Дело №2-204/2024

УИД: 14RS0007-01-2024-000289-94

РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

с. Верхневилюйск 21 июня 2024 года

Верхневилюйский районный суд Республики Саха (Якутия) в составе при секретаре судебного заседания Ивановой Е.И.,

с участием заместителя прокурора Верхневилюйского района Республики Саха (Якутия) Николаева П.Д.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Верхневилюйского района Республики Саха (Якутия) к администрации МР «Верхневилюйский улус (район)» Республики Саха (Якутия) о возложении обязанности принять меры по обеспечению обучения учащихся в зданиях отвечающим требованиям законодательства,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Верхневилюйского района РС (Я) Сивцев М.М. в защиту интересов неопределенного круга лиц обратился в суд с вышеуказанным иском, мотивируя тем, что прокуратурой района проведена проверка соблюдения прав учащихся, воспитанников образовательных организаций на обучение в безопасных условиях. По результатам проверки установлено, что на территории <адрес> имеется 5 аварийных образовательных зданий, а именно: МБДОУ «Намский ЦРР-ДС «Кэнчээри», МБДОУ «Детский сад «Сардаана», МБОУ «Кудунская начальная школа – детский сад», МБДОУ «Центр развития ребенка – детский сад № 3 «Уруйэчээн», МБОУ «Балаганнахская ООШ». Указывая на изложенное, истец просит обязать администрацию МР «Верхневилюйский улус (район)» Республики Саха (Якутия) в срок до ДД.ММ.ГГГГ принять меры по обеспечению обучения учащихся в зданиях отвечающим требованиям законодательства.

В судебном заседании заместитель прокурора Николаев П.Д. исковые требования поддержал по основаниям, изложенным в исковом заявлении.

Представитель ответчика в судебное заседание не явился, о времени, дате и месте судебного заседания извещен, причины не сообщил, заявление об отложении судебного заседания, возражения на иск не предоставил.

На основании ч. 4 ст. 167 ГПК РФ суд определил рассмотреть дело без участия ответчика.

Суд, выслушав прокурора, изучив материалы дела, оценив представленные доказательства, приходит к следующему.

В соответствии со ст. 43 Конституции РФ каждый имеет право на образование. Гарантируются общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях.

Согласно п. 2 ч. 6 ст. 28 Федерального закона от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее – Закон № 273-ФЗ) образовательная организация обязана осуществлять свою деятельность в соответствии с законодательством об образовании, в том числе, создавать безопасные условия обучения, в том числе при проведении практической подготовки обучающихся, а также безопасные условия воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации.

В силу п. 5 ч. 1 ст. 9 Закона № 273-ФЗ к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов, муниципальных округов и городских округов по решению вопросов местного значения в сфере образования относятся, в том числе и обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных организаций, обустройство прилегающих к ним территорий.

В силу ст. 210 ГК РФ собственник несет бремя содержания, принадлежащего ему имущества.

Согласно п. 11 ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» следует, что к вопросам местного значения муниципального района относятся, в том числе и организация предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования по основным общеобразовательным программам в муниципальных образовательных организациях (за исключением полномочий по финансовому обеспечению реализации основных общеобразовательных программ в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами), организация предоставления дополнительного образования детей в муниципальных образовательных организациях (за исключением дополнительного образования детей, финансовое обеспечение которого осуществляется органами государственной власти субъекта Российской Федерации), создание условий для осуществления присмотра и ухода за детьми, содержания детей в муниципальных образовательных организациях, а также осуществление в пределах своих полномочий мероприятий по обеспечению организации отдыха детей в каникулярное время, включая мероприятия по обеспечению безопасности их жизни и здоровья.

Статьей 1 Федерального закона от 30 декабря 2009 года № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» (далее – Закон № 384-ФЗ) предусмотрено, что одной из целей его принятия является защита жизни и здоровья граждан.

В силу ст. 7 Закона № 384-ФЗ строительные конструкции и основание здания или сооружения должны обладать такой прочностью и устойчивостью, чтобы в процессе строительства и эксплуатации не возникало угрозы причинения вреда жизни или здоровью людей, имуществу физических или юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу.

Статьей 36 Закона № 384-ФЗ предусмотрено, что безопасность здания или сооружения в процессе эксплуатации должна обеспечиваться посредством технического обслуживания, периодических осмотров и контрольных проверок и (или) мониторинга состояния основания, строительных конструкций и систем инженерно-технического обеспечения, а также посредством текущих ремонтов здания или сооружения.

В судебном заседании установлено, что прокуратурой района по поручению прокуратуры Республики Саха (Якутия) проведена проверка соблюдения прав учащихся, воспитанников образовательных организаций на обучение в безопасных условиях.

Проверкой установлено, что на территории Верхневилюйского района имеется аварийные образовательные здания, а именно: МБДОУ «Намский ЦРР-ДС «Кэнчээри», МБДОУ «Детский сад № 4 «Сардаана», МБОУ «Кудунская начальная школа – детский сад», МБДОУ «Центр развития ребенка – детский сад № 3 «Уруйэчээн», МБОУ «Балаганнахская ООШ».

Отчетом ООО НПО «Сахагеопроект» от ДД.ММ.ГГГГ здание МБДОУ «Намский ЦРР-ДС «Кэнчээри» признано аварийным, рекомендуется вывести объект на эксплуатации (л.д. 9-28).

Согласно дефектному акту от ДД.ММ.ГГГГ здание МБОУ «Кудунская начальная школа – детский сад» находится в ветхом состоянии и требует капитального ремонта (л.д. 29-32).

Согласно дефектному акту от ДД.ММ.ГГГГ здание МБДОУ «Детский сад № 4 «Сардаана» признано ограниченно-работоспособным, рекомендуется проектирование строительство нового объекта (л.д. 33-41).

Кроме того, здания МБДОУ «Центр развития ребенка – детский сад № 3 «Уруйэчээн», МБОУ «Балаганнахская ООШ» эксплуатируются свыше 50 лет.

Прокуратурой района по выявленным нарушениям в досудебном порядке принимались меры прокурорского реагирования. На имя главы муниципального района было внесено представление от ДД.ММ.ГГГГ об устранении нарушений федерального законодательства. Однако внесенное представление прокурора района фактически оставлены без удовлетворения, выявленные нарушения не устранены в полном объеме (л.д. 42-46).

В соответствии с п. 1 ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений.

На момент рассмотрения дела доказательства устранения выявленных нарушений безопасности в образовательных зданиях МБДОУ «Намский ЦРР-ДС «Кэнчээри», МБДОУ «Детский сад № 4 «Сардаана», МБОУ «Кудунская начальная школа – детский сад», МБДОУ «Центр развития ребенка – детский сад № 3 «Уруйэчээн», МБОУ «Балаганнахская ООШ», суду не представлено.

Таким образом, в ходе судебного разбирательства доказаны факты несоответствия помещений школы к требованиям действующего законодательства, здания по своему техническому состоянию не отвечают безопасности.

Несоответствие помещения школ требованиям безопасности создает опасность для жизни и здоровья несовершеннолетних, обучающихся в образовательном учреждении, а также персонала учреждения, которые являются неотчуждаемыми правами и свободами человека и защищаются гражданским законодательством и Конституцией РФ.

Несоблюдение всех установленных требований для работы образовательного учреждения может повлечь за собой причинение вреда жизни и здоровью несовершеннолетних, персоналу учреждения, поэтому доводы стороны ответчика о включении в план на последующие годы строительства нового здания школы не могут быть приняты судом в качестве оснований для отказа в иске.

В соответствии со ст. 206 ГПК РФ установить ответчикам срок для совершения вышеуказанных действий.

Неисполнение ответчиком обязанностей по обеспечению доступного образования для детей с ограниченными возможностями, предусмотренных ст. ст. 28, 41 Закона «Об образовании в РФ», ст. 16 Закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» является основанием для удовлетворения иска о понуждении к исполнению обязанности по обеспечению безопасных условий для обучения несовершеннолетних на получение начального, основного и среднего общего образования и безопасных условиях. Так как в течение длительного времени не приняты реальные меры по обеспечению прав учащихся указанных образовательных учреждений на безопасные условия образования.

На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194 - 199 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд

Руководствуясь ст. ст. 194 - 199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ (░░░░░░) - ░░░░░░░░░░░░░.

░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ «░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ (░░░░░)» ░░░░░░░░░░ ░░░░ (░░░░░░) ░░░░░░░ ░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░ «░░░░░░░ ░░░-░░ «░░░░░░░░», ░░░░░ «░░░░░░░ ░░░ № 4 «░░░░░░░░», ░░░░ «░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ – ░░░░░░░ ░░░», ░░░░░ «░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ – ░░░░░░░ ░░░ № 3 «░░░░░░░░░», ░░░░ «░░░░░░░░░░░░░░ ░░░» ░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░ ░░ 01 ░░░░░░░░ 2027 ░░░░.

░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ (░░░░░░) ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ (░░░░░░) ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.

░░░░░:                           ░.░. ░░░░░░░░

2-204/2024

Категория:
Гражданские
Истцы
Прокуратура Верхневилюйского района
Ответчики
Администрация МР "Верхневилюйский улус (район)"
Суд
Верхневилюйский районный суд Республики Саха (Якутия)
Судья
Кириллин Василий Александрович
Дело на сайте суда
vvilyui.jak.sudrf.ru
31.05.2024Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
03.06.2024Передача материалов судье
03.06.2024Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
03.06.2024Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
13.06.2024Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
21.06.2024Судебное заседание
21.06.2024Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
24.07.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
24.07.2024Дело оформлено
24.07.2024Дело передано в архив
21.06.2024
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее