Решение по делу № 2-4882/2014 от 28.07.2014

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

/дата/ г. Химки

Химкинский городской суд <адрес> в составе судьи Дубровина Д.Е., с участием представителя заявителя – ФИО, представителя заинтересованного лица – прокурора Саликовой А.В., при секретаре Алхановой К.К., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению ОАО «Ростелеком» в лице Макрорегионального филиала «Москва» об оспаривании действий должностных лиц, заинтересованное лицо Химкинская городская прокуратура <адрес>,

УСТАНОВИЛ:

ОАО «Ростелеком» в лице Макрорегионального филиала «Москва» обратилось в суд с заявлением на действия должностных лиц, в котором просило признать незаконным и отменить представление Химкинской городской прокуратуры <адрес> от /дата/. № . вынесенное в адрес ОАО «Ростелеком» об устранении нарушений законодательства об информации, информационных технологиях и о защите информации, указывая, что в адрес заявителя прокурором было направлено представление в котором он просил заявителя заблокировать доступ к сайтам осуществляющим реализацию алкогольной продукции.

По мнению заявителя, данное представление является незаконным, поскольку передача информации может быть ограничена только в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами (ч.5 ст. 15 ФЗ от 27.07.2006 № 149-ФЗ).

Информация о продаже алкогольной продукции в ночное время не направлена на пропаганду войны, разжигание национальной, расовой или религиозной ненависти и вражды.

Уголовная или административная ответственность за распространение информации о продаже алкогольной продукции в ночное время действующим законодательством не установлена.

Указанные в представлении ст. 171.1 УК РФ и ст. 14.16 КоАП РФ не квалифицируют распространение информации о продаже алкогольной продукции в ночное время как состав уголовного или административного правонарушения.

Кроме того, в данном случае блокировка сайтов указанных в представлении прокурора возможно в случае их включения в реестр сайтов решением уполномоченного на то органа, чего в данном случае сделано не было, с учетом указанных обстоятельств представление прокурора нельзя признать законным и оно подлежит отмене.

В судебном заседании представитель заявителя заявленные требования поддержал.

Представитель Химкинской городской прокуратуры <адрес> в судебное заседание явился, заявленные требования не признал.

Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии со ст. 245 ГПК РФ суд рассматривает дела, возникающие из публичных правоотношений: по заявлениям об оспаривании решений и действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих.

Согласно ст. 255 ГПК РФ к решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых: нарушены права и свободы гражданина; созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод; на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.

Согласно п. 1 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 10.02.2009г. № 2 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих" к бездействию относится неисполнение органом государственной власти, органом местного самоуправления, должностным лицом, государственным или муниципальным служащим обязанности, возложенной на них нормативными правовыми и иными актами, определяющими полномочия этих лиц (должностными инструкциями, положениями, регламентами, приказами).

В силу п. 2 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 10.02.2009г. № 2 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих" по правилам, установленным главой 25 ГПК РФ, могут быть оспорены решения, действия (бездействие): органов местного самоуправления: представительного органа муниципального образования, местной администрации и иных органов, предусмотренных уставом муниципального образования и обладающих собственными полномочиями по решению вопросов местного значения.

Согласно ст. 12 ГК РФ защита гражданских прав осуществляется путем: признания недействительным акта государственного органа или органа местного самоуправления.

В силу п. 6 ст. 10 Федерального закона «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» распространение информации в Российской Федерации осуществляется свободно при соблюдении требований, установленных законодательством Российской Федерации.

В соответствии со ст. 15 указанного Закона, передача информации посредством использования информационно-телекоммуникационных сетей осуществляется без ограничения при условии соблюдения установленных федеральными законами требований к распространению информации и охране объектов интеллектуальной собственности. Передача информации может быть ограничена только в порядке и на условиях, установленных федеральным законом.

Согласно п. 6 Федерального закона «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» запрещается распространение информации, которая направлена на пропаганду войны, разжигание расовой, национальной или религиозной ненависти или вражды, а так же иной информации, за распространение которой предусмотрена уголовная ответственность.

Статьей 9 Федерального закона «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» предусмотрена возможность ограничения доступа к информации в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

Судом установлено, что заявитель осуществляет соединение юридических и физических лиц с сетью Интернет, являясь одним из Интернет-провайдеров на территории г.о. <адрес>.

Химкинской городской прокуратурой <адрес> в ходе проверки интернет ресурсов были выявлены сайты осуществляющие реализацию алкогольной и спиртосодержащей продукции.

/дата/. Химкинской городской прокуратуры <адрес> в адрес ОАО «Ростелеком» было вынесено представление № . об устранении нарушений законодательства об информации, информационных технологиях и о защите информации, указывая, что в адрес заявителя прокурором было направлено представление в котором он просил заявителя заблокировать доступ к сайтам осуществляющим реализацию алкогольной продукции.

В соответствии с частью 5 статьи 46 Федеральный закон от 07.07.2003 № 126-ФЗ «О связи» оператор связи, оказывающий услуги по
предоставлению доступа к информационно-телекоммуникационной сети
"Интернет", обязан осуществлять ограничение и возобновление доступа к
информации, распространяемой посредством информационно- телекоммуникационной сети «Интернет», в порядке, установленном Федеральным законом от 27 июля 2006 года № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации».

Указанным Федеральным законом установлено, что передача информации посредством использования информационно-телекоммуникационных сетей осуществляется без ограничений при условии соблюдения установленных федеральными законами требований к распространению информации и охране объектов интеллектуальной собственности. Передача информации может быть ограничена только в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами (ч.5 ст. 15 ФЗ от 27.07.2006 № 149-ФЗ).

В целях ограничения доступа к сайтам в сети Интернет, содержащим информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, создается единая автоматизированная информационная система «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети Интернет и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети Интернет, содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено» (ч.1 ст. 15.1 ФЗ от 27.07.2006 № 149-ФЗ).

В силу ч.2 ст. 15.1 ФЗ от 27.07.2006 № 149-ФЗ в реестр включаются доменные имена и (или) указатели страниц сайтов в сети Интернет, содержащих информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено; сетевые адреса, позволяющие идентифицировать сайты в сети Интернет, содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено.

Основанием для включения в реестр сведений, указанных в части 2 ст. 15.1 Федерального закона от 27.07.2006 № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации», является:

1) Решения уполномоченных Правительством Российской Федерации федеральных органов исполнительной власти, принятые в соответствии с их компетенцией в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, в отношении распространяемых посредством сети Интернет:

а) материалов с порнографическими изображениями несовершеннолетних и (или) объявлений о привлечении несовершеннолетних в качестве исполнителей для участия в зрелищных мероприятиях порнографического характера;

б) информации о способах, методах разработки, изготовления и
использования наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, местах приобретения таких средств, веществ и их прекурсоров, о способах и местах культивирования наркосодержащих растений;

в) информации о способах совершения самоубийства, а также призывов к совершению самоубийства;

г) информации о несовершеннолетнем, пострадавшем в результате
противоправных действий (бездействия), распространение которой запрещено федеральными законами;

2) Вступившее в законную силу решение суда о признании информации, распространяемой посредством сети Интернет, информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено (ч.5 ст. 15.1 ФЗ от 27.07.2006 № 149-ФЗ).

Оператор связи, оказывающий услуги по предоставлению доступа к информационно-телекоммуникационной сети Интернет, обязан ограничить доступ к сайту в сети Интернет, содержащему информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, в течение суток с момента включения в реестр сетевого адреса, позволяющего идентифицировать такой сайт в сети Интернет.

Таким образом, ОАО «Ростелеком» имеет право осуществить блокировку доступа к интернет-ресурсам только после включения их сетевых адресов в реестр.

В отношении указанных в представлении Химкинской городской прокуратуры <адрес> сайтов уполномоченными органами не приняты решения о включении их в реестр, так как они не содержат информацию, поименованную в п.п. «а» - «г» п. 1 ч.5 ст. ст. 15.1 ФЗ от 27.07.2006 № 149-ФЗ.

По данным сайтам отсутствуют вступившие в законную силу судебные акты, подтверждающие, что размещенная на них информация запрещена к распространению в сети Интернет, сетевые адреса указанных сайтов не включены в реестр в порядке, определенном ст. 15.1 Федерального закона от 27.07.2006 № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации».

Данные обстоятельства прямо свидетельствуют об отсутствии у ОАО «Ростелеком» оснований для ограничения доступа к интернет-ресурсам, указанным в представлении Химкинской городской прокуратуры <адрес>.

Кроме того блокировка ОАО «Ростелеком» доступа к сайтам указанным в представлении Химкинской городской прокуратуры <адрес> без включения их сетевых адресов в реестр будет квалифицирована как нарушение конституционных прав граждан и законодательства в области связи, поскольку указанные сайты не содержат информацию, которая квалифицирована уполномоченными органами или судом как запрещённая к распространению.

При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о том, что в действиях заявителя по обеспечению свободного доступа к сайтам, указанным в представлении Химкинской городской прокуратуры <адрес>, отсутствуют какие-либо нарушения законодательства, что исключает наличие оснований для блокировки доступа к этим сайтам и привлечения соответствующих должностных лиц ОАО «Ростелеком» к дисциплинарной ответственности, в связи с чем вынесенное прокурором представление нельзя признать законным и оно подлежит отмене.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд,

РЕШИЛ:

Признать незаконным и отменить представление Химкинской городской прокуратуры <адрес> от /дата/. № . вынесенное в адрес ОАО «Ростелеком» об устранении нарушений законодательства об информации, информационных технологиях и о защите информации.

Решение может быть обжаловано в Московский областной суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Федеральный судья:

Решение суда в окончательной форме изготовлено 27.10.2014г.

Федеральный судья:

2-4882/2014

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
ОАО "Ростелеком"
Другие
Химкинская городская прокуратура
Суд
Химкинский городской суд Московской области
Дело на странице суда
himki.mo.sudrf.ru
28.07.2014Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
28.07.2014Передача материалов судье
01.08.2014Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
01.08.2014Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
11.08.2014Подготовка дела (собеседование)
11.08.2014Вынесено определение в порядке ст. 152 ч.3 ГПК РФ (о назначении срока проведения предв. суд. заседания выходящего за пределы установленных ГПК)
02.09.2014Предварительное судебное заседание
22.10.2014Судебное заседание
22.10.2014Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
07.11.2014Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
22.10.2014
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее