САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОРОДСКОЙ СУД
Рег. № 33-18684/202478RS0022-01-2023-009778-62 | Судья: Заплатина А.В. |
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Санкт-Петербург 15 августа 2024 года
Судебная коллегия по гражданским делам Санкт-Петербургского городского суда в составе:
председательствующего | Селезневой Е.Н. |
судей | Аносовой Е.А. |
Ковалевой Е.В. | |
при секретаре | Беребневе В.С. |
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело №... по апелляционной жалобе Комитета по здравоохранению <адрес> на решение Смольнинского районного суда Санкт-Петербурга от <дата> по иску Лодейнопольского городского прокурора, действующего в защиту интересов несовершеннолетней Шориновой А. А. в лице законного представителя Шориновой О. Н. к Комитету по здравоохранению <адрес> об обязании совершить определенные действия.
Заслушав доклад судьи СЕ.ой Е.Н., выслушав представителя процессуального истца, изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Санкт-Петербургского городского суда
УСТАНОВИЛА:
Лодейнопольский городской прокурор обратился в Смольнинский районный суд Санкт-Петербурга с иском в защиту интересов несовершеннолетней Шориновой А.А. в лице законного представителя Шориновой О.Н. к Комитету по здравоохранению <адрес>, в котором просил обязать ответчика обеспечить ребенка-инвалида Шоринову А.А., <дата> года рождения, достаточным количеством инсулиновых шприцов Микро-Файн Плюс 0,3 мл х 8 мм из расчета 230 упаковок по 10 штук на год вплоть до отмены указанных препаратов лечащим врачом.
В обоснование заявленных требований процессуальный истец указал, что Лодейнопольской городской прокуратурой проведена проверка исполнения законодательства об охране здоровья граждан при обеспечении Шориновой А.А. инсулиновыми шприцами. В результате проведенной проверки установлено, что несовершеннолетняя Шоринова А.А., <дата> года рождения, относится к категории ребенок-инвалид с <дата>, что подтверждается справкой серии МСЭ-2022 №..., выданной Федеральным казенным учреждением «Главное бюро медико-социальной экспертизы по <адрес>» Минтруда России Бюро МСЭ №..., в то время как требования по бесперебойному предоставлении лекарственными препаратами соблюдаются Комитетом по здравоохранению по <адрес> не в полном объеме. Шоринова А.А. имеет установленный диагноз «сахарный диабет I типа», выявленный впервые <дата>, и нуждается в инсулиновых шприцах Микро-Файн Плюс 0,3 мл х 8 мм №... штук – 230 упаковок в год. Несмотря на направленные Государственным бюджетным учреждением здравоохранению <адрес> «Лодейнопольская муниципальная больница» заявки на закупку указанных шприцов, ответчиком необходимое количество не закуплено, соответственно несовершеннолетняя в требуемом ей количестве ими не обеспечена.
Решением Смольнинского районного суда Санкт-Петербурга от <дата> на Комитет по здравоохранению <адрес> возложена обязанность обеспечить ребенка-инвалида Шоринову А.А. медицинским изделием – инсулиновым шприцом с дозировкой 0,3 х 8 мм из расчета 230 упаковок по 10 штук на год вплоть до отмены указанных препаратов лечащим врачом.
Не согласившись с указанным решением, Комитетом по здравоохранению <адрес> подана апелляционная жалоба, в которой ответчик полагает решение суда подлежащим отмене, с вынесением решения об отказе в удовлетворении требований, поскольку судом не дана правовая оценка доводам ответчика, что привело к некорректной формулировке резолютивной части судебного акта.
Представитель процессуального истца Соловьева В.В. в судебное заседание явилась, против доводов апелляционной жалобы возражала.
Истец Шоринова О.Н., представитель ответчика Комитета по здравоохранению <адрес>, представитель третьего лица ГБУЗ ЛО «Лодейнопольская межрайонная больница» в заседание суда апелляционной инстанции не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, ходатайств об отложении рассмотрения дела с доказательствами невозможности участия в рассмотрении дела не представили, поэтому судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие сторон.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав явившихся лиц, проверив в порядке ч. 1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации законность и обоснованность решения суда в пределах доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
Как следует из материалов дела, Шоринова А.А., <дата> года рождения, является ребенком-инвалидом.
Из выписного эпикриза из медицинской карты №... Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Санкт-Петербургский государственный педиатрический медицинский университет» Министерства здравоохранения Российской Федерации усматривается, что впервые сахарный диабет Шориновой А.А. выявлен <дата>. Шориновой А.А. рекомендована инсулинотерапия в базис-болюсном режиме Глулизин + Гларгин по схеме: 9.00 Гларгин 0,75 ЕД; завтрак (3-4 ХЕ) Глулизин: 0,5 ЕД/ХЕ (+0,25 ЕД при с.к. более 12 ммоль/л; +0,5 ЕД при с.к. более 16 ммоль/л); 2-ой завтрак (2 ХЕ) Глулизин: 0/0,25/0,5 (0,25 ЕД при с.к.более 10 ммоль/л; 0,5 ЕД при с.к. более 16 ммоль\л); обед (3-4 ХЕ) Глулизин: 0,5 ЕД/ХЕ (+0,25 ЕД при с.к. более 12 ммоль/л; +0,5 ЕД при с.к. более 16 ммоль/л; ужин (3-4 ХЕ) Глулизин: 0,5 ЕД/ХЕ (+0,25 ЕД при с.к. более 12 ммоль/л; +0,5 ЕД при с.к. более 16 ммоль/л); 2-ой ужин (2 ХЕ) Глулизин: 0/0,25/0,5 (0,25 ЕД при с.к. более 10 ммоль/л; 0,5 ЕД при с.к. более 16 ммоль/л).
Протоколами заседаний врачебной комиссии Государственного бюджетного учреждения здравоохранения <адрес> «Лодейнопольская межрайонная больница» №... от <дата>, №... от <дата>, №... от <дата>, состоявшихся по вопросу оформления дополнительной заявки на инсулиновые шприцы, последней принято решение: с учетом впервые выявленного сахарного диабета, с маленькой потребностью в инсулине и необходимостью проводить коррекцию дозы инсулина, необходимо оформить дополнительную заявку на инсулиновые шприцы Микро-Файн Плюс 0,3 мл х 8 мм №... штук – 230 упаковки на год.
<дата> Врио главного врача Государственного бюджетного учреждения здравоохранения <адрес> «Лодейнопольская межрайонная больница» на имя Врио председателя Комитета по здравоохранению <адрес> подана дополнительная заявка на закупку инсулиновых шприцов препарата пациентке Шориновой А.А.
<дата> на имя Председателя Комитета по здравоохранению <адрес> подана дополнительная заявка аналогичного содержания.
На имя Шориновой А.А. выданы рецепты серии 4110 №... от <дата>, серии 4110 №... от <дата>, серии 4110 №... от <дата>, серии 4110 №... от <дата>.
<дата> на запрос Лодейнопольской городской прокуратуры Государственным бюджетным учреждением здравоохранения <адрес> «Лодейнопольская межрайонная больница» предоставлен ответ на запрос предоставлена следующая информация: в адрес Комитета по здравоохранению <адрес> было подано 2 дополнительные заявки на инсулиновые шприцы Микро-Файн Плюс 0,3 х 8 мм №... штук – 230 упаковки. Рецепты на шприцы выписаны участковой службой. Со слов сотрудников аптечного пункта №..., расположенного по адресу: <адрес>, Набережная улица, <адрес>, поступили шприцы U – 100 insulin 30 G (0,3 ml х 8 mm) №..., мама от них отказалась, объясняя это тем, что не подходит размер.
<дата> на имя Заместителя городского прокурора Лодейнопольской городской прокуратуры Государственным автономным учреждением <адрес> «Ленфарм» предоставлен ответ на запрос, согласно которому <дата> с регионального склада Государственного автономного учреждения <адрес> «Ленфарм» (путем перераспределения из обособленного подразделения другого района <адрес>) в аптечный пункт, располагающийся по адресу: <адрес>, Набережная улица, <адрес>, корпус 1, были отгружены шприцы BD 0,3 мл U-100 инсулиновый – 2 упаковки для обеспечения рецептов, выписанных на имя Шориновой А.А. В свою очередь сотрудник аптечного пункта при получении льготного лекарственного препарата сообщить Шориновой О.Н. о необходимости явки в вышеуказанный аптечный пункт с целью обеспечения рецептов, выписанных Шориновой А.А.
Между тем из материалов дела усматривается, что обязанность, возложенная на Комитет по здравоохранению <адрес>, последним надлежащим образом не исполняется, в результате чего Шоринова А.А., как ребенок-инвалид не обеспечена необходимыми средствами (инсулиновым шприцом Микро-Файн Плюс 0,3 мл х 8 мм №... шт.) для поддержания ее состояния по установленному диагнозу «диабет».
Судом первой инстанции отклонен довод ответчика о том, что в 2023 году Шориной А.А. отпущено 720 штук шприцов, поскольку отпуск медицинских изделий производился со значительной задержкой, что нарушает права ребенка-инвалида на обеспечение медицинскими изделиями для проведения инсулинотерапии и кроме того, не является достаточным количеством для обеспечения жизнедеятельности ребенка категории «ребенок-инвалид».
Разрешая заявленные требования, суд первой инстанции пришел к выводу, что Шоринова А.А., являясь ребенком-инвалидом в силу установленного ей диагноза «диабет», по медицинским показаниям признана нуждающейся в регулярном приеме лекарственного средства «Инсулин» с коррекционным методом введения препарата посредством инсулиновых шприцов Микро-Файн Плюс 0,3 х 8 мм №... штук, учитывая, что согласно положениям федерального законодательства одним из принципов охраны здоровья граждан в Российской Федерации является соблюдение прав граждан в сфере охраны здоровья и обеспечение реализации этих прав государственными гарантиями, к числу которых относится оказание инвалидам государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, в состав которого входит обеспечение за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации лекарственными препаратами и медицинскими изделиями в соответствии со стандартами медицинской помощи без взимания платы, а также учитывая, что необходимость такого обеспечения в отношении Шориновой А.А. признана решением врачебной комиссии, суд первой инстанции пришел к выводу о наличии правовых оснований для возложения обязанности на Комитет по здравоохранению <адрес> регулярно и в полном объеме обеспечивать Шоринову А.А. регулярно и в полном объеме лекарственным средством инсулиновым шприцом с дозировкой 0,3 х 8 мм из расчета 230 упаковок по 10 штук на год по медицинским показаниям.
Проверяя законность принятого по делу решения с учетом доводов, изложенных в апелляционной жалобе, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
Конституция Российской Федерации провозглашает Российскую Федерацию социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, в том числе путем установления гарантий социальной защиты (статьи 7, 39), которая, включая социальное обеспечение, находится в совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов (пункт «ж» части 1 статьи 72).
Каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений (часть 1 статьи 41 Конституции Российской Федерации).
Таким образом, здоровье как неотъемлемое и неотчуждаемое благо, принадлежащее человеку от рождения и охраняемое государством, Конституция Российской Федерации относит к числу конституционно значимых ценностей, гарантируя каждому право на охрану здоровья, медицинскую и социальную помощь.
Базовым нормативным правовым актом, регулирующим отношения в сфере охраны здоровья граждан в Российской Федерации, является Федеральный закон от <дата> № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (далее также - Федеральный закон «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»).
В силу статьи 4 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» охрана здоровья в Российской Федерации основывается на ряде принципов, в числе которых соблюдение прав граждан в сфере охраны здоровья и обеспечение связанных с этими правами государственных гарантий.
К числу прав граждан в сфере охраны здоровья относится в том числе право на медицинскую помощь в гарантированном объеме, оказываемую без взимания платы в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, а также на получение платных медицинских услуг и иных услуг, в том числе в соответствии с договором добровольного медицинского страхования (часть 2 статьи 19 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»).
Статьей 29 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» определены способы обеспечения охраны здоровья граждан. В частности, организация охраны здоровья осуществляется путем обеспечения определенных категорий граждан Российской Федерации лекарственными препаратами, медицинскими изделиями и специализированными продуктами лечебного питания в соответствии с законодательством Российской Федерации (пункт 5 части 1 статьи 29 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»).
Медицинскими изделиями являются любые инструменты, аппараты, приборы, оборудование, материалы и прочие изделия, применяемые в медицинских целях отдельно или в сочетании между собой, а также вместе с другими принадлежностями, необходимыми для применения указанных изделий по назначению, включая специальное программное обеспечение, и предназначенные производителем для профилактики, диагностики, лечения и медицинской реабилитации заболеваний, мониторинга состояния организма человека, проведения медицинских исследований, восстановления, замещения, изменения анатомической структуры или физиологических функций организма, предотвращения или прерывания беременности, функциональное назначение которых не реализуется путем фармакологического, иммунологического, генетического или метаболического воздействия на организм человека. Медицинские изделия могут признаваться взаимозаменяемыми, если они сравнимы по функциональному назначению, качественным и техническим характеристикам и способны заменить друг друга (часть 1 статьи 38 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»).
Согласно части 1 статьи 43 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» гражданам, страдающим социально значимыми заболеваниями, и гражданам, страдающим заболеваниями, представляющими опасность для окружающих, оказывается медицинская помощь и обеспечивается диспансерное наблюдение в соответствующих медицинских организациях.
Перечень социально значимых заболеваний и перечень заболеваний, представляющих опасность для окружающих, утверждается Правительством Российской Федерации исходя из высокого уровня первичной инвалидности и смертности населения, снижения продолжительности жизни заболевших (часть 2 статьи 43 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»).
Постановлением Правительства Российской Федерации от <дата> №... утверждены перечень социально значимых заболеваний и перечень заболеваний, представляющих опасность для окружающих. В перечень социально значимых заболеваний включен в том числе сахарный диабет (коды заболеваний по международной классификации болезней (МКБ-10) E10 - E14).
Источниками финансового обеспечения в сфере охраны здоровья являются средства федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов, средства обязательного медицинского страхования, средства организаций и граждан, средства, поступившие от физических и юридических лиц, в том числе добровольные пожертвования, и иные не запрещенные законодательством Российской Федерации источники (статья 82 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»).
Согласно части 1, пункту 5 части 2 статьи 80 Федерального закона от <дата> № 323-ФЗ в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи органы государственной власти субъектов Российской Федерации утверждают территориальные программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, включающие в себя территориальные программы обязательного медицинского страхования, установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации об обязательном медицинском страховании.
В рамках территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи органы государственной власти субъектов Российской Федерации устанавливают в частности перечень лекарственных препаратов, отпускаемых населению в соответствии с Перечнем групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства и изделия медицинского назначения отпускаются по рецептам врачей бесплатно, а также в соответствии с Перечнем групп населения, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства отпускаются по рецептам врачей с пятидесятипроцентной скидкой, сформированный в объеме не менее, чем это предусмотрено перечнем жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, утверждаемым Правительством Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом от <дата> № 61-ФЗ «Об обращении лекарственных средств».
Как следует из Перечня групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства и изделия медицинского назначения отпускаются по рецептам врачей бесплатно, являющимся Приложением №... к Постановлению Правительства Российской Федерации от <дата> №... «О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшении обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения», детям-инвалидам в возрасте до 18 лет на бесплатной основе предоставляются все лекарственные средства, средства медицинской реабилитации, калоприемники, мочеприемники и перевязочные материалы (по медицинским показаниям).
По вышеуказанному перечню лицам с заболеванием «диабет» на бесплатной основе предоставляются все лекарственные средства, этиловый спирт (100 г в месяц), инсулиновые шприцы, шприцы типа «Новопен», «Пливапен» 1 и 2, иглы к ним, средства диагностики.
Кроме того, согласно части 5 статьи 37 Федерального закона от <дата> №323-ФЗ назначение и применение лекарственных препаратов, медицинских изделий и специализированных продуктов лечебного питания, не входящих в соответствующий стандарт медицинской помощи, допускаются в случае наличия медицинских показаний (индивидуальной непереносимости, по жизненным показаниям) по решению врачебной комиссии.
Правовые и организационные основы предоставления мер социальной поддержки инвалидов установлены Федеральным законом от <дата> № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон от <дата> № 181-ФЗ), определяющим государственную политику в области социальной защиты инвалидов в Российской Федерации, целью которой является обеспечение инвалидам равных с другими гражданами возможностей в реализации гражданских, экономических, политических и других прав и свобод, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, а также в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами Российской Федерации.
Согласно статье 13 Федерального закона от <дата> № 181-ФЗ оказание квалифицированной медицинской помощи инвалидам осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации в рамках программы государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи.
К полномочиям Российской Федерации в области оказания государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, переданным для осуществления органам государственной власти субъектов Российской Федерации, относятся следующие полномочия по организации обеспечения граждан, включенных в Федеральный регистр лиц, имеющих право на получение государственной социальной помощи, и не отказавшихся от получения социальной услуги, предусмотренной пунктом 1 части 1 статьи 6.2 настоящего Федерального закона, лекарственными препаратами для медицинского применения, медицинскими изделиями, а также специализированными продуктами лечебного питания для детей-инвалидов: осуществление закупок (в том числе организация определения поставщиков) лекарственных препаратов для медицинского применения, медицинских изделий, а также специализированных продуктов лечебного питания для детей-инвалидов; организация обеспечения населения лекарственными препаратами для медицинского применения, медицинскими изделиями, а также специализированными продуктами лечебного питания для детей-инвалидов, закупленными по государственным контрактам (подпункты 1, 3 пункта 1 статьи 4.1 Федерального закона от <дата> № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» (далее - Федеральный закон от <дата> № 178-ФЗ)).
В соответствии с настоящей главой право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг имеют дети-инвалиды (пункт 9 статьи 6.1 Федерального закона от <дата> № 178-ФЗ).
В силу подпункта 1 пункта 1 статьи 6.2 Федерального закона от <дата> № 178-ФЗ в состав предоставляемого гражданам из числа категорий, указанных в статье 6.1 настоящего Федерального закона, набора социальных услуг включаются в том числе услуги по обеспечению в соответствии со стандартами медицинской помощи необходимыми лекарственными препаратами для медицинского применения в объеме не менее, чем это предусмотрено перечнем жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, сформированным в соответствии с Федеральным законом от <дата> № 61-ФЗ «Об обращении лекарственных средств», по рецептам на лекарственные препараты, медицинскими изделиями по рецептам на медицинские изделия, а также специализированными продуктами лечебного питания для детей-инвалидов;
Порядок предоставления гражданам социальных услуг устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим выработку государственной политики и нормативное правовое регулирование в сфере здравоохранения и социального развития (пункт 5 статьи 6.3 Федерального закона от <дата> № 178-ФЗ).
В случае временного отсутствия в аптечной организации указанного в рецепте лекарственного препарата, медицинского изделия или специализированного продукта лечебного питания для детей-инвалидов рецепт принимается на отсроченное обслуживание с даты обращения пациента в аптечную организацию в сроки, установленные правилами отпуска лекарственных препаратов для медицинского применения (пункт 19 Приказа Минтруда России №...н, Минздрава России №...н от <дата> «Об утверждении Порядка предоставления набора социальных услуг отдельным категориям граждан», зарегистрированного в Минюсте России <дата> №...).
Таким образом, как следует из вышеприведенных положений, детям-инвалидам государством гарантируется право на обеспечение лекарственными средствами и препаратами, медицинскими изделиями на бесплатной основе. Такое обеспечение должно осуществляться уполномоченным органом, в настоящем случае – Комитетом по здравоохранению <адрес>.
Программа государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов утверждена постановлением Правительства Российской Федерации от <дата> №... (далее - Программа государственных гарантий; Программа).
Программой, в частности, установлены: перечень видов, форм и условий медицинской помощи, оказание которой осуществляется бесплатно, перечень заболеваний и состояний, оказание медицинской помощи при которых осуществляется бесплатно, а также требования к территориальным программам государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи в части определения порядка и условий предоставления медицинской помощи, критериев доступности и качества медицинской помощи.
В разделе III Программы государственных гарантий указано, что гражданам медицинская помощь оказывается бесплатно по соответствующим видам заболеваний (перечень содержится в этом разделе), в том числе при болезнях эндокринной системы.
Согласно разделу V Программы обеспечение лекарственными препаратами в соответствии с перечнем групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные препараты и медицинские изделия в соответствии с законодательством Российской Федерации отпускаются по рецептам врачей бесплатно, осуществляется за счет бюджетных ассигнований бюджетов субъектов Российской Федерации.
Пунктами 3, 14 части 1 статьи 16 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере охраны здоровья отнесены: разработка, утверждение и реализация территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, включающей в себя территориальную программу обязательного медицинского страхования; установление мер социальной поддержки по организации оказания медицинской помощи лицам, страдающим социально значимыми заболеваниями и заболеваниями, представляющими опасность для окружающих, и по организации обеспечения указанных лиц лекарственными препаратами.
В целях обеспечения конституционных прав граждан Российской Федерации на получение бесплатной медицинской помощи на территории <адрес> и в соответствии с Федеральным законом от <дата> № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» постановлением правительства <адрес> от <дата> №... утверждена Территориальная программа государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на территории <адрес> на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов.
Названная программа, как и Программа государственных гарантий, предусматривает бесплатное оказание гражданам медицинской помощи, в том числе при болезнях эндокринной системы (раздел III Территориальной программы <адрес>), и обеспечение за счет бюджетных ассигнований областного бюджета лекарственными препаратами в соответствии с перечнем групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные препараты и медицинские изделия в соответствии с законодательством Российской Федерации отпускаются по рецептам врачей бесплатно (раздел V Территориальной программы).
Из приведенных нормативных положений федерального законодательства и регионального законодательства <адрес> в их системной взаимосвязи следует, что одним из принципов охраны здоровья граждан в Российской Федерации является соблюдение прав граждан в сфере охраны здоровья и обеспечение реализации этих прав государственными гарантиями. Источниками финансового обеспечения в сфере охраны здоровья граждан являются в том числе средства федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов, средства обязательного медицинского страхования.
Установленные Гражданским процессуальным кодексом Российской Федерации цели судопроизводства предопределяют завершенность механизма судебной защиты моментом вступления судебного акта в законную силу, с установлением для участников судопроизводства дополнительных гарантий законности деятельности по отправлению правосудия в форме пересмотра судебных актов, вступивших в законную силу. Принцип исполнимости судебных решений является результатом непосредственного действия судебного акта, вступившего в законную силу.
Судебная коллегия также не может согласиться с решением суда в части возложения обязанности на Комитет по здравоохранению <адрес> обеспечить ребенка-инвалида Шоринову А.А. медицинским изделием – инсулиновым шприцом с дозировкой 0,3 х 8 мм из расчета 230 упаковок по 10 штук на год вплоть до отмены указанных препаратов лечащим врачом.
Судебное решение в этой части исполнимым не является, поскольку отмена медицинского изделия лечащим врачом, с учетом специфики заболевания, невозможна.
Учитывая изложенное, судебная коллегия полагает изменить решение суда в этой части и возложить обязанность на Комитет по здравоохранению <адрес> обеспечить ребенка-инвалида Шоринову А.А. медицинским изделием – инсулиновым шприцом с дозировкой 0,3 х 8 мм из расчета 230 упаковок по 10 штук на год вплоть до замены медицинского изделия лечащим врачом.
Иные доводы, указанные в апелляционной жалобе, не содержат юридически значимых для дела обстоятельств, не учтенных судом первой инстанции, основаны на неправильной оценке обстоятельств дела, фактически выражают субъективную точку зрения ответчика о том, как должно быть рассмотрено настоящее дело.
Руководствуясь ст. 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Смольнинского районного суда Санкт-Петербурга от <дата> изменить.
Обязать Комитет по здравоохранению <адрес> обеспечить ребенка-инвалида Шоринову А. А. медицинским изделием – инсулиновым шприцом с дозировкой 0,3 х 8 мм из расчета 230 упаковок по 10 штук на год вплоть до замены медицинского изделия лечащим врачом.
Председательствующий:
Судьи:
Мотивированное апелляционное определение изготовлено <дата>.