Дело №2-1416/2024
11RS0008-01-2024-001820-82
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
г. Сосногорск Республики Коми | 07 ноября 2024 года |
Сосногорский городской суд Республики Коми в составе:
председательствующего судьи Сообцоковой К.М.,
при секретаре Хозяиновой Н.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к администрации муниципального района «Сосногорск», Управлению жилищно-коммунального хозяйства администрации муниципального района «Сосногорск» о возложении обязанности произвести ремонт,
установил:
ФИО1 обратилась в суд с иском к администрации МР «Сосногорск» (далее - АМР «Сосногорск», Администрация), в котором просит возложить на ответчика обязанность произвести капитальный ремонт выгребной ямы о адресу: <адрес>, расходов по оплате услуг представителя – 30.000 руб., расходов по оплате государственной пошлины – 300 руб., указав в обоснование требований, что жилое помещение находится в муниципальной собственности, меры по ремонту названного объекта не приняты, способ управления собственником не выбран.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены: ФИО6, определением от ДД.ММ.ГГГГ, Комитет по управлению имуществом АМР «Сосногорск» - определением от ДД.ММ.ГГГГ; в качестве соответчика - Управление ЖКХ АМР «Сосногорск» - определением от ДД.ММ.ГГГГ.
Стороны извещались о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом, истец и третьи лица в настоящее судебное заседание не явилась. Суд, исходя из положений п. 1 ст. 167 ГПК РФ, полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявивщихся лиц.
В настоящем судебном представитель истца ФИО5, допущенная к участию в деле по ходатайству истца, указала, что ДД.ММ.ГГГГ стороной ответчика произведен осмотр выгребной ямы, в ходе которого установлено, что требуется ремонт крышки выгребной ямы, утеплителя и кожуха, данные работ представитель истца просит произвести Администрацию.
Представитель администрации МР «Сосногорск» по доверенности ФИО3 указала, что при обследовании выгребной ямы по спорному адресу установлено, что требуется ремонт крышки выгребной ямы, утеплителя и кожуха, на работы подготовлена смета, однако, в текущем году произвести работы не представляется возможным, поскольку данные расходы е были заложены в бюджет.
Выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему выводу.
Конституцией Российской Федерации в числе основных прав и свобод человека и гражданина закреплено право на жилище.
В силу ч. 1 ст. 1 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее – ЖК РФ) жилищное законодательство основывается на необходимости обеспечения органами государственной власти и органами местного самоуправления условий для осуществления гражданами права на жилище, его безопасности, на неприкосновенности и недопустимости произвольного лишения жилища, на необходимости беспрепятственного осуществления вытекающих из отношений, регулируемых жилищным законодательством, прав.
Как следует из материалов дела и не оспаривается сторонами, жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>, находится в муниципальной собственности МР «Сосногорск».
На основании договора социального найма жилого помещения от ДД.ММ.ГГГГ № ФИО1 является нанимателем жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>. В указанной квартире, помимо истца, зарегистрирована ее дочь – ФИО6
В соответствии с условиями договора социального найма в обязанности наймодателя входят передача нанимателю жилого помещения, пригодного для проживания; участие в надлежащем содержании и в ремонте общего имущества в многоквартирном доме, в котором находится предоставленное жилое помещение.
ДД.ММ.ГГГГ комиссией, в которую входят представители Управление ЖКХ АМР «Сосногорск», МКУ УКС <адрес>, АМР Сосногорск, проведено обследование выгребной ямы жилого помещения по адресу: <адрес>, в ходе которого установлено, что кирпичная кладка выгребной ямы не разрушена, отштукатурена, требуется ремонт крышки выгребной ямы, утеплителя и кожуха.
Сторонами не оспаривается, что на дату подачи иска в суд и на дату рассмотрения дела ремонтные работы в отношении жилого помещения по адресу: <адрес>, необходимость проведения которых выявлена по результатам проведенного ДД.ММ.ГГГГ обследования, не выполнены.
В соответствии с положениями статей 2, 14 ЖК РФ к полномочиям органов местного самоуправления в области жилищных отношений отнесены обеспечение условий для осуществления гражданами права на жилище.
В силу части 2 статьи 15 ЖК РФ жилым помещением признается изолированное помещение, которое является недвижимым имуществом и пригодно для постоянного проживания граждан (отвечает установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства).
Права и обязанности наймодателя жилого помещения по договору социального найма перечислены в статье 65 ЖК РФ и включают, в частности, обязанность участия в надлежащем содержании и в ремонте общего имущества в многоквартирном доме, в котором находится сданное внаем жилое помещение (подпункт 2 пункта 1).
С указанной нормой соотносятся и положения Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных Постановлением Государственного Комитета РФ по строительству и жилищно-коммунальному комплексу 27.09.2003 №170, согласно которым балансодержатель жилого помещения несет обязанность по надлежащему техническому обслуживанию и капитальному ремонту зданий.
Согласно статье 210 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
В силу части 1 статьи 36 ЖК РФ собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности общее имущество в многоквартирном доме.
Частями 3 и 4 статьи 30 ЖК РФ предусмотрено, что собственник жилого помещения несет бремя содержания данного помещения и, если данное помещение является квартирой, общего имущества собственников помещений в соответствующем многоквартирном доме, если иное не предусмотрено федеральным законом или договором. Собственник жилого помещения обязан поддерживать данное помещение в надлежащем состоянии, не допуская бесхозяйственного обращения с ним, соблюдать права и законные интересы соседей, правила пользования жилыми помещениями, а также правила содержания общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме.
Таким образом, именно собственник помещения, расположенного в многоквартирном доме, в силу прямого указания закона обязан обеспечивать надлежащее содержание имущества и нести расходы по его содержанию и ремонту.
Пунктом 3 части 1 статьи 15 Федерального закона № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» определено, что владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности муниципального района, относится к вопросам местного значения муниципального района.
Частью 4 статьи 51 названного Федерального закона № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» установлено, что муниципальные образования могут создавать муниципальные предприятия и учреждения, участвовать в создании хозяйственных обществ, в том числе межмуниципальных, необходимых для осуществления полномочий по решению вопросов местного значения.
Таким образом, в целях оказания услуг по содержанию и ремонту общего имущества многоквартирных домов на территории соответствующего муниципального образования, администрацией муниципального района «Сосногорск» могут создаваться указанные предприятия (учреждения) при отсутствии управляющих организаций, осуществляющих управление многоквартирным домом.
Согласно Положению об УЖКХ администрации муниципального района «Сосногорск», утвержденному решением Совета муниципального района «Сосногорск» №XVI-124 от 24.03.2017, Управление является отраслевым (функциональным) органом администрации муниципального района «Сосногорск», входящим в структуру администрации.
В число основных задач УЖКХ администрации муниципального района «Сосногорск» входит содержание муниципального жилищного фонда, осуществление муниципального жилищного контроля (пункт 2.6 Положения).
При изложенном суд приходит к выводу о том, что УЖКХ администрации муниципального района «Сосногорск» как лицо, непосредственно осуществляющее полномочия собственника, несет обязанность по содержанию муниципального имущества, к которому также относится спорное жилое помещение.
Установив фактические обстоятельства дела, учитывая, что квартира, расположенная по адресу: <адрес>, находящаяся в муниципальной собственности, выгребная яма требует ремонта, без проведения которого возможно появление угрозы жизни и здоровью граждан при его эксплуатации, а также отсутствие доказательств проведения такого ремонта, суд приходит к выводу об удовлетворении исковых требований.
С учетом положений статьи 206 ГПК РФ суд находит разумным и достаточным срок для совершения ответчиком действий по принятию мер к проведению ремонтных работ – до ДД.ММ.ГГГГ.
В соответствии с ч. 1, ч. 2 ст. 98 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, за исключением случаев, предусмотренных частью второй статьи 96 настоящего Кодекса. В случае, если иск удовлетворен частично, указанные в настоящей статье судебные расходы присуждаются истцу пропорционально размеру удовлетворенных судом исковых требований, а ответчику пропорционально той части исковых требований, в которой истцу отказано.
Согласно ч. 1 ст. 100 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, по ее письменному ходатайству суд присуждает с другой стороны расходы на оплату услуг представителя в разумных пределах.
Истцом в материалы дела представлено соглашение на оказание юридических услуг от ДД.ММ.ГГГГ и квитанция к приходно-кассовому ордеру от ДД.ММ.ГГГГ на сумму 30.000 руб., в соответствии с которыми истец понес расходы на оплату услуг представителя ФИО5, включающие: консультации, подготовку искового заявления, представление интересов в суде.
В соответствии с положениями постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 21.01.2016 №1 «О некоторых вопросах применения законодательства о возмещении издержек, связанных с рассмотрением дела» разумными следует считать такие расходы на оплату услуг представителя, которые при сравнимых обстоятельствах обычно взимаются за аналогичные услуги. При определении разумности могут учитываться объем заявленных требований, цена иска, сложность дела, объем оказанных представителем услуг, время, необходимое на подготовку им процессуальных документов, продолжительность рассмотрения дела и другие обстоятельства. Разумность судебных издержек на оплату услуг представителя не может быть обоснована известностью представителя лица, участвующего в деле (п.13).
Исходя из правовой позиции, высказанной Конституционным судом РФ в определении от 17.07.2007 №382-0-0, обязанность суда взыскивать расходы на оплату услуг представителя, понесенные лицом, в пользу которого принят судебный акт, с другого лица, участвующего в деле, в разумных пределах является одним из предусмотренных законом правовых способов, направленных против необоснованного завышения размера оплаты услуг представителя и тем самым - на реализацию требования ст. 17 (ч. 3) Конституции Российской Федерации, согласно которой осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц. Именно поэтому в части первой ст. 100 ГПК РФ речь идет, по существу, об обязанности суда установить баланс между правами лиц, участвующих в деле.
С учетом установленных обстоятельств, принимая во внимание объем и значимость выполненной представителем работы по представлению интересов доверителя в суде первой инстанции: подготовка искового заявления участие в трех судебных заседаниях, организационно-правовой формы ответчика (орган местного самоуправления) с учетом требований разумности и справедливости, суд полагает, что размер расходов по оплате юридических услуг подлежит снижению до 20.000 руб.
По правилам ст. 98 ГПК РФ, с ответчика подлежат взысканию расходы по оплате госпошлины – 300 руб.
Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
решил:
требования ФИО1 к администрации муниципального района «Сосногорск», Управлению жилищно-коммунального хозяйства администрации муниципального района «Сосногорск» о возложении обязанности произвести ремонт, удовлетворить.
Обязать Управление жилищно-коммунального хозяйства администрации муниципального района «Сосногорск» в срок до ДД.ММ.ГГГГ произвести следующие ремонтные работы по жилому помещению, расположенному по адресу: <адрес>: ремонт крышки выгребной ямы, утеплителя и кожуха.
Взыскать с Управления жилищно-коммунального хозяйства администрации муниципального района «Сосногорск» в пользу ФИО1 расходы по оплате услуг представителя – 20.000 руб., расходы по оплате государственной пошлины – 300 руб.
Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Коми через Сосногорский городской суд Республики Коми в течение месяца со дня составления мотивированного решения.
Судья – Сообцокова К.М.