Решение по делу № 33-2851/2024 от 10.01.2024

Судья: Гавриличева А.Б. дело № 33-2851/2024УИД 50RS0044-01-2023-002450-46

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Красногорск Московской области                           17 января 2024 года

Судебная коллегия по гражданским делам Московского областного суда в составе: председательствующего судьи Цуркан Л.С.,

судей Мизюлина Е.В., Рыбкина М.И.,

при ведении протокола секретарем судебного заседания Амелиной Д.Р.,

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело <данные изъяты> по иску ФИО к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по г. Москве и Московской области о признании незаконным решения об отказе в назначении досрочной страховой пенсии по старости, обязании назначить пенсию,

по апелляционной жалобе ФИО на решение Серпуховского городского суда Московской области от 13 сентября 2023 года,

заслушав доклад судьи Цуркан Л.С.,

объяснения истца, представителя истца,

УСТАНОВИЛА:

ФИО обратился в суд с иском к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по г. Москве и Московской области (далее по тексту – ОСФР по г. Москве и Московской области) о признании незаконным решения об отказе в назначении досрочной страховой пенсии по старости, обязании назначить пенсию.

Истец просил суд признать незаконным и отменить решение <данные изъяты> от 14.02.2023 года об отказе в назначении пенсии, включении периода военной службы с 01.09.1988 года по июнь 1991 года в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, обязать ответчика принять решение о назначении досрочной страховой пенсии истцу.

В обоснование иска указал, что 05.12.2022 года истец обратился к ответчику с заявлением о назначении страховой пенсии по старости досрочно на основании п. 19 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», Закона Российской Федерации от 15.05.1991 года № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС». В качестве доказательств наличия оснований для назначения досрочной пенсии по старости к заявлению были приложено удостоверение выехавшему добровольно из зоны отселения серия <данные изъяты><данные изъяты> от 12.10.1995 года, выданное Военным комиссариатом Московской области.

Решением <данные изъяты> от 14.02.2023 года ответчик отказал истцу в удовлетворении его заявления и назначении досрочной страховой пенсии по старости в связи с тем, что при исчислении продолжительности периодов работы в зоне радиоактивного загрязнения для определения величины уменьшения возраста выхода на пенсию по старости, предусмотренную Законом Российской Федерации от 15.05.1991 года № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», периоды прохождения военной службы не учитываются.

По мнению ответчика, невозможно включить в специальный стаж период с 01.09.1988 года по июнь 1991 года.

Истец считает, что спорный период является периодом военной службы и другой, приравненной к ней службы (кроме военной службы по призыву).

Решением суда в удовлетворении исковых требований ФИО отказано.

В апелляционной жалобе истец ставит вопрос об отмене решения суда как незаконного и необоснованного с нарушением норм материального права.

На основании части 3 статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия рассмотрела апелляционную жалобу в отсутствие ответчика, учитывая его надлежащее уведомление о месте, дне и времени рассмотрения дела и отсутствие сведений об уважительной причине неявки в заседание.

Законность и обоснованность решения суда первой инстанции проверены судебной коллегией по гражданским делам Московского областного суда в порядке, установленном главой 39 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, в пределах доводов апелляционной жалобы.

Согласно части 2 статьи 327.1. Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в случае, если в порядке апелляционного производства обжалуется только часть решения, суд апелляционной инстанции проверяет законность и обоснованность решения только в обжалуемой части.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав истца, представителя истца, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда, принятого в соответствии с законом и установленными по делу обстоятельствами.

Судом первой инстанции установлено, что 05.12.2022 года истец обратился с заявлением о назначении пенсии (л.д. 31-33).

Решением от 14.02.2023 года <данные изъяты> истцу было отказано в установлении страховой пенсии по старости, в соответствии с законом Российской Федерации от 15.05.1991 года №1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», поскольку отношения, связанные с Чернобыльской катастрофой, регулируются Законом № 1244-1.

Разрешая спор и отказывая истцу в удовлетворении требований, суд первой инстанции правильно исходил из того, что права на страховую пенсию по старости, равно как и права на такую пенсию с уменьшением возраста, истец не имеет.

Судебная коллегия соглашается с данным выводом суд первой инстанции, исходя из следующего.

Согласно пункту 1, пункту 2 статьи 39 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту. Государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом.

Граждане из числа лиц, подвергшихся радиационному воздействию вследствие катастрофы на ЧАЭС, имеют право на досрочное пенсионное обеспечение в соответствии с положениями Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 года № 1244-1, назначаемая пенсия по которому к страховым не относится, либо на назначение страховой пенсии по старости в соответствии с положениями Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ, на условиях, определяемых данным Федеральным законом, либо на назначение государственной пенсии в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 года № 166-ФЗ, при этом такие граждане, по их выбору, имеют право на получение пенсии по одному основанию.

Нормами статьи 28.1 Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 года № 1244-1 определена возможность назначения гражданам по их желанию пенсии по старости в соответствии с Федеральным законом от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» на условиях, определяемых данным Федеральным законом.

Статья 8 Федерального закона «О страховых пенсиях» от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ определяет условия назначения страховой пенсии по старости.

В частности, в силу статьи 8 названного Федерального закона право на страховую пенсию по старости имеют лица, достигшие возраста 65 и 60 лет (соответственно мужчины и женщины) (с учетом положений, предусмотренных приложением к Федеральному закону). Лицам, которым в период с 1 января 2019 года по 31 декабря 2020 года исполнится 60 (мужчинам) и 55 (женщинам) лет, пенсия может быть назначена на 6 месяцев ранее достижения возраста, установленного приложением 6.

Страховая пенсия по старости назначается при наличии не менее 15 лет страхового стажа. Страховая пенсия по старости назначается при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30.

Частью первой статьи 13 Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 года № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» к гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие чернобыльской катастрофы, отнесены граждане, постоянно проживающие (работающие) на территории зоны проживания с правом на отселение (пункт 7).

В соответствии со статьи 37 Закона Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» от 15 мая 1991 года № 1244-1 гражданам, выехавшим добровольно на новое место жительства из зоны проживания с правом на отселение в 1986 году и последующие годы, пенсия по возрасту назначается в соответствии со статьей 33 настоящего Закона.

Статьи 33 и 34 названного Закона предусматривают, что гражданам, указанным в пункте 7 части первой его статьи 13, пенсия по старости назначается с уменьшением общеустановленного пенсионного возраста на 2 года и дополнительно на 1 год за каждые 3 года проживания или работы на территории зоны проживания с правом на отселение, но не более чем на 5 лет в общей сложности.

Согласно примечанию к статье 35 Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 года № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» первоначальная величина снижения пенсионного возраста, установленная статьями 32 - 35 настоящего Закона, предусматривается для граждан, проживающих (работающих) или проживавших (работавших) на территории, подвергшейся радиоактивному загрязнению, в период с момента катастрофы на Чернобыльской АЭС по 30 июня 1986 года. Независимо от времени пребывания на указанной территории до момента переселения (выезда) с этой территории или до принятия решения Правительством Российской Федерации об изменении границ зон радиоактивного загрязнения.

В статьях 30 - 37 Закона предусматривается право на уменьшение пенсионного возраста для определенной категории лиц, где военнослужащие, лица начальствующего и рядового состава органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, проходящие (проходившие) военную службу (службу) в зоне отчуждения, зоне отселения, зоне проживания с правом на отселение и зоне проживания с льготным социально-экономическим статусом (пункт 12 части 1 статьи 13 Закона), отдельно не поименованы.

Из материалов дела усматривается, что ФИО имеет статус военнослужащего, выехавшего добровольно из зоны отселения в период с 01.09.1988 года по июнь 1991 года. Право на пенсию по старости в соответствии с Законом Российской Федерации от 15.05.1991 года № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» у ФИО отсутствует (л.д. 30).

Из сведений о состоянии индивидуального лицевого счета застрахованного лица – истца ФИО следует, что его стаж, учитываемый для целей назначения пенсии, составляет 40 лет 1 месяц 4 дня, при этом спорный период - с 23.06.1988 года по 01.08.2001 года является периодом военной службы и другой, приравненной к ней службе (кроме военной службы по призыву) (л.д. 80-82).

Истцу 12.10.1995 года выдано удостоверение серии <данные изъяты><данные изъяты> как выехавшему добровольно из зоны отселения из <данные изъяты>, время проживания (работы) в этом населенном пункте - с 01.09.1988 года по июнь 1991 года, подвергшемуся радиоактивному загрязнению вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС (л.д. 10).

Истец состоит в браке с ФИО с 16.07.1988 года (л.д. 66), которой 12.10.1995 года выдано удостоверение серии <данные изъяты><данные изъяты> как выехавшей добровольно из зоны отселения в период, аналогичный с периодом истца (л.д. 67), которой с 14.11.2022 года назначена страховая пенсия по старости (л.д. 63), при этом периоды с 27.10.1988 года по 21.12.1988 года, с 13.09.1990 года по 12.08.1991 года включены в страховой стаж (л.д. 64-65).

Также в материалы дела представлена копия военного билета истца (л.д. 18-19) и копия диплома от 22.06.1988 года об окончании им Серпуховского высшего военного командно-инженерного училища ракетных войск имени Ленинского Комсомола (л.д. 20).

Ссылка истца в жалобе на положения статьи 32 Закона № 1244-1, которой предусмотрено пенсионное обеспечение граждан, эвакуированных из зоны отчуждения и переселенных из зоны отселения, также несостоятельны, поскольку согласно положениям Закона РФ от 15.05.1991 № 1244-1 право на страховую пенсию по старости с уменьшением пенсионного возраста имеют граждане, которые находятся в зоне радиоактивного загрязнения либо в связи с постоянным проживанием в ней, либо в связи с работой.

В разделе IV Закона Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» законодатель определил особенности пенсионного обеспечения граждан, пострадавших вследствие чернобыльской катастрофы, в частности предусмотрел возможность назначения пенсии по старости со снижением общеустановленного пенсионного возраста с учетом обстоятельств и продолжительности радиационного воздействия. При этом граждане, указанные в пункте 12 части 1 статьи 13 настоящего Закона, в указанном разделе не поименованы.

Положениями Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» возможность досрочного назначения страховой пенсии по старости со снижением возраста, установленного статьей 8 Федерального закона «О страховых пенсиях», для граждан из числа лиц, подвергшихся радиационному воздействию в связи с катастрофой на ЧАЭС, для данной категории граждан также не установлена.

При таких обстоятельствах оснований для включения периода срочной службы в страховой стаж истца у суда не имелось.

Судебная коллегия полностью соглашается с приведенными выводами суда первой инстанции и считает, что они основаны на надлежащей оценке доказательств по делу, сделаны в строгом соответствии с нормами материального права, регулирующего спорные правоотношения и при правильном установлении обстоятельств, имеющих значение для дела. Выводы суда основаны на полном и всестороннем исследовании всех обстоятельств дела, установленных по результатам надлежащей правовой оценки представленных доказательств, они подтверждаются материалами дела.

Доводы апелляционной жалобы ответчика направлены на иное, неправильное толкование норм материального права и оценку доказательств об обстоятельствах, установленных и исследованных судом в полном соответствии с правилами статей 12, 56 и 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, а потому не могут служить поводом к отмене законного и обоснованного решения суда.

Руководствуясь статьями 199, 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

решение Серпуховского городского суда Московской области от 13 сентября 2023 года оставить без изменения, апелляционную жалобу ФИО – без удовлетворения.

Председательствующий

Судьи

Апелляционное определение в окончательной форме изготовлено 25.01.2024 года

33-2851/2024

Категория:
Гражданские
Статус:
РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ
Истцы
Миронов Владимир Викторович
Ответчики
Отделение фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по г.Москве и Московской области
Другие
адвокат Сегенюк Светлана Вячеславовна (представитель истца)
Суд
Московский областной суд
Судья
Цуркан Лариса Сергеевна
Дело на странице суда
oblsud.mo.sudrf.ru
17.01.2024Судебное заседание
26.01.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
29.01.2024Передано в экспедицию
17.01.2024
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее