введения его в действие, и только законодатель вправе распространить новые нормы на факты и порожденные ими правовые последствия, возникшие до введения соответствующих норм в действие, то есть придать закону обратную силу (ретроактивность), либо, напротив, допустить в определенных случаях возможность применения утративших силу норм (ультраактивность).
При этом осуществляемое законодателем правовое регулирование - в силу конституционных принципов правового государства, верховенства закона и юридического равенства - должно отвечать требованиям определенности, ясности и непротиворечивости, а механизм его действия должен быть понятен субъектам соответствующих правоотношений из содержания конкретного нормативного положения или системы находящихся в очевидной взаимосвязи нормативных положений, поскольку конституционное равноправие может быть обеспечено лишь при условии единообразного понимания и толкования правовой нормы всеми правоприменителями (постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 27 ноября 2008 г. N 11-П, от 27 июня 2013 г. N 15-П, от 23 декабря 2013 г. N 29-П, от 22 апреля 2014 г. N 12-П и др).
Изменения, касающиеся принципа расчета суммарной площади земельного участка, находящегося в собственности претендующего на выплату лица, внесены Постановлением Правительства от 28.01.2022 и действуют с 01 февраля 2022 года. В соответствие с Указом Губернатора Алтайского края от 28.03.2022 № 41, изменения в данный пункт внесены с 28 марта 2022 года, что, по мнению, суда делает невозможным применение норм в измененной редакции к ранее возникшим отношениям.
Учитывая изложенное и исходя из системного толкования в их взаимосвязи с вышеуказанными положениями подпункта «ж» п.3.9 Основными требованиями к порядку назначения и осуществления ежемесячной денежной выплаты на ребенка в возрасте от 3 до 7 лет включительно, принимая во внимание принцип прямого действия норм права во времени и отсутствие в указанных выше нормативных актах оговорки об обратной силе, суд полагает, что поскольку обращение Гауцель М.Х. имело место 21.04.2021 - до введения в Действие новой редакции Постановления Правительства и Указа Губернатора Алтайского края, следовательно, на неё распространяются те гарантии, которые действовали на момент обращения с заявлением. Последующее принятие закона в новой редакции не изменило характер сложившихся между сторонами настоящего спора отношений, поскольку, действуя добросовестно в условиях правовой определенности, материальный истец вправе была рассчитывать на защиту своих социальных прав с учетом действующего на момент обращения с заявлением законодательства - федеральным законодательством, так и законодательством Алтайского края было предусмотрено, что при оценке имущественной обеспеченности заявителя, претендующего на получение ежемесячной денежной выплаты, и членов его семьи, размер принадлежащего заявителю или члену его семьи земельного участка не ставился в зависимость от их места жительства, а определялся по территориальному расположению земельного участка, который находится в собственности.
Ссылка ответчика и третьего лица на указанные в письменных отзывах Письма Минтруда РФ выводов суда не опровергают. Иное толкование названным исполнительным органом оспариваемой нормы в ранее действующей редакции не ограничивало суд в собственной оценке требований Положения, исходя из смысла приведенного выше правового регулирования.
При установленных обстоятельствах следует признать незаконными распоряжения КГКУ «Управление социальной защиты населения по городу Барнаулу» от 19.05.2021, от 21.07.2021, от 16.12.2021.
Поскольку судом признаны незаконными вышеуказанные распоряжения КГКУ «Управление социальной защиты населения по городу Барнаулу» в назначении и осуществлении выплаты на ребенка Гауцель М.Х., то суд в целях восстановления нарушенного права обязывает УСЗН по г. Барнаулу назначить и выплатить Гауцель М.Х. ежемесячную выплату на ребенка в возрасте от 3 до 7 лет на основании заявлений от 21.04.2021, от 14.06.2021, от 22.11.2021.
С учетом изложенного, исковые требования подлежат удовлетворению.
Руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
исковые требований удовлетворить.
Признать незаконными распоряжения КГКУ «Управление социальной защиты населения по городу Барнаулу» от 19.05.2021, от 21.07.2021, от 16.12.2021.
Обязать КГКУ «Управление социальной защиты населения по городу Барнаулу» назначить и выплатить Гауцель Марине Хрестьяновне ежемесячную выплату на ребенка в возрасте от 3 до 7 лет на основании заявлений от 21 апреля 2021, от 14 июня 2021, от 22 ноября 2021.
Решение может быть обжаловано в Алтайский краевой суд через Центральный районный суд г. Барнаула в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья И.В.Наконечникова