Дело № 71-151/2024
УИД 59RS0014-01-2024-000219-69
РЕШЕНИЕ
г. Пермь 05 марта 2024 г.
Судья Пермского краевого суда Синицына Т.А., при ведении протокола секретарем Каско Н.С., с участием Алиева А.В.о., защитника Леонтьева С.А., рассмотрев в судебном заседании жалобу Алиева Агила Вахид оглы, защитника Леонтьева Сергея Анатольевича на постановление судьи Верещагинского районного суда Пермского края от 14 февраля 2024 г. по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1.1 статьи 18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Алиева Агила Вахид оглы,
установил:
постановлением судьи Верещагинского районного суда Пермского края от 14 февраля 2024 г. Алиев А.В.о признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1.1 статьи 18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 2000 рублей с принудительным выдворением за пределы Российской Федерации.
В жалобе, поданной в Пермский краевой суд, Алиев А.В.о, защитник Леонтьев С.А. просят постановление судьи изменить в части административного наказания, ссылаясь на его чрезмерную суровость, указывают, что нарушение допущено Алиевым А.В.о. не умышленно, вследствие незнания закона, выдворение лишит Алиев А.В.о. возможности участия в воспитании сына, являющегося гражданином Российской Федерации. Просят назначить наказание в виде административного штрафа на основании части 3.8 статьи 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В судебном заседании в краевом суде, Алиев А.В.о, защитник Леонтьев С.А. на удовлетворении жалобы настаивали.
Изучив доводы жалобы, заслушав лиц, принимавших участие в судебном заседании, допросив в качестве свидетеля Б1., исследовав материалы дела об административном правонарушении, судья краевого суда приходит к следующему выводу.
В соответствии с частью 1.1 статьи 18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях нарушение иностранным гражданином или лицом без гражданства режима пребывания (проживания) в Российской Федерации, выразившееся в отсутствии документов, подтверждающих право на пребывание (проживание) в Российской Федерации, или в случае утраты таких документов в неподаче заявления об их утрате в соответствующий орган либо в уклонении от выезда из Российской Федерации по истечении определенного срока пребывания, если эти действия не содержат признаков уголовно наказуемого деяния, влечет наложение административного штрафа в размере от двух тысяч до пяти тысяч рублей с административным выдворением за пределы Российской Федерации.
Правовое положение иностранных граждан в Российской Федерации регулируется Федеральным законом от 25 июля 2002 г. № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон от 25 июля 2002 г. № 115-ФЗ), который устанавливает, помимо прочего, основания и условия пребывания иностранных граждан на ее территории и признает иностранного гражданина законно находящимся в Российской Федерации, если он имеет действительные вид на жительство, либо разрешение на временное проживание, либо визу и (или) миграционную карту, либо иные предусмотренные федеральным законом или международным договором Российской Федерации документы, подтверждающие его право на пребывание (проживание) в Российской Федерации (пункт 1 статьи 2).
В соответствии с абзацем 2 пункта 1 статьи 5 Федерального закона от 25 июля 2002 г. № 115-ФЗ срок временного пребывания в Российской Федерации иностранного гражданина, прибывшего в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, не может превышать девяносто суток суммарно в течение каждого периода в сто восемьдесят суток, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом, а также в случае, если такой срок не продлен в соответствии с настоящим Федеральным законом. При этом непрерывный срок временного пребывания в Российской Федерации указанного иностранного гражданина не может превышать девяносто суток.
В пункте 2 статьи 5 Федерального закона от 25 июля 2002 г. № 115-ФЗ установлено, что временно пребывающий в Российской Федерации иностранный гражданин обязан выехать из Российской Федерации по истечении срока действия его визы или иного срока временного пребывания, установленного настоящим Федеральным законом или международным договором Российской Федерации, за исключением случаев, перечисленных в пункте 2 указанной статьи.
Пунктом 5 статьи 5 Федерального закона Российской Федерации от 25 июля 2002 г. № 115-ФЗ предусмотрено, что срок временного пребывания иностранного гражданина продлевается при выдаче иностранному гражданину разрешения на работу либо при продлении срока действия разрешения на работу в соответствии со статьей 13.2 или 13.5 настоящего Федерального закона. Срок временного пребывания в Российской Федерации иностранного гражданина продлевается при выдаче иностранному гражданину патента, при продлении срока действия патента или при переоформлении патента в соответствии со статьей 13.3 настоящего Федерального закона, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом.
Согласно пункту 5 статьи 13.3 Федерального закона Российской Федерации от 25 июля 2002 г. № 115-ФЗ патент выдается иностранному гражданину на срок от одного до двенадцати месяцев. Срок действия патента может неоднократно продлеваться на период от одного месяца. При этом общий срок действия патента с учетом продлений не может составлять более двенадцати месяцев со дня выдачи патента. Срок действия патента считается продленным на период, за который уплачен налог на доходы физических лиц в виде фиксированного авансового платежа. В этом случае обращение в территориальные органы федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел не требуется. В ином случае срок действия патента прекращается со дня, следующего за последним днем периода, за который уплачен налог на доходы физических лиц в виде фиксированного авансового платежа.
В силу статьи 25.10 Федерального закона от 15 августа 1996 г. № 114-ФЗ «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию» иностранный гражданин или лицо без гражданства, въехавшие на территорию Российской Федерации с нарушением установленных правил, либо не имеющие документов, подтверждающих право на пребывание (проживание) в Российской Федерации, либо утратившие такие документы и не обратившиеся с соответствующим заявлением в территориальный орган федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, либо уклоняющиеся от выезда из Российской Федерации по истечении срока пребывания (проживания) в Российской Федерации, а равно нарушившие правила транзитного проезда через территорию Российской Федерации, являются незаконно находящимися на территории Российской Федерации и несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Из материалов дела следует, что 14 февраля 2024 г. в 11:50 часов в ОВМ МВД России «Верещагинский» по адресу: ****, в ходе проверки документов установлено, что гражданин Республики Азербайджан Алиев А.В.о, временно пребывающий на территории Российской Федерации, прибыл в Российскую Федерацию 01 августа 2023 г., цель въезда – «работа», 03 августа 2023 г. встал на миграционный учет по адресу: ****, 30 августа 2023 г. получил патент серии 59 № **, выданный ГУ МВД России по Пермскому краю, с указанием профессии «подсобный рабочий», произвел авансовые платежи по патенту 11 сентября 2023 г. в сумме 4700 рублей, 27 декабря 2023 г. в сумме 9400 рублей. В связи с пропуском срока по оплате патента, патент серии 59 № **, выданный 30 августа 2023 г., действовал по 30 сентября 2023 г. Срок пребывания Алиева А.В.о на территории Российской Федерации истек 29 октября 2023 г. В нарушение части 1 статьи 5 Федерального закона Федерального закона от 25 июля 2002 г. № 115-ФЗ Алиев А.В.о в период с 30 октября 2023 г. по настоящее время находится на территории Российской Федерации незаконно, уклоняясь от выезда из Российской Федерации и не имея документов, подтверждающих право на пребывание в Российской Федерации.
По указанному факту нарушения статьи 5 Федерального закона Федерального закона от 25 июля 2002 г. № 115-ФЗ 14 февраля 2024 г. составлен протокол об административном правонарушении, соответствующий требованиям статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, согласно которому Алиеву А.В.о, вменяется нарушение режима пребывания, выразившееся в отсутствии документов, подтверждающих право на пребывание (проживание) в Российской Федерации, а также в уклонении от выезда из Российской Федерации по истечении определенного срока пребывания.
Факт совершения Алиевым А.В.о указанного административного правонарушения и его виновность подтверждаются совокупностью исследованных в судебном заседании доказательств, в том числе протоколом об административном правонарушении от 14 февраля 2024 г., письменным объяснением Алиева А.В.о от 14 февраля 2024 г., копией паспорта Алиева А.В.о, копией миграционной карты, согласно которой срок пребывания Алиева А.В.о на территории Российской Федерации установлен с 01 августа 2023 г. по 29 октября 2023 г., копией патента серии 59 № **, выданного ГУ МВД России по Пермскому краю 30 августа 2023 г., чеками по оплате патента от 11 сентября 2023 г. и 27 декабря 2023 г., иными имеющимися в материалах дела доказательствами, которые оценены в совокупности с другими материалами дела об административном правонарушении по правилам статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях с точки зрения их относимости, допустимости, достоверности и достаточности.
Установив, что Алиев А.В.о пребывает на территории Российской Федерации незаконно, документы, подтверждающие право на пребывание (проживание) в Российской Федерации у него отсутствуют, судья районного суда пришел к правильному выводу о нарушении иностранным гражданином режима пребывания (проживания) на территории Российской Федерации, квалифицировал его действия по части 1.1 статьи 18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Выводы судьи районного суда о наличии в действиях Алиева А.В.о состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1.1 статьи 18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, соответствует фактическим обстоятельствам дела и представленным доказательствам.
Каких-либо неустранимых сомнений в виновности Алиева А.В.о в совершении инкриминируемого ему деяния по делу не усматривается.
В данном случае Алиева А.В.о, как участник правоотношений, регулируемых миграционным законодательством, не мог не осознавать последствий несвоевременного выезда за пределы Российской Федерации, а также не знать о порядке пребывания на территории Российской Федерации. Именно на нем в данном случае лежит обязанность принять меры к соблюдению требований законодательства страны пребывания, соблюдению установленных на территории Российской Федерации сроков пребывания и заблаговременно позаботиться о продлении срока законного пребывания на территории Российской Федерации либо о своевременном выезде за ее пределы. Указанное Алиевым А.В.о сделано не было.
Обстоятельств, которые бы объективно свидетельствовали о том, что Алиев А.В.о был лишен возможности совершить действия, направленные на недопущение нарушения миграционного законодательства страны пребывания, не установлено. Сведений о том, что Алиев А.В.о не имел возможности выполнить обязанность по выезду в установленный срок, в материалы дела не представлено, что свидетельствует об игнорировании им установленного в данном государстве правопорядка.
Доводы жалобы о том, что нарушение миграционного законодательства допущено Алиевым А.В.о не умышленно, а вследствие незнания закона, не влекут отмену или изменение оспариваемого постановления, поскольку незнание иностранным гражданином распространяющихся на него требований режима пребывания (проживания) не освобождает его от установленной законом ответственности. Обязанность уполномоченного органа по разъяснению иностранному гражданину режима пребывания (проживания) в Российской Федерации законодательством регулирующим данные правоотношения не установлена.
Наличие миграционного учета по 29 февраля 2024 г. не влияет на квалификацию вмененного Алиеву А.В.о правонарушения, поскольку не свидетельствует о законности нахождения иностранного гражданина на территории Российской Федерации.
В силу статьи 2 Федерального закона от 18 июля 2006 г. № 109-ФЗ «О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации» миграционный учет иностранных граждан и лиц без гражданства - государственная деятельность по фиксации и обобщению предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений об иностранных гражданах и о лицах без гражданства и о перемещениях иностранных граждан и лиц без гражданства; учет иностранного гражданина или лица без гражданства по месту пребывания (далее - учет по месту пребывания) - фиксация в установленном порядке, уполномоченными в соответствии с настоящим Федеральным законом органами сведений о нахождении иностранного гражданина или лица без гражданства в месте пребывания. Целями осуществления миграционного учета являются, в том числе формирование полной, достоверной, оперативной и актуальной информации о перемещениях иностранных граждан, необходимой для прогнозирования последствий указанных перемещений, а также для ведения государственного статистического наблюдения в сфере миграции; систематизация сведений об иностранных гражданах, находящихся в Российской Федерации (в том числе их персональных данных), и о перемещениях иностранных граждан.
Обстоятельств, исключающих в соответствии со статьей 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях производство по делу об административном правонарушении, не имеется.
Постановление по делу об административном правонарушении соответствует положениям части 1 статьи 29.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в нем содержатся все необходимые сведения, отражено событие правонарушения, квалификация деяния, приведены обстоятельства, установленные при рассмотрении дела, доказательства, исследованные в судебном заседании.
Наказание Алиеву А.В.о назначено судьей районного суда в пределах санкции части 1.1 статьи 18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в соответствии с требованиями названного Кодекса, является справедливым.
Вопреки доводам жалобы оснований для вывода о необоснованном вмешательстве государства в осуществление права Алиева А.В.о на уважение его личной и семейной жизни не имеется.
Ссылки на наличие у Алиева А.В.о ребенка гражданина Российской Федерации не свидетельствуют о необоснованном назначении дополнительного наказания, не указывают на существование таких прочных семейных и социальных связей на территории Российской Федерации, которые делали бы безусловно невозможным применение в отношении Алиева А.В.о. такой меры ответственности, как административное выдворение, и свидетельствовали бы о необоснованном вмешательстве публичных властей в личную и семейную жизнь данного лица.
Конституционный Суд Российской Федерации в определении от 05 марта 2014 г. № 628-О «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Китайской Народной Республики Чжэн Хуа на нарушение его конституционных прав частью 1.1 статьи 18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» пришел к выводу о том, что семья и семейная жизнь, относясь к ценностям, находящимся под защитой Конституции Российской Федерации и международных договоров России, не имеют, однако, безусловного во всех случаях преимущества перед другими конституционно значимыми ценностями, а наличие семьи не обеспечивает иностранным гражданам бесспорного иммунитета от законных и действенных принудительных мер в сфере миграционной политики, соразмерных опасности миграционных правонарушений (особенно массовых) и практике уклонения от ответственности.
Законность проживания мигранта позволяет судить о его лояльности к правопорядку страны пребывания.
Правонарушения в области миграционного законодательства в силу закона и по законному решению суда могут быть квалифицированы именно как обстоятельства, вынуждающие к применению такого наказания, как административное выдворение, в силу насущной социальной необходимости.
Необходимость назначения дополнительного административного наказания в виде административного выдворения за пределы Российской Федерации предусмотрена санкцией части 1.1 статьи 18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В соответствии с общими правилами назначения административного наказания, основанными на принципах справедливости, соразмерности и индивидуализации ответственности, административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение, в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях. При назначении административного наказания физическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, личность виновного, его имущественное положение, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность (части 1 и 2 статьи 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).
При назначении Алиеву А.В.о административного наказания требования статьи 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях судьей районного суда соблюдены: учтены характер совершенного административного правонарушения, личность лица, привлекаемого к административной ответственности, наличие смягчающих административную ответственность обстоятельств (совершение правонарушения впервые, признание вины), отсутствие отягчающих административную ответственность обстоятельств и другие обстоятельства дела, в том числе судьей учтено, что у Алиева А.В.о на территории Российской федерации имеется сын, являющийся гражданином Российской Федерации, с которым совместно он не проживает, в Азербайджане у Алиева А.В.о проживают жена и трое несовершеннолетних детей.
Наличие у иностранного гражданина сына, имеющего гражданство Российской Федерации и проживающего на ее территории, не освобождает иностранного гражданина от обязанности соблюдать миграционное законодательство страны пребывания и не является основанием к невозможности применения к нему наказания в виде административного выдворения за ее пределы.
Утверждение Алиева А.В.о о том, что он содержит и воспитывает сына Б2. своего подтверждения не нашли.
Допрошенная в судебном заседании в краевом суде в качестве свидетеля Б1. пояснила, что с Алиевым А.В.о (ранее М.) был заключен брак в 2015 году, когда последний находился в местах лишения свободы. В 2016 г. у них родился сын Б2. В 2017 году Алиев А.В.о после освобождения из мест лишения свободы был департирован, связь с ним прервалась. В связи с необходимостью оформления документов на ребенка и отсутствия связи с супругом, она расторгла брак с Алиевым А.В.о через суд. Воспитанием и содержанием ребенка занималась сама. Алиев А.В.о восстановил с ней связь в 2021 году через социальные сети, общался с ребенком через видеосвязь, периодически отправлял деньги (по 1000, 2000 рублей, нерегулярно, самая большая сумма в 2022 году в размере 10000 рублей на одежду для зимы). В 2023 году, когда Алиев А.В.о приехал в Российскую Федерацию, он приезжал к сыну примерно 1 раз в 2 недели, финансовую помощь оказывал периодически.
Учитывая, что с 2017 года Алиев А.В.о на территории Российской Федерации не находился, вместе с тем это не препятствовало ему с 2021 г. начать общение с ребенком посредством доступных способов (телефонная связь, социальные сети, мессенджеры) и оказывать периодическую финансовую помощь.
Таким образом, его отсутствие на территории Российской Федерации не препятствовало осуществлению им родительских обязанностей в той мере в которой он счел необходимым, поэтому назначенное наказание в виде выдворения не исключает и не препятствует как общению ребенка с ним, так и возможности его содержания и воспитания.
Также необходимо отметить, что в судебном заседании в краевом суде Алиев А.В.о пояснил, что в период нахождения на территории Российской Федерации он помогал двоюродному брату на пилораме, брат давал ему деньги, ежемесячно он тратил около 40-50 тысяч рублей.
Постановлением врио начальника ОВМ МО МВД России «Верещагинский» от 14 февраля 2024 г. Алиев А.В.о привлечен к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 18.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, за осуществление трудовой деятельности.
Таким образом, Алиев А.В.о осуществлял трудовую деятельность незаконно, в отсутствие на то каких-либо законных оснований, установленные законом налоги (сборы) в связи с осуществлением трудовой деятельности не платил.
Сам характер совершенного правонарушения (в том числе длительность уклонения от выезда), сведения о личности (зная о порядке осуществления трудовой деятельности в Российской Федерации, такой порядок сознательно не соблюдал, осуществлял трудовую деятельность незаконно), позволяют сделать вывод о пренебрежительном отношении Алиев А.В.о к законам страны пребывания. При таких обстоятельствах назначение наказания в виде административного штрафа с административным выдворением за пределы Российской Федерации является законным, обоснованным и справедливым.
Учитывая отношение иностранного гражданина к установленному законодательством Российской Федерации правопорядку, а также отсутствие данных, объективно препятствующих ему легализовать свое пребывание (проживание) на территории Российской Федерации, принимая во внимание, что выдворение Алиева А.В.о за пределы Российской Федерации не свидетельствует о невозможности его общения с семьей за пределами Российской Федерации, оснований для исключения назначенного названному лицу наказания в виде административного выдворения за пределы Российской Федерации не имеется.
Доводы жалобы о возможности назначения административного наказания в виде административного штрафа на основании части 3.8 статьи 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях подлежат отклонению.
В соответствии с частью 3.8 статьи 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, если при назначении административного наказания в случае, при котором санкция применяемой статьи предусматривает обязательное назначение наказания в виде административного выдворения за пределы Российской Федерации (за исключением случаев, предусмотренных частями 3.6 и 3.7 настоящей статьи, а также административных правонарушений, предусмотренных частями 5 - 8 статьи 6.21, частями 3 и 4 статьи 6.21.1, частями 3 и 4 статьи 6.21.2, частью 3 статьи 20.25 настоящего Кодекса), судья, учитывая продолжительность проживания иностранного гражданина или лица без гражданства в Российской Федерации, его семейное положение, отношение к уплате налогов, предусмотренных законодательством Российской Федерации, наличие дохода и обеспеченность жильем на территории Российской Федерации, род деятельности и профессию, законопослушное поведение, обращение о приеме в гражданство Российской Федерации и другие обстоятельства, придет к выводу, что административное выдворение за пределы Российской Федерации является чрезмерным ограничением права на уважение частной жизни и несоразмерно целям административного наказания, а также в случае отсутствия государства, готового принять на своей территории лицо без гражданства, назначается административное наказание в виде административного штрафа в размере от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей либо обязательных работ на срок от ста пятидесяти до двухсот часов.
Учитывая приведенные выше обстоятельства (отношение Алиева А.В.о к уплате налогов, отсутствие постоянного официального источника дохода, отсутствие недвижимого имущества на территории Российской Федерации, противоправное поведение Алиева А.В.о) оснований для применения положений части 3.8 статьи 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях не усматривается.
Постановление о назначении Алиеву А.В.о административного наказания вынесено судьей в пределах срока давности привлечения к административной ответственности, установленного частью 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Существенных нарушений процессуальных требований, предусмотренных Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, которые не позволили бы всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело, при производстве по делу об административном правонарушении в отношении Алиева А.В.о допущено не было.
При таком положении оснований для изменения, отмены постановления судьи районного суда и удовлетворения жалобы не имеется.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья краевого суда
решил:
постановление судьи Верещагинского районного суда Пермского края от 14 февраля 2024 г., вынесенное в отношении Алиева А.В.о по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1.1 статьи 18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, оставить без изменения, жалобу Алиева А.В.о, защитника Леонтьева С.А. - без удовлетворения.
Судья - (подпись)