Дело № 2-164/2017 г.
Р Е Ш Е Н И Е
именем Российской Федерации
11 июля 2017 года. с. Яшалта.
Яшалтинский районный суд Республики Калмыкия в составе:
председательствующего – судьи Дрей В.Д.,
при секретаре – Эрднеевой Е.Ц.,
с участием прокурора – старшего помощника прокурора Яшалтинского района РК Абушинова В.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Яшалтинского района Республики Калмыкия в интересах неопределённого круга лиц к администрации Березовского сельского муниципального образования Республики Калмыкия об устранении нарушений требований о противодействии терроризму, пожарной безопасности,
у с т а н о в и л:
Прокурор Яшалтинского района Республики Калмыкия (далее – Прокурор) в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с исковым заявлением к администрации Березовского сельского муниципального образования Республики Калмыкия (далее – администрации Березовского СМО РК) об устранении нарушений требований о противодействии терроризму, пожарной безопасности, а именно об обязании ответчика выделить финансовые средства на устранение нарушений требований пожарной безопасности и привести источник противопожарного водоснабжения (искусственный водоём) в исправное состояние.
В обоснование своих требований прокурор указал, что в результате проведенной прокуратурой района совместно с представителем Отдела надзорной деятельности и профилактической работы по Городовиковскому и Яшалтинскому районам Управления надзорной деятельности и профилактической работы ГУ МЧС России по РК (далее - ОНД и ПР по Яшалтинскому и Городовиковскому районам УНД и ПР ГУ МЧС России по РК) проверки исполнения законодательства о противодействии терроризму и пожарной безопасности установлено, что искусственный пожарный водоём, расположенный на территории с. Краснополье Березовского СМО РК находится в неисправном состоянии, а именно – на пожарном водоёме нет перекрытия. Администрация Березовского СМО РК является исполнительно-распорядительным органом местного самоуправления. К числу мер по противодействию терроризма и экстремизма относится создание и поддержание необходимого уровня защищенности объектов. Безопасность достигается проведением единой государственной политики в области обеспечения безопасности, системой мер экономического, политического, организационного и иного характера, адекватных угрозам жизненно важным интересам личности, общества и государства. К полномочиям администрации Березовского СМО РК относятся: управление и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности муниципального образования; обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах населённых пунктов муниципального образования. Ответственность за соблюдение требований пожарной безопасности, в том числе содержание в исправном состоянии пожарных водоёмов лежит на собственнике имущества – администрации Березовского СМО РК. Указанные нарушения норм пожарной безопасности представляют реальную угрозу для жизни и здоровья жителей с. Краснополье, в том числе несовершеннолетних учащихся МБОУ «Краснопольская СОШ», расположенного в непосредственной близости от искусственного пожарного водоёма. Следовательно, выявленные нарушения являются существенными и могут привести к возникновению чрезвычайных ситуаций.
Просит обязать администрацию Березовского СМО РК выделить финансовые средства на устранение нарушений требований пожарной безопасности и привести источник противопожарного водоснабжения (искусственный водоём) в исправное состояние.
В судебном заседании прокурор Абушинов В.В. поддержал заявленные требования в полном объеме и просил их удовлетворить, поскольку нарушения норм пожарной безопасности могут привести к возникновению чрезвычайных ситуаций.
Представитель ответчика администрации Березовского СМО РК, надлежащим образом извещённый о времени и месте судебного заседания, в судебное заседание не явился, не известил суд о причинах неявки и не представил доказательства уважительности этих причин. В соответствии с ч. 3 ст. 167 ГПК РФ суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие представителя ответчика.
Суд, выслушав прокурора Абушинова В.В., исследовав материалы дела и представленные документы, приходит к выводу о том, что заявленные прокурором Яшалтинского района РК требования подлежат удовлетворению в полном объеме по следующим основаниям.
В соответствии с п. 6 ст. 3 Федерального закона от 06 марта 2006 года N 35-ФЗ «О противодействии терроризму» антитеррористическая защищенность объекта (территории) - состояние защищенности здания, строения, сооружения, иного объекта, места массового пребывания людей, препятствующее совершению террористического акта.
Согласно п. 4 ч. 2 ст. 5 вышеуказанного закона Правительство Российской Федерации устанавливает обязательные для выполнения требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий), категории объектов (территорий), порядок разработки указанных требований и контроля за их выполнением, порядок разработки и форму паспорта безопасности таких объектов (территорий) (за исключением объектов транспортной инфраструктуры, транспортных средств и объектов топливно-энергетического комплекса).
В силу п. 8 Постановления Правительства РФ от 25 декабря 2013 года N 1244 «Об антитеррористической защищенности объектов (территорий)» к требованиям антитеррористической защищенности объектов (территорий) относятся меры по инженерно-технической, физической защите и пожарной безопасности объекта (территории).
Согласно ст. 38 Федерального закона от 21 декабря 1994 года № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут собственники имущества.
Статьей 62 Федерального закона от 22 июля 2008 года N 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» установлено, что здания и сооружения, а также территории организаций и населенных пунктов должны иметь источники противопожарного водоснабжения для тушения пожаров; в качестве источников противопожарного водоснабжения могут использоваться естественные и искусственные водоёмы, а также внутренний и наружный водопроводы (в том числе питьевые, хозяйственно-питьевые, хозяйственные и противопожарные); необходимость устройства искусственных водоёмов, использования естественных водоемов и устройства противопожарного водопровода, а также их параметры определяются настоящим Федеральным законом.
Постановлением Правительства РФ от 25 апреля 2012 года N 390 утверждены Правила противопожарного режима в Российской Федерации, которые содержат требования пожарной безопасности, устанавливающие правила поведения людей, порядок организации производства и (или) содержания территорий, зданий, сооружений, помещений организаций и других объектов в целях обеспечения пожарной безопасности.
Согласно п. 55 Правил руководитель организации обеспечивает исправность источников наружного противопожарного водоснабжения и внутреннего противопожарного водопровода и организует проведение проверок их работоспособности не реже 2 раз в год (весной и осенью) с составлением соответствующих актов.
Статьей 210 Гражданского кодекса РФ регламентировано, что собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
В силу указанных норм закона ответственность за нарушения требований пожарной безопасности возложена на собственника имущества, то есть на администрацию Березовского СМО РК.
Вместе с тем, как установлено судом и следует из материалов дела, приведенные требования действующего законодательства ответчиком не выполняются.
Из копии письма начальника ПСЧ-11 ФГКУ «1 ОФПС по Республике Калмыкия» от ДД.ММ.ГГГГ за № в адрес прокурора Яшалтинского района РК следует, что в первом полугодии с 01 апреля по 01 мая 2017 года личным составом ПСЧ-11 ФГКУ «1 ОФПС по Республике Калмыкия» был проведен сезонный осмотр наружного противопожарного водоснабжения в Яшалтинском районе, в ходе которого выявлено, что водоём, расположенный на территории МБОУ «Краснопольская СОШ» (с. Краснополье, ул. Спортивная, 11) не исправен, на нем отсутствует перекрытие.
Так, из копии писем начальника ОНД и ПР по Яшалтинскому и Городовиковскому районам УНД и ПР ГУ МЧС России по РК от ДД.ММ.ГГГГ за № и государственного инспектора-дознавателя ОНД и ПР по Яшалтинскому и Городовиковскому районам УНД и ПР ГУ МЧС России по РК от ДД.ММ.ГГГГ за № в адрес прокурора Яшалтинского района РК, следует, что в ходе проведения проверки соблюдения требований законодательства пожарной безопасности в части исправности водоёмов на территории с. Краснополье Березовского СМО РК выявлено, что на пожарном водоёме нет перекрытия, он находится в неисправном состоянии.
ДД.ММ.ГГГГ прокурором Яшалтинского района РК в адрес главы Березовского СМО РК было вынесено представление об устранении нарушений законодательства о противодействии терроризму, пожарной безопасности.
Согласно ответа главы Березовского СМО РК от ДД.ММ.ГГГГ за № на представление прокурора Яшалтинского района РК от ДД.ММ.ГГГГ, факт нарушения администрацией подтвержден, главе (ахлачи) Березовского СМО РК вынесено замечание, что подтверждается копией распоряжения главы Березовского СМО РК от ДД.ММ.ГГГГ за №.
Согласно копии представленного Устава Березовского СМО РК администрация Березовского СМО РК является исполнительно-распорядительным органом муниципального образования, в состав которого входит с. Краснополье, по решению вопросов местного значения, администрация является юридическим лицом. К полномочиям администрации Березовского СМО РК относятся: управление и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности муниципального образования; обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах населённых пунктов муниципального образования.
Таким образом, принимая во внимание, что МБОУ «Краснопольская СОШ», расположенная на территории Березовского СМО РК, где находится неисправный водоём, относится к учреждениям с массовым пребыванием людей, выявленные нарушения могут привести к возникновению чрезвычайных ситуаций, суд приходит к выводу об обоснованности заявленных прокурором исковых требований.
Выполнение противопожарных мероприятий направлено на предотвращение воздействия на людей опасных факторов пожара, своевременную эвакуацию и спасение людей на случай пожара и других чрезвычайных ситуаций.
В соответствии с п. 19 ч. 1 ст. 333.36 Налогового кодекса РФ государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, а также мировыми судьями, в качестве истцов или ответчиков освобождены от уплаты государственной пошлины.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК Российской Федерации, суд
р е ш и л :
исковые требования прокурора Яшалтинского района Республики Калмыкия удовлетворить.
Возложить обязанность на администрацию Березовского сельского муниципального образования Республики Калмыкия выделить финансовые средства на устранение нарушений требований пожарной безопасности и привести источник противопожарного водоснабжения (искусственный водоём), расположенный в с. Краснополье, ул. Спортивная, 11 в исправное состояние.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Судебную коллегию по гражданским делам Верховного Суда Республики Калмыкия через Яшалтинский районный суд Республики Калмыкия в течение месяца со дня его вынесения.
Председательствующий: подпись.
Копия верна.
Судья Яшалтинского районного суда Дрей В.Д.