РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г. Муравленко 26 февраля 2018 года
Муравленковский городской суд Ямало-Ненецкого автономного округа в составе:
председательствующего судьи Ракутиной Ж.К.,
при секретаре Шелиховой Е.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-46/2018 по иску Сафиной С. А. к Акционерному обществу «Негосударственный пенсионный фонд «Сафмар» о восстановлении срока для обращения с заявлением о выплате средств пенсионных накоплений,
УСТАНОВИЛ:
Сафина С. А. обратилась в суд с иском к Государственному учреждению – Управлению Пенсионного фонда России в городе Муравленко Ямало-Ненецкого автономного округа (далее – ГУ УПФР в г. Муравленко) о восстановлении срока для обращения с заявлением о выплате средств пенсионных накоплений. В обоснование требований указала, что ДД.ММ.ГГ умер ее сын Е.Г., после его смерти остались пенсионные накопления, о которых ей не было известно. Просит восстановить срок для обращения с заявлением о выплате средств пенсионных накоплений застрахованного лица.
Определением Муравленковского городского суда от 24 января 2018 года произведена замена ненадлежащего ответчика ГУ УПФР в г. Муравленко ЯНАО на надлежащего – Акционерное общество «Негосударственный пенсионный фонд «Сафмар», ГУ УПФР в г. Муравленко от участия в деле освобождено.
Стороны, извещенные о времени и месте судебного заседания в установленном законом порядке, в судебное заседание не явились, истец просила о рассмотрении дела в ее отсутствие.
Суд, изучив материалы дела, приходит к следующему.
На основании ст. 38 Федерального закона от 24 июля 2002 года № 111-ФЗ «Об инвестировании средств для финансирования накопительной части трудовой пенсии в Российской Федерации» за счет средств пенсионных накоплений осуществляются выплаты накопительной пенсии по старости, срочные пенсионные выплаты, единовременные выплаты, предусмотренные законодательством Российской Федерации, а также выплаты в случае смерти застрахованного лица лицам, указанным в части 7 статьи 7 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 424-ФЗ «О накопительной пенсии», в случаях и порядке, которые установлены Федеральным законом от 28 декабря 2013 года № 424-ФЗ «О накопительной пенсии».
Согласно ч. 7 ст. 7 Федерального закона «О накопительной пенсии» в случае, предусмотренном ч. 6 ст. 7 данного закона, правопреемникам умершего застрахованного лица из числа лиц, указанных в заявлении застрахованного лица о распределении средств пенсионных накоплений, учтенных в специальной части индивидуального лицевого счета застрахованного лица или на пенсионном счете накопительной пенсии застрахованного лица либо определенных в договоре об обязательном пенсионном страховании, осуществляется выплата этих средств. В случае отсутствия указанного заявления застрахованного лица либо определения правопреемников в договоре об обязательном пенсионном страховании выплата осуществляется правопреемникам умершего застрахованного лица из числа родственников, к которым относятся его дети, в том числе усыновленные, супруга (супруг), родители (усыновители), братья, сестры, дедушки, бабушки и внуки независимо от возраста и состояния трудоспособности, в следующей последовательности: в первую очередь - детям, в том числе усыновленным, супруге (супругу) и родителям (усыновителям); во вторую очередь - братьям, сестрам, дедушкам, бабушкам и внукам.
Аналогичная норма закреплена в п. 12 ст. 9 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», согласно которой в случае наступления смерти застрахованного лица до назначения ему накопительной части трудовой пенсии по старости, средства, учтенные в специальной части его индивидуального лицевого счета, выплачиваются его родственникам, к числу которых относятся родители.
Таким образом, право на получение средств пенсионных накоплений может быть реализовано при одновременном наличии следующих условий: смерти застрахованного лица, за которого фактически поступили и учтены в специальной части индивидуального лицевого счета страховые взносы на финансирование накопительной части трудовой пенсии, до назначения ему накопительной части трудовой пенсии; наличие заявления застрахованного лица о распределении средств пенсионных накоплений, а при отсутствии заявления застрахованного лица – наличие у него родственников, указанных в ч. 7 ст. 7 Закона.
Судом установлено, что истец Сафина С. А. является матерью Е.Г., ДД.ММ.ГГ рождения, уроженца <адрес>, умершего ДД.ММ.ГГ.
По информации, представленной ГУ УПФР в г. Муравленко ЯНАО, накопительная часть трудовой пенсии на дату смерти застрахованного лица находится в Негосударственном пенсионном фонде – Райффайзен НПФ, на основании заявления от ДД.ММ.ГГ.
Из материалов дела усматривается, что ДД.ММ.ГГ между Е.Г. и Негосударственным пенсионным фондом «Европейский пенсионный фонд» (АО) был заключен договор об обязательном пенсионном страховании №, согласно которому Фонд обязался осуществлять деятельность страховщика по обязательному пенсионному страхованию, включающую аккумулирование и учет средств пенсионных накоплений, организацию их инвестирования, назначение и выплату накопительной части трудовой пенсии, срочной пенсионной выплаты, единовременной выплаты, а также выплаты правопреемникам застрахованного лица. При заключении договора застрахованное лицо Е.Г. правопреемников не указал.
Согласно сведений из Единого государственного реестра юридических лиц, негосударственный пенсионный фонд «Европейский пенсионный фонд» (АО) ДД.ММ.ГГ прекратил свою деятельность путем реорганизации в форме присоединения к АО «Негосударственный пенсионный фонд «Сафмар», который стал правопреемником данного юридического лица.
В соответствии с выпиской о состоянии пенсионного счета застрахованного лица Е.Г., средства его пенсионных накоплений находятся на счете АО «Негосударственный пенсионный фонд «Сафмар».
Таким образом, застрахованное лицо Е.Г. при жизни выразил свое волеизъявление о переводе средств пенсионных накоплений в негосударственный пенсионный фонд, накопительная часть трудовой пенсии на дату его смерти находится на счете АО «Негосударственный пенсионный фонд «Сафмар».
Средства пенсионных накоплений, учтенных на пенсионном счете в негосударственном пенсионном фонде не получал. Заявление о распределении средств пенсионных накоплений не подавал.
Таким образом, мать умершего – Сафина С.А. имеет право на выплату средств пенсионных накоплений, учтенных в специальной части индивидуального лицевого счета ее сына.
На основании ч. 3 ст. 36.21 Федерального закона от 07 мая 1998 года № 75-ФЗ «О негосударственных пенсионных фондах», п. 9 Правил выплаты негосударственным пенсионным фондом, осуществляющим обязательное пенсионное страхование, правопреемникам умерших застрахованных лиц средств пенсионных накоплений, учтенных на пенсионных счетах накопительной пенсии, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 30 июля 2014 года № 710, выплата средств, учтенных на пенсионном счете накопительной пенсии застрахованного лица, производится правопреемникам умершего застрахованного лица при условии обращения за указанной выплатой в фонд в течение шести месяцев со дня смерти застрахованного лица. Срок обращения за выплатой правопреемника умершего застрахованного лица может быть восстановлен в судебном порядке по заявлению правопреемника умершего застрахованного лица, пропустившего такой срок.
Истец пропустила шестимесячный срок для обращения в Негосударственный пенсионный фонд с заявлением о выплате средств пенсионных накоплений.
Сведений об извещении негосударственным пенсионным фондом правопреемников застрахованного лица о возможности получения средств пенсионных накоплений, учтенных на пенсионном счете накопительной пенсии умершего застрахованного лица Е.Г., а также данных о том, что истцу было известно о нахождении средств его пенсионных накоплений, в материалах дела не имеется и суду не представлено.
Принимая во внимание, что истец является правопреемником умершего застрахованного лица и имеет право на выплату средств пенсионных накоплений, учтенных на его пенсионном счете накопительной пенсии, учитывая также, что истец не знала и не могла предполагать о наличии пенсионных накоплений, учтенных на пенсионном счете у умершего сына, а допустимых, в силу ст. 60 ГПК РФ, доказательств, опровергающих ее доводы, суду не предоставлено, суд считает возможным и необходимым признать причину пропуска срока для обращения в АО «Негосударственный пенсионный фонд «Сафмар» уважительной, а срок для обращения в АО «Негосударственный пенсионный фонд «Сафмар» с заявлением о выплате средств пенсионных накоплений умершего застрахованного лица подлежащим восстановлению.
Руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░. ░. ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░. ░. ░░░░ ░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ «░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ «░░░░░░» ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ – ░.░., ░░.░░.░░ ░░░░░░░░, ░░░░░░░░ ░░.░░.░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░ ░░░░░-░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░ /░░░░░░░/ ░.░. ░░░░░░░░
░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░ № 2-46/2018 ░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░.