Дело №
№
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Зеленокумск 17 октября 2022 года
Советский районный суд Ставропольского края в составе:
председательствующего судьи Шульги Н.И.,
при секретарях: Калашниковой А.К., Климановой К.А.,
с участием:
представителя истца – адвоката АК СККА Советского района Усачевой С.Н., действующей на основании ордера № № от 15.04.2022 года, предъявившей удостоверение №.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Шевченко Е.В. к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации по Ставропольскому краю о признании права на досрочное назначение страховой пенсии по старости, возложении обязанности включить в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости,
установил:
Шевченко Е. В. первоначально обратилась в Октябрьский районный суд Ставропольского края с иском к Государственному учреждению – Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Ставропольскому краю (далее по тексту – Управление, ответчик), в котором просит суд признать за ней право для назначения досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 20 ч. 1 ст. 30 ФЗ от 28.12.2013 года № 400- ФЗ «О страховых пенсиях» (далее по тесту – Закон № 400-ФЗ), с момента обращения в Управление – с 13.12.2021 года. Обязать ответчика включить в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в льготном порядке за периоды: с 01.01.1991 года по 13.05.1993 года в качестве медицинской сестры участковой детской консультации <данные изъяты> территориального медицинского объединения.
В обоснование иска ссылается на то, что 13.12.2021 года она обратилась в Управление с документами для назначения досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с п. 20 ч. 1 Закона № 400-ФЗ, согласно которому досрочная пенсия по старости устанавливается лицам, осуществляющим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности поселках городского типа, и не менее 30 лет в городах, сельской местности и в поселках городского типа, либо только в городах, независимо от возраста. Решением № 18 от 24.12.2021 года Управления в досрочном назначении страховой пенсии по старости ей было отказано, при этом, по мнению Управления, основанием отказа явилось не включение в стаж лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения, дающей право на досрочное пенсионное обеспечение следующих периодов ее работы:
- с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в качестве медицинской сестры участковой детской консультации, поскольку данный период не может быть включен в стаж лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения, дающей право на досрочное пенсионное обеспечение, «Территориальное медицинское объединение» не предусмотрено Списком №.
По представленным ею документам, стаж работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости на 13.12.2021 года составляет 29 лет 5 месяцев 6 дней (при требуемом 30 лет), что не дает ей право на досрочное пенсионное обеспечение. Считает отказ в назначении незаконным, необоснованным. С 01.01.2015 года основания возникновения и порядок реализации права граждан РФ на трудовые пенсии регулируются Законом № 400- ФЗ. Право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии с пп. 20 п. 1 ст. 30 Закона от 28.12.2013 года имеют лица, осуществляющие лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, независимо от их возраста.
В соответствии с п. 2 ст. 8 Закона от 28.12.2013 года с 01.01.2015 года страховая пенсия назначается при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента не ниже 6,6 с последующим ежегодным увеличением на 2,4 до достижения 30 (в 2025 году). В соответствии с п. 2 ст. 30 Закона от 28.12.2013 года списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается трудовая пенсия по старости в соответствии с п. 1 ст. 30 Закона от 28.12.2013 года, правила исчисления периодов работы и назначения указанной пенсии утверждаются Правительством Российской Федерации.
Список профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно - эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденный постановлением Совета Министров РСФСР от 06.09.1991 года № 464 «Об утверждении Списка профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, с применением положений абз. 4 и 5 п. 2 указанного постановления, - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 1 января 1992 года по 31 октября 1999 года включительно.
Перечень учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет (приложение к постановлению Совета Министров СССР от 17.12.1959 года № 1397 «О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства»), - для учета периодов лечебной деятельности, имевшей место до 01.01.1992 года.
В этой связи с учетом ч. 4 ст. 30 Закона № 400 - ФЗ при исчислении стажа лечебной деятельности периоды соответствующей работы до 1 октября 1993 года могут исчисляться с применением Перечня учреждений, организаций и должностей № 1397 и Положения № 1397 Подпунктом «б» пункта 5 Правил от 29.10.2002 года № 781 и пунктом 3 Правил от 22.09.1999 года № 1066 предусматривается льготное исчисление стажа на соответствующих видах работ лицам, работавшим в структурных подразделениях учреждений здравоохранения в должностях, указанных в Перечне, один год работы засчитывается в медицинский стаж работы как год и 6 месяцев.
Не включение в стаж периода ее работы с 01.01.1991 года по 13.05.1993 года в качестве медицинской сестры участковой детской консультации Советского территориального медицинского объединения на основании не соответствия наименования структурного подразделения Списку № 781 считает незаконным, нарушающим конституционные права истца.
Согласно представленной к исковому заявлению справки и копии трудовой книжки, она (Шевченко Е.В.) ДД.ММ.ГГГГ была принята на должность палатной медицинской сестры на 1.0 ставку в травматологическое отделение <данные изъяты> районной больницы.
С 19.11.1990 года (приказ № от 05.03.1997 года) переведена на должность участковой медицинской сестры на 1.0 ставку детской консультации <данные изъяты> районной больницы.
Как следует из справок, представленных истцом в ГУ ОПФР и приложенной к иску, <данные изъяты> районная больница переименована в <данные изъяты> районное территориальное медицинское объединение (ТМО) с 01.01.1991 года Приказом № от 31.01.1991 года по <данные изъяты> райбольнице.
Из приказа № от 31.01.1991 года усматривается, что во исполнение решения исполкома <данные изъяты> районного Совета народных депутатов № от 26.12.1990 года «О введении нового хозяйственного механизма в работу лечебно-профилактических учреждений района» и приказа Управления здравоохранения» № от 06.11.90 года «О переводе учреждений здравоохранения края на новый хозяйственный механизм с 01.01.1991 года Советскую ЦРБ – именовать <данные изъяты> районным территориальным медицинским объединением (РТМО).
Территориальное медицинское объединение является лечебно- профилактическим учреждением и включено в номенклатуру учреждений здравоохранения, утвержденную приказом МЗ РФ от 3.11.1999 года №, п. 1.2.3 Кроме того, согласно п. 8 Номенклатуры – ТМО является комплекс лечебно- профилактических и других учреждений и подразделений, головной организацией которых является больница или поликлиника.
Постановлением Министерства труда и социального развития РФ от 14.05.2001 года № установлено, что работа в должностях, предусмотренных Списком профессий и должностей работников здравоохранения, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, в лечебно – профилактических структурных подразделениях территориальных медицинских объединений включаются в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет.
На период до 01.11.1999 года действовало постановление Совета Министров РСФСР от 06.09.1991 года №, согласно которому право на пенсию за выслугу лет имеет средний медицинский персонал независимо от наименования должности лечебно-профилактических учреждений всех форм собственности.
Как следует из справки, приложенной к списку, Советское территориальное медицинское объединение переименовано в Муниципальное предприятие «Территориальное Медицинское Объединение <адрес> района с 14.05.1993 года далее Детская консультация переименована в Детскую поликлинику (приказ № от 29.10.1999 года).
При этом цели, задачи и функции медицинского учреждении не менялись. Списком №, равно как и списком № предусмотрены наименования учреждений «больница и поликлиника».
Независимо от смены наименования учреждения здравоохранения, она в спорный период работала и продолжает работать в одном учреждении, где оказывала и продолжает оказывать лечебную и медицинскую помощь населению, при этом ни условия труда, ни специфика, ни характер работы, ни функциональные обязанности не менялись по сравнению с периодами, включенными в УПФР в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии по старости, был сохранен прежний характер профессиональной деятельности работников, что усматривается из документов, а также то обстоятельство, что период работы до реорганизации, и после того, включен ответчиком в специальный стаж в льготном исчислении, в связи с чем считает, что спорный период должен быть также включен в стаж, дающий право на досрочную страховую пенсию.
Сведения о ее работе содержатся и в данных персонифицированного учета. Дата регистрации в системе обязательного пенсионного страхования в качестве застрахованного лица 13.01.1990 года.
Из справок ГБУЗ, трудовой книжки, с очевидностью следует, что она (Шевченко Е.В.) осуществляла медицинскую деятельность, работая в структурном подразделении организации. Определяя вид структурного подразделения, где она работала, считает необходимым учитывать положения п. 11 Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 02.10.2014 года №, согласно которым документом, подтверждающим периоды работы по трудовому договору, является трудовая книжка установленного образца. Учитывая изложенное, считает, что ее работа в спорные периоды осуществлялась в течение полного рабочего дня, на 1.0 ставку, медицинское объединение являлось структурным подразделением организации, а потому такая работа должна быть правомерно зачтена судом в соответствии с п. 6 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 п. 1 ст. 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.10.2022 года №, подлежит зачету в специальный стаж.
Согласно ч. 1 п. 2 Постановления Совета Министров РСФСР от 06.09.1991 года № среднему медицинскому персоналу отделений (палат) хирургического профиля стационаров, среднему медицинскому персоналу отделений (групп) анестезиологии – реанимации, отделений (палат) реанимации и интенсивной терапии – один год работы в этих должностях и подразделениях считать за один год и 6 месяцев.
В связи с чем считает вышеуказанный спорный период подлежит включению в стаж, дающий право на назначение досрочной страховой пенсии по старости в льготном исчислении - 1 год работы за 1 год и 6 месяцев.
Позиция ответчика УПФ по порядку исчисления стажа на соответствующих видах работ, связанных с осуществлением лечебной деятельности, в соответствии с ч. 4 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», в частности не включения периода работы с 01.01.1991 года по 13.05.1993 года в качестве медицинской сестры участковой детской консультации Советского территориального медицинского объединения, и обоснование позиции тем, что наименование организации ТМО не предусмотрено Списком № № является неправомерной и ущемляющей ее права, поскольку по роду своей деятельности она осуществляла и продолжает осуществлять лечебную деятельность. Считает возможным, с учетом положений ст. 19 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» удовлетворить ее требования об обязанности ответчика назначить досрочную пенсию по старости по пп. 20 п. 1 ст. 27 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» с 13.12.2021 года, то есть с момента обращения за назначением пенсии. Обязать ГУ – Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Ставропольскому краю включить в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в льготном порядке периоды: с 01.01.1991 по 13.05.1993 года в качестве медицинской сестры участковой детской консультации <данные изъяты> территориального медицинского объединения.
Определением Октябрьского районного суда г. Ставрополя Ставропольского края от 15.04.2022 года гражданское дело по иску Шевченко Е.В. к ГУ ОПФРФ по Ставропольскому краю о признании права на назначение страховой пенсии по старости, направлено на рассмотрение Георгиевского городского суда Ставропольского края.
30.06.2022 года Определением Георгиевского городского суда Ставропольского края вышеуказанное гражданское дело передано на рассмотрение по подсудности в Советский районный суд Ставропольского края.
02.09.2022 года определением Советского районного суда Ставропольского края гражданское дело по иску Шевченко Е.В. принято к своему производству.
В судебное заседание истица Шевченко Е.В. не явилась, будучи надлежащим образом извещенной о месте и времени рассмотрения дела, ее интересы представляет адвокат Усачева С.Н.
В судебном заседании адвокат Усачева С.Н. исковые требования Шевченко Е.В. поддержала, по доводам в нем изложенным.
В судебное заседание представитель ответчика ГУ – отделение Пенсионного фонда РФ по Ставропольскому краю в судебное заседание не явился, будучи надлежащим образом извещенным о месте и времени рассмотрения дела, направил в адрес суда заявление о рассмотрении гражданского дела по иску Шевченко Е.В. в отсутствие представителя, ранее направленные в адрес суда возражения поддерживают в полном объеме.
Против удовлетворения исковых требований Шевченко Е.В. возражают по тем основаниям, что ответчик рассмотрев заявление Шевченко Е.В., 13.12.2021 года за досрочным назначением страховой пенсии по старости в соответствии с п. 20 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 года № 400 - ФЗ «О страховых пенсиях» решило отказать в назначении досрочной страховой пенсии по старости из-за отсутствия требуемого 30 летнего стажа медицинской деятельности в учреждениях здравоохранения.
Согласно п. 20 ч. 1 ст. 30 Закона № 400-ФЗ досрочная страховая пенсия по старости устанавливается лицам, осуществляющим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и в поселках городского типа либо только в городах, независимо от возраста.
В соответствии с ч. 3 ст. 8 Закона № 400-ФЗ страховая пенсия по старости назначается при наличии величины ИПК в размере не менее 30. Согласно ч. 3 комментируемой статьи это нововведение реализуется поэтапно – с 1 января 2015 года страховая пенсия по старости назначается при наличии величины ИПК не ниже 6,6 с последующим ежегодным увеличением на 2,4 до достижения величины ИПК 30. Таким образом, в 2021 году обязательными условиями для назначения страховой пенсии по старости являются наличие величины ИПК не менее 21.
С 01.01.2019 года в связи с вступлением в силу Федерального закона от 03.10.2018 года № 350 «О внесении изменений на отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросу назначения и выплаты пенсий» изменился возраст, по достижении которого возникает право на назначение страховой пенсии по старости в соответствии с п. 20 ч. 1 ст. 30 Федерального закона «О страховых пенсиях».
С учетом положений, предусмотренных приложением 7 к Закону 400-ФЗ в 2019 году пенсия может назначаться не ранее чем через 12 месяцев после возникновения права, в 2020 году – не ранее чем через 24 месяца после возникновения права, в 2021 году – не ранее чем через 36 месяцев после возникновения права, в 2023 году и в последующие годы – не ранее чем через 60 месяцев после возникновения права.
Согласно п. 3 ст. 10 Федерального закона от 03.10.2018 года № 350, гражданам, которые указаны в части 1 ст. 8, п. 19-21 ч. 1 ст. 30, Федерального закона от 28.12.2013 года № 400- ФЗ «О страховых пенсиях» и которые в период с 1 января 2019 года по 31 декабря 2020 года достигнут возраста, дающего право на страховую пенсию по старости (в том числе на ее досрочное назначение) в соответствии с законодательством РФ, действовавшим до 1 января 2019 года, либо приобретут стаж на соответствующих видах работ, требуемый для досрочного назначения пенсии, страховая пенсия по старости может назначаться ранее достижения возраста либо наступления сроков, предусмотренных соответственно приложением 7 к указанному Федеральному закону, но не более чем за 6 месяцев до достижения такого возраста либо наступления таких сроков.
Списки соответствующих работ, должностей, специальностей и учреждений с учетом которых назначается страховая пенсия по старости, правила исчисления периодов работы утверждаются Правительством РФ.
Согласно п. 3 Правил № 781 в стаж работы, дающей право на досрочное пенсионное обеспечение, включаются периоды работы в должностях и учреждениях, указанных в списке № 781.
Согласно п. 4 Правил № 781 периоды работы в должностях в учреждениях, указанных в Списке, начиная с 1 ноября 1999 года, засчитываются в стаж работы при условии ее выполнения в режиме нормальной или сокращенной продолжительности рабочего времени, предусмотренной трудовым законодательством для соответствующих должностей. В случае, когда работа осуществлялась в несколько указанных в списке должностях (учреждениях) в течение неполного рабочего времени, период ее выполнения засчитывается в стаж работы, если в результате суммирования занятости (объема работы) в этих должностях (учреждениях) выработана нормальная или сокращенная продолжительность рабочего времени в объеме полной ставки по одной из должностей.
Разделом «Наименование должностей» Списка № 781 предусмотрены должности среднего медицинского персонала: медицинская сестра, медицинская сестра участковая, медицинская сестра палатная (постовая), старшая медицинская сестра, а разделом «Наименование учреждений» - больницы всех наименований.
При подсчете страхового стажа периоды работы до регистрации в системе обязательного пенсионного страхования в качестве застрахованного лица подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета за указанный период и (или ) документов, выдаваемых работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами в порядке, установленном законодательством РФ.
При подсчете страхового стажа периоды работы после регистрации в системе обязательного пенсионного страхования в качестве застрахованного лица подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета (ст. 14 Закона № 400-ФЗ). Эти сведения учитываются на основании выписки из индивидуального лицевого счета.
Дата регистрации Шевченко Е.В. в системе обязательного пенсионного страхования 13.01.1999 года. По представленным документам и выписке из индивидуального лицевого счете в стаж работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии с п. 20 ч. 1 ст. 30 Закона № 400-ФЗ, засчитаны периоды работы Шевченко Е.В.:
- с 01.08.1990 по 18.11.1990 года в качестве палатной медицинской сестры травматологического отделения <данные изъяты> районной больницы (указанный период засчитан в медицинский стаж в календарном порядке);
- с 19.11.1990 по 31.12.1990 года в качестве медицинской сестры участковой детской консультации <данные изъяты> районной больницы (указанный период засчитан в медицинский стаж в календарном порядке);
- с 14.05.1992 по 28.02.1997 года в качестве медицинской сестры участковой детской консультации муниципального предприятия «Территориальное медицинское объединение <адрес>» (указанный период засчитан в медицинский стаж в календарном порядке).
Согласно решению Советского районного суда Ставропольского края от 21 июля 2006 года был установлен юридический факт наличия у медицинских работников муниципального предприятия «Территориальное медицинское объединения <адрес>» (МП ТМО) профессии и должности, которых поименованы Списком профессий, специального стажа работы, дающего право на досрочную пенсию в период с 14.05.1993 по 19.11.2000 года.
С 01.03.1997 по 07.04.2002 года, с 11.04.2002 по 09.09.2007 года, с 15.09.2007 по 24.08.2008 года, с 30.08.2008 по 09.08.2009 года, с 15.08.2009 по 11.04.2010 года, с 13.04.2010 по 01.08.2010 года, с 07.08.2010 по 18.04.2011 года, с 22.04.2011 по 08.09.2012 года, с 23.09.2012 по 31.12.2012 года в качестве медицинской сестры кабинета здорового ребенка Муниципального бюджетного учреждения здравоохранения <данные изъяты> центральная районная больница» (до 20.11.2000-МП «ТМО <данные изъяты> района», до 03.06.2005- Государственное учреждение здравоохранения «<данные изъяты> центральная районная больница», до 01.01.2012 года – Муниципальное учреждение здравоохранения «<данные изъяты> центральная районная больница» (указанный период засчитан в медицинский стаж в календарном порядке).
С 01.01.2013 по 22.09.2013 года, с 26.09.2013 по 23.02.2016 года в качестве медицинской сестры детской поликлиники Государственного бюджетного учреждения здравоохранения Ставропольского края «<данные изъяты> центральная районная больница» (указанный период засчитан в медицинский стаж в календарном порядке).
С 24.02.2016 по 28.06.2017 года, с 01.07.2017 по 03.05.2018 года, с 05.05.2018 по 23.11.2020 года, с 25.11.2020 по 12.12.2021 года в качестве старшей медицинской сестры детской поликлиники Государственного бюджетного учреждения здравоохранения Ставропольского края «<данные изъяты> районная больница» (до 25.07.2016 года – Государственного бюджетного учреждения здравоохранения Ставропольского края «<данные изъяты> центральная районная больница») указанный период засчитан в медицинский стаж в календарном порядке).
В стаж лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения, дающей право на досрочное пенсионное обеспечение, не могут быть включены:
Период работы с 01.01.1991 по 13.05.1993 года в качестве медицинской сестры участковой детской консультации Советского территориального медицинского объединения, так как наименование организации «Территориальное медицинское объединение» не предусмотрено Списком №.
Периоды нахождения в отпусках без сохранения заработной платы с 08.04.2002 по 10.04.2002 года, с 10.09.2007 по 14.09.2007 года, с 25.08.2008 по 29.08.2008 года, с 10.08.2009 по 14.08.2009 года, с 12.04.2010 по 12.04.2010 года, с 02.08.2010 по 06.08.2010 года, с 19.04.2011 по 21.04.2011 года, с 09.09.2012 по 22.09.2012 года, с 23.09.2013 по 25.09.2013 года, с 29.06.2017 по 30.06.2017 года, с 04.05.2018 года по 04.05.2018 года, с 24.11.2020 по 24.11.2020 года, поскольку это не предусмотрено Правилами № 516 и Правилами №.
Согласно постановлению от 06 августа 2020 года № применяется особый порядок исчисления периодов, имевшей место с 1 января по 30 сентября 2020 года соответствующей работы медицинских работников, занятых в медицинских организациях и их структурных подразделениях оказанием медицинской помощи пациентам с новой короновирусной инфекцией COVID -19 и подозрением на COVID -19, при досрочном назначении страховой пенсии.
Пунктом 2 Постановления № определено, что при исчислении периодов соответствующей работы, дающей право на досрочную пенсию по пункту 20 ч. 1 ст. 30 Федерального закона № 400-ФЗ, с применением порядка, предусмотренного пунктом 1 данного Постановления, не применяется льготный порядок исчисления периодов работы, предусмотренный пунктом 5 Правил №. Данное положение закрепляет для соответствующих категорий медицинских работников применение более льготных условий досрочного пенсионного обеспечения.
Согласно сведениям, указанным в справке от 14.12.2021 года №, выданной государственным бюджетным учреждением здравоохранения Ставропольского края «<данные изъяты> районная больница», заявительница привлекалась к работе с COVID – больными в период с 01.05.2020 по 30.09.2020 года. Таким образом, период работы с 01.05.2020 по 30.09.2020 года может быть исчислен с применением Постановления № (1 день работы как 2 дня).
По представленным документам и выписке из индивидуального лицевого счета стаж работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости с учетом Списка №, Правил № и Постановления № на 13.12.2021 года составляет 29 лет 3 месяца 12 дней (при требуемом 30 лет), что не дает права на досрочное пенсионное обеспечение.
Исчисление страхового стажа и (или) стажа на соответствующих видах работ может производиться с учетом постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 29.01.2004 года №-П по нормам действовавшего на 31.12.2001 года правового регулирования, то есть по нормам Закона РФ от 20.11.1990 года № «О государственных пенсиях в Российской Федерации».
Постановлением Совета министров РСФСР от 06.09.1991 года № (далее постановление № от 06.09.1991 года) «Об утверждении Списка профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет», а за период работы после 01.11.1999 года в соответствии со Списком должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 22.09.1999 года №. С 01.01.2002 года по настоящее время применяется Постановление Правительства РФ от 29.10.2002 года №.
Постановлением № от 06.09.1991 года предусмотрено право на пенсию за выслугу лет врачам и среднему медицинскому персоналу независимо от наименования должности лечебно-профилактических и санитарно-эпидемиологических учреждений всех форм собственности.
В соответствии с Постановлением Министра труда и социального развития РФ от 14.05.2001 года № «О порядке включения в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет по нормам статьи 81 Закона Российской Федерации «О государственных пенсиях в Российской Федерации», периодов работы в территориальных медицинских объединениях» работа в должностях, предусмотренных Списком профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию, утвержденным постановлением №, в лечебно-профилактических структурных подразделениях территориальных медицинских объединений включается в стаж медицинской деятельности до 01.11.1999 года.
Списком № и Правилами № не предусмотрена возможность включения в стаж на соответствующих видах работ в связи с осуществлением медицинской деятельности периодов работы в лечебно-профилактических структурных подразделениях территориальных медицинских объединений.
Согласно п. 2 Постановления №, врачам хирургам всех наименований, среднему медицинскому персоналу отделений (палат) хирургического профиля стационаров, один год работы засчитывается за один год и 6 месяцев.
Положение названного постановления не содержит перечня отделений хирургического профиля стационаров. В этой связи за периоды до 1 ноября 1999 года применялся приказ Минздрава России от 15.10.1999 года № (зарегистрирован в Минюсте России от 21.10.1999, регистрационный №), который содержал исчерпывающий перечень хирургических отделений (палат) для взрослых и детей в стационарах (в том числе травматологическое, акушерское, хирургическое отделение).
Таким образом, в стаж медицинской деятельности, дающей право на досрочное пенсионное обеспечение, с учетом Списка №, Постановления №, Номенклатуры должностей медицинского и фармацевтического персонала, утвержденной приказом Минздрава России от 15.10.1999 года №, может быть засчитан с применением льготного порядка исчисления стажа (год работы за год и 6 месяцев) период работы заявительницы с 01.08.1990 по 18.11.1990 года в качестве палатной медицинской сестры травматологического отделения <данные изъяты> районной больницы, поскольку должность и отделение предусмотрены Списком №.
Период работы с 01.01.1991 по 13.05.1993 года в качестве медицинской сестры участковой детской консультации Советского территориального медицинского объединения не может быть включен в стаж лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения, дающей право на досрочное пенсионное обеспечение, по Списку №, так как наименование организации «Территориальное медицинское объединение» не предусмотрено списком №.
С учетом постановления Конституционного Суда РФ от 29.01.2004 года №-П стаж работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, на ДД.ММ.ГГГГ составляет 29 лет 5 месяцев 6 дней (при требуемом - 30 лет), что не дает права на досрочное пенсионное обеспечение. Исчисление стажа в льготном периоде, как просит истец не предусмотрено. В случае удовлетворения иска спорный период возможно включить только в календарном порядке. В связи с чем, в удовлетворении исковых требований Шевченко Е.В. просят полностью отказать.
В соответствии со ст. 67 ГПК РФ, выслушав представителя истца адвоката Усачеву С.Н., исследовав материалы дела, оценив доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств, оценив относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности, суд приходит к выводу о том, что исковые требования подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно ст. 39 Конституции РФ каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом; государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом. Установление условий назначения пенсий, в том числе правил исчисления стажа, относится, таким образом, к полномочиям законодателя.
Основания возникновения и порядок реализации права граждан РФ на страховые пенсии установлены Федеральным законом от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» (далее - Федеральный закон от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ), вступившим в силу с 1 января 2015 года.
По общему правилу право на страховую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет (часть 1 статьи 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ).
Порядок и условия сохранения права на досрочное назначение страховой пенсии определены статьей 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ.
Устанавливая правовые основания и условия назначения пенсий и предусматривая для отдельных категорий граждан, занятых определенной профессиональной деятельностью, возможность досрочного назначения страховой пенсии по старости, законодатель связывает право на назначение пенсии ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста не с любой работой в определенной сфере профессиональной деятельности, а лишь с такой, выполнение которой сопряжено с неблагоприятным воздействием различного рода факторов, повышенными психофизиологическими нагрузками, обусловленными спецификой и характером труда (в данном случае речь идет о лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения). При этом также учитываются различия в характере работы и функциональных обязанностях работающих лиц.
В соответствии со статьей 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ основанием для досрочного назначения страховой пенсии по старости лицам, имеющим право на такую пенсию, является работа определенной продолжительности в опасных, вредных, тяжелых и иных неблагоприятных условиях труда. Согласно указанной норме закона одним из условий установления страховой пенсии по старости ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста является наличие стажа, дающего право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, установленной законом продолжительности.
Пунктом 20 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ предусмотрено, что страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 названного закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста.
Частью 2 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ установлено, что списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 данной статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
Аналогичные положения были закреплены в ранее действовавшем в период с 01.01.2002 до 01.01.2015 года Федеральном законе от 17.12.2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (ч. 1 ст. 1, ч. 1 ст. 7, пп. 20 п. 1, п. 2 ст. 27).
Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу этого федерального закона, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающей право на досрочное назначение пенсии (часть 3 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ).
Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу названного федерального закона, могут исчисляться с применением правил, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности) (часть 4 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ).
В целях реализации положений статей 30 и 31 указанного закона Правительством Российской Федерации принято постановление от 16 июля 2014 года № «О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочной пенсионное обеспечение».
В соответствии с подпунктом «н» пункта 1 данного постановления при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения применяются:
список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года № «О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», и об утверждении правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».
Список должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 года № «Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения», - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 1 ноября 1999 года по 31 декабря 2001 года, включительно.
Список профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденный постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 года № «Об утверждении Списка профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет», с применением положений абзацев четвертого и пятого пункта 2 указанного постановления, - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 1 января 1992 года по 31 октября 1999 года, включительно.
Перечень учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет (приложение к постановлению Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года № 1397 «О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства»), - для учета периодов соответствующей деятельности, имевшей место до 1 января 1992 года.
Из приведенных нормативных положений следует, что право на досрочное назначение страховой пенсии по старости имеют лица, непосредственно осуществлявшие в том числе в городах не менее 30 лет лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, предусмотренных соответствующими списками учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения.
Как следует из трудовой книжки истца, а также из справки ГБУЗ СК «<данные изъяты> районная больница» от 30.11.2021 года о том, что Шевченко Е.В. работает в ГБУЗ «<данные изъяты> районная больница». С 01.08.1990 года принята на должность палатной медицинской сестры на 1,0 ставку в травматологическое отделение <данные изъяты> районной больницы (приказ № от 27.07.1990 года); с 19.11.1990 года переведена на должность участковой медицинской сестры на 1,0 ставку детской консультации <данные изъяты> районной больницы (приказ № от 19.11.1990 года); с 01.03.1997 года переведена на должность медицинской сестры кабинета здорового ребенка на 1 ставку. «<данные изъяты> территориальное медицинское объединение» (приказ № от 05.03.1997 года); с 01.01.2013 года переведена на должность медицинской сестры на 1 ставку детской поликлиники государственного бюджетного учреждения здравоохранения Ставропольского края «<данные изъяты> центральная районная больница» (приказ № от 09.01.2013 года); с 24.02.2016 года переведена на должность старшей медицинской сестры на 1 ставку детской поликлиники государственного бюджетного учреждения здравоохранения Ставропольского края «<данные изъяты> центральная районная больница» (приказ № от 24.02.2016 года).
На основании постановления главы администрации Советского района № от 14.05.1993 года Советское территориальное медицинское объединение переименовано в Муниципальное предприятие «Территориальное медицинское объединение <данные изъяты> района» с 14.05.1993 года.
Муниципальное предприятие «Территориальное медицинское объединение <данные изъяты> района» с 20.11.2000 года реорганизовано в Государственное учреждение здравоохранения <данные изъяты> центральная районная больница» (приказ № 356 от 20.11.2000 года).
С 03.06.2005 года Государственное учреждение здравоохранения «<данные изъяты> центральная районная больница» переименовано в Муниципальное учреждение здравоохранения «<данные изъяты> центральная районная больница» (приказ № от 29.08.2005 года).
С 01.01.2012 года изменен тип Муниципального учреждения здравоохранения <данные изъяты> центральная районная больница» и создано Муниципальное бюджетное учреждение здравоохранения «<данные изъяты> центральная районная больница» (МБУЗ «<данные изъяты> центральная больница») (приказ № 01-05/625 от ДД.ММ.ГГГГ).
МБУЗ «<данные изъяты> центральная больница» с 01.01.2013 года переименовано в Государственное бюджетное учреждение здравоохранения Ставропольского края <данные изъяты> центральная районная больница» (приказ № от 29.12.2012 года).
Государственное бюджетное учреждение здравоохранения Ставропольского края <данные изъяты> центральная районная больница» с 25.07.2016 года переименовано в государственное бюджетное учреждение здравоохранения Ставропольского края «<данные изъяты> районная больница» (приказ № 01-05/424 от 25.07.2016 года).
Муниципальное предприятие «Территориальное медицинское объединение Советского района» имеет статус юридического лица, подтвержденный Уставом предприятия, утвержденный учредителем-комитетом по управлению гос. имуществом Советского района за № от 12.10.1992 года зарегистрированный Постановлением главы администрации Советского района № от ДД.ММ.ГГГГ, а также свидетельством о государственной регистрации № от 14.05.1993 года, выданный администрацией <адрес>
ГУЗ «<данные изъяты>» имеет статус юридического лица, подтвержденный Уставом учреждения, утвержденный учредителем-комитетом по управлению гос. имуществом Советского района за № от 09.11.2000 года, зарегистрированный Распоряжением главы Советской районной государственной администрации, регистрационный № от 20.11.2000 года. Свидетельство о государственной регистрации № от 20.11.2000года, Регистрационный №-П№, выданный главой Советской районной государственной администрации <адрес>.
МУЗ «<данные изъяты>» имеет статус юридического лица, подтвержденный Уставом учреждения, утвержденный Распоряжением Главы администрации Советского муниципального района Ставропольского края № от 03.06.2005 года, согласован Распоряжением начальника отдела имущественных и земельных отношений администрации Советского муниципального района. Свидетельство «О государственной регистрации юридических лиц» № № от 27.07. 2005 года.
МБУЗ «<данные изъяты> центральная районная больница» имеет статус юридического лица, подтвержденный Уставом учреждения, утвержденный Распоряжением главы администрации Советского муниципального района Ставропольского края № от 08.12.2011 года, свидетельство «О государственной регистрации юридических лиц» серия № № от 16.12.2011 года.
ГБУЗ СК <данные изъяты> центральная районная больница» имеет статус юридического лица, подтвержденный Уставом учреждения, утвержденный приказом министерства здравоохранения <адрес> № от 29.01.2013 года, согласован Распоряжением Министерства имущественных отношений <адрес> № от 10.01.2013 года, свидетельство о государственной регистрации юридических лиц серия № № от 08.02.2013 года.
ГБУЗ СК «<данные изъяты> районная больница» имеет статус юридического лица, подтвержденный Уставом учреждения, утвержденный приказом министерства здравоохранения Ставропольского края № от 14.07.2016 года.
13.12.2021 года истец обратилась к ответчику с заявлением о назначении ей досрочной страховой пенсии по старости по пункту 20 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ (в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения в учреждения здравоохранения не менее 30 лет в городах).
Решением от 24.12.2021 года № истцу отказано в назначении досрочной страховой пенсии по старости по пункту 20 части 1 статьи 30 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 400-ФЗ в связи с отсутствием требуемой продолжительности стажа на соответствующих видах работ (30 лет).
В специальный стаж истца, дающий право на назначение досрочной страховой пенсии по старости в связи с лечебной деятельностью, пенсионным органом не был включен, в том числе, период с 01.01.1991 по 13.05.1993 года в качестве медицинской сестры участковой детской консультации Советского территориального медицинского объединения, так как наименование организации «Территориальное медицинское объединение» не предусмотрено Списком №, так как наименование данного учреждения не предусмотрено Списком должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской федерации», утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года №.
При этом в специальный стаж истца пенсионным органом были включены периоды ее работы общей продолжительностью 29 лет 5 месяцев 6 дней (при требуемом - 30 лет).
В вышеуказанный стаж истцу были включены периоды работы:
- с 01.08.1990 по 18.11.1990 года в качестве палатной медицинской сестры травматологического отделения <данные изъяты> районной больницы (указанный период засчитан в медицинский стаж в календарном порядке);
- с 19.11.1990 по 31.12.1990 года в качестве медицинской сестры участковой детской консультации <данные изъяты> районной больницы (указанный период засчитан в медицинский стаж в календарном порядке);
- с 14.05.1992 по 28.02.1997 года в качестве медицинской сестры участковой детской консультации муниципального предприятия «Территориальное медицинское объединение <адрес>» (указанный период засчитан в медицинский стаж в календарном порядке).
Согласно решению Советского районного суда Ставропольского края от 21 июля 2006 года был установлен юридический факт наличия у медицинских работников муниципального предприятия «Территориальное медицинское объединения <адрес>» (МП ТМО) профессии и должности, которых поименованы Списком профессий, специального стажа работы, дающего право на досрочную пенсию в период с 14.05.1993 по 19.11.2000 года.
С 01.03.1997 по 07.04.2002 года, с 11.04.2002 по 09.09.2007 года, с 15.09.2007 по 24.08.2008 года, с 30.08.2008 по 09.08.2009 года, с 15.08.2009 по 11.04.2010 года, с 13.04.2010 по 01.08.2010 года, с 07.08.2010 по 18.04.2011 года, с 22.04.2011 по 08.09.2012 года, с 23.09.2012 по 31.12.2012 года в качестве медицинской сестры кабинета здорового ребенка Муниципального бюджетного учреждения здравоохранения «<данные изъяты> центральная районная больница» (до 20.11.2000-МП «ТМО <данные изъяты> района», до 03.06.2005- Государственное учреждение здравоохранения «<данные изъяты> центральная районная больница», до 01.01.2012 – Муниципальное учреждение здравоохранения «<данные изъяты> центральная районная больница» (указанный период засчитан в медицинский стаж в календарном порядке).
С 01.01.2013 по 22.09.2013 года, с 26.09.2013 по 23.02.2016 года в качестве медицинской сестры детской поликлиники Государственного бюджетного учреждения здравоохранения Ставропольского края <данные изъяты> центральная районная больница» (указанный период засчитан в медицинский стаж в календарном порядке).
С 24.02.2016 по 28.06.2017 года, с 01.07.2017 по 03.05.2018 года, с 05.05.2018 по 23.11.2020 года, с 25.11.2020 по 12.12.2021 года в качестве старшей медицинской сестры детской поликлиники Государственного бюджетного учреждения здравоохранения Ставропольского края «<данные изъяты> районная больница» (до 25.07.2016 года – Государственного бюджетного учреждения здравоохранения Ставропольского края «<данные изъяты> центральная районная больница») указанный период засчитан в медицинский стаж в календарном порядке).
В соответствии с разъяснениями, содержащимися в п. 19 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 11 декабря 2012 года № «О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии», по волеизъявлению и в интересах застрахованного лица, претендующего на установление досрочной трудовой пенсии по старости по нормам Федерального закона № 173-ФЗ, периоды работы до 1 января 2002 года могут быть исчислены на основании ранее действовавших нормативных правовых актов.
Перечнем учреждений, организацией и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденным Постановлением Совета Министров СССР от 17.12.1959 года № «О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства», действовавшим до 01.01.1992 года, в разделе «наименование учреждений» предусмотрены больничные учреждения всех типов и наименований, в разделе «наименование должностей» - должности медицинских сестер (всех независимо от наименования должности).
Постановлением Совета Министров РСФСР от 06 сентября 1991 года № утвержден Список профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, в данный Список вошли врачи и средний медицинский персонал независимо от наименования должности лечебно-профилактических и санитарно-эпидемиологических учреждений всех форм собственности.
В соответствии с п. 1 Постановления Министерства труда и социального развития Российской Федерации от 14 мая 2001 года № «О порядке включения в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет по нормам ст. 81 Закона Российской Федерации «О государственных пенсиях в Российской Федерации», периодов работы в территориальных медицинских объединениях» работа в должностях, предусмотренных Списком профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденным Постановлением Совета Министров РСФСР от 06 сентября 1991 года № «Об утверждении Списка профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет», в лечебно-профилактических структурных подразделениях территориальных медицинских объединений включается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет по нормам ст. 81 Закона.
В соответствии с письмом Минтруда Российской Федерации и Пенсионного фонда Российской Федерации от 29 сентября 2000 года №, №, при исчислении специального стажа, имевшего место до 01 ноября 1999 года и дающего право на пенсию за выслугу лет в соответствии со ст. 81 Закона Российской Федерации от 20 ноября 1990 года № «О государственных пенсиях в Российской Федерации», применяется Номенклатура учреждений здравоохранения, утвержденная Приказом Минздрава России от 03 ноября 1999 года №, с изменениями и дополнениями, внесенными Приказом Минздрава России от 28.02.2000 года №. (действовавшим до 03 июля 2003 года), в п. 8 Примечания которого было указано, что «Территориальным медицинским объединением» (ТМО) является комплекс лечебно - профилактических и других учреждений и подразделений, функционально и организационно между собой связанных, объединившихся на добровольных началах по территориально - отраслевому принципу. Головной организацией ТМО является поликлиника или больница.
В соответствии с пунктом 8 примечания Номенклатуры (в ред. Приказа Минздрава РФ от 28.02.2000 №) лечебно - профилактические учреждения, предусмотренные настоящей Номенклатурой, могут добровольно объединяться на функциональной основе по территориальному признаку в Территориальные медицинские организации (ТМО).
Головной организацией ТМО является поликлиника или больница, на которую вышестоящим органом здравоохранения возлагаются функции органа управления ТМО. Учреждения здравоохранения, входящие в ТМО, сохраняют свою самостоятельность и статус юридического лица.
В разделе 1.2 «Учреждения здравоохранения особого типа» Приказа Минздрава РФ от 03 ноября 1999 года № «Об утверждении номенклатуры учреждений здравоохранения» предусмотрено Территориальное медицинское объединение (ТМО) (п. 1.2.3).
Приказом Минздрава РФ от 03 ноября 1999 года № «Об утверждении номенклатуры учреждений здравоохранения» в состав лечебно-профилактических учреждений входит, в том числе Территориальное медицинское объединение (ТМО) - указанный пункт 1.2.3 Приказа исключен Приказом Минздрава РФ от 28.02.2000 года №.
В силу подпункта «б» пункта 5 вышеназванных Правил, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года №, периоды работы в должностях в учреждениях, указанных в Списке, засчитываются в стаж работы в календарном порядке, за исключением применения льготного порядка исчисления стажа указанной работы лицам, работавшим в структурных подразделениях учреждений здравоохранения в должностях по Перечню согласно приложению, год работы которых засчитывается в указанный стаж работы как один год и шесть месяцев.
Исходя из Перечня, к числу таких должностей относятся, в том числе должности медицинских сестер участковых, предусмотренных пунктами 1 - 6, 8, 12, 15, 20, 21 27 - 30 Списка, в том числе больниц всех наименований.
В силу пункта 6 указанных Правил в стаж работы засчитывается на общих основаниях в порядке, предусмотренном настоящими Правилами, также работа в должностях, указанных в списке в лечебно-профилактических структурных подразделениях территориальных медицинских объединений.
Кроме того, при изменении организационно-правовой формы учреждений, предусмотренных подпунктами 19 и 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона № 173-ФЗ, в случае сохранения в них прежнего характера профессиональной деятельности работников, суд вправе установить тождественность должностей, работа в которых засчитывается в стаж для назначения досрочной трудовой пенсии по старости, тем должностям, которые установлены после такого изменения (п. 17 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 11.12.2012 года № «О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии»).
Из материалов пенсионного дела следует, что, несмотря на неоднократные переименования и реорганизации (перерегистрации), с момента поступления на работу истец работала и до настоящего времени продолжает работать в одном и том же медицинском учреждении, что подтверждается записями в ее трудовой книжке, выполняя по занимаемым должностям функции, связанные с оказанием медицинской помощи населению. При этом работа истца до переименования <данные изъяты> районной больницы в Советское территориальное медицинское объединение и последующего переименования в Муниципальное предприятие «Территориальное медицинское объединение <адрес>» с 19.11.1990 по 31.12.1990 года и с 14.05.1993 по 28.02.1997 года соответственно в качестве медицинской сестры участковой зачтена пенсионным органом в льготном исчислении и в календарном порядке бесспорно.
Доказательств того, что в связи с неоднократными переименованиями данного медицинского учреждения изменились функциональные обязанности истца, ответчиком не представлено.
Согласно правовой позиции, изложенной в Постановлении Конституционного Суда РФ от 29 января 2004 г. №П, недопустимы ухудшения условий реализации права на пенсионное обеспечение застрахованного лица, включая размер пенсии, на которые оно рассчитывало до введения в действие нового правового регулирования (независимо от того, выработан им общий или специальный трудовой стаж, полностью или частично).
Соответственно периоды работы период с 01.01.1991 по 13.05.1993 года в качестве медицинской сестры участковой детской консультации <данные изъяты> территориального медицинского объединения подлежат зачету в льготном исчислении как 1 год работы за 1 год и 6 месяцев.
Оценив все собранные по делу доказательства в их совокупности, суд приходит к выводу, что требование истца об обязании ответчика ГУ - ОПФ РФ по СК включить в специальный стаж истца, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в льготном порядке (один год и 6 месяцев за один год работы), период работы с 01.01.1991 по 13.05.1993 года в качестве медицинской сестры участковой детской консультации в Советском территориальном медицинском объединении, подлежит удовлетворению, поскольку в рассматриваемом случае несоответствие в наименовании лечебного учреждения в различных нормативных актах, в котором предусмотрена одна и та же нагрузка и функциональные обязанности, а также ошибочное правоприменение указанных актов, в части отнесения тех или иных лечебных учреждений и должностей медицинских работников к перечисленным в Списке №, не влечет за собой не включение периода работы в нем в льготный страховой стаж. Переименование учреждения не влечет за собой не включение периода работы в нем в льготный страховой стаж, поскольку трудовая функция истца и характер выполняемой ею работы не изменился.
Как установлено в ходе судебного разбирательства истец Шевченко Е.В. обратилась с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии 13.12.2021 года, то есть по достижению ею возраста 50 лет.
В соответствии со ст. 22 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ, страховая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, за исключением случаев, предусмотренных частями 5 и 6 ст. 22, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию. Днем обращения за страховой пенсией считается день приема органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, соответствующего заявления со всеми необходимыми документами, подлежащими представлению заявителем с учетом положений части 7 статьи 21 ФЗ «О страховых пенсиях».
Ввиду того, что с учетом включения в специальный стаж Шевченко Е.В. спорного периодов в льготном порядке (один год и 6 месяцев за один год работы) стаж работы истца в учреждениях здравоохранения на момент подачи заявления в пенсионный орган составил более 30 лет, досрочная страховая пенсия по старости в соответствии пунктом 20 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ, истцу, обратившемуся за назначением такой пенсии, подлежит назначению с 13.12.2021 года.
Руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд
решил:
исковые требования Шевченко Е.В. к Государственному учреждению – Отделению Пенсионного фонда Российской Федерации по Ставропольскому краю о признании права на досрочное назначение страховой пенсии по старости, возложении обязанности включить периоды работы в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости - удовлетворить.
Признать за Шевченко Е.В. право на назначение досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 20 части1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», со дня обращения, то есть с 13 декабря 2021 года.
Обязать Государственное учреждение – Отделению Пенсионного фонда Российской Федерации по Ставропольскому краю включить в специальный стаж Шевченко Шевченко Е.В., дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в льготном порядке как 1 год работы за 1 год 6 месяцев, период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в качестве медицинской сестры участковой детской консультации в Советском территориальном медицинском объединении.
Решение может быть обжаловано в Ставропольский краевой суд в течение месяца со дня принятия его судом в окончательной форме, путем подачи апелляционной жалобы через Советский районный суд Ставропольского края.
Мотивированное решение суда изготовлено 24 октября 2022 года.
Судья Н.И. Шульга