Дело №2а-1897/2017.
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
21 июня 2017 года г.Улан-Удэ
Советский районный суд г.Улан-Удэ в составе председательствующего судьи Тумуровой А.А., при секретаре судебного заседания Цыдыповой А.С., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по исковому заявлению Шмат С.С., действующего также в интересах несовершеннолетних Шмат Н.С., Шмат А.С. к Министерству внутренних дел по Республике Бурятия о признании решения об аннулировании разрешения на временное проживание в Российской Федерации незаконным,
установил:
Шмат С.С., также действующий в интересах несовершеннолетних Шмат Н.С., Шмат А.С., обратился в суд с иском к МВД по РБ о признании решения от ДД.ММ.ГГГГ ... об аннулировании разрешения на временное проживание в Российской Федерации незаконным.
В обоснование требований указано, что истец и его несовершеннолетние дети Шмат Н.С. и А. являются гражданами Республики Беларусь. ДД.ММ.ГГГГ Управлением по вопросам миграции МВД России по Республике Бурятия выдано разрешение 494/2017 на временное проживание в Российской Федерации. Решением от ДД.ММ.ГГГГ ... данное разрешение на временное проживание в Российской Федерации было аннулировано. Полагает решение незаконным, необоснованным и подлежащим отмене, поскольку с ... года истец со своей семьей систематически посещали Республику Бурятия, преимущественно пребывают по адресу: ..., имеют подсобное хозяйство, занимаются выращиванием в теплицах огурцов и помидоров и реализацией их местному населению, участвуют в жизни и развитии села. Шмат являются участниками государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом. В рамках данной программы вправе без учета квоты получить гражданство Российской Федерации. Истец ведет себя миролюбиво, доброжелательно, никогда не выступал за насильственное изменение основ конституционного строя Российской Федерации, не совершал действий, создающих угрозу безопасности Российской Федерации или граждан Российской Федерации. Никакие противоправные действия не совершал, какие-либо претензии в его адрес не поступали, меры профилактического характера в отношении его не применялись.
Определением суда к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечено УФСБ России по Республике Бурятия.
В судебном заседании истец Шмат С.С., действующий также в интересах несовершеннолетних Шмат Н.С., Шмат А.С., просил иск удовлетворить, пояснив, что после приезда в первый раз в Бурятию в 2010 году их привлекла природа Байкала, появилось желание послиться здесь. В Беларуси у них есть дом, там они также занимались аграрным хозяйством, жена специализируется на выращивании хризантем, а он в овощеводстве. За время проживания на территории России в конфликтных ситуациях не участвовал, ведет здоровый образ жизни, поддерживает дружественные отношения с окружающими. Никакие противозаконные действия, в том числе ему вменяемые, он не совершал.
Представитель истца по доверенности Желонин А.С. на требованиях настаивал, представил письменное дополнение к административному иску, пояснив, что в связи с аннулированием разрешения на временное проживание, выданное иностранному гражданину, данный гражданин обязан выехать из Российской Федерации в течение пятнадцати дней. Согласно ст.1 Соглашения между Российской Федерацией и Республикой Беларусь об обеспечении равных прав граждан Российской Федерацией и Республики Беларусь на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства на территориях государств – участников Союзного государства, ратифицированного Российской Федерацией Федеральным законом от 27.10.2008 №186-ФЗ, гражданам одной Стороны, пребывающим на законных основаниях на территории другой Стороны, гарантируются равные права с гражданами этой другой Стороны на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства, за исключением случаем, предусмотренных настоящим Соглашением. Согласно п.1 ст.2 указанного Соглашения граждане одной Стороны независимо от места пребывания (проживания) имеют право свободно въезжать, пребывать, следовать транзитом, передвигаться и выбирать место жительства на территории другой Стороны, за исключением мест, для посещения которых в соответствии с законодательством Сторон требуется специальное разрешение, по действительным документам, указанным в приложениях №1 и 2 к настоящему Соглашению, без миграционной карты. Документами граждан Республики Беларусь, необходимыми для въезда, выезда, транзитного проезда, передвижения и пребывания на территории Российской Федерации, являются, в частности, паспорт гражданина Республики Беларусь. Частью 4 ст.15 Конституции РФ установлено, что если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора. В силу ч.5 ст.14 Договора между Российской Федерацией и Республикой Беларусь от 08.12.1999 года «О создании Союзного государства», граждане Союзного государства пользуются равными правами и несут равные обязанности на территории другого государства-участника, если иное не предусмотрено законодательными актами государств-участников, договорами между ними. Таким образом, права граждан Республики Беларусь, касающиеся пребывания и выбора места жительства на территории Российской Федерации, приравниваются к правам граждан Российской Федерации, в связи с чем обязанность по выезду из Российской Федерации, предусмотренная п.2 ст.31 Федерального закона «О правовом положении иностранных граждан», на граждан Республики Беларусь не распространяются. В Обобщении судебной практики Челябинского областного суда за первый квартал 2016 года указал, что при разрешении такой категории споров ответчиком должны быть представлены дополнительные доказательства, подтверждающие или опровергающие факт совершения каких-либо противоправных действий. Утверждения истца о том, что он не совершал никаких действий, создающих угрозу безопасности Российской Федерации или граждан Российской Федерации, должны быть опровергнуты надлежащими доказательствами. Европейский Суд по правам человека, вынося решение по делу «Насибова против России» указал, что при рассмотрении дела суды должны обращать внимание на следующие моменты: судами должно быть проведено надлежащее сравнение необходимости защиты национальной безопасности и права заявителя на уважение его личной жизни, заявитель должен иметь возможность воспользоваться процессуальными гарантиями, в частности, ему должно быть сообщено конкретное место и время тех действий, которые предположительно были совершены им, ему должна быть раскрыта секретная информация, которой располагает УФСБ, ему должна быть предоставлена справедливая и разумная возможность опровергнуть утверждения, содержащиеся в материалах УФСБ, суд должен проверить, действительно ли принятое решение было оправдано интересами национальной безопасности и могут ли представители органов исполнительной власти доказать существование тех фактов, которые положены в основу оценки представляемой заявителем угрозы.
Представитель административного ответчика МВД по Республике Бурятия по доверенности Пансалова Б.Н. просила отказать в удовлетворении исковых требований, пояснив, что порядок оформления и выдачи иностранным гражданам и лицам без гражданства разрешения на временное проживание регулируется положениями Федерального закона от 25.07.2002 №115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации». Приказом ФМС России от 22.04.2013 года №214 утвержден Административный регламент по предоставлению Федеральной миграционной службой государственной услуги по выдаче иностранным гражданами и лицам без гражданства разрешения на временное проживание в Российской Федерации. Поскольку в адрес МВД по РБ поступила информация УФСБ России по РБ о несогласовании вопроса о выдаче разрешения на временное проживание в РФ гражданина Республики Беларусь Шмат С.С. на основании пп.1 ст.1 ст.7 Федерального закона, МВД по РБ принято решение об аннулировании разрешения на временное проживание. Положением о Министерстве внутренних дел РФ не предусмотрено осуществление такого полномочия как проверка правильности и обоснованности решений органов федеральной службы безопасности. УФСБ России по РБ является компетентным органов в области обеспечения безопасности РФ, имеющим право оценки деятельности иностранного гражданина в рамках положений п.1 ст. Федерального закона от 25.07.2002 №115-ФЗ.
В судебном заседании представитель заинтересованного лица УФСБ Росси по Республике Бурятия по доверенности Шаргаев Б.А. возражал против удовлетворения иска, пояснив, что в соответствии со ст.12 Федерального закона «О Федеральной службе безопасности» органы федеральной службы безопасности обязаны участвовать в решении вопросов предоставления разрешения на временное проживание на территории РФ. Законом не предусмотрено проведение органами МВД России проверки предоставленной из УФСБ России по РБ информации. Полагал решение законным и обоснованным.
Изучив материалы дела, выслушав объяснения участников, суд приходит к следующему.
В силу положений ст.218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В соответствии с ч.8 ст.226 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действий (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд проверяет законность решения, действий (бездействия) в части, которая оспаривается, и в отношении лица, которое является административным истцом, или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление. При проверке законности этих решения, действия (бездействия) суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании незаконными решения, действий (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, и выясняет обстоятельства, указанные в частях 9 и 10 настоящей статьи, в полном объеме.
Правовое положение иностранных граждан в Российской Федерации, а также отношения с их участием определяет и регулирует Федеральный закон от 25.07.2002 N115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации".
Согласно ст.6 Федерального закона от 25.07.2002 N 115-ФЗ разрешение на временное проживание на территории Российской Федерации иностранному гражданину выдает территориальный орган федерального органа исполнительной власти в сфере миграции. По результатам рассмотрения заявления, поданного в указанный орган временно пребывающим в Российской Федерации иностранным гражданином, в шестимесячный срок выдает иностранному гражданину разрешение на временное проживание либо отказывает ему в выдаче такого разрешения.
Территориальный орган федерального органа исполнительной власти в сфере миграции при рассмотрении заявления иностранного гражданина о выдаче разрешения на временное проживание направляет запросы, в том числе в органы безопасности, органы внутренних дел и другие заинтересованные органы, которые в двухмесячный срок со дня поступления запроса представляют информацию о наличии либо об отсутствии обстоятельств, препятствующих выдаче иностранному гражданину разрешения на временное проживание.
Приказом ФМС России от 22.04.2013 N 214 утвержден Административный регламент предоставления Федеральной миграционной службой государственной услуги по выдаче иностранным гражданам и лицам без гражданства разрешения на временное проживание в Российской Федерации.
Согласно п.62 Административного регламента сотрудник, уполномоченный на рассмотрение заявления, проводит проверку заявителя и сообщенных им сведений по учетам ФМС России, территориальных органов безопасности, органов внутренних дел, службы судебных приставов, органов социального обеспечения, органов здравоохранения и других заинтересованных органов для выявления оснований отказа в выдаче разрешения.
В соответствии с п.62.3 Административного регламента в территориальных органах безопасности проверяются иностранные граждане, достигшие 14 - летнего возраста, для выявления оснований, предусмотренных п.п.1 п.36 Административного регламента, согласно которому разрешение иностранному гражданину не выдается в случае, если данный иностранный гражданин выступает за насильственное изменение основ конституционного строя Российской Федерации, иными действиями создает угрозу безопасности Российской Федерации или граждан Российской Федерации.
В соответствии с п."р" ст.12 Федерального закона от 03.04.1995 N 40-ФЗ "О Федеральной службе безопасности" органы Федеральной службы безопасности обязаны участвовать в соответствии с законодательством Российской Федерации в решении вопросов, касающихся приема в гражданство Российской Федерации и выхода из него, въезда на территорию Российской Федерации и выезда за ее пределы граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства, а также режима пребывания иностранных граждан и лиц без гражданства на территории Российской Федерации.
Согласно пп.1 п.1 ст.7 Федерального закона от 25.07.2002 N 115-ФЗ разрешение на временное проживание иностранному гражданину не выдается, а ранее выданное разрешение аннулируется в случае, если данный иностранный гражданин выступает за насильственное изменение основ конституционного строя Российской Федерации, иными действиями создает угрозу безопасности Российской Федерации или граждан Российской Федерации.
Судом установлено, что ДД.ММ.ГГГГ гражданам Республики Беларусь Шмат С.С., Шмат Н.С., Шмат А.С. было выдано разрешение ... на временное проживание в Российской Федерации до ДД.ММ.ГГГГ.
ДД.ММ.ГГГГ из УФСБ России по Республике Бурятия поступило письмо от ДД.ММ.ГГГГ ..., согласно которому вопрос о выдаче Шмат С.С. разрешения на временное проживание в Российской Федерации не согласован на основании пп.1 п.1 ст.7 Федерального закона от 25.07.2002 N115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации".
В связи с указанным ДД.ММ.ГГГГ ранее выданное разрешение на временное проживание в РФ было аннулировано.
Исходя из положений ст.1, п."р" ст.12, ст.13, ст.13.1 Федерального закона от 03.04.1995 N 40-ФЗ "О Федеральной службе безопасности", пп.36 п.9 Указа Президента Российской Федерации от 11.08.2003 N 960 "Вопросы Федеральной службы безопасности Российской Федерации" компетентным органом, обладающим информацией о совершении иностранным гражданином действий, предусмотренных в пп.1 п.1 ст.7 Федерального закона от 25.07.2002 N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации", влекущих за собой отказ в выдаче разрешения на временное проживание, является Федеральная служба безопасности Российской Федерации.
Законность и обоснованность действий УФСБ России по Республике Бурятия не является предметом настоящего спора, в связи с чем оценке не подлежат.
Поступившая из УФСБ России по Республике Бурятия информация, являясь обязательной для учета территориальным органом исполнительной власти в сфере миграции, была обоснованно расценена Управлением по вопросам миграции МВД России по Республике Бурятия в качестве основания для принятия решения об аннулировании ранее выданного Шмат разрешения на временное проживание в Российской Федерации.
При таких обстоятельствах оснований для удовлетворения исковых требований у суда не имеется, поскольку оспариваемое решение принято уполномоченным органом, в пределах его компетенции, в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации. Порядок принятия оспариваемого решения не нарушен.
Длительное проживание семьи Шмат на территории Российской Федерации не является основанием для признания оспариваемого решения административного ответчика незаконным, поскольку мотивы его принятия основаны на нормах Федерального закона №115-ФЗ.
Ссылка на Соглашение между Российской Федерацией и Республикой Беларусь об обеспечении равных прав граждан Российской Федерацией и Республики Беларусь на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства на территориях государств – участников Союзного государства несостоятельна, поскольку разрешение на временное проживание Шмат на территории РФ аннулировано, что свидетельствует об отсутствии законных оснований для пребывания Шмат на территории РФ.
Договор между РФ и Республикой Беларусь от 08.12.1999 "О создании Союзного государства" не регулирует вопросы пребывания граждан Республики Беларусь на территории РФ.
Ссылка стороны истца на материалы судебной практики и позицию Европейского Суда по правам человека не свидетельствуют о незаконности оспариваемого решения.
На основании изложенного руководствуясь ст.ст.175-180, 227 КАС РФ,
решил:
░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░ ░.░., ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░.░., ░░░░ ░.░. ░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░.░░░░-░░░.
░░░░░: ░.░. ░░░░░░░░