Судья Шам С.Е. Дело № 33-8276/2022
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
«07» июня 2022 года г. Ростов-на-Дону
Судебная коллегия по гражданским делам Ростовского областного суда
в составе председательствующего Вялых О.Г.,
судей Владимирова Д.А. и Кулинича А.П.,
при секретаре Сукаче И.И.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-484/2022 по иску Ключинской Натальи Юрьевны, Хотамова Дениса Рахимовича, Хотамова Рамиза Рахимовича к администрации г. Шахты Ростовской области, третье лицо Министерство энергетики РФ об обязании включить в список граждан, проживающих в ветхих, подлежащих сносу жилых домах, ставших непригодными для проживания в результате ведения горных работ, по апелляционной жалобе Ключинской Натальи Юрьевны, Хотамова Дениса Рахимовича, Хотамова Рамиза Рахимовича на решение Шахтинского городского суда Ростовской области от 03 марта 2022 года.
Заслушав доклад судьи Кулинича А.П., судебная коллегия
установила:
Ключинская Н.Ю., Хотамов Д.Р., Хотамов Р.Р. обратились в суд с иском к администрации г. Шахты Ростовской области об обязании включить в список граждан, проживающих в ветхих, подлежащих сносу жилых домах, ставших непригодными для проживания в результате ведения горных работ.
В обоснование своих требований истцы указали, что Ключинской Н.Ю. на праве собственности принадлежит квартира, расположенная по адресу: АДРЕС ОБЕЗЛИЧЕН. В указанной квартире зарегистрированы по месту жительства Ключинская Н.Ю. и ее сыновья Хотамов Д.Р. и Хотамов Р.Р., которые проживали совместно с истцом в указанном жилом доме со дня их рождения.
Жилой дом по указанному адресу признан непригодным для проживания по критериям безопасности в результате ведения горных работ ликвидированного ДАО «Шахта им. Артема» ОАО «Ростовуголь».
Письменным ответом муниципального образования «Город Шахты» от 09.09.2020 истцам было отказано во включении в список граждан, проживающих в ветхих, подлежащих сносу жилых домах, ставших в результате ведения горных работ непригодными для проживания.
Ссылаясь на то, что на момент признания указанного жилого дома непригодным для проживания, истцы были зарегистрированы и проживали в указанном жилом помещении, иного жилья в собственности не имеют, истцы просили суд обязать администрацию г. Шахты Ростовской области включить их в список граждан, проживающих в ветхих, подлежащих сносу жилых домах, ставших в результате ведения горных работ ОАО «Ростовуголь» непригодными для проживания.
Решением Шахтинского городского суда Ростовской области от 03 марта 2022 года в удовлетворении иска отказано.
В апелляционной жалобе истцы просят решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований, ссылаясь на обстоятельства, изложенные в исковом заявлении, а также на то, что судом не был исследован вопрос о дате регистрации истцов в спорной квартире и основаниях их проживания, обстоятельства перехода права собственности на спорный объект, тогда как собственник Ключинская Н.Ю. была зарегистрирована в квартире с 1992 года в качестве члена семьи собственника, а Хотамов Д.Р. и Хотамов Р.Р. проживали в квартире с момента рождения, в том числе по состоянию на 1995 год, в связи с чем у суда отсутствовали основания для отказа в удовлетворении иска.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель истцов по ордеру Мартемьянов С.В. просил оставить иск без рассмотрения в связи с поступлением ответа на судебный запрос, согласно которому жилой дом истцом в установленном порядке не признан непригодным для проживания и подлежащим сносу.
Истцы, а также представители ответчика и третьего лица в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены применительно к положениям статьи 165.1 ГК РФ.
Судебная коллегия рассматривает дело в отсутствие участвующих в деле лиц на основании статьи 167 ГПК РФ.
Выслушав представителя истцов Мартемьянова С.В., изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
Из материалов дела следует, что истец Ключинская Н.Ю. является собственником квартиры, расположенной по адресу: АДРЕС ОБЕЗЛИЧЕН.
В указанной квартире зарегистрированы по месту жительства Ключинская Н.Ю. – с 2005 года и ее сыновья Хотамов Д.Р. – с 2006 года и Хотамов Р.Р. – с 2008 года.
Письменным ответом муниципального образования «Город Шахты» от 09.09.2020 истцам было отказано во включении в список граждан, проживающих в ветхих, подлежащих сносу жилых домах, ставших в результате ведения горных работ непригодными для проживания.
Согласно статье 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища. Органы государственной власти и местного самоуправления создают условия для осуществления права на жилище.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 24 декабря 2004 г. N 840 "О перечне мероприятий по реструктуризации угольной промышленности и порядке их финансирования" во исполнение Федерального закона "О государственном регулировании в области добычи и использования угля, об особенностях социальной защиты работников организаций угольной промышленности утвержден перечень мероприятий по реструктуризации угольной промышленности, п. 8 которого утверждены мероприятия по реализации программ местного развития и обеспечение занятости населения шахтерских городов и поселков; в том числе снос ветхого жилищного фонда, ставшего в результате ведения горных работ на ликвидируемых угольных шахтах непригодным для проживания по критериям безопасности и содействие в приобретении жилья взамен сносимого ветхого жилья, ставшего в результате ведения горных работ на ликвидируемых шахтах непригодным для проживания по критериям безопасности.
Согласно Правилам, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 13 июля 2005 года N 428 "О порядке предоставления субвенций на реализацию программ местного развития и обеспечение занятости для шахтерских городов и поселков" (далее – Правила) на реализацию программ местного развития местным бюджетам шахтерских городов предоставляются межбюджетные трансферты за счет средств федерального бюджета.
В соответствии с пунктом 5 Правил межбюджетные трансферты направляются на финансирование реализации мероприятий по сносу ветхого жилищного фонда, ставшего в результате ведения горных работ на ликвидируемых угольных шахтах непригодными для проживания по критериям безопасности, содействие переселяемым из ветхого жилья гражданам в приобретении жилья взамен сносимого.
Размер межбюджетных трансфертов определяется на основании утвержденных в установленном порядке проектов ликвидации угольных шахт, списков граждан, подлежащих переселению (пункт 6 Правил).
Содействие переселяемым из ветхого жилья гражданам в приобретении жилья взамен сносимого, осуществляется в форме предоставления социальных выплат, на основании ежегодно уточняемых списков граждан, подлежащих переселению (пункт 8 Правил).
По смыслу пункта 8 Правил внесение граждан в списки лиц, подлежащих переселению, является основанием для предоставления соответствующей социальной выплаты в дальнейшем. Такие списки составляются на день принятия решения о ликвидации организации угольной промышленности, утверждаются органами местного самоуправления и подлежат ежегодному уточнению.
Основаниями для уточнения списков граждан, подлежащих переселению, являются: рождение (усыновление) детей и их регистрация по месту жительства в ветхом жилье родителями (родителем), включенными (включенным) в список граждан, подлежащих переселению, и проживавшими (проживавшим) в ветхом жилье на день принятия решения о ликвидации организации угольной промышленности; государственная регистрация смерти или объявление умершим гражданина, включенного в список граждан, подлежащих переселению; снятие гражданина, включенного в список граждан, подлежащих переселению, с регистрационного учета по месту жительства в ветхом жилье.
Предусмотренный данным пунктом перечень оснований для уточнения списков граждан, подлежащих переселению, является исчерпывающим.
Согласно пункту 2.12.2 параграфа 2.12 Эталона проекта ликвидации шахты (разреза), утвержденного Приказом Министерства энергетики РФ от 01.11.2001 N 308, переселению подлежат жители ветхих домов (независимо от форм собственности), являющихся непригодными для проживания по критериям безопасности в результате ведения горных работ. В число членов семей, имеющих право на переселение, включаются постоянно проживающие совместно с нанимателем (собственником) жилья граждане, зарегистрированные на данной площади на дату принятия решения о ликвидации собственником шахты.
Из приведенных положений в их взаимосвязи следует, что, решая вопрос о ликвидации угольной промышленности, Правительство Российской Федерации предусмотрело меры социальной поддержки лиц, постоянно проживающих в домах на момент принятия решения о ликвидации шахты, которые стали ветхими из-за вредного влияния горных работ на ликвидируемой шахте, путем содействия данным гражданам в приобретении жилья взамен сносимого ветхого жилья, ставшего непригодным по критериям безопасности.
Таким образом, включение граждан в списки лиц, которым должна предоставляться соответствующая социальная выплата, возможно при наличии следующих условий: признание жилья ветхим и непригодным для проживания по критериям безопасности в результате ведения горных работ на ликвидируемых шахтах, наличие права на данное жилое помещение и проживание в нем на день принятия решения о ликвидации предприятия угольной промышленности и нуждаемость граждан, проживающих в этом жилье, в переселении, то есть отсутствие у них иного жилья.
В данном случае судом установлено и не оспаривается ответчиком, что истцы не обеспечены иным жилым помещением, кроме заявленного ими (л.д. 31-34).
Между тем следует иметь в виду, что в силу пункта 4 статьи 15 Жилищного кодекса РФ жилое помещение может быть признано непригодным для проживания, многоквартирный дом может быть признан аварийным и подлежащим сносу или реконструкции по основаниям и в порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 января 2006 года N 47 утверждено Положение о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции (далее – Положение).
В соответствии с пунктами 7, 8, 42, 47 Положения решение о признании жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу принимается межведомственной комиссией, создаваемой соответствующим органом местного самоуправления.
Социальные выплаты предоставляются на основании составленных на день принятия решений о ликвидации организаций угольной промышленности и ежегодно уточняемых списков граждан, подлежащих переселению, утвержденных органами местного самоуправления шахтерских городов и поселков и согласованных с Министерством энергетики Российской Федерации.
Между тем согласно материалам дела и это не оспаривается сторонами, решение о признании жилого дома, в котором проживают истцы, аварийным и подлежащим сносу соответствующим органом местного самоуправления – администрацией г. Шахты Ростовской области в установленном порядке не принималось.
В согласованном с Министерством энергетики Российской Федерации списке домов, подлежащих переселению и сносу, ставших в результате ведения горных работ на ликвидированном ДАО шахте "им. Артема" ОАО "Ростовуголь" не пригодными для проживания по критериям безопасности, указанный истцами жилой дом не значится.
Отчет СКФ АО «ВНИМИ» от 13.10.2016, которым установлено, что жилой дом по адресу: АДРЕС ОБЕЗЛИЧЕН, является непригодным для проживания по критериям безопасности в результате ведения горных работ ликвидированного ДАО «Шахта им. Артема» ОАО «Ростовуголь», не является документом, свидетельствующим о соблюдении установленного законом порядка признания жилого дома не пригодным для проживания, что являлось бы основанием для рассмотрения вопроса о предоставлении истцам соответствующей социальной выплаты.
Кроме того, следует отметить, что проект ликвидации «Шахты им. Артема» ОАО «Ростовуголь» разработан в 1995 году (Указание Министерства топлива и энергетики РФ от 08.02.1996 № Е-15), тем самым решение о ликвидации шахты принято в 1995 году, тогда как собственником жилого помещения, расположенного по адресу: АДРЕС ОБЕЗЛИЧЕН, Ключинская Н.Ю. истец стала только 08.08.2006 (л.д. 33), не представив доказательств возникновения у нее такого права ранее.
При таких обстоятельствах у судебной коллегии не имеется оснований считать, что в настоящее время у истцов возникло право на включение их в список граждан, проживающих в ветхих, подлежащих сносу жилых домах, ставших непригодными для проживания в результате ведения горных работ.
В связи с изложенным постановленное по делу, по существу правильное решение подлежит оставлению без изменения.
Ходатайство представителя истцов об оставлении искового заявления без рассмотрения не подлежит удовлетворению, поскольку предусмотренных статьей 222 ГПК РФ оснований для этого не имеется.
Руководствуясь ст. ст. 328-330 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
решение Шахтинского городского суда Ростовской области от 03 марта 2022 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу Ключинской Натальи Юрьевны, Хотамова Дениса Рахимовича, Хотамова Рамиза Рахимовича – без удовлетворения.
Мотивированное апелляционное определение составлено 15.06.2022.
Председательствующий
Судьи