Решение по делу № 2-160/2023 от 14.02.2023

Дело № 2-160/2023

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

г. Южа Ивановской области 10 марта 2023 года

Палехский районный суд Ивановской области в составе:

председательствующего судьи Соболева А.А.,

с участием помощника прокурора Южского района Ивановской области Шероновой Н.П.,

представителя ответчика - администрации Южского муниципального района Ивановской области Пискунова Ю.А., действующей на основании доверенности,

при секретаре Кузьминой Т.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску исполняющего обязанности заместителя прокурора Южского района Ивановской области, действующего в интересах неопределённого круга лиц, к Муниципальному казённому учреждению «Управление городского хозяйства» и администрации Южского муниципального района Ивановской области об обязании к совершению определенных действий,

У С Т А Н О В И Л:

Исполняющий обязанности заместителя прокурора Южского района Ивановской области, действуя в интересах неопределённого круга лиц, обратился в суд с исковым заявлением к муниципальному казённому учреждению «Управление городского хозяйства» (далее по тексту МКУ «Управление городского хозяйства») и администрации Южского муниципального района Ивановской области о понуждении:

- МКУ «Управление городского хозяйства» в срок до 01 июня 2023 года внести изменения в проект организации дорожного движения на дорогу «ул.Пушкина», предусмотрев наличие уличного освещения пешеходного перехода, расположенного на участке дороги 0+ по ул.Пушкина города Южи, и обеспечить наличие уличного освещения пешеходного перехода в соответствии с проектом организации дорожного движения на дорогу «ул.Пушкина» (в новой редакции);

- Администрации Южского муниципального района Ивановской области обеспечить выполнение работ по внесению изменений в проект организации дорожного движения на дорогу «ул.Пушкина», предусмотрев наличие уличного освещения пешеходного перехода, расположенного на участке дороги 0+ по ул.Пушкина города Южи, и обеспечить наличие уличного освещения пешеходного перехода в соответствии с проектом организации дорожного движения на дорогу «ул.Пушкина» (в новой редакции) в срок до 01 июня 2023 года в случае недостаточности денежных средств у МКУ «Управление городского хозяйства».

Как следует из представленного искового заявления, прокурор мотивировал требования к ответчикам тем, что прокуратурой района в рамках проверки доводов жалобы ФИО2 проведена проверка по решению вопросов местного значения в области безопасности дорожного движения.

В соответствии п.1 ст. 12 Федерального закона №196-ФЗ от 10.12.1995 года «О безопасности дорожного движения» (далее Закон о безопасности дорожного движения) ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения; соответствие состояния дорог техническим регламентам и другим нормативным документам, относящимся к обеспечению безопасности дорожного движения, удостоверяется актами контрольных осмотров либо обследований дорог, проводимых с участием соответствующих органов исполнительной власти.

Согласно п.4.5.2.4. ГОСТ Р 52766-2007 «Дороги автомобильные общего пользования. Элементы обустройства. Общие требования» пешеходный переход должен быть оборудован дорожными знаками, разметкой и иметь освещение (с питанием от распределительных сетей или автономных источников). В силу п. 4.6.1.1. стационарное электрическое освещение на автомобильных дорогах устраивают на пешеходных переходах в разных уровнях с проезжей частью.

Дорога «ул.Пушкина» является собственностью Южского городского поселения, включена в перечень дорог общего пользования. Один из пешеходных переходов (при пересечении дороги улицы Пушкина с улицей Лермонтова) на данной дороге не имеет стационарного освещения. При этом пешеходный переход предназначен для перехода школьников и неопределенного круга лиц. Отсутствие надлежащего уличного освещения может повлечь нарушение прав граждан на безопасное передвижение по улично-дорожной сети Южского городского поселения.

В судебном заседании помощник прокурора Южского района Ивановской области Шеронова Н.П. исковые требования поддержала в полном объеме, по доводам, изложенным в исковом заявлении.

Представитель ответчика – МКУ «Управление городского хозяйства», будучи надлежащим образом извещённым о дате, времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явился.

Представитель ответчика - администрации Южского муниципального района Пискунов Ю.А., действующий по доверенности, удовлетворению исковых требований не возражал, просил установить срок для исполнения решения суда до 01 июня 2024 года.

Заслушав прокурора, представителя ответчика, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему:

в соответствии со ст. 2 Федерального закона от 10.12.1995 года №196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» безопасность дорожного движения представляет собой состояние процесса дорожного движения, отражающее степень защищенности его участников от дорожно-транспортных происшествий и их последствий. Обеспечение безопасности дорожного движения рассматривается как деятельность, направленная на предупреждение причин возникновения дорожно-транспортных происшествий, снижение тяжести их последствий.

Основным принципом обеспечения дорожного движения является приоритет жизни и здоровья граждан, участвующих в дорожном движении, над экономическим результатом хозяйственной деятельности (ст. 3 ФЗ №196-ФЗ от 10.12.1995 года).

В статье 24 указанного закона закреплено право гражданина на безопасные условия движения по дорогам Российской Федерации.

Обеспечение безопасности дорожного движения осуществляется, в том числе посредством деятельности по организации дорожного движения, а также материального и финансового обеспечения мероприятий по безопасности дорожного движения. Ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения (ст. ст. 5, 12).

Мероприятия по организации дорожного движения, осуществляются федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления, юридическими и физическими лицами, являющимися собственниками или иными владельцами автомобильных дорог.

Полномочия органов местного самоуправления в области обеспечения безопасности дорожного движения являются расходными обязательствами муниципальных образований (ст. 21 Федерального закона от 10.12.1995 года № 196- ФЗ).

В силу п. 4 ст. 6 Федерального закона от 10.12.1995 года № 196-ФЗ к полномочиям органов местного самоуправления городского поселения в области обеспечения безопасности дорожного движения относится осуществление мероприятий по обеспечению безопасности дорожного движения на автомобильных дорогах местного значения, в том числе на объектах улично-дорожной сети, в границах населенных пунктов городского поселения при осуществлении дорожной деятельности.

Обязанность по обеспечению соответствия дорог при их содержании установленным правилам, стандартам, техническим нормам и другим нормативным документам возлагается на лиц, осуществляющих содержание дорог (ч.2 ст. 12).

В соответствии с п.5 ч.1 ст.14 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения поселения относится дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах поселения и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах поселения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Согласно п. 5 ст. 3 Федерального закона № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесений изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» элементы обустройства автомобильных дорог - сооружения, к которым относятся дорожные знаки, дорожные ограждения, светофоры и другие устройства для регулирования дорожного движения, места отдыха, остановочные пункты, объекты, предназначенные для освещения автомобильных дорог, пешеходные дорожки, пункты весового и габаритного контроля транспортных средств, пункты взимания платы, стоянки (парковки) транспортных средств, сооружения, предназначенные для охраны автомобильных дорог и искусственных дорожных сооружений, тротуары, другие предназначенные для обеспечения дорожного движения, в том числе его безопасности, сооружения, за исключением объектов дорожного сервиса.

В соответствии со ст. 13 Федерального закона от 08.11.2007 года № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений, муниципальных районов, городских округов в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности относятся: осуществление муниципального контроля за обеспечением сохранности автомобильных дорог местного значения, установление порядка осуществления муниципального контроля за обеспечением сохранности автомобильных дорог местного значения; осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения; разработка основных направлений инвестиционной политики в области развития автомобильных дорог местного значения; утверждение нормативов финансовых затрат на капитальный ремонт, ремонт, содержание автомобильных дорог местного значения и правил расчета размера ассигнований местного бюджета на указанные цели; осуществление иных полномочий, отнесенных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации к полномочиям органов местного самоуправления.

Согласно ч.3 ст. 15 Федерального закона от 08.11.2007 года № 257-ФЗ, осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения обеспечивается уполномоченными органами местного самоуправления.

В соответствии со ст. 34 данного Федерального закона дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения осуществляется за счет средств местных бюджетов, иных предусмотренных законодательством Российской Федерации источников финансирования.

В силу ст. 22 указанного Закона к требованиям по обеспечению безопасности дорожного движения в процессе его организации относится деятельность по организации дорожного движения, которая должна осуществляться на основе комплексного использования технических средств и конструкций, применение которых регламентировано действующими в Российской Федерации техническими регламентами и предусмотрено проектами и схемами организации дорожного движения.

В соответствии с п.5 ст. 5 Устава Южского городского поселения, дорожная деятельность в границах поселения отнесена к предмету ведения Южского городского поселения.

Полномочия исполнительно-распорядительного органа Южского городского поселения Южского муниципального района решением Совета Южского городского поселения возложены на администрацию Южского муниципального района (ст. 24 Устава). При этом полномочия, которыми наделена администрация Южского муниципального района, осуществляются за счет средств бюджета Южского городского поселения. (п. 3 ч.1, ч. 5 ст. 37 Устава Южского городского поселения).

Согласно п.1.8, 1.9, 1.6 Устава МКУ «Управление городского хозяйства», утвержденного постановлением администрации Южского муниципального района №161-п от 21.02.2017 года, Учредителем Учреждения является администрация Южского муниципального района Ивановской области, которая осуществляет права собственника имущества юридического лица и его учредителя. Учреждение от своего имени приобретает и осуществляет имущественные и личные неимущественные права, несет обязанности, может выступать истцом и ответчиком в суде.

В соответствии с п. 2.1. Устава МКУ «Управление городского хозяйства», целью деятельности учреждения, в том числе, является обеспечение реализации предусмотренных законодательством РФ полномочий органом местного самоуправления, в сфере дорожного хозяйства, транспорта, и иных вопросов, отнесенных к видам его деятельности. При этом согласно п.2.2.2 Устава одним из видов деятельности МКУ является дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов Южского городского поселения и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством РФ. В соответствии с п.2.2.3 Устава также одним из видов деятельности МКУ является благоустройство территории Южского городского поселения, освещение улиц.

Таким образом, в силу вышеназванных положений закона, Устава Южского городского поселения, устава МКУ «Управление городского хозяйства» администрацией Южского муниципального района Ивановской области полномочия по осуществлению дорожной деятельности переданы созданному для этой цели юридическому лицу МКУ «Управление городского хозяйства».    МКУ «Управление городского хозяйства» должно осуществлять деятельность по реконструкции, капитальному ремонту и содержанию автомобильных дорог местного значения в границах муниципального образования – Южское городское поселение в соответствии с требованиями законодательства о безопасности дорожного движения и нормами ГОСТов. В свою очередь администрация Южского муниципального района, являясь учредителем МКУ, несет субсидиарную ответственность по обязательствам данного учреждения, за счет средств бюджета Южского городского поселения.

Согласно статье 2 Федерального закона "О безопасности дорожного движения", пункту 1.2. Правил дорожного движения Российской Федерации дорога - обустроенная или приспособленная и используемая для движения транспортных средств полоса земли либо поверхность искусственного сооружения. Дорога включает в себя одну или несколько проезжих частей, а также трамвайные пути, тротуары, обочины и разделительные полосы при их наличии.

Требования к работе объектов наружного освещения содержатся в пунктах 4.6.1.15 и 4.6.1.16 ГОСТ Р 52766-2007 "Дороги автомобильные общего пользования. Элементы обустройства. Общие требования" (далее - ГОСТ Р 52766-2007) и пунктах 4.6.3, 4.6.4 ГОСТ Р 50597-93 "Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения" (далее - ГОСТ Р 50597-03), которыми не допускается отключение освещения дорог в ночное время.

Согласно п.4.5.2.4. ГОСТ Р 52766-2007 «Дороги автомобильные общего пользования. Элементы обустройства. Общие требования» пешеходный переход должен быть оборудован дорожными знаками, разметкой и иметь освещение (с питанием от распределительных сетей или автономных источников). В силу п. 4.6.1.1. стационарное электрическое освещение на автомобильных дорогах устраивают на пешеходных переходах в разных уровнях с проезжей частью.

Согласно свидетельству о государственной регистрации права 37-СС №377400 от 14 ноября 2013 автомобильная дорога, протяженностью 483 м., расположенная по адресу: Ивановская область, г.Южа, ул.Пушкина, является собственностью Южского городского поселения.

Проектом организации дорожного движения по улице Пушкина Южского городского поселения Ивановской области на пересечении улицы Пушкина с улицей Лермонтова предусмотрен пешеходный переход.

Обязанность по освещению данного объекта возлагается на его собственника или уполномоченных собственником лиц.

Таким образом, в ходе рассмотрения дела достоверно установлено, что вопреки требованиям закона до настоящего времени на пешеходном переходе на пересечении улицы Пушкина с улицей Лермонтова отсутствует улично-дорожное освещение, проектно-сметная документация на данный участок не разработана. Данный факт в ходе судебного разбирательства стороной ответчиков не оспаривался. В связи с этим имеет место нарушение прав граждан, связанных с их безопасностью при движении по пешеходному переходу в темное время суток. Указанные обстоятельства подтверждаются жалобой ФИО2, поступившей в прокуратуру Южского района, а также не оспаривались представителем ответчика в судебном заседании.

Доказательств невозможности внесения изменений в проектно-сметную документацию и обустройства уличного освещения пешеходного перехода в соответствие с проектом организации дорожного движения ответчиками не представлено. В судебном заседании представитель ответчика удовлетворению исковых требований в данной части не возражал, в связи с чем суд приходит к выводу о наличии оснований для удовлетворения требований прокурора.

Принимая во внимание позицию прокурора, финансовые возможности административных ответчиков, в том числе доводы представителя ответчика о высокодотационном бюджете, который на 2023 год уже сформирован, иные обстоятельства, в том числе характер подлежащих защите прав неопределенного круга лиц на безопасность дорожного движения, связанных с защитой жизни и здоровья граждан, суд считает возможным установить срок для исполнения решения суда до 01 сентября 2023 года. При этом срок предложенный представителем ответчика суд расценивает как необоснованно завышенный.

Согласно ст. 103 ГПК РФ государственная пошлина, от уплаты которой истец освобожден, взыскивается с ответчика, не освобожденного от уплаты государственной пошлины.

В соответствии с п.п. 9 п. 1 ст. 333.36 НК РФ от уплаты государственной пошлины освобождаются прокуроры – по заявлениям в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц.

Прокурор Южского района обратился в суд с требованиями в защиту неопределенного круга лиц, то есть в интересах физических лиц. Заявленные требования относятся к требованиям неимущественного характера.

Согласно п.п. 3 п. 1 ст. 333.19 НК РФ размер государственной пошлины при подаче искового заявления неимущественного характера для физических лиц составляет 300 рублей.

В соответствии с п.п. 19 п. 1 ст. 333.36 Налогового кодекса РФ от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, освобождаются государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, в качестве истцов или ответчиков.

Поскольку МКУ «Управление городского хозяйства» не является структурным подразделением администрации Южского муниципального района и не входит в число органов местного самоуправления расходы по уплате государственной пошлины в размере 300 рублей подлежат возмещению за счет данного ответчика.

Руководствуясь ст. ст. 194-198,199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л :

Исковое заявление исполняющего обязанности заместителя прокурора Южского района Ивановской области в интересах неопределенного круга лиц к МКУ «Управление городского хозяйства» и администрации Южского муниципального района Ивановской области удовлетворить.

Обязать:

1. МКУ «Управление городского хозяйства» в срок до 01 сентября 2023 года внести изменения в проект организации дорожного движения на дорогу «ул.Пушкина», предусмотрев наличие уличного освещения пешеходного перехода, расположенного на участке дороги 0+ по ул.Пушкина города Южи Ивановской области, и обеспечить наличие уличного освещения пешеходного перехода в соответствии с проектом организации дорожного движения на дорогу «ул.Пушкина» (в новой редакции);

2. Администрацию Южского муниципального района Ивановской области, в случае отсутствия достаточных денежных средств у МКУ «Управление городского хозяйства», за счет средств бюджета Южского городского поселения обеспечить финансирование работ по разработке проектно-сметной документации на обустройство уличного освещения пешеходного перехода, расположенного на участке дороги 0+ по ул. Пушкина города Южи Ивановской области, и обеспечить возможность выполнения работ по организации уличного освещения пешеходного перехода в соответствии с проектом организации дорожного движения в указанные в решении сроки.

Взыскать с Муниципального казенного учреждения «Управление городского хозяйства» судебные расходы по оплате государственной пошлины в бюджет Южского муниципального района Ивановской области в размере 300 рублей.

Решение может быть обжаловано в Ивановский областной суд через Палехский районный суд в течение месяца со дня вынесения в окончательной форме.

Председательствующий               Соболев А.А.

Решение в окончательной форме вынесено 10 марта 2023 года.

2-160/2023

Категория:
Гражданские
Истцы
Прокурор Южского района
Ответчики
Администрация Южского муниципального района
МКУ "Управление городского хозяйства"
Суд
Палехский районный суд Ивановской области
Судья
Соболев Андрей Александрович
Дело на странице суда
palehsky.iwn.sudrf.ru
14.02.2023Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
14.02.2023Передача материалов судье
15.02.2023Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
15.02.2023Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
15.02.2023Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
10.03.2023Судебное заседание
10.03.2023Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
16.03.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
10.03.2023
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее