Решение по делу № 33-2496/2023 от 15.03.2023

Судья Дульцева Ю.А.      Дело №2а-6611/2022 (№ 33-2496/2023)

УИД 11RS0001-01-2021-014185-73

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

СУДЕБНАЯ КОЛЛЕГИЯ ПО ГРАЖДАНСКИМ ДЕЛАМ

ВЕРХОВНОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ КОМИ

в составе председательствующего Тепляковой Е.Л.,

судей Константиновой Н.В., Пунегова П.Ф.,

при секретаре К..,

рассмотрела в судебном заседании 3 апреля 2023 года в г.Сыктывкаре апелляционную жалобу ФСИН России, УФСИН России по Республике Коми, ФКУЗ МСЧ-11 ФСИН России на решение Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 25 июля 2022 года по иску Идрисова М.Б. к ФСИН России, УФСИН России по Республике Коми, ФКУ ИК-25 УФСИН России по Республике Коми, ФКУЗ МСЧ-11 ФСИН России об оспаривании условий содержания, взыскании компенсации за нарушение условий содержания, возложении обязанности произвести выплату заработной платы.

Заслушав доклад судьи Пунегова П.Ф., объяснения представителя ФСИН России, УФСИН России по Республике Коми, ФКУЗ МСЧ-11 ФСИН России Алябушевой Е.В., судебная коллегия

    установила:

Идрисов М.Б. обратился в суд с административным иском к УФСИН России по Республике Коми, жалуясь условия его содержания в ФКУ ИК-51 УФСИН России по Республике Коми в период с августа 2013 по январь 2016 года, а также условия содержания в ФКУ ИК-25 УФСИН России по Республике Коми с января 2016 года, взыскании компенсации за нарушение условий содержания в перечисленных учреждениях в размере 7 000 000 рублей. Указывал на нарушения температурного режима, отсутствие сушильных помещений, нехватку личного пространства в отрядах, где он содержался, их ненадлежащее санитарное состояние, отсутствие горячего водоснабжения (ГВС) до конца февраля 2021 года, наличие свалки бытового мусора вблизи локального участка № 1, нарушения правил ППБ, плохую работу БПК учреждения и медицинской части.

Требования административного иска об оспаривании условий содержания в ФКУ ИК-25 УФСИН России по Республике Коми в период с января 2016 года выделены определением Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 29 марта 2022 года в отдельное производство и являлись предметом настоящего дела.

В последующем требования иска дополнены Идрисовым М.Б. ссылками на низкий размер заработной платы при привлечении его к труду, требованием выплатить заработную плату, исходя из размера МРОТ за период с 8 октября 2020 года по 23 сентября 2021 года. Кроме того, истец оспаривал условия содержания по мотиву незаконного изъятия нательного белья при водворении его в ШИЗО.

Судом первой инстанции к участию в деле в качестве административных соответчиков привлечены ФСИН России, ФКУЗ МСЧ-11 ФСИН России, ФКУ ИК-25 УФСИН России по Республике Коми, в качестве заинтересованного лица – филиал ФКУЗ МСЧ -11 ФСИН России «Медицинская часть №3».

По итогам рассмотрения административного дела судом первой инстанции принято решение, в соответствии с которым административный иск Идрисова М.Б. к УФСИН России по Республике Коми, ФСИН России, ФКУ ИК-25 УФСИН России по Республике Коми, ФКУЗ МСЧ-11 ФСИН России об оспаривании условий содержания в исправительном учреждении, взыскании компенсации за нарушение условий содержания удовлетворен частично. Признаны незаконными действия (бездействие) ФКУ ИК-25 УФСИН России по Республике Коми, выразившиеся в нарушении условий содержания осужденного Идрисова М.Б. в период с января 2016 по апрель 2020 года. Взыскана с Российской Федерации в лице Федеральной службы исполнения наказания за счет казны Российской Федерации в пользу Идрисова М.Б. компенсация за нарушение условий содержания в размере 165 000 рублей. В остальной части в удовлетворении заявленных административных исковых требований Идрисова М.Б. к УФСИН России по Республике Коми, ФСИН России, ФКУ ИК-25 УФСИН России по Республике Коми, ФКУЗ МСЧ -11 ФСИН России отказано.

Представителем ФСИН России, УФСИН России по Республике Коми, ФКУ ИК-25 УФСИН России по Республике Коми подана апелляционная жалоба, в обоснование доводов которой указано на неправильное толкование судом первой инстанции законодательства, регламентирующего обязанность обеспечения жилых помещений исправительного учреждения централизованным горячим водоснабжением, не учитывающее обстоятельства строительства и введения здания в эксплуатацию в 1979 году. Кроме того, по мнению подателя жалобы, установленное в качестве нарушения несоответствие нормативам кроватей в камерах ШИЗО не свидетельствует о содержании истца в бесчеловечных условиях, унижающих человеческое достоинство, как и установленный факт необеспечения нательным бельем при водворении в ШИЗО. Относительно взысканной компенсации апеллянт находит ее размер чрезмерным, подлежащим уменьшению до 500 рублей.

В возражениях доводам апелляционной жалобы и дополнениях к возражениям административный истец Идрисов М.Б. просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Определением судебной коллегией по административным делам Верховного Суда Республики Коми от 13 марта 2023 года дело передано в судебную коллегию по гражданским делам Верховного Суда Республики Коми для рассмотрения в порядке гражданского судопроизводства.

Проверив законность и обоснованность решения суда в порядке частей 1 и 2 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса РФ в пределах доводов апелляционной жалобы и в обжалуемой части, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия оснований для его отмены не находит.

Судом установлено, что централизованная система горячего водоснабжения для режимных корпусов ФКУ ИК-25 УФСИН России по Республике Коми не предусматривалась проектной документацией зданий общежитий, проектирование и строительство которых осуществлялось в период до введения в действие «СП 308.1325800.2017. Свод правил. Исправительные учреждения и центры уголовно-исполнительной системы. Правила проектирования (в двух частях)», утвержденных Приказом Минстроя России от 20.10.2017 № 1454/пр.

Решением Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 01.03.2019 по делу <Номер обезличен> установлено нарушение условий содержания осужденных, поскольку на основании пунктов 19.2.1 и 19.2.5 Свода правил здания исправительных учреждений (утвержденных Приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 20.10.2017 №1454/пр) помещения отрядов должны быть оборудованы, в том числе горячим водоснабжением согласно требованиям СП 30.13330, СП 31.13330, СП 32.13330, СП 118.13330, а также действующих нормативных документов. Подводку горячей воды следует предусматривать к санитарным приборам, требующим обеспечения горячей водой (умывальникам, раковинам, мойкам (ваннам), душевым сеткам и т.п.).

По сведениям, представленным административным ответчиком, работы по монтажу трубопроводов централизованного горячего водоснабжения во все общежития отрядов, карантина и столовой завершены в апреле 2020.Удовлетворяя иск в этой части, суд обоснованно исходил из того, что отсутствие в указанный период в общежитиях отрядов ФКУ ИК-25 УФСИН России по Республике Коми горячей воды по причине конструктивного отсутствия системы горячего водоснабжения для режимных корпусов исправительного учреждения, не исключала возможность обеспечения истца горячей водой иным альтернативным способом. При этом возможность кипячения воды чайниками или кипятильниками не может расцениваться в качестве полноценной альтернативы обеспечения осужденных горячей водой для целей соблюдения ими требований санитарии и гигиены с учетом установленного распорядка дня. Несмотря на то, что использование горячей воды в отрядах, исходя из организации быта заключенных и установленного распорядка дня, предназначено для иных целей, нежели стирка белья и мытье посуды в сколько-нибудь значительных объемах, а также мытье тела целиком, обеспечение помещений исправительных учреждений горячим водоснабжением, является обязательным.

Удовлетворяя требования истца в части необеспечения его нательным бельем при водворении в ШИЗО, отсутствия в помещениях ШИЗО деревянных настилов на кроватях и нарушении иных условий содержания в штрафном изоляторе, суд исходил из того, что эти требования подтверждаются представлением об устранении нарушений, внесенным 26.03.2021 в адрес УФСИН по Республике Коми прокуратурой Республики Коми. Основанием к этому явилось то, что при проведении проверки УФСИН России по Республике Коми в апреле 2021 года было установлено, что остаток нательного белья по состоянию на 18.03.2021 на складе ФКУ ИК-25 УФСИН России по Республике Коми составляет 702 комплекта, что свидетельствует о возможности его выдачи осужденным при помещении в ШИЗО во исполнение требований приказа Минюста России от 03.12.2013 N 216. Однако, администрацией была организована выдача лишь 30 комплектов белья нательного теплого в качестве инвентарного довольствия для переодевания осужденных в штрафных изоляторах. Нательное белье выдается при водворении в ШИЗО всем осужденным с марта 2021 года.

Кроме того, Сыктывкарской прокуратурой по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях было установлено, что в здании ШИЗО/ПКТ для нужд ШИЗО отведено 15 камер, из них только в камерах N 1 и N 16 спальные места оборудованы деревянным настилом, в связи с чем, в адрес начальника ФКУ ИК-25 УФСИН России по Республике Коми было внесено представление, по итогам рассмотрения которого приняты меры для устранения выявленных нарушений и произведено оборудование всех кроватей камер ШИЗО деревянным настилом в соответствии с требованиями в период с 2020 года.

В ШИЗО оборудовано 4 прогулочных двора: прогулочный двор N 1 и N 4 площадью 7,63 кв.м; прогулочный двор N 2 площадью 7,97 кв.м, прогулочный двор N 3 площадью 7,76 кв. м.

Согласно требованиям, приведенным в таблице 14.3 "СП 308.1325800.2017. Свод правил. Исправительные учреждения и центры уголовно-исполнительной системы. Правила проектирования" Согласно требованиям, приведенным в таблице 14.3 "СП 308.1325800.2017. Свод правил. Исправительные учреждения и центры уголовно-исполнительной системы. Правила проектирования" на одного осужденного должно приходиться не менее 6 кв.м., площади прогулочного двора, в свою очередь суммарная площадь которого не может быть менее 20 кв.м.

Разрешая заявленный спор, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что установленные в ходе разбирательства по делу факты нарушений предоставляют истцу право на получение денежной компенсации, присуждение которой не обусловлено установлением вины органов государственной власти или государственных служащих.

Определяя сумму компенсации в общем размере 165 000 рублей, суд принял во внимание степень причиненных истцу страданий, исходя из характера выявленных нарушений, а также соотношения с уровнем жизни населения РФ в целом, в связи с чем расценил указанную сумму, как адекватную и реальную.

При этом суд правильно руководствовался положениями ст.12.1 УИК РФ, согласно которым лицо, осужденное к лишению свободы и отбывающее наказание в исправительном учреждении, в случае нарушения условий его содержания в исправительном учреждении, предусмотренных законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации, имеет право обратиться в суд в порядке, установленном Кодексом административного судопроизводства Российской Федерации, с административным исковым заявлением к Российской Федерации о присуждении за счет казны Российской Федерации компенсации за такое нарушение (ч.1). Компенсация за нарушение условий содержания осужденного в исправительном учреждении присуждается исходя из требований заявителя с учетом фактических обстоятельств допущенных нарушений, их продолжительности и последствий и не зависит от наличия либо отсутствия вины органа государственной власти, учреждения, их должностных лиц, государственных служащих (ч. 2).

Согласно ст.4 Федерального закона от 27.12.2019 № 494-ФЗ, финансовое обеспечение выплаты компенсации за нарушение предусмотренных законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации условий содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении осуществляется за счет средств федерального бюджета, предусмотренных на эти цели.

Компенсация за нарушение условий содержания осужденного в исправительном учреждении присуждается исходя из требований заявителя с учетом фактических обстоятельств допущенных нарушений, их продолжительности и последствий и не зависит от наличия либо отсутствия вины органа государственной власти, учреждения, их должностных лиц, государственных служащих.

Судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции, которые, вопреки доводам апелляционной жалобы, основаны на достоверно установленных обстоятельствах и на правильном применении закона.

Доводы апелляционной жалобы сводятся к иной оценке представленных суду доказательств, приводились представителями ответчика в качестве позиции по иску в суде первой инстанции, были проверены и надлежащим образом оценены судом.

Судебная коллегия не находит оснований не соглашаться с оценкой судом представленных в дело доказательств и установленных обстоятельств.

Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену или изменение принятого решения, предусмотренных ст. 330 Гражданского процессуального кодекса РФ, судом не допущено.

Руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

Решение Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 25 июля 2022 года оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя ФСИН России, УФСИН России по Республике Коми, ФКУЗ МСЧ-11 ФСИН России - без удовлетворения.

Мотивированное определение изготовлено 4 апреля 2023 года.

Председательствующий

Судьи

33-2496/2023

Категория:
Гражданские
Истцы
Идрисов Магомед Багоудинович
Ответчики
ФКУ ИК-25 УФСИН России по Республике Коми
УФСИН России по РК
ФСИН России
Суд
Верховный Суд Республики Коми
Судья
Пунегов П.Ф.
Дело на странице суда
vs.komi.sudrf.ru
03.04.2023Судебное заседание
04.04.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
04.04.2023Передано в экспедицию
03.04.2023
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее