Дело № 2а-4001/17
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Ухтинский городской суд Республики Коми
в составе председательствующего судьи Логинова С.С.,
рассмотрев в порядке упрощенного (письменного) производства в г. Ухте
15 декабря 2017 года административное дело по административному исковому заявлению Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России № 3 по Республике Коми к Сармотину А.М. о взыскании недоимки по налогу, пени,
установил:
Межрайонная ИФНС России № 3 по Республике Коми обратилась в суд с административным иском к Сармотину А.М. о взыскании задолженности по налогу, в обоснование указав, что ответчик являлся плательщиком транспортного налога, однако, обязанность по его уплате в установленный законом срок не исполнил, поэтому налоговый орган просил взыскать с Сармотина А.М. недоимку по транспортному налогу за 2012-2015 года в размере 3 000руб., пени за несвоевременную уплату транспортного налога – 64,03 руб.
Согласно ч. 3 ст. 291 Кодекса административного судопроизводства РФ (далее по тексту – КАС РФ) административное дело может быть рассмотрено в порядке упрощенного (письменного) производства в случае, если указанная в административном исковом заявлении общая сумма задолженности по обязательным платежам и санкциям не превышает двадцать тысяч рублей.
В соответствии со ст. ст. 132, 292 КАС РФ в адрес административного истца и административного ответчика направлено определение о принятии к производству суда административного искового заявления от 15.11.2017, в котором сторонам предложено в десятидневный срок с момента получения данного определения направить в Ухтинский городской суд Республики Коми возражения относительно рассмотрения административного искового заявления в порядке упрощенного (письменного) производства.
В установленный срок возражения относительно применения упрощенного (письменного) производства от административного истца и ответчика не поступили, в связи с чем, суд полагает возможным рассмотреть дело по правилам, установленным главой 33 КАС РФ, без проведения устного разбирательства путем исследования представленных в материалы дела письменных доказательств.
Исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
Из материалов дела следует, что в 2012, 2013, 2014, 2015 годах Сармотин А.М. являлся собственником транспортного средства марки «....», государственный регистрационный знак ...., в связи с чем, ему был начислен транспортный налог.
По месту жительства Сармотина А.М. налоговым органом направлены налоговые уведомления № .... от 30.10.2015, № .... от 27.09.2016, в которых предлагалось уплатить транспортный налог: за 2012 год в размере 750 руб., за 2013 год в размере 750 руб., за 2014 год в размере 750 руб. в срок до 14.12.2015, за 2015 год в размере 750 руб. в срок до 01.12.2016.
В связи с неуплатой налога в установленные сроки в адрес административного ответчика налоговым органом направлены требования № .... от 01.03.2016, № .... от 18.12.2016 об уплате транспортного налога, в том числе: за 2012-2014 год в размере 2 250 руб., пени в сумме 60,03 руб. в срок до 11.04.2016; за 2015 год в размере 750 руб., пени в сумме 4 руб. в срок до 26.01.2017.
По сведениям налогового органа недоимка по транспортному налогу за 2012-2015 года в размере 3 000 руб., пени за несвоевременную уплату транспортного налога в сумме 64,03 руб. до настоящего времени Сармотиным А.М. не погашены.
В соответствии со ст. ст. 14 и 62 КАС РФ административное судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон. Лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен настоящим Кодексом.
В силу ст. 57 Конституции РФ, ст. 23 и п. 1 ст. 45 Налогового кодекса РФ (далее – НК РФ) каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы. Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах.
Статьей 357 НК РФ определено, что налогоплательщиками транспортного налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со статьей 358 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено настоящей статьей. Объектами налогообложения в частности являются автомобили (ст. 358 НК РФ).
Согласно ст. 362 НК РФ, сумма транспортного налога, подлежащего уплате налогоплательщиками - физическими лицами, исчисляется налоговыми органами на основании сведений, представляемых в налоговые органы, органами, осуществляющими государственную регистрацию транспортных средств на территории Российской Федерации.
В соответствии с п. 1 ст. 363 НК РФ, п. 2 ст. 4 Закона Республики Коми от 26.11.2002 № 110-РЗ «О транспортном налоге» (в редакции, действующих на момент возникших правоотношений) транспортный налог на основании налогового уведомления, направляемого налоговым органом, подлежит уплате налогоплательщиками – физическими лицами в срок не позднее:
- 15 ноября года, следующего за истекшим налоговым периодом (за 2012 год);
- 1 октября года, следующего за истекшим налоговым периодом (за 2013 год);
- 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом (за 2014, 2015 года).
За невыполнение или ненадлежащее выполнение возложенных на него обязанностей налогоплательщик (плательщик сборов) несет ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии со ст. 75 НК РФ пеней признается установленная настоящей статьей денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки. Пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога или сбора, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога или сбора. Процентная ставка пени принимается равной одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации.
Порядок взыскания налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества налогоплательщика (плательщика сборов) - физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем, предписан в статье 48 НК РФ.
В силу п. 2 ст. 48 НК РФ заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.
Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, пеней, штрафов превысила 3 000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня, когда указанная сумма превысила 3 000 рублей.
В то же время, как установлено абзацем 2 пункт 3 этой же статьи, требование о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.
Следовательно, статьей 48 НК РФ установлен не только шестимесячный срок на подачу заявления о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица (фактически, заявления о вынесении судебного приказа), но и шестимесячный срок на подачу соответствующего искового заявления, который исчисляется со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.
Согласно абз. 1 п. 3 ст. 48 НК РФ рассмотрение дел о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица производится в соответствии с законодательством об административном судопроизводстве. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления о взыскании может быть восстановлен судом.
В соответствии со ст. 286 КАС РФ органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей, вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.
Административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций.
Согласно разъяснениям, изложенными в п. 20 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 11 июня 1999 года № 1/9 «О некоторых вопросах, связанных с введением в действие части 1 Налогового кодекса Российской Федерации», согласно которым при рассмотрении дел о взыскании санкций за налоговое правонарушение либо о взыскании налога (сбора, пени) за счет имущества налогоплательщика - физического лица или налогового агента - физического лица судам необходимо проверять, не истекли ли установленные пунктом 3 статьи 48 или пунктом 1 статьи 115 Кодекса сроки для обращения налоговых органов в суд.
Имея в виду, что данные сроки являются пресекательными, то есть не подлежащими восстановлению, в случае их пропуска суд отказывает в удовлетворении требований налогового органа.
Проверяя соблюдение налоговым органом порядка и сроков обращения в суд с административным иском, суд приходит к выводу, что административное исковое заявления подано с соблюдением срока, установленным п. 2 ст. 48 НК РФ.
Как следует из материалов дела, общая сумма транспортного налога и пени, подлежащих взысканию с Сармотина А.М., превысила сумму в 3 000 рублей к моменту направления 18.12.2016 в его адрес требования № ....
Таким образом, налоговый орган имел право обратиться в суд с заявлением о выдаче судебного приказа на взыскание с Сармотина А.М. транспортного налога за 2012-2015 года и пени за несвоевременную уплату транспортного налога в срок с 27.01.2017 по 27.07.2017.
С заявлением о выдаче судебного приказа на взыскание недоимки, пени и штрафов налоговый орган обратился к мировому судье - 18.05.2017, то есть в установленный шестимесячный срок со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога на имущество физических лиц и пени.
Мировым судьей .... судебного участка г. Ухты Республики Коми 22 мая 2017 года выдан судебный приказ № .... о взыскании с Сармотина А.М. недоимки по транспортному налогу в размере 3 000 руб., пени в размере 64,03 руб.
Определением мирового судьи .... судебного участка г. Ухты от 26 мая 2017 года, в связи с поступившими возражениями Сармотина А.М., судебный приказ № .... отменен.
При таких обстоятельствах налоговый орган имел право обратиться в суд с заявлением о взыскании с Сармотина А.М. транспортного налога за 2012-2015 года в срок с 27.05.2017 по 27.11.2017.
Административное исковое заявление подано в суд 13.11.2017, то есть в пределах установленного срока.
В соответствии со ст. ст. 14 и 62 КАС РФ административное судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон. Лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен настоящим Кодексом.
Поскольку административным ответчиком не представлены достоверные доказательства уплаты транспортного налога за 2012-2015 года и пени в установленный законом срок, а также документы, указывающие на наличие оснований для освобождения от уплаты налога, то требования налогового органа подлежат удовлетворению.
По правилам ст. 114 КАС РФ с Сармотина А.М. в доход федерального бюджета надлежит взыскать государственную пошлину в размере 400 руб., от уплаты которой административный истец освобожден.
Руководствуясь ст. ст. 177-179, 286-290 КАС РФ, суд
решил:
Административное исковое заявление Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России № 3 по Республике Коми удовлетворить.
Взыскать с Сармотина А.М., проживающего по адресу: ...., в пользу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России № 3 по Республике Коми недоимку по уплате транспортного налога за 2012-2015 года в сумме 3 000 рублей, пени за несвоевременную уплату транспортного налога в размере 64 рубля 03 копейки, всего 3 064 рубля 03 копейки.
Взыскать с Сармотина А.М. в доход федерального бюджета государственную пошлину в размере 400 рублей.
Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Коми путем подачи апелляционной жалобы через Ухтинский городской суд Республики Коми в течение пятнадцати дней со дня получения лицами, участвующими в деле, копии решения.
Судья С. С. Логинов