Решение по делу № 2а-270/2019 от 29.01.2019

Дело № 2а-270/2019

44RS0026-01-2019-000126-07

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

06 мая 2019 года г. Кострома

Димитровский районный суд г. Костромы в составе председательствующего судьи Моховой Н.А., при секретаре Рунтовой Ю.А., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Нагорновой О.А. к Государственному учреждению – Костромское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации о признании незаконным решение об отказе в выделении средств на выплату страхового обеспечения, выраженное в письме от 30.10.2018 года № 44-01-09/08-4481,

У С Т А Н О В И Л:

Нагорнова О.А. обратилась в суд с административным исковым заявлением к Государственному учреждению – Костромское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации о признании незаконным отказа в выделении средств на выплату страхового возмещения. Свои требования мотивировала тем, что 25.10.2004 года была зарегистрирована ИФНС России по г. Костроме в качестве индивидуального предпринимателя, 15.05.2018 года утратила этот статус в связи с прекращением деятельности. 14.11.2016 года у работника Нагорновой О.А. – ФИО13 родилась дочь ФИО14 В связи с беременностью данного работника и рождением ребенка Нагорнова О.А., как работодатель, производила ей выплаты, предусмотренные законодательством (оплата больничного листа, оплата пособия по беременности и родам, пособия по уходу за ребенком). 19.09.2018 года Нагорнова О.А. обратилась в Фонд социального страхования с заявлением о выделении необходимых средств на выплату страхового обеспечения в сумме 44 110 руб. 91 коп., приложила необходимые документы. Данная сумма указана в выписке операций по расчету с бюджетом и сводной справке, сформированной ИФНС России по г. Костроме, в качестве переплаты. Решением административного ответчика, выраженным в письме от 30.10.2018 года № 44-01-09/08-4481, в выделении средств на выплату страхового обеспечения было отказано, ввиду утраты Нагорновой О.А. статуса индивидуального предпринимателя на момент обращения за выделением средств. Полагает, что данное решение нарушает ее права, является незаконным. Просит признать незаконным решение Государственного учреждения – Костромское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации об отказе в выделении средств на выплату страхового обеспечения от 30.10.2018 года № 44-01-09/08-4481, обязать административного ответчика выделить средства на осуществление расходов страхователя на выплату страхового обеспечения в сумме 44 110 руб. 91 коп. путем перечисления на личный счет истца.

Административный истец Нагорнова О.А., ее представитель по устному ходатайству Мамуль И.В. в судебном заседании требования поддержали в полном объеме. Дополнительно пояснили, что с 25.10.2004 года по 15.05.2018 года Нагорнова О.А. осуществляла деятельность в качестве индивидуального предпринимателя, в 2016-2018 гг. Нагорновой О.А., как работодателем, производились выплаты работнику ФИО12 по беременности и родам, а также по выплате пособия на содержание ребенка до 1,5 лет. После произведения выплат работнику, работодатель имеет право обратиться в Фонд социального страхования за возмещением выплаченных денежных средств. Полагают, что физическое лицо и в случае прекращения деятельности индивидуального предпринимателя вправе получить излишне оплаченные суммы, поскольку с прекращением ИП правоспособность физического лица не прекращается. Считают отказ ответчика в выделении средств на выплату страхового возмещения незаконным.

Представитель административного ответчика ГУ – КРО ФСС РФ по доверенности Блинов А.С. в судебном заседании требования не признал, представив отзыв на административное исковое заявление. Пояснил, что ИП Нагорнова О.А. прекратила свою деятельность 15.05.2018 года. 19.09.2018 года от нее поступило заявление о выделении необходимых средств на выплату страхового обеспечения по состоянию на 01.07.2018 года. Задолженность регионального отделения в части превышения расходов по состоянию на данную дату составляет 18 989 руб. 82 коп. На дату подачи заявления Нагорнова О.А. уже не являлась страхователем по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством. Таким образом, у регионального отделения Фонда отсутствовали основания на проведение проверки страхователя, снятого с регистрационного учета, и последующее выделение денежных средств на выплату страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством.

Заинтересованные лица ИФНС России по г. Костроме, МИФНС № 5 по Ярославской области, надлежаще извещенные о слушании дела, своих представителей в суд не направили, представив заявления о рассмотрении дела в их отсутствие.

В соответствии со ст. 150 КАС РФ суд рассматривает дело в отсутствие не явившихся лиц.

Выслушав участников процесса, исследовав материалы настоящего дела, суд приходит к следующему.

Согласно п. 1 ст. 46 Конституции РФ каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод. При этом как указано в пункте 2 той же статьи решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.

В соответствии с ч. 1 ст. 4 КАС РФ каждому заинтересованному лицу гарантируется право на обращение в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов.

Согласно ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Частью 8 статьи 226 КАС РФ предусмотрено, что при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд проверяет законность решения, действия (бездействия) в части, которая оспаривается, и в отношении лица, которое является административным истцом, или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление. При проверке законности этих решений, действия (бездействия) суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании незаконными решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, и выясняет обстоятельства, указанные в частях 9 и 10 настоящей статьи, в полном объеме.

Статья 62 КАС РФ возлагает обязанность доказывания законности оспариваемых действий (бездействия), решений органов, организаций и должностных лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на соответствующие орган, организацию и должностное лицо, которые обязаны также подтверждать факты, на которые они ссылаются как на основания своих возражений (часть 2).

По смыслу положений ст. 227 КАС РФ для признания решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего незаконными необходимо наличие совокупности двух условий - несоответствие оспариваемых решений, действий (бездействия) нормативным правовым актам и нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца.

При отсутствии хотя бы одного из названных условий решения, действия (бездействие) не могут быть признаны незаконными.

В соответствии с разъяснениями, приведенными в абз. 1 п. 62 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27.09.2016 года № 36 «О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации» суд не осуществляет проверку целесообразности оспариваемых решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих, принимаемых, совершаемых ими в пределах своего усмотрения в соответствии с компетенцией, предоставленной законом или иным нормативным правовым актом.

Согласно положениям Федерального закона от 16.07.1999 года № 165-ФЗ «Об основах обязательного социального страхования» обязательное социальное страхование - часть государственной системы социальной защиты населения, спецификой которой является осуществляемое в соответствии с федеральным законом страхование работающих граждан от возможного изменения материального и (или) социального положения, в том числе по независящим от них обстоятельствам. Обязательное социальное страхование представляет собой систему создаваемых государством правовых, экономических и организационных мер, направленных на компенсацию или минимизацию последствий изменения материального и (или) социального положения работающих граждан, а в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, иных категорий граждан вследствие достижения пенсионного возраста, наступления инвалидности, потери кормильца, заболевания, травмы, несчастного случая на производстве или профессионального заболевания, беременности и родов, рождения ребенка (детей), ухода за ребенком в возрасте до полутора лет и других событий, установленных законодательством Российской Федерации об обязательном социальном страховании.

Субъектами обязательного социального страхования являются страхователи (работодатели), страховщики, застрахованные лица, а также иные органы, организации и граждане, определяемые в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования (ч. 2 ст. 6 ФЗ № 165).

Согласно ст. 9 Федерального закона от 16.07.1999 года № 165-ФЗ «Об основах обязательного социального страхования» отношения по обязательному социальному страхованию возникают у страхователя (работодателя) - по всем видам обязательного социального страхования с момента заключения с работником трудового договора.

Порядок финансового обеспечения расходов страхователей на выплату страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством как до, так и после 1 января 2017 года регламентировался Федеральным законом от 29.12.2006 года № 255-ФЗ «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством».

В соответствии с ч. 1 ст. 2.1. Федеральным законом от 29.12.2006 года № 255-ФЗ «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством» страхователями по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством являются лица, производящие выплаты физическим лицам, подлежащим обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством в соответствии с настоящим Федеральным законом, в том числе индивидуальные предприниматели.

В соответствии с ч. 3 ст. 4.6 Федерального закона от 29.12.2006 года № 255-ФЗ «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством» территориальный орган Фонда социального страхования выделяет страхователю необходимые средства на выплату страхового обеспечения в течение 10 календарных дней с даты представления страхователем всех необходимых документов.

В соответствии с п. 2 ст. 4.6 Федеральным законом от 29.12.2006 года № 255-ФЗ «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством» сумма страховых взносов, подлежащих перечислению страхователями в Фонд социального страхования Российской Федерации, уменьшается на сумму произведенных ими расходов на выплату страхового обеспечения застрахованным лицам.

При этом период, за который может учитываться сумма расходов на выплату страхового обеспечения по указанному виду страхования для целей уменьшения суммы страховых взносов, не установлен.

Если начисленных страхователем страховых взносов недостаточно для выплаты страхового обеспечения застрахованным лицам в полном объеме, страхователь обращается за необходимыми средствами в территориальный орган страховщика, который в соответствии с ч. 3 ст. 4.6 Федеральным законом от 29.12.2006 года № 255-ФЗ «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством» выделяет страхователю необходимые средства на выплату страхового обеспечения в течение 10 календарных дней с даты представления всех необходимых документов, за исключением случаев, указанных в части 4 указанной статьи.

Судом установлено, что Нагорнова О.А. осуществляла деятельность индивидуального предпринимателя с 25.10.2004 года по 15.05.2018 года. По случаю временной нетрудоспособности и в связи с материнством ее работника ФИО11., ИП Нагорнова О.А., как работодатель, производила выплаты, предусмотренные федеральным законодательством.

В начале апреля 2018 года Нагорновой О.А. было принято решение о прекращении деятельности в качестве индивидуального предпринимателя. К этому времени административным истцом были произведены расходы на цели обязательного страхования, превышающие сумму начисленных страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, подлежащих перечислению в отделение Фонда. По состоянию на 15.05.2018 года указанные расходы составили сумму 18 989 руб. 82 коп. Переплата страховых взносов по состоянию на 15.05.2018 года составила 25 071 руб. 09 коп.

15.05.2018 года Нагорнова О.А. прекратила деятельность в качестве индивидуального предпринимателя, что подтверждается выпиской ЕГРИП.

19.09.2018 года Нагорнова О.А. подала в ГУ – КРО ФСС РФ заявление с документами о возмещении расходов на цели обязательного социального страхования, поскольку указанные расходы превышали сумму начисленных страховых взносов на обязательное социальное страхование, подлежащих перечислению в отделение Фонда, по состоянию на 15.05.2018 года в размере 44 110 руб. 91 коп.

В силу п. 1 ч. 1 ст. 4.1 Федеральным законом от 29.12.2006 года № 255-ФЗ «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством» страхователи имеют право обращаться к страховщику за получением средств, необходимых на выплату страхового обеспечения застрахованным лицам, сверх начисленных страховых взносов.

30.10.2018 года ГУ – КРО ФСС РФ было рассмотрено заявление Нагорновой О.А. Согласно данного решения Нагорновой О.А. было отказано в выделении средств на выплату страхового обеспечения по причине снятия с регистрационного учета в качестве индивидуального предпринимателя.

Оценив представленные доказательства, руководствуясь положениями Федерального закона от 29.12.2006 года № 255-ФЗ «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством», суд приходит к выводу о незаконности оспариваемого решения по отказу Фондом в возмещении Нагорновой О.А. расходов по выплатам страхового обеспечения, поскольку нормы Федерального закона от 29.12.2006 года № 255-ФЗ «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством» не содержат положений ограничивающих возможность проверки страхователя - физического лица, зарегистрированного в территориальном органе Фонда в качестве индивидуального предпринимателя только в период времени, когда страхователь состоял на учете в территориальном органе Фонда. Проверка такого страхователя может быть проведена как в период, когда страхователь состоял на учете в территориальном отделении Фонда, так и после снятия его с регистрационного учета за период, когда страхователь состоял на учете в территориальном отделении Фонда. Нормы Федерального закона от 29.12.2006 года № 255-ФЗ «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством» также не предусматривают ограничения по сроку обращения страхователя - физического лица, зарегистрированного в территориальном органе Фонда в качестве индивидуального предпринимателя, за возмещением денежных средств, израсходованных им на выплату страхового обеспечения в период, когда он являлся работодателем. Аналогичная правовая позиция изложена в письме Фонда социального страхования Российской Федерации от 23.05.2017 года № 02-08-01/06-07-4058л. При этом обоснованность осуществленных Нагорновой О.А. расходов на выплату страхового обеспечения отделение Фонда не оспаривает. Расчеты за 2016-2018 годы были приняты отделением Фонда без замечаний и возражений.

Доводы административного ответчика о несоблюдении административным истцом порядка предоставления расчета в орган контроля за уплатой страховых взносов, являются неубедительными. Факт наступления страховых случаев подтвержден материалами дела, период нетрудоспособности застрахованных лиц и факт несения страхователем соответствующих расходов не оспаривается, в связи с чем, произведенные расходы по социальному обеспечению подлежат возмещению. Размер расходов на цели обязательного страхования, превышающие сумму начисленных страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, фактически был проверен административным ответчиком по представленным документам и несогласия не высказано.

Возмещение средств из фонда является восстановительной мерой, направленной на компенсацию реальных затрат страхователя.

По материалам дела не имеется оснований полагать, что действия административного истца фактически были направлены на создание искусственной ситуации, связанной с преднамеренным приемом на работу работника в целях неправомерного получения средств бюджета фонда, что могло бы свидетельствовать о правомерном отказе фондом в выделении средств на осуществление (возмещение) расходов, произведенных страхователем на выплату спорного страхового обеспечения.

В п. 5.3 Письма ФНС России N БС-4-11/1304@, ПФР N НП-30-26/947, ФСС РФ N 02-11-10/06-308-П от 26.01.2017 даны разъяснения относительно приема в 2017 году решений о возврате излишне уплаченных страховых взносов за периоды, наступившие до 1 января 2017 года. Из представленных в Письме разъяснений следует, что такое решение принимается соответствующими органами ФСС. Возврат (зачет) сумм страховых взносов за периоды, наступившие после 1 января 2017 года, производится по правилам, установленным ст. 78 НК РФ.

Определяя подлежащий выделению административным ответчиком размер расходов страхователя на выплату страхового обеспечения суд, руководствуясь вышеизложенными положениями, приходит к выводу, что для устранения допущенного нарушения прав и законных интересов Нагорновой О.А. к перечислению на личный счет заявителя в банке подлежат расходы в размере 18 989 руб. 82 коп. При этом именно данный размер задолженности в части превышения расходов региональным отделением не оспаривался. Излишне уплаченные страховые взносы в размере 25 071 руб. 09 коп. за периоды, наступившие после 01.01.2017 года, подлежат возвращению налоговыми органами в порядке, установленном ст. 78 НК РФ.

На основании вышеизложенного, руководствуясь ст.ст. 175-180, 227 КАС РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Административный иск Нагорновой О.А. к Государственному учреждению – Костромское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации о признании незаконным решение об отказе в выделении средств на выплату страхового обеспечения, выраженное в письме от 30.10.2018 года № 44-01-09/08-4481 удовлетворить частично.

Признать незаконным решение Государственного учреждения – Костромское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации об отказе в выделении Нагорновой О.А. средств на выплату страхового обеспечения, выраженное в письме от 30.10.2018 года № 44-01-09/08-4481.

Обязать Государственное учреждение – Костромское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации устранить допущенное нарушение прав и законных интересов и выделить Нагорновой О.А. средства на осуществление (возмещение) расходов страхователя на выплату страхового обеспечения путем перечисления денежных средств в размере 18 989 рублей 82 копеек на личный счет Нагорновой О.А. в банке.

В удовлетворении остальной части требований отказать.

Решение может быть обжаловано в Костромской областной суд через Димитровский районный суд г. Костромы в течение месяца со дня изготовления мотивированного решения.

Судья Н.А. Мохова

2а-270/2019

Категория:
Гражданские
Истцы
Нагорнова Ольга Александровна
Ответчики
МИФНС № 5 по Ярослаской области
Государственное учреждение -Костромское региональное отделение Фонда социального страхования РФ
ИФНС России по г.Костроме
Другие
Мамуль Игорь Викторович
Суд
Димитровский районный суд г. Кострома
Дело на сайте суда
dimitrovsky.kst.sudrf.ru
03.04.2020Регистрация административного искового заявления
03.04.2020Передача материалов судье
03.04.2020Решение вопроса о принятии к производству
03.04.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
03.04.2020Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
03.04.2020Судебное заседание
03.04.2020Судебное заседание
03.04.2020Судебное заседание
03.04.2020Судебное заседание
03.04.2020Производство по делу возобновлено
03.04.2020Судебное заседание
03.04.2020Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
03.04.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
03.04.2020Дело оформлено
03.04.2020Дело передано в архив
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее