Решение по делу № 2а-1266/2022 от 20.01.2022

КОПИЯ

Дело № 2а-1266/2022

УИД 92RS0002-01-2022-000312-54

Р Е Ш Е Н И Е

И М Е Н Е М Р О С С И Й С К О Й Ф Е Д Е Р А Ц И И

    28 февраля 2022 года Гагаринский районный суд города Севастополя в составе:

    председательствующего                    судьи Гавуры О.В.,

    при секретаре судебного заседания             Нивинской А.С.,

    с участием:

    представителя административного истца ФИО3,

    заинтересованного лица

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ФИО1 к Управлению государственной регистрации права и кадастра города Севастополя, Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес> и Севастополю, государственному регистратору Управления государственной регистрации права и кадастра Севастополя ФИО4, государственному регистратору Управления государственной регистрации права и кадастра Севастополя ФИО5, государственному регистратору Управления государственной регистрации права и кадастра Севастополя ФИО6 заинтересованное лицо – ФИО2 о признании незаконным решений об отказе в государственной регистрации прав,

у с т а н о в и л:

    ДД.ММ.ГГГГ истец обратился в суд с административным исковым заявлением к Управлению государственной регистрации права и кадастра Севастополя, заинтересованное лицо – ФИО2, о признании незаконным решений о приостановлении государственной регистрации.

    ДД.ММ.ГГГГ истец обратился в суд с административным исковым заявлением к Управлению государственной регистрации права и кадастра города Севастополя, заинтересованное лицо – ФИО2, о признании незаконным решений об отказе в государственной регистрации прав.

Определением суда от ДД.ММ.ГГГГ объединены в одно административное судопроизводство административное дело а-1266/2022 и административное дело а-1342/2022, присвоив делу а-1266/2022.

    В силу части 2 статьи 46 КАС РФ административный истец заявил об отказе от части требований:

    обязать Управление государственной регистрации права и кадастра Севастополя возобновить рассмотрение заявления ФИО1 в лице представителя ФИО3 о государственной регистрации прав без одновременного государственного кадастрового учета (при наличии в ЕГРН сведений об объекте недвижимого имущества) в отношении квартиры, кадастровый , назначение: жилое помещение, площадь 85 кв.м, местонахождение: г.Севастополь, <адрес>;

    обязать Управление государственной регистрации права и кадастра Севастополя возобновить рассмотрение заявления ФИО1 в лице представителя ФИО3 о государственной регистрации перехода права на объект недвижимости без одновременного государственного кадастрового учета (при наличии в ЕГРН сведений об объекте недвижимого имущества) в отношении квартиры, кадастровый , назначение: жилое помещение, площадь 85 кв.м, местонахождение: г. Севастополь, <адрес>.

В обоснование требований указали о том, что ДД.ММ.ГГГГ между ФИО1 в лице представителя по доверенности ФИО3 (далее соответственно - административный истец, представитель административного истца) и ФИО2 (далее - заинтересованное лицо) был заключен договор купли-продажи квартиры, по условиям которого ФИО1 продал, а ФИО2 купил недвижимое имущество - квартиру, кадастровый , назначение: жилое помещение, площадь 85 кв.м, местонахождение: г. Севастополь, <адрес> (далее - квартира).

Во исполнение требований статьи 551 Гражданского кодекса Российской Федерации ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 в лице представителя по доверенности ФИО3 обратился в Управление государственной регистрации права и кадастра Севастополя (через Государственное автономное учреждение «Цифровой Севастополь - МФЦ в г. Севастополе») с заявлениями в отношении вышеуказанной квартиры:

о государственной регистрации прав без одновременного государственного кадастрового учета (при наличии в ЕГРІІ сведений об объекте недвижимого имущества) - для государственной регистрации права собственности на квартиру, возникшего у административного истца до вступления в силу Федерального конституционного закона от ДД.ММ.ГГГГ -ФКЗ «О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов Республики Крым и города федерального значения Севастополя»;

о государственной регистрации перехода права на объект недвижимости без одновременного государственного кадастрового учета (при наличии в ЕГРН сведений об объекте недвижимого имущества).

Решением государственного регистратора Управления государственной регистрации права и кадастра Севастополя ФИО4, оформленным уведомлением от ДД.ММ.ГГГГ/1, действия по государственной регистрации прав по заявлению № были приостановлены до ДД.ММ.ГГГГ на основании пункта 9 части 1 статьи 26 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости».

В ходе проведения правовой экспертизы, с целью установления факта подлинности представленной доверенности, а также сведений, содержащихся в ней в отношении доверителя, доверенного лица, переданных полномочий, объектов недвижимости и прочего, Севреестром направлен запрос нотариусу ФИО8, ответ на который на момент принятия решения о приостановлении государственной регистрации в адрес Севреестра не поступил.

Решением государственного регистратора Управления государственной регистрации права и кадастра Севастополя ФИО4, оформленным уведомлением от ДД.ММ.ГГГГ, действия по государственной регистрации перехода права по заявлению № были приостановлены до ДД.ММ.ГГГГ по аналогичному основанию.

ДД.ММ.ГГГГ государственным регистратором Управления государственной регистрации права и кадастра Севастополя ФИО5 было принято решение, оформленное уведомлением № /5, об отказе в государственной регистрации прав по заявлению № на основании статьи 27 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости»: в связи с истечением ДД.ММ.ГГГГ срока приостановления [государственной регистрации прав] и неустранением приведенных в уведомлении причины (причин), препятствующей осуществлению государственной регистрации прав, в том числе:

«С заявлением о государственной регистрации от имени ФИО1 обратился представитель ФИО3, действующая на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ, удостоверенной ФИО8, частный нотариус Киевского нотариального округа, за реестровым №,.

В ходе проведения правовой экспертизы, с целью установления факта подлинности представленной доверенности, а также сведений, содержащихся в ней в отношении доверителя, доверенного лица, переданных полномочий, объектов недвижимости и прочего, Севреестром направлен запрос нотариусу ФИО8, от ДД.ММ.ГГГГ, ответ на который на момент принятия решения об отказе в государственной регистрации в адрес Севреестра не поступил».

Решением государственного регистратора Управления государственной регистрации права и кадастра Севастополя ФИО6, оформленным уведомлением № от ДД.ММ.ГГГГ административному истцу было отказано в государственной регистрации перехода права по заявлению № по аналогичному (за исключением иного номера запроса Севреестра нотариусу) основанию.

Административный истец не согласен с решениями государственных регистраторов Управления государственной регистрации права и кадастра Севастополя об отказе в государственной регистрации права, перехода права, считает их незаконными и нарушающими права и законные интересы административного истца, в связи с чем, просит:

    признать незаконным решение государственного регистратора Управления государственной регистрации права и кадастра Севастополя ФИО4, оформленное уведомлением от ДД.ММ.ГГГГ/1 о приостановлении действий по государственной регистрации прав;

    признать незаконным решение государственного регистратора Управления государственной регистрации права и кадастра Севастополя ФИО4, оформленное уведомлением от ДД.ММ.ГГГГ о приостановлении действий по государственной регистрации перехода права:

- признать незаконным решение государственного регистратора Управления государственной регистрации права и кадастра Севастополя ФИО5, оформленное уведомлением от ДД.ММ.ГГГГ/5 об отказе в государственной регистрации нрав;

    признать незаконным решение государственного регистратора Управления государственной регистрации права и кадастра Севастополя ФИО6, оформленное уведомлением № от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в государственной регистрации перехода прав;

    обязать Управление государственной регистрации права и кадастра Севастополя в течение 15 дней с момента вступления решения суда в законную силу последовательно осуществить: государственную регистрацию права собственности ФИО1 на объект недвижимости: квартиру, кадастровый , назначение: жилое помещение, площадь 85 кв.м, местонахождение: г.Севастополь, <адрес>, на основании заявления от ДД.ММ.ГГГГ и государственную регистрацию перехода права собственности на объект недвижимости: квартиру, кадастровый , назначение: жилое помещение, площадь 85 кв.м, местонахождение: г. Севастополь, <адрес>, от ФИО1 к ФИО2 на основании заявления от ДД.ММ.ГГГГ.

В судебном заседании представитель административного истца исковые требования поддержала в полном объеме по основаниям, изложенным в иске.

Заинтересованное лицо ФИО2 на удовлетворении исковых требований настаивал по основаниям указанных в письменных пояснениях.

Представитель административного ответчика Управления государственной регистрации права и кадастра Севастополя в судебное заседание не явился, против удовлетворения иска возражал, по основаниям указанным в возражениях.

Иные участники судебного процесса в судебное заседание не явились, уведомлены надлежаще, причин неявки суду не сообщили.

Заслушав пояснение представителя административного истца, заинтересованного лица, исследовав материалы дела, оценив относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности, суд приходит к следующему.

В силу положений части 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий ( бездействия ) органа государственной власти, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Согласно статье 226 Кодекса административного судопроизводства РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд проверяет законность решения, действия ( бездействия ) в части, которая оспаривается, и в отношении лица, которое является административным истцом, или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление.

При рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, подлежат установлению следующие обстоятельства:

1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление;

2) соблюдены ли сроки обращения в суд;

3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:

а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия);

б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен;

в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами;

4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.

Из материалов дела следует, что ДД.ММ.ГГГГ между ФИО1 в лице представителя по доверенности ФИО3 (далее соответственно - административный истец, представитель административного истца) и ФИО2 (далее - заинтересованное лицо) был заключен договор купли-продажи квартиры, по условиям которого ФИО1 продал, а ФИО2 купил недвижимое имущество - квартиру, кадастровый , назначение: жилое помещение, площадь 85 кв.м, местонахождение: г. Севастополь, <адрес> (далее - квартира).

Во исполнение требований ст. 551 Гражданского кодекса Российской Федерации ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 в лице представителя по доверенности ФИО3 обратился в Управление государственной регистрации права и кадастра Севастополя с заявлениями в отношении вышеуказанной квартиры:

о государственной регистрации прав без одновременного государственного кадастрового учета (при наличии в ЕГРІІ сведений об объекте недвижимого имущества) - для государственной регистрации права собственности на квартиру, возникшего у административного истца до вступления в силу Федерального конституционного закона от ДД.ММ.ГГГГ -ФКЗ «О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов Республики Крым и города федерального значения Севастополя»;

о государственной регистрации перехода права на объект недвижимости без одновременного государственного кадастрового учета (при наличии в ЕГРН сведений об объекте недвижимого имущества).

Решением государственного регистратора Управления государственной регистрации права и кадастра Севастополя ФИО4, оформленным уведомлением от ДД.ММ.ГГГГ/1, действия по государственной регистрации прав по заявлению № были приостановлены до ДД.ММ.ГГГГ на основании п.9 ч.1 ст.26 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» в связи со следующим:

«С заявлением о государственной регистрации от имени ФИО1 обратился представитель ФИО3, действующая на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ, удостоверенной ФИО8, частный нотариус Киевского нотариального округа, за реестровым № № , .

В ходе проведения правовой экспертизы, с целью установления факта подлинности представленной доверенности, а также сведений, содержащихся в ней в отношении доверителя, доверенного лица, переданных полномочий, объектов недвижимости и прочего, Севреестром направлен запрос нотариусу ФИО8, ответ на который на момент принятия решения о приостановлении государственной регистрации в адрес Севреестра не поступил.

Решение о государственной регистрации будет принято после получения ответа на межведомственный запрос».

Решением государственного регистратора Управления государственной регистрации права и кадастра Севастополя ФИО4, оформленным уведомлением от ДД.ММ.ГГГГ, действия по государственной регистрации перехода нрава по заявлению № были приостановлены до ДД.ММ.ГГГГ по аналогичному основанию.

ДД.ММ.ГГГГ государственным регистратором Управления государственной регистрации права и кадастра Севастополя ФИО5 было принято решение, оформленное уведомлением № /5, об отказе в государственной регистрации прав по заявлению № на основании ст.27 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости»: в связи с истечением ДД.ММ.ГГГГ срока приостановления [государственной регистрации прав] и неустранением приведенных в уведомлении причины (причин), препятствующей осуществлению государственной регистрации прав, в том числе:

«С заявлением о государственной регистрации от имени ФИО1 обратился представитель ФИО3, действующая на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ, удостоверенной ФИО8 частный нотариус Киевского нотариального округа, за реестровым №,.

В ходе проведения правовой экспертизы, с целью установления факта подлинности представленной доверенности, а также сведений, содержащихся в ней в отношении доверителя, доверенного лица, переданных полномочий, объектов недвижимости и прочего, Севреестром направлен запрос нотариусу ФИО8, от ДД.ММ.ГГГГ, ответ на который на момент принятия решения об отказе в государственной регистрации в адрес Севреестра не поступил».

Решением государственного регистратора Управления государственной регистрации права и кадастра Севастополя ФИО6, оформленным уведомлением № от ДД.ММ.ГГГГ административному истцу было отказано в государственной регистрации перехода права по заявлению № по аналогичному (за исключением иного номера запроса Севреестра нотариусу)основанию.

Из содержания п. 1 ч. 2 ст. 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации следует, что для признания незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, необходимо наличие в совокупности двух условий: несоответствие этих действий, решений нормативным правовым актам и нарушение ими прав, свобод и законных интересов административного истца.

В соответствии с пунктом 1 статьи 131 Гражданского кодекса Российской Федерации право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней.

Перечень полномочий органа регистрации прав при осуществлении им государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав определен ч.3 ст.3 Закона №218-ФЗ.

Сводом достоверных систематизированных сведений об учтенном в соответствии с Законом о недвижимости недвижимом имуществе, о зарегистрированных правах на такое недвижимое имущество, основаниях их возникновения, правообладателях, а также иных установленных в соответствии с настоящим Федеральным законом сведений является Единый государственный реестр недвижимости (далее - ЕГРН).

В соответствии с части 4 статьи 1 Закона №218-ФЗ государственная регистрация прав осуществляется посредством внесения в ЕГРН записи о праве на недвижимое имущество, сведения о котором внесены в ЕГРН.

Государственный кадастровый учет и государственная регистрация прав осуществляются в заявительном порядке (статья 15 Закона № 218-ФЗ).

На основании ч. 1, ч. 2 ст. 8.1 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) в случаях, предусмотренных законом, права, закрепляющие принадлежность объекта гражданских прав определенному лицу, ограничения таких прав и обременения имущества (права на имущество) подлежат государственной регистрации. Государственная регистрация прав на имущество осуществляется уполномоченным в соответствии с законом органом на основе принципов проверки законности оснований регистрации, публичности и достоверности госудаpственного реестра. Права на имущество, подлежащие государственной регистрации, возникают, изменяются и прекращаются с момента внесения соответствующей записи в государственный реестр, если иное не установлено законом.

Согласно п. 2 ч. 2 ст. 14 Закона №218-ФЗ основаниями для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав являются: договоры и другие сделки в отношении недвижимого имущества, совершенные в соответствии с законодательством, действовавшим в месте расположения недвижимого имущества на момент совершения сделки.

Государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав осуществляются по заявлению сторон договора - при государственной регистрации договора и (или) права, ограничения права или обременения объекта недвижимости, возникающих на основании такого договора, либо по заявлению представителя указанных лиц при наличии у него нотариально удостоверенной доверенности, если иное не установлено федеральным законом (ст. 15 Закона № 218-ФЗ).

Государственный регистратор прав в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав отказывает в случае, если в течение срока приостановления не устранены причины, препятствующие осуществлению государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, указанные в ст. 26 данного федерального закона (ст. 27 Закона № 218-ФЗ).

Согласно части 3 статьи 1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», государственная регистрация прав на недвижимое имущество - юридический акт признания и подтверждения возникновения, изменения, перехода, прекращения права определенного лица на недвижимое имущество или ограничения такого права и обременения недвижимого имущества.

В силу пункта 3 части 1 статьи 29 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав включают в себя проведение правовой экспертизы документов, представленных для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, на предмет наличия или отсутствия установленных соответствующим Законом оснований для приостановления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав либо для отказа в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав.

В соответствии с частью 1 статьи 27 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав отказывается по решению государственного регистратора прав в случае, если в течение срока приостановления не устранены причины, препятствующие осуществлению государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, указанные в статье 26 соответствующего Федерального закона.

Пунктом 9 части 1 статьи 26 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», на который ссылается административный ответчик в уведомлениях о приостановлении государственной регистрации прав, предваряющих решения об отказе в регистрации, установлено, что осуществление государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав приостанавливается по решению государственного регистратора прав в случае, если не представлены (не поступили) документы (сведения, содержащиеся в них), запрошенные органом регистрации прав по межведомственным запросам.

В соответствии с пунктами 9, 10 статьи 2 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ - ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» межведомственное информационное взаимодействие - осуществляемое в целях предоставления государственных и муниципальных услуг взаимодействие по вопросам обмена документами и информацией, в том числе в электронной форме, между органами, предоставляющими государственные услуги, органами, предоставляющими муниципальные услуги, подведомственными государственным органам или органам местного самоуправления организациями, участвующими в предоставлении предусмотренных частью 1 статьи 1 соответствующего Федерального закона государственных или муниципальных услуг, иными государственными органами, органами местного самоуправления, органами государственных внебюджетных фондов, многофункциональными центрами.

Межведомственный запрос - документ на бумажном носителе или в форме электронного документа о представлении документов и информации, необходимых для предоставления государственной или муниципальной услуги, направленный органом, предоставляющим государственную услугу, органом, предоставляющим муниципальную услугу, либо многофункциональным центром или направленный с использованием портала государственных и муниципальных услуг при заполнении заявителем запроса о предоставлении государственной или муниципальной услуги в электронной форме в государственный орган, орган местного самоуправления, подведомственную государственному органу или органу местного самоуправления организацию, участвующую в предоставлении предусмотренных частью 1 статьи 1 соответствующего Федерального закона государственных или муниципальных услуг, на основании запроса о предоставлении государственной или муниципальной услуги или запроса, указанного в статье 15.1 соответствующего Федерального закона, и соответствующий требованиям, установленным статьей 7.2 соответствующего Федерального закона.

Нотариусы иностранного государства, в том числе, частный нотариус Киевского нотариального округа ФИО8, удостоверившая доверенность, выданную административным истцом своему представителю, не относятся к кругу субъектов, поименованных в Федеральном законе от ДД.ММ.ГГГГ № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг», которым может быть адресован межведомственный запрос.

Запросы, направленные административным ответчиком в адрес частного нотариуса Украины, не являются межведомственными, неполучение ответа на такие запросы не является основанием для приостановления государственной регистрации согласно пункту 9 части 1 статьи 26 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» и для отказа в государственной регистрации на основании статьи 27 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости».

Кроме того, в силу части 1 статьи 2 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» правовую основу отношений, указанных в ч.1 ст.1 соответствующего Федерального закона, составляют Конституция Российской Федерации, Гражданский кодекс Российской Федерации, соответствующий Федеральный закон, другие федеральные законы и издаваемые в соответствии с ними иные нормативные правовые акты Российской Федерации.

Частью 1 статьи 15 Конституции Российской Федерации закреплено, что общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора.

Во взаимоотношениях Российской Федерации и других государств — участников Содружества Независимых Государств, а также в отношениях с Грузией действует Конвенция о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам. С Арменией, Белоруссией, Казахстаном, Молдавией. Таджикистаном и Украиной Конвенция действует в редакции Протокола к ней 1997 года.

В силу статьи 13 Конвенции документы, которые на территории одной из Договаривающихся Сторон изготовлены или засвидетельствованы учреждением или специально на то уполномоченным лицом в пределах их компетенции и по установленной форме и скреплены гербовой печатью, принимаются на территориях других Договаривающихся Сторон без какого-либо специального удостоверения.

Документы, которые на территории одной из Договаривающихся Сторон рассматриваются как официальные документы, пользуются на территориях других Договаривающихся Сторон доказательной силой официальных документов.

Соответствующее правило в полной мере распространяется на доверенности, удостоверенные нотариусами Договаривающихся Сторон, в том числе, нотариусами Украины.

Ссылки административного ответчика в оспариваемых решениях на пункты 218 и 219 Административного регламента Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по предоставлению государственной услуги по государственному кадастровому учету и (или) государственной регистрации прав на недвижимое имущество, утвержденного приказом Минэкономразвития России от ДД.ММ.ГГГГ , административный истец полагает несостоятельными, основанными на неверном истолковании норм права.

В силу пункта 218 Административного регламента, при проведении правовой экспертизы представленных документов государственный регистратор прав вправе, а при выявлении причин, препятствующих государственному кадастровому учету и (или) государственной регистрации прав, предусмотренных пунктом 6 части 1 статьи 26 Закона о регистрации, обязан принять меры по получению дополнительных документов (сведений), необходимых для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, в том числе подтверждению подлинности представленных заявителем документов или достоверности указанных в них сведений (часть 9 статьи 29 Закона о регистрации), в частности:

1)    формирует и направляет в органы государственной власти и (или) органы местного самоуправления, организации (органы) по учету объектов недвижимости, органы по учету государственного и муниципального имущества, другие органы и организации, располагающие сведениями (документами), необходимыми для государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, запросы для получения недостающих или проверки вызывающих сомнение сведений;

2)    направляет документы, в отношении которых у государственного регистратора прав есть сведения, что данные документы не являются подлинными или сведения, содержащиеся в них. недостоверны, на подтверждение их подлинности или достоверности содержащихся в них сведений в издавший их орган государственной власти (орган местного самоуправления) или лицам, их подписавшим, удостоверившим;

3)    самостоятельно получает информацию справочного характера в информационных базах данных, при наличии технических возможностей самостоятельно получает необходимую информацию в электронном виде в информационных базах данных в органах государственной власти и органах местного самоуправления, органах по учету государственного и муниципального имущества, других организациях, в том числе в форме электронных документов.

Согласно пункту 219 Административного регламента государственный регистратор при проведении правовой экспертизы представленных документов на предмет их подлинности или достоверности содержащихся в них сведений обязан, в том числе, удостовериться в том, что:

1)    в реестровом деле, открытом как на объект недвижимости, права на который заявлены на государственную регистрацию, гак и на иной объект недвижимости, отсутствуют документы, содержащие сведения (данные), аналогичные (идентичные) имеющимся в представленных для государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав документах сведениям (данным), но не соответствующие им (когда такие сведения либо являются неизменными, либо их изменение, осуществляемое в установленном законодательством Российской Федерации порядке, должно подтверждаться документами);

2)    отсутствует информация в письменной форме, поступившая от правообладателя, правоохранительных органов, иных лиц (например, нотариусов), запрошенная органом регистрации прав и полученная им в порядке межведомственного информационного взаимодействия, свидетельствующая, что представленные на государственную регистрацию прав документы являются поддельными (например, об утрате правообладателем правоустанавливающих документов, подлинных учредительных документов, печати юридического лица и другое) или данные документы содержат недостоверные сведения (например, в документе, выражающем содержание сделки, от имени стороны договора - юридического лица проставлена подпись лица в качестве лица, действующего от имени юридического лица без доверенности, тогда как из поступившего из налогового органа документа, содержащего сведения о государственной регистрации юридического лица, следует, что от имени данного юридического лица на дату подписания сделки без доверенности могло действовать иное лицо).

Ничто в уведомлениях административного ответчика не свидетельствует о наличии у него сведений о том, что документы, представленные административным истцом, не являются подлинными или что сведения, содержащиеся в них, недостоверны, либо о наличии разумных оснований для сомнений в подлинности и достоверности таких документов.

Соответственно, направление запроса частному нотариусу Украины при данных обстоятельствах - это не необходимый этап административной процедуры, предусмотренной Административным регламентом, а собственная инициатива административного ответчика, ответственность за которую необоснованно возложена на административного истца.

Частью 10 статьи 29 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» закреплено, что факт издания (принятия) акта органа государственной власти или органа местного самоуправления и достоверность содержащихся в нем сведений проверяются посредством направления межведомственных запросов органом регистрации прав в орган, издавший такой акт, а подлинность нотариально удостоверенного документа и достоверность содержащихся в нем сведений - в порядке получения информации из единой информационной системы нотариата, установленном Основами законодательства Российской Федерации о нотариате от ДД.ММ.ГГГГ . Предусмотренная в настоящей части проверка проводится в течение двух рабочих дней в пределах срока осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав.

Иных способов проверки подлинности нотариально удостоверенного документа и достоверности содержащихся в нем сведений Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» не предусмотрено.

Действия административного ответчика не согласуются с предусмотренными статьей 69.1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» мероприятиями по выявлению правообладателей объектов недвижимости, которые считаются ранее учтенными объектами недвижимости, и мероприятиями по обеспечению внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведений о правообладателях ранее учтенных объектов недвижимости, обязательными для органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации - городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя.

Доводы административного истца по существу спора подтверждаются и правовой позицией Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии (далее Росреестр) и Министерства юстиции Российской Федерации (далее - Минюст России), доведенной письмом Росреестра от ДД.ММ.ГГГГ -ГЕ/20 «О проверке подлинности доверенностей, удостоверенных нотариусами Украины» (вместе с Письмом Минюста России от ДД.ММ.ГГГГ -М Б):по вопросу осуществления проверки подлинности доверенностей, удостоверенных нотариусами Украины, в рамках правовой экспертизы государственными регистраторами при проверке сделок с недвижимым имуществом путем направления территориальными органами Росреестра запросов в территориальные органы Минюста России для организации проверки подлинности указанных доверенностей Минюст России пояснил, что государственные регистраторы и территориальные органы Росреестра не относятся к учреждениям юстиции, оказывающим правовую помощь на основании Конвенции о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам 1993 года.

В случае сомнения в подлинности представленного документа государственный регистратор должен направить материалы в правоохранительные органы для проведения проверки в порядке статей 144 - 145 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации на предмет возбуждения уголовного дела.

При этом дознаватель либо следователь на основании положений международного договора вправе направить запрос компетентному органу иностранного государства о выполнении отдельных процессуальных действий, связанных с истребованием сведений о подлинности документа.

Из положений Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» следует, что направление государственным регистратором соответствующего сообщения о преступлении в порядке статьи 144 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации не является основанием для приостановления государственной регистрации прав и, соответственно, для отказа в регистрации прав.

Соответственно, решения об отказе в государственной регистрации прав по заявлениям административного истца приняты административным ответчиком в отсутствие необходимых в силу Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» оснований.

Оспариваемые решения нарушают права и законные интересы административного истца как собственника недвижимого имущества, поскольку создают необоснованные препятствия к совершению им в отношении принадлежащего ему имущества любых действий, не противоречащих закону и иным правовым актам и не нарушающих права и охраняемые законом интересы других лиц.

Судом установлено, что Договор купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ заключен в соответствии с требованиями законодательства и фактически исполнен сторонами.

Дополнительно к передаточному акту, подписанному представителем ФИО1 ФИО3, имеется передаточный акт, подписанный непосредственно ФИО1, в соответствии с которым тот передал в собственность ФИО2 квартиру, документы, ключи от квартиры.

ФИО1 передал ФИО2 подлинники правоустанавливающих документов на квартиру (копии имеются в материалах дела), подлинники дополнительных выписок из Единого реестра запретов на отчуждение объектов недвижимого имущества, Государственного реестра обременений движимого имущества, а также подлинники эксплуатационных и прочих документов на квартиру, в том числе: акт приема-передачи квартиры от застройщика ФИО1; договор на оказание услуг газоснабжения по соответствующему адресу; договор на оказание услуг по техническому, аварийно-диспетчерскому обслуживанию и ремонту газового оборудования; акт приемки газового счетчика; акт замены индивидуального прибора учета; расчетные книжки оплаты за природный газ.

ФИО2 фактически владеет и пользуется указанной квартирой, несет бремя ее содержания, с ноября 2021 года оплачивает жилищно-коммунальные услуги, связанные с пользованием квартирой.

Конституционный Суд Российской Федерации в определении от ДД.ММ.ГГГГ N 154-О указал, что государственная регистрация - как формальное условие обеспечения государственной, в том числе судебной, защиты прав лица, возникающих из договорных отношений, объектом которых является недвижимое имущество, - призвана лишь удостоверить со стороны государства юридическую силу соответствующих правоустанавливающих документов. Тем самым государственная регистрация создает гарантии надлежащего выполнения сторонами обязательств и способствует упрочению и стабильности гражданского оборота в целом. Она не затрагивает самого содержания указанного гражданского права, не ограничивает свободу договоров, юридическое равенство сторон, автономию их воли и имущественную самостоятельность.

В силу части второй статьи 62 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации обязанность доказывания законности оспариваемых нормативных правовых актов, актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами, решений, действий (бездействия) органов, организаций и должностных лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, возлагается на соответствующие орган, организацию и должностное лицо. Указанные органы, организации и должностные лица обязаны также подтверждать факты, на которые они ссылаются как на основания своих возражений. При рассмотрении дел об обжаловании решений органов государственной власти, суд не вправе ограничивается формальным установлением обстоятельств, акт органа публичной власти подлежит оценке на предмет соответствия закону в том виде, в котором орган власти принял этот акт.

Из представленных доказательств и установленных обстоятельств по делу усматривается, что административным ответчиком отказано в предоставлении государственной услуги административному истцу без надлежащего обоснования причин, основанных на действующем законодательстве, без надлежащей проверки всех обстоятельств, имеющих значение для оказания запрошенной истцом государственной услуги.

Восстановление нарушенного права путем возложения обязанности на орган, обладающий публичными полномочиями, совершить определенные действия должно быть произведено, если судом будет установлено, что эта обязанность безусловно подлежала исполнению таким органом в рамках своих полномочий.

При таких обстоятельствах, суд пришел к выводу о незаконности действий ответчика по отказу в проведении государственной регистрации и в соответствии с положениями ст. 227 КАС РФ, считает необходимым обязать Управление государственной регистрации права и кадастра Севастополя осуществить: государственную регистрацию права собственности ФИО1 на объект недвижимости: квартиру, кадастровый , назначение: жилое помещение, площадь 85 кв.м, местонахождение: г. Севастополь, <адрес>, на основании заявления от ДД.ММ.ГГГГ и государственную регистрацию перехода права собственности на объект недвижимости: квартиру, кадастровый , назначение: жилое помещение, площадь 85 кв.м, местонахождение: <адрес>, от ФИО1 к ФИО2 на основании заявления от ДД.ММ.ГГГГ.

На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 290, 293 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд –

р е ш и л :

Административное исковое ФИО1 к Управлению государственной регистрации права и кадастра города Севастополя, Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес> и Севастополю, государственному регистратору Управления государственной регистрации права и кадастра Севастополя ФИО4, государственному регистратору Управления государственной регистрации права и кадастра Севастополя ФИО5, государственному регистратору Управления государственной регистрации права и кадастра Севастополя ФИО6 заинтересованное лицо – ФИО2, о признании незаконным решений об отказе в государственной регистрации прав – удовлетворить.

Признать незаконным решение государственного регистратора Управления государственной регистрации права и кадастра Севастополя ФИО4, оформленное уведомлением от ДД.ММ.ГГГГ/1 о приостановлении действий по государственной регистрации прав.

Признать незаконным решение государственного регистратора Управления государственной регистрации права и кадастра Севастополя ФИО4, оформленное уведомлением от ДД.ММ.ГГГГ о приостановлении действий по государственной регистрации перехода права.

Признать незаконным решение государственного регистратора Управления государственной регистрации права и кадастра Севастополя ФИО5, оформленное уведомлением от ДД.ММ.ГГГГ/5 об отказе в государственной регистрации нрав.

Признать незаконным решение государственного регистратора Управления государственной регистрации права и кадастра Севастополя ФИО6, оформленное уведомлением № от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в государственной регистрации перехода прав.

Обязать Управление государственной регистрации права и кадастра Севастополя в течение 15 дней с момента вступления решения суда в законную силу последовательно осуществить: государственную регистрацию права собственности ФИО1 на объект недвижимости: квартиру, кадастровый , назначение: жилое помещение, площадь 85 (восемьдесят пять) кв.м, местонахождение: г. Севастополь, <адрес> (четыре), <адрес> (сто шестнадцать), на основании заявления от ДД.ММ.ГГГГ и государственную регистрацию перехода права собственности на объект недвижимости: квартиру, кадастровый , назначение: жилое помещение, площадь 85 (восемьдесят пять) кв.м, местонахождение: г. Севастополь, <адрес> (четыре), <адрес> (сто шестнадцать), от ФИО1 к ФИО2 на основании заявления от ДД.ММ.ГГГГ.

Решение суда может быть обжаловано в Севастопольский городской суд в течение десяти дней со дня принятия судом решения в порядке, установленном статьей 297 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.

Решение суда вступает в законную силу по истечении срока на апелляционное обжалование, если оно не было обжаловано.

Решение в окончательной форме изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.

Судья Гагаринского районного

суда г. Севастополя         /подпись/                            О.В. Гавура

Копия верна.

Решение не вступило в законную силу.

Судья Гагаринского районного

суда г. Севастополя                                                      О.В. Гавура

2а-1266/2022

Категория:
Гражданские
Истцы
Писаренко Анатолий Аркадьевич
Ответчики
Управление государственной регистрации права и кадастра Севастополя
гос. регистратор Топольницкий Владислав Олегович
гос. регистратор Овчинникова Галина Анатольевна
гос.регистратор Шевцова Ольга Анатольевна
Другие
Сухобокый Ярема Евгеньевич
Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республики Крым и Севастополю
Исхакова Виола Рауфовна
Суд
Гагаринский районный суд Севастополя
Судья
Гавура Ольга Владимировна
Дело на странице суда
gagarinskiy.sev.sudrf.ru
20.01.2022Регистрация административного искового заявления
21.01.2022Передача материалов судье
21.01.2022Решение вопроса о принятии к производству
21.01.2022Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
21.01.2022Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
18.02.2022Судебное заседание
28.02.2022Судебное заседание
15.03.2022Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
28.02.2022
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее