32RS0015-01-2021-002126-63
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
16 августа 2021 года г. Клинцы
Клинцовский городской суд Брянской области в составе:
председательствующего судьи Кобызь Е.Н.,
при секретаре Самсоновой Е.С.,
с участием истца Шпигарь Г.П.,
представителя ответчика ГУ – Управления Пенсионного фонда РФ в городском округе г. Клинцы Брянской области (межрайонное) Несоленого А.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело №2-1196/2021 по исковому заявлению ФИО1 к Государственному учреждению – Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в городском округе <адрес> (межрайонное) о признании права на назначение пенсии по старости со снижением пенсионного возраста,
УСТАНОВИЛ:
ФИО1 обратилась в суд с указанным иском к ответчику, в котором просит признать решение ГУ – Управления Пенсионного фонда РФ в городском округе г. Клинцы Брянской области (межрайонное) от ДД.ММ.ГГГГ незаконным и признать за ней право на досрочное назначение пенсии по старости с апреля 2021 года. В обоснование иска указала, что в апреле 2021 года она обратилась к ответчику с заявлением о назначении ей пенсии со снижением общеустановленного пенсионного возраста на 5 лет, в связи с её проживанием на территории зоны с правом на отселение, и на 3 года, как женщине, родившей 3 детей и воспитавшей их до достижения ими возраста 8 лет. Ответчиком было вынесено решение об отказе в установлении пенсии в связи с не достижением возраста выхода на пенсию, с чем она не согласна. Поясняет, что она с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ год проживает на территории зоны проживания с правом на отселение. Общий срок её проживания в данной зоне составляет 34 года 11 месяцев 4 дня. Проживание в данной зоне дает ей право на снижение общеустановленного пенсионного возраста на 5 лет. Кроме того, она родила и воспитала до достижения возраста 8 лет 3 детей, что даёт ей право снижения выхода на пенсию на 3 года. При таких обстоятельствах, истец считает, что она имеет право на снижение общеустановленного пенсионного возраста на 8 лет, а ответчиком необоснованно ей в этом отказано.
В судебном заседании истец ФИО1 просила суд удовлетворить заявленные исковые требования по доводам, изложенным в иске.
Представитель ответчика ФИО8 исковые требования ФИО1 не признал, просил суд отказать в удовлетворении исковых требований по основаниям, изложенным в решении № от ДД.ММ.ГГГГ.
Выслушав доводы и объяснения сторон, исследовав материалы гражданского дела, суд приходит к следующему.
Как следует из материалов дела, ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, ДД.ММ.ГГГГ обратилась в Управление Пенсионного Фонда РФ в городском округе город Клинцы Брянской области (межрайонное) с заявлением о назначении пенсии по старости с уменьшением возраста выхода на пенсию в связи с проживанием в зоне радиационного загрязнения и по тем основаниям, что она родила и воспитала до достижения возраста 8 лет 3 детей.
Решением ГУ - УПФР в городском округе город Клинцы Брянской области (межрайонное) № от ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 отказано в назначении пенсии по старости, предусмотренной Законом РФ от ДД.ММ.ГГГГ № «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», в связи с не достижением возраста выхода на пенсию. Указав, что право на назначение пенсии по старости по нормам Закона РФ от ДД.ММ.ГГГГ № у ФИО1 возникнет в возрасте 50 лет. На дату обращения за пенсией ФИО1 исполнилось 47 лет, имеет троих детей. В настоящее время ФИО1 также не имеет права на назначение страховой пенсии по старости в соответствии с п.п. 1.2 п. 1 ст. 32 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 400-ФЗ «О страховых пенсиях».
В соответствии со ст. 10 Федерального закона от 15.12.2001 г. N 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации», гражданам, эвакуированным из зоны отчуждения и переселенным (переселяемым) из зоны отселения, постоянно проживающим в зоне проживания с правом на отселение; постоянно проживающим в зоне проживания с льготным социально-экономическим статусом; постоянно проживающим в зоне отселения до их переселения в другие районы, пенсия по старости назначается при наличии трудового стажа не менее пяти лет с уменьшением возраста выхода на пенсию по старости, предусмотренного Федеральным законом «О страховых пенсиях» по состоянию на 31 декабря 2018 года, в зависимости от факта и продолжительности проживания или работы в соответствующей зоне радиоактивного загрязнения в порядке, предусмотренном Законом Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» (далее по тексту – закон о ЧАЭС).
Согласно статье 28.1 закона о ЧАЭС гражданам, пострадавшим вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, пенсия по старости назначается с уменьшением возраста, установленного статьей 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" по состоянию на 31 декабря 2018 года, в порядке, предусмотренном статьями 30 - 37 настоящего Закона. Пенсия по старости указанным гражданам по их желанию может назначаться в соответствии с Федеральным законом "О страховых пенсиях" при наличии страхового стажа не менее 15 лет и величины индивидуального пенсионного коэффициента не менее 30, определяемых с применением положений статьи 35 Федерального закона "О страховых пенсиях", или Федеральным законом от 15 декабря 2001 года N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" при наличии трудового стажа не менее 5 лет.
Согласно статье 8 Федерального закона "О страховых пенсиях" N 400-ФЗ от 28 декабря 2013 года (в редакции, действовавшей на 31 декабря 2018 года), право на страховую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет.
В соответствии со ст. 33 Закона о ЧАЭС гражданам, постоянно проживающим (работающим) на территории зоны проживания с правом на отселение, пенсия по старости назначается с уменьшением возраста, предусмотренного частью второй статьи 28.1 настоящего Закона, на 2 года и дополнительно на 1 год за каждые 3 года проживания или работы на территории зоны проживания с правом на отселение, но не более чем на 5 лет в общей сложности.
При этом, согласно примечанию к статьям 32 - 35 Закона, установленная им первоначальная величина снижения пенсионного возраста, предусматривается для граждан, проживающих (работающих) или проживавших (работавших) на территории, подвергшейся радиоактивному загрязнению, в период от момента катастрофы на Чернобыльской АЭС по 30 июня 1986 г., независимо от времени пребывания на указанной территории до момента переселения (выезда) с этой территории или до принятия решения Правительством Российской Федерации об изменении границ зон радиоактивного загрязнения.
Согласно справки Смотровобудской сельской администрацией ФИО2 <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ, ФИО1 в период времени с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ была зарегистрирована и проживала по адресу: <адрес>, с. ФИО2, <адрес>.
Территория с. Смотрова Буда Клинцовского района Брянской области на основании Распоряжения Правительства РСФСР от 28.12.1991г. №237-р, Постановления Правительства РФ от 18.12.1997 г. №1582 с 26.04.1986 года по 20.10.2015 года относилась к зоне с правом на отселения, а с 21.10.2015 года относится к зоне проживания с льготным социально-экономическим статусом, на основании Постановления Правительства РФ от 08.10.2015 года № 1074 «Об утверждении перечня населенных пунктов, находящихся в границах зон радиоактивного загрязнения вследствие катастрофы на ЧАЭС».
Из справки ООО «Наш дом» от ДД.ММ.ГГГГ, усматривается, что ФИО1 с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время зарегистрирована и проживает по адресу: <адрес>.
Территория г. Клинцы Брянской области на основании Распоряжения Правительства РСФСР от 28.12.1991г. №237, Постановления Правительства РФ от 08.10.2015г. №1074 «Об утверждении перечня населенных пунктов, находящихся в границах зон радиоактивного загрязнения, вследствие катастрофы на ЧАЭС» с 26.04.1986 г. относится к зоне с правом на отселение.
Таким образом, период проживания ФИО1 в зоне с правом на отселение на момент обращения к ответчику с заявлением составляет 34 года 11 месяцев 4 дня, что дает ей право на снижение возраста выхода на пенсию на 5 лет, в соответствии со статьей 33 Закона о ЧАЭС.
Следовательно, право на назначение пенсии по старости по нормам Закона РФ от 15.05.1991 № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», у ФИО1 возникнет в возрасте 50 лет.
В соответствии с п. 1.2 ч.1 ст. 32 «О страховых пенсиях» №400-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 женщинам, родившим трех детей и воспитавшим их до достижения ими возраста 8 лет, достигшим возраста 57 лет, если они имеют страховой стаж не менее 15 лет.
Судом установлено, что истец ФИО1 является матерью троих детей: ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, ФИО4, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, и ФИО5 ДД.ММ.ГГГГ года рождения. Данный факт подтверждается свидетельствами об их рождении.
Данных о том, что истец была лишена родительских прав в отношении своих детей, материалы дела не содержат.
Необходимый трудовой стаж у истца имеется, что подтверждается копией ее трудовой книжки.
Таким образом, истец будет иметь право на страховую пенсию по старости по достижении возраста 57 лет.
Согласно ст. 23 Федерального закона №166-ФЗ от 15 декабря 2001 года «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» пенсия, предусмотренная настоящим Федеральным законом, независимо от ее вида назначается с 1-го числа месяца, в котором гражданин обратился за ней, но не ранее чем со дня возникновения права на нее.
Учитывая, что ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, на дату обращения за пенсией (ДД.ММ.ГГГГ) исполнилось 47 лет, право на назначение пенсии по старости по нормам Закона РФ от 15.05.1991 № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» и п. 1.2 ч.1 ст. 32 «О страховых пенсиях» №400-ФЗ от 28 декабря 2013 года, у неё не возникло.
Доводы ФИО1 о том, что ответчик должен был учесть её право на уменьшение пенсионного возраста по двум основаниям являются несостоятельными, поскольку основаны на неверном толковании норм материального права.
В силу ч. 3 ст. 3 Закона РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», если гражданин имеет право на возмещение вреда и меры социальной поддержки по настоящему Закону и одновременно на такое же возмещение вреда и меры социальной поддержки по иному нормативному правовому акту, возмещение вреда и меры социальной поддержки независимо от основания, по которому они устанавливаются, предоставляются либо по настоящему Закону, либо по иному нормативному правовому акту по выбору гражданина, если законодательством Российской Федерации не предусмотрено иное.
Таким образом, при наличии у гражданина одновременно права на одну и ту же меру социальной поддержки по различным основаниям и по различным законам или нормативным правовым актам, такая мера предоставляется только по одному основанию по выбору гражданина. Как неоднократно указывал в своих решениях Конституционный Суд РФ, правовое регулирование, при котором лицам, имеющим право на социальную поддержку по нескольким предусмотренным законодательством основаниям, социальная поддержка предоставляется по одному из оснований по выбору получателя (за исключением случаев, предусмотренных законодательством), как устанавливающее право выбора гражданином наиболее выгодного основания пользования мерами социальной поддержки, не может расцениваться как ущемляющее права граждан (Определения от 18.07.2006 г. N 295-О, от 24.01.2008 г. N 47-О-О, от 19.02.2009 г. N 159-О-О, от 15.07.2010 г. N 1019-О-О, от 22.03.2011 г. N 443-О-О и др.).
Таким образом, исковые требования ФИО1 к ГУ – Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в городском округе г. Клинцы Брянской области (межрайонное) удовлетворению не подлежат.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ, суд,
Р Е Ш И Л :
В удовлетворении исковых требований ФИО1 к Государственному учреждению – Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в городском округе г. Клинцы Брянской области (межрайонное) о признании права на назначение пенсии по старости со снижением пенсионного возраста, отказать.
Решение может быть обжаловано в суд апелляционной инстанции - судебную коллегию по гражданским делам Брянского областного суда в месячный срок с даты изготовления судом решения в окончательной форме с подачей жалобы через Клинцовский городской суд.
Решение в окончательной форме изготовлено 23 августа 2021 года.
Судья Е.Н. Кобызь